Научная статья на тему 'Воспитание гражданина: взаимодействие семьи и школы'

Воспитание гражданина: взаимодействие семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY / SCHOOL / EDUCATION / CIVIC EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жагерева Наталья Гурьевна

В статье рассматриваются гражданское образование и патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC EDUCATION OF STUDENTS: INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL

The article is devoted to the problems of civic and patriotic education of students in secondary comprehensive schools.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданина: взаимодействие семьи и школы»

УДК 373.5.035:37.018.26

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

CIVIC EDUCATION OF STUDENTS: INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL

Н. Г. Жагерева

N. G. Zhagereva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются гражданское образование и патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении.

Abstract. The article is devoted to the problems of civic and patriotic education of students in secondary comprehensive schools.

Ключевые слова: семья, школа, образование, гражданское образование, патриотическое воспитание.

Keywords: family, school, education, civic education, patriotic education.

Актуальность исследуемой проблемы. В современном российском обществе происходят важнейшие социально-экономические и политические преобразования. Функционирование демократии и построение правового государства зависят от образованности граждан, активно участвующих в жизни страны.

Необходимо признать, что произошедшие в жизни общества перемены вызвали ряд проблем, которые негативно сказываются на формировании подрастающего поколения, его способности принимать самостоятельные и ответственные решения, ощущать себя гражданином великой страны. Отметим лишь некоторые из них: насаждение ценностей, несвойственных российскому обществу, рост асоциального поведения и бездуховности определенной части молодежи, разрыв связи между поколениями и, как следствие, неучастие старших родственников в процессе воспитания детей и подростков.

Особую роль занимает в данном контексте система образования, которая была и остается одним из главных инструментов социализации. Учитывая важность проблемы и необходимость ее решения в современных условиях, по решению Правительства РФ были разработаны стандарты общего образования второго поколения. Среди них необходимо упомянуть «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4], реализуемую Российской академией образования. Авторы прямо утверждают, что сфера общего образования призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности, а

также принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей [4, 13]. Здесь же подчеркивается необходимость разработки программ для общеобразовательных учреждений в тесном сотрудничестве с различными субъектами социализации, чтобы обучающиеся осознавали себя частью семьи, региона, многонационального народа Российской Федерации и мирового сообщества [4, 17].

Важными документами, отражающими совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, являются «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [3]. Следует отметить, что эта программа, являясь продолжением предшествующих двух программ, «сохраняет непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» [1, 22].

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что актуальность исследуемой проблемы обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед общеобразовательными школами, необходимостью гражданского образования учащихся. Целью настоящей статьи является рассмотрение взаимодействия семьи и школы в деле гражданского образования школьников.

Материал и методика исследований. Материалом исследования явились труды ученых, посвященные рассматриваемой проблеме. В ходе работы использовались методы теоретического анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования.

Результаты исследований и их обсуждение. Понятие гражданственности является сложным, неоднозначным. Оно охватывает выполнение определенных правил и норм, предполагает наличие системы гражданских отношений, включающих исполнение личностью своих обязанностей перед обществом и государством, активную жизненную позицию по отстаиванию прав и свобод на благо гражданина и государства.

Понятие «гражданственность» трактуется в педагогике весьма неодинаково, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Политический словарь объясняет эту категорию как качество/свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства. Понятие «гражданственность» обычно используется как антитеза, противоположность понятиям аполитичности, абсентеизма, социально-политической индифферентности, т. е. безучастности, безразличности, равнодушию. <...> Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм» [8, 78].

Надо отметить, что в своих работах многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей понятия гражданственности. Так, В. В. Рябов и Е. И. Хаванов отмечают, что гражданственность неотделима от преданности Родине. Они уверяют, что нельзя быть настоящим гражданином, не будучи патриотом [9, 5]. С ними солидарна Н. А. Савотина, которая утверждает: «Подчас антиподом патриотизма воспринимается гражданское воспитание. Это заблуждение, поскольку вся история подтверждает, что у истоков гражданственности в России лежит патриотизм. Идеалы гражданственности возникли на почве патриотизма. Через всю многовековую историю они шли плечом к плечу, сохраняя диалектическую взаимосвязь» [10, 118]. Научные основания такого подхода за-

ложены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» прямо говорится, что ступень российской гражданской идентичности является высшей ступенью духовно-нравственного развития личности, его гражданского, патриотического воспитания [4, 17].

Тесно связано с обозначенными выше терминами понятие «гражданское образование». Гражданское образование - это комплекс, основой которого являются правовое, политическое, нравственное образование и воспитание, осуществляемые с помощью проведения учебных курсов, организации внеклассной и внеурочной работы и посредством учебных дисциплин [7, 35].

Учитывая важность гражданского образования и патриотического воспитания, необходимо отметить деятельность различных общественных институтов в процессе социализации российской молодежи. Семья, школа, трудовой коллектив, молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие социальные институты вносят свою лепту в формирование такого многогранного и динамичного явления, как гражданское и патриотическое сознание населения. Среди них не случайно на первое место мы поставили семью и школу. Великий педагог А. С. Макаренко подчеркивал, что воспитание является процессом социальным в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги [6].

Семья - это первейший коллектив, который играет в воспитании основную роль. Любовь и недоверие, требовательность и безразличие, тревога и спокойствие, милосердие и теплота во взаимоотношениях в противовес эгоизму и равнодушию - все эти качества берут свое начало в семье. Они зарождаются и крепнут в сознании маленького человека значительно раньше его поступления в школу. Ценности семейной жизни, которые усваивает ребенок с первых шагов, важны и значимы для человека любого возраста. Влияние, оказываемое семьей на развитие ребенка, продолжительно и бесспорно.

«Жизнь каждой семьи - это жизнь страны. Любовь к родному краю, родной культуре, речи начинается с любви к своим близким, к своему дому. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью и свой дом. Его привязанности, постепенно расширяясь, распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство», - так говорил великий ученый и патриот Д. С. Лихачев [5, 20]. Перекликаясь с его высказыванием, авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» убеждены, что духовно-нравственное развитие личности начинается в семье [4, 16]. Те взаимоотношения, которые складываются в определенной семье, рано или поздно отразятся на общественных отношениях. Эти отношения, в свою очередь, составят основу гражданского поведения человека.

Необходимо заметить, что деятельность школы порой во много раз значительнее деятельности семьи. Это не случайно. Поскольку учителя являются профессионалами в сфере педагогики и образования, именно они инициируют взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Учителя умело направляют, усиливают положительные семейные влияния, включают их в систему воспитательной деятельности, а также, если необходимо, нейтрализуют отрицательные воздействия, используя профессиональные возможности. Чтобы сформировать дружеские и доверительные отношения,

необходимо представить коллектив класса в виде большой крепкой семьи. Жизнь такой семьи тем интереснее и многограннее, чем больше организована общая деятельность всех ее членов (детей, родителей, учителей). Итак, взаимодействие семьи и школы, рассматриваемое как непрерывный и целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции ценностей, опыта семейного и школьного воспитания, - важное направление всего процесса образования.

Воспитание будущего гражданина - это непростая, но важная и почетная миссия любого родителя, любого взрослого человека. Для ее реализации практикуется множество разнообразных форм. Например, использование в педагогической деятельности ярких примеров боевой и трудовой славы нашего народа. Они доступны для понимания школьников и наилучшим образом формируют качества патриота и гражданина. Особая роль здесь принадлежит бабушкам, дедушкам и другим умудренным жизненным опытом родственникам. Кто еще так живо и точно может рассказать о прошлом своей семьи, о своей молодости, о том далеком времени, в котором все было по-другому? Кроме того, в любой семье есть примеры героического трудового или военного прошлого: воспоминания, фотографии, может быть, письма, всевозможные семейные реликвии. Использовать их просто необходимо. Только так можно воспитать в молодом человеке чувство гордости за свою семью, прошлое своей Родины. Особенный эффект подобные рассказы будут иметь, если дети активно включаются в подготовку проведения праздников, памятных дат в семье и школе. Проявленное детьми уважение к пожилым членам семьи непременно найдет в будущем свое отражение на их отношение к Отечеству.

Нельзя забывать, что Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. Могущество и сила страны явились результатом совместной деятельности и вековых традиций всех народов, населяющих ее пространство. С далеких времен важнейшим предназначением семьи и школы являлась забота о воспитании патриотизма, уважения к прошлому страны, к ее народу. В нашем государстве недопустимо использование патриотических лозунгов для противопоставления народов. Великое чувство любви к России в разные времена объединяло народы, сплачивало их перед общей бедой. При этом общероссийское чувство гражданина сочетается с чувством любви к малой Родине, родной республике или области [2, 63]. Рассматривая различные ситуации межнационального общения, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров, и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта [2, 64]. Важным помощником в вопросах национального и интернационального воспитания должна стать школа. Проведение тематических вечеров с привлечением родителей учащихся, празднование исторических государственных и республиканских, городских и поселковых дат могут внести неоценимый вклад в общий процесс гражданского и патриотического образования. От того, какой первый опыт (враждебный или толерантный) в межнациональном отношении получат юноши и девушки в семье и школе, зависит реальное поведение молодого человека в обществе во время непосредственного контакта с представителем иной нации. Здесь могут проявиться его истинный патриотизм и гражданственность.

Анализ взаимодействия семьи и школы в деле гражданского образования осуществлен нами в рамках организации работы учителей МБОУ «СОШ № 57» города Чебоксары. Главные направления воспитательной работы школы по гражданскому образованию старшеклассников следующие:

- формирование гордости за отечественную историю, народных героев, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков;

- воспитание уважения к своему народу, национальной культуре, традициям и обычаям своей семьи, республики и страны;

- формирование гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию;

- развитие гражданской позиции в разных ситуациях, борьба с безнравственными противоправными поступками людей.

Целенаправленная работа в системе гражданско-патриотического воспитания проводится в данной школе несколько лет. Для успешной и плодотворной деятельности создан поисковый клуб «Набат», ориентированный на проведение различных форм работы как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Одним из таких мероприятий является изучение истории Великой Отечественной войны с целью увековечить память павших героев.

Проведенное среди школьников анкетирование показало, что сегодня у каждого учащегося школы в Великой Отечественной войне участвовали дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки и другие родственники. На предложение создать электронную базу данных об участии родных в защите Отечества на фронте и в тылу откликнулись учащиеся старших классов. Благородное дело детей поддерживалось родителями, которые тоже приходили в школу для обсуждения хода поисковой работы. Результатом большой и кропотливой работы стало создание электронной презентации многими учащимися, а коллективная работа учеников одиннадцатого класса под названием «Труженики тыла» нашла признание на городском конкурсе и заняла второе место. Данное направление работы, получившее общий девиз - «Спасибо деду за Победу!», продолжается и в настоящее время, в ходе которой участники исследуют и выявляют неизвестные страницы боевой истории своих семей.

Школьники за время участия в работе клуба воспринимают деятельность в нем не как некое увлечение, а как сопричастность к делам государственной важности, что повышает их гражданскую зрелость, способствует формированию активной жизненной позиции.

Воспитание гражданина - кропотливая, многоплановая работа, которая не ограничивается «одноразовыми» акциями и мероприятиями. Подготовить молодого человека к решению важнейших государственных задач, к исполнению функции труженика, а если понадобится - и защитника Отечества, личности, способной отстаивать демократические ценности и идеалы своей Родины, - вот та важная и перспективная задача, стоящая перед современной школой. Успех на этом поприще возможен лишь при тесном контакте с семьей, ее поддержке и солидарности с работой педагогов.

Резюме. Взаимодействие семьи и школы в воспитании гражданина строится на активном сотрудничестве важнейших социальных институтов общества. Успех и эффективность гражданского образования и патриотического воспитания возможны при выполнении таких условий, как заинтересованность, проявленная с обеих сторон, тесный контакт родителей и детей, учителей и учащихся, усидчивость и терпение, необходимые при выполнении постоянной работы. Миссию, которую несут и семья, и школа на выбранном поприще, нельзя переоценить. Она стоит того, чтобы ей послужить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-24.

2. Гасанова, З. З. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / З. З. Гасанова. - Махачкала, 2008. - 23 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 41. - Ст. 5250.

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.

5. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. - М. : Детская литература, 1989. -

238 с.

6. Макаренко, А. С. Цитаты / А. С. Макаренко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://citatu.com.ua/makarenko_a_s/

7. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 N 13-51-08/13) // Вестник образования России. - 2003. - № 7. -С. 34-45.

8. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. И. Аверьянова. - М. : Изд-во Моск. коммер. ун-та, 1993. - 431 с.

9. Рябов, В. В. Основы гражданственности / В. В. Рябов, Е. И. Хаванов // Гражданин и право. - 2006. -№ 9. - С. 9-15.

10. Савотина, Н. А. Научное осмысление российского патриотизма / Н. А. Савотина // Педагогика. -2011. - № 1. - С. 114-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.