Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ РОМАНА "СЛОМАННЫЙ МЕЧ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАТЕГИИ ОПРОСА АВТОРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ РОМАНА "СЛОМАННЫЙ МЕЧ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАТЕГИИ ОПРОСА АВТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОРСКАЯ АНКЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КЫРГЫЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / Т. КАСЫМБЕКОВ / РОМАН "СЛОМАННЫЙ МЕЧ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмуратова Рахат, Айтиева Мурзаим, Абдуллаева Жыпаргуль Дуйшобаевна

Актуальность исследования в статье направлена на развитие читательской компетентности и скорочтения учащихся на занятиях кыргызской литературы преподаваемой в средних профессиональных учебных заведениях. В соответствии с современными требованиями среднее, профессиональное и высшее образование во всех странах переведено на новый стандарт, в результате чего изменилось содержание профессионального образования и обучения будущих специалистов с упором на компетентностное образование. Это связано с тем, что обучение, основанное на компетенциях, является результатом постоянного изменения современных концепций в различных социальных ситуациях, быстрого обновления человеческих ценностей в результате стремительного движения времени, ежедневного пополнения новых ценностей. Материалы и методы исследования: в работе использованы методы педагогического наблюдения и эксперимента на основе компетенций и использования анкетирования из методов критического мышления (КМ) для развития навыков чтения учащихся. При преподавании дисциплины кыргызская литература используются различные методы КМ для развития у учащихся навыков чтения, в том числе стратегия опроса автора в доступном объяснении вышеуказанной темы. Как все мы знаем, процесс мировоззрения человека начинается с вопросов. В процессе обучения вопрос учителя является мощным инструментом, и задавая вопросы, учащиеся могут развивать различные навыки мышления. Таким образом, учитель объясняет новую тему, обсуждая ее с учащимися на основе стратегии составления опросов, и помогает повысить их навыки чтения. Цели исследования: развить умения и навыки скорочтения и чтения учащихся на занятиях кыргызской литературы в средних профессиональных учебных заведениях. Тема прошла практическую апробацию на открытом занятии в группе ФКК-2-19 1 курса Финансово-юридического колледжа Ошского Государственного Университета. Выводы: компетентностное обучение требует от каждого человека быть профессионалом в соответствии с современными требованиями и овладения современными навыками с самых разных точек зрения, и в статье предлагается научно-теоретико-методологический подход к этому. Статья полезна учителям литературы, языка и всех предметов. Чтобы проиллюстрировать эту стратегию, в качестве образца кыргызской литературы был выбран отрывок из романа Тологона Касымбекова «Сломанный меч».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекмуратова Рахат, Айтиева Мурзаим, Абдуллаева Жыпаргуль Дуйшобаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION STUDENTS’ READING COMPETENCE THROUGH TEACHING THE BROKEN SWORD NOVEL USING THE AUTHOR’S QUESTIONING STRATEGY

Research relevance in the article is based on the development of reading competence and speed reading of students in the classroom of Kyrgyz literature taught in secondary vocational educational institutions. In accordance with modern requirements, secondary, vocational and higher education in all countries has been transferred to a new standard, as a result of which the content of vocational education and training of future specialists has changed, with an emphasis on competence-based education. This is due to the fact that competency-based learning is the result of a constant change in modern concepts in various social situations, the rapid renewal of human values as a result of the rapid movement of time, and the daily replenishment of new values. Materials and research methods : in this work methods of pedagogical observation and experiment based on competencies, and the use of questionnaires from the methods of critical thinking (CT) to develop students’ reading skills were used. When teaching the Kyrgyz literature discipline, various methods of CT are used to develop students' reading competence skills, including the strategy of interviewing in explanation of topic. As it is known, the process of a person's worldview development begins with asking questions. In the learning process, the teacher's question is a powerful tool, and by asking questions, students can develop a variety of thinking skills. In this way, the teacher explains the new topic by discussing it with the students based on the question strategy and helps to improve their reading skills. Research objectives: to develop the skills and abilities of speed reading and reading of students in the classroom of Kyrgyz literature in secondary vocational educational institutions. The topic was practically tested in an open lesson in the FKK-2-19 group of the 1st year of the Financial and Law College of Osh State University. Conclusions: Competence-based training requires each person to be a professional in accordance with modern requirements and mastering modern skills from a variety of points of view, and the article proposes a scientific, theoretical and methodological approach to this.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ РОМАНА "СЛОМАННЫЙ МЕЧ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАТЕГИИ ОПРОСА АВТОРА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

УДК 82:37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/54

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ РОМАНА «СЛОМАННЫЙ МЕЧ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАТЕГИИ ОПРОСА АВТОРА

©Бекмуратова Р. Т., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, rbekmuratova74@mail.ru

©Айтиева М. А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, aytieva.murzaim@bk.ru ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

FORMATION STUDENTS' READING COMPETENCE THROUGH TEACHING THE BROKEN SWORD NOVEL USING THE AUTHOR'S QUESTIONING STRATEGY

©Bekmuratova R., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, rbekmuratova74@mail.ru ©Aitieva M., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, aytieva.murzaim@bk.ru ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. Актуальность исследования в статье направлена на развитие читательской компетентности и скорочтения учащихся на занятиях кыргызской литературы преподаваемой в средних профессиональных учебных заведениях. В соответствии с современными требованиями среднее, профессиональное и высшее образование во всех странах переведено на новый стандарт, в результате чего изменилось содержание профессионального образования и обучения будущих специалистов с упором на компетентностное образование. Это связано с тем, что обучение, основанное на компетенциях, является результатом постоянного изменения современных концепций в различных социальных ситуациях, быстрого обновления человеческих ценностей в результате стремительного движения времени, ежедневного пополнения новых ценностей. Материалы и методы исследования: в работе использованы методы педагогического наблюдения и эксперимента на основе компетенций и использования анкетирования из методов критического мышления (КМ) для развития навыков чтения учащихся. При преподавании дисциплины кыргызская литература используются различные методы КМ для развития у учащихся навыков чтения, в том числе стратегия опроса автора в доступном объяснении вышеуказанной темы. Как все мы знаем, процесс мировоззрения человека начинается с вопросов. В процессе обучения вопрос учителя является мощным инструментом, и задавая вопросы, учащиеся могут развивать различные навыки мышления. Таким образом, учитель объясняет новую тему, обсуждая ее с учащимися на основе стратегии составления опросов, и помогает повысить их навыки чтения. Цели исследования: развить умения и навыки скорочтения и чтения учащихся на занятиях кыргызской литературы в средних профессиональных учебных заведениях. Тема прошла практическую апробацию на открытом занятии в группе ФКК-2-19 1 курса Финансово-юридического колледжа Ошского Государственного Университета. Выводы: компетентностное обучение требует от каждого человека быть профессионалом в соответствии с современными требованиями и овладения современными навыками с самых разных точек зрения, и в статье предлагается научно-теоретико-методологический подход к этому. Статья полезна учителям литературы, языка и всех предметов. Чтобы

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

проиллюстрировать эту стратегию, в качестве образца кыргызской литературы был выбран отрывок из романа Тологона Касымбекова «Сломанный меч».

Abstract. Research relevance in the article is based on the development of reading competence and speed reading of students in the classroom of Kyrgyz literature taught in secondary vocational educational institutions. In accordance with modern requirements, secondary, vocational and higher education in all countries has been transferred to a new standard, as a result of which the content of vocational education and training of future specialists has changed, with an emphasis on competence-based education. This is due to the fact that competency-based learning is the result of a constant change in modern concepts in various social situations, the rapid renewal of human values as a result of the rapid movement of time, and the daily replenishment of new values. Materials and research methods: in this work methods of pedagogical observation and experiment based on competencies, and the use of questionnaires from the methods of critical thinking (CT) to develop students' reading skills were used. When teaching the Kyrgyz literature discipline, various methods of CT are used to develop students' reading competence skills, including the strategy of interviewing in explanation of topic. As it is known, the process of a person's worldview development begins with asking questions. In the learning process, the teacher's question is a powerful tool, and by asking questions, students can develop a variety of thinking skills. In this way, the teacher explains the new topic by discussing it with the students based on the question strategy and helps to improve their reading skills. Research objectives: to develop the skills and abilities of speed reading and reading of students in the classroom of Kyrgyz literature in secondary vocational educational institutions. The topic was practically tested in an open lesson in the FKK-2-19 group of the 1st year of the Financial and Law College of Osh State University. Conclusions: Competence-based training requires each person to be a professional in accordance with modern requirements and mastering modern skills from a variety of points of view, and the article proposes a scientific, theoretical and methodological approach to this.

Ключевые слова: чтение, интерактивные методы, средние специальные учебные учреждения, авторская анкетная стратегия, учебный процесс, кыргызская литература, Т. Касымбеков, роман «Сломанный меч».

Keywords: reading competence, interactive methods, secondary vocational schools, strategy of asking author, learning process, Kyrgyz literature, T. Kasymbekov, Broken Sword novel.

Текущий процесс глобализации привел к интеграции системы образования средних профессиональных школ в глобальное образовательное пространство, что ставит задачу адаптации традиционного образования к европейской системе образования. Исходя из этого, образовательную парадигму в системе образования необходимо рассматривать с точки зрения компетентности. Возрождение, которое происходит в нашей стране и во всем мире, также связано с модернизацией образования. Поскольку развивающееся общество должно выбрать современное образование, новая система образования должна быть ориентирована на формирование постоянного запаса знаний, развитие навыков и умений, их закрепление и преобразование в компетенции.

Необязательно использовать все ресурсы родного языка при формировании читательской компетенции во внутреннем характере учащихся путем обучения предмету литературы в соответствии с целью, но посредством анализа образа можно суметь выделить

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

социально активный психологический и эмоциональный характер главного героя. В то же время компетенции, отраженные в новом содержании литературного образования, требуют использования научно-теоретического содержания в современных условиях и умения осваивать психологическое состояние жизни в коммуникативной ситуации, особенно в ее разрешении, объяснении студентам разнообразная психологическая природа персонажей в разных произведениях может способствовать. Иными словами, «предметная компетенция — это ведущая управленческая компетенция в определении качества образовательной деятельности» [1].

С развитием общества в соответствии с требованиями времени обновлялась идейная сущность научных и методологических наук, развивались методы научного познания. В результате на основе концепции обучения, ориентированного на человека, разнообразие образовательной системы улучшилось, и появились возможности для создания авторских учебных планов, программ и учебников. Для реализации этих возможностей существуют полные возможности использования новых технологий обучения, то есть инновационного обучения в процессе обучения и воспитания.

Подобные нововведения в системе образования стали объектом исследований во всех сферах производства и науки. На его основе написаны многочисленные научно-методические работы, в содержании которых практикуется интерактивное обучение как новая технология обучения. Целью данной технологии является развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся школ, университетов и колледжей, начиная с детского сада, развитие их самооценки, мышления, духовно-нравственного воспитания, знаний, навыков и умений. В результате содержание и направления новых технологий обучения были оптимизированы для достижения этой цели.

С целью проверки повышения читательской грамотности студентов было проведено педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. В этом уроке для педагогического наблюдения была использована авторская методика анкетирования с использованием интерактивных методов.

Развитие критического мышления у учащихся начинается со способности задавать вопросы и понимать проблемы, которые необходимо решить [1]. Цель обучения студентов авторской стратегии вопросов научить их задавать правильные вопросы. Если учащиеся не читают, а задают вопросы, их познавательная деятельность будет вялой, и они не смогут улучшить свое мышление. Вопросы необходимы, чтобы найти выход в окружающей среде, то есть человек, который знает, как задать вопрос, может выйти из любой жизненной ситуации, по сравнению с человеком, который не может задать вопрос. Поэтому автору была задана стратегия опроса, чтобы развить способность студентов задавать вопросы.

Со стороны учителя даются следующие команды учащимся:

1. Сделайте перерыв и прочитайте текст поэтапно. 2. Обсуждение в форме вопросов, адресованных читающему произведение в роли автора, по тексту после каждого чтения. Любой студент может выступить в качестве автора, и каждый может задать ему вопрос.

Преподаватель организует следующие действия учащихся во время занятия:

1) Выберите текст, который нужно прочитать через 20-30 минут.

2) Определите части текста, которые не понятны или необъяснимы для учащихся.

3) Планируйте места, где нужно сделать паузу в тексте.

4) Разработайте «контрольные вопросы» во время разговора со студентами, если им трудно задавать вопросы [2, с. 100].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Вышеупомянутая стратегия представляет собой вопросно-ответный подход с участием автора. Из-за отсутствия настоящего автора аудитория и студенты говорят как автор произведения. При этом каждый студент может задать любой вопрос. Обучение автора с помощью стратегии вопросов - это способ достичь цели, пытаясь наравне с учителем и учеником. В этом случае вся группа находится в живом движении, в поисках творчества.

Сначала учитель вместе с учениками определяет тему и цели урока и знакомит учеников с критериями оценки урока. Домашнее задание включает подготовку сведений об исторических фигурах в романе «Сломанный меч» и их рисование [3].

В качестве домашнего задания учитель запрашивает информацию у 2-3 учеников. Остальная информация и фотографии студентов будут размещены в информационной галерее, которую их попросят прочитать в свободное время и высказать свое мнение на следующем уроке. Чтобы представить новую тему, учитель использует слайд, чтобы объяснить историю капитана Нузупа в романе «Сломанный меч» на основе исторических фактов. Также показывает слайды, анализирует и объясняет значение непонятных слов в тексте для чтения.

После интерпретации значения слов учитель раздает текст и дает инструкции. Студентам предлагается написать вопросы карандашом и внимательно прочитать рассказы, которые произвели на них особое впечатление при чтении работы.

После прочтения текста учитель обсуждает вопросы в парах и группах. Задает студентам вопрос, адресованный автору. Позволяет любому студенту выступать в качестве автора. В результате студенты задали следующие вопросы автору:

1. Почему автор назвал смерть Нузупа во время молитвы? Как это было в реальной жизни?

2. Какую роль играл Нузуп бий во время правления Шерали хана во время правления Кокандского ханства?

3. Какие правила Нузуп наложил на царскую армию? Как было раньше?

4. Знаете ли вы политиков, чью работу сегодня не ценят, например, Нузупа Бия?

5. Каково было психологическое состояние князя Маргалана, когда он издал указ Нузупу?

6. Почему Бек повысил голос и сказал: «Мы все еще рабы Бога»?

7. Что случилось с Нузупом после оглашения указа?

8. Почему Нузуп спросил фаната о лампе, висящей на диване, когда получил заказ?

9. Как вы думаете, какое отношение имеют мусульмане к этому указу?

10. Есть ли в жизни люди, похожие на мусульман, и как с ними обращаться?

11. Почему Нузуп сказал: «Я уйду, и руки, которые оставили меня, скоро уйдут»?

12. Как вы понимаете поговорку: «Нерушимое не сотворено мастером, бессмертное — не богом»?

13. Как вы оцениваете идею Нузупа о том, что «я умру не из-за своего зла ... не из-за моих ошибок ...»?

После прочтения текста учитель попарно обсуждает вопросы и задает учащимся в группе вопросы, адресованные автору, выбранному из каждой пары. Любой студент имеет возможность выступить в качестве автора и ответить. Если их ответы неточны, другие учащиеся могут дополнить их. Ответы каждого ученика отслеживаются учителем и при необходимости дополняются.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Ответы студентов на вопросы автора

1. Я думаю, что для автора большая честь умереть вот так. В реальной жизни, в 1844 году, по пути во дворец Кокон по приглашению Шералы хана он сражался с группой шпионов и убил 12 солдат. Был убит Нузуп, прослуживший в Кокандской области 28 лет.

2. Нузуп бий был отцом во время правления Шералы хана, правил страной и занимал большое место в ханстве. Во время его правления границы Королевства Кокон были расширены и укреплены.

3. Строгий контроль воинской дисциплины. До этого они были очень беспорядочными, пьяными, сексуально оскорбительными и агрессивными.

4. Есть политики, работа которых не ценится. В их числе Исхак Раззаков и Насирдин Исанов.

5. Князь Маргалана был очень счастлив. До этого он стоял перед Нузупом, свернувшись клубочком, как паук.

6. Бек был очень счастлив сказать: «Мы все еще рабы богов», потому что Нузуп уже нашел недостатки в своей работе и сурово проклял его за то, что он еще не искал виновника.

7. Поначалу, услышав указ, Нузуп станцевал. Он описал это в книге следующим образом: Рев юбки ближайшего бека, казалось, разбудил его. Он пришел в сознание. Он снова почувствовал счастливые глаза врага. Это напряженно.

8. Потому что, если бы Шералы сняла свою вешалку, она подумала бы, что забыла свое прошлое и добрые дела, которые Нузуп сделал для нее. Он думал, что от человека, забывшего прошлое, нельзя ожидать ничего хорошего.

9. На мой взгляд, мусульманин считал Нузупа своим главным соперником в политике, поэтому между ними было противостояние. Я думаю, что Муслимкул был причастен к этому указу Шералы хана.

10. В жизни много людей, похожих на мусульман. К ним нужно относиться по-своему.

11. Недаром Нузуп сказал: «Я уйду, и руки, которые оставили меня, скоро оставят и его». Фактически, вскоре после смерти Нузупа, Шералы Хан был задушен заговорщиками [4].

В конце учитель читает ученикам отрывок из романа «Сломанный меч» под названием «Орел и лягушка» и анализирует аудиозапись для учеников. Преподаватель сравнивает Нузупа с орлом, летящим в небе. Цель аудиозаписи - полностью раскрыть природу танца. Дальше преподаватель поручает студентам прочитать произведение полностью и истолковать смысл романа. Он дает Нузупу и Шералы Хан возможность написать синхронизацию. Лапочка — это вымышленная (традиционная) форма поэзии, похожая на японские миниатюры. Краткая, информативная форма обобщения того, что вы узнали. Пять строк, каждая со своим содержанием и структурой [1]. В Таблице приведен пример синквейна составленный учащимися после прочтения произведения.

1. Нузуп бий 1. Шералы

2. Уважительный, умный 2. Добрый, слабый

3. Гневается, думает, контролирует 3. Не понимает, не думает, не уважает

4. Лучший, умеет прогнозировать будущее 4. С помощью Нузупа взошел на престол

5. Отцовство 5. Хан

Преподаватель оценивает учеников в соответствии с их знаниями и записывает соответствующие оценки в журнал. Читая это произведение, студент как читатель соединил образ Нузупа с реальной жизнью, воспринял его на художественно-эстетическом уровне и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

эмоционально воспринял смерть Нузупа. Это подтвердил «Вопрос к автору». Внутреннее психологическое горе Нузупа перед его смертью было разделено с ним, как если бы он стоял рядом с ним. Все это прошло через внутреннюю психологию читателя, разбило его сердце и реализовалось через стратегии индивидуальной работы, в парах, в группах в аудитории, задавая вопросы автору. При этом сформировались следующие компетенции у учащихся и у преподавателя:

1. Повышена способность преподавателя развивать концепцию принятия объяснений, ключевых тезисов, выводов.

2. Повысились навыки чтения и просмотра аудио- и видеоматериалов, чтения, повествования, поиска новых методов их анализа, интерпретации материала, коммуникативные навыки, а именно:

-Навыки аудирования;

-Умение выполнять упражнения из словесной практики;

-Умение мыслить художественными образами;

-Познавательная деятельность;

-Умение находить необходимые инструменты обучения и ресурсы для создания и применения знаний;

-Умение работать с источниками информации (с текстом);

-Навыки образного мышления;

-Индивидуальная, парная, групповая работа и самостоятельность развиты на высоком уровне.

Основная причина такого повышения навыков чтения заключается в том, что в структуру КМ урока входят приемы вызова, осмысления и размышления, то есть урок состоит из ряда композиционных единиц: этапы призвания, понимания, мышления. Это связано с тем, что новая тема в обучении с использованием инновационных интерактивных методов должна быть реализована через эти три этапа. Этап вызова — это когда читатель-студент воспринимает и принимает данную тему, связывает ее с затронутой темой и размышляет над ней.

Студенты стараются ответить на вопросы автора полностью, и на некоторые вопросы могут быть разные ответы. В этом случае учитель должен прислушаться к мнению других учеников и сделать общие выводы. Преподаватель предлагает использовать студентам вопросы когда же? для чего? зачем? как так? чем фактологические вопросы. Вместо того, чтобы отвечать на готовые вопросы, студенты проводят много исследований, когда задают вопрос, уточняют полученную информацию, пытаются высказать свое мнение и привыкают прислушиваться к мнению других. Таким образом, ответы на вопросы, адресованные такому автору, и создание вопроса даст им более широкое понимание текста и повысит их интерес к прочтению остальной части текста. Если учащиеся научатся использовать вопросы, они разовьют способность создавать и задавать такие вопросы в различных ситуациях.

Среди новых технологий активно использовались стратегии программы «Чтение и письмо для развития критического мышления», что привело к кардинальному изменению деятельности субъекта и объекта, стиля общения во всех сферах обучения [5]. В результате интерактивные методы стали основным инструментом для достижения четких целей. В результате, прежде всего, ученик-читатель получает возможность своей творческой активной позицией решать важнейшие задачи любой жизненной ситуации и выходить из нее. Во-вторых, в то же время, как читатель, ученик стал отличаться развитием способности различать языковые единицы независимо от смысла текста. В-третьих, способность работать

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

в группе характеризуется повышением уровня активности. В-четвертых, их стали отличать аккуратность в работе с источниками информации (произведения искусства, аудио-, видеоматериалы), способность ставить четкие цели и аккуратно их выполнять. В-пятых, развитие способности учащихся выражать свои критические взгляды на заблуждения способствовало развитию у каждого учащегося умения читать.

С целью повышения компетентности читателя в преподавании кыргызской литературы, особенно в средних профессиональных учебных заведениях, они смогли представить аудитории свои творческие поиски, обратную связь, углубление словарного запаса, идеологическое единство как читателя [6]. В то же время реализация у студентов навыков чтения в индивидуальной, парной и групповой деятельности помогла повысить их словарный запас, логический, активный и предпринимательский уровень. В результате навыки чтения, восприятия, творческого мышления, письма и речи, которые характерны для компетентности, стали расти.

Результаты исследования были представлены на национальных, региональных и международных конференциях. Были проведены методические семинары, тренинги для профессорско-преподавательского состава специальной кафедры и разработаны ее положения, которые были предложены к производству как технологии, повышающие компетентность студентов. Согласно результатам исследования, от теории к действию, от действия к практике, от практики к свидетельствам, от свидетельств к результатам.

В результате исследования были сформированы следующие выводы: при анализе произведения искусства на занятиях кыргызской литературы, у учащихся развиваются навыки чтения и понимания произведения, анализ прочитанного материала и критическое мышление. Проанализировав вопрос ученика или студента в качестве роли автора произведения в группе, учащиеся представили картину жизни, прочувствовали, каков конечный результат действий персонажей в жизни, сравнили его с собственной жизнью, определили идею, тему и позицию автора самого произведения. Обучение автора с использованием стратегии задавания вопросов напрямую способствует развитию у учащихся навыков чтения, помогая учащимся объяснять произведение искусства учителю, чтобы сформировать ожидаемые результаты обучения в классе.

Список литературы:

1. Предметные стандарты по образовательной области «Искусство». Бишкек, 2018. 30 с.

2. Низовская И. А. Словарь программы «Чтение и письмо для развития критического мышления». Бишкек, 2003. 148 с.

3. Касымбеков Т. Сломанный меч. Исторический роман. Перераб., 5-е изд. Бишкек: Кыргызстан, 1998. 712 с.

4. Толковый словарь кыргызского языка. Т. 1-2 / под общей ред. А. А. Акматалиева. Бишкек: Аврасия, 2015. 1600 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Есенгулова М., Асекова Ж. Д. Чтение и письмо, развивающие критическое мышление. Бишкек, 2004. 190 с.

6. Укуева Б. К. Научно-педагогические основы применения новых технологий обучения в повышении творческой активности студентов вузов. Ош, 2013. 216 с.

References:

1. (2018). Predmetnye standarty po obrazovatel'noi oblasti "Iskusstvo" Bishkek.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

2. Nizovskaya, I. A. (2003). Slovar' programmy "Chtenie i pis'mo dlya razvitiya kriticheskogo myshleniya". Bishkek.

3. Kasymbekov, T. (1998). Slomannyi mech. Istoricheskii roman. Bishkek.

4. (2015). Tolkovyi slovar' kyrgyzskogo yazyka. V. 1-2. Bishkek.

5. Esengulova, M., & Asekova, Zh. D. (2004). Chtenie i pis'mo, razvivayushchie kriticheskoe myshlenie. Bishkek.

6. Ukueva, B. K. (2013). Nauchno-pedagogicheskie osnovy primeneniya novykh tekhnologii obucheniya v povyshenii tvorcheskoi aktivnosti studentov vuzov. Osh.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.06.2021 г. 20.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Бекмуратова Р. Т., Айтиева М. А., Абдуллаева Ж. Д. Формирование читательской компетентности у студентов через преподавание романа «Сломанный меч» с использованием стратегии опроса автора // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 386-393. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/54

Cite as (APA):

Bekmuratova, R., Aitieva, M., & Abdullaeva, Zh. (2021). Formation Students' Reading Competence Through Teaching the Broken Sword Novel Using the Author's Questioning Strategy. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 386-393. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.