Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧТЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамырова А.Ю., Курбаналиева Г.

Художественный текст является наиболее эффективным средством совершенствования творческих способностей учащихся начальной школы. Исследования в этой области начинаются в начале ХХ века, и заняло определенное место в школьной практике. В статье рассмотрена история исследований, раскрывающее роль и место художественных текстов в развитии творческой активности учащихся. Анализируются работы российских и кыргызских методистов. Изложенные в статье идеи могут быть полезны для учителей начальных классов в вопросах истории педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS AT THE LESSONS OF LITERARY READING

Literary text is the most effective means of improving the creative abilities of elementary school students. This tool has been studied since the beginning of the 20th century, and has taken a certain place in school practice. The article considers the history of research, revealing the role and methods of literary texts in the development of students' creative activity. The works of Russian and Kyrgyz methodologists are analyzed. The ideas presented in the article may be useful for primary school teachers in matters of the history of pedagogy.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

А.Ю. Мамырова, преподаватель Г. Курбаналиева, преподаватель Индустриально-педагогический колледж (Кыргызстан, г. Ош)

001:10.24412/2500-1000-2023-2-1-129-133

Аннотация. Художественный текст является наиболее эффективным средством совершенствования творческих способностей учащихся начальной школы. Исследования в этой области начинаются в начале ХХ века, и заняло определенное место в школьной практике. В статье рассмотрена история исследований, раскрывающее роль и место художественных текстов в развитии творческой активности учащихся. Анализируются работы российских и кыргызских методистов. Изложенные в статье идеи могут быть полезны для учителей начальных классов в вопросах истории педагогики.

Ключевые слова: текст, художественный текст, творческая деятельность, творческая компетентность, чтение, понимание, начальный класс, методическое пособие.

Изучение проблемы художественного текста в советском языкознании, педагогике, философии, психологии и методике началось в 20-е годы ХХ века. Большую работу в этом направлении проделал русский и казахский лингвист-методист И.А. Фигуровский (1899-1982). Он расшифровал древнерусские письмена, найденные при раскопках в ряде мест центральной части России, написал учебники русского языка для казахских начальных школ. Идея этих учебников основывалась на науке о текстологии в языкознании [1]. Ученый изучил синтаксис простых и сложных предложений и как специалист преподавания русского языка показал важность акцентирования внимания на задачах анализа текста в обучении языку. Ученый Н С. Поспелов (1890-1984), занимающий ведущее место в русистике, проанализировал синтаксическую структуру романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и методологически разработал образец поэтического анализа текста [2]. В 1948 году вместо «текст» он ввел термин «сложное синтаксическое целое» (сокращенно ССЦ), которое часто используется и сегодня. Благодаря вышеперечисленным работам понятие «текст» стало употребляться лингвистами в области данной науки. Термин «текст» часто используется зару-

бежными учеными под названием «дискурс». В зависимости от объема текста используются также термины «микротекст» и «макротекст».

С 30-х годов 20 века методические пособия на кыргызском языке для начальных классов стал разрабатывать Сатыбалды Нааматов. В его трудах «Методика нашего языка» (1932 г.), «Методика письма детской азбуки» (1933 г.), «Методика изложения кыргызского языка для начальной школы» (1935 отражаются способы работы с художественными текстами, в том числе рекомендации по развитию творческих способностей учащихся.

В 30-40-х годах ХХ века методы и способы преподавания уроков по литературе в начальных классах были отражены в статьях М. Жаныбаева («О проведении урока чтения»), К. Акылбекова («Методика преподавания урока по литературе», «Методы литературы»), Н. Макешова («Вопросы обучения младших школьников чтению и развитию словарного запаса»).

В 60-х и 70-х годах ХХ века педагоги во главе с Ж. Мукамбаевым стали авторами учебно-методического пособия (А. Матке-римов «Об эффективности урока», А. Мамбеталиев «Рождение новой эпохи на уроке»), они же разработали методику

процесса работы с художественными текстами.

Методисты преподавания литературы в начальных классах Б. Рысбекова и К. Сартбаев в 1986 году издали методическое пособие для учителей «Обучение алфавиту и внеклассному чтению». В 1979 году Б. Рысбекова опубликовал статью «Использование технических средств на уроке», К. Сартбаев посвятил свои статьи «Учебники - основная основа образования в начальных классах», «Проведем уроки литературы на высоком уровне», «Как проводить внеклассные занятия?» проблемам организации и проведения занятий по литературе.

В 90-х годах 20 века была опубликована статья С. Кондучаловой «Самостоятельное чтение детей», А. Жолдошова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развития речи учащихся 1 -го класса». З. Маразыкова, учитель школы № 68 города Бишкек, впоследствии научный сотрудник Кыргызского научно-исследовательского педагогического института, в своих методических пособиях «Способы обучения учащихся 1 класса», «Внеклассное чтение во втором классе», «Внеклассное чтение в третьем классе» показала пути совершенствования творческих способностей учащихся в процессе анализа художественных текстов.

На рубеже ХХ И XXI века в область методики преподавания литературы в начальных классах пришло новое поколение методистов. Одним из них является С.К. Рысбаев, разработавший во многих своих трудах методику обучения литературе. В своих книгах «Воспитание ребенка художественным словом», «Современная детская литература Кыргызстана: проблемы и портреты», «Кыргызская детская литература: проблемы, портреты и вопросы обучения чтению» он научно анализирует и обобщает сущность, особенности и проблемы чтения и заучивания художественных текстов, написанных для детей. В дальнейшем он защитил докторскую диссертацию на тему этнопедагогического совершенствования преподавания литературы в начальных школах на материале национального детского фольклора и на

основе этой работы издал монографию «Педагогика кыргызского детского фольклора». Книга С.К. Рысбаева «Речевая и письменная деятельность школьника» [3] считается одной из выдающихся работ в области литературного чтения и творческого овладения текстом. Книга «Речевая и письменная деятельность школьника» начинается главой «Речь и речевая деятельность», где раскрывается значение слова, его сила, слова народа в истории человечества, отмечено,что слово является народно-педагогическим явлением, рассматриваются философско-эстетические, лингвистико-практические вопросы разговорной культуры. Главы 2 и 3 - «Речь и речевая деятельность» и «Письмо и речевая деятельность» - посвящены культуре построения речи (устной и письменной), видам письменной речи, технологиям их совершенствования , и т. д. Разделы «Сочинение - совершенствование письменной деятельности», «Языковое повествование и мыслительная направленность учащихся» посвящены методам и способам совершенствования творческой компетентности учащихся посредством написания сочинений

С.С. Сакиева написала монографию на тему «Педагогические принципы обучения литературному чтению в начальной школе» и защитила докторскую диссертацию по данной теме. В этих работах она разработал критериальные показатели и средства измерения творческих способностей учащихся [4, с. 38-39].

А.Т. Саттарова в своей докторской диссертации на тему «Технологические основы обучения детской песни в школе» показывает особенности анализа произведений в форме стихотворений из литературно-художественных текстов начальных классов и акцентирует внимание на творческой интерпретации текстов детских песен.

В качестве технологических основ обучения детской песни в диссертации выделены следующие критерии:

Лингвистический - где обоснованы лингвистические направления анализа текста песен.

Лексический - значение слов в тексте, омонимы, синонимы, антонимы, устойчи-

вые словосочетания, диалектные особенности, профессиональная лексика, порядок слов и т.д., путем анализа выявляются простота, образность и влияние поэтической речи.

Литературоведческий - где текст детских стихотворений анализируется с позиций литературоведения, (ритм, рифмы, двустишия, сравнения, эпитет, гипербола, литотаы, олицетворение, метафоры, метонимии, аллегории и т.д. в стихотворениях) которые анализируются и поясняются в ходе работы над текстом.

Педагогический - прежде всего связаны с воспитательной ценностью, которую учащиеся могут получить через детские песни. Различные произведения, в том числе и детские, пишутся с целью развития нравственных качеств детей, повышения их эстетического вкуса, примерного поведения. К процессу анализа того или иного детского стихотворения учитель подходит с педагогической и воспитательной точки зрения.

Психологический - в первую очередь связан с тем, как та или иная детская песенка влияет на восприятие, чувство, мышление учащихся того или иного возраста.

Этнопедагогический - кыргызские детские песни показывают, как интерпретируется педагогическая культура кыргызского народа, то есть традиции, на которых веками было воспитано подрастающее поколение» [5, с. 17-18].

Основы литературного чтения в начальных классах разработаны в методическом пособии А. Токтомаметова к учебнику 2 класса «Литературное чтение» и в его диссертации на тему «Дидактические основы литературного чтения в начальных классах кыргызских школ». В методическом пособии и статьях Б.А. Абдухамидовой рассматривается проблема формирования сознательного читателя на литературном уроке.

Проблемы компетентностного анализа текстов по предмету «Литературное чтение» в начальных классах были разработаны в работе Ч.А. Акматовой «Методика анализа стихотворениий на компетент-ностной основе на уроках «Литературное

чтение» в начальных классах». Ч.А. Акма-това пишет:

Понимание прочитанного стихотворения - интерпретация его смысла, идей, тем и образов постепенно приводит к формированию умения выражать собственные мысли о произведении, а далее - умения создавать собственное стихотворение. Это важная компетенция, которой необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы.

Уровни понимания учащимися стихотворений:

- первый уровень - буквальное понимание; возможность повторить или создать текст, выделить основную информацию, выделить главных героев, идею, место, время, хронологию, сюжет, действие;

- мышление и анализ - второй уровень понимания; умение определить авторскую идею, понимать причинно-следственные связи, интерпретировать и анализировать, сопоставлять знакомую и новую информацию;

- умение дать критическую оценку -третий уровень; формировать и выражать собственное отношение к тексту, умение оценивать собственное понимание прочитанного.

Понимание прочитанного зависит от многих факторов:

- умения правильно читать (если ребенок неправильно прочитает слово, он не сможет понять смысл всего предложения);

- понимания значения слов;

- умения бегло читать (если ребенок затрудняется, ему будет трудно запомнить смысл прочитанного);

- накопленного опыта и знаний учащегося;

- «памяти учащегося, восприятия и воображения в процессе обучения» [6, с. 117-118].

В диссертации Ж.Р. Шербаевой «Методика преподавания сказок на уроке литературы в начальных классах» рассмотрены технологии преподавания и анализа текста художественной сказки. В разделе «Приемы, способы и средства обучения сказкам на уроке литературы» в качестве методических приемов обучения он разработал

следующие приемы: «Художественное чтение текста; чтение текста с комментированием; дискуссии по тексту; задания, подлежащие творческому выполнению в соответствии с личным восприятием учащегося и т.д. Предлагаемые в диссертации виды учебной деятельности студентов при разучивании сказок: чтение, письмо; запоминание; аудирование; пересказ (перефразирование); высказывание своего мнения (письмо); сравнение текста с иллюстрациями; рисование с комментарями; рисование и др.

Методы, которые предложены при изучении в 3 -м классе рассказа «Муравей и лентяй»: художественное чтение; обсуждение тексты через вопросы; стратегия «Литературные кружки»; работа с пословицами, отражающими смысл сказки; упражнение «Найди синоним»; тест в таблицах и др.; этапы изучения сказки «Мудрый дехканин», деление класса на группы. Эффективные приемы, используемые при обучении сказкам: сочинение сказки, похожей по сюжету на изучаемую; сокращение и дополнение рассказа; построение новых текстов на основе пройденного; инсценирование сказки; иллюстрирование сказки; разделение рассказа на части, давая каждой название; анализ лексики сказки; «Чтение с целью» методом предварительных вопросов; метод «сканирования», метод «пересказа истории от своего имени», метод «покажи слово» и др.

Еще одним диссертационным исследованием по обучению чтению художественных текств в начальных классах является работа Г.Э. Маатазимовой «Методика изучения творчества детских писателей на этнопедагогической основе в начальных классах (3-4 классы) в которой рассматривается проблема совершенствования обучения при изучении творчества писателей на этнопедагогической основе, и особое внимание уделяется развитию этнокультурных и творческих компетенций учащихся.

Книга У.Б. Култаевой «Методика развития литературного творчества учащихся» описывает педагогико-психологичес-

кие основы творческой деятельности, сущность понятий «деятельность», «творческая деятельность», «учебная деятельность» с точки зрения философско-психологического аспекта и определяет особенности творческой деятельности детей. В этом методическом пособии основное внимание уделяется жанровому анализу литературного произведения, творческим технологиям раскрытия образа героев.

Работы по анализу художественных произведений на уроках литературы общеобразовательной школы расмотрены в докторской диссертации С.Т. Батакановой на тему «Научно-педагогические основы анализа художественных произведений при обучении кыргызской литературе в общеобразовательных школах», в ее монографии «Научно-педагогические основы анализа художественных произведений в школе» и в методическом пособии А. Муратова «Раскрытие сущности художественного текста на уроке кыргызской литературы». Вышеназванные работы также явились основой нашего исследования.

А.Б. Батыркулова в своей статье «Воспитание творческих способностей учащихся на уроке литературы» анализирует сущность таких понятий, как «творчество» и «творческая способность» и раскрывает опыт педагогов по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения стихотворению А. Осмонова «Кыргызские горы».

Все вышесказанное убеждает нас в том, что развитие творческой компетентности -многогранная, сложная и в то же время самая необходимая деятельность для учащихся в процессе анализа литературно-художественного теста.

В настоящее время в сфере образования Кыргызстана, в том числе и при обучении литературному произведению в начальных классах, со всех сторон стоит задача развития творческой компетентности школьника. И, несомненно, как видно из нашего исследования, в этом направлении идет непрерывная работа.

Библиографический список

1. Фигуровский И.А. Избранные труды / Отв. ред. проф. Г.Д. Фигуровская. - Елец, 2004.

2. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике: Избранные труды. - М.: Либроком; Издание 2-е. - 2010. - 184 с.

3. Рысбаев С.К. Речевая и письменная деятельность школьников: Серия «Педагогические технологии». Книга 2. - 2014. - 344 с.

4. Сакиева С.С. Педагогические принципы обучения литературному чтению в начальной школе [Текст]: пед. наука. доктор наука. найти степень. написать для дисс. 13.00.01.; 13.00.02. - Б.: 2013. - 273 с.

5. Саттарова А.Т. Технологические основы обучения детской песни в школе [Текст]: пед. наука. доктор наука. найти степень. написать для дисс. абстрактный. 13.00.02. - Б.: 2019. - 22 с.

6. Акматова Ч.А. Компетентностный метод обучения стихотворениям на уроках «Литературное чтение» начальных классов [Текст]: пед. наука. кровь наука. найти степень. написать для дисс. / Акматова Ч.А. 13.00.02. - Б.: 2021. - 157 с.

7. Щербаева Ж.Р. Методика преподавания сказок на уроке литературы начальных классов [Текст]: пед. наука. кровь наука. найти степень. написать для дисс. Автореф. / Щербаева Ж.Р. 13.00.02. - Б.: 2021. - 24 с.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS AT THE LESSONS OF LITERARY READING

А.Yu. Mamyrova, Lecturer G. Kurbanalieva, Lecturer Industrial and Pedagogical College (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. Literary text is the most effective means of improving the creative abilities of elementary school students. This tool has been studied since the beginning of the 20th century, and has taken a certain place in school practice. The article considers the history of research, revealing the role and methods of literary texts in the development of students' creative activity. The works of Russian and Kyrgyz methodologists are analyzed. The ideas presented in the article may be useful for primary school teachers in matters of the history of pedagogy.

Keywords: text, literary text, creative activity, creative competence, reading, understanding, elementary grade, teaching aid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.