Научная статья на тему 'ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КУРАТОРАМИ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ'

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КУРАТОРАМИ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / КУРАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ / МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божонов Замирбек Сабиржанович, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

Актуальность: социально-экономический кризис и резкое ухудшение здоровья нации в современном обществе кроется не только в экономике, но и в духовных ценностях и идеалах большинства населения, особенно молодежи. Злоба, грубость, материализм, эгоизм, сексуальная халатность, алкоголизм, наркомания, преступность, религиозный фанатизм и различные культурные пороки - все это разрушает нашу повседневную жизнь и наносит вред психическому и физическому здоровью нации. В связи с этим, воспитание молодежи на основе этнопедагогики с различными концепциями, разработанными против всего этого является необходимостью в высших учебных заведениях. Материалы и методы исследования: в сегодняшнюю эпоху глобализации и развития информационных технологий важно использовать методы воспитания студентов на основе традиции и социализации в народной педагогике в развитии подрастающего поколения. Использование исконных образовательных традиций в социализации подрастающего поколения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня позволит передать подрастающему поколению национальную идентичность кыргызского народа - сохранить, в дальнейшем продолжить и воссоздать кыргызскую культуру. Цели исследования: в статье рассматривается опыт воспитания студентов кураторами на основе этнопедагогики на примере Ошского государственного университета. Результаты исследования: успех мероприятия во многом зависит от участия куратора в мероприятиях со студентами, его моральной поддержки, а также его интереса и одобрения. Выводы: высокий уровень национального самосознания, знание элементов культуры своего народа, положительное отношение к языку и обычаям, знание родного языка и общение на нем и этническая самоидентификация необходимые качества этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Божонов Замирбек Сабиржанович, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF EDUCATING STUDENTS BY CURATORS ON THE BASIS OF ETHNOPEDAGOGY

The relevance of the research in the article is based on the root cause of the socio-economic crisis and a sharp deterioration in the health of the nation in modern society lies not only in the economy, but also in the spiritual values and ideals of the majority of the population, especially young people. Anger, rudeness, materialism, selfishness, sexual negligence, alcoholism, drug addiction, crime, religious fanaticism and various cultural vices all destroy our daily life and harm the mental and physical health of the nation. In this regard, the education of young people based on ethnopedagogy with different concepts developed against all this is a necessity in higher educational institutions. Materials and research methods: in today’s era of globalization and the development of information technologies, it is important to use the methods of educating students on the basis of tradition and socialization in our folk pedagogy in the development of the younger generation. The use of primordial educational traditions in the socialization of the younger generation in accordance with the requirements of the present day will allow passing on to the younger generation the national identity of the Kyrgyz people - to preserve, further continue and recreate the culture of our people. Research objectives: the article examines the experience of educating students by curators on the basis of ethnopedagogy on the example of Osh State University. Research results: the success of an event largely depends on the curator’s participation in events with students, his moral support, as well as his interest and approval. Conclusions: a high level of national self-awareness, knowledge of the elements of the culture of one’s own people, a positive attitude towards language and customs, knowledge of the native language and communication in it and ethnic self-identification are the necessary qualities of ethnopedagogy.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КУРАТОРАМИ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

УДК 371.3(371.112) (575.2) https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/42

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КУРАТОРАМИ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

©Божонов З. C., ORCID: 0000-0001-8462-7481, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, bojbei@mail.ru ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

THE EXPERIENCE OF EDUCATING STUDENTS BY CURATORS ON THE BASIS OF ETHNOPEDAGOGY

©Bozhonov Z., ORCID: 0000-0001-8462-7481, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, bojbei@mail.ru ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. Актуальность: социально-экономический кризис и резкое ухудшение здоровья нации в современном обществе кроется не только в экономике, но и в духовных ценностях и идеалах большинства населения, особенно молодежи. Злоба, грубость, материализм, эгоизм, сексуальная халатность, алкоголизм, наркомания, преступность, религиозный фанатизм и различные культурные пороки — все это разрушает нашу повседневную жизнь и наносит вред психическому и физическому здоровью нации. В связи с этим, воспитание молодежи на основе этнопедагогики с различными концепциями, разработанными против всего этого является необходимостью в высших учебных заведениях. Материалы и методы исследования: в сегодняшнюю эпоху глобализации и развития информационных технологий важно использовать методы воспитания студентов на основе традиции и социализации в народной педагогике в развитии подрастающего поколения. Использование исконных образовательных традиций в социализации подрастающего поколения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня позволит передать подрастающему поколению национальную идентичность кыргызского народа — сохранить, в дальнейшем продолжить и воссоздать кыргызскую культуру. Цели исследования: в статье рассматривается опыт воспитания студентов кураторами на основе этнопедагогики на примере Ошского государственного университета. Результаты исследования: успех мероприятия во многом зависит от участия куратора в мероприятиях со студентами, его моральной поддержки, а также его интереса и одобрения. Выводы: высокий уровень национального самосознания, знание элементов культуры своего народа, положительное отношение к языку и обычаям, знание родного языка и общение на нем и этническая самоидентификация необходимые качества этнопедагогики.

Abstract. The relevance of the research in the article is based on the root cause of the socioeconomic crisis and a sharp deterioration in the health of the nation in modern society lies not only in the economy, but also in the spiritual values and ideals of the majority of the population, especially young people. Anger, rudeness, materialism, selfishness, sexual negligence, alcoholism, drug addiction, crime, religious fanaticism and various cultural vices all destroy our daily life and harm the mental and physical health of the nation. In this regard, the education of young people

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

based on ethnopedagogy with different concepts developed against all this is a necessity in higher educational institutions. Materials and research methods: in today's era of globalization and the development of information technologies, it is important to use the methods of educating students on the basis of tradition and socialization in our folk pedagogy in the development of the younger generation. The use of primordial educational traditions in the socialization of the younger generation in accordance with the requirements of the present day will allow passing on to the younger generation the national identity of the Kyrgyz people — to preserve, further continue and recreate the culture of our people. Research objectives: the article examines the experience of educating students by curators on the basis of ethnopedagogy on the example of Osh State University. Research results: the success of an event largely depends on the curator's participation in events with students, his moral support, as well as his interest and approval. Conclusions: a high level of national self-awareness, knowledge of the elements of the culture of one's own people, a positive attitude towards language and customs, knowledge of the native language and communication in it and ethnic self-identification are the necessary qualities of ethnopedagogy.

Ключевые слова: этнопедагогика, куратор, студенческая группа, обычаи и традиции, воспитание, национальные праздники, мероприятия.

Keywords: ethnopedagogics, curator, student group, customs and traditions, education, national holidays, events.

Замечаются пристрастия нашей молодежи к различным религиям, к слепым подражаниям морали, образа жизни и дресс-кода экономически богатых стран и урбанизация любой страны — многоэтажных городов, быстро развивающейся экономики и даже моральной культуры. Они следуют примеру, интересуются культурой и явлениями, которые не вписываются в менталитет нашего народа и без разбора принимают их черное и белое.

Вообще наша народная педагогика — главное условие сохранения кыргызского народа как нации» [1]. Студенты представляют молодежь в обществе и формируют будущее страны. Поэтому, на наш взгляд, формирование этнопедагогики в обучении студентов должно быть неотъемлемой частью подготовки выпускников вузов. Обязательным условием для этого является наличие определенного уровня знаний о традициях, обычаях, ценностях, образовании нашего народа, что позволит познакомиться с национальной психологией и системой ценностей и, наконец, культивировать настоящую национальную культуру. Это требует целенаправленной, последовательной и непрерывной работы в каждой академической группе. Потому что так удобнее и реалистичнее с точки зрения организации формирования национальных ценностей в студенческой группе. Таким образом, мы считаем, что кураторы академической группы должны сыграть ключевую роль в решении этой проблемы в высшей школе.

В более общем смысле обычай — это набор обычаев и правил поведения, передаваемых из поколения в поколение. Опыт народного образования очень богат у всех этносов, наций и народов. Это отдельная национальная мудрость и система общечеловеческих ценностей, выдержавшая испытание временем. Этнокультурные традиции, особенности быта, нравственные обычаи, представления, взгляды, обычаи, образ мышления и поступки кыргызского народа имеют большое значение в этнопедагогическом образовании. Однако это не означает, что исторический арсенал всех народных средств и факторов воспитания можно использовать без изменений и без критической оценки. Иными словами, «невозможно

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

поддаться соблазну слепого патриотизма, прославлять прошлое, без разбора поклоняться ему, следовать беспрецедентным качествам и игнорировать все древние традиции и обычаи народа. Следовательно, нам нужен умный аналитический уровень, который может взвесить наследие прошлого в критическом педагогическом, культурном и интеллектуальном балансе, измерить, проанализировать и сделать выводы» [2].

Этнопедагогика — наука, которая не только изучает народную педагогику как реальность, но и выявляет закономерности формирования традиционных образовательных культур в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других социальных явлений, а также методы и способы работы в современная образовательная система. Этнопедагогика отражает ментальность каждого народа — духовный опыт, национальные традиции и этническую сущность [3].

Прежде всего, нам нужно выделить моральные заповеди и культурные традиции, чтобы определить, что более ценно с точки зрения историзма, и какие обычаи, правила и нормы все еще востребованы сегодня. Традиции (народные, культурные, повседневные) продолжают играть прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают историческим потребностям, но они начинают замедлять социальное развитие, поскольку они распространяют свой инвалидный образ жизни. Уважение к традициям как необходимый элемент исторической преемственности, памятник предкам и благодарность к ним следует отличать от традиционализма — упора на неизменность жизни, идеализации существующих традиций и разрешения национальных проблем и конфликтов путем возвращения к прошлому не существовало или их присутствие не воспринималось объективно. Этнопедагогика систематизирует все вышеперечисленные народные знания, но этнопедагогика, на наш взгляд, не должна заниматься сбором фольклора, национальных игр, то есть не только вторгаться в предметную область [4].

Основы этнопедагогической подготовки закладываются в высшем учебном заведении, поэтому важно, чтобы в содержание этнопедагогического образования включались компоненты этнопедагогической направленности [5].

Опираясь на многовековые традиции быта народа, мы выделили обязательные элементы культурно-образовательного пространства с учетом педагогических позиций:

-Национальные традиции: усвоение национальной культуры, родного языка, национальных обычаев, опыта духовной жизни, практическое изучение нравственных ценностей;

-Формирующие традиции мирового сообщества: овладение языком, этикетом и знаниями, необходимыми для вхождения в мировое сообщество.

Кроме того, национальную культуру можно воспитывать с помощью педагогических инструментов, которые включают в себя следующие компоненты: -положительный опыт национальной культуры;

-атмосфера позитивного взаимодействия студенчества, студентов и куратора; -демократический стиль кураторского педагогического руководства; -общение и сотрудничество в студенческой группе; -психолого-педагогическая поддержка и психологическая защита.

Кураторы нашего вуза определили следующие цели и задачи этнопедагогического воспитания студентов:

-уважение к истории, традициям, языку и культуре нашего народа; -уважение к национальным традициям, независимо от их характера;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

-уважение национального достоинства и чувств людей, их национальных взглядов и убеждений;

-уважение к национальным и этнокультурным потребностям.

В процессе организации занятий помимо целевых кураторских и образовательных часов студенты могут развивать народные поведенческие навыки с помощью педагогики [6], например, ярмарки национальных блюд в праздник Нооруз, народных песен и танцев в сопровождении народные музыкальные инструменты.

Фестиваль проводится по 14 номинациям национального искусства, во всех городах проходят гала-концерты.

Кроме того, при поддержке населения проходят межведомственные соревнования по национальным видам спорта: ордо, рукопашная борьба, коррида, перетягивание каната, подъем камней и борьба. Межведомственные соревнования по борьбе проводятся при поддержке населения, а победителям вручаются путевки в санаторий Арстанбап, денежные призы для поощрения развития национального искусства и спорта. Такие национальные праздники, которые мы проводим регулярно, неизбежно оставят след в душе студентов и заставят его задуматься о прошлом и условиях жизни наших предков.

В последние годы действует план мероприятий по организации театрализованных представлений на факультетах о традициях кыргызского народа «Сохраняем традиции наших предков» среди студенческих коллективов. Цель мероприятия: -обучение студентов на основе этнопедагогики; -передача традиций кыргызского народа следующим поколениям; -раскрытие, демонстрация просветительского и философского содержания традиций; -натурализация студентов по традициям;

-обеспечение способности учащихся в группах работать в гармонии и единстве в одном направлении;

-укрепить творческую связь между куратором и учениками в группе; -подготовка к организации культурно-массовых мероприятий на высшем уровне на факультетах, институтах и колледжах.

Чтобы мероприятие проводилось только один раз в год и не было забыто на все остальное время, а также для обеспечения его широкой популярности, каждому факультету, институту, колледжу ОшГУ назначена своя очередь и время года утверждается ректором.

Типы традиций назначаются каждой группе на факультете, институте, колледже заместителями декана, и с момента отделения студенческие группы должны искать, готовиться и учиться самостоятельно (Интернет и т. д.). Ответственность за преподавание традиций в группах лежит на кураторе каждой группы. Работа куратора оценивается по заполнению таблицы по изучению коллективом традиций (Таблица).

На мероприятие должны быть приглашены все студенты и преподаватели факультета, и в этот день студенты должны быть настроены не только на ответственное мероприятие, но и на национальный праздник. Одетые в соответствии с требованиями каждой традиции, члены студенческой группы по очереди исполняют или рассказывают различные традиции (в сопровождении музыки). В результате мы предложили деканату награждать разные талантливые команды и кураторов-организаторов различными наградами.

Чтобы стать социально активным человеком, выпускник вуза должен иметь не только образование, но и национальные ценности как основную жизненную позицию. Мы считаем, что в основе методологии педагогической основы образовательного процесса должно быть стремление к идеалу совершенного человека с твердыми моральными ценностями.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Таблица РАБОТА КУРАТОРА ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВОМ ТРАДИЦИЙ

№ Виды традиций и ритуалов Группы студентов Ответственные кураторы

1 Традиции, связанные с маленькими детьми

2 Традиции, связанные с совершеннолетними подростками

3 Свадебные традиции

4 Традиции дружбы

5 Традиции ритуалов

6 Традиции заселения

7 Разные обычаи и традиции

8 Ритуалы и обычаи, связанные с животными

9 Традиции труда

1 Традиции, связанные с умершим

1 Национальные развлечения

1 Национальная кухня

В результате этнопедагогического воздействия кураторов в образовательной деятельности для решения поставленных задач и задач она позволяет студентам развивать следующие качества:

-приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, определенных Государственным образовательным стандартом, проникнутых знаниями в области культуры, искусства, истории и экономики Киргизской Республики как основы профессиональной деятельности выпускников вузов;

-высокий уровень национального самосознания: знание элементов культуры своего народа; положительное отношение к языку и обычаям; знание родного языка и общение на нем; этническая самоидентификация;

-общественная активность, гражданственность и патриотизм.

В процессе решения поставленных целей и задач педагогическим партнером выступают семья, родители, старшеклассники, студенческие самоуправления, проректоры по воспитательной работе, кафедры, деканат, библиотека, спортивные секции и др.

Поскольку воспитательная работа в педагогической системе является важнейшим направлением в различных формах и методах, День Независимости, праздники Нооруз, «День белой шляпы», республиканские спортивные соревнования, игра «Студент Сармерден», Фестиваль талантов «Весна ОшГУ», «Мы храним традиции наших предков. Традиционные городские и университетские мероприятия, такие как театрализованные представления студенческих коллективов и фестиваль национального танца «Каждый групповой танец», проводились Департаментом образования, кураторами и Молодежным комитетом. Совместно с кураторами групп и студенческими активистами была определена мотивация мероприятий, разработаны сценарии, приглашены участники, обсуждены результаты, а победившим студенческим группам были вручены путевки на отдых. На уровне факультетов между первокурсниками был организован межгрупповой праздник «Национальный вкус». На столах разложили древние вкусы нашего народа, на пол расстелили ковры ручной работы, на стены вешали вышитые коврики, а посреди стола поставили юрту. Студенты рассказали интересные истории об истории питания, их

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

приготовлении, спели народные песни, такие как «Бекбекей», «Шырылдан», прочитали песни о месте рождения, провели конкурс пазлов. Вечеринка завершилась небольшим ужином. Ежегодно на Ноорузе почти все факультеты и общежития традиционно готовят сумаляк и занимаются национальными видами спорта. Кроме того, студенты и кураторы ОшГУ ежегодно устраивают праздник для горожан «Кадыр тун» в историко-этнографическом центре «Алымбек Датка» в предгорьях горы Сулаймана.

Очередной праздник назывался «Бабушкин ящик» и был подготовлен студентами-филологами ОшГУ. Они обратили внимание гостей на национальные костюмы, красивые украшения, традиционные предметы быта кыргызской юрты. Исполнялись народные песни и танцы. Куратор поручил своим ученикам узнать от родителей о праздновании того или иного праздника и постарался максимально вовлечь их. Например, при подготовке к Ноорузу родители помогли ученикам подготовить декорации, выбрать национальные костюмы и приготовить национальные блюда. Успех мероприятия во многом зависел от участия куратора со студентами, его моральной поддержки, а также его интереса и одобрения.

Неоценима роль администрации в оказании материальной и моральной поддержки кураторам и студенческим группам. Например, по итогам года «Конкурсы по стимулированию воспитательной работы в ОшГУ» конкурсы «Кураторы года», «Лучшая команда», «Лучший студент», «Лучший молодежный комитет», «Заместители декана по Лучшая воспитательная работа». Почетные грамоты, дипломы, денежные премии, путевки на санатории в городах Арстанбап, Сары-Челек, Абшир-Сай, Иссык-Куль.

Таким образом, необходимо было поддержать учителя-куратора в формировании национальной идентичности средствами и методами педагогики, а также тесно сотрудничать с кафедрами университета, факультетами, а также со студенческим самоуправлением. Только при соблюдении этих условий можно достичь желаемого результата, потому что профессиональная деятельность отдельного педагога-куратора для достижения оптимальных результатов в воспитательной работе, на наш взгляд, заключается не только в самом кураторе, но и в его совместной работе (с другие конструкции).

Список литературы:

1. Мурзаев М. С. Развитие социализации личности в кыргызской народной педагогике. Бишкек, 2014. С. 240.

2. Алимбеков А. А. Кыргыз этнопедагогикасы. Бишкек, 1996. 69 с.

3. Петрова Т. Н. Основные положения развития этнопедагогики как науки в условиях новой парадигмы образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. №2 (94). C. 103-110.

4. Давыдова О. И. Тезаурус этнопедагогики (исторический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2011. №4-1. C. 182-185.

5. Краева Л. И., Краева И. Ю. Формирование личности студента и ценности народной педагогики // Человек. Культура. Образование. 2011. №1 (1). С. 90-95.

6. Ахметова М. Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий // Сибирский педагогический журнал. 2009. №1. С. 18-59.

References:

1. Murzaev, M. S. (2014). Razvitie sotsializatsii lichnosti v kyrgyzskoi narodnoi pedagogike. Bishkek. (in Russian).

2. Alimbekov, A. A. (1996). Kyrgyz etnopedagogikasy. Bishkek. (in Russian).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

3. Petrova, T. N. (2017). Osnovnye polozheniya razvitiya etnopedagogiki kak nauki v usloviyakh novoi paradigmy obrazovaniya. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva, (2 (94)), 103-110. (in Russian).

4. Davydova, O. I. (2011). Tezaurus etnopedagogiki (istoricheskii aspekt). Mir nauki, kul'tury, ob razovaniya, (4-1), 182-185. (in Russian).

5. Kraeva, L. I., & Kraeva, I. Yu. (2011). Formirovanie lichnosti studenta i tsennosti narodnoi pedagogiki. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie, (1 (1)), 90-95. (in Russian).

6. Akhmetova, M. N. (2009). Opyt organizatsii sotvorchestva prepodavatelei i studentov v protsesse podgotovki k proektirovaniyu i realizatsii pedagogicheskikh tekhnologii. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, (1), 18-59. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.06.2021 г. 19.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Божонов З. C., Абдуллаева Ж. Д. Опыт воспитания студентов кураторами на основе этнопедагогики // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 315-321. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/42

Cite as (APA):

Bozhonov, Z., & Abdullaeva, Zh. (2021). The Experience of Educating Students by Curators on the Basis of Ethnopedagogy. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 315-321. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.