Научная статья на тему 'Занятия по скорочтению в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности'

Занятия по скорочтению в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
793
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОЧТЕНИЕ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / СОПУТСТВУЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / SPEED READING / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / JUNIOR PRIMARY SCHOOL AGE / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ASSOCIATED MENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Зарина Альбертовна, Туркменов Алыбек Альбертович

Целью статьи является анализ методики проведения внешкольных занятий по скорочтению в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, основными проявлениями которого являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, считается социально значимой проблемой в связи с высокой распространенностью в детской популяции и развитием сопутствующих нарушений, затрагивающих когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, приводящих к нарушению поведения, школьной дезадаптации, ранней алкоголизации и пр. Оптимальным периодом для коррекционных воздействий является младший школьный возраст. В статье показано, что методика проведения внешкольных занятий по скорочтению, основанная на методических рекомендациях Ш. Т. Ахмадуллина, С. Г. Зотова и др., может применяться в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Методика отвечает требованиям деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), построена на ведущей деятельности учения младшего школьного возраста и мотивирует детей приобретением ценного навыка быстрого чтения. Указано, что методика способна оказывать позитивное воздействие на когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую сферы, а также на сферу общения учащихся начальных классов, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахметова Зарина Альбертовна, Туркменов Алыбек Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speed-reading Lessons in Correctional-developing Work With Junior Primary School Children With Attention Deficit Hyperactivity Disorder

The purpose of the article is to analyze the teaching methodology of extracurricular speed reading lessons in psychological and pedagogical work with junior primary school children with the attention deficit hyperactivity disorder. Attention deficit hyperactivity disorder with the attention deficit, hyperactivity and impulsivity is a socially significant problem, because it is often found among children and it is the factor of the associated mental disorders in the cognitive, emotional-volitional and behavioural spheres, which lead to behaviour disorders, school maladaptation, early alcohol drinking, etc. The optimal period for corrective actions is the junior primary school age. The article presents the methodology of extracurricular speed-reading lessons, based on the methodological recommendations of Sh. T. Akhmadullin, S. G. Zotov and others, can be used in correctional and development work for the junior primary school children with attention deficit hyperactivity disorder. The methodology of extracurricular speed-reading lessons is based on the activeness approach (S. L. Rubinstein, A. N. Leontyev), it is built on the leading studying activities of the junior primary school age and motivates children to get the valuable skill of speed reading. The methodology of extracurricular speed-reading lessons also has a positive effect on the cognitive, emotional-volitional, behavioural spheres, as well as on the communication sphere of the junior primary school children with the attention deficit hyperactivity disorder.

Текст научной работы на тему «Занятия по скорочтению в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

УДК 159.922.7:37.015.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/51

ЗАНЯТИЯ ПО СКОРОЧТЕНИЮ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

©Ахметова З. А., ORCID: 0000-0001-5200-2807, канд. психол. наук, Киргизско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, ahzarina@rambler.ru ©Туркменов А. А., ORCID: 0000-0002-6440-5395, канд. мед. наук, Киргизская государственная медицинская академия, г. Бишкек, Кыргызстан, alibek_turk@rambler.ru

SPEED-READING LESSONS IN CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK WITH JUNIOR PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

©Akhmetova Z., ORCID: 0000-0001-5200-2807, Ph.D., Kyrgyz-Russian Slavic University,

Bishkek, Kyrgyzstan, ahzarina@rambler.ru ©Turkmenov A., ORCID: 0000-0002-6440-5395, M.D., Kyrgyz State Medical Academy, Bishkek, Kyrgyzstan, alibek_turk@rambler.ru

Аннотация. Целью статьи является анализ методики проведения внешкольных занятий по скорочтению в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, основными проявлениями которого являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, считается социально значимой проблемой в связи с высокой распространенностью в детской популяции и развитием сопутствующих нарушений, затрагивающих когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, приводящих к нарушению поведения, школьной дезадаптации, ранней алкоголизации и пр. Оптимальным периодом для коррекционных воздействий является младший школьный возраст. В статье показано, что методика проведения внешкольных занятий по скорочтению, основанная на методических рекомендациях Ш. Т. Ахмадуллина, С. Г. Зотова и др., может применяться в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Методика отвечает требованиям деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), построена на ведущей деятельности учения младшего школьного возраста и мотивирует детей приобретением ценного навыка быстрого чтения. Указано, что методика способна оказывать позитивное воздействие на когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую сферы, а также на сферу общения учащихся начальных классов, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the teaching methodology of extracurricular speed reading lessons in psychological and pedagogical work with junior primary school children with the attention deficit hyperactivity disorder. Attention deficit hyperactivity disorder with the attention deficit, hyperactivity and impulsivity is a socially significant problem, because it is often found among children and it is the factor of the associated mental disorders in the cognitive, emotional-volitional and behavioural spheres, which lead to behaviour disorders, school maladaptation, early alcohol drinking, etc. The optimal period for corrective actions is the junior primary school age. The article presents the methodology of extracurricular speed-reading lessons, based on the methodological recommendations of Sh. T. Akhmadullin, S. G. Zotov and others, can

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

be used in correctional and development work for the junior primary school children with attention deficit hyperactivity disorder. The methodology of extracurricular speed-reading lessons is based on the activeness approach (S. L. Rubinstein, A. N. Leontyev), it is built on the leading studying activities of the junior primary school age and motivates children to get the valuable skill of speed reading. The methodology of extracurricular speed-reading lessons also has a positive effect on the cognitive, emotional-volitional, behavioural spheres, as well as on the communication sphere of the junior primary school children with the attention deficit hyperactivity disorder.

Ключевые слова: скорочтение, синдром дефицита внимания и гиперактивности, младший школьный возраст, психологическая коррекция, сопутствующие психические расстройства.

Keywords: speed reading, attention deficit hyperactivity disorder, junior primary school age, psychological correction, associated mental disorders.

В современном мире участились случаи синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) среди детей: 7,5-15% в экономически развитых странах [1], 2-47% в России [2]. В Киргизской Республике исследования, направленные на выявление случаев СДВГ, не проводились, поэтому данные о распространенности синдрома в этой стране не представлены. Однако есть основания предполагать, что и в Киргизии при современных темпах общественной жизни может иметь место стремительный рост случаев СДВГ, поскольку отмечается рост социально-экономических факторов, приводящих к данному синдрому [3]. Проблема СДВГ является социально значимой не только в силу чрезвычайной распространенности в детской популяции, но и в связи с тем, что указанный синдром провоцирует трудности в обучении (100% [4]), школьную дезадаптацию [2, 5, 6]. К подростковому возрасту у детей, страдающих СДВГ, могут прогрессировать нарушения поведения, поэтому такие подростки часто входят в группу риска по совершению правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий [5-7]. В связи с этим, усилия специалистов должны быть сосредоточены не только на своевременном выявлении, но и на коррекции СДВГ и сопутствующих данному синдрому нарушений.

Традиционно считается, что СДВГ нуждается, прежде всего, в медикаментозной коррекции, однако многие врачи склоняются к тому, что медикаменты не способны решить большинство психологических и нейропсихологических проблем гиперактивных детей [8, 9]. Это подтверждается наблюдениями В. Оклендер, согласно которым, дети, находящиеся на медикаментозной терапии, могут оставаться спокойными достаточно долго, тем не менее, они не приобретают внутренней силы, благодаря которой могли бы самостоятельно научиться адекватно себя вести и без посторонней помощи взаимодействовать с окружающим миром [10]. Кроме того, довольно часто встречаются случаи СДВГ, не требующие врачебного вмешательства, таким детям показана только психолого-педагогическая коррекция [8].

Многочисленные исследования показали, что психолого-педагогические методы коррекции при СДВГ могут достаточно успешно и на более длительный срок регулировать поведенческие нарушения и трудности в учебной деятельности, чем медикаментозное лечение. Так, Американская академия педиатров рекомендует перед назначением лечения медикаментами в отношении детей с СДВГ применить психолого-педагогическую коррекцию [7], и лишь в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и поведения у таких детей

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

не будут преодолены с помощью немедикаментозных методов, следует назначать лекарственную терапию.

В то же время встает вопрос о том, когда целесообразнее всего начинать коррекционные воздействия на ребенка с СДВГ С одной стороны, СДВГ - это расстройство, часто приводящее к серьезным вторичным последствиям, следовательно, необходимо своевременно осуществлять эффективные коррекционные вмешательства, более того при условии вовремя оказанной помощи данная группа детей является одной из самых перспективных с точки зрения возможной положительной динамики [1]. С другой стороны, большинство авторов считает, что наиболее оптимальным возрастом для коррекции СДВГ является период, приходящийся на младший школьный возраст — 5-10 лет [1]. Именно в этот возрастной период нервная система детей является достаточно пластичной, а компенсаторные возможности мозга все еще велики [1, 7]. Если коррекционную работу не провести своевременно, у ребенка могут сформироваться негативные стереотипы поведения, которые достаточно часто усугубляются непоследовательным воспитанием в семье.

Другим предметом обсуждения, стоящим перед специалистами, является вопрос о методах коррекции. Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер и зависит от степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. К основным признакам этого синдромокомплекса относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [7], а сопутствующие нарушения, чаще всего затрагивают когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, а также межличностные отношения. В современной психолого-педагогической практике при коррекции СДВГ наиболее широко применяется поведенческая терапия, арт-терапия, игровая терапия, нейропсихологический метод и др. Мы предполагаем, что одним из способов коррекционной работы с младшими школьниками с СДВГ может являться методика проведения внешкольных занятий по скорочтению, которая способна оказывать позитивное воздействие на когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую сферы, а также на сферу общения, оказывающихся под ударом у учащихся, страдающих данным расстройством.

В связи с вышеизложенным, целью данной статьи является анализ методики проведения внешкольных занятий по скорочтению в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста, страдающими СДВГ.

Актуальность развития навыков быстрого чтения обусловлена далеко не только возможностью психолого-педагогической коррекции детей с СДВГ, но и тем, что в современном мире человечество сталкивается с огромными объемами информации, и чем раньше будет освоен навык работы с информацией, тем, вероятно, более успешен будет подрастающий человек в будущем. Кроме того, жизнь современного школьника насыщена большим количеством уроков, кружков, секций, необходимостью читать достаточно объемные тексты при выполнении домашних заданий. В связи с этим, навык быстрого чтения, при котором ребенок будет значительно лучше понимать и в последующем запоминать тексты, поможет ученику существенно сэкономить время и улучшить успеваемость.

Основным методологическим подходом в нашей работе является деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн [11], А. Н. Леонтьев [12]), согласно которому основой и движущей силой психического развития человека в онтогенезе является ведущая деятельность. Ведущей деятельностью учащихся начальных классов является деятельность учения, выполнение требований которой предполагает формирование и развитие основных новообразований младшего школьного возраста — произвольности как особого качества

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

психических процессов, внутреннего плана действий как основы для планомерной деятельности и рефлексии как качества, позволяющего соотносить суждения и поступки с замыслом и условиями деятельности. А. Н. Леонтьев, рассматривая структуру деятельности, выделяет в ней мотив, ради которого осуществляется определенная деятельность, а также побуждается постановка целей и задач этой деятельности [12]. Методика проведения внешкольных занятий по скорочтению с детьми младшего школьного возраста отвечает требованиям деятельностного подхода; во-первых, занятия по приобретению навыков быстрого чтения основаны на ведущей, учебной, деятельности учеников начальных классов, во-вторых, приобретение ценного для учащихся навыка мотивирует учебную деятельность ребят и делает ее более целенаправленной. Ставя перед собой цель научиться быстро читать, ученик может удовлетворить различные мотивы учебной деятельности (мотив саморазвития, сделать приятное родителям, стать лучшим в классе, улучшить свою успеваемость и т.д.), при этом реализуется психолого-педагогические цели, стоящие перед психологом: пока ученик осуществляет необходимые действия и операции при выполнении заданий, у него развиваются (корректируются) необходимые психические качества: произвольность психических процессов (восприятия, памяти, внимания), мышление и речь, воображение, эмоционально-волевая сфера, поведенческая сфера и др.

В литературе, посвященной проблеме повышения скорости чтения, встречаются различные определения: скорочтение (Г. Г. Гецов, В. А. Розанов), скоростное чтение, быстрое чтение, динамическое чтение (В. А. Бородиная), активное чтение (Т. А. Сутырина), рациональное чтение (В. Ф. Вормсбехер) и др. В обучении быстрому чтению выделяются различные подходы: обучение через ускорение перцептивной обработки информации и совершенствование смысловой обработки материала путем освоения приемов извлечения информации из текста, а также комбинированный подход, объединяющий в себе два предыдущих (повышение эффективности и перцептивной, и смысловой обработки материала) [13]. На наш взгляд, умение структурировать текст и подвергать его смысловой обработке - навык, требующий более высокого уровня развития когнитивных функций, чем у детей младшего школьного возраста, поэтому обучение скорочтению в этом возрасте следует начинать с развития навыков перцептивной обработки информации. Такой подход в развитии навыков быстрого чтения детей младшего школьного возраста практикуют Ш. Т. Ахмадуллин [14], С. Г. Зотов [15] и др., поэтому в структуру занятий данных авторов включены задания, направленные на развитие не только собственно навыков быстрого чтения, но и на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, без которых невозможно успешное овладение скоростным чтением (Т. А. Сутырина, И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк, Т. Б. Слоненко).

Проведем анализ психолого-педагогического воздействия методики развития навыков скорочтения, основанной на идеях Ш. Т. Ахмадуллина и С. Г. Зотова, в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с СДВГ и сопутствующими данному синдрому нарушениями в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

В когнитивной сфере у детей с СДВГ страдает восприятие, проявляющееся искаженным видением букв и цифр [16], плохим восприятием формы предметов [8]); память характеризуется снижением объема оперативной памяти, слабостью долговременной памяти [7]); для внимания характерны слабая концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем [6], повышена отвлекаемость [7]; снижен объем мышления, утомляемость повышена [7]; недостаточно сформированы прагматические речевые функции [5], часто имеют место дисграфии [7]).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

В психической деятельности человека чтение является в высшей степени интегративным процессом, активно использующим все высшие психические функции: восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, чувства и волю. Поэтому обучение чтению неизбежно способствует принципиальному прогрессу в когнитивном развитии ребенка.

Учитывая особенности развития когнитивной сферы младших школьников с СДВГ, запросы родителей, а также методические рекомендации Ш. Т. Ахмадуллина и С. Г. Зотова, внешкольные занятия по скорочтению длительностью в 60 минут проводятся в достаточно высоком темпе и предполагают частую смену деятельностей через каждые 1-5 — 8-10 минут. Такое построение занятия, состоящее в быстром переключении с одного вида деятельности на другой, по мнению Ш. Т. Ахмадуллина, является условием «невероятной» эффективности тренинга быстрого чтения [14]. С другой стороны, для учащихся начальных классов, особенно для детей с СДВГ, для которых характерны незрелость познавательных процессов, слабая концентрация внимания, повышенная утомляемость, низкая умственная работоспособность и т.д., частая смена деятельностей на занятии позволяет поддерживать умственную работоспособность на достаточно высоком уровне благодаря тому, что пресыщение и утомление от деятельности просто не успевает наступить, так как ученик вынужден переключиться на другую деятельность. Кроме того, увлекательные и разнообразные задания способны эффективно тренировать и упражнять все познавательные процессы, в частности, за счет того, что подключают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, наиболее страдающее при СДВГ и в то же время, являющееся важным условием эффективного функционирования когнитивной сферы. Поэтому в большинстве известных методов и приемов развития скорочтения значительная роль отводится развитию внимания.

В структуру каждого занятия по скорочтению, согласно методическим рекомендациям Ш. Т. Ахмадуллина и С. Г. Зотова, включены такие задания, корректирующие и развивающие внимание, как струп-тест, лабиринты, разноцветные числа, большие и малые числа, упражнения по типу корректурных проб и т.д.

Струп-тест представляет собой таблицу из разноцветных слов, описывающих цвета («красный», «желтый», «зеленый», «синий» и т.д.), при этом цвет слова не совпадает со значением слова, например слово «красный» желтого цвета, слово «синий» — черного и т.п. Ученик должен вслух называть не прочитанное слово, а цвет, которым это слово написано, что не всегда просто, поэтому, чтобы не запутаться, ребенку необходимо на достаточно высоком уровне поддерживать концентрацию внимания [14].

Лабиринты также эффективно тренируют внимание и в достаточно увлекательной деятельности заставляют ребенка напрягать внимание по максимуму. Кроме того, важно, чтобы ребенок искал выход из лабиринта только при помощи глаз, а это может способствовать развитию зрительного восприятия и зрительного контроля [14, 15].

Развитию переключения внимания может способствовать упражнение «Разноцветные числа». В качестве стимульного материала предлагаются таблицы 7х7, в каждую ячейку которых вразброс вписаны числа от 1 до 25 одного цвета и от 1 до 24 — другого цвета (аналогично цветным таблицам Шульте). Ребенку необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное; 2 белое (серое), 2 черное и т. д. Возможны варианты поиска в прямом и обратном порядке [14].

Более усложненным вариантом упражнения «Разноцветные числа» является упражнение «Большие и малые числа». Ребенку предлагается найти числа по порядку от 1 до 99 на карточке, на которой все эти числа изображены в разном размере и разным шрифтом.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

Поэтому при поиске каждого числа мозгу ребенка приходится достаточно быстро перестраиваться с маленького размера на большой, с одного шрифта на другой, задача усложняется и тем, что каждый шрифт имеет различные характеристики — ширина, высота, начертание, угол наклона и т. д. [14].

Еще одним видом упражнений, направленных на коррекцию и развитие внимания, являются упражнения типа корректурных проб. Корректурные пробы как метод, созданный в 1895 году Б. Бурдоном, первоначально был направлен на исследование внимания, однако данный метод широко используется в психологии и педагогике в качестве эффективного инструмента коррекции и развития деятельности внимания. Корректурные пробы представляют собой задания, направленные на поиск, исправление, подсчет некоторой информации (фигуры, картинки, цифры, буквы и т.п.). Разновидностями данного типа упражнений являются задания «Зачеркни разными способами», «Посчитай, сколько», «Найди спрятанные слова» [15].

Для выполнения задания «Зачеркни разными способами» ребенку предлагается стимульный материал в виде рядов различных фигур или букв. Далее ему дается инструкция зачеркнуть фигуры (буквы) различным способом. Обычно выбираются три разные фигуры (буквы) и три различных способа их зачеркивания. Например, квадраты зачеркнуть горизонтальной линией, круги — вертикальной, звезды — крест-на-крест. Ученик, просматривая фигуры (буквы) по очереди, вынужден поддерживать концентрацию внимания на требуемом уровне, при этом демонстрировать достаточно высокую скорость переключения и распределения внимания [15].

В задании «Посчитай, сколько» ученику предоставляется таблица, на которой изображены фигуры одного типа (кольца, стрелки и т.п.), которые отличаются между собой только положением, например, стрелки имеют разное направление. Ребенку предлагается только глазами (без помощи рук) посчитать, сколько стрелок изображено, например, направленными вниз [15].

В упражнении «Найди спрятанные слова» ребенку дается «текст», в котором представлен набор различных букв одного шрифта без пробелов, среди которых спрятаны слова, которые необходимо найти и подчеркнуть. Данное упражнение направлено не только на развитие внимания, но и на правописание и расширение словарного запаса [15].

Другим когнитивным процессом, с одной стороны, недостаточно развитым у младших школьников с СДВГ, с другой стороны, создающим важное условие для развития навыков быстрого чтения, является зрительное восприятие. Для развития и коррекции данного познавательного процесса в нашей методике скорочтения, основанной на методических рекомендациях Ш. Т. Ахмадуллина и С. Г. Зотова, детям предлагаются такие упражнения, как таблицы Шульте, клиновидные таблицы, лабиринты. Как указывалось выше, выход из лабиринта дети должны искать исключительно глазами без помощи рук, таким образом, появляется возможность для развития зрительного восприятия.

Развитию зрительного восприятия способствуют и упражнения, направленные на расширение поля зрения, являющегося важным условием быстрого чтения, при котором ребенок за один взгляд может охватить достаточно большой объем информации, т.н. «пятно ясного видения». Стимульным материалом для таких упражнений являются таблицы Шульте и клиновидные таблицы [14, 15].

Таблицы Шульте представляют собой набор из 9 (для таблицы 3х3), 16 (для таблицы 4х4), 25 (для таблицы 5х5) и т.д. чисел, расположенных в произвольном порядке. При выполнении задания ребенку необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить числа по порядку от 1 до 9, от 1 до 16, от 1 до 25 и т.д., в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

зависимости от размера таблицы. В процессе тренировки количество движений глаз и время поиска чисел будут сокращаться. Поскольку для некоторых детей с СДВГ при зрительном восприятии характерно искаженное видение букв и цифр, регулярные тренировки с числовыми таблицами Шульте могут улучшить способность распознавания цифр.

Клиновидные таблицы — это набор чисел, расположенных в определенном порядке. На вертикальной клиновидной таблице в ее центре написаны числа (буквы), расположенные в произвольном порядке сверху вниз строго друг под другом, слева и справа числа (буквы) изображаются симметрично, также сверху вниз, но каждое нижнее число (буква) пишется дальше от центральных чисел (получается вертикальный клин). Аналогично выглядят горизонтальные клиновидные таблицы: на центральной линии написаны числа слева направо, а сверху и снизу числа симметрично удаляются от центра (горизонтальный клин). Цель ребенка состоит в том, чтобы, глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры (буквы), которые находятся по разным сторонам [14].

В освоении навыком быстрого чтения заметную роль играет память, которая также недостаточно развита у детей с СДВГ. Развитие памяти является необходимым условием повышения скорости чтения и улучшения понимания прочитанного, поскольку только при условии хорошей памяти ученик будет свободен от возвратных движений глаз для лучшего понимания текста, а также будет способен удержать в памяти начало предложения, читая его конец. Для тренировки памяти в качестве стимульного материала на занятиях по скорочтению ребенку предлагаются фигуры, картинки или слова, которые предъявляются на ограниченное количество времени, затем ученик воспроизводит тот материал, который ему удалось запомнить.

Большим интересом у детей пользуются командные игры на запоминание. Из группы детей выбирается ведущий, который должен запомнить порядок, в котором стоят остальные дети, затем ведущий отворачивается. Тем временем педагог-психолог меняет порядок детей (начиная с 2-3 перемещений). Задача ведущего состоит в том, чтобы восстановить первоначальный порядок, в котором стояли дети. Игру можно усложнить тем, что вместо порядка дети меняют позы или выражение лица.

Развитию мышления на уроках скорочтения способствуют задачи на поиск закономерностей, которые помогают детям учиться сравнивать, рассуждать, классифицировать и делать выводы. При выполнении заданий на поиск закономерностей задача ребенка состоит в том, чтобы раскрыть закономерность и согласно ей достроить недостающий элемент. Еще одним приемом развития мышления является отгадывание загадок. Во-первых, загадки требуют вдумчивого чтения и способствуют пониманию прочитанного. Во-вторых, загадки любят дети всех возрастов. В-третьих, такие задания помогают расширить кругозор, развивают воображение, тренируют сообразительность, логику и интуицию, так как для решения даже самой простой детской загадки надо многое знать об окружающем мире, уметь рассуждать и делать необходимые выводы.

Овладение чтением имеет важное значение для развития речи за счет расширения словарного запаса, улучшения навыка построения связной речи, повышения экспрессивной речевой способности и др. На занятиях по скорочтению для овладения собственно навыками чтения детям предлагаются такие упражнения, как чтение и пересказ коротких текстов, чтение с указкой (с целью исключения возвратных движений в процессе чтения), чтение и отгадывание загадок (для улучшения понимания текста), поиск слова в тексте (для формирования способности схватывать целостные образы слов) и др.

Еще одним условием эффективности коррекционно-развивающей деятельности, направленной на когнитивную сферу во время тренинга скорочтения, являются упражнения

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

на синхронизацию работы обеих полушарий мозга, в результате которых, согласно Ш. Т. Ахмадуллину, достигается «состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее» [14, с. 93]. Одним из видов указанных упражнений является одновременное рисование обеими руками, при котором ребенок синхронно закрашивает левой и правой рукой симметричные рисунки, активизируя при этом одновременную и синхронизированную работу обеих полушарий мозга. Другим упражнением является упражнение «Алфавит» [14], в процессе которого ребенок называет вслух заданную букву, при этом поднимая вверх заданную (левую или правую) руку или ногу. Синхронизации и гармоничной работе обеих полушарий мозга способствуют и упражнения, механизм выполнения которых основан на одновременном выполнении левой и правой руками (ногами) разных действий, например, правой рукой ребенок вращает от себя, левой — к себе, и наоборот.

Исходя из выше изложенного, следует, что внеурочные занятия по скорочтению с младшими школьниками с СДВГ, основанные на методических рекомендациях Ш. Т. Ахмадуллина и С. Г. Зотова, могут быть успешно применены в психолого-педагогической работе, направленной на коррекцию и развитие когнитивной сферы учащихся начальных классов, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Помимо сопутствующих нарушений в когнитивной сфере у детей с СДВГ, имеют место нарушения в эмоционально-волевой сфере: по данным Н. Н. Заваденко и др., они встречаются у 72% мальчиков и 74% девочек с СДВГ [5]: эмоциональное развитие запаздывает [2], частая смена настроения, высокая тревожность [5, 17], эмоциональная неустойчивость [5], низкая самооценка [2, 5, 7, 8, 16], отклонения в мотивационной сфере [7].

Занятия по скорочтению проводятся в доброжелательной обстановке, реализуется индивидуальный подход к детям в зависимости от их особенностей в развитии эмоционально-волевой сферы. Обычно гиперактивным детям рекомендуется посадка поближе к доске; организуется постоянная обратная связь, возможность частого обращения за помощью; поощряются даже минимальные достижения с целью создания положительной мотивации, ситуации успеха; игнорируются по возможности вызывающие поступки и т.д. Дети радуются новой дружбе со сверстниками, при участии детей на занятиях чаще всего формируются такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта, поэтому на занятиях уделяется время для разбора эмоций и чувств героев прочитанных рассказов, обсуждаются возможные эмоциональные реакции.

Как и на любых занятиях, на уроках скорочтения дети вынуждены выполнять требования учебной деятельности, иногда ребенку хочется смотреть в окно, но он должен внимательно слушать объяснение способа выполнения задания, чтобы правильно его исполнить. Все это неизбежно ведет к тому, что у детей развивается воля и, как следствие, формируется произвольность как характеристика всех психических процессов.

Согласно Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Сувориновой, нарушения поведения встречаются у 71% мальчиков и 68% девочек [4], по данным Э. Мэш, Д. Вольф — у 50% детей с СДВГ [17], чаще всего это: импульсивность, агрессивность [5, 7], склонность к риску, некоторые формы делинквентного поведения [17], а также трудности во взаимодействии с окружающими людьми [4, 5, 7].

Овладение навыками быстрого чтения поможет ребенку также управлять своим поведением. Постоянное следование требованиям педагога-психолога, предъявляемым психологически корректно с учетом психологических особенностей детей с СДВГ, способствует тому, что у учащихся развивается произвольность, которая проявляется в

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

умении на основе задаваемых образцов самостоятельно контролировать и управлять своим поведением. Такое поведение начинает приобретать черты намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам и нормам. Кроме того, занятия по скорочтению обладают высоким воспитательным потенциалом. Обсуждение на занятиях моральной стороны поступков героев прочитанных произведений способствуют нравственному воспитанию младших школьников с СДВГ. Благодаря чтению ребенок становится способным самостоятельно и активно впитывать опыт человечества, обобщенный в текстах, и за счет этого учится регулировать свое поведение, начинает более ответственно относиться к нормам поведения.

Таким образом, синдром дефицита внимания и гиперактивности на сегодняшний день является социально значимой проблемой, ввиду высокой распространенности данного состояния в детской популяции и провокации негативных последствий, таких как нарушение поведения, школьная дезадаптация, ранняя алкоголизация и пр. Помимо основных признаков этого синдромокомплекса — дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности, достаточно распространенными являются сопутствующие нарушения, связанные с данным синдромом, которые затрагивают когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы, а также межличностные отношения, все это негативным образом сказывается на качестве жизни гиперактивных детей. В связи с этим для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности следует своевременно, а именно в младшем школьном возрасте, принимать необходимые меры. Многие авторы склоняются к тому, что основным коррекционным вмешательством при данном состоянии должна быть психологическая коррекция.

В качестве одного из эффективных способов коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может применяться методика проведения внешкольных занятий по скорочтению, основанная на методических рекомендациях Ш. Т. Ахмадуллина, С. Г. Зотова и др. Отвечающая требованиям деятельностного подхода, построенная на ведущей деятельности учения младшего школьного возраста и мотивирующая детей приобретением ценного навыка быстрого чтения, методика способна оказывать позитивное воздействие на когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую сферы, а также на сферу общения учащихся начальных классов, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тем самым увеличивая шансы этих детей на полноценное и гармоничное развитие.

Список литературы:

1. Хотылева Т. Ю., Ахутина Т. В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии // Психологическая наука и образование. 2010. №5.

2. Заломихина И. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Логопед. 2007. №3. С. 33-39.

3. Ахметова З. А., Капарова Ч. М. Социально-психологические факторы распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности среди детей // Вестник Киргизско-Российского Славянского университета. 2016. Т. 16, №12. С. 149-154.

4. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Тревожность у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания: терапевтическая эффективность пирацетама // Неврологический журнал. 1998. Т. 3. №5. С. 4.

5. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. 2003. №6. С. 13-20.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

6. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб.: Речь, 2007. 186 с.

7. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М. 2001. 96 с.

8. Кайгородов Б. В., Насырова О. А. Гиперактивность как школьная и индивидуальная проблема // Мир психологии. 1996. №1. С. 100-106.

9. Соловьева Ю., Кинтанар Л. Методы нейропсихологической коррекции мексиканских дошкольников с дефицитом внимания // Культурно-историческая психология. 2006. №3. С. 60-67.

10. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М.: 2007.

336 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2015. 705 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

13. Тихомирова С. В. Развитие внимания программированными методиками в процессе обучения скорочтению в юношеском возрасте: автореф. дис... канд. психол. наук. Алматы, 2001. 25 с.

14. Ахмадуллин Ш. Т. Скорочтение для детей: Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное. М.: БИЛИНГВА, 2016. 160 с.

15. Зотов С. Г., Зотова М. А. Повышение скорости чтения. Ростов н/Д: Феникс, 2016.

124 с.

16. Добсон Д. Непослушный ребенок: практ. руководство для родителей / Д. Добсон. М.: Пенаты: Т-Око, 1992. 205 с.

17. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

References:

1. Khotyleva, T. Yu., & Akhutina, T. V. (2010). Tekhnologii psikhologo-pedagogicheskoi pomoshchi detyam s SDVG v Norvegii. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, (5). (in Russian).

2. Zalomikhina, I. Yu. (2007). Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detei. Logoped, (3). 33-39. (in Russian).

3. Akhmetova, Z. A., & Kaparova, Ch. M. (2016). Sotsial'no-psikhologicheskie faktory rasprostranennosti sindroma defitsita vnimaniya i giperaktivnosti sredi detei. Vestnik Kirgizsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 16(12). 149-154. (in Russian).

4. Zavadenko, N. N., & Suvorinova, N. Yu. (1998). Trevozhnost' u detei s giperaktivnost'yu i defitsitom vnimaniya: terapevticheskaya effektivnost' piratsetama. Nevrologicheskii zhurnal, 3(5). 4. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zavadenko, N. N., Suvorinova, N. Yu., & Rumyantseva, M. V. (2003). Giperaktivnost' s defitsitom vnimaniya: faktory riska, vozrastnaya dinamika, osobennosti diagnostiki. Defektologiya, (6). 13-20. (in Russian).

6. Monina, G. B., Lyutova-Roberts, E. K., Chutko, L. S. (2007). Giperaktivnye deti: psikhologo-pedagogicheskaya pomoshch'. St. Petersburg. Rech', 186. (in Russian).

7. Bryazgunov, I. P., & Kasatikova, E. V. (2001). Neposedlivyi rebenok ili vse o giperaktivnykh detyakh. Moscow. 96. (in Russian).

8. Kaigorodov, B. V., & Nasyrova, O. A. (1996). Giperaktivnost' kak shkol'naya i individual'naya problema. Mirpsikhologii, (1). 100-106. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

9. Solov'eva, Yu., & Kintanar, L. (2006). Metody neiropsikhologicheskoi korrektsii meksikanskikh doshkol'nikov s defitsitom vnimaniya. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, (3). 60-67. (in Russian).

10. Oklender, V. (2007). Okna v mir rebenka: rukovodstvo po detskoi psikhoterapii. Moscow. 336. (in Russian).

11. Rubinshtein, S. L. (2015). Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg. Piter, 705. (in Russian).

12. Leont'ev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow. Politizdat, 304. (in Russian).

13. Tikhomirova, S. V. (2001). Razvitie vnimaniya programmirovannymi metodikami v protsesse obucheniya skorochteniyu v yunosheskom vozraste: avtoref. dis... kand. psikhol. nauk. Almaty, 25. (in Russian).

14. Akhmadullin, Sh. T. (2016). Skorochtenie dlya detei: Kak nauchit' rebenka pravil'no chitat' i ponimat' prochitannoe. Moscow. BILINGVA, 160. (in Russian).

15. Zotov, S. G., & Zotova, M. A. (2016). Povyshenie skorosti chteniya. Rostov n/D: Feniks, 124. (in Russian).

16. Dobson, D. (1992). Neposlushnyi rebenok: prakt. rukovodstvo dlya roditelei/D. Dobson. Moscow. Penaty: T-Oko, 205. (in Russian).

17. Mesh, E., & Vol'f, D. (2003). Detskaya patopsikhologiya. Narusheniya psikhiki rebenka. St. Petersburg. Praim-EVROZNAK, 384. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 06.08.2019 г. 11.08.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Ахметова З. А., Туркменов А. А. Занятия по скорочтению в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №9. С. 424-434. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/51

Cite as (APA):

Akhmetova, Z., & Turkmenov, A. (2019). Speed-reading lessons in Correctional-developing Work With Junior Primary School Children With Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Bulletin of Science and Practice, 5(9), 424-434. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/51 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.