Научная статья на тему 'Социальные проблемы активизации познавательной деятельности студенческой молодежи'

Социальные проблемы активизации познавательной деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ / МЕНЕДЖМЕНТ / ВУЗ / ЗНАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОПРОСНИК / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENT / COGNITIVE ACTIVITY / SOCIOLOGICAL DECISION / MACHINERY / SOCIAL / MANAGEMENT / UNIVERSITY / KNOWLEDGE / PROFICIENCY / QUESTIONNAIRE / MOTIVATION / TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аликариева А. Н.

Переход к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, требует активизации познавательной деятельности студентов. Особое значение приобретает формирование потребности к активному познанию и самосовершенствованию личности, что требует своего социологического решения. Это связано с совершенствованием механизмов социального, экономического и педагогического управления вузами с учетом человеческого фактора. Умелое использование всего потенциала учебно-воспитательного процесса, применение неформальных, творческих средств и методов приобщения студентов к ценностям все это делает гуманитарную подготовку перспективной формой развития личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аликариева А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Problems of Activization of Cognitive Activity of Youth Students

The transition to the formation of specialists of a wide profile combining deep fundamental knowledge and thorough practical training requires the intensification of students' cognitive activity. Of particular importance is the formation of the need for active cognition and self-improvement of the individual, which requires its own sociological decision. This is due to the improvement of the mechanisms of social, economic and pedagogical management of universities, taking into account the human factor. Skilful use of the entire potential of the educational process, the use of informal, creative means and methods of introducing students to the values all this makes humanitarian training a promising form of personal development of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы активизации познавательной деятельности студенческой молодежи»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

УДК 316.612 https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/47

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

©Аликариева А. Н., канд. социол. наук, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

SOCIAL PROBLEMS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY

OF YOUTH STUDENTS

©Alikarieva A., Ph.D., National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. Переход к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, требует активизации познавательной деятельности студентов. Особое значение приобретает формирование потребности к активному познанию и самосовершенствованию личности, что требует своего социологического решения. Это связано с совершенствованием механизмов социального, экономического и педагогического управления вузами с учетом человеческого фактора. Умелое использование всего потенциала учебно-воспитательного процесса, применение неформальных, творческих средств и методов приобщения студентов к ценностям — все это делает гуманитарную подготовку перспективной формой развития личности будущего специалиста.

Abstract. The transition to the formation of specialists of a wide profile combining deep fundamental knowledge and thorough practical training requires the intensification of students' cognitive activity. Of particular importance is the formation of the need for active cognition and self-improvement of the individual, which requires its own sociological decision. This is due to the improvement of the mechanisms of social, economic and pedagogical management of universities, taking into account the human factor. Skillful use of the entire potential of the educational process, the use of informal, creative means and methods of introducing students to the values — all this makes humanitarian training a promising form of personal development of the future specialist.

Ключевые слова: студент, познавательная активность, социологическое решение, механизм, социальный, менеджмент, вуз, знания, квалификация, опросник, мотивация, учебная деятельность.

Keywords: student, cognitive activity, sociological decision, machinery, social, management, university, knowledge, proficiency, questionnaire, motivation, training activities.

В настоящее время перед вузами постсоветских стран поставлена актуальнейшая задача — перейти к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, ориентированную на конкретную отрасль. Поиск новых эффективных форм подготовки специалистов разного профиля во многом состоит в активизации познавательной деятельности студентов, предусматривающей органическое сочетание глубокого знания теории и владение всеми необходимыми для обучения и воспитания практическими умениями и навыками.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

Особое значение приобретает процесс подготовки будущих специалистов, овладение ими основными знаниями и умениями в области науки, формирование потребности к активному познанию и самосовершенствованию личности. Отдельное место в этом процессе принадлежит познавательной деятельности будущих специалистов, активизация которой во многом обеспечивается взаимосвязью обучения с профессиональной подготовкой, творческим характером обучения, привитием студенту познавательных интересов и потребностей к более полному и глубокому приобретению знаний, совершенствованием профессионального мастерства эрудиции и культуры. Проблема активизации познавательной деятельности студентов вузов принимает актуальный характер и требует своего социологического решения.

Для решения этой задачи необходима разработка комплексных путей повышения активности студенческой молодежи на базе совершенствования механизмов социального, экономического и педагогического управления вузами с учетом человеческого фактора.

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин обеспечивается: единством мотивационных и операционных сторон деятельности, а также, специальной системой, отвечающей учебно-воспитательным задачам дисциплин.

Проблема активизации деятельности на современном этапе в силу своей значимости становится актуальным предметом исследования представителей самых различных областей науки: философии, социологии, психологии, частных методик и т.д. Можно выделить, что к настоящему времени достигнуты определенные успехи в изучении различных аспектов этой многогранной проблемы.

Очевидно, что в процессе подготовки специалистов в вузе процесс обучения невозможно ограничить только приобретением знаний, умений и навыков по определенным дисциплинам, необходима серьезная качественная перестройка этого процесса в свете современных требований.

Активными побудителями познавательной деятельности, как и любой другой общественной деятельности, могут быть непосредственный, активный интерес к этой деятельности и мотивы нравственно-эстетического и психологического удовлетворения. Считается, что потребность — это социологическая категория, выражающая затраты людей, обусловленные уровнем развития производства и культуры и типом господствующих общественных отношений.

Структура познавательной деятельности свидетельствует о единстве ее общих закономерностей с закономерностями процесса научного познания. За время обучения студенты включаются в различные виды деятельности, в процессе которой они овладевают знаниями, умениями, навыками, у них формируются основные черты личности.

Ни содержание учебных предметов, ни познавательные умения сами по себе еще не реализуют интерес. Для этого необходимо создание условий. Роль преподавателя заключается в создании таких условий для формирования познавательного интереса, как психическое состояние студента, которое руководит личностным образованием.

В настоящее время четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни исследователи рассматривают познавательную активность как деятельность, а другие — как качество личностного образования. Преподавателю необходимо помнить, что познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности [1].

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам. Роль преподавателя — осуществлять управление его учением, то есть, мотивировать, организовывать, активизировать, координировать, консультировать его

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

деятельность [2]. Формирование творческой личности, одна из главных задач концепции модернизации образования. Важнейшим требованием к современному процессу профессионального обучения является активная, самостоятельная, осознанная деятельность студентов, их целеустремленные усилия для успешного выполнения задач.

Одной из самых популярных и интенсивно обсуждаемых тем в преподавательском сообществе (том числе в научно-методических публикациях) является тема повышения эффективности учебного процесса и улучшения качества подготовки специалистов в вузе. Основной упор делается при этом на введение инновационных методов организации учебного процесса с широким использованием в различных вариантах компьютерной техники.

Однако даже очень хорошо спланированный и организованный учебный процесс зачастую пробуксовывает из-за неумения, а иногда и нежелания студентов активно включаться в повседневную учебную работу. У достаточно большого числа студентов учеба мотивируется не столько желанием освоить определенный объем программного материала изучаемых дисциплин, сколько стремлением с наименьшей затратой труда и времени выполнить требования учебного плана по сдаче зачетов и экзаменов.

Отсюда и интенсивная учебная работа многими студентами планируется только на период сессии. Преподаватель воспринимается ими лишь как поставщик систематизированной и адаптированной информации. В современной парадигме вузовского учебного процесса преподаватель рассматривается не столько как источник информации, подлежащей изучению, сколько как лицо, организующее самостоятельную учебную работу студентов [3].

Активность всегда связана с деятельностью, прежде всего, с потребностью в знаниях и умениях, с интересом к ним, с мотивами для познания. В ходе активного познания изменяются не только знания, умения и опыт, но и сама личность студента; начинают устойчиво формироваться новые убеждения. И все способности человека развиваются в процессе деятельности, тем более, если она интересна и активна. Нет другого пути развития познавательных способностей, кроме организации познавательной деятельности, а для эффективности и успешности - активной познавательной деятельности.

Активность студентов нельзя рассматривать вне связи с их самостоятельностью: эти понятия дополняют друг друга, поскольку в самостоятельных действиях уже проявляются элементы активности личности, а проявление активности зачастую вызывает самостоятельность действий. Таким образом, под активизацией познавательной деятельности студентов можно понимать целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм и методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формирования умений и навыков, применении их на практике.

В процессе овладения студентами знаниями, умениями и навыками действующее место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ими. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для студентов остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.

Активно управляемый процесс направлен на обеспечение прочных знаний студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей студентов, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

активное управление обучением и развитием каждого студента. В процессе обучения студент также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Для познавательной деятельности присущи единство чувствительного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она происходит на каждом жизненном шагу и социальных отношениях студентов (производительный и общественно полезный труд, ценностно ориентированная художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (эксперимент, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.).

Применяя в процессе обучения прогностические методы, необходимо помнить о субъективном, и объективном их характере. Субъективный путь организации учебной деятельности — использование методов убеждения, объяснения, информирования. Объективный — создание соответствующих условий, которые бы способствовали развитию у студентов положительной мотивации к учебной деятельности, чтобы они начинали действовать. И тогда, если сама эта деятельность вызовет у студентов интерес, удовольствие, азарт, то можно быть уверенным, постепенно возникнет потребность в такой деятельности, а значит, формируется устойчивый познавательный интерес к ней.

Можно выделить три основные направления активизации познавательной работы студентов в межсессионный период.

Во-первых, совершенствование содержания программ изучаемых курсов. Его возможные пути — введение в программы сведений о достижениях в соответствующих областях науки, об использовании этих достижений в практической деятельности, о перспективах дальнейшего развития науки, четкое формулирование тех требований к знаниям и умениям, которые предъявляются при изучении того или иного раздела курса. Очень важным является указание цели, которая должна достигаться в итоге освоения соответствующего материала как в целом, так и в рамках изучения отдельных тем, при проведении различных типов занятий.

В педагогике целеполагание рассматривается как один из краеугольных камней образовательного процесса [4]. Далеко не всегда достаточно просто и привлекательно для студентов можно сформулировать цель изучения конкретного материала (если, конечно, не ограничиваться ссылкой на то, что это входит в программу курса), но, когда это делается квалифицированно — интерес к изучению материала повышается.

Во-вторых, совершенствование методики организации и реализации учебного процесса, обеспечение его качественной учебно-методической литературой.

В-третьих, оценивание учебной работы студентов как стимулирующий фактор. Использование оценивания не только в качестве способа контроля знаний, но и в качестве дополнительного стимула регулярной учебной работы, позволяет реализовывать достаточно эффективную связь преподаватель — студент в реальном масштабе времени.

Весьма эффективно использование элементов кооперативного обучения на занятиях, нацеленных на разбор выполненных студентами контрольных работ [5]. Работа студентов в малых группах, выполнявших одинаковые или сходные задания, когда студенты, хорошо усвоившие данный материал, объясняют его своим коллегам по группе, оказывается, как показывает практика, очень плодотворной. При работе студентов в группах на занятиях не только осваивается учебный материал, но и формируются коммуникативные качества.

Пользу получают как те студенты, которые учатся, так и те, кто играет роль учителей. Стимулом для интенсивной работы на семинарских занятиях является то, что активность и качество работы студентов на них оценивается в конце семестра в виде баллов. Эти баллы, наряду с баллами за различного рода контрольные мероприятия, входят в суммарное их

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

число по предмету и определяют рейтинг студента не только по данной дисциплине, но и его итоговый рейтинг. Например, введение системы рейтинговой оценки всей учебной и научной работы студентов в состоянии стать фактором, влияющим на межсессионную работу студентов [6].

Активизировать познавательную деятельность студентов на лекционных занятиях значительно сложнее. Как правило, студенты на лекциях нацелены не столько на усвоение предлагаемого им материала, сколько на его дословное конспектирование, что существенно снижает обучающую функцию лекции. Наличие авторского конспекта лекций или другого доступного всем студентам учебника позволяет акцентировать внимание студентов не на конспектировании содержания лекции, а на понимании излагаемого материала. Проведение во время лекций экспресс-контроля усвоения излагаемого материала стимулирует активную его рефлексию, и позволяет в реальном масштабе времени реализовывать связь студент-преподаватель. Многие лекторы отрицательно относятся к проведению лекций с процедурой пауз для контроля из-за опасения потери лекционного времени и возникновения беспорядка в аудитории.

Отношение студентов к обучению обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержание и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» студента с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

-готовность выполнять задачи;

-сознательность выполнения заданий;

-систематичность обучения;

-стремление повысить свой личный уровень и т. п.

Активность вместе с самостоятельностью тесно связана с определением объекта, средств деятельности, ее стремление учиться без помощи взрослых и преподавателей. Являясь важной составляющей структуры образования, мотивация учебно-познавательной деятельности студентов имеет несколько значений: как продукт формирования личности, она одновременно выступает как фактор дальнейшего развития; предоставляя общую стимулирующее действие для протекания мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности; мобилизует творческие силы на поиск и решения учебных задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию; является важнейшим внутренним условием развития стремления к самообразованию, имеет диагностическое значение, т.е. служит показателем развития многих важных качеств личности [7].

Управление активностью студентов традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как длительный, постоянно действующий процесс побуждения студентов к целенаправленному обучению, ориентированный на преодоление пассивной и стереотипной деятельности, избегание спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности студентов, повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Наибольшей активности студентов можно достичь тогда, когда во время занятий создаются ситуации, в которых студенты сами должны: отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссиях и обсуждениях; задавать вопросы своим товарищам и педагогам; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей, самостоятельно выбирать посильное задание:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

-находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

-применять самопроверку, анализ личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Путем специально подготовленных заданий, которые постепенно усложняются, создается проблемная ситуация, для выхода из которой студенту не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, опираясь на личный или чужой опыте, логику. И так, студент получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Одной из главных задач обучения заключается в формировании и совершенствовании умений и навыков, в частности умения применять новые знания. Можно утверждать, что современные технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности студентов: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Активизация познавательной деятельности студентов невозможно представить без активизации их внимания. Отсутствие или недостаток внимания сдерживает активность, не позволяет студенту принимать полноценное участие в коллективной работе на занятиях, негативно влияет на восприятие и понимание учебного материала, его запоминание, не позволяет избежать ошибок при выполнении заданий.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность студентов не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания студент пытается тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и таким образом формировать новый образ профессиональной деятельности. Чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем более производительный его результат. У студентов начинают формироваться устойчивые новые убеждения и, обычно, значительно пополняется багаж профессиональных знаний. Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет очень важное значение.

Одна из главных целей преподавателя как участника образовательного процесса при переходе к компетентностному обучению — научить молодых людей умению учиться. Это предполагает моделирование такой системы образования, в которой создаются условия для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в образовательном учреждении. Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой студенты совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Функция преподавателя - содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе студентов. А при организации образовательного процесса учитывать такие принципы, как гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности студентов, возможность выбора занятий, приоритет групповой и индивидуальной форм работы; наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; опора на существующий уровень развития студента и представление условий для его роста.

— Определение исходного уровня познавательных действий студентов и умений оперировать ими как на уроке, так и в самостоятельной работе:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

-выявление основных методических предпосылок становления мотивов, активизирующих познание студентов;

-выявление уровня познавательной активности студентов, основанной на единстве мотивационной и операционной сторон деятельности;

-оценка степени значимости различных факторов активизации познавательной деятельности студентов.

Одним из важнейших научных инструментариев решения сформулированной задачи является метод экспертной оценки. Сущность метода заключается в проведении экспертами-специалистами по решаемой проблеме (в данном случае - группы опрашиваемых студентов и преподавателей) интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждения и формальной обработкой результатов. При этом проводился индивидуальный опрос экспертов в форме анкет, выяснилась относительная важность факторов, первичные данные, анкет подвергались математико-статистической обработке.

На этапе обработки результатов анкетирования, проводилось математико-статистическое моделирование оценки степени значимости всей совокупности выявленных факторов активизации познавательной деятельности студентов.

В групповой экспертной оценке по выявлению уровней познавательной активности участвовало 1.800 студентов 2-4 курсов. При этом применялся способ полузакрытого анкетирования, то есть, экспертом представлена возможность выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных в анкете и, в то же время, излагать собственное мнение.

Так, например, в нашем констатирующем эксперименте выделены следующие компоненты, участвующие в процессе активизации познавательной деятельности студентов: 1) образование, 2) любовь к родине, любовь к родному языку, 3) взаимоотношения студентов, 4) экономика, экология, 5) отношение к религии, 6) отношение к окружающей среде, природе и т.д.

Можно сделать определенные выводы - в основу экспериментальной работы положен комплексный подход к методике активизации познавательной деятельности студентов, заключающейся во взаимосвязи видов деятельности, форм и методов познания; поисковых ситуациях, развивающих самостоятельность действий и активность мышления; расширяющемся кругозоре студентов, формировании у них познавательных мотивов с ясным осознанием и интересом к полученным знаниям, умениям, навыкам, способности использования приобретенного профессионального багажа в реальных условиях школьной практики.

Проблема активной деятельности в процессе обучения издавна была предметом пристального внимания ученых, социологов, педагогов-практиков. Рассматривая сущность проблемы активизации познавательной деятельности и концепции ее исторического развития; можно прийти к логическому выводу о несомненной значимости этой проблемы и необходимости ее глубокого изучения на различных этапах развития педагогической мысли.

В познавательной деятельности возникают и развиваются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы, а также общие и специальные способности.

В результате всей проведенной работы по выявлению количественных и качественных показателей и первоначального уровня активности студентов были определены наиболее оптимальные формы совершенствования этого процесса, а также истинное состояние дел в аспекте исследуемой проблемы.

Выявление исходного уровня познавательной деятельности позволило определить количественные и качественные проявления познавательной активности студентов, наметить

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

конкретные меры педагогического воздействия на данной процесс соответственно выдвинутым теоретико-методическим положением.

Непосредственно формирующий эксперимент проведен нами в естественных условиях учебного процесса, который проходил и последовательно и параллельно с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся; а также особенностей индивидуальной формы обучения.

На всех этапах экспериментальной работы были проведены сравнительные анализы показателей эффективности предлагаемой методики обучения, особое внимание при этом уделялось характеру и интенсивности выполнения студентами различных заданий, а также путям решения познавательных задач проблемного характера с целью активизации деятельности, что, в свою очередь, способствовало развитию потребностно-мотивационной сферы, возникшей в результате деятельности.

Подобный комплексный подход позволяет наиболее адекватно решать задачи по активизации познавательной деятельности студентов, что полностью подтверждается сравнительно-сопоставительным анализом количественных и качественных характеристик уровней активизации познавательной деятельности студентов. В построении формирующего эксперимента учитывались самые разные факторы: образовательный уровень студентов, и их потребностно-мотивационный уровень, их взгляды на внешний мир, их кругозор и возросшие требования к умениям, знаниям и навыкам будущего специалиста [8].

Необходимыми условиями эффективности процесса активизации познавательной деятельности студентов были:

-разработка системы учебно-познавательных и творческих заданий; -система развития различных компонентов деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии;

-использование поисковых ситуаций;

-непременное развитие самостоятельности, инициативы, творческого мышления студентов, поиск оригинальных решений, поставленных познавательных задач;

-развитие умения студентов оперативно ориентироваться в художественном содержании задания;

-отношение к окружающей среде, природе и др.

Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием. Ясно, что традиционные и новые слои нашего общества уже воспроизводятся с участием этой молодежи.

Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу - привлечь внимание обучающихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у студентов чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и, особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и студенты нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал [9].

Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к обучению, их стремлением к познанию, осознанием и самостоятельным овладением знаниями, умениями и навыками, их познавательной активности.

Активные методы обучения, по нашему мнению, в условиях их творческого применения превращают учебный процесс в творчески-поисковую деятельность, положительно влияет на его эффективность, побуждает к поиску различных приемов усвоения знаний.

Необходимость активного обучения обусловлена и тем, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд дидактических задач, которые трудно решить в условиях традиционного обучения.

Мы считаем, что нужно развивать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, системное мышление студентов, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, учить умению совместной деятельности и взаимодействия, способности принимать совместные решения, воспитывать ответственное отношение к делу, осознавать социальные ценности и установки как коллектива, так и общества в целом.

В развитии личности будущего специалиста важное значение принадлежит формированию положительных мотивов и действенных целей, поскольку они - важнейшие детерминанты деятельности. Структура мотивов студента становится стержнем личности будущего специалиста. Итак, развитие позитивных учебных мотивов - неотъемлемая составляющая процесса формирования личности студента.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должны быть направлены на формирование сильной личности, способной жить и работать в сложных современных условиях, смело определять собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, быть ответственным за него, быть способной к обучению протяжении всей жизни, к саморазвитию и самореализации.

Таким образом, обеспечение познавательной активности и повышение ее уровня в структуре учебной деятельности студентов предстает как сложная задача, требующая особого системного подхода. Последний связан со стимулированием высокого уровня мотивации студентов, понимания ими необходимости дальнейшего саморазвития, осознания целей,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

путей и методов соответствующего познавательного процесса. Умелое использование всего потенциала учебно-воспитательного процесса, применение неформальных, творческих средств и методов приобщения студентов к культурным ценностям - все это делает гуманитарную подготовку перспективной формой развития личности будущего специалиста.

Список литературы:

1. Сухомлинова М. В. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения музыкально-исполнительских дисциплин: (На материале педвузов УзССР): автореферат дис. ... канд. пед. наук. Ташкент. 1990. 19 с.

2. Чуреева Л. А. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского колледжа на практических занятиях профессионального модуля как условие успешности обучения // Концепт. 2016. Т. 46. С. 424-433.

3. Бар Р. Б., Таг Д. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению // Сб. рефератов по дидактике высшей школы. Мн., 2001. С. 13-40.

4. Кирилюк Л. Г. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению // Материалы второй республиканской научно-практической конференции. Мн., 2002. С. 70-82.

5. Сандра Л. Ренегар Дидактика высшей школы // Сб. рефератов. Мн., БГУ, 2006. С. 104-116.

6. КаратаеваТ. П. Современные технологии университетского образования. Оценивание: образовательные возможности // Сб. научно-методических статей. Мн., БГУ, 2006. С. 107-115.

7. Максимов Р. С., Клыков А. Д. Использование интерактивных форм обучения для активизации познавательного процесса у студентов прикладного бакалавриата // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2016. №6 (108). С. 32-35.

8. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия. 2007. 176 с.

9. Габдреев Р. В., Смирнов А. В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов вуза // Образование и саморазвитие. 2008. № 10. С. 227-233.

References:

1. Sukhomlinova, M. V. (1990). Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti studentov v protsesse izucheniya muzykal'no-ispolnitel'skikh distsiplin: (Na materiale pedvuzov UzSSR): avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. Tashkent. 19. (in Russian).

2. Chureeva, L. A. (2016). Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti studentov meditsinskogo kolledzha na prakticheskikh zanyatiyakh professional'nogo modulya kak uslovie uspeshnosti obucheniya. Kontsept, 46. 424-433. (in Russian).

3. Bar, R. B., & Tag, D. (2001). Universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu. In Sb. referatov po didaktike vysshei shkoly. Minsk, 13-40. (in Russian).

4. Kirilyuk, L. G. (2002). Universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu. In Materialy vtoroi respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Minsk, 70-82. (in Russian).

5. Sandra, L. (2006). Renegar Didaktika vysshei shkoly. Sb. referatov. Minsk, BGU, 104-116. (in Russian).

6. Karataeva, T. P. (2006). Sovremennye tekhnologii universitetskogo obrazovaniya. Otsenivanie: obrazovatel'nye vozmozhnosti. In Sb. nauchno-metodicheskikh statei. Minsk, BGU, 107-115. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

7. Maksimov, R. S., & Klykov, A. D. (2016). Ispol'zovanie interaktivnykh form obucheniya dlya aktivizatsii poznavatel'nogo protsessa u studentov prikladnogo bakalavriata. In Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 6 (108). 32-35. (in Russian).

8. Panina, T. S., & Vavilova, L. N. (2007). Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya. Moscow. Akademiya. 176. (in Russian).

9. Gabdreev, R. V., & Smirnov, A. V. (2008). Formirovanie motivatsii uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti studentov vuza. Obrazovanie i samorazvitie, (10). 227-233. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 26.07.2019 г. 29.0 7.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Аликариева А. Н. Социальные проблемы активизации познавательной деятельности студенческой молодежи // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №9. С. 355-365. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/47

Cite as (APA):

Alikarieva, A. (2019). Social Problems of Activization of Cognitive Activity of Youth Students. Bulletin of Science and Practice, 5(9), 355-365. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/47 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.