Научная статья на тему 'Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста'

Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузикулова Дилфузахон Махамматисаковна, Садыкова Наргиза Хабибовна

В статье представлен опыт инновационного использования современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста, который применяется при изучении дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Использование данной методики способствует деловому общению, обеспечивает мыслительную активность студентов, содействует сплочению коллектива, создает условия для творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузикулова Дилфузахон Махамматисаковна, Садыкова Наргиза Хабибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Modern Educational Technology in the Formation of Competitive Specialist

This article presents the experience of innovative use of modern pedagogical technologies in the formation of a competitive specialist, which is used in studying the discipline Foreign Language in high school. Use of this method facilitates business communicathe tions, sustains mental activity of the student’s, provides team building and prepares conditions for creative thinking.

Текст научной работы на тему «Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/64

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

©Кузикулова Д. М., ORCID: 0000-0001-8826-2539, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

©Садыкова Н. Х., ORCID: 0000-0002-6232-7063, Ташкентский государственный

экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

USING MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF COMPETITIVE SPECIALIST

©Kuzikulova D., ORCID: 0000-0001-8826-2539, Tashkent State Economic University,

Tashkent, Uzbekistan, [email protected] ©Sadykova N., ORCID: 0000-0002-6232-7063, Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. В статье представлен опыт инновационного использования современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста, который применяется при изучении дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Использование данной методики способствует деловому общению, обеспечивает мыслительную активность студентов, содействует сплочению коллектива, создает условия для творчества.

Abstract. This article presents the experience of innovative use of modern pedagogical technologies in the formation of a competitive specialist, which is used in studying the discipline Foreign Language in high school. Use of this method facilitates business communications, sustains mental activity of the student's, provides team building and prepares conditions for creative thinking.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, профессиональные компетенции, педагогические технологии.

Keywords: modern education technologies, professional competences, pedagogical technologies.

Актуальность темы нашего исследования состоит в том, что дипломированный специалист должен уметь побеждать в конкурентной борьбе за рабочее место. Главными характеристиками выпускника должны быть его компетентность и мобильность, способность к самореализации и саморазвитию. Поэтому ключевое место должны занимать такие способы обучения и воспитания, которые способствуют активности каждого студента на занятии [1]. Применение интерактивных игр делают процесс обучения и воспитания более увлекательным и творческим [2]. Таким образом, создаются условия не только для развития личности будущего специалиста, но и его профессионализма.

В наши дни информация устаревает с такой скоростью, что мы не в силе запомнить все текущие изменения, знание которых позволяет нам подготовить выпускников, которые в будущем должны стать конкурентно способными специалистами на рынке труда. В связи с этим современный подход к образованию должен в себя включать не только репродуктивные методики, которые ориентированы главным образом на запоминание, но и технологии, которые бы научили студента самостоятельно приобретать новые знания и умения, работать с источниками данных, анализируя полученный материал, и объективно оценивать свои действия и успехи [3]. Перед современным преподавателем стоит задача использовать

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

современные педагогические методики, которые не только заинтересуют обучаемого в изучаемом предмете, но и обучат его необходимым навыкам. Одним из эффективных способов является применение инновационных технологий.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Педагогическая технология — это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Необходимо внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у студентов ключевых компетенций, способствующих успешности выпускников в современном обществе [4].

Признаки педагогической технологии:

- Четкая постановка целей обучения, ориентация всех процедур на их гарантированное достижение;

- Гибкое управление процессом обучения за счет:

а) деления его на отдельные этапы;

б) мотивации деятельности студентов на каждом из них.

- Оперативная обратная связь на основе системной диагностики учебных достижений студентов [5].

Вашему вниманию мы предлагаем следующие современные образовательные технологии, которые применяем мы на своей практике:

- проектная и исследовательская деятельность;

- информационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- игровые технологии;

- развития критического мышления;

- технология «портфолио»;

- личностно-ориентированное обучение;

- технология дифференцированного подхода.

В поисках решения проблемы мы используем в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализуем через внедрение компетентностно-ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения. Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях — дело не простое, но сегодня это требование времени. Использование интерактивных технологий не всегда возможно отдельно друг от друга на каком-либо занятии, они применяются в комплексе.

Так как современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике, то важно умело владеть потенциалом из сочетания умений, знаний и навыков. Эффективные пути повышения результатов обучения ищут педагоги всех стран мира на основе применения последних достижений в области психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью [6].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

Понимание важности владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он желает стать лучшим в своей области, знание иностранного языка жизненно необходимо. В связи с этим мотивация к изучению иностранных языков резко выросла. Однако сложностей на пути овладения иностранным языком не сократилось. До сих пор ключевыми трудностями являются нехватка активной устной практики в расчете на каждого обучаемого группы, отсутствие необходимой индивидуализации обучения [7].

Основной целью обучения иностранному языку в вузе является обучение не столько системе языка, сколько практическое овладение иностранным языком. Хотя, при этом не следует забывать, что обучать следует так, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании студента формировалась система языка. К сожалению, практически вся учебная литература по иностранному языку не учитывает эти особенности предмета и разрабатывается в расчете на среднего студента.

Восполнить это пробел необходимо за счет применяемых методов, приемов обучения, технологий обучения. Поэтому важно разработать инновационные методы, которые бы способствовали формированию таких условий, которые бы обеспечивали возможность устной практики каждому студенту на уроке не менее 20 минут. Другими словами, речь идет о важности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам.

Принимая во внимание специфику предмета «иностранный язык», новые педагогические технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента группы, предоставляя каждому обучаемому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Студенты разные — одни быстро понимают все объяснения преподавателя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуются дополнительные примеры, разъяснения. Такие студенты, как правило, не могут сформулировать правильно вопрос.

В таких случаях необходимо объединить студентов в небольшие группы и дать им одно общее задание, предварительно объяснив роль каждого члена группы в реализации этого задания. Тогда возникает ситуация, в которой каждый студент отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за итоговые показатели всей группы. При этом подходе слабые студенты пытаются выяснить у сильных студентов все непонятые ими вопросы, а сильные студенты в свою очередь заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно он сам имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, общими усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве [3].

Главная цель обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Ежедневная и целенаправленная работа в сотрудничестве способствует значительному увеличению времени устной и речевой практики для каждого обучаемого на занятии, каждый студент получает возможность сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохая база для профессионального овладения языком. А преподаватель при таком подходе приобретает важную для учебного процесса роль

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

организатора учебно-познавательной, самостоятельной коммуникативной, творческой деятельности студентов [2].

В современном образовании все больше ударение делается на работу с информацией. Студентам становится все более важно уметь самостоятельно находить дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это учебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь преподавателя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности [7].

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда студент не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста — это единство его теоретической и практической готовности к реализации профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогическую технологию отмечает два принципиальных момента:

1) Технология — это гарантированность конечного результата;

2) Технология — это проект будущего учебного процесса.

Второй вывод: педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.

Сегодня преподаватель вуза — это человек, не только передающий накопленные знания и умения, но и постоянно адаптирующийся к изменениям в образовательном пространстве, образовательной среде: непрерывной реформе образования, растущим запросам современного общества, рынка труда, потокам информации. Современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и методически обогащают учебный процесс, способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования [5].

Итак, современные педагогические технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательными учреждениями, при подготовке конкурентоспособных специалистов. Благодаря образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Список литературы:

1. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М., 2015.

2. Рублев В. С., Веревкина М. П., Шабарова М. Н. Педагогические технологии: методические рекомендации. Омск, 2016.

3. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования М.: Мастерство, 2017.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

4. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.

5. Fatkullina F., Morozkina E., Suleimanova A. Modern higher education: problems and perspectives // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 214. P. 571-577. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.762.

6. Sharifzyanova K. S., Shtreter J. N., Nauryzbayeva R. N. Structural-Functional Model of Designing Individual Educational Path of Teacher's Professional Development in Conditions of Information Educational Environment // International Journal of Environmental and Science Education. 2015. V. 10. №4. P. 523-532. DOI: 10.12973/ijese.2015.266a.

7. Ugryumova N., Bubin M., Perevozova O. Preparation problems of managers in modern conditions // Proceedings of the International Conference on the Theory and Practice of Personality Formation in Modern Society (ICTPPFMS 2018). Atlantis Press, 2018. https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.33.

References:

1. Guzeev, V. V. (2015). Osnovy obrazovatel'noi tekhnologii: didakticheskii instrumentarii. Moscow.

2. Rublev, V. S., Verevkina, M. P., & Shabarova, M. N. (2016). Pedagogicheskie tekhnologii: metodicheskie rekomendatsii. Omsk.

3. Semushina, L. G., & Yaroshenko, N. G. (2017). Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniyakh: uchebnoe posobie dlya prepodavatelei uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya Moscow, Masterstvo.

4. Mukhina, T. G. (2013). Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatii) v vysshei shkole. N. Novgorod, NNGASU, 97.

5. Fatkullina, F., Morozkina, E., & Suleimanova, A. (2015). Modern higher education: problems and perspectives. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 214, 571-577. https://doi.org/10.10167j.sbspro.2015.11.762.

6. Sharifzyanova, K. S., Shtreter, J. N., & Nauryzbayeva, R. N. (2015). Structural-Functional Model of Designing Individual Educational Path of Teacher's Professional Development in Conditions of Information Educational Environment. International Journal of Environmental and Science Education, 10(4), 523-532. doi:10.12973/ijese.2015.266a.

7. Ugryumova, N., Bubin, M., & Perevozova, O. (2018). Preparation problems of managers in modern conditions. In: Proceedings of the International Conference on the Theory and Practice of Personality Formation in Modern Society (ICTPPFMS 2018). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.33.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.03.2019 г. 11.03.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Кузикулова Д. М., Садыкова Н. Х. Использование современных педагогических технологий в формировании конкурентоспособного специалиста // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №4. С. 443-447. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/64.

Cite as (APA):

Kuzikulova, D., & Sadykova, N. (2019). Using Modern Educational Technology in the Formation of Competitive Specialist. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 443-447. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/64. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.