ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ефимова Н.Д.
Ефимова Наталия Дмитриевна - студент, факультет педагогики и социальной работы, Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье изучен вопрос психолого-педагогической коррекции синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста. Рассмотрено проявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ключевые слова: синдром дефицита внимания, гиперактивность, дети, психолого-педагогическая коррекция.
Большое количество детей, посещающих школу, отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, которые сочетаются с гиперактивностью, с неустойчивостью внимания, отвлекаемостью при целенаправленной деятельности. Такие признаки свойственны расстройству, которое в Международной классификации болезней определяется как синдром дефицита внимания с гиперакгивностью (СДВГ).
Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности характеризуются своей неоднородностью и сходством с нарушениями поведения другой этиологии. Двигательная расторможенность, импульсивность и невнимательность могут быть обусловлены разными причинами.
Синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом
других заболеваний и состояний, наиболее часто — с
психиатрической патологией. Поэтому важна ранняя
диагностика СДВ, которая проводится врачами
211
психоневрологами и преследует цель дифференциации СДВ с другими неврологическими и психиатрическими синдромами [7].
Крайне важно чтобы каждый психолог, социальный педагог имели ясные и детальные представления о заболевании СДВ.
Синдром дефицита внимания проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении.
Нарушение внимания проявляется частым прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают посторонние раздражители. Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство.
Для синдрома дефицита внимания характерны не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВ [1].
Кроме перечисленных симптомов, Н.Н. Заваденко указывает на часто встречающиеся при данном синдроме агрессивность, негативизм, упрямство, лживость, а также низкую самооценку [6].
Очень важно, уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и педагогов, и наметить пути работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику данного нарушения психического развития детей, знание которой позволит правильно
построить работу с ребенком и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы.
Итак, первые симптомы СДВ обычно проявляются достаточно рано. В возрасте до 4-х лет и относятся к началу посещения детского сада, когда идет активное развитие внимания, памяти и речи, а первое ухудшение к переходу ребенка в начальную школу.
Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Поэтому окончательный диагноз обычно ставят в младшем школьном возрасте. Это связано, во-первых, с тем, что у многих детей бывает гипереактивность, которую они потом перерастают.
Во-вторых, именно школа является такой средой, в которой ребенок с СДВГ становится особенно уязвим. Он не может выполнить школьные требования в силу особенности этого заболевания. Однако уже к старшему дошкольному возрасту видно, что это не возрастные особенности ребенка, не характеристика личности, а отклонение от нормы, это психологическая проблема, которая доставляет массу неудобств самому ребенку и осложняет жизнь родителям и педагогам. В возрасте 5-6 лет можно посмотреть, на каком уровне внимание у ребенка, на каком уровне у него самоконтроль [2].
Большинство исследователей (И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатикова, В.Р. Кучма, Ю.С. Шевченко, Л.Я. Ясюкова и многие другие) отмечают важность комплексной коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, однако ведущая роль принадлежит именно психолого-педагогическим методам.
Медикаментозное лечение (ноотропы, нейролептики), назначенное врачом без выстраивания определенной коррекционной психолого-педагогической среды, будет недостаточным. Коррекция должна включать комплекс
немедикаментозных методов. И владеть этими методами должны все, окружающие ребенка взрослые: и родители, и педагоги, и специалисты. А научить их должен психолог [9].
Согласно словарю иностранных слов, Н.Г. Комлева, коррекция - это исправление, ослабление каких-либо недостатков психического или физического развития человека средствами психолого-педагогического воздействия и лечебными мероприятиями. А коррекция СДВ - это комплекс методик, направленных на исправление, сглаживание основных групп симптомов заболевания (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность) в соответствии с возрастными показателями [10].
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания достигаются при грамотном сочетании психолого-педагогических методов и оптимальном сочетании медикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы [3].
Обобщая все вышесказанное, приходим к выводу что, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление синдрома дефицита внимания у детей. Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Коррекция СДВ, в том числе психолого-педагогические методы и лекарственная терапия, должны быть достаточно продолжительными.
Список литературы
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. 128 с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 96 с.
3. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.
4. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. 1999. № 1. С. 31-36.
5. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», 2015. 256 с.
6. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 6.
7. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа Пресс, 2010. 112 с.
8. Заваденко Н.Н., Лебедева Т.В., Счасная О.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: роль анкетирования родителей и педагогов при оценке социально-психологической адаптации пациентов // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова, 2009. 109 (11). С. 53-71.
9. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др. М.: Программа «Внимание», 2007. 64 с.
10. Словарь иностранных слов: [более 4500 слов и выражений] / Авт.сост. Н.Г. Комлев. М.: Эксмо, 2006. 669 с.