Научная статья на тему 'Сущность и содержание гражданского воспитания студентов в вузе'

Сущность и содержание гражданского воспитания студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абубакаров Зелимхан Геланиевич

Статья посвящена определению сущности и содержанию гражданского воспитания студентов. В ней представлены различные точки зрения педагогов-ученых на термин «воспитание» «гражданское воспитание». Автор освещает методы, средства и формы актуальные для практического решения задач гражданского воспитания. В статье рассматривается компетентностный подход в контексте гражданского воспитания. Автор раскрыл значимость образовательного учреждения в деле гражданского воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абубакаров Зелимхан Геланиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание гражданского воспитания студентов в вузе»

УДК 378

Абубакаров Зелимхан Геланиевич

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Чеченского государственного университета, gamzaeva79@mail.ru, Грозный

сущность и содержание гражданского воспитания СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена определению сущности и содержанию гражданского воспитания студентов. В ней представлены различные точки зрения педагогов-ученых на термин «воспитание» «гражданское воспитание». Автор освещает методы, средства и формы актуальные для практического решения задач гражданского воспитания. В статье рассматривается компетентностный подход в контексте гражданского воспитания. Автор раскрыл значимость образовательного учреждения в деле гражданского воспитания.

Ключевые слова: воспитание, гражданское воспитание, студенты, гражданская социализация, гражданственность.

Abubakarov Zelimkhan Gelanievich

Senior teacher of chair of physical training of the Chechen state university, GroznyPlural, gamzaeva79@mail.ru, Grozny

THE ESSENCE AND CONTENT OF CIVIC EDUCATION OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Abstract. This paper is devoted to defining the nature and content of civic educationof students.

It presents the different perspectives of teachers, scientists at the term “education”, “civic education”.

The author covers the methods, means and formsrelevant to the practical tasks of civic education. The article deals with the competence approach in the context of civic education. The author revealed the importance of educational institutions in civic education.

Keywords: education, civic education, students, civic socialization, citizenship.

Важнейшим фактором социализации личности выступает воспитание. Оно придает качественную определенность другим структурным элементам социализации, характеризует ее цель, направленность развития духовных процессов и явлений.

В настоящее время термин «воспитание» неоднозначен. Различают по меньшей мере четыре его смысла.

Одно из определений трактует воспитание (в широком смысле) понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении,

когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств» [10; с. 6] Данная трактовка с наибольшей наглядностью позволяет провести параллель между воспитанием и социализацией личности.

С одной стороны, воспитание - это «ведущее и определяющее начало социализации» [16, с.143], способствующее ее максимальной оптимизации, а, с другой, содействие эффективной социализации личности является важнейшей (системообразующей) задачей процесса воспитания.

Воспитание сильно тем, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений. В этой связи появился термин «социальное воспитание» (А. В. Му-дрик, Л. В. Мардахаев, М. М. Плоткин, Б. З. Вульфов, З. А. Галагузова и др.), подчеркивающий сопряженность воспитатель-

ной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Социальное воспитание молодежи является одним из важных факторов стабилизации общества. Оно направлено на достижение двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. А. В. Мудрик акцентируясь на социальной стороне воспитания, дает определение социального воспитания, где подчеркивается, что результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешностью подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений [9; с. 61]. А это уже определяет необходимость усиления воспитательных воздействий образовательной системы.

Можно сделать вывод, что если воспитание в широком (социальном) смысле имеет глобальную цель - способствовать успешной социализации личности, то оптимизации гражданской социализации служит гражданское воспитание.

Гражданское воспитание - это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства [8, с. 63].

В. А. Сластенин основной целью гражданского воспитания называет формирование гражданственности как «интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [13, с. 238]. Социологический контекст приобретает гражданское воспитание в определении В. Крысяк: «целесообразное воздействие на детей и молодежь с целью передать им определенные общественно-

политические знания, выработать позиции и нормы поведения, определяющие отношение личности к явлениям общественной жизни, а также определенную модель гражданской культуры» [6, с. 37].

Исходя из видения цели гражданского воспитания в формировании гражданственности как социально значимого личностного качества, выделяют следующие его задачи на уровне системы образования:

- подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе через приобщение их к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности, что способствует развитию потребности в гражданских действиях;

- формирование законопослушного и критического правосознания, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни социума (профессиональная среда, общественная деятельность, политические отношения);

- развитие у учащихся гражданских качеств, гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе целенаправленного утверждения в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России [7, с. 18].

Обычно знания, необходимые для гражданской социализации, формируются у ребенка на этапе первичной социализации естественным путем (наблюдения, жизненный опыт) в семье, затем пополняются более или менее организованно в школе, причем эти знания подкрепляются каждодневным течением жизни.

В процессе гражданского воспитания применяются общепедагогические методы, приемы, средства, традиционно классифицируемые на методы формирования сознания и отношений (методы стимуляции) и методы организации деятельности, контроля. Наиболее актуальными для практического решения задач гражданского воспитания

являются следующие методы: разъяснение; создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха; анализ конфликтов, моделей, стилей поведения, принятия решений; демократический диалог; педагогическое управление лидером и культивирование его авторитета; использование средств массовой информации [1, с. 243]. Рассматривая гражданское воспитание с позиции гражданской социализации молодежи, следует назвать также и метод социального проектирования (построение проектов социального взаимодействия). Как отмечает К. Ф. Габдрахманова, метод социального проектирования призван служить тем пространством социализации, в котором педагогический коллектив может организовать наиболее полное обогащение учащихся социальным опытом, реализацию их творческих возможностей [3, с. 16]. Он стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых знаний, способствует интеллектуальному развитию и росту самостоятельности, творческой активности, инициативности.

Гражданское воспитание современными учеными рассматривается как процесс, имеющий две ярко выраженные части: формирование системы гражданских знаний и умений ими оперировать (образование) и формирование гражданских отношений и поведения, направленности на активную гражданскую деятельность [13, с. 36]. Связующим звеном между ними как раз и является формирование системы гражданских ценностей, позволяющее через интериори-зацию превратить теоретические знания во внутренние убеждения и самостоятельную добровольную деятельность.

О. В.Л ешер отмечает, что гражданские отношения и поведение формируются на основе теории установки через следующие этапы: возникновение интереса, ориентация в ценностях, интериоризация ценностей [7, с. 42]. То есть, для формирования у студентов установки на гражданские ценности, необходимо им эти ценности предъявить (когнитивный момент), обосновав их значимость для личности и общества, закрепить знания о ценностях в учебных ситуациях (нормативно-деятельностный аспект) и обеспечить реализацию этих ценностей в практической деятельности и поведении. В этом процессе важнейшую роль играет личност-

ная ориентированность воспитания, связанная с ориентацией учащихся в этих ценностях, интериоризацией и рефлексией.

Если рассматривать гражданское воспитание как процесс интериоризации гражданских ценностей, среди которых основными являются общество и государство, то главным его результатом следует считать сформированное гражданское сознание. В основе гражданского сознания лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве, о гражданских правах и обязанностях, о политике и общественных нормах, законах и символах государства, понимание того, что гражданство -это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства [13, с. 35].

Конечно, воспитание - это не трансляция суммы знаний: когнитивная сфера, является только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонент) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент). Именно поэтому гражданские знания являются основой гражданского развития личности, ее гражданской социализации.

Когнитивная сфера гражданского воспитания интегрирует в себе этические, правовые, политические, экономические, экологические, профессиональные и другие знания [там же, с. 57]. В соответствии с вышесказанным, представляется важным остановиться несколько подробней на этом компоненте гражданского воспитания и опирающемся на него понятии гражданской компетентности. В данном контексте более оправданным будет использование термина «гражданское образование», под которым понимают систему воспитания и обучения личности, предусматривающую создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественнополезной гражданской деятельности.

Компетентностный подход в контексте гражданского воспитания предполагает усиление значимости практического общественно-направленного компонента педагогического процесса. Становление компетентности может осуществляться только

в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Поэтому «гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации» [там же, с. 89].

Помимо общепедагогических положений деятельностного подхода, гражданское воспитание студентов предполагает поиск инновационных решений. Одним из них является предложенный И. Д. Фруминым курс «Гражданское участие в современном мире», изучение которого направлено на освоение четырех основных типов деятельности гражданина в демократическом обществе: критическое исследование; коммуникация в многообразии; соорганизация в совместной деятельности; принятие ответственных решений [2, с. 13]. Помимо информационного компонента, следуя логике автора,

необходима организация адекватных

видов деятельности и вовлечение в нее студентов. При этом главное, чтобы любая (учебная, научная, внеучебная, общественная, политическая) деятельность, организуемая со студентами, предполагала активную позицию, сохранение индивидуальности каждого субъекта и признавалась студентами и как социально, и как лич-ностно значимая. Важное место в системе такой деятельности занимает студенческое самоуправление.

Развитию студенческого самоуправления в контексте гражданского воспитания придают большое значение практически все современные ученые - практики. Так, в Концепции и программе воспитания студентов Костромского государственного технологического университета отмечается: «Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ» [5, с. 31].

Активное участие студенческой молодежи в решении проблем учебно-воспитательного процесса, восприятие и осмысление

учебно-воспитательных задач способствует формированию ее гражданской самостоятельности, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для гражданской социализации.

Анализ многочисленных исследований, позволяет сделать вывод, что для оптимизации процесса гражданской социализации в воспитательной работе необходимо предусмотреть следующие взаимосвязанные направления:

- освоение студентами гражданских знаний (правовых, политических, общественных, профессиональных) и интериоризация гражданских ценностей;

- усиление воспитания у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества (посредством обеспечения взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой, общественной деятельностью);

- вовлечение студентов в социально-значимую деятельность (профессиональную, общественную (волонтерскую), политическую и т.п.);

- организация студенческого самоуправления как условия реализации творческой активности, гражданственности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях; как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; как средство социальноправовой защиты [4, с. 74].

Значимость образовательного учреждения в деле гражданского воспитания велика в связи с тем, что гражданский опыт приобретается человеком под воздействием широкого круга разнообразных явлений, далеко не всегда обладающих позитивным социализирующим потенциалом. Это предполагает необходимость коррекционной воспитательной работы, в которой удалялись бы негативные социальные установки, преодолевалась общественная апатия, а обыденные гражданские знания должны с помощью воспитания наполняться личностным смыслом, становиться субъектным основанием гражданской активности [14, с. 28].

Библиографический список

1. Бондаревская Е. В. Гуманизация воспитания как основа возрождения гражданина России, человека культуры и нравственности // Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования: материалы к науч.-практич. конф. - Ростов-на-Дону, 1993. - Вып. 1. - С. 4-5.

2. Буева И. И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Патриотическое воспитание гражданина России: сборник [Электронный ресурс]. URL: М1р://Ьапк/огешрк.ги

3. Габдрахманова К. Ф. Проектный подход как средство гражданского воспитания учащихся: управленческий аспект (из опыта работы средней общеобразовательной школы № 7 г. Нефтеюганск.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.oim.ru

4. Долгинов С. Д. Актуальные проблемы правового воспитания студентов // Пути совершенствования и развития воспитательной системы вуза: материалы Пермской областной конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://oldwww. pspu.ru

5. Концепция и программа воспитания студентов Костромского государственного технологического университета на 2006-2010 годы (Принято на заседании учёного совета Костромского государственного технологического университета 21 февраля 2006 года. Протокол № 46).

6. Крысяк В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 41 с.

7. Лешер О.В. Гражданственно-патриотическое воспитание студентов вуза: аксиологический аспект // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регионал. науч-но-практич. конференции; Под ред. О. В. Лешер, Л. В. Голиковой. - Магнитогорск: МГТУ, 2005

8. Морозова Н. А. Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Классный руководитель. - 2002. - № 5. -

С. 31-69.

9. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. - М.: Московский пси-холого-социальный институт, 2009. - 568 с.

10. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.

11. Поттенджер Ф., Уваров А. Ю, Фрумин И. Д., Ханнинггон М. Новое поколение учебных материалов по гражданскому образованию // Образование для гражданского участия. - Красноярск: Общество «Знание», 1998.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

13. Сластенин В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

14. Сычёва Т. Б., Маркина Ф. А. Гражданственность как психологический феномен./ Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регионал. научно-практич. конференции // под ред. О. В. Лешер, Л. В. Голиковой. - Магнитогорск: МГТУ, 2005.

15. Селиванова М. А. Гражданское воспитание студентов классического университета как фактор повышения мотивации профессионального самоопределения // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультур-ном пространстве: сб. статей Международной научной конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pglu.ru

16. Успенский В. В., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.за-ведений - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.