Н. Б. Буянова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются методы обучения студентов-хормейстеров в русле современных тенденций профессионального образования. Усиление личностно-ориентирован-ного подхода в учебно-образовательном процессе способствует формированию у студента-музыканта эмоционально-ценностного отношения к дирижерской деятельности и позитивной мотивации, тем самым стимулируя его когнитивную активность. Ключевые слова: образование в сфере культуры, опыт творческой деятельности, нравственно-этические устремления, культурологическая подготовка, психолого-педагогическое воздействие
In the article the methods of teaching of students of choir-masters are examined in the direction of modern tendencies of trade education. Strengthening of the approach oriented to personality in an educational and educational process is instrumental in forming for the student of musician of emotional and valued attitude toward conductor's activity and positive motivation, the same stimulating his cognitive activity. Keywords: liberal education, experience of creative activity, moral and ethics aspirations, cultural preparation, psychological and pedagogical influence.
Среди всех музыкальных специальностей постоянно востребованной и актуальной остается дирижерско-хормей-стерская. Благодаря педагогической и культурологической направленности своей деятельности, распространяющейся на широкие слои населения, дирижер-хормейстер способствует упрочению духовных и нравственных ценностей в обществе, содействует воспитанию гармонично развитой личности гражданина России. В русле гуманистических тенденций современного образования переосмысления и обновления требуют не только содержание специальных дисциплин, традиционно составляющих основу профессиональной подготовки дирижера-хормейстера, но и методы педагогического влияния на студента. Совершенно очевидно, что в современном мире музыкальная педагогика не может быть действенной вне связи с целым рядом смежных наук — таких, как психология, физиология, социология, эстетика, музыкознание, культурология, менеджмент, информационные технологии. Педагогический опыт показывает, что в профессиональной подготовке хорового дирижера необходимы более тесная связь психолого-педагогических дисциплин с комп-
лексом дисциплин специализации и более активное их взаимодействие в учебно-воспитательном пространстве.
Исторически сложилось так, что традиционно ведущими в обучении студента-хормейстера всегда были информационно-установочный и репродуктивный методы обучения. Их использование в профессиональной подготовке студентов способствует усвоению знаний и навыков, формирует основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и пр.), однако оно не гарантирует развития творческих способностей студентов-музыкантов.
Согласно выработанному современной дидактикой подходу к определению содержания образования профессиональное обучение музыкантов должно опираться на основные компоненты образования: содержательный (объем и качество знаний); операциональный (умения и навыки); мотивационный (эмоционально-ценностное отношение) и творческий (опыт творческой деятельности).
Содержательный компонент образования дирижера-хормейстера включает в себя информационно-понятийную сторону обучения и направлен на
формирование научно-теоретической готовности к профессиональной деятельности. В контексте хормейстерской подготовки к содержательному компоненту относятся: теоретические сведения об основных параметрах хоровой звучности, характеристика вокально-хоровых навыков, классификация средств и приемов художественной выразительности, понимание особенностей психологического взаимодействия с хоровым коллективом, знание особенностей психофизического развития детей и подростков, освоение методологии работы с хором, осмысление специфики хормейстерской деятельности.
Операциональный компонент направлен на формирование практической готовности к профессиональной деятельности и его содержание является одной из центральных проблем обучения хормейстера, которой посвящено наибольшее количество исследований. Совершенно очевидно, что в период обучения студент должен овладеть целым комплексом хормейстерских знаний, умений и навыков. В первую очередь к ним необходимо отнести музыкально-теоретические знания дирижера и его вокальную подготовку. Очень важны в подготовительной и репетиционной работе хормейстера навыки чтения с листа, владение инструментом, способность к воспроизведению партитуры внутренним слухом. Особое место в перечне профессиональных навыков дирижера занимает дирижерская техника. В отличие от музыкантов-исполнителей других специальностей, хормейстер должен уметь транслировать свое «видение» и «слышание» музыкального произведения певцам хора, поэтому большое значение приобретает наглядность, процессуальная «зримость» внешних действий. Вместе с тем в деятельности дирижера должен существовать приоритет «внутреннего» управления над «внешним», при котором видимая - артистическая - сторона исполнения опирается на внутренние про-
цессы, происходящие в психике хормейстера. В связи с этим конечной целью педагога является формирование у студента внутренних «идеальных» представлений, в дальнейшем реализуемых в дирижерской и хормейстерской практике.
Мотивационный компонент образования направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения к избранной профессии. Это отношение проявляется в устойчивой заинтересованности студента к дирижерско-ис-полнительской деятельности, в потребности достижения положительных результатов в творческой работе. Безусловно, эмоционально-ценностное отношение непосредственно отражается на учебных результатах, хотя четко выраженной корреляции в этом вопросе не наблюдается. Педагогические наблюдения показывают, что эмоционально-ценностное отношение студентов к дирижерской профессии во многом формируется благодаря переосмыслению творческого опыта ведущих хормейстеров-практиков. Не менее важен для студентов-музыкантов и опыт собственной творческой деятельности. Сама возможность «пробы пера» в условиях реальной практической работы с хором зачастую является поворотным моментом движения студента к профессии. Именно в ситуации репетиционной подготовки и в концертном исполнении становится очевидной профессиональная пригодность и готовность студента к данному виду музыкально-исполнительской деятельности.
Многозначность и многоуровне-вость содержания профессиональной деятельности дирижера-хормейстера требуют комплексного педагогического воздействия путем ввода в учебный «обиход» более действенных педагогических подходов и методов обучения. Это многообразие возможно при слиянии эмпирического пути освоения навыков хорового управления с современной научно-теоретической базой.
Одной из главных задач учебно-образовательного процесса является вопрос активизации творческой мотивации студентов-хормейстеров при достаточно четком формулировании ее предметного содержания. В контексте сказанного научным фундаментом профессиональной подготовки дирижера-хормейстера является теория деятель-ностного подхода, разработанная С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и другими представителями русской психологической школы. Именно она создает теоретическое обоснование в рамках рассматриваемого процесса обучения, позволяя решать актуальные проблемы формирования и воспитания профессионального музыканта.
Взаимодействие целого комплекса гуманитарных и специальных дисциплин направлено на формирование профессиональной мотивации дирижеров-хормейстеров, усиление их педагогической оснащенности и пробуждение творческой активности. Комплексный подход выражается в более тесном взаимодействии и взаимообмене гуманитарно-теоретических дисциплин «Педагогика и психология», «Музыкальная психология», «Методика преподавания хоровых дисциплин» с практическими направлениями хормейстерской подготовки («Дирижирование», «Хоровая практика», «Хоровой ансамбль», «Хоровой класс», «Хоровая аранжировка»). В результате происходит активизация субъективно-личностного отношения студента к избранной профессии, что ведет к формированию поисковой активности студента, изменению и расширению сферы познания и сферы учебной деятельности. Источником развития мотивации становится сам учебный процесс с присущими ему атрибутными качествами (содержание обучения, выявление профессиональных интересов, воспитание профессиональных идеалов), которые в случае их освоения приобретают побудительную силу и становятся реальными мотивами про-
фессионального обучения. Можно полагать, что интенсивность и комплексность профессионального воздействия способствуют процессу интериориза-ции (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), предполагающему трансформацию внешних для сознания студента действий со стороны педагогов через обобщение и вербализацию во внутренние установки студента. В результате внешняя коллективная деятельность преподавателей формирует внутренний план индивидуальной деятельности самого студента. Совокупность педагогических усилий, целенаправленность и последовательность дидактических установок в данном направлении способствуют формированию внутренней мотивации в профессиональном сознании обучаемых.
Определение профессиональной мотивации особенно важно в период становления личности студента, что происходит на начальном этапе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Не секрет, что при поступлении на дирижерско-хоровое отделение далеко не каждый абитуриент задумывается о своих возможностях и перспективах на педагогическом поприще. На вступительных экзаменах проверяются музыкальные способности и уровень профессиональной подготовки, кругозор и сфера творческих интересов, а не склонности абитуриентов к педагогической деятельности. Поэтому перед педагогическим коллективом профессионального учебного заведения стоит задача формирования из юношей и девушек, имеющих определенную предрасположенность к профессиональной деятельности и определенные знания и умения, «универсальных» преподавателей, которые могли бы справляться со специфическими обязанностями педагога-хормейстера. Известно немало примеров, когда талантливые и эрудированные музыканты не могли добиться убедительных результатов в педагогической работе, в то время как му-
зыканты более скромных возможностей вели успешную педагогическую деятельность. Важным фактором последующей полноценной реализации является личное отношение студента к избранной профессии, определение ее места и общественного значения в собственной жизни. Именно поэтому формирование мотивации является одной из важнейших педагогических задач.
В педагогической профессии (в том числе и в профессии педагога- музыканта) профессиональная подготовка и личностные качества человека находятся в нерасторжимом единстве. В процессе обучения и профессионального общения педагог побуждает студента-музыканта к постановке творческой задачи, к выявлению значимой для него цели, которая требует созидающего действия. Так в профессиональном общении педагог создает в сознании студента образ предвосхищаемого позитивного творческого результата. Этот процесс наиболее полно отражается в содержании специальных дисциплин «Дирижирование», «Хоровой класс», «Хоровой ансамбль», «Хоровая практика», направленных на решение многообразных задач педагогической и психологической адаптации студента-хормейстера.
Огромную роль в становлении студента-музыканта играет определение творческой цели и выбор творческих приоритетов. Осознанные творческие устремления студента-музыканта помогают в осуществлении определенных учебных действий, среди которых особое значение приобретает самостоятельная подготовительная работа студента. Задача педагога в том, чтобы дать эмоциональную и когнитивную оценку ходу учебной работы студента и достигнутому результату и тем самым стимулировать дальнейшее развитие. Следовательно, современные требования к воспитанию и образованию дирижера-хормейстера предполагают не только включение репродуктивного, информа-
ционно-установочного и наглядно-практического методов обучения, но должны содержать различные способы воздействия на профессиональное мировоззрение студентов.
В ряду ведущих методов интеллектуальной подготовки студентов-хормейстеров необходимо указать на теоретический (вербальный) метод обучения, открывающий возможности передачи от преподавателя к учащимся всей необходимой полноты историко-теоре-тической информации, как индуктивного, так и дедуктивного характера. Не менее значим метод обобщения и ассимиляции передового педагогического опыта, позволяющий выявить определенные конструктивные, профессионально значимые тенденции в работе опытных хормейстеров. Это возможно при условии более активного взаимодействия студентов-хормейстеров с дирижерами-практиками. Общественно признанные позитивные творческие результаты в работе дирижеров с хоровыми коллективами более всего формируют у студента цели и задачи обучения, влияют на возникновение и устойчивое образование «иерархии» творческих приоритетов.
Существенными побудительными мотивами успешной учебной деятельности будущего дирижера становятся его нравственно-этические устремления. К современному руководителю музыкально-исполнительского коллектива предъявляются высокие требования как профессионального, так и личностного, мировоззренческого характера. Строго говоря, деятельность дирижера в целом невозможно рассматривать вне ее культурологического аспекта, а эстетическое и нравственное воспитание всех участников творческого процесса должно главенствовать среди приоритетов будущего дирижера. Однако этот аспект зачастую не относится к числу осознаваемых студентом мотивов обучения. Исходя из сказанного, в профессиональном образовании и
воспитании дирижера-хормейстера основополагающие принципы обучения должны базироваться на способах ментального воздействия на сознание студента. Например, для того чтобы в профессиональном арсенале будущего музыканта-исполнителя возникли правильные практические навыки, крайне важно формирование верных «идеальных» представлений о звучности хора. В дирижерском управлении наиболее важными являются способность к пред-слышанию звучности и способность к ее коррекции в случае необходимости. В связи с этим положительные и устойчивые результаты в обучении студента достигаются при условии опоры на целый комплекс знаний в области музыкальной теории и практики хорового управления. Профессиональное образование и воспитание дирижера-хормейстера невозможно без постижения специфики хоровой звучности и знания особенностей вокальной технологии. Способности дирижера к самобытной и убедительной интерпретации произведения, раскрытию его художественной натуры тесно связаны с развитием общего музыкального и конкретно дирижерского мышления. Дирижерское мышление формируется через осознание закономерностей развития музыкального материала, через понимание архитектоники, структуры и формообразующих элементов. Большое значение приобретает мастерство дирижера в использовании разнообразного спектра средств музыкальной выразительности. Не менее важны глубокие знания в области музыкальной психологии. По роду своей профессиональной деятельности дирижер должен серьезно изучить психологические механизмы восприятия музыки, что невозможно без понимания закономерностей и особенностей развития музыкального мышления в зависимости от возраста участников хорового коллектива.
Решение задач практического содержания в музыкально-исполнительс-
кой деятельности тесно связано с реализацией художественно-творческого потенциала музыканта. Например, достижение устойчивых результатов в работе с любительским или детским хором во многом зависит от способности руководителя к поиску нестандартных, нешаблонных решений. Это обусловлено высоким уровнем требований хормейстера к хоровому «инструменту» в области технического и художественного воплощения вне зависимости от степени художественно-музыкальной одаренности хористов и особенностей психофизического развития в условиях достаточно низкого уровня музыкально-теоретической подготовленности.
Немаловажное значение в профессиональной подготовке студента-хормейстера имеет уровень общей музыкальной и особенно хоровой подготовки, а также опыт творческой деятельности в хоре. Актуальной проблемой профессиональной подготовки дирижеров-хормейстеров была и остается культурологическая подготовленность студентов. Недостаточное знание музыкальной литературы, слабые представления о стилистике исполняемых произведений, ограниченность музыкальных представлений неизбежно ведут к узости и односторонности творческой потенции студента. Особенно заметны эти пробелы на начальном этапе обучения студента-хормейстера. Следовательно, целью педагогического воздействия должно стать гуманитарно-эстетическое образование студента-хормейстера, выраженное не только в теоретической и практической оснащенности, но и в интеллектуальной развитости будущего специалиста. Для достижения положительного педагогического результата в данном направлении весьма целесообразно создание фонотеки хоровых коллективов разного «статуса» (профессиональных, любительских, учебных, детских), не только российских, но и зарубежных. Это позволит более отчетливо выявить раз-
ницу в традициях исполнения и трактовках классических произведений зарубежных композиторов, обозначить отличия в отношении к хоровому звуку, указать на стилистические особенности в исполнении произведений современных композиторов и приемы, используемые в различных вокальных техниках звукообразования. Прослушивание записей хоровых коллективов развивает у студентов способность к анализу стилистических и исполнительских особенностей звучания, умение определять различия между ними, а также понимать объективные причины того или иного явления. Все перечисленные приемы являются составной частью метода проблемного изложения, поскольку активизируют аналитические способности будущего дирижера-хормейстера.
Таким образом, педагогическое мастерство руководителя хорового коллектива складывается из нескольких составляющих. Это - широта кругозора, глубина знаний в различных областях науки, способность к экстраполяции полученных знаний из одной области в другую, предрасположенность к сложным художественно-творческим ассоциациям, стремление к масштабным обобщениям, умение трансформировать собственный личностный опыт в опыт творческих переживаний. Именно совокупность этих качеств «обеспечивает» руководителю хорового коллектива способность к нахождению и принятию оригинальных творческих решений и позволяют говорить о креативности мышления дирижера как универсального специалиста.
Примечания
1. Бондарь М. А. Выявление и воспитание эмоционального начала у студента на уроках дирижирования / М. А. Бондарь // Научно-методическая работа. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979.
2. Букреев И. С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера / И. С. Букреев. - Екатеринбург, 1977.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1968.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1977.
5. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский.
- М.: Музыка, 1972.
6. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин.
- М.: Мысль, 1971.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1997.
8. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. -М.: АПН СССР, 1958.