Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
Педагогические науки / Pedagogical Sciences
УДК 37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/46
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
©Уринова Н. М., ORCID: 0000-0002-6816-3733, канд. пед. наук, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Узбекистан, [email protected] ©Хусеинова С. Б., Ферганский государственный университет, г. Фергана, Узбекистан, [email protected]
THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS
OF THE HUMANITIES FOR SOCIALLY ORIENTED EDUCATIONAL WORK
©Urinova N., ORCID: 0000-0002-6816-3733, Ph.D., Fergana State University, Fergana, Uzbekistan, [email protected]
©Khuseinova S., Fergana State University, Fergana, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-практические основы подготовки будущих учителей к социально ориентированной воспитательной работе. В статье также освещены тематика экспериментальных лекций, общие требования к их проведению, ведущие методы, а также виды самостоятельной работы студентов, критерии социального воспитания, тематика семинара. Авторы статьи считают, что экспериментальные результаты данного исследования подтверждают правомерность научно-теоретического подхода к исследованию проблемы, основательность теоретико-педагогической и теоретико-практической подготовки будущих учителей к социально-воспитательной работе.
Abstract. The article discusses the theoretical and practical foundations of training future teachers for socially oriented educational work. The article also highlights the topics of experimental lectures, general requirements for their conduct, leading methods, as well as types of student's independent work, criteria of social education, the topic of the seminar. The authors of the article believe that the experimental results of this study confirm the validity of the scientific-theoretical approach to the study of the problem, the thoroughness of the theoretical-pedagogical and theoretical-practical training of future teachers for the social and educational work.
Ключевые слова: социально ориентированная воспитательная работа, лекции, методика, виды самостоятельной работы, критерии социального образования, семинар.
Keywords: socially oriented educational work, lectures, methodology, types of independent work, criteria of social education, seminar.
В стратегических целях развития страны, нашего общества предусматриваются интенсивные пути и условия преобразования и реформирования образования и такого его важного аспекта, как воспитание, прежде всего в подготовке педагогических кадров, что четко представлено в Концепции развития системы высшего образования Республики
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
Узбекистан до 2030 г.
Организация, модифицированное содержание, социальная направленность воспитания, его новые технологии — важный фактор формирования и развития личности. Разрабатываются и принимаются к исполнению соответствующие государственные документы, указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров. Возрастает приоритет проблемы воспитания, в частности, социальной направленности во всех структурах образования, прежде всего в системе подготовки педагогических кадров, в первую очередь к воспитательной, социально ориентируемой работе.
Однако, несмотря на чрезвычайную актуальность и востребованность проблемы социально-педагогических аспектов воспитания новой личности, в социальном воспитании студентов, в подготовке будущих учителей к воспитательной работе, в отечественной педагогике, наблюдается слабая активность в исследовании адекватных тем. Преподаватели психолого-педагогических дисциплин педагогических вузов нуждаются в рекомендациях по социальному воспитанию студентов, в раскрытии методологии социально-педагогических особенностей подготовки будущих учителей к воспитательной работе. Следует заметить, что в республике в последнее время активизировались исследования социально-педагогического характера.
Теоретическая подготовка студентов к организации воспитательной работе, по мнению Н. В. Штильман, предлагает «усвоение ими закономерностей целостного педагогического процесса (соответствие содержания, форм и методов осуществления педагогического процесса характеру общественных отношений, уровню развития научно-технического прогресса и производительных сил общества; неизбежность воспитательных последствий жизненных отношений, ситуаций, взаимодействия ребенка с окружающей средой; обусловленность формирования личности, ее системных качеств и свойств содержанием и характером деятельности и общения; органическая взаимосвязь воспитания, обучения и развития; взаимозависимость целей и задач, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса); знаний принципов целостного педагогического процесса (целенаправленность, связь с жизнью, с решением задач социально-экономического развития страны; научность; наглядность; преемственность; последовательность и систематичность; оптимальное сочетание форм и методов, средств обучения и воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей; единство требовательности и уважения к личности; опора на положительное в личности воспитанника; сочетание прямых педагогических воздействий с методами параллельного действия и пр.)» [1, а 82].
Лекционные занятия, по мнению И. Н. Разливинских, были ориентированы на «повышение уровня профессиональных компетенций и проводились с использованием проблемного изложения материала, требовавшего от студентов самостоятельности его осмысления и логичного, доказательного изложения, что способствовало активизации полученных знаний, формированию ключевых понятий и образованию межпредметных связей» [2, а 143].
Основными составляющими системы социально ориентированного воспитания являются: направленность данного процесса на формирование социально активной, востребованной обществом личности в соответствии с концепцией современного образования; производные от указанной приоритетной цели задачи; социально-педагогические факторы достижения этой важнейшей цели [3, а 21].
В подготовке студентов бакалавриата — будущих учителей гуманитарного профиля к
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
социально ориентированной воспитательной работе обогащается и совершенствуется социально-педагогический облик будущего учителя. Процесс и содержание этой подготовки, по мере изучения психолого-педагогических дисциплин, строятся на основе социально-педагогических особенностей.
В социально-педагогических особенностях воспитательной работы в школе выделяем конкретно-практические. В этом ракурсе проводится данное экспериментальное исследование, занимающее в общей системе социальнопедагогической подготовки будущих учителей к воспитательной работе социальной направленности значительное место как важный системный компонент, обусловливающий профессиональные знания студентов, в частности социально-педагогические. Подготовка студентов к социально-воспитательной работе осуществляется в процессе изучения теории педагогики, освоения педагогического мастерства и методики воспитательной работы в бакалавриате.
Изучив программы указанных и других учебных предметов, рабочие планы факультетов и кафедр, не нашли согласованного акцента на подготовку будущих учителей к социально ориентированной воспитательной работе, в то время как в государственной образовательной политике остро поставлен вопрос о необходимости такой подготовки специалистов в сфере образования что требует, в первую очередь, изучения таких тем, как: «Социально-педагогическая воспитательная работа в школе», «Особенности социального воспитания учащихся», «Социальное воспитание учащихся как сфера педагогической деятельности», «Учащийся в социуме: его развитие, деятельность, общение, влияние среды, усвоение социальных ролей, адаптация», «Принципы воспитания социальной направленности», «Основы педагогической деятельности по социальному воспитанию учащихся (система, процесс, методы, приемы, средства, технологии)». С учетом этих приоритетных акцентов подготовки будущих учителей к социально ориентированной воспитательной работе, со студентами достаточно основательно изучаются и рассматриваются следующие теоретико-практические темы: «Социально-педагогические особенности воспитательной работы», «Теоретико-практические знания по социально-воспитательной работе, необходимые учителю», «Виды, формы и направления социально-воспитательной работы в школе», «Социальное пространство в социально ориентированной деятельности учащихся», «Педагогическое общение в социуме учащихся», «Формы, методы и технологии социально-воспитательной работы с учащимися».
В цикле экспериментальных лекций покажем изучение вышеупомянутых тем, предварительно определив к ним общие требования и основные методы, а также виды работ студентов. Общие требования:
-методологический подход к проблеме, теме, рассматриваемых в лекции; -актуально-мотивационное введение к лекции социально-личностного характера педагогической социально-воспитательной деятельности;
-предварительные акценты на основные положения лекции;
-структурно-логическое изложение материала с риторическими и прямыми вопросами, активизирующими внимание, интерес, познавательную деятельность и интеллектуально-творческий потенциал слушателей, а также приобретенные ранее профессионально-педагогические знания;
-максимальное приближение содержания теоретико-практического материала к реальному — жизненному, окружающей действительности, педагогической деятельности;
-привлечение студентов к обобщению, формированию выводов, заключений и резюме по теме лекции, при этом приветствие смелых, самостоятельных суждений и мнений;
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
-внимание коммуникативным проявлениям студентов в процессе и после лекции, вызванным ее содержанием, активизированным ее технологией (в ответах на поставленные вопросы в ходе лекции, заключительной части, в лабораторных работах и семинарских заданиях);
-прослеживание социализации приобретенных знаний и умений в реальной деятельности (общественной и социально-педагогической).
В процессе теоретико-практической подготовки будущих учителей к воспитательной работе, с учетом социально-педагогических особенностей этой подготовки, используются такие методы:
-мотивация, мотивировка; внушение, убеждение, увещевание; сообщение, информация; -лекция с элементами: изложения (нового материала), чтения (текстов), рассказа, пересказа; разъяснения, объяснения; иллюстрации, показа, примера, образца; доказательства, мини-дискуссии; монолога, диалога;
-моделирование, планирование, перспективное «видение», прогнозирование; -учет интересов, профессиональных потребностей и способностей студентов; -суждение, обсуждение; обобщение и выводы, заключение, резюме; -ролевые, социально-педагогические ситуационные игры, упражнения и тренинги; -вопросы-ответы, тесты, размышления социально-педагогические задачи; -требования (коммуникативных норм, правил), рекомендации, памятки, установки (по педагогическому общению);
-стимулирование, подбадривание, поощрение, похвала; -соревнование, первенство, приоритет, престиж; -наблюдение и прослеживание, сравнение, сопоставление; -установление причинно-следственной связи; -мнение: личностное, коллективное, общественное; -самовосприятие, изучение, анализ, оценка.
Виды работ, предлагаемых студентам в учебном процессе: «Размышления...», «Монологи...», сочинения, рефераты, доклады; моделирование (социально-педагогических ситуаций); разработки: игр социально-воспитательного содержания, технологии конкретно-предметной социально-ориентированной воспитательной работы, планов социально-воспитательных дел; сценариев мероприятий; самонаблюдение, самоанализ, самооценка.
В процессе теоретико-практической подготовки будущих учителей к воспитательной работе, с учетом социально-педагогических особенностей этой подготовки выявлены критерии социального воспитания учащихся:
-осознанный социально-личностный мотив социальной деятельности; -сочетание личных интересов с социально-общественными; -освоение необходимых социальных знаний и опыта; -социально значимая деятельность (по интересу и способности);
-проявление социально значимых качеств личности, особенно во внеклассной, общешкольной деятельности;
-удовлетворенность своей социально направленной деятельностью, ее объективная самооценка;
-предельное использование своего предмета в социальном воспитании личности учащихся;
-социально-воспитательная внеклассная работа;
-организация и проведение различных дел и мероприятий, социально значимых и
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
общественно полезных;
-системное, планомерное, комплексное и интегрированное социальное воспитание учащихся с прогнозируемыми результатами на основе конкретно-предметного, нравственного, эстетического, экологического, трудового и др.;
-творческий и инновационный подход к социальному воспитанию учащихся (содержанию, организации, условиям, процессу, технологиям, средствам, методике, диагностике).
Цель обучения учащихся: восприятию современного мира, окружающей действительности, общественных процессов как закономерных эволюционных явлений в сфере национальных и общечеловеческих ценностей; отдача своих возможностей общественным целям; самосовершенствование, прежде всего социально-личностных качеств, общения, поведения, деятельности.
Помощь учащимся: найти свое место в жизни, социально состояться, приобрести чувство уверенности в себе, своего призвания, востребованности — облегчить процесс полноценного становления личности через овладение определенной специальностью; социально и профессионально состояться.
Социально-воспитательная работа в школе, коллективная и индивидуальная — задача не только социально-педагогическая, но и социально-политического значения.
Социально-педагогические особенности воспитательной работы в школе — факторы, характерные для современного социально-педагогического процесса; обусловленные: реформами в обществе, в его основных сферах жизни, в частности, в области образования; новыми приоритетами и ценностями образования — личностью как социальной ценностью, активной, самостоятельной, творческой, социально значимой и востребованной.
Знание будущими учителями социально-педагогических особенностей воспитательной работы — залог успешного социального воспитания подрастающего поколения.
На лекционных занятиях рассматриваются следующие аспекты выбранной темы: актуальность проблемы; необходимый категориальный аппарат; социально-педагогические особенности воспитательной работы (что им характерно, чем обусловлены), их классификация с рассмотрением концептуально-сущностного содержания таких основных социально-педагогических особенностей, как психологические, национальные и общечеловеческие, педагогические (теоретические и практические); ориентир будущих учителей на социальное воспитание учащихся; информация о социально-воспитательной работе в школе, о школе как социально-педагогической системе этого воспитания [4, с. 29].
В ходе лекции студентам были заданы следующие вопросы:
-В чем заключается главная социально-педагогическая миссия современного учителя?
-Назовите основные социально-педагогические особенности воспитательной работы.
-Раскройте (кратко) одну из социально-педагогических особенностей воспитательной работы в школе.
-Ваше понятие о школе как о социально-педагогической системе социального воспитания учащихся.
Были предложены следующие темы семинарских занятий: «Актуальность проблемы социального воспитания школьников», «Основные социально-педагогические особенности воспитательной работы в школе», «Школа — социально-педагогическая система социального воспитания учащихся», «Обусловленность социально-воспитательной работы в школе реформами в обществе, в его основных сферах жизни». На лекционных занятиях будущие учителя знакомятся с характерными особенностями социально-воспитательной работы,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
осознают актуальность и практическую востребованность этих знаний; приобщаются к теоретическим основам проблемы во взаимосвязи с социально-воспитательной практикой в школе в контексте с реальными событиями в обществе, в различных сферах жизни; активно включаются в обсуждение социально-педагогической миссии учителя, высказывают свое мнение о социально-педагогических особенностях воспитательной работы; получают представление о школе как социально-педагогической системе, ориентированной на социальное воспитание учащихся. Изучение и анализ семинарских работ студентов свидетельствует о достаточно глубоком освоении сущностного содержания лекции, ее основных концептуально-теоретических и теоретико-практических положений.
Результаты исследования в котором (по основным критериальным показателям) отражены весьма высокие достижения, полученные в процессе наблюдения за студентами, бесед с ними, анкетирования и тестирования, изучения, анализа и оценки различных письменных и теоретико-практических семинарских, самооценки студентами своих социально-педагогических знаний, умений и способностей, а также общей подготовки к социально-педагогической работе в школе.
В экспериментальных группах: осознанно-мотивационное отношение к избранной профессии как социально значимой, проявили 93,3% студентов (в контрольной — 53,3%); признают и осознают важность и необходимость в профессиональной подготовке сочетание личностно-профессиональных интересов с общественными — 96% (в контрольных — 60%); социально-педагогические знания на «отлично» и «хорошо» усвоили 94% (в контрольных — 50%); адекватные умения и способности проявили 86,7% (в контрольных — 38,7%); по достаточно объективной самооценке, не противоречащей официальной, свою общую подготовку к социально-педагогической работе оценили на «отлично» — 44% (в контрольных — 20%), на «хорошо» — 50% (в контрольных — 20%; здесь «удовлетворительную» оценку получили 40%, а «плохую» — 20% студентов); испытывают потребность в социально-педагогическом самосовершенствовании 86,7% (в контрольных группах 40% студентов).
Таким образом, экспериментальные результаты подтверждают правомерность научно-теоретического подхода к исследованию проблемы, основательность теоретико-педагогической и теоретико-практической подготовки будущих учителей к социально-воспитательной работе.
Список литературы:
1. Штильман Н. В. Система подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007. 190 с.
2. Разливинских, И. Н. Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дисс. . канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 214 с.
3. Уринова Н. М., Байджанов Б. Х. Социально-педагогические особенности подготовки будущих учителей к воспитательной работе // Ученый XXI века. 2016. №4-2 (17). С. 21-24.
4. Уринова Н. М., Таджибоева Х. М. Педагогические основы развития социальной активности учащейся молодежи // International scientific review of the problems of philosophy, sociology, history and political science. 2018. С. 29-33.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
References:
1. Shtilman, N. V. (2007). Sistema podgotovki budushchikh pedagogov k organizatsii vneurochnoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov: Ph.D. diss. Moscow. (in Russian).
2. Razlivinskikh, I. N. (2011). Formirovanie matematicheskoi kompetentnosti u budushchikh uchitelei nachal'nykh klassov v protsesse professional'noi podgotovki v vuze: Ph.D. diss. Chelyabinsk. (in Russian).
3. Urinova, N. M., & Baidzhanov, B. Kh. (2016). Sotsial'no-pedagogicheskie osobennosti podgotovki budushchikh uchitelei k vospitatel'noi rabote. Uchenyi XXI veka, (4-2 (17)), 21-24. (in Russian).
4. Urinova, N. M., & Tadzhiboeva, Kh. M. (2018). Pedagogicheskie osnovy razvitiya sotsial'noi aktivnosti uchashcheisya molodezhi. International scientific review of the problems of philosophy, sociology, history and political science, 29-33. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 06.04.2021 г. 11.04.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Уринова Н. М., Хусеинова С. Б. Теоретико-практическая подготовка будущих учителей гуманитарного профиля к социально ориентированной воспитательной работе // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С. 434-440. https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/46
Cite as (APA):
Urinova, N., & Khuseinova, S. (2021). Theoretical and Practical Training of Future Teachers of the Humanities for Socially Oriented Educational Work. Bulletin of Science and Practice, 7(5), 434-440. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/46