Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕСНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕСНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ПЕСНИ / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акматова Чынара Асановна

Предметом исследования в статье является деятельность по обучению детской песне по предмету «Литературное чтение». Цель состоит в том, чтобы проверить эффективность научно обоснованной модели в школах и представить проверенные варианты учителям начальной школы. В исследовании использовались теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. В ходе экспериментальной работы было показано, что взгляды и отношение учащихся и учителей к обучению детской песне по предмету «Литературное чтение» осуществлялись педагогическими методами исследования и полученными результатами. Проанализированы методы преподавания в советских школах в зависимости от вида работы. Особенность результатов заключалась в том, что сюжетные и сатирические произведения долго не вспоминались и в юмористической и сатирической форме раскрывали характер людей в произведениях. В результате экспериментальной деятельности была продемонстрирована модель обучения детской песне в начальной школе. В результате, чтобы повысить эффективность урока в обучении детским песням на основе компетентности, учителям было предложено сосредоточить внимание на областях компетентностных методов обучения, современных педагогических технологий и инструментов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акматова Чынара Асановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE METHODS OF LEARNING SONGS IN ELEMENTARY SCHOOL ON THE SUBJECT “LITERARY READING”

The subject of this research is the activity of teaching children’s songs on the subject “Literary reading”. The aim is to test the effectiveness of the evidence-based model in schools and present proven options to primary school teachers. Theoretical, empirical and experimental methods were used in research. In the course of the experimental work, it was shown that the views and attitudes of students and teachers to teaching children’s songs in the subject “Literary reading” were carried out by pedagogical research methods and the obtained results. The methods of teaching in Soviet schools are analyzed depending on the type of work. The peculiarity of the results was that the plot and satirical works were not remembered for a long time and in a humorous and satirical form they revealed the character of people in the works. As a result of experimental activity, a model of teaching children’s song in primary school was demonstrated. As a result, in order to increase the effectiveness of the lesson in teaching competence-based songs for children, teachers were asked to focus on the areas of competence-based teaching methods, modern pedagogical technologies and tools in the teaching process.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕСНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРЕДМЕТУ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

УДК 373.167.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/53

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕСНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

©Акматова Ч. А., Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А. Мырсабекова,

г. Ош, Кыргызстан

COMPETENCE METHODS OF LEARNING SONGS IN ELEMENTARY SCHOOL ON THE SUBJECT "LITERARY READING"

©Akmatova Ch., Osh State Humanitarian and Pedagogical Institute named after A. Myrsabekov,

Osh, Kyrgyzstan

Аннотация. Предметом исследования в статье является деятельность по обучению детской песне по предмету «Литературное чтение». Цель состоит в том, чтобы проверить эффективность научно обоснованной модели в школах и представить проверенные варианты учителям начальной школы. В исследовании использовались теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. В ходе экспериментальной работы было показано, что взгляды и отношение учащихся и учителей к обучению детской песне по предмету «Литературное чтение» осуществлялись педагогическими методами исследования и полученными результатами. Проанализированы методы преподавания в советских школах в зависимости от вида работы. Особенность результатов заключалась в том, что сюжетные и сатирические произведения долго не вспоминались и в юмористической и сатирической форме раскрывали характер людей в произведениях. В результате экспериментальной деятельности была продемонстрирована модель обучения детской песне в начальной школе. В результате, чтобы повысить эффективность урока в обучении детским песням на основе компетентности, учителям было предложено сосредоточить внимание на областях компетентностных методов обучения, современных педагогических технологий и инструментов в учебном процессе.

Abstract. The subject of this research is the activity of teaching children's songs on the subject "Literary reading". The aim is to test the effectiveness of the evidence-based model in schools and present proven options to primary school teachers. Theoretical, empirical and experimental methods were used in research. In the course of the experimental work, it was shown that the views and attitudes of students and teachers to teaching children's songs in the subject "Literary reading" were carried out by pedagogical research methods and the obtained results. The methods of teaching in Soviet schools are analyzed depending on the type of work. The peculiarity of the results was that the plot and satirical works were not remembered for a long time and in a humorous and satirical form they revealed the character of people in the works. As a result of experimental activity, a model of teaching children's song in primary school was demonstrated. As a result, in order to increase the effectiveness of the lesson in teaching competence-based songs for children, teachers were asked to focus on the areas of competence-based teaching methods, modern pedagogical technologies and tools in the teaching process.

Ключевые слова: литературное чтение, детские песни, компетентностное обучение, методы исследования.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Keywords: literary reading, children's songs, competence-based training, research methods.

В последние годы вопрос качества в общеобразовательных учреждениях стал более актуальным. Потому что вопрос качества считается актуальной проблемой повышения уровня знаний студентов. Необходимо рассмотреть различные способы улучшения преподавания каждого предмета в средних школах. В качестве примера рассмотрим формы методики обучения по предмету «Литературное чтение».

В настоящее время по предмету «Литературное чтение» необходимо добиться истины путем экспериментальной проверки модели и общих рекомендаций, выявленных в соответствии с целями и задачами нашего исследования, логической последовательности обучения детским песням. Для этого цель нашего педагогического эксперимента -предложить способы применения научно обоснованной модели на практике путем тестирования эффективности модели в школах. Научные исследования по преподаванию стихов по предмету «Литературное чтение» в начальной школе основывались на компетенциях в области дидактики, теории и практики педагогики, и были выбраны методы нашего исследования. В исследовании использовались методы анализа, синтеза, наблюдения, сравнения, передовой практики и интервью. Интервью проводились со учениками, учителями, родителями и старшим поколением. Опрос людей, окончивших среднюю школу в 60-70-х годах прошлого века, дал подробную информацию о государственной учебной программе. Этот факт определяет эффективность методов обучения в то время.

Например, фольклор в школьной программе того времени формировался в сознании учеников. В частности, память о детских песнях Тоголок Молдо «Каак-каак, каргалар», «Уркор, уркор топ жылдыз», «Турумтай», «Торпогум» свидетельствует о том, что высокое качество уроков поддерживало иллюстративную методику. Потому что более половины опрошенных нами людей цитировали эти песни.

Сатирические произведения, с другой стороны, часто используют ролевые техники при реализации школьной программы, что, кажется, увеличивает эффективность урока. Потому что ученик получил понимание, создав образ, понимая роль, которую он играет. Это, в свою очередь, повысило эффективность обучения учеников.

Например, произведения Тоголок Молдо «Телибай Тентек» и «Кемчонтой» многим запомнились. Многие испытуемые помнят строчки Аалы Токомбаева: «Луна мудрая, мама, благо у тебя есть», «Не задерживайте обед, не задерживайте из школы», «Пусть не смеются дети, пусть не высмеивают меня». Причина тому — ритм, простота ритмов и то, что тема близка каждому ребенку, согласно опросу.

Очевидно, что он использовал воспроизводимые методы при доставке рассказов ученикам в школьной программе. Свидетельство тому — «Как собака говорила, сошьет себе доолдай» Тоголок Молдо, «Голодный волк», «Мудрый отец» К. Акиева, «Человек верхом на тигре» А. Усенбаева, «Сирота и волшебник» А. Токомбаева, Дж. Боконбаева. «Сила героизма из крепости» бек», «Сила в единстве» Т. Уметалиева, «Гигантская черная птица», «Толубайский критик» А. Осмонова, «Два щенка» Р. Шукурбекова и другие. доказывает, что его произведения формируются в сознании ученика [2, с. 45].

Таким образом, работает в советских школах.Таким образом, методы, применяемые в советских школах, в зависимости от вида работы давали результаты выше среднего.

В экспериментальной части исследования также анализировались письменные работы учеников. Исследования показывают, что когда студенты пишут о том, что они читают, они

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

улучшают свое восприятие и мышление. Другие исследования показывают, что письмо улучшает критическое мышление.

По мнению американского психолога Эллен Джейн Лангер и ученого Артура Нобл Эпплбелл, творческие письменные упражнения повышают активность и независимость учащихся за счет анализа, группировки, поиска сходств и различий, обобщения и систематизации операций, объяснений, объяснений и объяснений [3, с. 78].

Нейропсихолог Кристиан Марквардт отметил, что когда ребенок пишет каждый день, в его мозгу повышается не только способность запоминать написанное, но и уровень воображения и понимания того, о чем он пишет [5, с. 4].

Таким образом, в результате нашей экспериментальной работы письмо стало одним из наиболее эффективных инструментов определения уровня знаний и компетентности студентов. Во время курса она набрала ниже среднего в написании эссе, сочинений и отчетов для учеников начальной школы.

В частности, некоторые из их тем: «Чем отличается стихотворение от ругательства?», «Какие строчки вы помните из предыдущих песен?», «Кто из кыргызских поэтов вам понравился и почему?», «Что вы подразумеваете под гармонией в песне?» В ходе опроса учащимся было трудно понять и проанализировать свой словарный запас, они не смогли прокомментировать песню, которую они читали, и сравнить песню, которую они читали, с другими песнями. Чтобы выйти из этой ситуации, мы проанализировали творческое письмо учеников и применили стратегии «РАФТ», «Написать рецензию на прочитанное произведение», «Похвалить, спросить, поправить» в обучении песням.

Для анализа текущего уровня школ, согласно анкетам предпринимателей-экспериментаторов, такие вопросы были записаны в учебники «Литературное чтение» из 782 новых чтений от 93 учителей. Их содержание обсуждается в Таблицах ниже.

Таблица 1.

АНКЕТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО КНИГАМ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Вопросы анкеты

Анкета № 1 Интересуются ли дети чтением песен или руганью? В чем причины?

Анкета №2 Какие детские песни, по вашему мнению, следует публиковать в «Литературном

чтении»?

Анкета №3 Как вы относитесь к использованию вопросов в учебниках, учебных пособиях?

Анкета №4 Предложения по улучшению изложения детских песен в учебниках современной

школы «Литературное чтение».

Таблица 2.

АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ДЕТСКИХ ПЕСЕН

Вопросы анкеты

Анкета №1 Какая песня из книги «Литературное чтение» вам понравилась больше всего и почему?

Анкета №2 Кого из детских поэтов в книге «Литературное чтение» вы оценили больше всего и

почему?

Анкета №3 Какие слова в песне вы не поняли? Вы спрашивали своих учителей о значении этих

слов?

Анкета №4 Какую песню вы хотели бы написать? Для чего?

Учителя и ученики младших общеобразовательных школ были задействованы в эксперименте по предмету «Литературное чтение».

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Таблица 3.

КОЛИЧЕСТВО ШКОЛ И УЧАЩИХСЯ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАТУСА ОБУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПЕСНЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» П-ГУ КЛАССОВ (классы не делятся на тестовые и экспериментальные).

№ названия школ названия классов (количество учеников)

Класс II Класс III Класс IV Итого

1 А. Эгенов 46 48 36 130

2 Токтогул 48 50 52 150

3 Э. Тельман 44 34 38 116

4 С. Алайчы 42 36 38 116

5 А. Навои 46 44 54 144

6 Ж. Байжигитов 40 42 44 126

все 6 школ 266 254 262 782

На начальном этапе было опрошено 782 учеников. Его основными целями были: -ученики делятся идеями и темами детских песен; -запоминание песен учениками; -умение учеников анализировать песни;

-компетенция учащихся использовать словарный запас, извлеченный из прочитанных стихов, в устной и письменной речи;

-компетенция учащихся различать поэзию и прозу и т. д.

С этой же целью была проведена экспериментальная работа с учителями начальных классов по определению ситуации.

Таблица 4.

Количество учителей, принявших участие в эксперименте по определению статуса обучения детской песне по предмету «Литературное чтение» 11-1У классов.

№ название школ количество учителей

1 А. Эгенов 16

2 Токтогул 14

3 Э. Тельман 14

4 С. Алайчы 20

5 А. Навои 18

6 Ж. Байжигитов 11

все 6 школ 93

Результаты опроса показывают следующие проблемы:

-явления, препятствующие обучению детских песен на основе компетентности; -уровень владения учителями текстов детских песен, рекомендованных к чтению; -отсутствие у учителей собственных навыков обучения детским песням на основе компетенций;

Соотношение набора компетенций, предусмотренных стандартом по кыргызскому языку и чтению в начальной школе, к результатам экспериментальной части. Несоответствие:

1. Звуковая и буквенная грамотность (К1)

2. Умение читать (К2)

3. Знание словарного запаса (КЗ)

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

4. Умение работать с предложениями, текстом (К4)

5. Умение читать, слушать и работать с литературными концепциями (К5) [4, с. 9].

Эти определяющие экспериментальные эксперименты позволили прояснить общую ситуацию. Он выглядел вот так.

Таблица 5.

ПО МНЕНИЮ УЧИТЕЛЕЙ (93 УЧИТЕЛЯ) ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И АНАЛИЗА ДЕТСКИХ ПЕСЕН (в%)

№ компетенций % учителей

1 Возрастная осведомленность детей 26

2 Хорошее знание детской психологии 20

3 Читаю много художественной литературы 14

4 Запоминание песен 12

5 Общение с учителем 10

6 Обратитесь за помощью к родителям 8

7 По учебнику 6

8 Прочие факторы 4

Как видно из таблицы, 26% учителей считают, что возраст также влияет на понимание детьми песен. Поэтому при обучении песням учитель должен выбрать метод, учитывающий возраст учеников. В то же время было подсчитано, что 20% учителей, участвовавших в эксперименте, должны были знать детскую психологию. Таким образом, важно предоставить каждому ребенку задания и материалы с учетом его способностей и интересов, особенно в начальной школе.

14% учителей считают, что главное условие усвоения детских песен — много читать художественной литературы. Дальнейшее запоминание песен — 12%, общение с учителем — 10%, обращение за помощью к родителям — 8%, опора на учебники — 6%, другие факторы (помощь телевизора, помощь друзей и т. д.) 4% [1, с. 38].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, данные показатели указывают на то, что учителю начальных классов по предмету «Литературное чтение» следует обратить внимание на следующие направления в обучении детской песне.

Они есть:

- углубленное изучение педагогом возрастных и психологических особенностей детей;

- приучать современных студентов больше читать художественную литературу;

- запоминать детские песни;

- укрепление творческой связи ученика с учителем;

- вовлечение родителей в учебную деятельность детей и т. д.

На основе проведенного исследования была разработана модель обучения детей песням на основе компетенций в начальной школе (Рисунок).

Таким образом, в результате эксперимента были рассмотрены следующие рекомендации по улучшению восприятия песен учащимися при обучении предмета «Литературное чтение»:

Художественное прочтение текста и понимание содержания произведения;

Анализ текста или интерпретация детских песен;

Рисование иллюстраций по мотивам детских песен, что свидетельствует о необходимости использования следующих технологий обучения:

Традиционные: беседа, художественное чтение, запоминание;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №6. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Дебаты, постановки, групповая работа; Очерки, сочинения, творческая письменная работа.

Широкое использование современных технологий (слайды, анимация, мультимедиа, видео, интерактивные игры).

Вышеуказанные технологии позволяют учеником соответствовать компетенциям, предусмотренным государственным стандартом.

Цель: разработать и опробовать на практике оптимальные методы, подходы и инструменты школы, исходя из компетенции детских песен в начальной школе,

представить их эффективность в школьной ппяктике

Задача: Определить дидактические принципы, методы, инструменты и результаты обучения детской песне на основе компетентности

Дидактические принципы обучения детской песне на основе компетентности: возрастно-возрастной, научный, доступный, практический, наглядный, устойчивый, групповой и индивидуальный подход

Технологии обучения детской песне на основе компетентности:

а) традиционные: чтение текста, беседа, письмо, объяснение, запоминание,

художественное чтение, устная речь, общение и т.д.

б) интерактивные: дискуссионный урок, сцена урока, игра, групповая работа,

исследование и т. д.

Компетенции, достигаемые учащимися в обучении детских песен на основе компетенций:

знать природу детских песен, различать песню и

прозу, уметь интерпретировать детские песни по тематическим жанрам

знание детских песен, стихов,

теории литературы, поэтов.

уметь использовать детские песни в своей жизни, спорить о детских песнях и т. д.

эстетического вкуса, эмоциональной чувствительности, человечности за счет воспитательного эффекта песен. интеллекта

Результат обучения детской песне, ориентированной на компетентность

Рисунок 1. Модель обучения детской песне в начальной школе

Список литературы:

1. Акматова Ч. Некоторые способы развить понимание прочитанного у учащихся начальной школы в литературоведении // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №4. С. 194.

2. Акматова Ч. А. Некоторые методики преподавания стихов Токтогула и Барпы по предмету «Литературное чтение» в начальной школе // Вестник Ошского гусударственного университета. 2015. №4. С. 165.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

3. Лангер Д. А., Эпплби А. Н. Как письмо формирует мышление. Исследование преподавания и обучения. М., 1987.

4. Нормативный предмет кыргызского языка и чтения в начальной школе. Бишкек, 2019.

5. Творческое и ежедневное письмо в начальной школе. Модули 4-5. Бишкек, 2020.

References:

1. Akmatova, Ch. (2019). Nekotorye sposoby razvit' ponimanie prochitannogo u uchashchikhsya nachal'noi shkoly v literaturovedenii. Izvestiya VUZov Kyrgyzstana, (4), 194.

2. Akmatova, Ch. A. (2015). Nekotorye metodiki prepodavaniya stikhov Toktogula i Barpy po predmetu "Literaturnoe chtenie" v nachal'noi shkole. Vestnik Oshskogo gusudarstvennogo universiteta, (4), 165.

3. Langer, D. A., & Epplbi, A. N. (1987). Kak pis'mo formiruet myshlenie. Issledovanie prepodavaniya i obucheniya. M.,

4. Normativnyi predmet kyrgyzskogo yazyka i chteniya v nachal'noi shkole (2019). Bishkek.

5. Tvorcheskoe i ezhednevnoe pis'mo v nachal'noi shkole. Moduli 4-5. (2020). Bishkek.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.05.2021 г. 12.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Акматова Ч. А. Компетентностью способы обучения песни в начальной школе по предмету «Литературное чтение» // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 432-438. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/53

Cite as (APA):

Akmatova, Ch. (2021). Competence Methods of Learning Songs in Elementary School on the Subject "Literary Reading". Bulletin of Science and Practice, 7(6), 432-438. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.