Научная статья на тему 'Скрининговое исследование гиперактивности у младших школьников'

Скрининговое исследование гиперактивности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1762
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) / ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / СИМПТОМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА / СКРИНИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HYPERACTIVITY / A SYNDROME OF DEFICIENCY OF ATTENTION WITH HYPERACTIVITY / HYPERKINETIC FRUSTRATION / SYMPTOMS OF HYPERACTIVITY AT CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE / COMPLEX DIAGNOSTICS / SCREENING RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бичерова Е. Н.

В статье представлена актуальная и сложная проблема создания комплекса методик для диагностики детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Описаны основные симптомы проявления СДВГ у детей младшего школьного возраста, а также поведенческие особенности данных детей. Приводятся статистические данные о распространенности СДВГ в детской популяции. Подчеркивается эффективность использования для выявления гиперактивных детей комплексного подхода к диагностике. Дается классификация диагностических критериев СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бичерова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article it is presented actual and a challenge of creation of a complex of techniques for diagnostics of children with a syndrome of deficiency of attention and hyperactivity. The basic symptoms of display of hyperactivity at children of younger school age, and also behavioural features of given children are described. The statistical data about prevalence a syndrome of deficiency of attention and hyperactivity in children's population is cited. Efficiency of use for revealing hyperactive children of the complex approach to diagnostics is underlined. Classification of diagnostic criteria of syndrome of deficiency of attention and hyperactivity is given.

Текст научной работы на тему «Скрининговое исследование гиперактивности у младших школьников»

УДК-612.821.

СКРИНИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

E.H. Бичерова

В статье представлена актуальная и сложная проблема создания комплекса методик для диагностики детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Описаны основные симптомы проявления СДВГ у детей младшего школьного возраста, а также поведенческие особенности данных детей. Приводятся статистические данные о распространенности СДВГ в детской популяции. Подчеркивается эффективность использования для выявления гиперактивных детей комплексного подхода к диагностике. Дается классификация диагностических критериев СДВГ.

Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), гиперкинетические расстройства, симптомы гиперактивности у детей младшего школьного возраста, комплексная диагностика, скрининговое исследование.

Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появилось в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией [1].

Невнимательные и непоседливые дети были всегда. Практически в каждом школьном классе есть один или несколько таких детей. Они обладают нормальным или высоким интеллектом, но учатся плохо и мешают другим на уроках: много двигаются, разговаривают, отвлекаются, перебивают учителя.

Лишь в 1980 году психиатры заговорили о том, что такое поведение - признак неврологического расстройства, которое назвали "синдром гиперактивности с дефицитом внимания " [9]. Его стали активно изучать, искать причины и предлагать способы лечения.

Если в прошлые годы таких детей, ни на секунду не сидящих на месте было один - два, то сейчас их насчитывают десятки. Многие педагоги оценивают поведение таких детей как пороки воспитания. Но от собственной неуравновешенности эти дети в немалой степени страдают и сами.

Но самое серьезное в этой проблеме то, что происходит с этими детьми. Не имея успехов в учебе, получая бесконечные выговоры и замечания за свое поведение, эти ребята начинают считать самих себя никчемными и неисправимыми. В этом случае у них либо опускаются руки, либо они трансформируются в психопатическую личность. Нередко все это приводит к антисоциальным поступкам.

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической [2, с. 53].

Поскольку большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенную двигательную активность [3; 7; 10], в данном исследовании мы имели в виду под термином «гиперактивность» понятие, включающее вышеперечисленные три блока. Необходимо также отметить, что, так как этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, логопеды, дефектологи) и психиатры в том числе, существуют медицинские термины, обозначающие понятие «гиперактивность», - это «синдром гиперактивности», «гиперактивность с дефицитом внимания» и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) (Международная классификация болезней (ВОЗ, 1994).

К сожалению, у нас в стране вопросам диагностики гиперактивности отводится неоправданно мало времени. Во многих странах профилактику синдрома гиперакгивности рассматривают как эффективное средство в борьбе с подростковой преступностью. Вместе с тем, еще в 1910 году на третьем съезде российских психиатров В.М.Бехтерев отмечал в своем докладе о нервно-психическом здоровье населения, что в России отсутствуют данные о распространении психоневрологической патологии среди детей. В 1930 году в Москве впервые подсчитали, что из детей, обратившихся за психоневрологической помощью, более половины имеют пограничные состояния. А в 1940 году медики отмечали, что на первом месте по распространению у детей среди психоневрологических расстройств стоит СДВГ [6].

Сейчас в развитых странах СДВГ регистрируется у 24-40% школьников. Однако в России до сих пор отсутствуют эпидемиологические данные о распространенности гиперактивности среди школьников. Тем важнее появившиеся за последнее десятилетие работы, посвященные диагностике и лечению синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (например, работы профессора доктора медицинских наук Кучмы В.Р., профессора доктора медицинских наук Шевченко Ю.С., доктора биологических наук, сотрудника Института мозга человека РАН Кропотова Ю.Д и др.) [6].

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром гиперактивности с дефицитом внимания является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Данные о распространенности гиперкинетичесих расстройств варьируют в широких пределах.

Гак, например, в США гиперактивных детей - 4-20%, Великобритании - 1-3%, Италии - 3-10%, в - 1-13%, Австралии - 7-10%, России - 4-18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Это может быть связано с тем, что девочки менее шумные и заметные, и поэтому реже привлекают внимание специалистов. В результате этого число девочек с данным расстройством может сильно недооцениваться [9].

Синдрому гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с гиперактивностью свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения [8].

Следует отметить, что синдром гиперактивности наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корректировать развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудность планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни. Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

При диагностике СДВГ мы учитывали, что всем детям свойственна более высокая по сравнению со взрослыми двигательная активность. Но в то же время, одно из проявлений синдрома гиперактивности - гиперподвижность, следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. У младших школьников объем внимания в 2-3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке и при обследовании дети могут сохранять не более 12-15 минут. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и чрезмерная двигательная активность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями [5]. Также мы имели в виду, что синдром гиперактивности настолько часто встречается на фоне задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология.

Для изучения распространенности гиперкинетических расстройств в школьной популяции, их синдромальной принадлежности и динамических особенностей школьной дезадаптации, обусловленной этой патологией, нами была разработана трехступенчатая комплексная методика, первый этап которой состоял в выявлении с помощью специальных диагностических процедур детей с вышеперечисленными симптомами СДВГ (с участием родителей и учителей обследуемых детей); второй - уточнение особенностей развития при помощи анамнестических анкет, заполняемых родителями; третий -выявление непосредственно у самих детей особенностей поведения, внимания и сенсорно-перцептивных процессов.

Выявление гиперактивных детей проводилось в соответствии с диагностическими критериями синдрома гиперактивности (выявлялись наличные симптомы гиперактивности, характерные для детей младшего школьного возраста). Хотя, необходимо отметить, что симптоматика почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и

забота по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей [4].

Таким образом, при выявлении гиперактивных детей изучались следующие особенности ребенка (в соответствии с тремя основными блоками проявления гиперактивности, о которых говорилось выше).

Нарушения внимания: 1) неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении; 2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете; 3) частые забывания того, что нужно сделать; 4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое; 5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Учителя и родители жалуются, что ребенок нигде не проявляет упорства -ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего полчаса.

Импульсивность может проявляться: 1) неряшливым выполнением школьных заданий, несмотря на усилия все делать правильно; 2) частыми выкриками с места и другими шумными выходками во время уроков; 3) «влезаниями» в разговор или работу других детей; 4) неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.; 5) частыми драками с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать). Однако надо помнить, что с возрастом проявления импульсивности могут меняться; в начальных классах - излишняя активность в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том, что противоречия между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем детском и подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.

Чрезмерная двигательная подвижность: в дошкольном и раннем школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают, ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы, постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно, и количественно отличается от возрастной нормы. Здесь важно отметить, что с возрастом повышенная двигательная подвижность часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться.

Данные критерии гиперактивности являлись основыми для вывления детей с этой проблемой. Однако следует сказать, что, по мнению многих авторов (Шевченко Ю.С., Заваденко H.H., Кэмпбелла Р. и др.), существуют дополнительные признаки, указывающие на проявления гиперкинетического расстройства (данное обстоятельство мы учитывали при проведении исследования): нарушения координации (это могут быть нарушения тонких движений - завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо; равновесия - детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде; зрительно-пространственной координации - неспособность к спортивным играм, особенно с мячом. Эмоциональные нарушения при синдроме гиперактивности (эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам). Отношения с окружающими (как правило, нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми; в психическом развитии дети с синдромом гиперактивности отстают от сверстников, но стремятся руководить, поэтому у них мало друзей).

Были обследованы учащиеся 2-4 классов (дети 8-10 лет) из 5 общеобразовательных школ г. Брянска. Общее количество детей в названных школьных параллелях - 471.

В результате проведенного исследования выявлено 108 детей (81 мальчиков и 27 девочек) с чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью и отвлекаемостью, то есть эти расстройства отмечены у 23% учащихся младших классов. 19 учителей (более 28 %) отметили у 45 % детей с двигательной гиперактивностью трудности в обучении, у остальных (55 %) детей с повышенной двигательной активностью не обнаружили явных затруднений в учебе, а их особенности поведения (неусидчивость, отвлекаемость, говорливость, стремление к смене впечатлений и т.п.) корректировались учителем в классе, особенно при возможности индивидуального подхода. 19 % всех опрошенных родителей отметили у своих детей такие особенности, как: неуправляемость, импульсивность, чрезмерную подвижность и невнимательность. С данными родителями было проведено уточняющее исследование, которое показало, что 33 % родителей отмечают у своих детей выраженные проявления гиперактивности, 49% родителей - некоторые признаки гиперактивности, в частности, двигательную активность - 16% родителей, дефицит внимания - 24%, импульсивность - 9 %. Причем, отмечаются

^достатки развития эмоционально-волевой сферы ребенка в силу неэффективного родительсв взаимодействия с ним.

Таким образом, скрининговое исследование учащихся младших классов показало высокую распространенность гиперактивности в детской популяции, преобладание у мальчиков; значительную опасность развития школьной дезадаптации у гиперактивных детей, большую синдромальную неоднородность состояний, характеризующихся чрезмерной двигательной активностью, импульсивностью и невнимательностью; а также необходимость применения в этих случаях индивидуального комплексного психолого-педагогического, а зачастую и лечебного, коррекционного подхода.

In article it is presented actual and a challenge of creation of a complex of techniques for diagnostics of children with a syndrome of deficiency of attention and hyperactivity. The basic symptoms of display of hyperactivity at children of younger school age, and also behavioural features of given children are described. The statistical data about prevalence a syndrome of deficiency of attention and hyperactivity in children's population is cited. Efficiency of use for revealing hyperactive children of the complex approach to diagnostics is underlined. Classification of diagnostic criteria of syndrome of deficiency of attention and hyperactivity is given. The key words: hyperactivity, a syndrome of deficiency of attention with hyperactivity, hyperkinetic frustration, symptoms of hyperactivity at children of younger school age, complex diagnostics, screening research.

Список литературы

1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиат. мед. психол. им. В.М. Бехтерева. СПб., 1993, №3. С. 74-90.

2. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический Проект, 2004. 176 с. (Руководство практического психолога).

3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000. 112 с.

4. Заваденко Н.Н. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, Т.3, №6. С.13-17.

5. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000, №1.

6. Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Яковенко В.А. и др. Применение транскраниальной микрополяризации в лечениии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. 2002, № 5.

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2001. 190 с.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

9. Сиротюк АЛ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002. 128 с.

10. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. М., 1997.

Об авторе

Бичерова Е.Н. - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и профессиональной психологии Социально-экономического института Брянского государственного университета имени академикаИ.Г. Петровского, bic-elena@ya.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.