УДК 316.6
Глушкова Валентина Павловна
Курский государственный медицинский университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Изучение внешних детерминант процесса социализации подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивностью. Концептуально-теоретическое обоснование проблемы социально-психологической детерминации процесса социализации у подростков с проявлениями СДВГ. Верификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, процесс социализации, внешние детерминанты, верификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
В последние десятилетия отмечается повышение исследовательского интереса к изучению процесса социализации личности [1]. Социализация как содержательная характеристика процесса развития в этом процессе реализуется и во многом им обусловлена, одновременно оказывая воздействие и на траекторию развития. Необходимо учитывать специфику протекания процесса социализации при нормальном и нарушенном типах развития. Нарушенное развитие рассматривается как любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития, выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и возраста ребенка [5; 9]. В данном исследовании в качестве нарушенного развития рассмотрен такой тип психического развития как сидром дефицита внимания с гиперактивностью, проявляющийся в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка. Разброс показателей распространенности СДВГ очень широк от 4 до 30% [2].
Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в последние десятилетия придается особое значение в зарубежной психологии [14; 15]. Целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно [2; 3; 7]. Согласно Т.М. Марютиной, Е.Л. Григоренко, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) называется нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте, среди клинических проявлений которого называются двигательное беспокойство, импульсивность, невозможность сконцентрироваться. Проявления
СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности, социальная дезадаптация [10].
На основании проведенного теоретического анализа можно выделить основные проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: 1) дефицит внимания, выражающийся в нарушении концентрации, избирательности и объема внимания; 2) гиперактивность, выражающаяся в двигательной расторможенности, повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве; 3) импульсивность, выражающуюся в нарушении произвольной целенаправленной деятельности. Младший подростковый возраст является периодом симптоматической перестройки, в результате которой симптомы СДВГ значительно сглаживаются: практически исчезает гиперактивность, но сохраняются импульсивность и нарушения внимания с усилением поведенческих нарушений (деструктивность поведения). Социальноповеденческие аспекты подростков с СДВГ важны не только распространяющимся отрицательным их влиянием на сверстников, но также и потому, что поведенческие нарушения обуславливают особенности внешней детерминации процесса социализации (неблагоприятное социальное влияние). В связи с этим целесообразно рассмотреть специфику протекания процесса социализации у подростков с СДВГ.
Социализация представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социальнокультурного опыта: социальных навыков, знаний, норм, ценностей, культурных традиций, а также включение подростка в систему общественных отношений и осуществление его социального
Рис. 1. Схема социализации личности
становления. Процесс социализации реализуется на основе смены детерминант и их отношений. Внешние детерминанты представлены социально-семейным влиянием (отношения подростка с классом и взаимоотношения в семье). Структура детерминации процесса социализации представлена на основании подхода Р.М. Шамионова, согласно которому им была создана обобщенная модель социализации личности (кольцо социализации) [12]. На основе данной модели и согласно логике нашего исследования нами была разработана схема социализации (см. рис. 1).
Целью нашего исследования является изучение внешней детерминации процесса социализации подростков с СДВГ.
Задачи: 1) исследование проявления СДВГ у подростков и сопряженности данного вида нарушения с ЗПР; 2) исследование внешних детерминант процесса социализации (социально-семейные отношения) у подростков с СДВГ.
В исследовании, которое проводилось с сентября 2005 г. по февраль 2007 г. приняли участие 300 подростков в возрасте 11-12 лет, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Общая процедура исследования проявлений СДВГ была организована в последовательности нейропсихологического исследования: двигательные функции (праксис позы, графические пробы, реципрокная организация), зрительные функции (зрительный гнозис); патопсихологического исследования: память (зрительная память, произвольное запоминание (заучивание 10 слов), опосредованное запоминание («Пиктограмма»), внимание (произвольное внимание (Шульте)) [9] и оценки проявлений СДВГ (тест
Тулуз-Пьерона в модификации Л.А. Ясюкова, 1997) (основные свойства внимания: скорость, точность) [13], методики для диагностики внешних детерминант: методика оценки отношений подростка с классом [4], методика родительского отношения [8]. Группу методов оценки количественных и качественных данных составили методы сравнительной и многомерной статистики. Математическая обработка полученного материала проводилась с помощью программы «Statistika 6.0» [16]. Для проверки статистических гипотез использовался непараметрический критерий Манна - Уитни - и.
Результаты по нейропсихологическим пробам оценивались в баллах по И.Ф. Марковской. В экспериментальную группу вошли 50 подростков с проявлениями СДВГ, имеющие показатели основных свойств внимания: низкая точность, высокая скорость, снижена концентрация и устойчивость внимания, низкие показатели произвольного запоминания, нарушения двигательной и зрительной функции, что составило 16% от общего количества испытуемых. В контрольную группу вошли 50 подростков с нормальным развитием, имеющих высокие показатели основных свойств внимания: точности, скорости, высокая концентрация и устойчивость внимания, произвольного запоминания, отсутствуют нарушения двигательной и зрительной функций.
Согласно полученным результатам выявлена тенденция, согласно которой, у подростков с проявлениями СДВГ высокие показатели скорости выполнения задания (Хср.= 53,05±7,96), при этом низкие показатели точности (Хср.= 0,71±1,02), у подростков с нормальным развитием высокие
показатели скорости (Хср.= 54,08±5,65) и точности (Хср.= 0,93±0,01). Показатели высокой скорости и высокой точности у подростков с нормальным развитием свидетельствуют о высокой концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, а также о состоянии высокой общей психической работоспособности и низкой утомляемости.
При исследовании произвольности психических функций (произвольное внимание, произвольное запоминание) получены результаты, согласно которым у подростков с проявлениями СДВГ высокие показатели общего времени выполнения задания (Хср.= 62,26 ±8,08), что свидетельствует об утомляемости и снижении психического темпа и низкие показатели произвольного запоминания (Хср.= 7,06±0,45). При этом у подростков с нормальным типом психического развития низкие показатели общего времени выполнения задания (Хср.= 30,46±2,39), что свидетельствует о высоком психическом темпе и низкой утомляемости, и высокие показатели произвольного запоминания (Хср.= 9,42±0,22).
С точки зрения онтогенетической нормы в младшем подростковом возрасте должны быть сформированы основные механизмы произвольности регулятативных психических функций (внимание и память). При исследовании двигательной и зрительной функции с помощью нейро-психологических проб у подростков с проявлениями СДВГ получены низкие показатели по следующим пробам: праксис позы (Хср.=3,2±0,28), графические пробы (Хср.=3,7±0,32), реципрокная организация (Хср.=3,18±0,45), зрительный гнозис (Хср.=3,72±0,21), свидетельствующие о нарушениях двигательной и зрительной функций. У подростков с нормальным развитием получены высокие показатели по нейропсихологическим пробам: праксис позы (Хср.=4,24±0,21), графические пробы (Хср.=4,3±0,21), реципрокная организация (Хср.=4,34±0,21), зрительный гнозис (Хср.=4,4±0,22), свидетельствующие об отсут-
ствии нарушений двигательной и зрительной функций. Таким образом, у подростков с проявлениями СДВГ выявлены нарушения не только основных свойств внимания (регуляторная разбалансированность на уровне скорости и точности), произвольных психических функций, но и нарушения двигательной и зрительной функций.
В ходе исследования внешней детерминации процесса социализации подростков с СДВГ, были получены следующие результаты. Показатели средних тенденций при исследовании типа восприятия подростком группы, по методике «Оценка отношений подростков с классом» (Л.А. Голо-вей, Е.Ф. Рыбалко, 2000), в группах испытуемых составили: по индивидуалистическому типу восприятия у подростков с проявлениями СДВГ (3,10±1,76); у подростков с нормальным типом развития (1,84±1,31); по коллективистическому у подростков с проявлениями СДВГ (7,96±2,28); у подростков с нормальным типом развития (3,62±2,06) и прагматическому у подростков с проявлениями СДВГ (2,94±2,19); у подростков с нормальным типом развития (8,54±2,87). Для выявления различий в уровне исследуемого признака (тип восприятия индивидом группы) использовался и-критерий Манна-Уитни (см. табл. 1).
У подростков с проявлениями СДВГ сочетаются два типа восприятия группы: индивидуалистическое и коллективистическое. Т.е. с одной стороны проявляется стремление к формированию групп, а с другой подростки стараются избегать выполнения индивидуальных заданий. В отличие от них у подростков с нормальным типом развития преобладает прагматический тип восприятия группы. Т.е. группа воспринимается как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей, при этом отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.
Таблица1
Результаты значимости различий показателей типов восприятия у подростков с различными типами психического развития (а=0,05) по критерию Мaннa-Уитни-U
Тип развития Индивидуалистическое Прагматическое Коллективистическое U кр
Ме U эмп Ме U эмп Ме U эмп
СДВГ 3 0,00* 2 4* 8 0,00* 1010
Норма 2 646* 9 235* 2 254* 1010
* - значимость различий.
Таблица2
Результаты значимости различий показателей родительского отношения у подростков с различными типами развития (а=0,05) по критерию Манна-Уитни-и
Тип развития Принятие (отвержение) Социальная желательность поведения Симбиоз Авторитарн. гиперсоциал. Инфантилиз ац. и кр.
Ме иэмп Ме иэмп Ме иэмп Ме иэмп Ме иэмп
СДВГ 26 0,00* 6 7,5* 5 28* 7 14* 6 0,00* 10
Норма 10 4 2 3 3 10
* - значимость различий.
Нами рассматривается тип восприятия индивидом группы как показатель, характеризующий отношения подростка со сверстниками. Так как ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, тип восприятия рассматривается как внешняя детерминанта процесса социализации. Подростки с проявлениями СДВГ отличаются проявлением тенденции изменять свое поведение под влиянием других таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих (конформизм). В силу незрелости процессов саморегуляции и личностной незрелости, отстаивание своего мнения, как и его формирование в значительной степени затруднено, отношения характеризуются дезинтегрированностью. Т.о. мы видим нарушение процессуальной стороны социализации. Показатели средних тенденций при исследовании родительского отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина в группах испытуемых составили: по шкале принятие (отвержение) у подростков с проявлениями СДВГ (25,8±1,48); у подростков с нормальным типом развития (10,96±1,92), по шкале социальная желательность поведения у подростков с проявлениями СДВГ (6,64±0,80); у подростков с нормальным типом развития (3,86±1,20), по шкале симбиотических отношений у подростков с проявлениями СДВГ (5,40±0,49); у подростков с нормальным типом развития (2,44±0,50), по шкале авторитарной гиперсоциализации у подростков с проявлениями СДВГ (6,58±0,50); у подростков с нормальным типом развития (3,44±0,50), по шкале инфан-тилизации у подростков с проявлениями СДВГ (6,62±0,81), у подростков с нормальным развитием (3,18±0,87). Различия по типу родительского отношения в группах испытуемых выявлены с помощью и-критерия Манна-Уитни (см. табл. 2). Получены высокие показатели по шкале отвержение в группе подростков с проявлениями СДВГ (восприятие подростка родителями как неприспособленного, стремление инфантилизировать
ребенка, строгий контроль за действиями подростка). В отличие от них у подростков с нормальным типом развития высокие показатели по следующим шкалам: кооперация, симбиоз и авторитарная гиперсоциализация (заинтересованность в делах и планах подростка, требование послушания и дисциплины). Такой тип восприятия подростков с СДВГ родителями как отвержение в сочетании с психофизической незрелостью может привести к задержке возрастной социализации, при этом поведение подростка будет не соответствовать возрастным требованиям к нему.
Полученные в ходе экспериментально-психологического исследования результаты свидетельствуют о наличии деструктивных тенденций в процессе социализации у подростков с СДВГ: конфликтность в семейных взаимоотношениях, проявляющаяся в определенном восприятии подростков, приписывание несамостоятельности, строгий контроль за действиями; при взаимодействии со сверстниками подростки с СДВГ предпочитают коллективные формы работы, однако при возможности стараются избегать совместной деятельности и ограничить круг интересов. Внешние детерминанты обуславливают неблагоприятное, социальное влияние. Учитывая негативные проявления во внешней детерминации процесса социализации, у подростков с проявлениями СДВГ можно предположить, что поведение проявится широким спектром нарушений: повышенная внушаемость, преобладание в мотивационной сфере игровых интересов, стремление к удовольствию, трудности в прогнозировании результатов своего поведения, незрелость чувства долга и ответственности, неспособность к волевому контролю и преодолению трудностей. Можно предположить, что в результате направленных психокоррекционных воздействий повысится адекватность планирования и реализации поведения, снижение его деструктивности у подростков с проявлением СДВГ.
Библиографический список
1. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. - 1997. - №4. -Сер. 14. - С. 31-41.
2. БезрукихМ.М. Проблемы обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - Режим доступа: www.vnimanie.org. - 2006.
3. Белоусов Ю.Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. - Режим доступа: www.vnimanie.org. - 2006.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб., 2001. - 688 с.
5. Корбейников И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
6. Костылева Н.В. Социальная дезадаптация старших подростков с задержкой психического развития: факторы риска, организация психологической коррекционно-реабилитационной помощи: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 25 с.
7. Рубина Л.П. Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: особенности ЭЭГ у детей с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью. - СПб.: Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», 2006.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2005. - 672 с.
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. - М., 2000. - 208 с.
10. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью: пер. с англ. -М.: Практика, 1998. - С. 222-237.
11. Халецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журн. неврол. и психиатрии им. Корсакова. - 1988. -Т. 98. - №>9. - С. 4-8.
12. Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис ... д-ра психол. наук. - Саратов, 2002. -362 с.
13. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. - 80 с.
14. Barkley R.A. - Режим доступа: www.vnimanie.org. - 2006.
15. PliszkaS.R. The use of psychostimulants in the pediatric patients // Pediatr. Clin. North America. - 1998. - №>45. - С. 1085-1098.
УДК 378
Гольцева Татьяна Павловна
Центр профессиональной подготовки при УВД по Тверской области
О ЗАДАЧАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА СВЯЗИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье говорится о существовании специфических условий труда инженера связи органов внутренних дел, которые, с одной стороны, формируют у них профессионально важные качества личности, а, с другой, вызывают возникновение и развитие эмоционального напряжения, эмоциональных расстройств и стрессов. Предложенная автором ориентировочно-диагностическая профессиограмма позволит установить соответствие условий организации трудовой деятельности и личности профессионала.
Ключевые слова: инженер связи, профессиональная деятельность, эмоциональное напряжение, нервно-психическое состояние.
В России сложилась сложная социально-экономическая ситуация, обусловленная влиянием финансового кризиса, характеризующаяся падением уровня доходов населения, ростом безработицы, повышением уровня преступности. В условиях потенциальных социальных взрывов и волнений важен уровень
профессионализма и компетентности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и, в том числе, инженеров связи, специфической чертой профессиональной деятельности которых является работа с конфиденциальной информацией, информацией, содержащей государственную тайну. Этот вид деятельности предусматривает особую ответ-