Багрина Н.В. педагог-психолог МДОА У «Детский сад №9» Нефтеюганск, Россия
Программа организации комплексной психосоциальной коррекции эмоционально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ)
Аннотация: в статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой сферы детей с СДВГ в условиях ДОУ и организации комплексной коррекции данного синдрома. Изложены методы диагностики синдрома. Выделена взаимосвязь успешности коррекции СДВГ у дошкольников с активным участием в данной деятельности значимых взрослых.
Ключевые слова: дошкольный возраст, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, эмоционально-волевая сфера дошкольника, комплексная психосоциальная коррекция.
В последнее время наблюдается значительный рост числа обращений родителей и педагогов в психологические службы по проблеме как воспитания и развития детей с СДВГ, так и просто сосуществования с ними. Как правило, родители не знают, какой стиль воспитания выбрать для гиперактивного ребенка. А многие педагоги, не смотря на большой стаж работы, не могут правильно организовать работу в данном направлении.
Родители гиперактивных детей часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей. Быстрые, импульсивные, чрезмерно подвижные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовать свое поведение, управлять своими чувствами и в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Они крайне «неудобны» для воспитателей и учителей. В связи с этим у родителей возникают дополнительные трудности, связанные с дошкольной и школьной жизнью гиперактивного ребенка. В результате нарушается эмоциональный климат семьи, страдают как детско-родительские, так и супружеские отношения.
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) именно в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (Кондратенко В. Т., 1988; Егорова М. С., 1995; Ковалев В. В., 1995; Горьковая И. А., 1994; Григоренко Е. Л., 1996; Захаров А. И., 1986, 1998). Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ (Заваденко Н. Н., 2000). В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения (Брязгунов И. П., Касатикова Е. В., 2001). Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям (Менделевич В. Д., 1998). Исследованиями (цит. по книге Д. Холмса «Анормальная психология») доказано, что «закоренелые» преступники, на счету которых большое количество преступлений, включая тяжкие, страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры (Гуревич К. М., 1998; Галкина Т. В., Алексеева Л. Г., 1992) [1].
[1] Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.,
1993, №3, с. 74.
Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996;ЛицевА. Э., 1995; Халецкая О. В., 1999) [2].
Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А. В., 2002; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В., 1997; Обухов Я. Л., 1998; Семаго Н. Я., 2000; Сиротюк А. Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. При анализе литературы, посвященной этому вопросу, можно обратить внимание на сравнительно недостаточную разработку его психосоциального уровня. В частности, такое положение связано с тем, что в течение довольно длительного времени СДВГ рассматривался в рамках медицинской деятельности и, следовательно, находился в ведении детских психиатров и неврологов. Рассматривая эту проблему подробнее, невозможно не отметить, что этот синдром представляет собой нарушения поведения в дошкольном и младшем школьном возрастах. У детей присутствует импульсивность, избыточная двигательная активность, нарушения внимания; появляются сложности в обучении. Следовательно, кроме физиологической составляющей синдрома, которую корректирует медицина, нельзя упускать из виду и психологическую, и педагогическую составляющую. Коррекция психоэмоциональной сферы такого ребенка будет наиболее эффективна лишь при обязательной работе всех специалистов с его социальным окружением, а именно с семьей и школой (детским садом) [5].
Целью нашей программы является создание благоприятных условий для коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Чтобы достичь цели, мы реализовали следующие задачи:
1.Выявить психологические и педагогические проблемы социального окружения ребенка (семья и образовательное учреждение).
2.Создать комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей с СДВГ.
З.Обучить родителей формам эффективного взаимодействия с гиперактивным
ребенком.
4.Разработать и реализовать обучающий семинар для педагогов (воспитателей детских садов и учителей начальных классов).
5.Оценить эффективность работы комплексной программы по коррекции СДВГ у
детей.
Объектом программы является ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Логика полной психосоциальной коррекции этого синдрома ставит на первый план работу с социальным окружением ребенка, а именно с семьей и образовательным учреждением. Реализация данного комплексного подхода предполагает работу специалистов в трех направлениях:
Работа с родителями:
- психодиагностика родительских установок и реакций, которые зачастую усугубляют проявления синдрома у такого ребенка, и их последующую коррекцию;
[2] Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. -СПб.: Речь, 2005. - 208 с.
[5] Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002. 128 с.
- психологическое просвещение с привлечением детского невролога и психиатра-психотерапевта, позволяющее увидеть корни проблемы и способствующее пониманию и принятию гиперактивного ребенка;
- индивидуальное консультирование по вопросам эффективного взаимодействия с
ним;
- проведение групповых форм взаимодействия в русле «родитель-родитель» с целью получения поддержки от других родителей и обмена опытом и «родитель-ребенок» для организации возможности родителям попробовать формы взаимодействия с ребенком и игры по развитию дефицитарных функций.
Работа с педагогами:
- психологическое просвещение в рамках обучающего семинара с привлечением детского невролога и психиатра-психотерапевта с целью научить педагогов отслеживать таких детей в группе и эффективно взаимодействовать с гиперактивными детьми;
- индивидуальное консультирование трудных случаев по запросу.
Работа с детьми:
- медицинская диагностика и постановка диагноза синдрома дефицита внимания и гиперактивности детским неврологом или психиатром-психотерапевтом;
- медикаментозная терапия;
- психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы с целью построения индивидуальной программы коррекции;
- психосоциальная коррекционно-развивающая работа с ребенком индивидуально и в детской группе;
- сеансы арт-терапии или БОС по назначению специалиста.
Для достижения результата необходимо строгое следование принципу «не навреди», а именно: прежде чем начинать психоэмоциональную коррекцию ребенка с СДВГ, нужно изменить его социальное окружение. В нашем случае речь идет о первоочередности психологической работы с педагогами и родителями гиперактивных детей. Это позволит подготовить почву для нормального восприятия таких детей и принятия происходящих с ними изменений. Тем более что такие дети остро нуждаются в поддержке взрослых не только в период прохождения коррекционной программы, но и в дальнейшем своем развитии.
Работа начинается с проведения психологической диагностики (преддиагностики) для выявление уровня развития дефицитарных функций ребенка и основных психолого-педагогических проблем взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми. Диагностическое обследование проводится по следующей структуре:
1. Консультация родителей с психологом. Родители заполняют анкеты, оценивая его поведения дома, а также какую информацию они хотели бы получить по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Опросник Т.М. Ахенбаха позволяет измерить степень отклонения различных типов детского поведения от популяционных адаптивных возрастных норм. С целью лучшего понимания причин проблемных ситуаций в общении с ребенком, родителям необходимо обследоваться по опросникам «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) и «»Анализ семейных взаимоотношений (АСВ).
2. Диагностика педагогов проводится с целью выявления стилей педагогического общения и определения эффективного стиля при работе с гиперактивным ребенком.
3. Тестирование гиперактивных детей. Для организации беседы и взаимодействия с ребенком, изучения соотношения членов семьи, их эмоционального настроя мы используем фильм-тест Рене Жиля. Исследуя эмоциональную сферу гиперактивного ребенка, выявляя его отношение к наиболее значимым для него людям, его мотивов, применяем Тест Детской Апперцепции (САТ).
Тестирование познавательной сферы проводится по следующим методикам: тест Пьерона-Рузера дает представление о темпе и качестве формирования простого навыка,
усвоения нового способа действий (заданной программы), позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о работоспособности; тест Тулуз-Пьерона используется для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции, скорости переработки информации.
Волевую сферу гиперактивного ребенка можно исследовать при помощи теста самоконтроля и произвольности.
Особое внимание уделяется участию родителей в процессе коррекции с целью оптимизации и гармонизации внутрисемейных отношений детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Решению данной задачи способствует работа клуба психологической поддержки родителей гиперактивных детей, где каждая семья может поделиться опытом выхода из сложных ситуаций. Здесь родители имеют возможность получить информацию о синдроме дефицита внимания и гиперактивности, о специалистах, работающих по данной проблеме, квалифицированную помощь психологов и поддержку от других участников клуба. Знаменательным явился тот факт, что в процессе работы клуба к нам стали присоединяться бабушки и дедушки, папы (что очень важно!) и другие дети из этих семей. Это способствовало более полной гармонизации внутрисемейных отношений участников программы.
Отдельно хочется отметить роль совместных занятий по формуле «родитель + ребенок», которые посредством совместной творческой деятельности имели большое значение для сплочения семьи, вовлечения гиперактивного ребенка в общую деятельность и отработки родителями полученных навыков эффективного взаимодействия со своим ребенком.
Опираясь на свой опыт работы, полученный в процессе проведения таких занятий, мы заметили, что агрессивное и импульсивное поведение, связанное с гиперактивностью и социальной тревогой, благодаря творческой деятельности может быть направлено в иное русло и преобразовано в социально конструктивное поведение. Групповая арт-терапия с детьми, страдающими СДВГ, является одной из основных частей комплексной программы, в которой различные формы творческого самовыражения усиливают эффективность всех прочих вмешательств. Присутствие родителей на арт-терапевтическом занятии позволяет им увидеть новые грани в ребенке, по-другому оценить его.
В процессе реализации программы мы выяснили, что если обеспечить:
> Раннее выявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей;
> Использование в его коррекции комплексного подхода к решению проблем и эффективное межведомственное взаимодействие всех структур, ответственных за нормальное развитие ребенка;
> Изменение отношения взрослых (педагогов и родителей) к гиперактивному ребенку,
то возможно:
^ развитие внимания, самоконтроля и произвольности гиперактивного ребенка;
> снижение его импульсивности и агрессивности;
> снижение у такого ребенка чрезмерной двигательной активности и развитие усидчивости;
> повышение коммуникативных навыков детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
^ налаживание взаимоотношений гиперактивного ребенка с родителями и педагогами и повышение эффективности такого взаимодействия.
При условии раннего выявления детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и достижения положительного результата работы программы созданная нами система будет работать на улучшение здоровья подрастающего поколения и содействовать сохранению гармоничных внутрисемейных отношений.
Список литературы:
1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб., 1993, №3, с. 74.
2. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. -СПб.: Речь, 2005. - 208 с.
3. Пороцкая Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии, 2004, №4, с. 31.
4. Семаго Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развиваюшей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития // Школьный психолог, 2003, №40, с. 12.
5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002. 128 с.
6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб., 1997. - 78 с.