Научная статья на тему 'Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте'

Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4573
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никишина Вера Борисовна, Глушкова Валентина Павловна

На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в эмоционально-волевой сфере отмечается замедленное эмоционально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческойнарушение согщальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими и специфические особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никишина Вера Борисовна, Глушкова Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного типа психического развития в младшем школьном возрасте»

В.Б. Никишина, В.П. Глушкова

СРАВНИТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ЗАДЕРЖАННОГО ТИПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в зм оцион ал ьно-в о л ее ой сфере отмечается замедленное эмоционально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческой- нарушение социальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими и специфические особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема вни-

мания, двигательная расторможенность.

В настоящее время огромное внимание уделяется изучению подростков с на-рушенным развитием (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и задержанный тип психического развития).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее рас про-страненную форму хронических нейроповеден-ческих расстройств детского возраста - 16-30% [1;

4]. Количество детей с задержанным типом психического развития (ЗПР)- 15-16% [12]. Таким образом, соотносительность тенденций в распространенности СДВГ и ЗПР: высокий процент данных типов нарушений в детской популяции.

В выше перечисленных нарушениях приоритетным является дефицит эмоционально-волевой регуляции. При задержке психического развития отмечается, прежде всего, замедление темпа психическое развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Специфичным для СДВГ является то, что на первый план выступают симптомы гиперактивности и нарушения внимания (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). что приводит к снижению успеваемости в процессе обучения. СДВГ диагностируется на начальном периоде школьного обучения, так как в этот период происходит нарастание симптомов в связи с увеличением нагрузок на центральную нервную систему ребенка. Таким образом, специфика проявлений симптомов отмечается при СДВГ (гиперактивность и нарушения внимания).

Решая задачи, связанные с отечественными и зарубежными классификациями, единого языка для понимания СДВГ и ЗПР не сложилось. В свя-

зи с этим целесообразно провести сравнительно-психологический анализ таких психических нарушений как СДВГ и ЗПР. В 10-м пересмотре МКБ-10 (1995 г.) синдром дефицита внимания с гиперактивностью рассматривается в рубрике (F90-F98). F90 - гиперкинетические расстройства; F90.0 - нарушение активности и внимания (дефицит внимания с гиперактивностью, расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью, синдром дефицита внимания с гиперактивностью); F90.1 - гиперкинетическое расстройство поведения. В системе DSM-4 применяются термины «синдром дефицита внимания» (Attention Deficit Disorder-ADD) и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (Attention Deficit Hyperactivity Disorder - ADHD), обозначающие наиболее частые нарушения поведения у детей [13; 14; 15]. В МКБ* 10 задержанный тип психического развития не представлен. В отечественных классификационных системах до настоящего времени СДВГ не представлен. В этом проявляется противоречие между реальной практикой в России и международной практикой.

В возрастной динамике СДВГ отмечаются два всплеска появления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития ВНД. Возраст 5-7 и 9-10 лет - критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память [9], К подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возмож-

ен В.Б. Никитина, В.П. Глушкова. 2008

189

Таблица

Феноменология проявлений нарушенного развития - СДВГ, ЗПР

СДВГ 1 ЗПР (церебрально-органического генеза)

I. Моторно-двигательная сфера

-двигательная расторможенность; -двигательная неловкость и неуклюжесть несформированность мелкой моторики и мр аксиса; -нарушение координации движений -двигательная заторможенность, вялость; - незрелость моторики и сопутствующие лишние движения

2. Эмоционально-волевая сфера

- импульсивность; -эмоциональная неустойчивость, напряженность запаздывание эмоционального развития - не сформирована функция долговременного целеобразования и планирования; - преобладание в мотивационной сфере игровых интересов; -несформированность высших социальных эмоций; -повышенная внушаемость

3, Когнитивная сфера

- расстройства внимания (концентрации, избир аггел ь ноет и, объе ма) - нарушения концентрации и объема внимания; - снижение объема кратковременной и ассоциативной памяти; -несформированность словес но-логического мышления

4. Поведение и адаптация

- нарушение школьной адаптации, трудности 1 - нарушение социальной адаптации адаптации к новым условиям; - нарушение поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими 1

но нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости [3]. Задержанный тип психического развития имеет сходную динамику проявления симптомов и диагностируется при поступлении в школу, несмотря на то, что снижение психического тонуса, повышенная утомляемость, нарушение внимания, а иногда и памяти проявляются уже в раннем дошкольном возрасте. Прогноз по СДВГ относительно благоприятный: в подростковом возрасте симптомы продолжают отмечаться не менее чем у 50% детей, у 20-30% симптомы СДВГ, претерпевая возрастную трансформацию, продолжают отмечаться в зрелом возрасте [3].

При ЗПР церебрально-органического генеза прогноз менее благоприятный: недоразвитие сложных форм произвольной деятельности при первично сохранном интеллекте приводит к стойким нарушениям социальной адаптации, сохраняющимся уже во взрослом состоянии, не менее чем у 80% [12].

Различные формы сочетания основных компонентов задержки психического развития: инфантилизма, или эмоционально-волевого недо-

развитая, и недоразвития познавательной деятельности - позволяют говорить о различных вариантах ЗПР, которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности и прогнозом [2]. Согласно К.С. Лебединской, можно выделить четыре основных варианта задержки психического развития, исходя из этиологического принципа: задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебрально-органического генеза [7]. В клини-ко-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. Таким образом, ЗПР является дифференцированным нарушением. При этом СДВГ имеет несколько подтипов (руководство DSM): преимущественно невнимательный тип (ADHD-PI), преимущественно гиперактивны й-импульсивный тип (ADHD-HI), смешанный тип (ADHD-C) [8]. Таким образом, СДВГ и ЗПР являются дифференцированными нарушениями.

190

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

До настоящего времени в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) в заключениях используется понятие задержанное психическое развитие (ЗПР). На теоретическом уровне сходства и различия СДВГ и ЗПР проявляются следующими признаками (см. табл.).

Можно выделить общие тенденции при рассмотрении выше перечисленных типов нарушений (СДВГ и ЗПР): соотносительность по распространенности (высокий процент); диагностика на момент поступления в начальную школу; сходная динамика проявлений; относительно благоприятный прогноз; СДВГ и ЗПР представлены в 05М-4 и являются дифференцированными нарушениями. На основании феноменологического анализа были выделены следующие общие признаки нарушений (СДВГ, ЗПР): в эмоциональноволевой сфере отмечается замедленное эмоцио-нально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческой - нарушение социальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими.

Целью нашего исследования является сравнительно-психологический анализ синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного психического развития. Исследование проводилось на базе муниципальных общеобразовательных учреждений г. Курска. Экспериментальную группу составили 50 подростков в возрасте 11 -12 лет, имеющих проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (нарушенный тип развития), диагностируемых с помощью специальной методики (тест Тулуз-Пьеро-на, в модификации Л.А. Ясюкова, 1997) (показатель К<0,87, точность гто тесту Тулуз-Пьерона) [11]. Соответственно контрольную группу составили 50 подростков с ЗПР (диагноз ПМПК). Исследование осуществлялось с помощью следующих методик: специальная схема ПМПК (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000), в которую включены: методика диагностики концентрации и устойчивости внимания (таблицы Шульте); методики диагностики механического и опосредованного запоминания (заучивание 10 слов, «Пиктограмма»); нейролсихологические пробы на исследование двигательной функции (реципрокная координация, графическая проба, праксис позы), на исследование зрительной функции (зрительная память и зрительный гнозис) [10]. Диагностика про-

явлений СДВГ осуществлялась с помощью специальной методики (тест Тулуз-Пьерона) [11]. С помощью корреляционного анализа было проведено исследование структуры связи показателей нейропсихологических проб в группах испытуемых (подростки с ЗПР и подростки с проявлениями СДВГ).

Показатели средних тенденций при исследовании психических функций с помощью нейропсихологических проб составили: переключаемо сть внимания у подростков с проявлениями СДВГ (47± 13,21), у подростков с ЗПР (54± 12,12); кратковременная память у подростков с проявлениями СДВГ (7,06±0,45), у подростков с ЗПР (6,8±0,62); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ (7,36±0,62), у подростков с ЗПР (6,54±1,17); реципрокная организация у подростков с проявлениями СДВГ (3,18±0,45), у подростков с ЗПР (2,4 8± 0,5 5); графические пробы у подростков с проявлениями СДВГ (3,72±0,35), у подростков с ЗПР (2,16±0,55); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ (3,36±0,32), у подростков с ЗПР (2,34±0,55); зрительная память у подростков с проявлениями СДВГ (3,5±0,2), у подростков с ЗПР (2,4±0,55); зрительный гнозис у подростков с проявлениями СДВГ (3,4±0,32), у подростков с ЗПР (2,14±0,62). У подростков с проявлениями СДВГ показатели по нейропси-хологическим пробам выше, чем у подростков с задержанным типом психического развития. Отмечаются высокие показатели кратковременной, ассоциативной и зрительной памяти, рецип-рокной организации, праксиса позы и зрительного гнозиса. С помощью корреляционного анализа были выявлены общие тенденции в двух группах нарушений (СДВГ и ЗПР) по следующим ней-ропсихологическим пробам: переключаемость внимания у подростков с проявлениями СДВГ -ассоциативная память у подростков с ЗПР (0,30*); кратковременная память у подростков с проявлениями СДВГ -кратковременная память у подростков с ЗПР (0,52*); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ — кратковременная у подростков с ЗПР (0,38*); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ -ассоциативная память у подростков с ЗПР (0,56*); графические пробы у подростков с проявлениями СДВГ - графические пробы у подростков с ЗПР (0,72*); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ - праксис позы у подростков с ЗПР (0,76*); зрительная память у подростков

Педагогика. Психология, Социальная работа. Ювеиология. Социокинетика ♦ № 6

191

с проявлениями СДВГ -зрительная память у подростков с ЗПР (0,73*); зрительная память у подростков с проявлениями СДВГ -зрительный гно-зис у подростков с ЗПР (0,73*); зрительный гно-зис у подростков с проявлениями СДВГ - зрительный гнозис у подростков с ЗПР (0,28*). Однако выделяются особенности по следующим ней' ропсихологическим пробам: графические про» бы у подростков с проявлениями СДВГ -рецип-рокная организация у подростков с ЗПР (-0,29*); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ - графические пробы у подростков с ЗПР (-0,46*). Нарушения в обеих группах испытуемых затрагивают следующие функции: внимание (нарушения переключаемости), памяти (кратковременная и зрительная), двигательная (графические пробы и реципрокная координация). Однако в группе подростков с проявлениями СДВГ нарушения двигательной функции представлены (праксис позы, графические пробы), нарушение внимания (переключаемость внимания), ассоциативная память не нарушена.

Таким образом, на основании проведенного сравнительно-психологического анализа можно выявить как общие тенденции при СДВГ и ЗПР: высокий процент распространенности, динамика развития симптомов, дифференцированность данных типов нарушений, представлены в международных классификациях и корреляционного (расстройства внимания, трудности усвоения школьных навыков, нарушение двигательной функции, повышенная утомляемость, низкая работоспособность и нарушение некоторых видов адаптации), так и специфические особенности проявлений СДВГ (импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность и др.). В связи с этим мы не можем рассматривать задержанный тип психического развития и проявления синдрома дефицита с гиперактивностью как идентичные.

Библиографический список

1. Белоусов Ю.Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. - www.vninianie.org. - 2006.

2. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. -1996. -№3.-С. 72-74.

Ъ.Заваденко H.H., СувориноваН.Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики Н Дефектология. -2003. -№6.-С. 13-20.

4. Кропотов Ю.Д., Чутко Л. С., Яковенко В. А., Гринь-Яценко В.А. Применение транскраниальной микро поляризации в лечении синдрома нарушений внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. - 2002. - Ха 5, - С. 26-28.

5. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. — СПб.: праЙм-ЕВ-РОЗНАК,2002.-608 с.

6. Лебединский В, В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2003. - 144 с.

7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 168с.

8. Мэш ЭВольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка. - СПб.: Питер, 2003.-458 с.

9. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2003.-208 с.

11. ЯсюковаЛ.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.-СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. - 80 с.

12. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. - М.: Вита-Пресс, 1997. - 52 с.

13. Kelly D.P., AIward G P. Attention deficit in shool-aged children and practice // Pediatr. Clin. North. Am., 1992,39.-P. 487-512.

14. Rostain AL Attention deficit disorders in children and adolescents Pediatr. Clin. North. Am., 1991.3 8. - P. 607-635.

15 Weinstein S.R. et al. Convergence of DCM-3 diagnosis and self - reported symptoms in child addescent inpatients // J. Amer. Acad. Child. Addes. Psychiat.-1990. - Vol. 29. -X°4.-P. 627,634.

192

Вестник КГ'У им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.