УДК 159.9
СковородкинА ирина Зосимовна, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 127 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 6учебных пособий
МОРОЗОВА Ольга Николаевна, магистрант института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель кафедры дошкольного образования Архангельского областного института открытого образования. Автор 4 научных публикаций
СКАЗКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
В статье характеризуются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, выделены характерные особенности синдрома у детей дошкольного возраста. Комплексная помощь рассматривается как сочетание различных методик психолого-педагогической работы с детьми и родителями. Излагаются взгляды на сказкотерапию как на эффективный инструмент воздействия на дошкольника. Авторы значительное внимание уделяют сказке как доступному средству психолого-педагогической коррекции. Сделан акцент на педагогическом эффекте народной сказки, описываются характерные ее особенности. Приводятся разные варианты использования возможностей сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Авторы рассматривают условия для организации сказкотерапевтической деятельности, особенности работы с детьми с СДВГ с использованием сказки, которые способствуют личностному развитию ребенка.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сказкотерапия, дошкольный возраст.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии. Прежде всего это обусловлено проблемами, с которыми сталкивается гиперактивный ребенок: низкая самооценка, взаимоотношения с окружающими, трудности в обучении и т. д. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка.
Данный синдром является одной из распространенных форм хронических нарушений поведения в детском возрасте. По данным большинства зарубежных и отечественных ис-
© Сковородкина И.З., Морозова О.Н., 2014
следований, встречаемость синдрома дефицита внимания среди детей дошкольного и школьного возраста варьируется от 4 до 18 % [5].
Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Для ребенка становятся характерны моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, повышенная двигательная активность, импульсивность, упрямство и негативизм. У детей дошкольного возраста синдром может сопровождаться задержкой в формировании навыков опрятности, недержанием мочи (энурезом) и недержанием кала (энкопрезом) [1].
В 5-6 лет, с началом систематического обучения, у ребенка может наблюдаться ухудшение течения заболевания, что проявляется в неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Значительные трудности психологического характера обуславливают психосоматические нарушения, которые зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами [1]. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
Большинство исследователей выделяют три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [5]. Гиперактивность может проявляться через агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, которые еще более осложняют развитие. Начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям, поэтому возникают дополнительные сложности в виде неуспеваемости, трудности освоения школьных навыков, неуверенности в себе [2].
Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы. Наиболее эффективной является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком и его семьей. Значительный эффект достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.
Так, Н.Н. Заваденко [2] предлагает включать в комплексную помощь детям с СДВГ, помимо лекарственной терапии, следующие компоненты:
- помощь семье ребенка с СДВГ - приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях;
- выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;
- просветительскую работу с педагогами, коррекцию плана обучения через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
- психотерапию, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий.
Одним из наиболее доступных для дошкольников средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития [4]. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, рассуждая об основах сказкотерапии, указывает на неоднозначность трактовки этого понятия. Для одних это лечение сказками, другие рассматривают ее как прием коррекционной работы, третьи - как способ передачи основных знаний о жизни. Но все эти взгляды отражают лишь какую-то одну грань комплексной сказкотерапии. Сама же Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева под сказкотерапией понимает «способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека» [3].
Психологи, занимающиеся сказкотерапи-ей, предлагают разные варианты использования сказок как средства коррекции СДВГ у ребенка: использование специально созданных психотерапевтами сказок, сочинение собственных сказок, чтение и рассказывание народных сказок.
Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения.
Эффективная техника работы с детьми с СДВГ - сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Для детей 3-4 лет это могут быть простые истории про животных, предметы, человечков. Старшим дошкольникам нравятся сказки про волшебников, королей, фей и принцесс. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти
свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке.
В многообразии сказок народная сказка занимает особое место. Она характеризуется особенностями, очень важными для дошкольной педагогики и психологии. Во-первых, в сказке представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа. Во-вторых, в силу того, что сказка схожа по своей структуре с сюжетно-ролевой игрой, она является эффективным средством развития дошкольника. Наконец, народная сказка всегда ориентирована на педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, предупреждает, побуждает к деятельности, лечит и т. д. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.
В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы.
В процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:
- слушание и запоминание сказок;
- придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
- придумывание сказок (групповое или индивидуальное);
- моделирование сказок;
- рисование сказок;
- инсценирование сказок;
- развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
Учитывая особенности гиперактивных детей, такие как импульсивность, двигательное беспокойство, неустойчивость эмоций, необходимо создать условия для организации сказ-котерапевтической деятельности: обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью нагляд-
ных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов).
Сказкотерапия не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Гиперактивные дети испытывают трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно - обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.
Очевидно, что коррекция СДВГ у детей должна быть направлена не только на контроль основных проявлений данного расстройства, но также на решение других задач: повышение самооценки, формирование и укрепление навыков общения, признание окружающими и повышение удовлетворенности своим положением, нормализация психологической обстановки вокруг ребенка, в том числе семейной.
Эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений невелика. В то же время, поскольку ребенок является очень важным элементом семейной системы, привлечение его в качестве полноценного участника семейной психотерапии положительно сказывается на ее результатах. Использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье.
Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, народная сказка является эффективным средством психолого-педагоги-ческой работы с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001. 128 с.
2. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопр. практ. педиатрии. 2012. Т. 7, № 1. С. 54-62.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2007. 187 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2006. 176 с.
5. СиротюкА.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002. 128 с.
References
1. Zavadenko N.N. Kak ponyat’ rebenka: deti s giperaktivnost’yu i defitsitom vnimaniya [How to Understand a Child: Children with Hyperactivity and Attention Deficit]. Moscow, 2001. 128 p.
2. Zavadenko N.N. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu: diagnostika, patogenez, printsipy lecheniya [Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Diagnosis, Pathogenesis, Principles of Treatment]. Voprosy prakticheskoy pediatrii, 2012, vol. 7, no. 1, pp. 54-62.
3. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Osnovyskazkoterapii [Fundamentals of Therapy Through Fairy Tales]. St. Petersburg, 2007. 187 p.
4. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Treningpo skazkoterapii [Practice of Therapy Through Fairy Tales]. St. Petersburg, 2006. 176 p.
5. Sirotyuk A.L. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu. Diagnostika, korrektsiya i prakticheskie rekomendatsii roditelyam i pedagogam [Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Diagnosis, Remediation and Practical Advice for Parents and Teachers]. Moscow, 2002. 128 p.
Skovorodkina Irina Zosimovna
Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
Morozova Olga Nikolaevna
Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov (Arkhangelsk, Russia);
Arkhangelsk Regional Institute of Open Education
FAIRY TALE AS AN EFFECTIVE WAY OF DEALING WITH CHILD HYPERACTIVITY
The paper dwells on the manifestations of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). Characteristic features of ADHD in preschoolers are singled out. Comprehensive help is considered as a combination of various methods of psychological and educational work with children and their parents. We suggest that fairy tales can be effectively used to produce a certain influence on a preschool child. The authors pay special attention to the use of fairy tales for psychological and educational remediation, focusing on the pedagogical effect of folk tales and describing their characteristic features. The paper
suggests various options of using fairy tales when working with preschoolers. The authors discuss the necessary conditions for the therapeutic use of fairy tales and peculiarities of working with children with ADHD using fairy tales, which enhance the child’s personal development.
Keywords: attention deficit hypеractivity disorder, therapy through fairy tales, preschool age.
Контактная информация: Сковородкина Ирина Зосимовна адрес: 163009, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40;
e-mail: i.skovorodkina@narfu.ru
Морозова Ольга Николаевна адрес: 163069, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 66;
e-mail: morozz73@yandex.ru
Рецензент - Чутко Л.С., доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой РАН