Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера'

Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE CHOIR CONDUCTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СУГГЕСТИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ / SUGGESTION IN IS MUSICAL-PERFORMING PROCESS / CREATIVE STYLE / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянова Наталия Борисовна

В статье подвергаются рассмотрению наиболее значимые направления деятельности хорового дирижера, отмечается, что профессиональная адаптация и творческая реализация хормейстера невозможны без комплексного воздействия на певческий коллектив посредством психологического, коммуникативного, исполнительского и эмоционально-волевого компонентовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the most significant directions of activity of the choral conductor are exposed to consideration. In research it is noticed that professional adaptation and creative realization of the chorus master is impossible without complex influence on singing collective by means of psychological, communicative, performing, and emotionally-strong-willed components

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера»

ний, а также норм и правил человеческой деятельности, усвоенных в онтологическом процессе и в результате коммуникативного взаимодействия с другими людьми, которые предполагают

возможность динамичного инновационного развития, нравственного совершенствования и духовного роста личности как субъекта социокультурной среды.

Примечания

1. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М.: КомКни-га, 2005.

2. Винокур Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. - М., 1929.

3. Выготский Л. С. Избранные исследования / Л. С. Выготский. - М., 1956.

4. Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследования / Ю. В. Громыко // Вопросы философии. - 2002. - № 2.

5. Злобин Н. С. Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги: [ежегодник] / Н. С. Злобин, М. Б. Туровский; Рос. ин-т культурологии РАН. - М., 1995. - 292 с.

6. Кудрявцева В. Т. Развитие деятельности и ее самодетерминация / В. Т. Кудрявцева, У. У. Уразалиева // Вопросы философии. - 2002. - № 3.

7. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 246 с.

8. Можаров М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности [Электронный ресурс] / М. С. Можаров. - Режим доступа: http:// bspu. ab ru/ Jornal/ pedagog/ pedagog_ 7/a11. html

9. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. - 2002. - № 3.

10. Groft W. Syntactic categories and grammatical relations: The cognitive organization of information / W. Groft. - Chicago; L.: U. of Chicago, 1991.

Н. Б. Буянова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА

В статье подвергаются рассмотрению наиболее значимые направления деятельности хорового дирижера, отмечается, что профессиональная адаптация и творческая реализация хормейстера невозможны без комплексного воздействия на певческий коллектив посредством психологического, коммуникативного, исполнительского и эмоционально-волевого компонентов. Ключевые слова: образование в сфере культуры, методологическая культура дирижера-хормейстера, профессиональная компетентность, суггестия в музыкально-исполнительском процессе, креативность.

In article the most significant directions of activity of the choral conductor are exposed to consideration. In research it is noticed that professional adaptation and creative realization of the chorus master is impossible without complex influence on singing collective by means of psychological, communicative, performing, and emotionally-strong-willed components. Keywords: liberal education, methodological culture of the choir conductor, professional competence, suggestion in is musical-performing process, creative style.

Социальные изменения в российском обществе последних десятилетий стали катализатором значительных перемен в отечественной системе образования, как по ее структуре, так и по содержанию.

Прежде всего на всех уровнях этой системы наблюдается все более частое применение личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию личности обучающегося. В связи с этим но-

вые задачи возникают в современном образовании и при формировании методологической культуры педагога-музыканта, в частности дирижера-хормейстера. Только овладение комплексом современных научно-теоретических знаний, умений и навыков, опора на достижения в смежных гуманитарных науках способствуют эффективности его педагогической деятельности. Более того, именно этим обусловлен высокий профессиональный уровень музыканта. В наше время появились новые профессионально значимые предпосылки для целенаправленной и интенсивной подготовки руководителей хоров, поскольку воспитательные возможности хорового искусства, определенные самой природой хорового исполнительства, его массовым характером и доступностью вне зависимости от уровня музыкально-певческой подготовленности участников творческого коллектива, довольно масштабны.

Необходимо отметить, что деятельность оркестрового и хорового дирижера в основополагающих принципах организационного и творческого управления не содержит противоречий. Вместе с тем, исходя из специфики певческого искусства, работу хорового дирижера необходимо рассматривать как некий симбиоз «дирижер-теоретик-вокалист». Сочетание исполнительских, преподавательских и воспитательных функций требует более глубокого и мощного педагогического влияния хормейстера на творческий коллектив в целом и на каждого его участника индивидуально. В связи с этим к руководителю хорового коллектива предъявляются весьма высокие профессиональные требования, связанные с непременным наличием целого комплекса общих и музыкальных способностей повышенного уровня, что позволит ему убедительно осуществлять художественное управление. В первую очередь его профессиональная компетентность неразрывно связана со способностью к управлению коллективной деятельностью. Эта спо-

собность включает: определение целей и задач совместного творчества; формирование стратегии развития творческого коллектива; организацию репетиционного процесса; создание позитивного микроклимата и условий для продуктивного существования творческого коллектива.

Известно, что коллектив - это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигших в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. При этом в любой совместной организованной деятельности людей наблюдается сложное сочетание разных мотивов и целей, либо усиливающих, либо ослабляющих друг друга в силу свойства полиморфности и полимодальности. Для продуктивного сотрудничества необходимо формирование определенной иерархии во взаимоотношениях между руководителем и членами коллектива, а также установление согласованности в действиях всех участников взаимодействия.

Однако дирижерские функции не ограничиваются локальными задачами достижения слаженности в исполнительских действиях музыкального коллектива. Такой подход трактует деятельность дирижера слишком узко, с позиции хорошего, но все же «ремесла», ограничивая возможности дирижера и умаляя значение его личности в художественном процессе. Деятельность дирижера должна стать импульсом и стимулом для совместного творчества музыкантов, поскольку важнейшими отличительными чертами музыкально-исполнительского коллектива является общность творческой цели и стремление к художественно-творческому самовыражению.

В условиях коллективного музицирования музыканты находятся в постоянном взаимодействии, качество которого в немалой степени оказывает влияние на плодотворность существования творческого коллектива. Это взаимодействие имеет разные формы: форму непосред-

ственного межличностного контакта в репетиционной работе и форму невербального «интуитивного» общения в процессе исполнения музыкального произведения. Необходимо учитывать и тот факт, что функционирование музыкально-исполнительского коллектива обусловлено самой спецификой музыкального искусства, поскольку творческий коллектив состоит из самостоятельных личностей, обладающих различными профессиональными знаниями и навыками, разными темпераментами и отличными друг от друга музыкально-художественными представлениями. По словам А. М. Пазовского, музыкально-творческий коллектив можно рассматривать как «единый многокрасочный и многозвучный инструмент, состоящий из живых, индивидуально мыслящих, чувствующих и созидающих музыкантов-художников» (4, с. 71). Следовательно, для эффективного функционирования творческого коллектива необходима интеллектуальная, психологическая и поведенческая общность его членов, что и позволяет выделить и обособить его как самостоятельную группу и тем самым придать ему относительную социально-психологическую автономию. Можно утверждать, что управление музыкантами требует обязательного включения механизмов психолого-педагогического и эмоционального воздействия на исполнителей с учетом специфики восприятия музыкального произведения. Таким образом, основная цель дирижера-хормейстера состоит в формировании психологического и исполнительского единства всех участников творческого коллектива.

В работе дирижера можно выявить несколько связанных между собой, но в то же время самостоятельных сторон его взаимодействия с коллективом, которые можно классифицировать как психологический, коммуникативно-семиотический, исполнительский и эмоционально-волевой аспекты. Рассмотрим эти позиции.

Психологический аспект связан со способностью дирижера к подчинению исполнителей, из которых и складывается музыкальный коллектив. Очевидно, что индивидуальность каждого исполнителя определяется темпераментом, природными склонностями, жизненным и артистическим опытом, отношением к самой музыкально-исполнительской деятельности. Например, в работе с детскими и любительскими хорами дирижер должен учитывать возраст, психофизическое развитие его участников и в соответствии с этими обстоятельствами менять формы и характер общения, а также степень интенсивности психологического и эмоционального воздействия. К наиболее сложным задачам руководителя следует отнести объединение и подчинение музыкантов собственной художественной концепции и исполнительскому замыслу, что выводит управленческие задачи дирижера из русла организационного менеджмента в область художественного руководства. Именно характер и стиль художественно-творческого управления влияет на качество звучания музыкального коллектива, формирует исполнительские традиции, делая его неповторимым и оригинальным. Во взаимодействии с хоровым коллективом эта зависимость проявляется гораздо отчетливее. По сути, хор является уникальным «живым инструментом», качество звучания которого (строй, ансамбль, звук, тембр, техническая и исполнительская гибкость и т.д.) напрямую зависит не только от уровня профессионализма дирижера-хормейстера, но и от стиля его управления. Уверенность дирижера в своих исполнительских намерениях, убедительность его интерпретации становится возможной только в том случае, если музыкальные представления самого дирижера ярки и активны, образны и динамичны. Эти представления должны отражать процесс развертывания музыки во времени и пространстве, динамику ее развития, ее драматургическое движе-

ние, а также передавать образность музыкального содержания. По меткому выражению А. М. Пазовского, «...отталкиваясь от идеи исполняемого произведения, дирижер воссоздает в своем воображении его внутреннюю программу конкретными, подчас даже зрительно осязаемыми образами». И далее он пишет: «Внутренняя программа и рожденные воображением поэтические идеи и образы, вызывая яркие ассоциации и представления, помогут включить творческое внимание исполнителя в содержание музыки, в круг ее мыслей, чувств, настроений, а эмоциональная память, каждый раз воскрешая найденные образы и ассоциации, естественно, воскресит и необходимое исполнительское самочувствие» (4, с. 69). Стало быть, к важнейшим качествам дирижера необходимо отнести не только увлеченность музыкальным произведением, но и способность к вдохновенному «погружению» в процесс творческого воплощения, что невозможно без тесного общения дирижера и коллектива.

Среди всех музыкальных специальностей работу хорового дирижера отличает повышенная потребность в установлении контактов с творческим коллективом, то есть коммуникативный аспект является неотъемлемой частью самого процесса взаимодействия дирижера и музыкантов. Важнейшая задача руководителя хорового коллектива — это умение лаконично и ясно формулировать свои требования и пожелания, разумно планировать репетиционную работу, экономно расходуя силы певцов и время репетиции. Это возможно только при наличии в характере дирижера таких важнейших качеств, как эмпатийный настрой, мажорные способности, активность жизненной и творческой позиции, инициативность и самостоятельность суждений, способность к убеждению. Тем самым выделяемые психологами в структуре общения коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие крайне важны в профессиональ-

ной деятельности дирижера. Сложность и многогранность этого процесса заключается в том, что общение одновременно может выступать «и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» (5, с. 178). В работе с хоровым коллективом особенно значима качественная сторона общения, проявляемая во взаимном понимании, в чувстве эмоциональной сопричастности, в ощущении духовного родства между всеми участниками творческого коллектива. Более того, способность к созданию творческой атмосферы становится признаком профессиональной компетентности дирижера. Если в творческом процессе не сформирован положительный эмоциональный фон, если в «диалоге» между руководителем и коллективом отсутствует необходимая степень воодушевления, концертное исполнение теряет всякую художественную значимость.

В коммуникации дирижера также присутствует ярко выраженный семиотический компонент, что связано с самим способом управления музыкальным коллективным исполнением. Применяемая в мануальной технике дирижера определенная система невербальных сигналов должна быть, по сути, легко «читаема». Язык дирижерского жеста как комплекс приемов и средств вспомогательной и художественно-выразительной техники — это самостоятельный и вполне самодостаточный способ общения, при котором визуальное восприятие дирижера исполнителями является ведущим. Помимо общепринятой в дирижировании вспомогательной и выразительной техники, в арсенале хорового дирижера есть так называемая система «рабочих жестов», которая отличается наибольшей амплитудой вариативности и отражает индивидуальный мир внутреннего предслышания, предвосхищения

дирижером ожидаемой звучности.

Управление творческим коллективом требует от дирижера значительного расходования нервной энергии, ведь он постоянно находится в состоянии интеллектуального напряжения и концентрации воли, необходимой для активного психологического воздействия. Не случайно при рассмотрении психологических аспектов дирижерской деятельности В. Г. Ражников использует термин «продуктивное воздействие», трактуемое им как воздействие всей личности руководителя на музыкально-исполнительский коллектив. Сюда входит не только воля, мануальная техника, мимика, пантомимические движения, это — и «некоторые свойства, выразить которые существующими терминами невозможно — они-то и составляют главное отличие дирижера от других исполнителей» (2, с. 12). Именно поэтому огромное значение имеет способность дирижера к психическому влиянию и эмоционально-волевому воздействию на коллектив, направленных на достижение результатов, адекватных поставленным задачам с художественно-эстетических позиций. Следовательно, в процессе управления дирижер должен стать тем «стержнем», тем «основанием», вокруг которого концентрируются все мысли и устремления участников художественного процесса. Дирижеру в большей степени, нежели музыкантам других специальностей, нужно обладать ярко выраженными характерными личностными качествами. Так, в ряду ведущих дирижерских качеств А. Л. Готсдинер выделяет быстроту реакции; яркую и глубокую эмоциональность; психологическую стабильность и выдержку; хорошо развитое и распределенное внимание; обаяние, непосредственность и дружелюбие в общении. К наиболее значимым свойствам также следует отнести и волевой потенциал, поскольку в любом музыкальном коллективе, по мнению И. А. Мусина, присутствует некая инерционность, пре-

одоление которой под силу только весьма волевому дирижеру. Своими действиями, своим поведением активный, волевой дирижер способен воодушевить исполнителей, убедить их именно в своей трактовке произведения, в своих творческих намерениях. Выдвигая волевые качества на первый план, Н. М. Данилин говорил: «Если дирижер способен, подобно полководцу, одним возгласом, одним жестом увлечь коллектив по пути своих намерений, его место за дирижерским пультом. Если же нет, — надо менять профессию» (6, с. 222).

Совершенно очевидно, что конечной целью любой музыкально-исполнительской деятельности является концертное исполнение, следовательно, главная функция дирижера — это подготовка и осуществление концертного выступления на высоком художественном уровне. И здесь преобладающими становятся артистические качества дирижера, его способность к убедительному воплощению авторского замысла и реализации собственной интерпретации. Объединяясь в сценическом облике дирижера, все эти качества преобразуются в артистизм, способность заражения своим эмоциональным состоянием, без которых исполнение будет формальным и бездушным. И. А. Мусин подчеркивал, что важнейшей исполнительской задачей дирижера является процесс одухотворения музыкального произведения. Следовательно, крайне важна способность дирижера к тонкому и глубокому ощущению музыки, что зависит от уровня его музыкальной культуры и исполнительской одаренности. Не случайно сами исполнители среди важнейших профессиональных и психологических качеств дирижера отмечают музыкальность и артистичность. Не менее значимы особые задатки и личностные качества дирижера, в ряду которых в первую очередь необходимо выделить «волевые качества, темперамент и специфические черты характера (особенно — импульсивность)» (3, с. 48). Эти личностные свой-

ства проявляются на невербальном уровне, в том числе и путем внушения.

Способность к суггестивному воздействию и эмоциональной заразительности можно отнести к особым специфическим личностным качествам дирижера. Г. Л. Ержемский при рассмотрении психологических механизмов исполнительских функций дирижера значительное место отводит суггестивным факторам. В контексте дирижерской деятельности экспрессивно-суггестивные свойства музыканта-руководителя необходимо рассматривать как один из главных «инструментов» развития эмоциональной сферы исполнителей. Вместе с тем экспрессивно-суггестивное поведение, построенное на невербальной информации, является не только средством воздействия на музыкантов, но и способом, даже «потребностью» самовыражения дирижера.

В психологии суггестия трактуется как «вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (или группы людей)» (7, с. 72). Эффективность внушения зависит от социального статуса суггес-тора, его волевых и интеллектуальных качеств, обаяния, меры одаренности, эмоционально-чувственного наполнения и духовного потенциала.

В хоровом исполнительстве проявление дара внушения является непременным условием для возникновения контакта между руководителем и исполнителями. В данном случае певцы являются реципиентами, для которых очень важно восприятие не только видимых и слышимых намерений руководителя хорового коллектива, но и «ощущаемых». Дирижер как суггестор выступает здесь в качестве источника внушения определенных эмоций, чувств и мыслей. Многие тонкости и детали собственного прочтения и сопереживания музыкального произведения он передает невербально, через ту или иную степень эмоционального проявления. Вместе с тем эта способность подобной же силой воздействия

распространяется и на слушателей, что крайне важно для самого дирижера, поскольку эмоциональный контакт со зрителем «в огромной степени стимулирует как процесс самого творчества, так и процесс его восприятия» (1, с. 19). Можно сказать, что суггестия в музыкально-исполнительском процессе — это непосредственное влияние дирижера, при котором его намерения доходят до исполнителей и слушателей, минуя арсенал внешних средств воздействия — движения рук и тела, мимику, взгляд и т.п. Понимание этого процесса невозможно без осознания способности сильной волевой личности к проявлениям телепатии, внушения и даже, отчасти, гипноза. Интересно, что реализация этой способности неосуществима без реакции самих исполнителей на действия дирижера. Сам процесс коллективного музицирования требует от музыкантов (оркестрантов, хористов) умения «заражаться чужой волей, принимать ее как свою собственную и активно включаться в эмоциональное состояние, диктуемое руководителем» (2, с. 8). Не менее важен контакт в концертном исполнении между исполнителями и слушателями. В процессе эмоционального восприятия возникает некий взаимообмен, который можно трактовать как энергетическое излучение и взаимодействие. «Ощущение контакта с аудиторией действительно высвобождает творческие силы. И если вы чувствуете позади себя напряженную тишину, значит, этот контакт есть, и вы счастливы, ощущая себя властелином...», — писал К. П. Кондрашин (2, с. 96). Для дирижера общение с публикой выступает в качестве одного из ведущих «вдохновляющих стимулов» (Л. Маккиннон).

Таким образом, анализ условий профессиональной деятельности хорового дирижера позволяет сделать вывод, что многокомпонентность и многообразие его обязанностей требуют сочетания в личности музыканта-руководителя общих и музыкально-творческих

способностей повышенного уровня. Залогом успешной профессиональной реализации дирижера-хормейстера является его психолого-педагогическое мастерство, суть которого — в способности решать как творческие, так и организационные задачи не только конструктивно, но и креативно. Совокупность

конкретных приемов и способов работы дирижера-хормейстера в контексте его педагогических и исполнительских функций можно рассматривать как обобщение техник педагогической деятельности, что К. Д. Ушинский называл «собранием правил воспитательной деятельности» (8, с. 8).

Примечания

1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. — М.: Просвещение, 1973.

2. Кондрашин К. П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К. П. Кондрашин. — М.: Музыка, 1976.

3. Мусин И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. — М.: Музыка, 2007.

4. Пазовский А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. — М., Музыка, 1966.

5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971.

6. Птица К. Б. О хоровом дирижировании / К. Б. Птица // Работа в хоре. — М.: Про-физдат, 1960.

7. Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинчен-ко. — СПб., 2007.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Соч.: в 6 т. — М.: Педагогика, 1990. — Т. 5.

М. М. Атласова

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена локализация учебных программ по таким школьным предметам, как биология, география. Делается вывод о том, что введение в содержание урока местного краеведческого материала значительно повышает интерес к занятиям. Доказано, что организация практической деятельности детей по использованию полученных знаний в жизненных реалиях позволяет ученикам усвоить экологическую культуру народа, приобщиться к материальной, производственной, духовной культуре своего народа. Ключевые слова: образование в сфере культуры, краеведение, локализация содержания учебного материала, материальная и духовная культура народа, экологическая культура.

The article presents the localization of school programmers in biology, geography. The conclusion is that the introducing of local regional material motivates the studies. It is proved that the organization of practical activity of children in the life reality helps school children understand the ecological culture of people, its material, industrial and spiritual ones. Keywords: liberal education, regional science, localization of school programmers, material and spiritual culture of people, ecological culture.

Многие педагоги-методисты — такие, например, как Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. А. Бородай, В. П. Будаков, В. К. Кондаков, А. З. Сайфуллин и другие, уделяли много внимания вопросам изучения родного края в учебных целях.

Они рассматривали отдельные аспекты организации краеведческой работы, методы и приемы изучения природных и социально-экономических условий, исторических особенностей края. При этом в качестве главной ставилась зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.