Научная статья на тему 'Влияние перинатального поражения ЦНС и социальных факторов на формирование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей'

Влияние перинатального поражения ЦНС и социальных факторов на формирование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
689
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС / МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / PERINATAL DEFEAT OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM / MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION / ATTENTION DEFICIT SYNDROME AND HYPERACTIVITY DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гомбалевская Мария Сергеевна

Наибольший вклад в формирование последствий перинатального поражения центральной нервной системы в виде малой мозговой дисфункции с синдромом дефицита внимания и гиперактивности вносят биологические факторы (особенности течения беременности, родов, постнатального периода). Социальные факторы, воздействующие на ребенка в постнатальный период, оказывают влияние на формирование личности и поведение ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF PERINATAL DEFEAT AND SOCIAL FACTORS ON ATTENTION DEFICIT SYNDROME FORMATION AND HYPERACTIVITY DISORDER AMONG CHILDREN

The biological factors (current of pregnancy, sorts, postnatal period) bring the greatest contribution to formation of consequences of perinatal defeat of the central nervous system as minimal brain dysfunction with attention deficit hyperactivity disorder. The social factors, affecting on child in postnatal period, influence on person formation and child's behavior.

Текст научной работы на тему «Влияние перинатального поражения ЦНС и социальных факторов на формирование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей»

УДК 159.9:616

ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

© Мария Сергеевна Гомбалевская

Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск, Россия, аспирант кафедры общей и социальной психологии; Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс», педагог-психолог, e-mail: Mary-26-08@yandex.ru

Наибольший вклад в формирование последствий перинатального поражения центральной нервной системы в виде малой мозговой дисфункции с синдромом дефицита внимания и гиперактивности вносят биологические факторы (особенности течения беременности, родов, постнатального периода). Социальные факторы, воздействующие на ребенка в постнатальный период, оказывают влияние на формирование личности и поведение ребенка.

Ключевые слова: перинатальное поражение ЦНС; минимальная мозговая дисфункция; синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Количество детей с последствиями перинатального поражения ЦНС в виде малой мозговой дисфункции (ММД) с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в последние годы в России имеет тенденцию к неуклонному росту и, по мнению ряда авторов, к 2015 г. может достигнуть 80-92 % детей 6-7-летнего возраста [1]. Трудности в обучении, общении, планировании и организации сложных видов деятельности в сочетании со слабой психоэмоциональной устойчивостью, низкой самооценкой, вспыльчивостью, агрессивностью, неуверенностью в себе и проблемами в коммуникативных отношениях, свойственные таким детям, могут стать причиной их асоциального или девиантного поведения в подростковом возрасте [2-5].

Цель исследования: на основании изучения особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности выявить влияние последствий перинатального поражения ЦНС на выраженность синдрома, поведение и личностные особенности ребенка с целью разработки программ психоэмоциональной коррекции.

Материалы и методы исследования. Всего обследовано 70 детей в возрасте 6-7-ми лет. Основную группу составили 36 детей из социально неблагополучных семей. Группу сравнения - 34 ребенка из социально благополучных семей.

В исследовании были использованы следующие методы:

1) наблюдение;

2) беседа с воспитателями и детьми;

3) оценка социального анамнеза;

4) методы изучения личностных особенностей ребенка (Проективный тест «Рисунок человека»);

5) методы изучения эмоционального состояния ребенка (тест М. Люшера);

6) методы изучения последствий перинатального поражения центральной нервной системы (тест Тулуз-Пьерона);

7) математические методы обработки результатов с использованием программ Microsoft Excel 2007, Statistika 6.0.

Результаты и их обсуждение. В основной группе последствия перинатального поражения ЦНС в виде ММД встречались в 3,4 раза чаще, чем в группе сравнения (80,6 % и 23,5 % соответственно) (рис. 1).

При изучении типов профилей ММД у детей основной группы с последствиями перинатального поражения ЦНС было установлено, что реактивный тип имели 69 % обследованных (20 детей, из них мальчиков - 12 (60 %), девочек - 8 (40 %)), у которых в 100 % случаев диагностирован СДВГ. У 20,7 % респондентов основной группы выявлен субнормальный тип профиля, при котором СДВГ встречался только у 1 ребенка (16,6 %). Ригидный тип профиля ММД имели всего 3 ребенка основной группы (10,3 %), у которых не был выявлен СДВГ.

Рис. 1. Частота встречаемости ММД среди детей 6-7-ми лет из социально благополучных и социально неблагополучных семей

При изучении типов профилей ММД у детей группы сравнения было установлено, что реактивный тип также являлся преобладающим и встречался у 62,5 % обследованных. При этом СДВГ у них также встречался в 100 % случаев. На долю субнормального типа ММД приходилось 37,5 % респондентов, у которых не выявлено ни одного случая СДВГ. Ригидный тип ММД в группе сравнения не отмечен.

Анализ параметров поведения и личностных особенностей детей основной группы с реактивным типом СДВГ позволил установить наличие чрезмерной агрессивности, возбудимости, мстительности, лживости, отсутствия собственного контроля за действиями. При этом ребенок сначала действовал, а затем понимал, что он сделал.

Высокая двигательная расторможен-ность, неуправляемая реактивность, повышенная отвлекаемость у таких детей всегда сочетались с враждебностью, негативизмом, тревожностью, эмоциональной напряженностью, асоциальными тенденциями, нарушением общения, потребностью в опоре, а также слабой бытовой ориентацией (табл. 1).

У детей из группы сравнения с реактивным типом СДВГ наиболее часто встречалась демонстративность, в то время как им-

пульсивность отмечена лишь у 20 % обследованных. Тревожность выявлялась в 1,7 раза чаще, а негативизм и враждебность в 2,6 раза реже, чем у детей основной группы. При этом важно отметить, что такие параметры, как агрессивность, асоциальность и нарушения общения у респондентов группы сравнения не встречались вообще. Следовательно. можно предположить, что данные поведенческие и личностные особенности могут формироваться под влиянием социальной среды, в которой находился ребенок с последствиями перинатального поражения ЦНС в первые годы жизни (табл. 1).

При изучении поведения и личностных особенностей детей группы сравнения с отсутствием перинатального поражения ЦНС у респондентов выявлялись: общительность,

открытость, высокий уровень активности, потребность получать информацию из окружения.

При этом отмечались демонстративность, экстравертированность, развитое воображение, склонность к широким, но формальным контактам. Такие дети были способны контролировать свою деятельность, а работоспособность и произвольность у них были развиты в соответствии с возрастом (табл. 1).

Таблица 1

Поведенческие и личностные особенности детей из социально благополучных и социально неблагополучных семей

Поведенческие и личностные особенности Основная группа Группа сравнения

ММД + СДВГ ММД + СДВГ Без ММД

Импульсивность 20 % 20 % -

Негативизм, враждебность 20 % 5 % -

Агрессивность, асоциальные тенденции 21 % - -

Тревожность, эмоциональная напряженность 11 % 15 % -

Гиперактивность 8 % 10 % -

Нарушения общения 6 % - -

Потребность в опоре 6 % - -

Недостаточная социальная адаптированность, слабая бытовая ориентация 8 %

Демонстративность - 30 % 10 %

Экстравертированность - 8 % 10 %

Потребность получать информацию из окружения - - 35 %

Общительность, склонность к широким, но формальным контактам 25 %

Высокая активность - - 15%

Развитое воображение - - 5%

Рис. 2. Схема формирования основных проявлений СДВГ в зависимости от факторов, влияющих на ребенка в процессе онтогенеза

Следовательно, при отсутствии перинатального поражения ЦНС у ребенка не формируются такие личностные качества, как импульсивность, негативизм, гиперактив-

ность, враждебность и агрессивное поведение.

Нами была разработана схема формирования основных проявлений СДВГ в зависимости от характера влияния на ребенка неблагоприятных факторов в онтогенезе (рис. 2).

Таким образом, проведенные исследования позволяют сказать следующее.

1. Наибольший вклад в формирование поведенческих и личностных особенностей ребенка с СДВГ оказывают биологические факторы (особенность течения беременности и родов).

2. Следствием перинатального поражения ЦНС в виде реактивного типа малой мозговой дисфункции является формирование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у 100% респондентов.

3. При наличии в анамнезе только биологических факторов, воздействующих на ребенка в перинатальный период и способствующих формированию ММД (реактивный тип) с СДВГ у детей, как в основной, так и в группе сравнения отмечались личностные и поведенческие особенности в виде напряженности, импульсивности, возбудимости, тревожности, враждебности и негативизма.

4. При сочетании в анамнезе у ребенка биологических и социальных факторов кроме выше перечисленных особенностей выявлялись агрессивное поведение, недостаточная социальная адаптированность и асоциальные

тенденции, что может являться факторами формирования девиантного поведения.

5. Неблагоприятные условия жизни ребенка с последствиями перинатального поражения ЦНС в первые 5-6 лет усиливают негативные проявления ММД и способствуют формированию асоциальности и девиантности.

6. При разработке психокоррекционных мероприятий у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходимо учитывать влияние последствий перинатального поражения ЦНС и проводить коррекцию поведения и личностных особенностей для исключения формирования девиантных форм поведения в подростковом возрасте.

1. Барашнев Ю.И., Бубнова Н.И., Сорокина З.Х. Перинатальная патология головного мозга: предел безопасности, ближайший и отдаленный прогноз // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. 2007. №4. С. 6-12.

2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.

3. Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М., 2006.

4. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб., 2005.

5. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 2005.

Поступила в редакцию 25.06.2010 г.

UDC 159.9:616

INFLUENCE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM OF PERINATAL DEFEAT AND SOCIAL FACTORS ON ATTENTION DEFICIT SYNDROME FORMATION AND HYPERACTIVITY DISORDER AMONG CHILDREN

Maria Sergeyevna Gombalevskaya, Smolensk University of Humanities, Smolensk, Russia, Post-graduate Student of General and Social Psychology Department; Smolensk social-rehabilitation center for the minors “Feniks”, Psychologist, email: Mary-26-08@yandex.ru

The biological factors (current of pregnancy, sorts, postnatal period) bring the greatest contribution to formation of consequences of perinatal defeat of the central nervous system as minimal brain dysfunction with attention deficit hyperactivity disorder. The social factors, affecting on child in postnatal period, influence on person formation and child’s behavior.

Key words: perinatal defeat of the central nervous system, minimal brain dysfunction, attention deficit syndrome and hyperactivity disorder.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.