УДК 378
Baikova E.N., Professor, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Рedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Ushakova O.B., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE EDUCATIONAL ASPECT OF CHORAL ART AS A FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT A UNIVERSITY. The article discusses the aesthetic and educational functions of choral art, raising questions about performing quality vocal and choral training of students at a university. The authors reveal defining criterion of internal consistency of all the structural and performance elements of the individual conductor-choirmaster, owing to the huge preparatory work of the student in the learning process develops its own concept of the study of musical compositions, with which he is ready to go to his main instrument-performer - choral collective. In this context, the student is considered as a basis of professional competence, skill and demand in professional activities.
Key words: vocal and choral training, vocational education, pedagogical training, performance skills, choral art, conductor.
Е.Н. Байкова, проф. Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]
О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф., проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,
E-mail: [email protected]
О.Б. Ушакова, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматривается эстетическая и воспитательная функция хорового искусства, поднимаются вопросы исполнительского качества вокально-хоровой подготовки студентов в вузе. Авторами выявляется определяющий критерий внутренней согласованности всех структурно-исполнительских элементов личности дирижера-хормейстера, где в результате огромной подготовительной работы у студента в процессе обучения складывается своя концепция изучения музыкального сочинения, с которой он готов выйти к своему главному инструменту-исполнителю - хоровому коллективу. В этом контексте высокий уровень вокально-хоровой подготовки студента рассматривается как основа профессиональной компетенции, мастерства и востребованности в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: вокально-хоровая подготовка, профессиональное образование, педагогическая подготовка, исполнительское мастерство, хоровое искусство, дирижер.
Проблема эффективной вокально-хоровой подготовки будущих педагогов-музыкантов, по-прежнему активно изучается и обсуждается. Ограниченность во времени многих профильных дисциплин заставляет искать новые, прогрессивные способы реализации основных задач вокально-хорового педагогического образования.
Исследуя общественно-культурные процессы наших дней, можно убедиться, что исполнительское творчество в области хоровой музыки развивается весьма бурно. Такой возрастающий интерес к хоровым жанрам объясняется, на наш взгляд, огромным потенциалом выразительности, эмоционального воздействия на слушателя.
Одним из важнейших факторов является повышение уровня исполнительской сложности. Многие современные хоровые произведения может исполнить только высокопрофессиональный коллектив с нестандартным диапазоном, большим количеством голосов. Многие сочинения из-за необычности звучания ошибочно воспринимаются как сложные и сразу отметаются хормейстерами. Здесь, безусловно, требуются многоаспектные методы анализа. Тем не менее, огромное количество хоровых сочинений могут стать великолепным материалом для вокально-хорового обучения будущих педагогов-музыкантов. И наша задача - выяснить, какие из этих современных хоровых произведений, могут быть включены в систему обучения вокально-хорового обучения студентов. Отбор таких произведений должен отвечать многим критерия. Прежде всего - эстетическая ценность. Далее следует учесть образно-содержательный компонент и художественную цельность сочинения. Ещё один важный аспект - на освоение каких конкретно вокально-хоровых навыков направлено изучение того или иного современного хорового сочинения.
Искусство хорового исполнения является одной из интересных проблем для обсуждения. Творческий характер дискурса определяется спецификой данного вида исполнительской деятельности. Несомненно, это утверждение обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, коллективной природой творческого действия. Во-вторых, регламентирующим характером его проявления - руководящей функцией дирижера. В-третьих, тем, что формирует
общий творческий результат. И, наконец, - всё то, чем отличается специфика хорового вида звучания.
Безусловно, возможны и какие-то иные аспекты рассмотрения поставленной проблемы, но, тем не менее, направленность представленных выше позиций является актуальной.
Один из постулатов, связанных с идеей коллективной природы творческого действия, осмысливается как некая константа. Это и есть то обязательное условие, вне которого не может формироваться какое-либо деятельное участие априори. Поскольку именно совместный проект действия и становится главной мотивацией его существования.
Единство усилий к достижению цели воспринимается как единство соучастия в процессе её реализации. И именно ощущение каждым и всеми однонаправленной природы совершающегося действия возникает исключительно благодаря руководящей функции дирижера.
Очевидно, что ансамблевая форма музицирования, представляющая также вариант коллективного модуса корреляции, может существовать и без подобного рода условия. Поскольку фактор более локальной среды проявления «всех» и «каждого» (немногочисленный состав участников) обеспечивает относительно системную форму их сбалансированности.
Вопрос исполнительского качества звучания в структуре хорового способа ансамблирования предполагает иную степень взаимообусловленности «певческих единиц». И определяющим критерием внутренней соорганизованности всех структурно-исполнительских элементов является личность дирижера.
Фактор дирижерского воздействия имеет широкую амплитуду своего влияния на любой вид контекстуальных связей: от структурно-объединяющего момента (хоровой коллектив) до экстраполяции собственной творческой позиции в рамках исполнительского процесса (трактовка). Особый интерес представляет тот ракурс взаимодействия дирижера и хора, где рождается не только возможность сосуществования в единой системе координат, но и условие совместного креативного поиска.
Условие, которое становится базовым критерием для оценки содержания последующего реализуемого действия на
основе целеполагающих характеристик, утверждаемых руководящей инициативой дирижера. И в этом процессе совместного творческого поиска соединяется множественное и личностное - тот синтез, где претворяется общая художественная задача.
Несомненно, что в каждом отдельном случае - черты индивидуальности «дирижерского амплуа» - будет достигаться определенный результат. Но, тем не менее, это будет результат общего действия, рождаемый талантом дирижера и коллективно-личностной формы соучастия хора.
Специфичность получаемого итога творческой работы во многом проецируется на «звуковую часть» исполнительского действия. И поскольку природа хорового инструмента - «певческая», то именно звук становится главным фактором выявления акустико-художественного впечатления.
В связи с этим особенности характеристики хора, как инструмента, в большей степени раскрываются именно через певческую манеру. Вероятно, что сама по себе певческая манера не существует вне ее представления в некоем «акустико-фониче-ском образе» самого дирижера.
Поэтому влияние певческой манеры так ощутимо в оценке исполнительской стилистики того или иного хорового коллектива в целом. Что же делает эту «данность» наиболее значимой для творческого процесса?
Очевидно, то, что и составляет специфику хорового вида звучания, где самобытность певческого компонента определяет качество коллективного действия. «Действия-соучастия», где и рождается единое эмоционально-слуховое представление о природе звукового образа как носителе содержательного начала музыкального произведения.
В реалии в исполнительской практике встречаются коллективы, которые в разной степени обладают чертами той или иной певческой манеры. Как правило, в большей мере - это некая универсалия, где объединяются, скорее, признаки общехорового вида звучания. И в этом ряду: ансамбль, строй, единые дикци-онные навыки произношения являются основными элементами профессионального качества исполнения.
И лишь немногие коллективы обладают присущей им певческой манерой. Ведь главным остается одно - черты своеобразия исполнительского решения, запечатленные в темброво-фониче-ской форме их проявления. Имеется в виду все то, что связано непосредственно с характеристикой звучания хора как инструмента. Здесь особое значение придается звучащему материалу с позиций специфики голоса и как информационного носителя, и как некой определенной краски, представляющей певческо-сти-левую специфику того или иного хорового коллектива.
Очевидно, что каждый дирижер формирует собственную стратегию, ориентируясь на соответствующий его художественно-эстетическим установкам звуковой эталон. И эта данность обусловливает тот самый «певческий образ», который и составляет основу звуковой модели какого-либо исполнительского коллектива.
Для одних дирижеров приоритетом является тембровая характеристика звучания хора в целом - моно-звуковая форма (Б. Тевлин, В. Полянский, Л. Конторович), для других - тембро-во-фонический компонент становится решающим средством воплощения художественной задачи (В. Минин, В. Чернушенко, Б. Певзнер). И в каждом отдельном случае тембр будет окрашивать все звуковое полотно, всю звучащую форму как материю, в условиях которой рождается музыкальный образ исполняемого произведения.
Поэтому всегда феномен специфичности звучания того или иного хорового коллектива во многом зависит от системы оценочных критериев его руководителя. И, прежде всего, особенности установочных позиций дирижера на «предмет» хорового звучания кардинально влияют на все составляющие тембро-во-акустической формы. Начиная от певческой манеры, - принципы звуковедения, характер звукообразования, наличие или отсутствие vibrato, певческие форманты до явления звукового результата - тембровая выразительность, мастерство владения голосом (филировка), искусство ансамблирования в процессе коллективного музицирования [1].
И тогда в полной мере раскрывается специфика исполнительской манеры дирижера и хора как средства выразительности, направленного на реализацию художественного потенциала произведения.
Осмысление значения певческой манеры в целом позволяет оценить темброво-голосовые возможности хора, как инструмен-
та, в процессе формирования звукового образа. Ведь нельзя не отметить, что именно это качество (тембровое начало) всегда было отличительной чертой феномена русского певческо-хоро-вого искусства.
Данная тенденция во многом актуальна и сегодня, что особенно характерно для творческих решений таких выдающихся музыкантов нашего времени, как В.Н. Минин и В.Г. Чернушенко. Это - те имена, которые определяли и определяют развитие «национальной хоровой идеи» на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Это -то созидательное начало, где выразительность голоса, его содержательно-эмоциональная наполненность была, есть и будет доминирующим свойством певческо-исполнительской манеры академического русского хора.
Достижению этой цели предшествует длительный путь обучения начинающего дирижера, когда он знакомится с музыкальной культурой прошлого и настоящего, изучает истори-ко-художественные эпохи, музыкальные стили и жанры, когда начинается его постижение методов композиторского письма, практическое закрепление технических навыков (особенно навыка «чтения с листа» хоровой партитуры), развитие аналитического мышления и полифонического слуха (умение контролировать каждую хоровую партию во время исполнения), а также формируется собственный репертуарно-исполнительский багаж.
Работа с хоровой партитурой - главное направление в профессии дирижера-хормейстера. В процессе изучения партитуры вырабатываются особые и главные профессиональные навыки дирижера: самостоятельное предварительное освоение музыкального сочинения, выбранного для последующего исполнения, убедительное представление хоровому коллективу партитуры на рояле, выстраивание своей концепции сочинения и другие.
После этого начинается глубокое изучение выбранной хоровой партитуры: анализируются музыкальная драматургия, форма, фактурные слои, музыкальный язык сочинения, литературный текст, выявляются вокально-хоровые особенности, функциональные связи между партиями и «неудобные» фрагменты; партитура разучивается на рояле; нотный текст «обрастает» пометками и комментариями дирижера, «слышащего» реальное звучание хора и т.д. Уже на этом этапе «репетируются» дирижерские жесты, которые помогут в будущем передать замысел композитора.
В результате огромной подготовительной работы у дирижера складывается своя концепция сочинения, с которой он готов выйти к своему главному инструменту-исполнителю - хоровому коллективу.
Современная хоровая партитура во многих случаях несет в себе не только традиционный музыкальный текст, но и включает массу новых вспомогательных элементов, связанных со спецификой современной нотации. Сюда относятся разного рода приемы - звуковые (фонические, речевые) и шумовые. Изучая современную хоровую музыку, дирижер сталкивается с «новой» для него партитурой (пронизывающей традиционную нотную) -выписанными композитором подробные обозначения темпов, всевозможных штрихов, способов звукоизвлечения и т. д. Проанализировать и «познать» такую партитуру можно только получив новые знания в области современной композиции, применив их в сочетании с уже имеющимися навыками изучения партитуры. Так, к традиционному визуальному охвату музыкального произведения прибавляется навык визуального выявления и расшифровки нестандартных авторских обозначений динамических оттенков, тембров, фонетических особенностей и др., встречающихся только в данной конкретной партитуре. Также необходимым становится приобретение навыка исполнения хоровой партитуры на рояле и одновременного воспроизведения шумовых эффектов (хлопков, стука ногами и т. д.), речевых особенностей и специфических фонических приемов звукоизвлечения в декламационных фрагментах (отдельные выкрики, глиссандо, кластеры и т. д.).
С развитием в настоящее время новейших технологий в аудиовизуальной среде у начинающего дирижера-хормейстера имеется уникальная возможность познакомиться с различными дирижерскими школами современности (как российскими, так и зарубежными), представляющими мастер-классы и открытые уроки в интернете, демонстрирующих умение работы с хором в целом и практику изучения хоровых партитур. Благодаря этому у молодого специалиста значительно облегчаются поиски нужных жестов, возрастает эффективность в освоении разных спо-
собов выполнения того или иного приема или выразительного жеста. Кроме того, использование специальных компьютерных программ позволяет фиксировать те или иные жесты дирижера для дальнейшего наглядного сравнения их и выбора наилучших вариантов [2].
Использование дирижером в своей предварительной работе над партитурой традиционных навыков, применение им своих знаний методов и приемов современного хорового письма, а также изучение видеоресурсов с выступлениями разных хоровых коллективов на фестивалях, конкурсах, концертах будет способ-
ствовать быстрейшему совершенствованию его профессионализма.
Наблюдая всё более усиливающийся интерес современных исполнителей и композиторов к хоровому искусству, с удовлетворением и надеждой отмечаем, что возрождение национальных традиций преследует не только художественные задачи, но и ставят высокую социально-эстетическую цель - вернуть национальной культуре выпавшие из неё пласты, раскрыть их ценность, и тем самым сохранить один из важных элементов духовного состояния нации.
Библиографический список
1. Байкова Е.Н. О своеобразии исполнительской трактовки. Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Москва: «Перо», 2016.
2. Грибкова О.В., Ушакова О.Б Формирование хормейстерских компетенций студентов. Искусство и образование. 2016; 5 (103): 55 -64.
3. Грибкова О.В., Ушакова О.Б. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки педагогов - музыкантов. Искусство и образование. 2017; 1 (105): 59 - 66.
4. Грибкова О.В. Развитие нравственно-ориентированного потенциала личности в условиях музыкально-образовательной среды в вузе. Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2016; 1-1 (35): 59 - 62.
References
1. Bajkova E.N. O svoeobrazii ispolnitel'skoj traktovki. Innovacionnye processy vkul'ture, iskusstve i obrazovanii. Moskva: «Pero», 2016.
2. Gribkova O.V., Ushakova O.B Formirovanie hormejsterskih kompetencij studentov. Iskusstvo iobrazovanie. 2016; 5 (103): 55 - 64.
3. Gribkova O.V., Ushakova O.B. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki pedagogov - muzykantov. Iskusstvo i obrazovanie. 2017; 1 (105): 59 - 66.
4. Gribkova O.V. Razvitie nravstvenno-orientirovannogo potenciala lichnosti v usloviyah muzykal'no-obrazovatel'noj sredy v vuze. Vestnik Kur-gan-Tyubinskogo gosudarstvennogo universiteta imeniNosira Husrava. 2016; 1-1 (35): 59 - 62.
Статья поступила в редакцию 26.05.17
УДК 372
Gazeva L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department of Russian Philology, North-Ossetian State
Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING FUNCTIONAL-SEMANTIC CLASSIFICATIONS INTRODUCTORY STRUCTURES OF THE RUSSIAN LANGUAGE.
The article deals with introductory constructions of the Russian language, their ambiguous understanding in linguistic literature, also their functional-semantic classifications. Based on the analysis of the problem of the specifics of application of the introductory structures of the Russian language, the author makes a conclusion that the introductory design related to particular phenomena in the syntax is the common type of syntactic entities contain metatext comments; the basic meaning of the introductory designs, different semantic and structural diversity, value modal, emotional, expressive evaluation; the value of woodnote can be expressed by words of different parts of speech, phrases, sentences. Consideration of woodnote as a communicative-pragmatic category provides an opportunity to reveal the nature of these units, their practical purpose, role in the optimization of verbal communication.
Key words: introductory constructions, modal words, functional-pragmatic sources, functional-semantic classifications, speech communication, text.
Л.В. Газаева, канд. пед. наук, доц., проф. каф. русской филологии, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный
педагогический институт», г. Владикавказ, Е-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются вводные конструкции русского языка, неоднозначное понимание их в лингвистической литературе, а также их функционально-семантические классификации. На основе анализа проблемы сущности и применения вводных конструкций русского языка автор делает выводы о том, что вводные конструкции, относящиеся к числу особых явлений в синтаксисе и являющиеся распространённым типом синтаксических образований, содержат метатекстовые комментарии; основное значение вводных конструкций, отличающихся семантическим и структурным многообразием, - значение модальной, эмоциональной, экспрессивной оценочности; значение вводности может быть выражено словами различных частей речи, словосочетаниями, предложениями. Рассмотрение вводности как коммуникативно-прагматической категории даёт возможность раскрыть сущность этих единиц, их практическое назначение, роль в оптимизации речевого общения.
Ключевые слова: вводные конструкции, модальные слова, функционально-прагматическое средство, функционально-семантические классификации, речевое общение, текст.
Актуальность данной статьи определяется неоднозначным пониманием вводных конструкций в лингвистической литературе, сложностью восприятия их как лингвистического явления, трудностями усвоения, практической необходимостью изучения и целесообразного использования вводных конструкций в речи обучающихся.
Основная функция вводных конструкций (особого класса слов), являющихся одним из самых распространённых явлений синтаксиса, заключается в обозначении отношения говорящего к собственному высказыванию (интегральная функция вводных слов). Своеобразием этого отношения объясняются терминологические поиски при определении их обозначения, семантики и
функции. Вводные конструкции относятся к метасинтаксису, выражают его модальные характеристики (степень достоверности и др.), эмоциональную оценку события говорящим, источник информации, порядок и особенности построения текста и изложения мыслей и т.п. С точки зрения объема и грамматической организации вводные конструкции делятся на слова, словосочетания, предложения. Они довольно разнообразны и в формальном отношении: слова различных частей речи (кажется, возможно и др.); предложно-падежные сочетания (к счастью, по слухам и др.); фразеологически связанные сочетания слов (стало быть, таким образом и др.); свободные, но лексически и грамматически стандартизированные в одном из компонентов