специальная психология и педагогика
Кузнецова Л.Э.
психологические особенности формирования
и коррекции девиантного поведения у детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Неблагоприятные факторы окружающей среды, влияющие на развитие организма в перенатальный период развития, способствуют формированию у многих детей синдрома дефицита внимания и гиперактивности, играющего значительную роль в формирование личности ребенка. Невротичность, эмоциональная лабильность, неустойчивость внимания, неуверенность в себе, отсутствие коммуникативных навыков, потеря мотивации к школьному обучению - все это негативно сказывается на дальнейшей адаптации ребенка и приводит к развитию склонности к девиантному поведению. Особенно данные невротические нарушения личности негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии и поведение ребенка подросткового возраста. В связи с чем, актуальной становится разработка программы коррекционно-развивающих занятий с детьми подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с целью оказания им своевременной психологической помощи.
Особое внимание проблеме формирования девиантного поведения уделяют такие исследователи как Е.В. Змановская, П.А. Ковалев, В.Т. Кондратенко, Ц.П. Короленко, В.Н. Кудрявцев, рассматривающие девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. В исследованиях психологов систематизированы виды девиаций личности: делинквентное, аддиктивное, аутодеструктивное, суицидальное и др. При рассмотрении факторов формирования девиантного поведения уделено внимание биологизаторской и социологизаторской ориентации в объяснении природы отклонений.
Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте. Критическим для формирования различных девиаций является подростковый возраст. Особенностям формирования и проявления девиаций в подростковом возрасте посвящены исследования Ц.П.
Короленко и В.Н. Кудрявцева. Однако проблеме формирования девиантного поведения у детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не уделяется должного внимания исследователями.
В последние годы возрастает число детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Гиперактивность с дефицитом внимания проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении.
Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости можно рассматривать как фактор формирования девиантного поведения у детей подросткового возраста. Противоправные действия в подростковом возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Гипервозбудимость и гиперактивность в подростковом возрасте еще больше повышают характерную для данного возраста агрессивность, импульсивность, эгоцентричность, демонстративность, конфликтность.
Исследования эмоционально-личностных особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности показывают, что им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное, агрессивное поведение, склонность к делинквентному и аддиктивному поведению [3].
Среди девиаций у детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выходит на первый план школьная дезадаптация. Школьная дезадаптация проявляется в академической неуспеваемости и конфликтности поведения ребят. Академическая неуспеваемость обусловлена низкой учебной мотивацией, психофизиологической невнимательностью, гипервозбудимостью, чувствительность к ошибкам и критике педагогов.
В школе гиперактивный ребенок постоянно мешает учителям и провоцирует одноклассников на нарушение дисциплины. Правда, в непривычной обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, он может какое-то время вести себя спокойно, что объясняется усилением тормозных механизмов на фоне волнения. Еще одна особенность гиперактивного ребенка - импульсивность. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, чтобы ответить, перебивает других, не выслушивает до конца вопросы, отвечает на них невпопад.
Единичные исследования Н.Н. Заваденко показывают, что в поведении подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выражены такие виды девиаций как проявление агрессивного и конфликтного поведения, обусловленное эмоционально-волевой неустойчивостью и невротичностью. Большинству детей с минимальными мозговыми дисфункциями свойственны слабая эмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, склонность к делинквентному
и аддиктивному поведению. Наиболее характерные противоправные поступки - кражи и хулиганство. В состоянии гипервозбудимости снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе [1].
В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера детей подросткового возраста с гиперактивностью, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. Наиболее неблагоприятными прогностическими признаками в плане дальнейшего формирования антиобщественного поведения можно считать: отсутствие поддержки и взаимопонимания в семье, деформация системы ценностей и моральных принципов, отсутствие чувства вины, патологическую лживость [2].
Выраженная склонность к девиантному поведению детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности свидетельствует о необходимости оказания им психокоррекционной помощи.
Психокоррекционная помощь должна носить системный и комплексный характер с привлечением психологов, неврологов и педагогов для того, чтобы подростки могли нормально адаптироваться к требованиям микрососоциального окружения. Своевременное выявление и коррекция минимальных мозговых дисфункций, сведение к минимуму действия факторов, усугубляющих их проявления, помогут предотвратить их трансформацию в различные виды девиаций.
Целью исследования стала разработка и апробация программы коррекции девиантного поведения у детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Психодиагностическое исследование проводилось на базе психологического центра «Феникс» г. Шахты.
На основании бесед с родителями, изучения медицинских карт и психодиагностического обследования детей подросткового возраста было выделено 2 группы испытуемых: подростки, для которых характерен синдром дефицита внимания и гиперактивности (20 человек) и подростки, для которых не характерен синдром дефицита внимания и гиперактивности (20 человек).
Для проведения исследования использовалась батарея психодиагностических методик: тест «Шкала для оценки нарушения внимания и проявления гиперактивности и импульсивности» Д. Мичелсон, модифицированный тест Лейтеса «Оценка силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе», тест изучения темперамента личности Я. Стреляу, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - СОП (А.Н. Орел), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, методика
«Социометрия» Дж. Морено, фрустрационный тест С. Розенцвейга.
Проведенное психодиагностическое обследование позволило сделать следующие выводы.
У подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности выявлены значительные нарушения внимания, проявляющиеся в невозможности сосредоточения на деталях, длительного поддержания внимания; высокий уровень проявления гиперактивности и импульсивность поведения. Психофизиологические особенности проявляются в высоком уровне силы процесса возбуждения, низком уровне силы процесса торможения, низком уровне подвижности нервных процессов. Выражено гипервозбуждение, преобладание процессов возбуждения над торможением (86% к 25%), что свидетельствует о неуравновешенности психических процессов в сторону возбуждения с его значительным преобладанием. Дети с синдромом гиперактивности склонны к преувеличению знаков раздражителей, импульсивны, несдержанны, с трудом приспосабливаются к новым требованиям социальной среды. Затруднено быстрое и прочное установление тормозных условных рефлексов, не способны к отказу от активности в условиях запретов. Нервная система не способна к быстрой переделке знаков раздражителей из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот. Подростки постоянно делают ошибки из-за невнимательности, не доводят до конца выполняемые задания, не могут самостоятельно организовать свою деятельность, забывают выполнять регулярные требования. Проявляют суетливость, не могут высидеть требуемое количество времени, вопреки запретам слишком много бегают и залезают туда, куда нельзя, проявляют избыточную общительность, навязчивость, с трудом могут играть самостоятельно или заниматься спокойно делами. Импульсивность поведения подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляется в аффективности, необдуманности реакций, перебивание других, не способности выждать, дождаться своей очереди. Подростки не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они что-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Подростки, для которых не характерен синдром дефицита внимания и гиперактивности, отличаются устойчивостью внимания, проявления гиперактивности и импульсивности не характерны. Психофизиологические особенности характеризуются преобладанием возбуждения нервной системы над торможением, умеренной подвижность нервных процессов. Устанавливают тормозные условные рефлексы, стремятся следовать принятым нормам и правилам поведения, более гибки, адаптивны, способны к отказу от активности в условиях запретов. На фоне умеренной подвижности, нервная система способна к переделке знаков раздражителей из возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот. Незначительное преобладание процессов возбуждения над торможением (64% к 56%), свидетельствует об уравновешенности психических процессов и умеренной силе возбуждения.
У подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности более
выражена установка на социально-желательные ответы, что свидетельствует о желание представить себя лучше, чем они есть на самом деле. Подростки проявляют склонность к преодолению норм и правил, делинквентному поведению. По сравнению с подростками, для которых не характерен синдром дефицита внимания и гиперактивности, они имеют сниженный волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к агрессивному поведению. Наблюдается тенденция к формированию склонности к аддиктивному поведению, предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У подростков, для которых не характерен синдром дефицита внимания и гиперактивности, склонность к девиантному поведению не выявлена, наблюдается умеренное повышение агрессивности, волевой контроль эмоций достаточный.
Чем больше выражен синдром дефицита внимания и гиперактивности у подростков, тем больше у них проявляется тенденция к девиантному поведению, в особенности к таким его видам как агрессивное и делинквентное поведение. Особую роль в формировании девиантного поведения подростков играет адаптационный потенциал личности. Чем ниже адаптационный потенциал личности, тем больше выражена склонность к девиантному поведению, особенно за счет такого компонента адаптационного потенциала как нервно-психическая устойчивость, непосредственно взаимосвязанного с выраженностью синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
У подростков с синдром дефицита внимания и гиперактивности выявлен высокий уровень школьной тревожности, обусловленный снижением физической сопротивляемости стрессу, а как следствие высоким уровнем социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха. У подростков без синдрома дефицита внимания и гиперактивности выявлен средний уровень школьной тревожности. Физическая сопротивляемость стрессу достаточная и незначительное снижение школьной тревожности происходит за счет умеренно выраженного страха проверки знаний и страха в отношениях с учителями.
Социометрический статус подростков с синдром дефицита внимания и гиперактивности выше социометрического статуса подростков, для которых не характерен синдром дефицита внимания и гиперактивности. Социометрический статус подростков с синдром дефицита внимания и гиперактивности снижен: 30% детей - «предпочитаемые», 20% детей - «игнорируемые», 50% детей -«изолированные». Социометрический статус подростков без СДВГ достаточно высокий: 20% детей - «звезды», 70% детей - «предпочитаемые», 10% детей -«изолированные».
У подростков с синдром дефицита внимания и гиперактивности конфликтоустойчивость снижена, преобладают экстрапунитивные реакции эго-защитного типа. У подростков без синдрома дефицита внимания и гиперактивности конфликтоустойчивость умеренная, преобладают экстрапунитивные реакции, направленные на разрешение ситуации фрустрации.
Низкая конфликтоустойчивость подростков с синдром дефицита внимания и гиперактивности приводит к нарушению взаимоотношений подростков со сверстниками, а как следствие падению их социального статуса в группе. Растет уровень школьной тревожности, обусловленный снижением физической сопротивляемости стрессу, а как следствие высоким уровнем социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха.
Итак, для детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности характерна склонность к девиантному поведению, обусловленная снижением адаптационного потенциала личности и сопровождающаяся нарушением межличностных отношений и повышением школьной тревожности.
На основании полученных результатов исследования была разработана и апробирована программа психокоррекции, направленная на повышение адаптационного потенциала личности, формирование коммуникативной компетентности и учебной мотивации, способствующая снижению склонности к девиантному поведению детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В психокоррекционной работе приняли участие 10 подростков.
Коррекционная работа проводилась в групповой форме. Использовались методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, техники гештальттерапии, нейролингвистического программирования, телесно-ориентированной психотерапии, арт-терапии, медитативные техники, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, глубинная мышечная релаксация и др. Программа включала в себя 10 занятий длительностью 1 ч. 30 мин. каждое.
можно говорить об эффективности проведенной психокоррекционной работы с подростками. Детям не хватает внимания близких, взаимопонимания со стороны сверстников и старших наставников - педагогов и психологов. Они испытывают потребность в понимание, принятие индивидуальных особенностей и готовы принять помощь и меняться к лучшему.
В процессе проведения психокоррекционной программы с подростками были реализованы следующие задачи:
1. Повысилась устойчивость и адекватность самооценки.
2. Улучшились навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.
3. Повысилось социально-нормативное поведение.
4. Повысилась толерантность к социальному окружению, произошло снижение агрессии и конфликтности взаимодействия.
5. Повысилась коммуникативная компетентность.
6. Нормализовалось психоэмоциональное состояние.
7. Повысилась мотивация учебной деятельности, за счет снижения школьной тревожности, уменьшения проблем и страхов в отношениях с учителями. Подростки перестали бояться ситуации проверки знаний, стали более активно и уверенно отвечать на уроках. Повысился уровень самореализации в учебной деятельности, потребность в достижении стала более реализуемой.
Реализация поставленных задач в процессе проведения психокоррекционной работы способствовала повышению адаптационного потенциала личности подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. У подростков повысилась нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность. За счет повышения адаптационного потенциала значительно снизилась склонность к проявлению девиантного поведения: произошло снижение склонности к преодолению норм и правил, склонности к агрессии и насилию, склонности к делинквентному поведению, повысился волевой контроль эмоциональных реакций.
Итак, программа психокоррекции, направленная на повышение адаптационного потенциала личности, формирование коммуникативной компетентности и учебной мотивации, способствовала снижению склонности к девиантному поведению детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Данные, полученные в исследовании, разработанная программа психокоррекции могут использоваться психологами, педагогами в работе с детьми подросткового возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с целью предотвращения формирования у них девиантного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заваденко, Н.Н. минимальные мозговые дисфункции у детей: ранняя диагностика и современные подходы к терапии / Н.Н. Заваденко. - М.: Просвещение, 2005. - 131 с.
2. Кудрявцев, В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования / В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1998. - 219 с.
3. Кузнецова, Л.Э., Гладько, В.В. Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции / Л.Э. Кузнецова, В.В. Гладько // Молодой ученый. - №7 (111). - Чита: «Издательство молодой ученый», 2016. - С. 327 -