Научная статья на тему 'Развитие навыков художественного общения у дирижеровхормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Развитие навыков художественного общения у дирижеровхормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ХОРМЕЙСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДИРИЖЕР-ХОРМЕЙСТЕР / ART COMMUNICATION / HORMEYSTERSKY PREPARATION / CONDUCTOR-CHORUS MASTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Языков Евгений Леонидович, Кашина Наталья Ивановна

В статье рассматривается содержание феномена «художественное общение» в гуманитарных науках. Авторы раскрывают значимость художественного общения в профессиональной подготовке будущих дирижеров-хормейстеров, выявляют его роль в художественной коммуникации на разных этапах работы дирижера-хормейстера над хоровым произведением: во время предварительной работы с партитурой, репетиционного процесса и концертного исполнения. Также авторами выявляются пути развития навыков художественного общения у дирижеров-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Языков Евгений Леонидович, Кашина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of skills of art communication in conductorschorus masters in the course of vocational training in higher education institution

One of significant aspects of work of the conductor-chorus master is his interaction with choral collective. It is connected with specifics of work of the conductor-chorus master who is defined by a number of the communicative communications which are carried out to in time and after execution of the choral work: the conductor the choral work; the conductor choral collective; the conductor -the singer of chorus / choral collective; the conductor recipients (listeners). Future conductors-chorus masters have to have the created skills of art communication, be able to carry out emotional and intellectual interaction with pupils on mastering by them the skills necessary for independent conducting dialogue with works of musical art. These are skills of perception of contents of the piece of music, expression of the attitude towards him in various form the verbal-izovannykh estimated judgments, a mimicry, gestures. The end result of vocal and choral work consisting in bright and convincing performance of the piece of music by chorus depends on the nature of creative interaction of the conductor with participants of chorus, level of proficiency in him in mechanisms of art communication. Within this scientific article art communication is interpreted as the aestheticized form of communication of subjects based on achievement of spiritual unity and understanding of partners. It assumes contact of subjects of interaction by means of various forms of art and creative activity. So, communication with the work of art is the process assuming not only understanding by the recipient of the idea of the work of art, his artistic image, but also coauthorship. The artistic image is incomplete and inexhaustible and is perceived by each recipient individually. In article the author discloses the importance of art communication in vocational training of future conductors-chorus masters, his role in art communication at different stages of work of the conductor on the choral work comes to light: during preliminary work with the score, rehearsal process and concert execution. Also the author reveals ways of development of skills of art communication in future conductors-chorus masters in the course of their vocational training. So, after initial listening of the new vocal work it is possible to offer students: to make questions and to give the answers which are precisely transferring the main ideas, mood, character of the piece of music, feature of his performing embodiment; during the work on "role" choral works to transfer by intonations of a voice character, mood of characters; when performing exercises (for example, the developing voice games) by means of intonation, a mimicry, gestures to display intonations of questions-answers, wind noise, the movement the car, etc.; during work on the two-part vocal work to focus attention on development of abilities to conduct dialogue (speech, singing).

Текст научной работы на тему «Развитие навыков художественного общения у дирижеровхормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 32

УДК 378.147:371.124:78 БОТ: 10.17223/22220836/32/10

Е.Л. Языков, Н.И. Кашина

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ У ДИРИЖЕРОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В статье рассматривается содержание феномена «художественное общение» в гуманитарных науках. Авторы раскрывают значимость художественного общения в профессиональной подготовке будущих дирижеров-хормейстеров, выявляют его роль в художественной коммуникации на разных этапах работы дирижера-хормейстера над хоровым произведением: во время предварительной работы с партитурой, репетиционного процесса и концертного исполнения. Также авторами выявляются пути развития навыков художественного общения у дирижеров-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: художественное общение, хормейстерская подготовка, дирижер-хормейстер.

Одним из значимых аспектов работы дирижера-хормейстера является его взаимодействие с хоровым коллективом (исполнителями). Это связано со спецификой содержания работы дирижера-хормейстера, определяющейся рядом коммуникативных связей, осуществляющихся до, во время и после исполнения хорового произведения: дирижер - хоровое произведение; дирижер - хоровой коллектив; дирижер - певец хора / хоровой коллектив; дирижер - реципиенты (слушатели).

Профессиональная деятельность дирижера-хормейстера является одним из видов художественной коммуникации, предполагающей творческое общение с музыкой и с участниками хорового коллектива. Как показывает анализ исследований ведущих педагогов-дирижеров (Г.Л. Ержемский, С.А. Казачков, Н.А. Малько, И.А. Мусин, К.А. Ольхов и др.), успех данного вида музыкально-исполнительской деятельности зависит от наличия у дирижера-хормейстера навыков управления и его коммуникативной оснащенности. В связи с этим на первый план профессиональной подготовки дирижера-хормейстера в вузе выдвигается задача по формированию его коммуникативной компетентности как важной составной части целостной профессиональной компетентности.

Будущие дирижеры-хормейстеры должны обладать сформированными навыками художественного общения и уметь осуществлять эмоционально-интеллектуальное взаимодействие с исполнителями (учащимися) по овладению ими специфическими умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного ведения диалога с произведениями музыкального искусства: умениями и навыками восприятия содержания музыкального произведения (видение, понимание и осмысление средств музыкальной выразительности, используемых композитором, определение доминирующей в музыкальном произведении гаммы чувств), адекватного восприятия авторской позиции (понимание и осмысление типологической целостности музыкального произ-

ведения - стиля, творческой манеры композитора, его мировосприятия и мироощущения), выражения своего отношения с учетом личного опыта в различной форме - вербализованных оценочных суждениях, мимике, жестах и т.д.

В процессе вокально-хоровой работы наряду с вербальной коммуникацией используется и невербальное общение, значение которого очень велико, поскольку оно позволяет не только понимать исполнителям дирижерские жесты, без которых невозможно руководить исполнением хоровой музыки, но и передавать в пластике свое образное восприятие музыки - «пластическое интонирование», трактующееся исследователями как эмоционально-моторный компонент восприятия музыки (Т.Е. Вендрова), любое движение человеческого тела, вызванного музыкой и выражающее ее образ (Т.П. Королева), эмоциональный и целостный интонационный анализ музыки в простых и естественных движениях (В. Коэн). В процессе музыкально-исполнительской деятельности вербальные и невербальные каналы информационной связи не изолированы друг от друга в своем применении и могут чередоваться или взаимодействовать. Они выступают в диалектическом единстве, выполняя регулятивные функции по передаче музыкально-художественной информации, невербальной по своей природе [1].

При выражении своего отношения к музыкальному произведению реципиентом используются мимика и жесты. Здесь задействованы: кинесика (проявления мимики, пантомимики, жестов, взглядов), экстралингвистика (речевые паузы, смех и т.д.), паралингвистика (громкость, тембр, ритм, высота звука), проксемика (характер межличностного пространства и расположения людей при общении).

Жесты и микрожесты как явления движения составляют динамическую часть коммуникативной системы. Жесты и мимика являются наиболее значимыми и постоянно используемыми в процессе музыкального воспитания невербальными средствами общения и созвучны музыке как временному искусству [2].

Конечный результат вокально-хоровой работы, заключающийся в ярком и убедительном исполнении музыкального произведения, зависит от характера творческого взаимодействия дирижера с участниками хора, уровня владения им механизмами художественной коммуникации.

Хоровое пение - это форма коллективного творчества, которая предполагает у его участников наличие ансамбля, согласованного совместного музыкального действия. Оно объединяет поющих в единый коллектив, в процессе совместных усилий создающий единый музыкальный образ, передаваемый слушателям. Оно обладает большим потенциалом в формировании не только духовного мира каждого ребенка (что описано в ряде исследований [3]), но и его эмоционально-коммуникативной сферы, умений коммуникативной деятельности.

Если общение с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры, имеющими статическую форму своего воплощения, возможно и без посредника, т.е. напрямую, то общение с произведениями искусства, имеющими синтетическую природу, такими как музыка, театр, танец, кино, предполагает посредника - исполнителя или исполнительский коллектив. И здесь далеко не последнюю роль играет трактовка и подача им произведения искусства, от чего и зависит уровень художественного общения между исполнителем и

реципиентом, степень нравственного и воспитательного воздействия их исполнения на личность [4].

В связи с этим в данной статье будут даны ответы на вопросы: что представляет собой художественное общение, какую роль оно играет в профессиональной подготовке дирижеров-хормейстеров, каковы пути развития у них навыков художественного общения.

Наряду со множеством важнейших функций (познавательная, просветительская, гедонистическая, эстетическая, мировоззренческая и др.), искусство выполняет в обществе и коммуникативную функцию [5]. Оно является средством общения между людьми, позволяющим установить духовную и эмоциональную связь между ними [6].

Живопись, музыка, архитектура, поэзия - величайшие образцы общения через искусство разных поколений, культур и эпох. Важной отличительной чертой такого общения является наличие проводника, коим выступает художественный образ - особый тип партнера, нереальный, воображаемый или, по определению М.С. Кагана [7], иллюзорный (живой или неживой объект нашего внимания, с которым реципиент вступает в беседу, субъективирует, одухотворяет его). Между художником и зрителем, слушателем образуется мысленный диалог.

Особым типом воображаемого партнера для реципиентов является автор того или иного произведения искусства. Создавая свое творение, художник ищет сопереживания, духовного взаимодействия с реципиентом, направляет его мысль, обогащает мировоззрение. Включаясь в процесс созерцания и осмысления произведения искусства, реципиент, вопреки пространственной и временной дистанции, вступает в общение с автором, переживает вместе с ним жизнь его творения.

В современной научной литературе художественное общение интерпретируется как процесс взаимосвязи и взаимодействия автора художественного произведения и зрителя (Ю.Б. Борев); деятельность особого рода, выполняющая ряд воспитательных и социокультурных функций (М.С. Каган); деятельность особого рода по осуществлению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через опосредующее звено - художественное произведение, несущее в себе жизненный и художественный опыт автора, информацию о его художественной концепции мира и личности, которая осваивается зрителем через «диалог» (Т.А. Бреусова).

В рамках данной научной статьи художественное общение интерпретируется как эстетизированная форма общения субъектов, основанная на достижении духовного единства и понимания партнеров. Оно предполагает контакт субъектов взаимодействия посредством различных форм искусства и творческой деятельности. Так, общение с произведением искусства есть процесс, предполагающий не только понимание реципиентом идеи произведения искусства, его художественного образа, но и сотворчество. Художественный образ незавершен и неисчерпаем, порой противоречив и парадоксален и воспринимается каждым реципиентом индивидуально [8].

Активность художественного восприятия состоит, во-первых, в том, что оно завершает работу, начатую художником, и по программе, закодированной в художественном тексте, реконструирует созданные художником образы. Во-вторых, данная активность выражается в завязывании общения с эти-

ми образами, что придает художественному общению диалогический характер. Реципиент ведет диалог с образами героев произведения искусства, а через них - с их создателями.

Выделяют два типа художественного общения: внутренний диалог — диалог со вторым «Я», с композитором, художником или героем произведения искусства, с произведением искусства в целом, его смысловым содержанием, в процессе которого человек представляет себя на месте автора или героя произведения, сопереживает, сочувствует ему, стремится следовать образцам его поведения, идентифицирует себя с героем [9]; внешний диалог -диалог об искусстве и по поводу искусства с реальными собеседниками, в процессе которого у человека формируется понимание ценности каждой личности, ее мыслей, суждений, способность обмениваться информацией с собеседником, с уважением относиться к мнениям и позициям окружающих людей, стремление к взаимопониманию с ними [10].

Рассматривая структуру художественного общения, необходимо отметить наличие трех основных аспектов: содержания, цели и средства.

Содержание художественного общения имеет эстетически-нравственный характер и несет в себе информацию об эмоциональных состояниях героев произведения искусства, о самом художнике-творце, о мире, исторических событиях и т.д. Эту информацию мы можем получить только благодаря личностному субъективному пониманию образности произведения, имеющему индивидуальные характеристики.

Целью художественного общения является потребность в творческом выражении субъекта, его нравственном развитии, в аккумулировании эстетических и культурных ценностей (по мнению современных ученых, «на освоение человеком ценностного содержания произведений музыкального искусства влияет внутренний, внутриличностный уровень музыкального общения» [11. С. 51]), в воплощении своего воображения, потребности эстетического моделирования действительности и духовного возвышения.

Средствами художественного общения могут стать любые действия, способные передать необходимую информацию как при помощи вербальных, так и невербальных средств общения (языка живописи, мимики, жестов, поз, музыкальной интонации и пр.).

Художественное общение является одним из базовых компонентов профессиональной подготовки дирижера-хормейстера. Его работа над музыкальным произведением состоит из трех основных этапов.

На первом этапе осуществляется предварительная работа с партитурой, где постигается замысел композитора, художественный образ произведения и его собственное исполнительское понимание.

На втором этапе осуществляется репетиционный процесс, где реализуется творческий замысел и оттачивается техническая составляющая. Дирижер, помимо сугубо музыкальных аспектов исполнительства, учитывает ряд моментов психологического и педагогического порядка, без которых коммуникативный акт коллективного исполнительства состояться не сможет. Основой творческого общения дирижера с хором является творческий контакт. Он возникает лишь в тех случаях, когда все участники процесса взаимодействия погружены в единую интеллектуально-художественную деятельность, осуществляемую в одном творческом направлении, что предопределяет единство

их эмоциональных состояний и переживаний. Для достижения этого дирижер-хормейстер должен обладать определенными коммуникативными способностями и навыками. Репетиционная техника дирижера предполагает умение воздействовать на исполнителей при помощи дирижерского жеста, путем устных пояснений, показа голосом мелодической и образной интонации и т.д. [12].

Руководитель исполнительского коллектива должен владеть техникой дирижирования, представляющей собой сплав мануальной техники, языка мимики и пантомимики, служащий для того, чтобы передавать определенное содержание. Мануальная техника дирижирования - это художественная техника коммуникативного порядка, явление социально-психологическое. Но, при всей специфичности художественного языка дирижирования его корни -в единой общечеловеческой системе общения. Особенность коммуникативного языка выразительных движений состоит в том, что большинство сигналов передаются и воспринимаются быстрее, чем человек способен их осознать [13]. Дирижирование - это система ауфтактов, т.е. система предвосхищения реального звучания музыкального произведения, с его образной сферой, темпом, штрихами, динамикой и другими составляющими его музыкальными компонентами. Хормейстеру очень важно овладеть этой системой, не ограниченной только показами долей в такте, а вбирающей весь коммуникативный комплекс этого процесса, включающий взгляд дирижера, мимику, пантомимику, экспрессию и другие факторы, необходимые для творческой интерпретации исполняемого произведения.

Важную роль в процессе репетиции играет слово. Человеческая речь является важнейшим средством получения информации. Педагог-хормейстер с ее помощью организует репетиционный процесс, объясняет певцам свои художественные намерения, эмоционально заражает их своим творческим видением исполняемой музыки. По мнению В.Л. Живова [14], в результате руководитель хора использует все три известные коммуникативные стороны речи: информационную (передача знаний), выразительную (передача чувства и отношение коммуникатора к предмету сообщения), волеизлиятельную (подчинение действия реципиента замыслу коммуникатора).

На третьем этапе работы дирижера над музыкальным произведением (концертное исполнение) в единовременном живом звучании оценивается эффективность и целесообразность всех творческих усилий дирижера и всего исполнительского коллектива, ведь слушателей привлекает не только творение самого композитора, но и его интерпретация, творческое переосмысление.

Главная отличительная особенность концертного исполнения состоит в изменении воздействия дирижера на исполнительский коллектив. В отличие от репетиционного процесса, где дирижер может воздействовать на исполнителей как дирижерским жестом, так и словом, любым образно-выразительным жестом, вокальным показом или игрой на инструменте, на концерте единственным средством общения является дирижирование.

Передача художественной и эмоциональной информации, корректирующей, регулирующей, стимулирующей коллективное взаимодействие в процессе пения, осуществляется с помощью выразительного взгляда, подвижной мимики, пантомимики; использования выразительных возможностей го-

лоса, речи (темпа, динамики речи, разнообразных интонаций, диапазона, тональности высказываний, вкрапления пауз и т.п.); передачи настроений, переживаний с помощью экстралингвистических средств (восклицаний и т.д.); направленностью на партнеров по музыкальной деятельности и проявлению эмоционального отклика на их действия через активное использование жестов, поз.

Профессия дирижера-хормейстера сложна и многогранна. В отличие от исполнителей-инструменталистов, дирижер не имеет под рукой готового инструмента. Этот «инструмент» он должен создать и нужным образом настроить. Настройка же хорового коллектива заключается не только в усвоении певцами вокальных навыков и овладении интонационными трудностями того или иного музыкального произведения, но и в психологической подготовке каждого исполнителя, умении затронуть нужные струны в его душе. И только через вдохновение, нужный образный настрой, включающий в себя представление об эпохе и стиле исполняемой музыки, о мыслях, чувствах, душевных порывах личности композитора, будет создано истинно прекрасное полотно, позволяющее говорить о высоком искусстве. Художественное общение «позволяет студентам открывать для себя новые возможные смыслы в музыкальном искусстве, посредством выработки собственного музыкального языка, передачи внутренних чувств, эмоциональных состояний» [15. С. 14].

Какие приемы и методы можно использовать для развития навыков художественного общения у будущих дирижеров-хормейстеров в процессе их профессиональной подготовки?

1. После первоначального прослушивания нового вокального произведения составить вопросы и дать ответы, точно передающие основные мысли, настроение, характер музыкального произведения, особенности его исполнительского воплощения.

2. При работе над «ролевыми» хоровыми произведениями передавать интонациями голоса характер, настроение персонажей.

3. При выполнении упражнений (например, развивающих голосовых игр) с помощью интонации, мимики, жестов отобразить интонации вопросов-ответов, шум ветра, движение машины и т.д.

4. В ходе работы над двухголосным вокальным произведением внимание акцентировать на развитии умений вести диалог (речевой, певческий).

Таким образом, художественное общение играет огромную роль в профессиональной работе дирижера-хормейстера. Он должен обладать умениями быстро входить в творческий контакт с певцами хора, что позволяет в короткий срок добиться высоких художественных результатов. Он должен иметь сформированные коммуникативные качества и четко осознавать роль художественного общения в работе с хором.

Литература

1. Тагильцева Н.Г. Художественное общение в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 17-20.

2. Ахьямова И.А. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 140 с.

3. Кашина Н.И. Музыка в патриотическом воспитании подрастающего поколения казаков: история вопроса // Педагогика искусства. 2011. № 4. С. 90-98.

4. Языков Е.Л. Художественное общение как один из базовых компонентов хормейстерской подготовки учителя музыки // Дирижерско-хоровая подготовка студентов-бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб. науч. трудов / гл. ред. К.П. Матвеева. Екатеринбург, 2017. С. 85-95.

5. ХолоповаВ.Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2000. 320 с.

6. Кашина Н.И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбуржья: история и современность. Екатеринбург, 2011. 138 с.

7. КаганМ.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М. : Политиздат, 1998. 315 с.

8. Языков Е.Л., Кашина Н.И. Роль художественного общения в процессе хормейстерской подготовки учителя музыки // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 4. С. 40-44.

9. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 70-73.

10. Бреусова Т.А. Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

11. Кашина Н.И. Проблема освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 50- 52.

12. Мусин И. О воспитании дирижера. Л. : Музыка, 1987. 247 с.

13. Смирнов Б.Ф. Дирижерско-симфоническое искусство: музыкально-эстетические и социально-психологические аспекты. СПб. : Композитор, 2003. 295 с.

14. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 287 с.

15. Кашина Н.И., Павлов Д.Н. Проблема развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 3. С. 11-15.

Yevgeniy L Yazykov, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation).

E-mail: [email protected], [email protected].

Natalya I. Kashina, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation).

E-mail: [email protected].

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 32, pp. 92-100.

DOI: 10.17223/22220836/32/10

DEVELOPMENT OF SKILLS OF ART COMMUNICATION IN CONDUCTORS-CHORUS MASTERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Keywords: art communication; hormeystersky preparation; conductor-chorus master.

One of significant aspects of work of the conductor-chorus master is his interaction with choral collective. It is connected with specifics of work of the conductor-chorus master who is defined by a number of the communicative communications which are carried out to in time and after execution of the choral work: the conductor - the choral work; the conductor - choral collective; the conductor -the singer of chorus / choral collective; the conductor - recipients (listeners).

Future conductors-chorus masters have to have the created skills of art communication, be able to carry out emotional and intellectual interaction with pupils on mastering by them the skills necessary for independent conducting dialogue with works of musical art. These are skills of perception of contents of the piece of music, expression of the attitude towards him in various form - the verbal-izovannykh estimated judgments, a mimicry, gestures.

The end result of vocal and choral work consisting in bright and convincing performance of the piece of music by chorus depends on the nature of creative interaction of the conductor with participants of chorus, level of proficiency in him in mechanisms of art communication.

Within this scientific article art communication is interpreted as the aestheticized form of communication of subjects based on achievement of spiritual unity and understanding of partners. It assumes contact of subjects of interaction by means of various forms of art and creative activity. So,

communication with the work of art is the process assuming not only understanding by the recipient of the idea of the work of art, his artistic image, but also coauthorship. The artistic image is incomplete and inexhaustible and is perceived by each recipient individually.

In article the author discloses the importance of art communication in vocational training of future conductors-chorus masters, his role in art communication at different stages of work of the conductor on the choral work comes to light: during preliminary work with the score, rehearsal process and concert execution.

Also the author reveals ways of development of skills of art communication in future conductors-chorus masters in the course of their vocational training.

So, after initial listening of the new vocal work it is possible to offer students: to make questions and to give the answers which are precisely transferring the main ideas, mood, character of the piece of music, feature of his performing embodiment; during the work on "role" choral works to transfer by intonations of a voice character, mood of characters; when performing exercises (for example, the developing voice games) by means of intonation, a mimicry, gestures to display intonations of questions-answers, wind noise, the movement the car, etc.; during work on the two-part vocal work to focus attention on development of abilities to conduct dialogue (speech, singing).

References

1. Tagiltseva, N.G. (2016) Khudozhestvennoe obshchenie v formirovanii kommunikativnykh na-vykov mladshikh shkol'nikov [Art communication for communicative skills formation in younger schoolchildren]. Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 1. pp. 17-20.

2. Akhyamova, I.A. (2002) Formirovanie navykov neverbal'nogo obshcheniya u starshikh dosh-kol'nikov v protsesse muzykal'nogo vospitaniya [Formation of non-verbal communication skills in senior preschoolers in the process of musical education]. Pedagogy Cand. Diss. Ekaterinburg.

3. Kashina, N.I. (2011) Muzyka v patrioticheskom vospitanii podrastayushchego pokoleniya kazakov: istoriya voprosa [Music in the patriotic education of the younger generation of the Cossacks: The history of the issue]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of Art. 4. pp. 90-98.

4. Yazykov, E.L. (2017) Khudozhestvennoye obshcheniye kak odin iz bazovykh komponentov khormeysterskoy podgotovki uchitelya muzyki [Art communication as one of the basic components of the choirmaster music teacher training]. In: Matveeva, K.P. Dirizhersko-khorovaya podgotovka stu-dentov-bakalavrov profilya "Muzykal'noe obrazovanie" v pedagogicheskom vuze [Conducting and choral training of bachelor students of the profile "Music Education" in a pedagogical university]. Ekaterinburg: [s.n.]. pp. 85-95.

5. Kholopova, V.N. (2000) Muzyka kak vid iskusstva [Music as an Art Form]. St. Petersburg:

Lan'.

6. Kashina, N.I. (2011) Muzyka v sisteme vospitaniya i obrazovaniya kazachestva Urala i Orenburzh'ya: istoriya i sovremennost' [Music in the system of upbringing and education of the Cossacks of the Urals and the Orenburg: History and modernity]. Ekaterinburg: Urals State University.

7. Kagan, M.S. (1998) Mir obshcheniya: problema mezhsub"ektnykh otnosheniy [The World of Communication: The Problem of Intersubjective Relations]. Moscow: Politizdat.

8. Yazykov, E.L. & Kashina, N.I. (2016) Rol' khudozhestvennogo obshcheniya v protsesse khormeysterskoy podgotovki uchitelya muzyki [The role of artistic communication in the process of choir master preparation of a music teacher]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 4. pp. 40-44.

9. Kashina, N.I. & Tagiltseva, N.G. (2014) Psychological prerequisites of development of traditional cultural and art values in children and youth. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education. 5(48). pp. 70-73. (In Russian).

10. Breusova, T.A. (2009) Khudozhestvennoe obshchenie kak sredstvo_ formirovaniya dukhovnoy kul'tury mladshego shkol'nika na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva [Art communication as a means of shaping the spiritual culture of the younger schoolchild in fine art lessons]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Ekaterinburg.

11. Kashina, N.I. (2014) Problem of understanding traditional cultural and art values by children and youth. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education. 5(48). pp. 50-52. (In Russian).

12. Musin, I. (1987) O vospitanii dirizhera [On the education of the conductor]. Leningrad: Muzyka.

13. Smirnov, B.F. (2003) Dirizhersko-simfonicheskoe iskusstvo: muzykal'no-esteticheskie i sotsi-al'no-psikhologicheskie aspekty [Conducting and symphonic art: Musical-aesthetic and social-psychological aspects]. St. Petersburg: Kompozitor.

14. Zhivov, V.L. (1998) Teoriya khorovogo ispolnitel'stva [Theory of Choral Performance]. Moscow: Moscow State Technological University.

15. Kashina, N.I. & Pavlov, D.N. (2016) Problemy razvitiya tvorcheskoy samorealizatsii studen-tov kolledzha kul'tury i iskusstv v protsesse muzykal'no-kompozitsionnoy deyatel'nosti [The problem of development of creative self-realization in students of the College of Culture and Arts in the process of musical compositional activity]. Innovatsionnyyeproyekty iprogrammy v obrazovanii. 3. pp. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.