6. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам [Текст] / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 1987. - 227 с.
7. Шмелева, И. А. Введение в профессию. Психология: учеб. пособие [Текст] / И. А. Шмелева. - СПб.: Питер, 2007. - 253 с.
8. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст]: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.
УДК: 316.6
В. Б, Никишина, В. П. Гпушкова
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СКЛОННОСТЕЙ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в последние десятилетия придается особое значение в зарубежной и отечественной психологии [12; 13]. Синдром дефицита внимания с гиперактив-ностыо (СДВГ) представляет собой распространенную форму хронических нейроповеденческих расстройств детского возраста [3].
В современных классификационных системах-МКБ-10 и ОБМ-4 представлены категориальные критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В ОЭМ-4 применяются термины “синдром дефицита внимания’" и “синдром дефицита внимания с гиперактивностью”, обозначающие наиболее частые нарушения поведения у детей. В МКБ-10 рассмотрены эмоциональные расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (Р90-Р98). Р90 - “нарушение активности и внимания”, “дефицит внимания с гиперактивностью”, “синдром дефицита внимания с гиперактивностью”. В отечественной классификации СДВГ рассматривается в рамках эмоционально-волевых нарушений. СДВГ является нарушением с высокой степенью распространенности - 8-12% [1].
Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности, социальная дезадаптация. СДВГ проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка, а также отражается на поведенческих особенностях личности [2; 8].
Младший подростковый возраст является периодом симптоматической перестройки, в результате которой симптомы СДВГ значительно сглаживаются: практически исчезает гиперактивность, при этом сохраняются импульсивность и нарушения внимания с усилением поведенческих нарушений (деструктивность поведения): агрессивность по отношению к окружающим, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается учебная успеваемость. Социальная значимость проблемы исследования реализации склонностей к отклоняющемуся поведению у подростков с СДВГ определяется тем, что подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий,
В связи с этим целесообразно рассмотреть специфику реализации склонностей к отклоняющемуся поведению у подростков с проявлениями СДВГ и нормальным развитием в возрасте (10 и 11-12 лет), У подростков с СДВГ в общении со сверстниками проявляется чрезмерно выраженная конформность, то есть склонность к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания их большей правоты. В связи с этим они легко поддаются не всегда благоприятному влиянию. Таким образом, может формироваться вполне определённая, внутренне мотивированная предрасположенность к отклоняющемуся поведению. Под отклоняющимся поведением рассматривается поведение, не соответствующее нормам, принятым обществом [6].
Отклоняющееся поведение подростков представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов и условий, а также психологических причин, в число которых входят семейные условия, условия школьной образовательной среды. В используемых отечественных классификациях выделяются следующие формы отклоняющегося поведения: антидисциплинарное, антисоциальное и аутоагрессивное. Все названные формы связываются с агрессией. Отклоняющееся поведение имеет разную направленность: пассивные реакции протеста (в зарубежной литературе это симптоматика «оппозиционного поведения») не означают асоциальной направленности, тогда как угрожающие другим и деструктивные действия подростка могут свидетельствовать об асоциальной направленности его поведения. Стойкость, глубина и направленность отклоняющегося поведения позволяют говорить о синдроме поведенческих расстройств (в классификации ДСМ-4) - делинквентном поведении. Подростки с таким поведением входят в «группу риска». У подростков с СДВГ могут проявляться склонности к преодолению норм и правил, к агрессии и насилию, к делинквентному и саморазрушающему поведению. В связи с этим поведение может приобретать антиобщественный
характер и отражать активную деструктивную направленность, представляющей угрозу другим людям [4].
Целью данного исследования является изучение склонностей к отклоняющемуся поведению у подростков с проявлениями СДВГ (11-12 лет). Исследование проводилось на базе Муниципальных общеобразовательных учреждений г. Курска. Экспериментальную группу составили 50 подростков, имеющих проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, диагностируемых с помощью специальной методики (показатель К<0,87, точность по тесту Тулуз-Пьерона. Соответственно в контрольную группу вошли 50 подростков с нормальным типом психического развития. Исследование проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности осуществлялось с использованием следующих методик: специальная схема ПМГЖ [7], в которую включены: методика диагностики концентрации и устойчивости внимания (таблицы Шульте): методики диагностики механического и опосредованного запоминания (заучивание 10 слов, «Пиктограмма»); нейропсихологические пробы на исследование двигательной функции (реципрокная координация, графическая проба, праксис позы), на исследование зрительной функции (зрительная память и зрительный гнозис), тест Тулуз-Пьерона [11]. Исследование склонностей к отклоняющемуся поведению осуществлялось с помощью методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - СОП (А. Н. Орел) [9]. Статистическая обработка осуществлялась с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни - и.
В ходе исследования реализации склонностей к отклоняющемуся поведению были получены следующие результаты. Показатели средних тенденций при исследовании склонностей к отклоняющемуся поведению по методике СОП (А. Н. Орел) в группах испытуемых составили: по шкале преодоление норм и правил у подростков с проявлениями СДВГ (20,8±0,018), у подростков с нормальным развитием (18,5±0,01); по шкале аддиктивное поведение у подростков с проявлениями СДВГ (32,8±0,031), у подростков с нормальным развитием (21,8±0,013); по шкале самоповреждающее поведение у подростков с СДВГ (32,8±0.283), у подростков с нормальным типом развития (22,8±0,283); по шкале агрессия и насилие у подростков с проявлениями СДВГ (42,8±0,283), у подростков с нормальным развитием (19,5±0,001); по шкале волевого контроля у подростков с СДВГ(12,8±0,283), у подростков с нормальным типом развития (25,8±0,283); по шкале делинквентное поведение у подростков с проявлениями СДВГ (42,1 ±0,034), у подростков с нормальным развитием (22±0,01).
Для выявления различий в уровне исследуемого признака (склонности к отклоняющемуся поведению) использовался 11-критерий Манна-Уитни (см. таблица).
Таблица
Результаты значимости различий показателей склонностей к отклоняющемуся поведению у подростков с различными типами развития (а=0,05) по критерию
Манна-Уитни - и.
Тип разви- тия Преодоление норм и правил Аддик- тивное поведение Самопов- реждающее поведение Агрессия и насилие Волевой контроль Делинк- вентность и
Ме и эмп Ме и эмп Ме и эмп Ме и ЭМП Ме и ЭМП Ме и ЭМП кр
СДВГ 37,9 57,84 38,86 58,5 65,36 60,6
Норма 53 245,5* 42 125* 37 1136* 54 805* 55 241* 43 23* 1010
Получены высокие показатели по следующим шкалам: преодоление норм и правил (тенденция «нарушать спокойствие», искать трудности и противопоставлять собственные нормы и ценности групповым), аддиктивное, самоповреждающее поведение (уход от реальности посредством изменения своего психического состояния), агрессия и насилие (склонность решать проблемы посредством насилия), делинквентность («делинквентный потенциал», который при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка), слабый волевой контроль (неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении) у подростков с проявлениями СДВГ.
В отличие от них у подростков с нормальным типом развития получены низкие значения по вышеперечисленным шкалам: Полученные результаты еще раз подчеркивают тот факт, что у подростков с СДВГ симптомы гиперактивности сглаживаются, а на первый план выступают поведенческие нарушения. Об этом свидетельствуют высокие показатели склонностей к отклоняющемуся поведению (преодоление норм и правил, аддиктивное и самоповреждающее поведение, агрессия и насилие, делинквентность, слабый волевой контроль).
При определенных неблагоприятных обстоятельствах (неблагополучие в семье, неуспеваемость в школе, конфликтные отношения с родителями и сверстниками) склонности к отклоняющемуся поведению могут реализоваться в конкретном негативном поведении подростков с проявлениями СДВГ. Поведение может приобрести антисоциальную направленность и проявиться широким спектром нарушений: несамостоятельность, преобладание в мотивационной сфере игровых интересов, стремление к удовольствию, что нередко приобретает характер основной мотивации, трудности
в выполнении прогностических функций, прогнозировании результатов своего поведения и поступков, незрелость чувства долга и ответственности, не умение подчинять свое поведение требованиям ситуации, неспособность к волевому контролю и преодолению трудностей. У подростков данной категории основным источником внутренней мотивации выступает спонтанная активность в силу эмоционально - личностной незрелости (инфантилизма), в отличие от подростков с нормальным типом развития, у которых данный процесс обеспечивается за счёт личностной активности.
В связи с этим в качестве личностного ресурса целесообразно рассматривать личностную активность подростка. Можно предположить, что в результате направленных психокоррекционных воздействий произойдёт повышение адекватности планирования и реализации собственного поведения, снижение его деструктивности у подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Библиографический список
1. Белоусов, К). Б, Синдром дефицита внимания и гиперактивности, \vw\v. vnimanie.org. - 2006.
2. Бадалян, Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей [Текст] / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская /Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1993. — № 3. - С. 74-90.
3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания [Текст]: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова, М. В. Румянцева. // Дефектология. - 20 03. - № 6.
4. Корнилова, Т. В. Влияние нарушений социальной экологии (как условий жизни) на психологические особенности подростков [Текст] / Т. В. Корнилова,
С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко. // Вестн. Моск. ун-та, - Сер.14, - 2002. — № 1.-С. 3-15.
5. Кучма, В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов // Детская патопсихология [Текст]: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. - М.: «Когито-Центр», 2001. - 351 с.
6. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. [Текст] / К. К. Платонов, - М.: Наука, 1986. - 254 с.
7. Семаго, Н. Я. Проблемные дети [Текст]: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / В. Я Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2003.-208 с.
8. Уэндер, П. Шейдер, Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью [Текст]: / П. Уэндер, Р. Шейдер. Пер. с англ. - М.: Практика, 1998. - С. 222-237.
9. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
10. Халецкая, О. В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. [Текст] / О. В. Халецкая, В. Д .Трошин, журн. неврол. и психиатрии им. Корсакова. 1988.-Т. 98.-№9.-С. 4-11.
11. Ясюкова, JI. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. [Текст] / Л. А. Ясюкова. Методическое руководство. - СПб. ГП «ИМАТОН», 1997. - 80 с.
12. Barkley, R. A. www. vnimanie. org. — 2006.
13. Pliszka, S. R, The use of psychostimulants in the pediatric patients. Pediatr. Clin. North America. 1998; 45: P. 1085-1098.
УДК: 316.6
Т. А. Ушакова, В. Б. Никишина
СТРУКТУРНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В современной психологии проблема влияния профессиональной деятельности на человека, его жизнедеятельность, физическую и психическую активность, процессы регуляции и адаптации в условиях деятельности приобретает особую актуальность.
Взаимодействие профессии и личности признается большинством исследователей [1; 2; 4]. Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизацию орудий труда и т, д. С другой стороны профессия может оказывать как продуктивное влияние на личность, развивая ее, так и деструктивное - деформирующая, разрушая личность [5].
Жизнь и деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием неблагоприятных экологических, социальных профессиональных и других факторов, которое сопровождается сильными негативными переживаниями, перенапряжением физических и психологических функций и резервов человека [3]. Особенно выражены эффекты такого воздействия на психику человека под влиянием средовых воздействий, прежде всего в такой профессиональной группе как «человек-человек» (врачи, медицинские сестры, учителя, психологи, пожарные, социальные работники). Их деятельность подвергается анализу специалистов, прежде всего, с точки зрения выделения факторов, воздействующих на профессионала, его адаптации, функциональных психических состояний, психологических качеств человека, показателей продуктивности деятельности [1; 6]. Нас интересует то, как профессиональная деятельность в зависимости