Научная статья на тему 'Психологическая диагностика проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших подростков'

Психологическая диагностика проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1653
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / РЕГУЛЯТОРНАЯ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юркшат Карина Феликсовна

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму хронических нейроповеденческих расстройств детского возраста. Данный вид нарушения характеризуется одним из самых высоких показателей по проценту распространенности среди нарушений психического развития. Анализ исследований проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью за последние 10 лет указывает на отсутствие единой системы диагностических критериев данной формы нарушений. В работе представлена и описана авторская схема диагностических критериев выявления проявлений СДВГ у младших подростков, сформированная на основе отечественных и зарубежных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших подростков»

- знать назначение каждого упражнения и влияние его на организм, группы мышц

и т.п.;

-после выполнения каждого комплекса упражнений необходимо расслабиться (релаксироваться). Таким образом, вузовское физическое воспитание имеет большие резервы не только для совершенства двигательных качеств, но и позволяет глубоко познать себя, активизировать физическое самовоспитание в процессе самостоятельных занятий. А задача преподавателя, тренера - направить деятельность студентов в русло осознанной самостоятельности.

Библиографический список

1. Алексеев В.А. Физкультура и спорт. - М.: Просвещение, 2010. - 220 с.

2. Белорусова В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М., 2000. - 254 с.

3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие / Э.Г. Булич. - М.: Высш. шк., 2011. - 255 с.

4. Гориневская В.С. Двигательный режим и здоровье школьников // Начальная подготовка юного спортсмена. - 2000. - № 4. - С. 97-105.

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубыше-ва. - М.: ГЦОЛИФК, 2012. -120 с.

6. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей / А.А. Потапчук. - СПб., 2001. - 166 с.

7. Пушкарева М.Т. Методика занятий оздоровительной физической культурой при профилактике остеохондроза позвоночника у учащихся 11-12 лет общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2000. - 18 с.

8. Федоров В.С. Теория и практика физической культуры: учеб. пособие / В.С. Федоров. -М.: Наука, 2012. - 154 с.

К.Ф. Юркшат

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму хронических нейроповеденческих расстройств детского возраста. Данный вид нарушения характеризуется одним из самых высоких показателей по проценту распространенности среди нарушений психического развития. Анализ исследований проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью за последние 10 лет указывает на отсутствие единой системы диагностических критериев данной формы нарушений. В работе представлена и описана авторская схема диагностических критериев выявления проявлений СДВГ у младших подростков, сформированная на основе отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, младшие подростки, регуляторнаяразбалансированность и сбалансированность свойств внимания.

© Юркшат К.Ф., 2013

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее распространенную форму хронических нейроповеденческих расстройств детского возраста [8]. В нашей стране проводится большое количество исследований различных аспектов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, указывающих, что данный вид нарушения характеризуется одним из самых высоких показателей по проценту распространенности среди нарушений психического развития [1; 2; 9]. Анализ исследований проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью за последние 10 лет указывает на отсутствие единой системы диагностических критериев данной формы нарушений [5; 9].

Диагностические критерии выявления проявлений СДВГ у младших подростков формировались на основе отечественных и зарубежных исследований [4; 8] и интегрировались в авторскую схему (см. табл. 1).

Таблица 1

Схема психологической диагностики проявлений СДВГ у младших подростков

Диагностические критерии по DSM-IV Проявления Метод

Нарушения внимания Разбалансированность свойств внимания (высокая скорость и низкая точность) Тест Тулуз-Пьерона

Зрительно-моторные координации Конфликтная ситуация

Пространственные представления Кубики Кооса

Гиперактивность Динамическая организация двигательного акта Проба «Кулак-ребро-ладонь» (по образцу) Проба Ладонь-кулак-ребро (по словесной инструкции) Перебор пальцами

Кинестетическая организация предметных действий Праксис позы по подражанию Праксис позы по словесной инструкции

Импульсивность Равновесие в процессе реализации двигательного акта Ходьба по линии

Равновесие в состоянии покоя Стоя вытянуть руки вперед (с открытыми глазами) Стоя вытянуть руки вперед (с закрытыми глазами)

Координация движений Стоя с закрытыми глазами дотронуться указательным пальцем до кончика носа

Диагностическая схема по выявлению проявлений СДВГ у младших подростков включает в себя три диагностических блока: 1) диагностика разбалансированности свойств внимания (скорость и точность); 2) оценка нейропсихологического статуса (ней-ропсихологические пробы); 3) оценка неврологического статуса (неврологические пробы).

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Курска и Курской области в 2011-2013 гг. В исследовании принимали участие 304 человека в возрасте 11-12 лет (157 мальчиков и 147 девочек), что соответствует возрастным границам младшего подросткового возраста. Все испытуемые являются учащимися общеобразовательных школ. Психодиагностическое исследование младших подростков осуществлялось на условиях информированного согласия родителей в индивидуальной форме.

Согласно психодиагностической схеме выявления проявлений СДВГ у младших подростков процедура исследования осуществлялась следующим образом. Эмпирическое исследование проводилось в индивидуальной форме в два этапа. Первый этап -оценка социального и соматического статуса младших подростков (продолжительность 15 мин.): анализ медицинских карт и личных дел школьников; заполнение индивидуальной анкеты. По результатам анализа из выборки исключали младших подростков с выраженной хронической соматической патологией. Второй этап (продолжительность 20 мин): тест Тулуз-Пьерона [10], последовательное выполнение нейропсихологических и неврологических проб в соответствии с авторской схемой психодиагностики проявлений СДВГ у младших подростков.

Первый этап эмпирического исследования по оценке социально-психологического статуса младших подростков с проявлениями СДВГ позволил выявить следующие результаты. На основании результатов исследования свойств внимания (скорости и точности) с использованием теста Тулуз-Пьерона выявлено по параметрам разбалансиро-ванности свойств внимания (высокие показатели скорости при низких показателях точности) 16% младших подростков, принимавших участие в исследовании, что соответствует статистическому разбросу в аналогичных исследования [1; 2; 3; 5; 6; 8; 9]. У 8% обследованных подростков выявлены низкие показатели скорости и точности внимания, что свидетельствует о наличии проявлений нарушений психического развития. Данная тенденция также соответствует общестатистическим данным, полученным в аналогичных исследованиях [7]. На основании полученных данных в качестве диагностических проявлений СДВГ у младших подростков можем выделить сбалансированность свойств внимания в континууме высокий уровень - низкий уровень.

В соответствии с исследовательской логикой на основании выделенных диагностических критериев нами были сформированы три исследовательские выборки. Первая группа включала в себя испытуемых с регуляторной сбалансированностью свойств внимания, характеризующейся высокими показателями скорости и высокими показателями точности внимания - контрольная группа 1 (64 человека: 15 мальчиков и 49 девочек); контрольная группа 2 включала в себя младших подростков с регуляторной сбалансированностью свойств внимания, характеризующейся низкими показателями скорости и низкими показателями точности внимания (25 человек: 13 мальчиков и 12 девочек). В экспериментальную группу вошли 50 подростков (40 мальчиков и 10 девочек) с регуля-торной разбалансированностью свойств внимания (с высокими показателями скорости и низкими показателями точности внимания), которая является диагностическим критерием проявлений СДВГ.

При оценке структуры взаимосвязей свойств внимания с результатами оценки выполнения нейропсихологических и неврологических проб (критерий ранговой корреляции r - Спирмена) на уровне тенденций выявлена положительная значимая взаимосвязь между показателями точности и результатами оценки выполнения нейропсихологиче-ских и неврологических проб при отрицательной взаимосвязи между показателями скорости и оценки результатов нейропсихологических и неврологических проб (см. табл. 2).

Таблица 2

Структура взаимосвязей свойств внимания с результатами оценки выполнения нейропсихологических и неврологических проб

Параметры Скорость внимания Точность внимания

Зрительно-моторные координации -0,46* 0,51*

Пространственные представления -0,48* 0,58*

Динамическая организация движений -0,44* 0,47*

Кинестетическая организация движений -0,52* 0,50*

Равновесие -0,40* 0,44*

Координация движений -0,48* 0,52*

*- значимость взаимосвязи (р<0,05)

Полученные результаты позволяют рассматривать разбалансированность свойств

внимания, характеризующуюся высокими показателями скорости внимания и низкими

показателями точности, в качестве ключевого диагностического критерия проявлений

СДВГ у младших подростков.

Библиографический список

1. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е В. Касатикова. - М., 2001. - С. 29.

2. Грибанов А.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей: результаты исследования на севере России // Вестник Северного (Арктического) федерального университета, 2012, № 1. - С. 58-64.

3. Касатикова Е.В. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников / Е.В. Касатикова, Н.П. Ларионов, И.П. Брязгунов // Педиатрия. - 1999. - № 5. - С. 73-76.

4. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патология психики. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 608 с.

5. Кочерова О.Ю., Филькина О.М., Сотникова Н.Ю., А.В. Кудряшова, Н.В. Долотова. Возрастные особенности состояния здоровья детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Тихоокеанский медицинский журнал, 2010. - № 1. - С. 41-45.

6. Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Яковенко В.А., Гринь-Яценко В.А. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 2002. -№ 5. - С.26-28.

7. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Лубовско-го В.И.). - М., 2006. - 464 с.

8. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: учебник / И.В. Равич-Щербо [и др] / Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 447 с.

9. Сухотина Н.К., Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - № 4. - С. 15-21.

10. Ясюкова Л.А. Социально-психологические особенности подростков с проблемным поведением // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2007. - № 1. - С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.