Научная статья на тему 'Особенности подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом'

Особенности подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
450
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ХОРОМ / КОМПЛЕКСЕ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ХОРОВОГО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА / ACCOMPANIST / CHOIR / ESPECIALLY WORKING WITH THE CHOIR / COMPLEX KNOWLEDGE AND SKILLS OF CHORAL ACCOMPANIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егорова Светлана Викторовна

В представленном материале отражены особенности работы концертмейстера в хоровом коллективе, которые необходимо учесть при подготовке студента-музыканта к профессиональной деятельности в качестве концертмейстера хора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation of music students’ accompaniment to work with choirs

The submission reflects the features of the accompanist in choirs, which must be taken into account when preparing music students for professional work as an accompanist of the choir.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С. В. Егорова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА К КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЕ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

В представленном материале отражены особенности работы концертмейстера в хоровом коллективе, которые необходимо учесть при подготовке студента-музыканта к профессиональной деятельности в качестве концертмейстера хора.

Ключевые слова: концертмейстер, хоровой коллектив, особенности работы с хором, комплексе знаний, умений и навыков хорового концертмейстера.

S. V. EGOROVA

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) FEATURES OF PREPARATION OF MUSIC STUDENTS ACCOMPANIMENT

The submission reflects the features of the accompanist in choirs, which must be taken into account when preparing music students for professional work as an accompanist of the choir.

Keywords: accompanist, choir, especially working with the choir, complex knowledge and skills of choral accompanist.

В многогранной и разнообразной концертмейстерской деятельности, имеющей место в работе учителя-музыканта, наиболее «многокомпонентной» является работа с хоровым коллективом. Хор - уникальный природный музыкальный инструмент, способный воспроизводить самые разнообразные оттенки музыкального звучания от нежного pianissimo до мощного fortissimo. Но, прежде всего, это - вокально-организованный исполнительский коллектив, звук которого способен развиваться, в то время как фортепианный звук, возникающий в результате удара молоточка о струну, всегда имеет тенденцию к угасанию. Концертмейстер должен соответствовать этому качеству хорового звучания и уметь «пропевать» на фортепиано мелодическую линию. Для этого ему нужно преодолевать молоточковую ударную природу фортепианного звука и все время приближать его к звучанию голоса. Это - один из самых важных моментов в хоровом исполнительстве, на который необходимо обратить внимание при формировании у студентов навыков аккомпанирования хоровому коллективу.

Концертмейстер, аккомпанирующий хору, должен уметь не только на достойном уровне исполнить фортепианное сопровождение к хоровому произведению, но и сыграть саму хоровую партитуру, реализуя при этом

TO WORK WITH CHOIRS

индивидуальность каждой хоровой партии, необходимый звуковой баланс внутри гармонической вертикали, соблюдая необходимые для певцов цезуры и возобновляемое в положенных местах дыхание. Концертмейстер должен освоить умение играть партитуру так, чтобы каждый аккорд звучал полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде было равномерным по силе звука. Хотя довольно часто в хоровой многоголосной партитуре требуется более дифференцированно и определенно озвучить не верхний голос, что часто применяется в фортепианном исполнительстве, а нижний, басовый, как устойчивую основу хорового аккорда.

Важной особенностью концертмейстерской работы с хоровым коллективом является его обязанность контроля творческих параметров исполнения, таких как интонация, голосоведение, ритмический рисунок, характер вокального звучания, фразировка, певческое слово и др. Для успешного совместного творчества с дирижером концертмейстеру важно хорошо ориентироваться в основах вокально-хоровых навыков, среди которых певческое звучание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения, мягкая атака звука и др. Кроме того, в ходе подготовки студент должен овладеть особым многоплоскостным вниманием, которое будет распределяться на игру концертмейстера и на партнеров по ансамблю (хор и дирижер), которые являются главными действующими лицами процесса вокально-хорового исполнения.

Концертмейстер должен помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды вокально-хоровых упражнений и задавая четкий ритм любому виду занятий. В работе с певческим коллективом многое будет зависеть не только от хормейстера-дирижера, но и от профессионализма концертмейстера, даже в таком деле, как правильный выбор певческих упражнений. Сам же процесс занятий и регулярных репетиций должен играть активную роль в выработке чувства партнерства между концертмейстером и дирижером.

Еще одной важной особенностью, отличающей работу концертмейстера с хоровым коллективом от других видов концертмейстерства, является его обязанность знать основы дирижерской техники и хорошо понимать дирижерские жесты, ведь в хоровом исполнительстве постоянно присутствует координация аккомпанемента сообразно намерениям руководителя хора. Дирижерский жест, мимика, положением головы и корпуса дирижера обладают особой смысловой наполненностью, так как являются источником и единицей исполнительской экспрессии. Содержание музыки является для дирижера источником музыкально осмысленных движений в дирижерской практике, потому студент-музыкант, постигающий азы концертмейстерской работы с хоровым коллективом, должен знать приемы дирижирования с двух-, трех-, четырехдольными сетками, понятия «ауфтакт», «точка», «снятие звука», уметь играть «по руке» дирижера, понимать суть дирижерских движений и тонкости, связанные с выразительностью исполнения, штрихами и оттенками и т.д.

Студент-музыкант должен понимать, что профессионализм работающего с хоровой литературой концертмейстера будет базироваться на значительном комплексе знаний, умений и навыков, который вбирает в себя:

- методы освоения вокально-хорового произведения и постижения его музыкально-художественного содержания;

- знания элементов вокальной техники и творческих аспектов, присущих вокальному искусству;

- знания различных типов и видов хоров, организационных структур хора, жанров и форм хорового исполнения;

- понимание всех видов, особенностей и компонентов хорового письма и средств хоровой выразительности;

- знания тембральной окраски, диапазона и тесситурных «условий» каждой хоровой партии;

- умения читать хоровые партитуры для различных составов хоров, упрощать хоровую партитуру или совмещать ее с фортепианным сопровождением;

- навыки моделирования хорового звучания и умения представлять и внутренне слышать это звучание как отдельно, так и в едином музыкальном целом;

- понимание «языка» дирижерского жеста, чуткость, верность и точность реакции на характер и движения этого жеста, на требования, намерения и творческую волю дирижера;

- владение развитыми навыками работы с хоровой партитурой, быстрой ориентацией в нотном тексте и умениями сразу понимать и охватывать настроение и характер музыкального произведения;

- «объемное» видение всей партитуры сочинения и каждой из партий, как в отдельности, так и в сочетании с другими хоровыми партиями и партией сопровождения;

- навыки верного ощущения исполнительской фразировки, логики ее музыкального развития и роли в создании музыкально-художественного образа произведения;

- навыки практического воплощения особенностей хорового дирижирования, которые реализуются в положении: дирижер - ведущий, концертмейстер («хор») - ведомый;

- владение развитыми навыками ансамблевого музицирования и необходимыми исполнительскими средствами;

- знания хоровой музыкальной литературы и принципов подбора репертуара, технических и творческих особенностей составления различного типа музыкальных программ для хоровых коллективов и планов репетиционной работы с ними;

- ориентацию в содержании учебно-репетиционной деятельности;

- умения анализировать результаты проведенной работы, репетиций и выступлений.

Особенности, которые отличают работу концертмейстера с хоровым коллективом, обусловливают профессиональные качества, связанные с

процессом выработки у студента-музыканта навыков по технике чтения партитур и качеству их исполнения. Данные навыки будут отрабатываться на определенном репертуаре с тенденциями постоянного усложнения заданий по принципу уменьшения степени идентичности партитуры и аккомпанемента:

- партитуры хорального типа;

- партитуры гармонической фактуры с развитым голосоведением;

- партитуры гомофонно-гармонического изложения с мелодией;

- подголосочная полифония;

- имитационная полифония;

и посредством увеличения «объектов внимания»:

- восприятие музыкального и литературного текстов;

- соотношение и взаимодействие музыкального и словесного текстов в хоровом произведении;

- точность реализации нотного текста партитуры (мелодии, интонации, гармонии, фактуры, темпа, метра, ритма, формы, штрихов, динамики и т. д.);

- передача вокального звучания при помощи пианистических приемов (пальцевое legato, исполнительское туше, совмещение двух и более голосов в одной руке, использование технических приемов игры и т. д.);

- творческие проявления при исполнении (характер звучания и звуковедения, эмоциональность и выразительность игры, логика и гибкость фразировки, степень упрощения текста и т. д.);

- точное, грамотное, выразительное, адекватное музыкально-художественному образу исполнение партитур для различных хоровых составов с сопровождением и без сопровождения в разнообразном изложении (двух-, трех-, четырехстрочном);

- адекватность реакций на жест дирижера и отдельные приемы мануальной техники (показ вступлений и снятий, пауз и фермат, forte и piano, crescendo и diminuendo, акцентов и колористических приемов, дирижерское решение фраз, отдельных интонаций и т. д.);

- распределение внимания на два музыкально-исполнительских действия: 1) работа под жест дирижера; 2) исполнение концертмейстерской партии или совмещение партитуры с аккомпанементом (техника чтения хоровых партитур).

Поскольку работа с хором - это совместное исполнение, а хор, дирижер и концертмейстер составляют единое целое, необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять и принять его намерения, то есть испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание. Для концертмейстера чуткость во всех ее проявлениях - профессиональное качество, которое требует постоянного и пристального внимания в процессе подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом, а умения слушать и слышать - одна из важнейших частей профессионального мастерства концертмейстера.

Конечно, на процессе работы концертмейстера обязательно отразятся его пианистическое мастерство и аккомпаниаторский профессионализм, умения гибко и точно реагировать на поставленные задачи, показывать на инструменте необходимое звучание и желаемое исполнение и подкреплять их четко, грамотно и аргументировано сформулированными требованиями и пожеланиями. Но аккомпанемент хору связан и с практикой хорошей психологической совместимости хормейстера-дирижера и концертмейстера-пианиста. Не секрет, что психологическая комфортность в работе во многом определяет и ее творческий результат, творческие достижения. Потому процесс подготовки студента-музыканта к концертмейстерской работе с хоровым коллективом должен вбирать как широкий спектр исполнительских качеств, так и формирование личностных свойств, что позволит получить более убедительные результаты в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.