Научная статья на тему 'Исторические этапы развития патриотического воспитания в России'

Исторические этапы развития патриотического воспитания в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4985
789
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЛНЫ ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЗМ В РОССИИ / PATRIOTIC EDUCATION / WAVES OF PATRIOTISM / PATRIOTISM IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлев Роман Олегович

В данной статье анализируются изменения в области патриотического воспитания и их взаимосвязи с историческим становлением Российского государства от заветов Сергия Радонежского в XIV в. до государственной программы XXI в. Исходя из процесса изменения понимания патриотического воспитания за рассматриваемый период, поднимается вопрос о его современном состоянии и возможном направлении пути развития патриотического воспитания в России в будущем. Кроме того, в статье рассматриваются существующие направления патриотического воспитания: патриотическое и военно-патриотическое воспитание, а также выделены представители обоих направлений. На основе изучения поставленных вопросов был сформулирован ряд выводов о количестве «волн подъема» патриотических настроений, их причинах и итоговом направлении патриотического воспитания в России на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical stages of development of patriotic education in Russia

The article analyzes some changes in the area of upbringing and its interrelations with historical development of Russian State from the 14th to 20th centuries. Basing on the changes in the process of patriotic education within the considered period, the article traces the issues about its current condition and possible way of further ways of development towards patriotic education in Russia. The article emphasizes that patriotic feeling doesn’t form and exist by itself it appears as an answer to different historical challenges which life realities give to the existing society at certain periods of time. Thereof, the patriotism is both historic and pedagogical category. This term has been adjusted with changing of socially-historical forms and with development of social science. Moreover from the position of valuable orientation of personality Russian pedagogical theory classically highlights two directions of patriotic upbringing: patriotic and military-patriotic education. On the basis of studying of the issues, a number of conclusions about the number of „rise waves” of patriotic mood, its reasons and the total direction of patriotic education in Russia has been formulated.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы развития патриотического воспитания в России»

1УДК 37.035.6:378 ББК 74.03(2)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Р. О. Яковлев

Аннотация. В данной статье анализируются изменения в области патриотического воспитания и их взаимосвязи с историческим становлением Российского государства от заветов Сергия Радонежского в XIV в. до государственной программы XXI в. Исходя из процесса изменения понимания патриотического воспитания за рассматриваемый период, поднимается вопрос о его современном состоянии и возможном направлении пути развития патриотического воспитания в России в будущем. Кроме того, в статье рассматриваются существующие направления патриотического воспитания: патриотическое и военно-патриотическое воспитание, а также выделены представители обоих направлений.

На основе изучения поставленных вопросов был сформулирован ряд выводов о количестве «волн подъема» патриотических настроений, их причинах и итоговом направлении патриотического воспитания в России на сегодняшний день.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, волны патриотизма, патриотизм в России.

HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

R. O. Yakovlev

Abstract. The article analyzes some changes in the area of upbringing and its interrelations with historical development of Russian State from the 14th to 20th centuries. Basing on the changes in the process of patriotic education within the considered period, the article traces the issues about its current condition and possible way of further ways of development towards patriotic education in Russia.

The article emphasizes that patriotic feeling doesn't form and exist by itself it appears as an answer to different historical challenges which life realities give to the existing society at certain periods of time. Thereof, the patriotism is both historic and pedagogical category. This term has been adjusted with changing of socially-historical forms and with development of social science. Moreover from the position of valuable orientation of personality Russian pedagogical theory classically highlights two directions of patriotic upbringing: patriotic and military-patriotic education.

On the basis of studying of the issues, a number of conclusions about the number of „rise waves" of patriotic mood, its reasons and the total direction of patriotic education in Russia has been formulated.

Keywords: patriotic education, waves of patriotism, patriotism in Russia.

Согласно проекту Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотизм - это базовая направленность социального поведения граждан, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебре-

жения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества [1].

Чувство патриотизма не образуется и не существует само по себе, оно возникает в ответ на различные исторические вызовы, которые бросают жизненные реалии существующему в конкретном времени обществу.

Одним из первых проявлений общероссийского патриотизма может являться поступок Сергия Радонежского. Благословив князя Дмитрия, он закрепил патриотический дух народа,

поднимавшийся в ответ на продолжительное татаро-монгольское иго.

«Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах» [2, с. 159].

Заветы Сергия - христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения - стали светлым идеалами русской культуры и истоками русского патриотического воспитания.

Государственный деятель и ученый XVIII в. Ф. И. Соймопов в составленном им экстракте русской истории «верхом славы» назвал эпоху Петра. Наиболее важной была подпись автора: «Благосклонного читателя всеподданнейший слуга, Всероссийского Отечества всенижайший патриот». По мнению А. А. Преображенского, это одно из первых употреблений понятия «патриот» применительно к русским людям. Юный Петр интересовался историей и культурой родной страны, деятельностью предков. Он понимал, что в героическом прошлом страны - корневая основа государства Российского, залог его прочности и престижа. В знаменитой речи перед войском накануне Полтавского сражения Петр I ярко выразил идею служения Отчизне всех - от царя до последнего солдата: «А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние» [3, с. 94].

М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной целью педагогического процесса [4, с. 76]. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Потребность жить «для пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла. Среди наук, влияющих на формирование патриотических чувств, он особенно выделял историю и географию.

Сочетание сильной власти в России XIX в. и принятой идеи мессианского характера и бо-

жественного провидения русского народа, которое отражено в уникальности пути России, выразилось в том, что стало известно как официальная народность, или политика государственного патриотизма. В то же время граф Уваров представил свою известную триаду «православие, самодержавие, народность», что с тех пор используется консервативными и националистическими кругами как воплощение подлинной русской идеи [5, с. 80].

Национальное направление в русской педагогике в середине XIX в. отстаивал К. Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием [6].

И. А. Ильин писал, что «государство - есть организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» [7, с. 277].

Для педагогической мысли начала XX в. было характерно продолжение поиска новых форм национального воспитания. К. Н. Ельниц-кий подчеркивал, что для государства «более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить отечеству свои силы и даже жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и славе». При этом он указывал на прямую зависимость благоденствия государства от силы патриотического чувства его граждан, от их умения служить Отечеству [3, с. 97].

После Октября 1917 г., патриотизм был объявлен устаревшей буржуазной ценностью. Теория была основана на идеях К. Маркса и Ф. Энгельса [8, с. 171], провозглашавших, что пролетариат не имеет отечества. Трудящиеся массы, как утверждали классики марксизма, эксплуатировались везде. Поэтому пролетарии не имеют обязательств перед своими странами или народами, только подлинные обязательства, которые могли бы быть использованы всеми трудящимися и эксплуатируемыми массами, не зависят от их национальной или этнической принадлежности.

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В. И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Владимир Ильич дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов...» [9].

Новый подъем патриотических чувств возник после того, как Борис Николаевич Ельцин, первый президент России, обозначил возникший духовный кризис России 1 990-х гг. и вы -звал комитет для разработки национальной идеи российского народа и государства. Основные политические, социологические и образовательные журналы сосредоточились на аспектах патриотизма, которые являются традиционными для России, таких, как любовь к своей Отчизне; гордость за свою Отечество; преданность своему отечеству; и обязательство служить его интересам [10-12].

Таким образом, патриотизм - категория как историческая, так и педагогическая. Само это понятие корректировалось со сменой общественно-исторических формаций, с развитием общественных наук. «Жизнь отдельного человек - это часть жизни общества; чувства, мысли, представления человека - это субъективное отражение менталитета данной эпохи, конкретного класса или сословия» [13, с. 79].

Осмысление патриотизма в современной русской научной литературе отражает существующую дихотомию, глубоко укоренившуюся в русской культуре и ментальности, интерпретирующуюся сквозь множество точек зрения, которые охватывают весь политический и идеологический спектр, от почти крайнего левого к крайнему правому [14, с. 81].

С позиции ценностных ориентаций личности педагогической теорией классически выделяются два направления патриотического воспитания: патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Представитель первого направления, В. А. Сухомлинский, раскрывая понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание», связывал содержание этих терминов с понятиями «долг», «верность», «народ», «природа», «родное слово», «семья», «соотечественник», «труд», «человек». Значительное внимание он уделял семье: «Родина начинается с матери, родившей и вскормившей человека, с людей, отдавших частицу души во имя творения другого человека... От людей родных и близких, от духовного общения с ними юный патриот приходит к понятию "любовь к Родине"» [15, с. 127].

И. А. Федосеева, которую также можно отнести к представителям первого направления, выделяет следующие основные принципы патриотического воспитания в современной России [16, с. 176]:

1) духовная цельность, способствующая выживанию и взаимодействию с окружающим миром, закрепленная в традициях, ритуалах, менталитете, верованиях. Духовность отличает русского человека от западного, у которого все держится на чувстве закона и потребления, который откинул все человечество в нравственную пропасть;

2) любовь как главный критерий человеческой жизни. Это означает, что воспитание русского человека должно быть построено на триединстве Истины, Добра и Красоты;

3) доминирование духовно-нравственных форм жизни над материальными. Для Западной морали деньги - символ свободы, власти , нравственности, религиозности. Для русского человека превыше всего независимость, свобода от денег;

4) принцип соборности. Это растворение человека в Православной церкви, православном народе, православном государстве. Он становится частью одного духовного соборного целого, становясь наиболее свободным, защищенным, так как живет в мире своей системы ценностей;

5) принцип патриотизма. Русский человек всегда был патриотом своего Отечества. Это

было естественное его проявление как сына своей страны.

Военно-патриотическому воспитанию присущи такие компоненты, как «защитник Родины», «боевые традиции», «героическое прошлое и настоящие народа».

Представители военно-патриотического направления подчеркивают, что без формирования у граждан с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с народом, страной, готовности к реализации функции защиты Отечества не может быть сильного государства.

Н. М. Конжиев, исследователь, который в течение многих лет занимался вопросами теории и практики военно-патриотического воспитания молодежи и обобщением передового педагогического опыта по этой проблеме, справедливо утверждает: «...военно-патриотическое воспитание нельзя свести к начальной военной подготовке и сообщению некоторых сведений по гражданской обороне. Воспитание у учащихся готовности к защите Родины требует широкого социально-педагогического подхода к его осуществлению» [17, с. 3-4].

Военно-патриотическое воспитание, как составная часть гражданского воспитания и образования, без которой не может быть успешно решена задача подготовки школьников и молодежи к защите Отечества, по мнению В. В. Дранишникова, включает три основных направления работы [13, с. 115]:

• морально-психологическая подготовка;

• физическая подготовка;

• военно-техническая подготовка.

Анализируя отношения между патриотизмом и гражданством в рамках гражданско-па-триотического воспитания, В. И. Лутовинов [18, с. 55] утверждал, что по сравнению с неопределенной и размытой концепцией гражданства патриотизм - более ясная и теоретически лучше развитая конструкция, которая представляет собой единство духовности, гражданской зрелости и социальных действий, которые мотивируют людей на служение Отечеству.

В настоящий момент из представленных двух направлений развития патриотического воспитания государственный приоритет отдан военно-патриотическому воспитанию, как подконтрольному сверху. Отданный приори-

тет находит свое отражение в текстах Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Проанализировав историческое развитие патриотических настроений и патриотического чувства народа российского государства, можно сделать ряд выводов.

1. Всего можно выделить 5 «волн подъема» патриотических настроений, приуроченных к тяжелым временам и глубокому духовному кризису внутри страны: конец XIV в., начало XVIII в., XIX в., начало XX в., конец XX - начало XXI в.

2. Каждый новый «подъем» следовал за определенным историческим вызовом, брошенным России на том или ином периоде ее развития.

3. В русской педагогической мысли понятие патриотизма имеет двойственную составляющую: патриотизм как чувство любви к Родине и всякой деятельности по укреплению своей страны и патриотизм как личная необходимость физической защиты государства, вплоть до самопожертвования. При этом зачастую приоритет отдавался именно второму пониманию патриотизма, как более «полезного» интересам государства.

Важность дальнейшей разработки поставленного вопроса заключается в использовании лучшего опыта воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе, построении своего будущего на патриотизме: уважении к своей истории и традициям, духовным ценностям и многовековой культуре народов, населяющих нашу страну.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Проект. - URL: http://gospatriotprogramma.ru /programma%20 2016-2020/proekt/proekt.php (дата обращения: 21.04.2015).

2. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - М.: Рольф, 2000. -320 с.

3. Овчинникова Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 93-102.

4. Русских В. Г. Генезис проблем образования в отечественной государственной политике XVIII в.: [основ. направления гос. политики России по патриот. воспитанию молодежи в XVIII в.] // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 75-79.

5. Торосян В. Г. Поиск «национальной идеи» с точки зрения исторической и социальной психологии // Историческая психология, психоистория, социальная психология: общее и различия: материалы XV Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 11-12 мая 2004 г. / под ред. С. Н. Полторака. - СПб.: Нестор, 2004. - С. 80-82.

6. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. - URL: http://dugward.ru/ library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html (дата обращения: 28.03.2017).

7. Ильин И. А. Путь к очевидности: сочинения.

- М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 912 с.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Собр. Соч. в 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1978. - С. 171-203.

9 Ленин В. И. О национальной гордости великороссов. - URL: http://libelli.ru/works/26-3. htm (дата обращения: 09.04.2017).

10. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2006. - № 5.

- С. 4-7; № 6. - С. 5-11.

11. Костюкевич В. Ф. Военно-патриотическое воспитание молодежи - социальный заказ общества России, вступающей в XXI век // Сб. докладов и тезисов выступлений: Межрегиональная научно-практическая конференция 13-15 декабря 2000 г.: г. Полярный.

- Мурманск: Пазори, 2001. - С. 4-9.

12. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учеб.-ме-тод. пособие / под ред. С. В. Смульского. -М.: Изд-во РАГС, 2010. - 170 с.

13. Дранишников В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников: (на материале истории и культуры народов Кол. Севера): моногр. - М.: Альфа, 2002. - 199 с.

14. Архипенкова Н. С. О менталитете национальной культуры // Историческая психология, психоистория, социальная психология: общее и различия. - СПб., 2004. - С. 82-83.

15. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

16. Федосеева И. А. Духовность как основа национального воспитания // Социальная политика и социология. - 2011. - № 9. - С. 173177.

17. Конжиев Н. М. Вопросы теории и методики военно-патриотического воспитания. - Петрозаводск, 1990. - 16 с.

18. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотиче-ское воспитание сегодня // Педагогика. -2006. - № 5. - С. 52-59.

REFERENCES

1. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody". Proekt. Available at: http:// gospatriotprogramma.ru /programma%202016-2020/proekt/proekt.php (accessed: 21.04.2015).

2. Gumilev L. N. Ot Rusi do Rossii: Ocherki et-nicheskoy istorii. Moscow: Rolf, 2000. 320 p.

3. Ovchinnikova N. P. Ideya patriotizma i Otechestva v istorii russkoy pedagogiki. Peda-gogika. 2007, No. 1, pp. 93-102.

4. Russkikh V. G. Genezis problem obrazovaniya v otechestvennoy gosudarstvennoy politike XVIII v.: [osnov. napravleniya gos. politiki Rossii po patriot. vospitaniyu molodezhi v XVIII v.]. Pedagogika. 2011, No. 9, pp. 7579.

5. Torosyan V. G. Poisk "natsionalnoy idei" s tochki zreniya istoricheskoy i sotsialnoy psik-hologii. In: Poltorak S. N. (ed.) Istoricheskaya psikhologiya, psikhoistoriya, sotsialnaya psik-hologiya: obshchee i razlichiya. Proceedings of XV International scientific Conference, St. Petersburg, 11-12 May 2004. St. Petersburg: Nestor, 2004. Pp. 80-82.

6. Ushinskiy K. D. O narodnosti v obshchestven-nom vospitanii. Available at: http://dugward.ru/ library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html (accessed: 28.03.2017).

7. Ilyin I. A. Put k ochevidnosti: sochineniya. Moscow: Eksmo-Press, 1998. 912 p.

8. Marks K., Engels F. Manifest Kommunistiche-skoy partii. In: Coll. Work. In 2 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1978. Pp. 171-203.

9 Lenin V. I. O natsionalnoy gordosti velokoross-ov. Available at: http://libelli.ru/works/26-3.htm (accessed: 09.04.2017).

10. Bykov A. Organizatsionno-pedagogicheskie voprosy patrioticheskogo vospitaniya v shkole. Vospitanie Shkolnikov. 2006, No. 5, pp. 4-7; No. 6, pp. 5-11.

11. Kostyukevich V. F. Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi - sotsialnyy zakaz ob-shchestva Rossii, vstupayushchey v XXI vek.

Proceedings of Interregio Scientific-Practical Conference, 13-15 Dec. 2000, Polyarnyy. Murmansk: Pazori, 2001. Pp. 4-9.

12. Lutovinov V. I. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossiyskoy molodezhi: ucheb.-metod. poso-bie. Moscow: Izd-vo RAGS, 2010. 170 p.

13. Dranishnikov V. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i praktika formirovaniya grazhdanstven-nosti shkolnikov: (na materiale istorii i kultury

narodov Kol. Severa): monogr. Moscow: Alfa, 2002. 199 p.

14. Arkhipenkova N. S. O mentalitete natsionalnoy kultury. In: Istoricheskaya psikhologiya, psik-hoistoriya, sotsialnaya psikhologiya: obshchee i razlichiya. St. Petersburg, 2004. Pp. 82-83.

15. Sukhomlinsky V. A. Kak vospitat nastoyash-chego cheloveka: (Etika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie. Moscow: Pedagogika, 1990. 288 p.

16. Fedoseeva I. A. Dukhovnost kak osnova nat-sionalnogo vospitaniya. Sotsialnaya politika i sotsiologiya. 2011, No. 9, pp. 173-177.

17. Konzhiev N. M. Voprosy teorii i metodiki voenno-patrioticheskogo vospitaniya. Petrozavodsk, 1990. 16 p.

18. Lutovinov V. I. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie segodnya. Pedagogika. 2006, No. 5, pp. 52-59.

Яковлев Роман Олегович, аспирант Мурманского арктического государственного университета e-mail: arctic.snow.51@yandex.ru

Yakovlev Roman O., Post-graduate student, Arctic Murmansk State University e-mail: arctic.snow.51@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.