Stepina Natalya Valerievna, Trushina Olga Sergeevna PECULIARITIES OF COMMUNICATION OF STUDENT ..
pedagogical sciences
УДК 37
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0037
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТА-ХОРМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ РАЗУЧИВАНИЯ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ
© 2019
Степина Наталья Валериевна, преподаватель хоровых дисциплин, председатель ПЦК «Хоровое дирижирование» Трушина Ольга Сергеевна, преподаватель
Тольяттинский музыкальный колледж им.Р.К.Щедрина (445021, Россия, Тольятти, б-р Ленина,7 e-mail: step-natali@mail.ru)
Аннотация. Работе хормейстера всегда предшествует большая подготовительная работа с партитурой. Этому вопросу уделялось внимание в работах авторов разных лет. Вместе с тем эта тема продолжает оставаться одной из важнейших в процессе подготовки хормейстера. Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией (ПК 2.8.) - одно из важных качеств профессионально ориентированного студента-хормейстера. Целью статьи является подробный анализ формирования устной речи как части коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в период его профессионального обучения в системе СПО. Многолетний опыт преподавания позволил автору сформулировать и заострить внимание на основных недостатках устной речи студентов-хормейстеров. В ходе наблюдения сформировались требования к устной речи студента-хормейстера при работе с хором. А также намечены некоторые пути решения обозначенной проблемы. Вместе с тем автор предполагает продолжить углубленное изучение заявленной темы в целях повышения уровня профессиональной подготовки дирижера-хормейстера.
Ключевые слова: хоровое пение, дирижер-хормейстер, хоровая партитура, культура речи, коммуникативная компетентность
PECULIARITIES OF COMMUNICATION OF STUDENT-HORMEYSTER IN THE PROCESS OF LEARNING THE CHOIR PARTITURE
© 2019
Stepina Natalya Valerievna, teacher of choral disciplines, chairman of the PCC «Choral conducting» Trushina Olga Sergeevna, teacher Togliatti College of Music named after R.K.Shedrin (445021, Russia, Togliatti, b. Lenina, 7, e-mail: step-natali@mail.ru)
Abstract. The work of the choirmaster is always preceded by a large preparatory work with the score. This issue was given attention in the works of authors of different years. However, this topic continues to be one of the most important in the process of preparing a choirmaster. Possession of a culture of oral and written speech, professional terminology (PC 2.8.) Is one of the important qualities of a professionally oriented choirmaster student. The purpose of the article is a detailed analysis of the formation of oral speech as part of the communicative competence of a choirmaster conductor during his vocational training in the ACT system. Many years of teaching experience allowed the author to formulate and focus on the main shortcomings of oral speech of choirmaster students. During the observation, the requirements for oral speech of the choirmaster student were formed when working with the choir. And also outlined some ways to solve this problem. At the same time, the author proposes to continue an in-depth study of the stated topic in order to increase the level of professional training of the choirmaster conductor.
Keywords: choral singing, conductor-choirmaster, choral score, speech culture, communicative competence
Введение.
Хоровое пение, как наиболее доступный и объединяющий вид искусства, является неотъемлемой частью культуры России [1, 2]. Сохранение и приумножение традиций хорового музыкального искусства - одно из наиважнейших направлений современного музыкального исполнительства. Задача современного профессионального образования заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста в области хоровой деятельности.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Дирижер-хормейстер в процессе своего обучения осваивает программу подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование».
Студенты, поступающие на отделение хорового дирижирования, зачастую демонстрируют отсутствие знаний о художественно-исполнительском общении дирижера с хором. Наблюдается отсутствие должной эстетики и понимания основных эстетических категорий. Также на вступительных испытаниях нередко проявляется слабое владение устной речью. (А этот аспект наиболее актуален для будущего руководителя хорового коллектива.) Как следствие - слабая подготовка к коллоквиуму по произведениям, квалификационному экзамену, а также прогнозируемые затруднения при работе с хором.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Вопросам хороведения посвятили в разное время свои труды такие классики хорового искусства как Мусин И.А. [3], Дмитриевский Г. А. [4], Краснощёков В. И [5], Чесноков П. Г. [6], Соколов В.Г. [7]. А также современные авторы: Самарин В.А. [8], Матвеев Н.В [9], Тараканов Б.И.[10] и др.
За последнее время появились работы, в которых освещаются различные аспекты подготовки дирижера-хормейстера к профессиональной деятельности. Это труды Казачкова С. А. [11], Живова В. Л. [12], Зиновьевой Л.П. [13], Семенюка В.О. [14] и других [15-20]. Однако целостного, научно обоснованного решения проблема формирования коммуникативной компетентности специалиста данной квалификации пока не имеет.
Дирижированию, как и работе с хором, предшествует большая подготовительная работа с хоровой партитурой. Как писал дирижер А.М. Пазовский: «От остроты, глубины и свежести впечатлений, рожденных первым знакомством с партитурой, зависит многое. Прежде всего - степень активности своего отношения к произведению, свободное, согретое непосредственным чувством и воображением представление о нем» [21]. Этому вопросу уделялось внимание в работах авторов разных лет [22-26]. Вместе с тем эта тема продолжает оставаться одной из важнейших в процессе подготовки хормейстера.
Методология.
педагогические науки
Степина Наталья Валериевна, Трушина Ольга Сергеевна ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТА-ХОРМЕЙСТЕРА ...
Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией (ПК 2.8.) - одно из важных качеств профессионально ориентированного студента-хормейстера.
Целью статьи является подробный анализ и методика формирования устной речи как части коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в период его профессионального обучения в ссузе.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему статьи.
Объект исследования — процесс профессионального музыкального образования дирижера-хормейстера в условиях ссуза. И именно — процесс формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в системе среднего профессионального образования, а его предметом — совокупность художественно-педагогических принципов и методов его организации, обеспечивающих эффективное формирование у будущего дирижера-хормейстера профессионально ориентированной устной речи.
Результаты.
Дисциплины «Дирижирование», «Хоровой класс», «Чтение хоровых партитур» являются одними из ведущих на отделении «Хоровое дирижирование». Как уже было отмечено: методика разучивания вокально-хорового сочинения с хором предполагает отличное знание хоровой партитуры и наличие плана ее реализации на практике.
Произведенный анализ специализированной литературы и педагогического опыта обучения студентов-хормейстеров в ссузе позволяет сделать вывод, что и в теоретических, и в методических работах, а также непосредственно в практике профессионального образования студентов проблеме формирования навыков устного литературного разбора хоровой партитуры для подготовки ее разучивания с хором уделяется недостаточное внимание.
Калашникова Н.В. [27] определяет следующие навыки целостного восприятия хоровой партитуры: визуальный (зрительное отражение партитуры), аудиальный (слышание и предслышание партитуры), интеллектуальный (анализ хоровой партитуры), моторный (воспроизведение хоровой партитуры).
Авторы согласен с таким мнением. И считают, что именно в интеллектуальном процессе постижения графического изображения музыкального произведения должно закладываться эмоциональное начало понятийного уровня для преобразования их в устную образную речь.
Студент-хормейстер, оставаясь наедине с партитурой, после профессионального разбора готовит письменную работу, аннотацию, где очень часто, на наш взгляд, одна из самых важных ее частей остается не до конца раскрытой. Это раздел, посвященный содержанию, образной сфере произведения и драматургии развития ее образов.
И далее, выходя к хору, студент может четко сказать: где какой размещается аккорд или сформулировать вопросы строя и ансамбля, но зачастую не может обозначить словами КАК с точки зрения эмоциональной выразительности, тембровой окраски должна звучать та или иная партия.
Это приводит к заторможенности темпа работы с хором, малоинтересному диалогу и как следствие - потере интереса хористов к исполняемому произведению.
Все сказанное выше позволило выявить некоторое противоречие между теоретической подготовкой хормейстера и его практической подготовкой к работе с хором.
Многолетний опыт наблюдения позволил авторам сформулировать и заострить внимание на основных недостатках устной речи студентов-хормейстеров:
- прерывистость, как интонационная, так и логиче-
ская, заключающаяся в обрыве фраз;
- слитность повествования (отсутствия четких логических ударений);
- присутствие языковых стандартов, профессионального жаргона;
- неумение ясно и внятно сформулировать задачу.
В ходе наблюдения сформировались требования к устной речи студента-хормейстера при работе с хором:
- ясность;
- образное богатство;
- доступность;
- правильность;
- точность;
- осознанность;
- логичность;
- уместность;
- целесообразность;
- эстетичность;
- чистота;
- корректность;
- профессиональная грамотность;
- интонационная выразительность;
-формирование тембровой палитры.
Каким же образом в учебном процессе следует добиваться от обучающихся совершенства этих критериев?
1. На уроках по дирижированию, чтения хоровых партитур большее количество времени уделять для анализа, характеристики главных героев дирижируемых сочинений, их драматургического развития.
2. В качестве домашней работы давать студенту не только конкретные литературные или интернет-источники для поиска информации по данной теме, но и предоставить возможность самому, исходя из образной сферы изучаемого произведения, найти аналоги в смежных видах искусств. Главным преимуществом такой самостоятельной работы студента является смещение акцента с вербальных методов обучения на метод поисковый, развивающий творческую деятельность.
3. Делая акцент на личностно-ориентированный подход к студенту, сформировать «видение» основных образов в литературном произведении и умение описать их через призму собственных переживаний. Учитывая уровень досузовской подготовки студента, что создает возможность реализации индивидуальной траектории его обучения.
Важно также:
1. Использовать психологические игры, тренинги, раскрепощающие студентов, освобождающие от зажимов и неуверенности.
Несомненно, хорошо развитая устная речь должны быть, особенно при работе с хором, совмещена с выразительной мимикой, пантомимикой, визуальным общением, эктралингвистикой. «Мимика в профессиональной деятельности... служит индикатором эмоциональных проявлений, тонким регулятивным «инструментом» общения» [28]. А значит, видится возможным использовать упражнения на невербальную коммуникацию, которой в последнее время уделяется самое пристальное внимание [29].
Вывод
Подлинное творчество хормейстера возникает при условии свободы образного мышления и развитой устной речи. Залог успешной работы студента-хормейстера с хором, как и на уроке по дирижированию, заключается в умении донести свою мысль посредством устной речи: описания образов, нахождения ценностно-смысловых ориентиров в произведении, его литературном источнике. Задача педагога: сформировать у начинающего хормейстера навыки грамотной профессиональной устной речи для того, чтобы, пережив мгновения высочайшей значимости слова, студент смог воздействовать с его помощью на хоровой коллектив и, как главный результат, получить выразительное, осознанное исполнение хором вокально-хорового сочинения.
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)
149
Stepina Natalya Valerievna, Trushina Olga Sergeevna PECULIARITIES OF COMMUNICATION OF STUDENT ..
pedagogical sciences
Авторам представляется весьма важным продолжение исследования данной темы. Необходимо продолжить поиск различных форм и средств для достижения обозначенной цели в целях повышения уровня профессиональной подготовки дирижера-хормейстера. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и ком-мент. А. Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1980. — 216 с.
2. Асафьев Б.В. О хоровом пении Л., 1980
3. Мусин И.А. О воспитании дирижера. - Л., 1981. М.: Музыка, 1986.
4. Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс — М., 2018.
5. Краснощёков В. И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощёков. -М.: Музыка, 1969. — 300 с.
6. Чесноков П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. — М. : Госмузиздат, 1961.
7. Соколов В.Г. Работа с хором Изд. 3-е М. 1967, Хоровое искусство Л.,1967,
8. Самарин В.А. Хороведение. // http://lopeto.ru/samarin-kniga-horovedenie-skacha.
9. Матвеев Н. В. Хоровое пение: Учеб. пособие по «Хороведению» / Николай Васильевич Матвеев. - Б. м.: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 1998.
10. Тараканов Б.И, Федоров А.В. «Хор вам в помощь!», или Занимательное хороведение: [Учебное пособие нового поколения по теории и практике хорового дела]: Как в наше время создать хор и не сойти с ума
11. Казачков С. А. О вокально-хоровой фразировке: беседы в форме рондо / С. А. Казачков. - Казань: Изд-во Казан. консерватории, 2001. — 48 с.
12. Живов В. Л. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2003. — 272 с.
13. Зиновьева Л. П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании /Л. П. Зиновьева. — СПб. : Композитор, 2007. — 152 с.
14. Семенюк В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. —М.: ООО Издательство «Композитор», 2008. — 328 с.
15. Осеннева М.С. , Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М. : Academia, 2003
16. Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом : Учеб. пособие : Для студентов музык.-пед. отд-ний и фак. сред. и высш. пед. учеб. заведений /М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. - М. : Academia, 1999.
17. Байкова Е. Н. Хор как оркестр человеческих голосов //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, №. 2 (22), 2016
18. Сафонова В.И.. Акустические и психофизиологические закономерности хорового пения и их влияние на методику вокально-хоровой работы // Музыкальное искусство и образование, №. 1 (9), 2015, С. 100-110.
19. Васильев В. А. Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, №. 2 (15), 2013
20. Степина Н.В. Формирование профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях современного среднего специального образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 7-9.
21. Пазовский А. М. Записки дирижера, ред. В. Кухарского. - 2-е изд. - Москва : Сов. композитор, 1968.
22. Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. —М., 1987
23. Левандо П. П. Анализ хоровой партитуры /П. П. Левандо. — Л. : ЛГИК, 1971.
24. Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения / В. Л. Живов //Работа с хором /. — М., 1972.
25. Методические аспекты анализа хоровых произведений Фаттахова Н.Т., Жанабаева Р.К., Примкулова Ш.Н. Журнал Мир науки, культуры, образования Выпуск № 2 (39) / 2013 //http://cyberleninka. ru/article/n/metodicheskie-aspekty-analiza-horovyh-proizvede//
26. Степина Н.В. Коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 168-170.
27. Калашникова Н. В. Целостное восприятие хоровой партитуры при чтении с листа в профессиональном образовании дирижера-хормейстера XIX века / Н.Калашникова // Искусство и образование. — 2008.— N5. — С. 150—157.
28. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г.М.Цыпина. М.: Academia, 2003. Стр.25.
29. Матросова Н.С. Невербальное общение учителя музыки в процесс хоровой деятельности. https://docplayer.ru/47138961-Matpocoba-natalya-sergeevna-neverbalnoe-obshchenie-uchitelya-muzyki-v-processe-horovoy-deyatelnosti.html
Статья поступила в редакцию 02.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019