Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE / FOLK TRADITION / REGIONAL / FOLK GAMES / FOLK PEDAGOGY / SPORTS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матназаров Уктам Латипович, Машарипов Равкат Мадрахимович, Махмудов Юсуфбой Кадирович

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки студентов к использованию народной педагогики и спортивных традиций в организации спортивно-оздоровительной работы с учащимся. Важным направлением этой подготовки является организация физического воспитания молодежи, совершенствование которого невозможно без обращения к вековым национальным традициям. Привлечение народных игр в процесс физического воспитания детей предъявляет определенные требование к учителю. Поэтому подготовка преподавателя и классного руководителя к использованию народной педагогики и народных традиций является важнейшим условием научно обоснованной системы обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS FOR THE USE OF TRADITIONAL PEDAGOGY IN PHYSICAL TRAINING OF PUPILS

This article discusses the issues of preparing students for the use of folk pedagogy and sports traditions in the organization of sports and health-improving work with students. An important direction of this training is the organization of physical education of youth, the improvement of which is impossible without turning to age-old national traditions. Involvement of folk games in the process of physical education of children makes certain demands on the teacher. Therefore, the preparation of the teacher and class teacher for the use of folk pedagogy and folk traditions is the most important condition for a scientifically based system of education at a university.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

УДК 372 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/46

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

©Матназаров У. Л., Ургенчский государственный университет,

г. Ургенч, Узбекистан, [email protected] ©Машарипов Р. М., Ургенчский государственный университет,

г. Ургенч, Узбекистан, [email protected] ©Махмудов Ю. К., Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Узбекистан, [email protected]

PREPARATION OF STUDENTS FOR THE USE OF TRADITIONAL PEDAGOGY

IN PHYSICAL TRAINING OF PUPILS

©Matnazarov U., Urgench State University, Urgench, Uzbekistan, [email protected] ©Masharipov R., Urgench State University, Urgench, Uzbekistan, [email protected]

©Makhmudov Yu., Urgench State University, Urgench, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы подготовки студентов к использованию народной педагогики и спортивных традиций в организации спортивно-оздоровительной работы с учащимся. Важным направлением этой подготовки является организация физического воспитания молодежи, совершенствование которого невозможно без обращения к вековым национальным традициям. Привлечение народных игр в процесс физического воспитания детей предъявляет определенные требование к учителю. Поэтому подготовка преподавателя и классного руководителя к использованию народной педагогики и народных традиций является важнейшим условием научно обоснованной системы обучения в вузе.

Abstract. This article discusses the issues of preparing students for the use of folk pedagogy and sports traditions in the organization of sports and health-improving work with students. An important direction of this training is the organization of physical education of youth, the improvement of which is impossible without turning to age-old national traditions. Involvement of folk games in the process of physical education of children makes certain demands on the teacher. Therefore, the preparation of the teacher and class teacher for the use of folk pedagogy and folk traditions is the most important condition for a scientifically based system of education at a university.

Ключевые слова: этнопедагогическая культура, народная традиция, региональная, народные игры, народная педагогика, спортивные игры.

Keywords: ethnopedagogical culture, folk tradition, regional, folk games, folk pedagogy, sports games.

Актуальность проблемы. Реформы, направленные на усовершенствование системы непрерывного образования, невозможны без подготовки высококвалифицированных кадров, без создания необходимых условий для реализации учебно-воспитательных задач. В конечном итоге, все это предполагает достижение благополучия всего общества. Поэтому и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

общество, и государство заинтересованы в формировании гармонично развитого поколения. Примером тому могут служить Указы Президента Республики Узбекистан, в которых определены такие важные направления совершенствования образовательной системы, как «повышение качества и эффективности деятельности высших образовательных учреждений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества преподавания, поэтапное увеличение квоты приема в высшие образовательные учреждения; стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновационных достижений в практику, создание при высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков» [1]. Следует отметить, что в плане выполнения названных задач в реализации Государственной программы приоритетным направлением развития сферы образования и науки являются меры по модернизации функционирования системы в целом, организации и содержания ее деятельности. С каждым годом значение физической культуры и спорта в студенческой среде возрастает. Задача заключается в том, чтобы привлечь к этим занятиям всех молодых людей, сделать их стойкими к негативным воздействиям, воспитать положительное отношение к физической культуре и спорту и закрепить это отношение в их будущей жизни. Учет интересов студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности позволяет более эффективно решать задачи оптимизации содержания и организационных форм целостной системы физического воспитания в вузе и, как следствие, обеспечивать выход на решение стратегической задачи государственной политики в сфере физической культуры - повышение уровня вовлеченности студенческой молодежи в регулярные занятия физическими упражнениями различной направленности [2].

Задачи направленные на усовершенствование системы непрерывного образования выдвигают на первый план подготовку педагогических кадров, способных в конкретных региональных условиях организовать процесс обучения и воспитания детей в тесной связи с традициями и обычаями народа, на основе многовековой этнопедагогической культуры. Важным направлением этой подготовки является организация физического воспитания молодежи, совершенствование которого невозможно без обращения к вековым национальным традициям [3].

Важность разносторонней подготовки учителя к творческому, новаторскому труду подчеркивали многие педагоги и психологи. Но вопросы подготовки учителя к воспитательной спортивно-оздоровительной деятельности на основе узбекских народных традиций и в этих исследованиях не рассматривались.

Одно из направлений совершенствования физической подготовки молодежи -использование народных игр и состязаний, сложившихся у узбекского народа с древних времен. Привлечение народных игр в процесс физического воспитания детей предъявляет определенные требование к учителю. Поэтому подготовка преподавателя и классного руководителя к использованию народной педагогики и народных традиций является важнейшим условием научно обоснованной системы обучения в вузе.

Изучение опыта физического воспитания показывает, что характерными его недостатками являются: отсутствие координации усилий всех сторон, участвующих в работе с молодежью; неподготовленность выпускников педагогических вузов к использованию народных традиций в воспитании трудолюбивого и здорового поколения.

Все это побудило нас к поиску эффективных путей и средств подготовки учителя к использованию народной педагогики и спортивных традиций в организации спортивно-

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

оздоровительной работы с учащимся.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: содержание профессиональной подготовки учителя узбекской школы к физическому воспитанию учащихся на основе использования народной педагогики.

В ходе исследования предстояло решить следующие задачи:

- изучить содержание теоретической и практической подготовки студентов к спортивно-оздоровительной работе в педагогических вузах;

- определить отношение учащихся, учителей к народным спортивным традициям в физическом воспитании молодежи и к народной педагогике.

В основу исследования взята гипотеза, что процесс приобретения и накопления будущими учителями необходимых умений и навыков воспитательной работы по физической подготовке учащихся на основе этнопедагогической культуры и народных традиций будет более целенаправленным и результативным, если в условиях обучения в педагогическом вузе или университете физическое воспитание, как составная часть общего развития личности, будет представлена как приоритетная, а в содержании педагогических и специальных дисциплин, а также в педагогической практике будут развиваться специальные умения и навыки использования народных традиций в физической подготовке учащихся.

Анализ содержания и методов подготовки студентов к организации физического воспитания показал, что из опрошенных нами по ходу констатирующего эксперимента 80 первокурсников лишь 12 могли назвать любимого героя из народного эпоса, 37 студентов посчитали народными традициями лишь «праздники». Изученные нами планы воспитательной работы в школах г. Ургенча показали, что раздел «Физическое воспитание» в нем, как правило, не заполняется; в большинстве случаев в этом разделе присутствует стереотипная фраза - «помочь учителю физической культуры».

Собеседования с классными руководителями показали, что 37 из 40 учителей не интересовались народными играми и народной педагогикой.

Принимая во внимание сложившееся отношение к народным традициям физического воспитания, была проведена опытная работа с целью определения содержания и методов совершенствования подготовки студентов к воспитательной спортивно-оздоровительной работе на основе использования народной педагогики. Прежде всего, была разработана модель квалификационной характеристики выпускника Факультета физической культуры Ургенчского государственного университета и модель выпускника других факультетов.

В модели предусматривалось, что содержание знаний, умений и отношений будущих учителей пополнялось требованиями к знаниям организации физического воспитания в классе, внеклассной работы по физической подготовке, народных спортивных игр и педагогики. Модель служила своеобразным ориентиром в организации опытной работы по изучению психолого-педагогических дисциплин и на педагогической практике.

Следующий этап посвящен изучению формирования у студентов умений и навыков организации физического воспитания учащихся в ходе педагогической практики, к началу которой была разработана дополнительная программа. В ней предусмотрено было разучивание различных народных игр, изучение методики проведения их на уроках, во внеурочное время, проведение бесед с учащимися по темам: «Значение физической культуры и спорта для здоровья», «Народные спортивные игры», «Утренняя физическая зарядка», «Содержание и методы физического развития в истории нашего народа».

Эти дополнения обусловлены тем, что в имеющихся руководствах по организации педагогической практики в процессе подготовки к классному руководству должное внимание

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

не уделялось руководству физическим воспитанием.

Изучение сложившегося опыта физического воспитания дало возможность вернее определить пути повышения профессиональной готовности преподавателей физической культуры и учителей, которые будут вести классное руководство.

Было установлено, что, во-первых, народные спортивные игры вызывают интерес студентов и желание активнее использовать их в работе с учащимися; во-вторых, использование народных игр способствуют более последовательному формированию национального самосознания студентов и учащихся.

Выяснилось также, что народные спортивные игры вызывают интерес своей ясностью, простотой, подвижностью, возможностью быстрой организации. Серии занятий, проведенных студентами по опытной программе показали, что эти игры способствуют динамичности урока, общему оживлению учащихся, более четкой отработке организаторских умений и навыков на уроке, развитию у студентов коммуникативных способностей, речевой подготовке, эрудиции. Опытная работа показала, что занятия с использованием народных спортивных игр явились стимулирующим фактором профессионального совершенствования.

Изучение опыта работы преподавателей вузов и учителей, работающих по опытной программе, дало возможность выделить критерии готовности учителей к воспитательной работе по физической культуре на основе народных спортивных традиций. Назовем следующие из них:

- педагогическая эрудиция,

- подготовка в области своей специальности,

- знание учебных программ и учебных пособий,

- понимание приоритетного значения физической подготовки,

- умение осуществлять преемственность в развитии двигательной активности учащихся от современных игр до народных спортивных традиций,

- умение мобилизовать знания учащихся, создавать благоприятную эмоциональную обстановку на уроках физической культуры.

Полученные нами эмпирические данные об уроках подготовки учителя к организации физического воспитания с использованием народных традиций были учтены при дальнейшем проведении опытной работы и эксперимента.

В опытной работе на педагогической практике были сформированы три группы студентов:

опытная группа — Э (52 студента),

первая контрольная группа — Кп (52 студента),

вторая контрольная группа — Кв (52 студента).

Перед практикой все студенты выполняли анкетные задания, требующие:

-воспроизведения знаний по педагогическим дисциплинам;

-знания спортивных народных игр;

-знания спецкурсов, изученных перед практикой.

Учет проводился по показателям: низкие, средние, достаточные и высокие.

Установлено, что студенты, обучающиеся по опытной программе показали более высокие знания: из 52 студентов группы Э-38 имели оценку «достаточные» и 8 «высокие». В группе Кп таких было 22 и 3, а в группе Кв - соответственно - 21 и 4. Средний балл на одного студента из опытной группы составил-3,83, в группе Кп -3,32; в группе Кв -3,44.

Проведено сравнение результатов педагогической практики:

По ее окончании проведен письменный анонимный опрос студентов опытной группы -

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

25 студентов и контрольных — 25 студентов. Обеим группам были предложены следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы спортивные игры?

2. Проводили ли Вы игры и соревнования с учащимися на переменах, в экскурсиях?

3. Знаете ли Вы народные спортивные игры?

4. Помните ли Вы материал педагогики, психологии, частных методик о физическом воспитании учащихся?

5. Организовывали ли Вы спортивные игры в летнем лагере отдыха?

6. В каком классе проводили спортивные народные спортивные игры?

7. Напишите, какие народные спортивные игры проводили Вы на педагогической практике?

Ответы на первые пять вопросов мы сгруппировали в следующую Таблицу:

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

Группа Э. 24 1 20 5 21 4 24 1 20 4

Группа К. 2 23 2 23 1 24 14 2 3 22

На 6-й и 7-й вопросы поступили следующие ответы: из группы Э-20 студентов назвали классы и школы, другие учреждения, в которых они проводили различные спортивные мероприятия; из группы К таких оказалось лишь 2. Задание 7 правильно выполнили 20 студентов из группе Э, написавших по 4-12 народных игр, проведенных ими на практике, а в группе К лишь один студент провел 5 игр и назвал их.

Таким образом, в группах, которые учились по опытной программе, оказались значительно больше студентов, активно использовавших народные игры на уроках и во внеклассной работе.

Подведение итогов опытной работы проводилось на основании результатов педагогической практики.

В заключении отмечается, что знание народной педагогики, помогает быстрее осознать роль физического воспитания молодежи;

- изучение спортивных народных традиций, систематическое использование их в работе с учащимися в процессе обучения в вузе способствуют формированию принципиально других профессиональных качеств учителя;

- изучение народной педагогики и народных традиций в спорте на протяжении всех лет обучения в вузе способствует более эффективной подготовке студентов и к воспитательной работе по физическому развитию школьников.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан. «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 г. №УП-4947. http://lex.uz

2. Указ Президента Республики Узбекистан. «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 г, УП-2909. http://lex.uz

3. Матназаров У Л. Подготовка студентов к использованию народной педагогики в физическом воспитании учащихся средних школ Узбекистана: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1995.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

4. Дикунов А. И. Основы образования и обучения. Омск, 1998.

5. Фомин Н. А., Фомин В. Е. Возрастные основы физического воспитания. М., 2008.

6. Фролова В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М., 2001.

References:

1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan. "O Strategii deistvii po dal'neishemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan" ot 7 fevralya 2017 g. №UP-4947. http://lex.uz

2. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan. "O merakh po dal'neishemu razvitiyu sistemy vysshego obrazovaniya" ot 20 aprelya 2017 g, UP-2909. http://lex.uz

3. Matnazarov, U. L. (1995). Podgotovka studentov k ispol'zovaniyu narodnoi pedagogiki v fizicheskom vospitanii uchashchikhsya srednikh shkol Uzbekistana: Avtoref. diss. kand. ped. nauk. Moscow. (in Russian).

4. Dikunov, A. I. (1998). Osnovy obrazovaniya i obucheniya. Omsk. (in Russian).

5. Fomin, N. A., & Fomin, V. E. (2008). Vozrastnye osnovy fizicheskogo vospitaniya. Moscow. (in Russian).

6. Frolova, V. G. (2001). Fizkul'turnye zanyatiya, igry i uprazhneniya na progulke. Moscow. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 16.11.2020 г. 21.11.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Матназаров У Л., Машарипов Р. М., Махмудов Ю. К. Подготовка студентов к использованию народной педагогики в физическом воспитании учащихся // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 401-406. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/46

Cite as (APA):

Matnazarov, U., Masharipov, R., & Makhmudov, Yu. (2020). Preparation of Students for the Use of Traditional Pedagogy in Physical Training of Pupils. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 401-406. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.