Научная статья на тему 'Патриотический воспитательный потенциал учебников русского языка для учащихся 5-7 классов'

Патриотический воспитательный потенциал учебников русского языка для учащихся 5-7 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / УЧЕБНИКИ / TEXTBOOKS / УЧИТЕЛЬ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Иван Владимирович, Иванова Мария Юрьевна

В статье исследуется патриотический воспитательный потенциал современных учебников русского языка для учащихся 5-7 классов, обосновывается важность разработки дополнительных текстов для патриотического воспитания школьников, которое рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность учителя по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATIONAL POTENTIAL OF TEXTBOOKS OF THE RUSSIAN LANGUAGE FOR STUDENTS OF 5-7 FORMS

The article investigates the patriotic educational potential of the modern textbooks of the Russian language for students of 5-7 forms, explains the importance of developing additional texts for students. Patriotic education is considered as systematical and purposeful activity of teachers on the formation of patriotic consciousness at students, feeling of loyalty to the Fatherland, fulfillment of civic duty, and constitutional duty to protect the interests of the Motherland.

Текст научной работы на тему «Патриотический воспитательный потенциал учебников русского языка для учащихся 5-7 классов»

УДК 373.5.033.43:811.161.1

И. В. Павлов, М. Ю. Иванова

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье исследуется патриотический воспитательный потенциал современных учебников русского языка для учащихся 5-7 классов, обосновывается важность разработки дополнительных текстов для патриотического воспитания школьников, которое рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность учителя по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, русский язык, воспитательный потенциал, подростковый возраст, учебники, учитель.

Актуальность исследуемой проблемы. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» нацеливают педагогические коллективы школ на оптимизацию учебно-воспитательного процесса по формированию патриотизма у учащихся. Несмотря на имеющиеся публикации по проблематике исследования, остается недостаточно изученной специфика процесса формирования патриотизма у младших подростков в процессе обучения русскому языку.

Материал и методика исследований. В целях выявления патриотического воспитательного потенциала учебников русского языка для учащихся 5-7 классов использовались следующие методы: изучение литературы, беседа с учителями и учащимися, наблюдение, опрос, анкетирование, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.

Результаты исследований и их обсуждение. Формирование патриотизма осуществляется в целостном педагогическом процессе школы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, причем наибольшие трудности возникают с подростками.

© Павлов И. В., Иванова М. Ю., 2018

Павлов Иван Владимирович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: 62.46.90@mail.ru

Иванова Мария Юрьевна - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: mariakudakova1992@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.06.2017

Наиболее ярко противоречивый подростковый возраст охарактеризовал В. А. Сухомлинский. По его мнению, это: «непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины с одной стороны и неумение разобраться в сложных явлениях жизни - с другой; желание быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время неприязнь к назиданиям, моральным наставлениям; желание самоутвердиться и неумение это сделать; глубокая необходимость в совете, помощи и в то же время нежелание обратиться к старшему; богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления; показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что- идеальное может быть в нашей будничной жизни; презрение к эгоизму, индивидуальное чувствительное самолюбие; удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное отношение к учебе, к своим повседневным занятиям; романтическая восторженность и... грубые выходки, моральное невежество; восхищение красотой и... ироническое отношение к красоте» [12, с. 34-36]. Школа, классный коллектив для подростка становятся центром жизни, а учение - одним из ведущих видов деятельности, средством общения, воспитания. Именно в подростковом возрасте, по словам В. А. Сухомлинского, происходит «рождение гражданина», патриота Родины. Исследованию вопроса патриотического воспитания учащихся посвящены труды многих ученых, среди них: Т. С. Буторина [1], И. И. Валеев [2], А. Н. Вырщиков [3], О. В. Лебедева [4], В. Н. Лутовинов [5], Н. В. Мазыкина, А. А. Монахов [6], И. В. Павлов [7], [8], [9], В. И. Павлов [10], И. П. Подласый [11] и др., выводы и рекомендации которых широко используются в педагогическом процессе.

Важнейшим средством воспитания патриотизма у учащихся выступают учебные предметы гуманитарного цикла. Вместе с тем, как показывает анализ опыта школ, многие учителя словесности испытывают определенные трудности в использовании учебников русского языка в патриотическом воспитании учащихся. В связи с этим мы поставили цель - изучить патриотический воспитательный потенциал следующих учебников русского языка, используемых учителями в образовательном процессе в МБОУ «Гимназия № 4» г. Чебоксары (табл. 1):

Таблица 1

Школьные учебники русского языка

№ п/п Автор(ы), название Класс Издательство

1. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. Русский язык 5, 6 Дрофа

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык 5, 6, 7 Мнемозина

Эти учебники рекомендованы к использованию в учебно-воспитательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рассматривая предмет «Русский язык» как важный фактор формирования патриотизма у младших подростков, мы исходим из того, что патриотическое начало человека коренится в «даре слова», языковой способности как «силе, делающей человека челове-

ком» (В. Гумбольдт), способствующей выработке у школьников навыков общения, формирующей душу ребенка» (Н. М. Шанский, С. И. Львова, А. И. Власикова). Являясь «системой ориентиров» (А. А. Леонтьев) в диалоге человека с миром, язык несет в себе не только знание о мире, но и отношение к нему, выполняя, наряду с познавательной, аксиологическую воспитывающую функцию.

Одним из основных требований, предъявляемых к личностным результатам обучения, является воспитание у учащихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной. С учетом этого нами была поставлена цель: проанализировать, насколько содержание названных выше учебников по русскому языку способствуют формированию понятия патриотизма. Наукой установлено, что с процессом формирования новых понятий идет процесс углубления содержания ранее сформированных, при этом раскрываются их новые стороны содержания, их связи и отношения.

Анализ патриотического воспитательного потенциала учебников по русскому языку проводился по следующим критериям:

1. Наличие упражнений (текстов, отдельных предложений, словосочетаний), включающих слова «патриотизм», «патриот», «Родина», «Отечество», их частотность.

Текстовый материал с этими понятиями призван способствовать закреплению в сознании учащихся глубинный смысл слов. Частота употребления данных слов, их систематическое и многократное повторение вырабатывают орфографическую зоркость учащихся, служат для более глубокого и устойчивого восприятия, способствуют активному и осознанному употреблению в собственной речи.

2. Выявление тематического поля понятий «патриотизм», «патриот».

Данный критерий позволяет оценить тематическое богатство материала, представленного в учебнике русского языка.

3. Разнообразие словарного запаса.

Этот критерий позволяет оценить, как учебники по русскому языку способствуют обогащению словарного запаса учащихся, акцентируют внимание на главном - формировании у них патриотизма, который начинается с любви к малой родине. Мы изучили тексты учебников на наличие слов семья, Родина, Отечество, Отчизна, страна, Россия, край, родная сторона, государство, долг (сыновний, дочерний), преданность, гордость (за Родину), честь, мужество, коллективизм. Знание содержания названных понятий способствует осознанному и активному употреблению их в устной и письменной речи.

Мы исходили из того, что лексическое значение любого слова тесно связано с его фонетическими, орфографическими, морфологическими особенностями. Изменение формы слова может повлечь за собой изменение лексического значения. Задача учителя заключается в том, чтобы способствовать осознанию возможных изменений и не допускать всякого рода искажения значений слов. Например, понимание Родины как места рождения объясняется происхождением: от корня род- и однокоренных слов рождение, родится (наблюдается чередование согласных в корне д//жд). С этимологической точки зрения корень род- стал производящим для огромного количества дериватов: народ, родня, родство, родить, урод, порода, природа, родник, урожай.

4. Символы и наглядные представления.

Большое значение для образования вокруг образа Отечества системы ценностей имеют такие символы, как герб, знамя, гимн, форма одежды (будь это бытовые наряды, либо военная форма, либо мундир государственных деятелей). Сама структура символа

направлена на то, чтобы дать через частное явление целостный образ объективно существующего Отечества. Близко к этому психологическому механизму стоит и формирование наглядных представлений, которые в конечном счете становятся также символами Отечества. Это могут быть элементы родной природы: ландшафт, флора, фауна.

5. Приобщение к памятникам культуры и истории народа.

Образ Отечества естественным путем отождествляется с памятниками культуры и истории народа. Цель данного критерия - установить, какие образы, предметы художественной культуры и искусства представлены в учебном материале. Все многообразие явлений объективной реальности - Отечества - может выступать в качестве духовных ценностей. Совокупность ценностей, образовавшихся вокруг понятия Отечества, и составляет его конкретно-чувственный образ. Например, в учебнике для пятого класса под редакцией С. И. Львова уроки развития речи предполагают знакомство учащихся с такими выдающимися произведениями русской живописи, как «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля, «Полевая рябинка» А. А. Рылова, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Вербы в половодье» Н. М. Ромадина и др. Многообразие материала не только таит в себе глубокий потенциал для развития общего кругозора учащихся, но и способствует формированию подлинной любви к Родине.

6. Персонификация.

Поскольку образ Родины во многих случаях связан (а иногда и отождествлен) с образами людей, цель анализа учебников по данному критерию - выявить наличие героических образов среди граждан страны. Так, помимо ориентации на общеизвестные для русских людей образы Петра Великого, Михаила Ломоносова, традиционно отождествляемые с достоинством народа, персонификация предполагает работу с образами близких людей - отца и матери, дедушек и бабушек, а также простых людей, совершивших трудовые подвиги.

В результате анализа содержания учебника по русскому языку мы обнаружили:

1. Упражнения (тексты, отдельные предложения, словосочетания), включающие слова «патриот», «патриотизм» в учебниках для 5-го и 7-го классов не встречаются. Лексическое значение слов «патриотизм», «патриот» не объясняется в толковых словарях, данных в приложении к учебнику. Только в учебнике русского языка М. М. Разумовской и др. для 6-го класса (упражнение 209) находим прилагательное «патриотический», употребленное в отрыве от контекста и даже не в составе словосочетания. Очевидно, нарушен принцип систематичности и последовательности. Как отмечает И. П. Подласый, «принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не развивать навыки - они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется» [11, с. 174].

В преподавании русского языка предполагается начинать формирование понятия с объяснения его лексического значения, соотнесения с другими известными словами, затем переходить к демонстрации речевых образцов употребления слова в предложении или тексте и, наконец, к употреблению слова в собственной речи. Таким образом, мы наблюдаем отсутствие в учебниках материала, способствующего устойчивому формированию понятий «патриотизм», «патриот» у младших подростков.

2. Тематическое поле понятий «патриот», «патриотизм» представлено следующими тремя группами: 1) любовь к русскому языку; 2) чистота русской речи; 3) красота родной природы. Результаты нашего исследования приведены в таблице 2:

Таблица 2

Количество упражнений, содержащих понятия «патриот», «патриотизм» в исследованных учебниках русского языка для учащихся 5-7 классов

Класс Количество упражнений по темам

Любовь к русскому языку Чистота русской речи Красота родной природы

5 8 1 30

6 1 1 36

7 6 0 50

Тема любви к русскому языку реализуется в учебниках следующим образом: в пятом и шестом классах - через обращение к высказываниям о русском языке выдающихся деятелей культуры, представленных чаще в качестве эпиграфов. Например, эпиграфом к первому параграфу учебника для пятого класса «Лингвистика - наука о языке» служит следующее высказывание Н. В. Гоголя: «Пред вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его», а раздел «Фонетика» открывается другим высказыванием Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок...». Учащимся предлагается в устной или письменной форме объяснить, как они понимают смысл данных высказываний. В седьмом классе задания усложняются, и теперь им предстоит списать высказывания о русском языке, подчеркивая в них члены предложения, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.

Следить за чистотой русской речи призывает упражнение 220 (5 класс), в котором представлены пословицы и поговорки, отражающие представления русского народа о правилах речевого этикета. Эпиграфом к разделу «Орфография» в шестом классе служит высказывание М. М. Разумовской: «Как пишет человек - с ошибками или без них, -характеризует его как личность: правильное письмо - показатель общего развития и общей культуры человека».

Самой объемной по количеству упражнений в учебном пособии является тема «Красота родной природы». Сюда мы включили те, в основе которых - тексты из произведений художественной литературы российских авторов. Задания разнообразны: в одних - стихи русских авторов предлагаются для заучивания и письма по памяти, например, стихотворение «Первый снег» И. А. Бунина (упражнение 189, 5 класс). В других -на основе представленных текстов предлагается написать сочинение-миниатюру или изложение. В остальных заданиях требуется списать текст, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания.

Проведенный нами анализ тематического поля понятий «патриот», «патриотизм» показывает, что они раскрыты лишь тремя группами. На наш взгляд, требуется расширить и углубить анализируемое поле.

3. Словарный запас, актуализирующий понятия «патриот», «патриотизм», представим в таблице 3.

Таблица 3

Количественное употребление лексических единиц, актуализирующих понятия «патриот», «патриотизм»

Лексическая единица Количество употреблений по классам

5 класс 6 класс 7 класс

Родина 1 (в тексте) 2 (в тексте), 1 (пословица) 1 (в тексте)

Отечество 1 (в тексте), отечественная авиация (в словосочетании), 1 (в предложении) отечественный педагог (в словосочетании)

Отчизна - - -

Родной (родимый) 3 (в предложении) 1 (в тексте) -

Русь 4 (в тексте) 2 (в тексте), 3 (в предложении) 2 (в тексте), 1 (в предложении), Древняя Русь (в топониме), 1 (в тексте)

Семья - - -

Родители 4 (в словосочетании) 1 (в тексте), 1 (в словосочетании) 2 (в тексте)

Отец (папа) 3 (в словосочетании), 2 (в предложении) 1 (в тексте), 1 (в предложении) 1 (в тексте)

Мать 2 (в словосочетании) 3 (в тексте) -

Бабушка 1 (в словосочетании) - -

Дедушка 1 прадедушка -

Товарищ 1 (в словосочетании), 1 (в предложении) 1 (в тексте) 1 (в предложении)

Страна - 1 (в словосочетании) -

Россия 1 (в тексте) 1 (в тексте) 1 (в тексте)

Государство 1 (в словосочетании) - -

Москва 1 (в предложении), 1 (в тексте) 1 (в тексте) 2 (в тексте)

Боец - 1 (в тексте) -

Война - 1 (в тексте) -

Долг (сыновний, дочерний, отеческий) - - -

Преданность - - -

Гордость (за Родину) - - -

Честь - - -

Храбрость 1 (в предложении) 1 (пословица) -

Мужество - - -

Отвага - - -

Коллективизм - - -

Как видим, слово «Родина» в учебниках по русскому языку под редакцией С. И. Львова представлено крайне редко: в пятом классе - 1 раз (упражнение 455), трижды - в шестом, единожды - в седьмом. Еще реже встречается слово «Отечество». В шестом классе оно употребляется в тексте «Наше Отечество» К. Д. Ушинского (упражнение 240) и отсутствует в пятом и седьмом классах.

Слово «Отчизна», входящее в синонимический ряд «Родина - Отечество - Отчизна», в учебниках не встречается. Чаще появляется слово «Русь»: по четыре раза в учебниках для пятого и седьмого класса и пять раз - в шестом.

Слова «родители», «отец», «товарищ», «Россия», «Москва» встречаются во всех анализируемых учебниках, слова «семья», «долг», «преданность», «гордость», «честь», «мужество», «отвага», «коллективизм» не встречаются.

Отдельно следует отметить, что в учебном материале также встречаются антонимы к словам «Родина» - чужбина (5 класс), «друг» - враг (6 класс). Известно, что объяснение лексического значения слова через подбор синонимов или антонимов способствует более глубокому устойчивому восприятию данных понятий и активному употреблению их в собственной речи.

4. Мы проанализировали характер и частотность заданий со словами, формирующими представления о патриотизме у младших подростков, и отразили результаты в таблице 4.

Таблица 4

Характер и частотность заданий со словами, формирующими представления о патриотизме у младших подростков

Класс Слова Задания, Задания, Задания, Задания,

связанные связанные связанные в которых слово

с орфографией с грамматикой с лексико-грамматическим материалом не употребляется, учащиеся должны самостоятельно озвучить его

5 класс Помощь родителям, подарок родителей Определить главное и зависимое слово в словосочетании

Компаньон Определить

отца главное и зависимое слово в словосочетании

Отечественные Запомните пра-

производители, миролюбивое вильное написание (орфографи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государство, ческий минимум)

утешать родителей, богат-

ство родного

языка

Окончание таблицы 4

Мама Придумайте и запишите предложение с обращением «Дорогая мама»

Папа, отец, дедушка Определите разряд прилагательных: отцовский дом, город папиного детства Придумайте и запишите предложения, в которых следующие имена существительные будут в качестве обращений: папа, папуленька, дедушка

6 класс Храбрость Вставьте пропущенную букву

Патриотический Запомните правильное написание (орфографический минимум)

Пр_дедушка Вставьте пропущенную букву

Без роду без племени Составьте предложение с данными фразеологизмами

7 класс Отечественный педагог Запомните правильное написание (орфографический минимум)

В представленной таблице чаще всего встречаются задания, направленные на развитие орфографических умений учащихся. Задания, связанные с морфемным или фонетическим разбором, отсутствуют, как и задания, в которых определенное слово не употребляется, учащиеся должны самостоятельно озвучить его.

5. Среди символов, актуализирующих понятие Родины, в учебнике для пятого класса чаще всего встречается береза как символ России. В упражнении 142 (первая часть учебника) учащиеся знакомятся с традициями и обрядами, связанными с этим деревом. Известно, что до середины XIII в. просуществовал «Березовый» Новый год. А праздником березки отмечали окончание весенних полевых работ. В упражнении 435 (вторая часть учебника) объясняется, почему береза стала символом России; в упражнении 636 рассказывается о берестяных грамотах. Конечно, учитель имеет возможность использовать на уроках и стихотворения русских поэтов, посвященные березе.

Москва, столица России, также представлена в учебниках как один из ключевых символов страны. В упражнении 604 (5 класс) находим описание Москвы начала XX в., в упражнении 153 (6 класс) повествуется о Московском Кремле, в упражнении 849 (7 класс) рассказывается об ансамбле колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В учебнике для седьмого класса (упражнение 634) говорится об архитектуре Никитинского монастыря г. Переславль-Залесского.

Учащиеся знакомятся с различными народными художественными промыслами России. В пятом классе, в упражнении 417 говорится про Хохломскую роспись, в седьмом классе (упражнение 70) - про Гжель, в упражнении 622 - про Дымковские игрушки, в упражнении 811 - про Жостовскую роспись. Учащимся предлагается и самим подготовить сообщение про один из народных художественных промыслов России (упражнение 417, 6 класс).

Отрадно, что в шестом классе, в упражнении 429, рассказывается про один из важнейших символов России - флаг. Кроме того, учебник шестого класса знакомит учащихся с гербами Ярославля (598), Нижнего Тагила (693), Сапожка (896). Шестиклассники узнают об особенностях города Зеленограда (упражнение 429), о неповторимости озера Байкал (упражнение 761). Учителя чувашских школ имеют возможность рассказать о гербе, флаге и гимне Чувашской Республики.

Среди других встречающихся символов - одежда: косоворотка, кафтан, сюртук (упражнение 680, 6 класс), жилища древних славян (упражнение 943, 6 класс), крестьянская изба (упражнение 127, 7 класс), лыжи в Древней Руси (упражнение 157, 7 класс).

6. Учебник по русскому языку под редакцией С. И. Львова для младших подростков насыщен произведениями русской живописи. Например, в 5 классе предполагается знакомство учащихся с семнадцатью произведениями. Семь из них предназначены для сочинений-описаний картины, остальные используются в работе по созданию сочинений-миниатюр. Однако в реальном педагогическом процессе количество произведений русской живописи, используемое на уроках и предлагаемое для изучения, не совпадает. Так, в соответствии с пособием для учителя для пятого класса в содержание примерной рабочей программы включены четыре урока «Написание сочинения по картине».

7. Учебник по русскому языку под редакцией С. И. Львова для 5 класса не богат образами людей - истинных патриотов своей Родины. В первой части учебника даны краткие сведения о Кирилле и Мефодии - создателях одной из древнейших славянских азбук. Во второй части учебника, в упражнении 576 повествуется о композиторе А. А. Алябьеве, жизнь которого - пример человека, служившего во благо Родины.

В шестом классе, в упражнении 463 говорится об удивительной судьбе живописца А. А. Дейнеки, в упражнении 813 - о выдающейся личности Петра Первого. В упражнении 839 предлагается написать сочинение-миниатюру «Моя родословная», используя притяжательные прилагательные.

В седьмом классе учащиеся узнают об отечественном лингвисте Л. В. Щербе (упражнение 436), М. В. Ломоносове (упражнение 476), В. И. Дале (упражнение 727).

Резюме. На основе результатов, полученных в ходе изучения учебников по русскому языку под редакцией С. И. Львова, мы пришли к выводу, что в целях усиления патриотического воспитания учащихся при изучении русского языка необходимо расширить тематическое поле понятий «патриот», «патриотизм» за счет введения тематических групп: 1) человек-патриот, 2) русский характер, 3) пословицы и поговорки о патриотизме, 4) патриоты нашей Родины. При этом считаем также целесообразным включить в учебный процесс упражнения (тексты, отдельные предложения, словосочетания), содержащие лексические единицы долг (сыновний, дочерний, отеческий, материнский, солдатский), преданность, гордость (за Родину), честь, мужество, подвиг, коллективизм, ответственность, смелость, храбрость, героизм, а также дополнительные задания, касающиеся слов Родина, Отечество, Отчизна, страна, Россия, край, родная сторона, семья, государство.

Важно предусмотреть и знакомство с такими понятиями, как грубость, трусость, ложь, жестокость, лень, скрытность, замкнутость, зависть, предательство, измена, враг, вражда, безразличие и др.

Формирование данных понятий важно начинать со знакомства с лексическим значением слова, соотнесении с другими известными словами, затем переходить к демонстрации речевых образцов употребления слова в предложении или тексте и, наконец, к употреблению слова в собственной речи, совершенствовать персонификацию понятийного поля «патриотизм», «патриот», включать в преподавание учебного предмета символику родного края, практиковать проведение интегрированных уроков с участием учителей русского, чувашского языков и литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Кроме того, мы считаем важным реализовывать различные направления внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, формирующие единство патриотического сознания и поведения у школьников: вечера, посвященные творчеству российских писателей по военно-патриотической теме; конкурсы сочинений учащихся, посвященных трудовым и боевым подвигам старших поколений; проектную деятельность, позволяющую включать учащихся в поисковую работу по изучению истории школы, города, родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб. : Санкт-Петербург, 2004. - 234 с.

2. ВалеевИ. И. Народность и патриотизм. - Уфа : Башкортостан, 2000. - 367 с.

3. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концептуальные основы патриотически ориентированного образования. - Волгоград : Авторское перо, 2004. - 161 с.

4. Лебедева О. В. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников. -М. : ТЦ Сфера, 2007. - 168 с.

5. Лутовинов В. Н. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания. - М. : Светофон, 2004. - 256 с.

6. Мазыкина Н. В., Монахов А. А. Патриотическое воспитание детей и подростков // Внешкольник. -2003. - № 2. - С. 2-4.

7. Павлов И. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи как социальная и педагогическая проблема // Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. - Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 5-18.

8. Павлов И. В., Иванова М. Ю. Воспитание патриотизма у младших подростков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 4(92). - С. 166-175.

9. Павлов И. В., Павлов В. И. Духовно-нравственное воспитание школьников. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2016. - 303 с.

10. Павлова И. И., Павлов В. И. Воспитание патриотизма у учащихся // Народная школа. - 2016. -№ 1. - С. 73-75.

11. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов. - М. : Владос-пресс, 2004. - 365 с.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М. : Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

UDC 373.5.033.43:811.161.1

I. V. Pavlov, M. Yu. Ivanova

PATRIOTIC EDUCATIONAL POTENTIAL OF TEXTBOOKS OF THE RUSSIAN LANGUAGE FOR STUDENTS OF 5-7 FORMS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article investigates the patriotic educational potential of the modern textbooks of the Russian language for students of 5-7 forms, explains the importance of developing additional texts for students. Patriotic education is considered as systematical and purposeful activity of teachers on the formation of patriotic consciousness at students, feeling of loyalty to the Fatherland, fulfillment of civic duty, and constitutional duty to protect the interests of the Motherland.

Keywords: patriotism, education, Russian language, educational potential, adolescence, textbooks, teacher.

REFERENCES

1. Butorina T. S., Ovchinnikova N. P. Vospitanie patriotizma sredstvami obrazovaniya. - SPb. : Sankt-Peterburg, 2004. - 234 s.

2. Valeev 1.1. Narodnost' i patriotizm. - Ufa : Bashkortostan, 2000. - 367 s.

3. Vyrshhikov A. N., Kusmarcev M. B. Konceptual'nye osnovy patrioticheski orientirovannogo obrazovaniya. - Volgograd : Avtorskoe pero, 2004. - 161 s.

4. Lebedeva O. V. Vospitanie patriotizma i kul'tury mezhnacional'nogo obshheniya shkol'nikov. - M. : TC Sfera, 2007. - 168 s.

5. Lutovinov V. N. Razvitie patriotizma v Rossii XXI veka: koncepciya, programma i praktika patrio-ticheskogo vospitaniya. - M. : Svetofon, 2004. - 256 s.

6. Mazykina N. V., Monaxov A. A. Patrioticheskoe vospitanie detej i podrostkov // Vneshkol'nik. - 2003. -№ 2. - S. 2-4.

7. Pavlov I. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashhejsya molodezhi kak social'naya i pedagogicheskaya problema // Patrioticheskoe vospitanie: opyt, problemy, perspektivy. - Cheboksary : Chuv. gos. ped. un-t, 2009. - S. 5-18.

8. Pavlov I. V., Ivanova M. Yu. Vospitanie patriotizma u mladshix podrostkov // Vestnik Chuvashskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2017. - № 4(92). - S. 166-175.

9. Pavlov I. V., Pavlov V. I. Duxovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov. - Cheboksary : NII pedagogiki i psixologii, 2016. - 303 s.

10. Pavlova 1.1., Pavlov V. I. Vospitanie patriotizma u uchashhihsya // Narodnaya shkola. - 2016. - № 1. - S. 73-75.

11. Podlasyj I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov : ucheb. posobie dlya vuzov. - M. : Vlados-press, 2004. - 365 s.

12. Suxomlinskij V. A. Rozhdenie grazhdanina. - M. : Molodaya gvardiya, 1979. - 335 s.

© Pavlov I. V., Ivanova M. Y., 2018

Pavlov, Ivan Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: 62.46.90@mail.ru

Ivanova, Maria Yuryevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: mariakudakova1992@gmail.com

The article was contributed on June 27, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.