Научная статья на тему 'Общепсихологический анализ нарушений внимания у подростков'

Общепсихологический анализ нарушений внимания у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1099
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВНИМАНИЕ / ТОЧНОСТЬ / СКОРОСТЬ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / ADOLESCENTS / ATTENTION / ACCURACY / SPEED / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баркова В. Л.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является комплексным хроническим расстройством мозговых функций, поведения и развития. Центральным его проявлением считается расстройство основных свойств внимания и нейропсихологические нарушения. Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью подразделяются на три большие группы: симптомы дефицита внимания, симптомы импульсивности, симптомы гиперактивности. Анализ возрастной динамики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью показал два всплеска его появления в 5-10 лет и в 12-14 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. В динамике детского и подросткового возраста прослеживается увеличение показателей скорости и точности внимания до 12 лет, в период 12 13 лет отмечается их стабилизация, а к 14 годам наблюдается незначительное снижение скорости в сочетании с резким падением его точности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баркова В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF DISORDERS OF ATTENTION IN ADOLESCENTS

Attention deficit hyperactivity disorder is a complex chronic disorder of brain function, behavior and development. Central manifestation is considered to be a disorder of the basic properties of attention and neuropsychological disorders. Clinical manifestations of attention deficit hyperactivity disorder are divided into three major groups: the symptoms of attention deficit, impulsivity symptoms of hyperactivity symptoms. An analysis of age dynamics of attention deficit disorder with hyperactivity showed two burst its appearance in the 5-10 years and 12-14 years. In the dynamics of childhood and adolescence can be traced to the increase in the speed and accuracy of attention to 12 years, in a period of 12 13 years is their stabilization, and to 14 years, there has been a slight decrease in speed, combined with a sharp drop to its accuracy.

Текст научной работы на тему «Общепсихологический анализ нарушений внимания у подростков»

2016, том 19 [1]

—--—

УДК 159.91

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

В.Л. Баркова

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, Министерство образования и науки РФ, 305029, Курск, Россия

Аннотация. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является комплексным хроническим расстройством мозговых функций, поведения и развития. Центральным его проявлением считается расстройство основных свойств внимания и нейропсихологические нарушения. Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью подразделяются на три большие группы: симптомы дефицита внимания, симптомы импульсивности, симптомы гиперактивности. Анализ возрастной динамики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью показал два всплеска его появления - в 5-10 лет и в 12-14 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. В динамике детского и подросткового возраста прослеживается увеличение показателей скорости и точности внимания до 12 лет, в период 12 - 13 лет отмечается их стабилизация, а к 14 годам наблюдается незначительное снижение скорости в сочетании с резким падением его точности.

Ключевые слова: подростки, внимание, точность, скорость, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Будучи тесно связано с различными соматическими показателями [4,5] и особенно с показателями крови, внимание у человека [7,9,10] имеет отчетливую возрастную динамику [12,13], во многом определяемую генетически [1,11]. В условиях непростой демографической ситуации в России [3] положение осложняется наличием у определенной части детей различных аномалий личности [2,6]. При этом частота встречаемости нарушений психического развития у детей в настоящее время увеличивается.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [8,14] - это комплексное хроническое расстройство мозговых функций с нарушением поведения. СДВГ рассматривается как изменение психического развития, преимущественно регуляторной направленности [15]. Центральным для выявления проявлений СДВГ считается расстройство основных свойств внимания

и нейропсихологические нарушения. Проявления СДВГ подразделяются на три большие группы: симптомы дефицита внимания, симптомы импульсивности и симптомы гиперактивности [16].

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска появления синдромов. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй в -12-14 лет. Они обусловлены динамикой развития высшей нервной деятельности. Подростковый возраст большинством психологов относится к сложным периодам в развитии человека. Поэтому любые патологические изменения, возникающие в нем, легко фиксируются и, зачастую, перераспределяются на другие возрастные этапы. В одном случае — у подростков происходит трансформация симптомов СДВГ, выражающаяся в отклоняющемся поведении. В другом случае симптомы СДВГ нивелируются.

—--—

~ 48 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Общепсихологическая логика исследования предполагает дифференциальную диагностику проявлений СДВГ в подростковой выборке. Для этого был сформирован пакет психодиагностических методик. В диагностическую схему были включены: методики для диагностики проявлений СДВГ, в которую включены следующие методики, согласно логике нашего исследования: диагностика концентрации и устойчивости внимания (таблицы Шульте); диагностика механического и опосредованного запоминания (заучивание 10 слов, «Пиктограмма»); нейропсихоло-гические пробы на исследование двигательной функции (реципрокная координация, графическая проба, праксис позы), на исследование зрительной функции (зрительная память и зрительный гнозис); тест Тулуз-Пьерона. Группу методов оценки количественных и качественных дан-

ных составили методы сравнительной и многомерной статистики. Математическая обработка полученного материала проводилась с помощью программы <^а^йка 6.0». Для проверки статистических гипотез использовался непараметрический критерий Манна-Уитни - и.

В исследовании приняли участие 300 подростков в возрасте 10-14 лет, обучающихся в Муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Курска.

Основная психодиагностическая процедура предварялась наблюдением и беседой, в которой с испытуемыми устанавливался контакт, осуществлялось мотивирование к последующему участию в экспериментально-психологическом исследовании. Общая процедура дробилась на несколько этапов. Первоначально проводила оценка проявлений СДВГ [17] (табл.1).

Таблица 1

Схема нейропсихологической диагностики нарушения психического развития эмоционально-волевой

Исследуемые функции Методики

1) Внимание Таблицы Шульте Отсчитывание от 30 по 3

2) Память - механическое запоминание - опосредованное запоминание Заучивание 10 слов Пиктограмма

3) Мышление Пиктограмма Исключение лишнего Сравнение понятий

4) Двигательная - реципрокная координация - графическая проба - праксис позы Поочерёдное сжимание и разжимание кистей рук в кулачки. Продолжить рисунок. Повторение «фигурки» из пальцев вслед за экспериментатором.

5) Зрительная - зрительная память - зрительный гнозис На 8-10 сек. предъявляется серия фигур: всего 4; затем подросток должен воспроизвести по памяти эти фигуры в том же порядке. Предъявление перечёркнутых и недорисованных изображений.

Общее время, затраченное на данном этапе, составило 40 минут. На следующем этапе использовалась профильная методика — тест Тулуз-Пьерона. Данная методика первично направлена на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключае-мости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени. Время, затраченное на этом этапе, составило 20 минут.

Показатели средних тенденций при исследовании психических функций с помощью нейропсихологиче-ских проб составили: переключаемость внимания у подростков с проявлениями СДВГ (47 ± 13,21), у подростков с нормальным развитием (24,34 ± 1,59); кратковременная память у подростков с проявлениями СДВГ (7,06 ± 0,45), у подростков с нормальным развитием (9,42 ± 0,23); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ (7,36 ± 0,62), у подростков с нормальным развитием (9,58 ± 0,24); реципрокная организация у подростков с проявлениями СДВГ

—--—

~ 49 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

(3,18 ± 0,45), у подростков с нормальным развитием (4,34 ± 0,22); графические пробы у подростков с проявлениями СДВГ (3,72 ± 0,35), у подростков с нормальным развитием (4,3 ± 0,22); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ (3,36 ± 0,32), у подростков с нормальным развитием (4,24 ± 0,21); зрительная память у подростков с проявлениями СДВГ (3,5 ± 0,2), у подростков с нормальным развитием (4,4±0,22); зрительный гнозис у подростков с проявлениями СДВГ (3,4 ± 0,32), у подростков с нормальным развитием (4,4 ± 0,22). У подростков с нормальным типом развития показатели по нейропсихологи-ческим пробам выше, чем у подростков с проявлениями СДВГ

Таким образом, на основании проведенного анализа можно выявить как неспецифические расстройства внимания, трудности усвоения школьных навыков, нарушение двигательной функции, повышенная утомляемость, низкая работоспособность и нарушение некоторых видов адаптации, так и специфические особенности проявлений СДВГ: импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность и др.

Профильная диагностика проявлений СДВГ по Тулуз-Пьерону позволила получить следующие результаты (табл.2).

Таблица 2

Значения средней тенденции показателей свойств внимания подростков.

С проявлениями СДВГ Без проявлений СДВГ

Показатель Х Ме Мо Х Ме Мо

Скорость(V) колич. кач. 71,2 65 колич. кач. 89,1 53

61,7 высокий уровень 77,9 высокий уровень

Точность (К) 0,56 низкий уровень 0,68 0,89 0,95 высокий уровень 0,96 0,98

По данным, представленным в табл.2, проявлялись особенности показателей скорости выполнения задания соответствует высокому уровню в группе с проявлениями СДВГ (61,7) и в группе

Условные обозначения:

И С проявлениями СДВГ □ Без проявлений СДВГ

Рис. 1. Средние значения скорости внимания в группах испытуемых.

На рис. 1 представлено, что в группе подростков с СДВГ показатели скорости внимания (V) ниже, чем в группе подростков без СДВГ.

без проявлений СДВГ (77,9), показатели точности в группе с проявлениями СДВГ соответствуют низкому уровню (0,56), а в группе без проявлений СДВГ соответствуют высокому уровню (0,95).

Условные обозначения:

ас проявлениями СДВГ □ Без проявлений СДВГ

Рис. 2. Средние значения точности внимания в группах испытуемых.

На рис.2 проявляется, что у подростков с СДВГ показатели точности внимания (К) ниже, чем у подростков без СДВГ.

0,9

0,8

U,/

06

0,5

0.4

03

02

01

V

K

—--—

~ 50 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2016, том 19 [1]

Таблица 3

Результаты значимости различий показателей свойств внимания подростков (по критерию Манна__Уитни (р < 0,05))___

Показатель Сумма рангов с проявлениями СДВГ Сумма рангов без проявлений СДВГ и эмп.

Скорость* 3989,0 6164,0 1214,0 0,00*

Точность* 2775,0 7378,0 0,0 0,00*

значимые различия

Согласно полученным результатам выявлены значимые различия по показателям скорости (И эмп. = 1214,0; р = 0,00) и точности внимания (И эмп. = 0,0; р = 0,00), т.е. эти показатели в группе без проявлений СДВГ достоверно выше, чем в группе с проявлениями СДВГ(табл.3). На основании полученных результатов можно, во-первых, принять показатели точности и скорости внимания как индикативные для СДВГ, во-

вторых, регуляторная разбалансированность скорости и точности внимания следует считать одним из проявлений СДВГ.

Учитывая динамику изменений основных свойств внимания в течение подросткового возраста в экспериментальной группе, была проведена оценка изменений показателей свойств внимания (табл.4).

Таблица 4

Значение средней тенденции показателей свойств

Возраст 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет

е о т

та з Х Ме Мо Х Ме Мо Х Ме Мо Х Ме Мо

а

Скорость колич. кач. <и колич. кач. <и колич. кач. колич. кач. <и

44,8 выс. ур. 42,7 1 66,2 выс. ур. 68,2 1 67,3 выс. ур. 71,2 71,2 59,4 выс. ур. 64,2 1

Точность 0,56 низ. ур. 0,51 0,89 0,72 низ. ур. 0,70 0,87 0,72 низ. ур. 0,72 0,66 П'О низ. ур. о" 0,86

*

—--—

~ 51 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

Согласно полученным результатам, в течение всего подросткового возраста показатели скорости соответствуют высокому уровню (11 лет — 44,8; 12 лет - 66,2; 13 лет — 67,3; 14 лет — 59,4), а показатели точности соответствуют низкому уровню (11 лет — 0,56; 12 лет — 0,72; 13 лет — 0,72; 14 лет — 0,11).

Точность

Условные обозначения:

Ш 11 лет □ 12 лет Н 13 лет В 14 лет

Рис. 3. Средние значения точности внимания у подростков с СДВГ.

На рис. 3 видна тенденция к увеличению показателя точности внимания с 11 до 12 лет, с 12 до 13 лет — его стабильность, а с 13 до 14 лет — резкое снижение.

Скорость

Условные обозначения: 0 11 лет □ 12 лет в 13 лет в 14 лет

Рис. 4. Средние значения скорости внимания у подростков с СДВГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 4 показана тенденция к увеличению показателя скорости внимания с 11 до 13 лет, а с 13 до 14 лет - его некоторое снижение.

Таким образом, в подростковом возрасте при наличии СДВГ имеется высокий уровень показа-

—--—

~ 52 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

теля скорости при низком уровне показателя точности. В динамике подросткового возраста прослеживается увеличение показателей скорости и точности внимания с 11 до 12 лет, в период 12 -

ЛИТЕРАТУРА

1. Амелина И.В., Медведев И.Н. Взаимосвязь активности ядрышкообразующих районов хромосом и сомато-метрических показателей у человека // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2009. Т. 147. № 1. С. 8285.

2. Волоскова Н.Н. Варианты аномалий конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированных хронической недостаточностью мозга у современных подростков: дис. ... доктора психол. наук. Ставрополь, 2001. 506 с.

3. Искаков Б.И., Искаков А.Б. , Кузнецова Е.И., Дуг-маль Д. Статистическое моделирование и прогнозирование демографического развития России в XXI в. // Вопросы статистики. 2002. №3. С.23-29.

4. Карпова Г.Г., Медведев И.Н. Выраженность агре-гационной способности эритроцитов у детей младшего школьного возраста с умственным развитием ниже среднего // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2011. №3. С.56-63.

5. Карпова Г.Г., Медведев И.Н. Реологические свойства эритроцитов и тромбоцитов у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. №1.С.1.

6. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 500с.

7. Кутафина Н.В., Медведев И.Н. Тромбоцитарная агрегация у клинически здоровых лиц второго зрелого возраста, проживающих в Курском регионе // Успехи геронтологии. 2015. Т.28, № 2.С.321-325.

8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Издательство МГУ, 1985.

13 лет отмечается их стабилизация, а к 14 годам наблюдается незначительное снижение скорости в сочетании с резким падением его точности.

9. Медведев И.Н., Карпова Г.Г. Реологические особенности эритроцитов у здоровых детей младшего школьного возраста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2011.№ 1.С.48-52.

10. Медведев И.Н., Карпова Г.Г. Реологические свойства эритроцитов у здоровых детей дошкольного возраста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2011.№ 1.С.43-47.

11. Медведев И.Н., Амелина И.В. Выраженность хромосомных аберраций и активность ядрышкообразующих районов хромосом среди коренных жителей Курского региона // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2014. №2. С.109-113.

12. Медведев И.Н., Никишина Н.А. Физиологические механизмы зрительной невербальной памяти у детей в шестилетнем возрасте // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2015. Т.159, № 5. С.537-540.

13. Медведев И.Н. Нейропсихологические изменения когнитивных функций при переходе из пожилого возраста в старческий // Успехи геронтологии. 2015.Том.28, №3. С.479-483.

14. Мильбруд Р.П., Можейко А.В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников // Вопросы психологии. 2001. №3. С.117-121.

15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000. С.19.

16. Хайкин В.Л. Феномен активности в развитии личности: дис. ... доктора психол. наук. - М., 2001. 413 с.

17. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1998.

THE GENERAL PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF DISORDERS OF ATTENTION IN ADOLESCENTS

V.L. Barkova

Kursk Institute of Social Education (branch) of the Russian State Social University, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 305029, Kursk, Russia

Annotation. Attention deficit hyperactivity disorder is a complex chronic disorder of brain function, behavior and development. Central manifestation is considered to be a disorder of the basic properties of attention and neuropsychological disorders. Clinical manifestations of attention deficit hyperactivity disorder are divided into three major groups: the symptoms of attention deficit, impulsivity symptoms of hyperactivity symptoms. An analysis of age dynamics of attention deficit disorder with hyperactivity showed two burst its appearance - in the 5-10 years and 12-14 years. In the dynamics

—--—

~ 53 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

of childhood and adolescence can be traced to the increase in the speed and accuracy of attention to 12 years, in a period of 12 - 13 years is their stabilization, and to 14 years, there has been a slight decrease in speed, combined with a sharp drop to its accuracy.

Key words: adolescents, attention, accuracy, speed, attention deficit hyperactivity disorder.

REFERENCES

1. Amelina I.V., Medvedev I.N. Relationship between the chromosome nucleoli-forming regions and somatometric parameters in humans. Bulletn of Experimental Biology and Medicine, 2009, no.147(1), pp.77-80 (English).

2. Voloskova N.N. Possible anomalies constitutional-typological variability of the person determined by chronic brain failure in modern teenagers: the dissertation for the degree of Doctor of Psychology. Stavropol, 2001. 506 p. (in Russian).

3. Iskakov B.I., Iskakov A.B., Kuznetsova E.I., Dugmal D. Statistical modeling and prediction of the demographic development of Russia in XXI century. Voprosy statistiki, 2002, no.3, pp.23-29 (in Russian).

4. Karpova G.G., Medvedev I.N. The severity of the aggregation ability of erythrocytes in children of primary school age with mental development is below average // Bulletin of the Russian University of friendship ofpeoples. Series: Ecology and life safety, 2011, no3, pp.56-63 (in Russian).

5. Karpova G.G., Medvedev I.N. Rheological properties of erythrocytes and platelets in primary school children // Bulletin of Moscow state regional University, 2013, no.1, p.1 (in Russian).

6. Comer P. Pathopsychology behavior. Violations and mental pathology. Sankt-Peterburgb: Prajm-EVROZNAK, 2002. 500p (in Russian).

7. Kutafina N.V., Medvedev I.N. Platelet Aggregation in Clinically Healthy Persons of the Second Coming-of-Age Living in the Kursk Oblast // Advances in Gerontology.-2015.-Vol.5, №4.-P.267-270 (English).

8. Lebedinskij V.V. Violation of mental development in children. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1985 (in Russian).

9. Medvedev I.N., Karpova G.G. Rheological characteristics of red blood cells in healthy children of primary school age // Bulletin of Moscow state regional University. Series Natural Sciences, 2011, no.1, pp.48-52 (in Russian).

10. Medvedev I.N., Karpova G.G. Rheological properties of erythrocytes in healthy children of preschool age // Bulletin of Moscow state regional University. Series: Natural Sciences, 2011, no.1, pp.43-47 (in Russian).

11. Medvedev I.N., Amelina I.V. Intensity of chromosomal aberrations and activity of nucleolar organizer regions of chromosomes among the indigenous inhabitants of the Kursk region. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 23: An-tropologija, Series 23: Anthropology, 2014, no.2, pp.109-113 (in Russian).

12. Medvedev I.N., Nikishina N.A. Physiological mechanisms of visual non-verbal memory in children under the age of six. Bjulleten' jeksperimental'noj biologii i mediciny, 2015, no.159(5), pp.537-540. doi 10.1007/c10517-015-3019-1) (in Russian).

13. Medvedev I.N. Neuropsychologicalchanges in cognitive function during the transition of the elderly in old // Advances in gerontology, 2015, no.28(3), pp.479-483 (English).

14. Mil'brud R.P., Mozhejko A.V. Diagnosis of persistent and temporary cognitive problems in primary school children. Voprosypsihologii, 2001, no.3, pp.117-121(in Russian).

15. Semago N.Ja., Semago M.M. Problem children. Fundamentals of diagnostic and remedial work psychologist. Moskva: Arkti, 2000. p.19 (in Russian).

16. Hajkin V.L. The phenomenon of activity in the development of the person: the dissertation for the degree of Doctor of Psychology. Moskva, 2001. 413 p. (in Russian).

17. Jablokova L.V. Neuropsychological diagnostics of development of higher mental functions in primary school children. The development of evaluation criteria: the thesis abstract on competition of a scientific degree of psychological sciences kandidita. Moskva, 1998(in Russian)

—--—

~ 54 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.