Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/65
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ
©Арипжанова Л. Х., ORCID: 0000-0002-2746-1101, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, lola.aripjanova.67@bk.ru
©Мухитдинова М. С., ORCID: 0000-0002-1736-1764, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, muxiddinova_m@bk.ru
EDUCATIONAL OPPORTUNITIES FOR NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL
©Aripzhanova L., ORCID: 0000-0002-2746-1101, Tashkent State Economic University, Tashkent,
Uzbekistan, lola.aripjanova.67@bk.ru
©Mukhitdinova M., ORCID: 0000-0002-1736-1764, Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan, muxiddinova_m@bk.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы использования интернет в обучении иностранному языку. С наступлением информационной эпохи резко меняется как сама схема передачи знаний, так и модель процесса обучения, что требует совершенствования профессиональной подготовки с позиции активизации познавательных процессов.
Abstract. The article deals with the use of the Internet in teaching a foreign language. With the advent of the information age, both the scheme of knowledge transfer and the model of the learning process are changing sharply, which requires the improvement of professional training from the position of activation of cognitive processes.
Ключевые слова: информатизация, информационные и коммуникационные технологии, интернет, интерактивность, веб-сайт, мультимедийные программы.
Keywords: Informatization, information and communication technologies, Internet, interactivity, web-site, multimedia programs.
XXI век, беспокойное время, характеризующееся беспрецедентными глобальными переменами и трансформациями. Достижения науки и развитие технологий с каждым годом приобретают более совершенные формы, придавая новый импульс мыслительным процессам по мере того как появляются новые возможности и средства для преобразования и связи внешнего осознания окружающей действительности с внутренними процессами умственной деятельности [1].
Вступая в век цифровых и информационно коммуникационных технологий, перед нами встают задачи такого рода, с которыми нам не доводилось сталкиваться до сих пор. Преподаватели высших учебных заведений во всем мире стараются не отставать от технического и технологического прогресса, но для того чтобы подготовить студентов к жизни в XXI веке необходимо пересмотреть всю систему образования в целом, и взглянуть по-новому на методы преподавания [2-3].
Для оптимизации и достижения максимальной эффективности процесса образования необходимо четко представлять истинные потребности студентов XXI века, а именно:
- эффективно доносить до других людей информацию, мысли и чувства;
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
- подходить творчески к решению возникающих проблем и вопросов активно взаимодействовать с другими людьми;
- критически думать, сопоставлять и анализировать.
Современным студентам необходимы такие методы и приемы преподавания, которые могли бы оптимизировать результативность всего процесса образования. Сегодня процесс обучения больше не ограничен традиционной доской для записи фактов, дат, примеров, формул и лекцией преподавателя, которые воспринимаются как что-то скучное, устаревшее и неинтересное. Благодаря развивающимся технологиям активное познание окружающей действительности происходит в геометрической прогрессии [4].
В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача - «развернуть» информационное общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.
Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса. Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения студентов, формируя у них системное мышление, а также использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам [5].
Применение информационных технологий на уроках немецкого языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал усваивается лучше.
Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний студентов достигается большая объективность оценки. Возможности использования компьютера при контроле учебного процесса огромны: от проверки знаний по любой теме до тренировки определенных навыков и умений. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех студентов. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы со студентами [6].
Как показывает практика, из всех существующих средств обучения именно компьютеры наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно соответствуя дидактическим требованиям и максимально приближая процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Один из плюсов информационных технологий -то, что они привлекают студентов и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации, а также укрепляют авторитет преподавателя, «идущего в ногу со временем» [7].
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. В условиях
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
информатизации образования преподаватель выступает режиссером, который направляет информационный поток в целях наиболее эффективного обучения [8].
Педагог должен прагматично подходить к использованию информационно-компьютерных технологий, при этом по сравнению с другими средствами компьютер для него — более современный инструмент. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения немецкому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает ее эффективность.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что:
- Информационные коммуникационные технологии являются дополнительным способом и направлением в обучении иностранным языкам.
- Компьютерные сети служат мостом межкультурного общения.
- Вариативность и интеграция коммуникативной направленности служат для студентов мотивированным скачком в познание нового на уроках иностранного языка.
- ИКТ - один из эффективных способов реализации творческого потенциала студентов и преподавателей.
Итак, можно сделать вывод, что в век компьютерных технологий и расцвета глобальной сети Интернет очень важно найти правильное и оптимальное сочетание, соотношение, золотую середину между интерактивными, мультимедийными средствами и технологиями глобальной сети Интернет и традиционными методиками преподавания иностранных языков, чтобы создать благоприятные условия для студентов, влияющие на формирование и поддержание их мотивации к изучению иностранного языка и раскрыть, расширить возможности обучаемых для работы с информацией, что способствует развитию их инновационного мышления, усиливает желание коллективного обучения в сотрудничестве, формирует языковую и коммуникативную компетенцию.
Список литературы:
1. Crystal D. English as a Global Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
2. Босикова К. Н. Повышение учебной активности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2015. №4.
3. McKay S. L. Teaching English as an International Language: Rethinking Goals and Perspectives. New York: Oxford University Press, 2002. 150 p.
4. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
5. Resnick M. Rethinking learning in the digital age. 2002.
6. Collins A., Halverson R. The second educational revolution: Rethinking education in the age of technology // Journal of computer assisted learning. 2010. V. 26. №1. P. 18-27. https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2009.00339.x.
7. Zhao Y. Preparing globally competent teachers: A new imperative for teacher education // Journal of Teacher Education. 2010. V. 61. №5. P. 422-431. https://doi.org/10.1177/0022487110375802.
8. Mei B., Brown G. T. L., Teo T. Toward an understanding of preservice English as a Foreign Language teachers' acceptance of computer-assisted language learning 2.0 in the People's Republic of China // Journal of Educational Computing Research. 2018. V. 56. №1. P. 74-104. https://doi.org/10.1177/0735633117700144.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
References:
1. Crystal, D. (2003). English as a Global Language. Cambridge, Cambridge University Press,
2003.
2. Bosikova, K. N. (2015). Povyshenie uchebnoi aktivnosti studentov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka sredstvami informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova, (4).
3. McKay, S. L. (2002). Teaching English as an International Language: Rethinking Goals and Perspectives. New York, Oxford University Press, 150 p.
4. Grushevitskaya, T. G., Popkov, V. D., & Sadokhin, A. P. (2016). Osnovy mezhkul'turnoi kommunikatsii. Moscow, YuNITI-DANA.
5. Resnick, M. (2002). Rethinking learning in the digital age.
6. Collins, A., & Halverson, R. (2010). The second educational revolution: Rethinking education in the age of technology. Journal of computer assisted learning, 26(1), 18-27. https://doi.org/10.1111/] .1365-2729.2009.00339.x.
7. Zhao, Y. (2010). Preparing globally competent teachers: A new imperative for teacher education. Journal of Teacher Education, 61(5), 422-431. https://doi.org/10.1177/0022487110375802.
8. Mei, B., Brown, G. T., & Teo, T. (2018). Toward an understanding of preservice English as a Foreign Language teachers' acceptance of computer-assisted language learning 2.0 in the People's Republic of China. Journal of Educational Computing Research, 56(1), 74-104. https://doi.org/10.1177/0735633117700144.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.03.2019 г. 12.03.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Арипжанова Л. Х., Мухитдинова М. С. Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранным языкам в вузе // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №4. С. 448-451. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/65.
Cite as (APA):
Aripzhanova, L., & Mukhitdinova, M. (2019). Educational Opportunities for New Information Technologies in Teaching Foreign Language in High School. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 448-451. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/65. (in Russian).