Научная статья на тему 'Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников на муниципальном уровне'

Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1240
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская К. В.

Тема патриотизма традиционно острая для российского общества, в наши дни приобретает новые импульсы и дополнительные оттенки. Участие органов местного самоуправления в деле патриотического воспитания подрастающего поколения предполагает большие возможности в развитии и становлении гражданского общества в России. Автор рассматривает теоретические аспекты патриотического воспитания, методическую основу его обеспечения, раскрывает практический опыт воспитательной работы, который может быть применен в других муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишневская К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of High School Patriotic Education on the Municipal Level

The theme of patriotism, traditionally acute for the Russian society, nowadays acquires new impulses and additional hues. It is participation of the organs of local self-government in a growing generation's patriotic education may raise a good possibility of developing and establishing of a civil society in Russia. The author considers the theoretical aspects of patriotic education, the methodic basis of its implementation, provides the practical experience of such upbringing which can be applied in other municipal establishments.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников на муниципальном уровне»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

К. В. Вишневская, аспирант кафедры менеджмента и экономики культуры Санкт-Петербургского государственного университета

культурыг и искусств

Тема патриотизма — традиционно острая для российского общества, в наши дни приобретает новые импульсы и дополнительные оттенки. Участие органов местного самоуправления в деле патриотического воспитания подрастающего поколения предполагает большие возможности в развитии и становлении гражданского общества в России. Автор рассматривает теоретические аспекты патриотического воспитания, методическую основу его обеспечения, раскрывает практический опыт воспитательной работы, который может быть применен в других муниципальных образованиях.

Актуальность проблемы воспитания патриотизма обусловлена социально-экономическими, социально-политическими и социально-психологическими факторами общественного развития, которые резко обострили социальную дифференциацию российского общества, привели к утрате духовных ценностных ориентиров. Крушение многих исторически сложившихся патриотических идеалов и ценностей при отсутствии новых привело значительную часть молодежи к бездуховности, равнодушию и неуважительному отношению к государству, государственным символам, социальным институтам, а также к неприятию отечественной культуры, литературы и искусства.

Смена социально-культурного уклада и традиционной образовательно-воспитательной системы страны повлекла за собой изменения в социокультурной и поведенческой психологии российского общества. Молодое поколение, детство которого прошло под лозунгом антипатриотизма, не имеет в настоящее время целостного представления о смысле патриотизма. Это понятие или отождествляется с национализмом, или ассоциируется с изжившим себя советским строем. Поэтому все, что связано с прошлым, с историей нашей страны, оказалось в современных социокультурных условиях непопулярным и неинтересным для молодежных групп. Наоборот, популярными становятся европейский образ жизни

и тип поведения, что приводит к утрате чувства сопричастности к прошлому и будущему своей страны — чувства, которое является необходимым элементом воспитания патриотизма.

Патриотическое воспитание как система включает в себя несколько компонентов: военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, нравственнопатриотическое, национально-патриотическое, православно-патриотическое.

Военно-патриотическое воспитание — составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитание правовой культуры и законопослушания, базирующихся прежде всего на сложившейся правовой базе отношений между государством и гражданином, которая на практике дает все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает законную гордость за свою страну.

Нравственно-патриотическое воспитание имеет целью воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных и нравственных ценностей.

Национально-патриотическое воспитание основано на учете специфиче-

© К. В. Вишневская, 2008

№ 2, 2008

ских особенностей различных наций и народностей, их истории и культуры и направлено на воспитание патриота малой родины (республики, города, села) при адекватном использовании средств этно-педагогики.

Православно-патриотическое воспитание базируется на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям, на высокой нравственности.

Кратко охарактеризуем каждое из перечисленных направлений патриотического воспитания и позиции ученых относительно них.

Методологические основы проблемы военно-патриотического воспитания разрабатывались в советской педагогике рядом исследователей (Л. А. Бублик, Ю. С. Васютин, Н. А. Горпиневич, В. Г. Колычев и др.). В современных условиях актуальным становится рассмотрение военно-патриотического воспитания с позиций целостного, системного, личностно-деятельностного подходов (А. А. Аронов, А. В. Барабанщиков,

А. Н. Вырщиков и др.).

Н. В. Мазыкина и А. Л. Монахов отмечают, что в настоящее время «помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных орга-нов»1.

В. Ю. Микрюков, проводя исследования по формированию у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота, вычленяет три уровня военно-патриотической работы: первый — в ходе изучения образовательных дисциплин, второй — во внеурочной работе, третий — в ходе уроков начально-военной подготовки2.

Ряд исследователей (Г. Н. Филононов, В. И. Лутовинов, Н. А. Савотина и др.) рассматривают патриотическое воспитание как составную часть гражданского воспитания. По определению Г. Н. Филонова, «гражданственность сводит воедино патриотизм, нравственность,

правовую культуру. Гражданственность „подпитывается“ патриотизмом. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней»3.

Сравнительный анализ содержания гражданского и патриотического воспитания, проведенный В. И. Лутовиновым, позволил ему констатировать целесообразность их интегрирования в единое целое4.

Аналогичной точки зрения придерживается М. В. Богомаз, который определяет, что гражданское воспитание включает в себя патриотическое воспитание, формируемое на уровне семьи, школы и государства5.

Б. Ф. Павлов в своем исследовании, напротив, предлагает провести более четкую грань между гражданским и патриотическим воспитанием. Он полагает, что гражданское воспитание направлено на формирование социально-ответственного поведения в обществе, а патриотическое связано с воспитанием любви к Родине, что больше сближает его с нравственным воспитанием6.

Говоря о связи патриотического воспитания с нравственным, В. И. Лутовинов отмечает, что «патриотизм имеет духовно-нравственную природу... В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания»7.

Б. И. Коротяев в книге «Педагогика как совокупность педагогических теорий» включает в состав нравственного воспитания формирование нравственных чувств, в первую очередь любви к Родине и народу8.

В. И. Андреев в учебном пособии «Педагогика» констатирует, что «патриотизм — одна из составляющих нравственного и культурного воспитания...»9.

Концепция воспитания ребенка как человека культуры, предложенная академиком Е. В. Бондаревской, одним из пунктов содержит воспитание духовной лич-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ности. Духовные основания связываются в первую очередь с образом гражданина России10.

Р. Ш. Гизатуллин в своем исследовании анализирует содержание нравственно-патриотического воспитания и считает одним из средств его реализации обращение к героическим воинским традициям российского офицерства11.

Основной идеей национально-патриотического воспитания является привитие чувства любви к родному краю. Как отмечает В. С. Кукушкин, «главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должны быть познание и осознание ими своей Малой Родины»12.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, определила как важнейшие задачи развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Ряд философов (В. В. Зеньковский,

С. Л. Франк, В. С. Соловьев, И. А. Ильин и др.) связывают идеи патриотического воспитания с развитием идей религиозного, православного воспитания. Б. Т. Лихачев утверждает, что «русская национальная идея обнаруживает себя в православии»13. Эту же мысль развивает в «Православной педагогике» Е. Ше-стун: «Если мы хотим видеть Россию духовно обновленной, то необходимо вернуться к православной традиции»14.

Суммируя все вышеизложенное, можно утверждать, что патриотизм является сложным интегративным образованием нравственно воспитанной личности, которое включает в себя любовь к Родине, знание ее истории и культуры, гордость за ее достижения, готовность ее защищать, добровольное желание трудиться на благо общества; любовь к малой родине, уважение ее национального языка и традиций; правовую грамотность; толерантность и культуру межнациональных отношений; веротерпимость.

Важно воспитать эти качества у подрастающего поколения.

Для вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь общества необходимо создать условия, способствующие повышению гражданской активности молодых людей на местах. В большой степени это зависит от деятельности органов местного самоуправления, муниципалитетов, которые находятся в зоне досягаемости каждого конкретного молодого человека, будь то студент или школьник. Социально-культурные мероприятия, проводимые местными властями в конкретном дворе, школе, библиотеке или подростковом клубе, приносят во сто крат больше пользы, чем теоретические проекты.

Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.06 № 38-р, Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на 2006—2010 годы, федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005— 2009 годы», региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития.

Социально-культурная деятельность органов местного самоуправления в работе с молодежью может осуществляться по следующим направлениям:

— организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;

— организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том чис-

№ 2, 2008

ле по техническим, туристским, военноприкладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонноспортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);

— проведение муниципальных мероприятий с молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций по обмену опытом работы;

— организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.

В качестве примера реализации подобных мероприятий и достигнутого социально-культурного эффекта можно привести опыт Муниципального образования № 74 Санкт-Петербурга. В 2007 г. преподавателями Российского педагогического университета им. А. И. Герцена, Северо-Западной академии государственной службы, Санкт-Петербургского государственного университета для учащихся школ муниципального образования был проведен ряд мероприятий. Это круглые столы на тему «Россия — моя Родина как многонациональное государство, воспитание культуры толерантности и межнационального согласия молодежи и политико-правовая и гражданская социализации молодежи», тренинговые занятия по теме «Выработка патриотической установки у подростков в межнациональных отношениях и преодоление экстремистских тенденций», ролевые игры по теме «Выработка моделей поведения подростков в экстремальных и социально опасных ситуациях, формирование базовых патриотических ориентиров и социальной компетентности», занятия по военной истории России, с возложением цветов к монументу воинам-интернационалистам в парке Интернационалистов.

Школьники получили представление о том, что перспективное развитие государства обусловливается политическим самоопределением его граждан. В качестве необходимого условия и предпосылки такого самоопределения выступает

феномен гражданской идентичности, предполагающий формирование нового типа личности. Стране нужна такая идентичность своих граждан, в первую очередь молодежи, которая связала бы неоднородное общество в единый политический организм. В таком качестве может выступать гражданская идентичность, основанная на общенациональной системе ценностей. Тот факт, что часть молодежи не идентифицирует себя с гражданами своей страны, небезразличными к ее дальнейшей судьбе, служит показателем размытости, несформиро-ванности гражданской идентичности. Важным представляется понимание того, что лежит в основе позиционирования себя как гражданина. Основным критерием здесь является не национальность, происхождение, место проживания, а принадлежность к общей культуре, обычаям, традициям.

В результате проведенных занятий школьники узнали, как вести себя в ситуациях столкновения с непохожими на них людьми, как избегать эскалации конфликта, что такое патриотизм и толерантность и почему нормальный человек в определенной ситуации становится способен к проявлению экстремизма в поведении. Очень важно, что полученные знания и навыки могут использоваться ими в ситуациях повседневного общения и взаимодействия с другими людьми и в критические моменты, которые связаны с проявлениями экстремизма.

В целом можно отметить, что проведенные мероприятия, несомненно, имели положительный эффект, они пробудили у подростков интерес, желание продолжить работу в таком жанре. Кроме того, была выявлена необходимость предварительной работы с педагогами с целью преодоления их настороженного отношения к тренинговым технологиям и открытого вмешательства в процесс работы с группой.

Работа привела к следующим эффектам:

1) возросла степень сплоченности группы, повысилась интенсивность межличностной коммуникации участников;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2) изменилось отношение участников к конфликтному, насильственному способу решения проблем в межличностных отношениях, сформировалось убеждение о неприемлемости такого поведения;

3) повысился уровень интереса к социальным проблемам современности.

Определить экономический эффект от проведения занятий достаточно сложно, так как просчитать реальный ущерб, который наносится стране из-за недостаточно профессионального воспитания молодого поколения — будущих граждан, защитников Отечества, уважающих и ценящих свою страну, культуру, свой народ, — не представляется возможным на основе экономических показателей.

Поскольку можно оценивать только социально-культурный аспект работы, то в качестве ее результатов следует учитывать то, что была достигнута одна из основных целей — снятие напряжения в межнациональных отношениях среди учащихся школы — и сделаны значительные шаги в преодолении асоциального, девиантного поведения школьников; проведена работа по формированию приемлемых социально-политических ориентиров поведения школьников.

Для увеличения положительного эффекта от реализации подобных мероприятий следует проводить их многократно на постоянной основе, это позволит формировать социально и политически развитых личностей с твердой гражданской позицией, воспитывать патриотически настроенную и государственно ориентированную молодежь.

Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи из-за их много-уровневости и многоаспектности сложны и требуют систематических творческих усилий со стороны ученых и педа-гогов-практиков. Став сегодня одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания, патриотическое воспитание, тем не менее, пока недостаточно отвечает потребностям времени по уровню общетеоретической разработанности. В этой области жизнедеятельности есть еще много нерешенных во-

просов. Но очевидно, что если в школе на муниципальном уровне удастся создать образовательно-воспитательный комплекс, выходя из которого молодой человек будет иметь четко обозначенную гражданскую позицию, высокие нравственные качества, в том числе любовь к своему Отечеству, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, способность жить в мире и гармонии с самим собой и другими людьми, значит, у страны есть шанс на успешное, достойное будущее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мазыкина Н. В. Патриотическое воспитание детей и подростков / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов // Внешкольник. 2003. № 2. С. 2.

2 См.: Микрюков В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота /

B. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. 2006. № 3. С. 112.

3 Филонов Г Н. Воспитание как социальнопедагогический феномен / Г. Н. Филонов. Стратегия развития. М., 2002. С. 111.

4 См.: ЛутовиновВ. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. 2006. № 6. С. 57.

5 См.: Богомаз М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 4. С. 60.

6 См.: Павлов Б. Ф. Воспитание патриота / Б. Ф. Павлов, А. Н. Хузиахметов. Казань, 2004.

C. 61—62.

7 Лутовинов В. И. Указ. соч. С. 58.

8 См.: Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б. И. Коротяев. М., 1986. С. 89—90.

9 Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для твор. саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2003. С. 375.

10 См.: Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М., 2002. С. 55.

11 См.: Гизатуллин Р. Ш. Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников на героических традициях российского офицерства : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Р. Ш. Гизатуллин. Казань, 2005.

12 Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы / В. С. Кукушкин. М., 2004. С. 233.

13 Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. № 4. С. 10—15.

14 Шестун Е. Православная педагогика / Е. Шестун. Самара, 1998. С. 28.

Поступила 17.02.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.