Научная статья на тему 'Глобализация образования и развитие человеческого капитала'

Глобализация образования и развитие человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / HUMAN CAPITAL / GLOBALIZATION / EFFICIENCY / INVESTMENT / INNOVATION / PRODUCTIVITY / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / INSTITUTIONALISM / LEGAL NORMS / INTELLECTUAL POTENTIAL / WORLD CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнутдинов Шавкат Нуритдинович, Нуримбетов Равшан Ибрагимович, Султанов Алишер Сабирджанович

В статье рассматриваются вопросы глобализации образования, роль и значение образования в развитии человеческого капитала, изменение и оценка человеческого капитала, современное состояние высшего образования в Узбекистане, человеческий капитал как фактор экономического роста, условия и обстоятельства развития человеческого капитала. Роль и место человеческого капитала в создании новейшей техники и технологий, обеспечивающий новый этап экономического роста для всех развитых и развивающееся стран. А также необходимые современные условий и обстоятельств, которые зависят дальнейшее развитие и расширение масштабов человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнутдинов Шавкат Нуритдинович, Нуримбетов Равшан Ибрагимович, Султанов Алишер Сабирджанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization of Education and Human Capital Development

This paperwork discusses issues of globalization of education in regions, the role and importance of education in the development of human capital, changing of the methodology for education and assessment of human capital in higher education in Uzbekistan. As for the human capital a main factor of economic growth, conditions and circumstances for human capital development. The role and place of human capital in creating the latest technology and innovations providing a new stage of economic growth for all developed and developing countries of the world. As well as this research explains necessary modern approaches and methods that depends on the further development and expansion of human capital.

Текст научной работы на тему «Глобализация образования и развитие человеческого капитала»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/66

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

©Зайнутдинов Ш. Н., д-р экон. наук, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, shavkatn1@yandex.ru ©Нуримбетов Р. И., д-р экон. наук. Ташкентский архитектурно-строительный институт

г. Ташкент, Узбекистан, r.i.nurimbetov@mail.ru ©Султанов А. С., Ташкентский архитектурно-строительный институт, г.Ташкент,

Узбекистан, alisher_sabirjanovich@mail. ru

GLOBALIZATION OF EDUCATION AND HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

©Zainutdinov Sh., Dr. habil., Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan, shavkatn1@yandex.ru ©Nurimbetov R., Dr. habil., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, r.i.nurimbetov@mail.ru ©Sultanov A., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, alisher_sabirjanovich@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы глобализации образования, роль и значение образования в развитии человеческого капитала, изменение и оценка человеческого капитала, современное состояние высшего образования в Узбекистане, человеческий капитал как фактор экономического роста, условия и обстоятельства развития человеческого капитала. Роль и место человеческого капитала в создании новейшей техники и технологий, обеспечивающий новый этап экономического роста для всех развитых и развивающееся стран. А также необходимые современные условий и обстоятельств, которые зависят дальнейшее развитие и расширение масштабов человеческого капитала.

Abstract. This paperwork discusses issues of globalization of education in regions, the role and importance of education in the development of human capital, changing of the methodology for education and assessment of human capital in higher education in Uzbekistan. As for the human capital a main factor of economic growth, conditions and circumstances for human capital development. The role and place of human capital in creating the latest technology and innovations providing a new stage of economic growth for all developed and developing countries of the world. As well as this research explains necessary modern approaches and methods that depends on the further development and expansion of human capital.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, глобализация, эффективность, инвестиция, инновация, производительность, экономика знаний, институционализм, юридические нормы, интеллектуальный потенциал, мировая цивилизация.

Keywords: education, human capital, globalization, efficiency, investment, innovation, productivity, knowledge based economy, institutionalism, legal norms, intellectual potential, world civilization.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

В современных условиях одним из важных направлений глобализации является образование и, на этой основе, развитие человеческого капитала. Глобализация образования, непосредственно вытекает из принятий декларации ООН «Образование на тысячелетие».

Все возрастающие темы опыта информатики в мировом масштабе нуждаются в подготовке кадров высшей квалификации. Это также связано с редким усилением конкуренции в мире. Как подчеркивается, в дислокации устойчивого развития ООН до 2030 г высшее образование в мире инноваций будет ведущим фактором устойчивого экономического роста.

Темпы подготовки высококвалифицированных кадров из года в год нарастают. Так, к 2030 г прогнозируемое количество студентов высших учебных заведений достигнет 414 млн. чел, что в 4,2 раза превышает показатель 2000 г. Следовательно, фундамент развития человеческого капитала закладывается в системе высшего образования.

Возрастающее значение человеческого капитала связано еще с тем, что в общем богатстве каждого государства, да и в мире, удельный вес человеческого капитала по подсчётам экспертов в богатстве государства составляет 64%, а остальное относится на материальные и природные ресурсы.

Исторический опыт свидетельствует, что развитие науки также связано с образованием. Так, как будущий потенциальный ученый получит знание в высшем образовании и в последствии от изобретательного ученого зависит развитие экономики государства.

Государственная политика в области образования должна быть направлена на увеличение предложения человеческого капитала за счет улучшения качества образования, должны происходить одновременно институциональные преобразования, стимулирующие инвестиции в технологический бизнес, предъявляющий спрос на человеческий капитал.

Образование способствует более эффективному использованию физического и природного капитала, и делает труд более производительным.

Многочисленные исследования подтверждают связь образования и профессиональной подготовки с производительностью труда, и экономическим ростом государства. Так, расчеты, сделанные в европейских странах показывают, что «увеличение количества учебных дней на 1 % приводит к росту производительности труда на 3 %, при этом, за счёт обучения обеспечивается примерно 16% прироста производительности труда» [2].

Экономический подъём многих стран мира связан именно с развитием образования. Этому свидетельствуют многие открытия в области науки и техники. В каждой стране стремительными темпами развивается наука и исходя от этого повышается потребность на высококлассных специалистов. Появилась в экономической литературе новая область экономики «Экономика знаний». Это становится объектом научного исследования. Но остается множество проблем, решение которых зависит от «глубоких знаний», начиная со школы и завершая высшим образованием.

Образование не может дать быструю отдачу от вложенных средств на его развитие. Образование накапливает человеческий капитал на долгие годы, лишь потом можно получить эффективную отдачу. Очевидно, что главная фигура в этом процессе, — сам человек. Поэтому, ответственность за создание условий для получения глубоких знаний возлагается на государство. И поэтому, роль образования в становлении и развитии человеческого капитала неуязвима. В мире насчитивается более 1 млрд. неграмотных людей. Так, что проблема образования и в далеком будущем будет только усиливаться.

В теоретическом плане, да и в практической плоскости глобализация образования должна быть как важнейшим фактором роста экономики и государства. Особенно в росте производительности труда. Она должна считаться одной из основных принципов,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

перечисленных Котляровских принципов маркетинга. Это связано с развитием образовательных услуг, повышения его качества и эффективности. На основе знаний человек приобретает ценный капитал в юном возрасте, а в последствии и интеллектуальный потенциал. Поэтому знание является основным продуктом в жизнедеятельности человека, которое необходимо до конца жизни.

В мире широко известны имена наших предков, которые оставили великое наследие в области науки. В Узбекистане — Ибн Сина, Бируни, Аль-Хорезми, Улугбек, в России — Ломоносов, Менделеев, в Китае — Конфуций и т.д. Их труды признаны в мировой науке и в современных условиях они изучаются как современные знания.

В экономической литературе прошлых и современных лет обсуждаются проблемы на сколько влияет человеческий капитал на экономический рост. И до сих пор не найден однозначный подход. Рассмотрим несколько из них.

Институциональный подход. Институциональные изменения во все времена были направлены на развитие экономики и государства. Исходя из этого, в государстве осуществляется реформирование во всех сферах экономики. Начиная от управления государственных и производственных структур, кончая развитием малого бизнеса и частного предпринимательства. Разработка и принятие новых или редактирование существующих законов других нормативно-правовых документов, прежде всего, направлены на достижение высоко экономического роста.

В этом плане это относится к развитию сферы образования. Здесь необходимо понять одну истину: расходы на развитие образования повышаются за счёт государственных бюджетных средств и удельного веса затрат в объёме ВВП. В Узбекистане эти затраты характеризуются следующим образом: Например, в 2018 г из госбюджета на социальную сферу было направлено 55-56% средств, где 36% было использовано на развитие сферы образование.

Это намного больше средств направленных из госбюджета на образование в развитых странах мира. Только за последние 2-2,5 лет в Узбекистане было принято более 50 законов и подзаконных актов, где большая часть этих законов связана с развитием социальной сферы в том числе, с образованием. И не случайно 2019 г в Республике назван «Годом активных инвестиций и социального развития».

В республике в 2018 г приняты в новой редакции законы «О науке», «Об инновационной деятельности», готовится к принятию закон «Об образовании» в новой редакции, который был принят в 1997 г. В проводимых мерах направленных на образование в республике имеются некоторые проблемы от решения которых, зависит судьба молодого поколения завершающего учёбу в средних школах и колледжах.

Главная задача, которую выполняют учебные заведения, особенно университеты и институты, это создание новых знаний и применение их во всех сферах человеческой жизни. Это значит, что с образованием связано не просто накопление и передача знаний научного и социального порядка, но и формирование интеллектуального потенциала государства в целом.

Республика по охвату поступающих в вузы страны после окончания средней школы и колледжей находится на самом последнем месте среди центрально-азиатских стран — 10%. Для того, чтобы поправить это положение, руководитель государства Ш. Мирзиёев в послание парламенту 20 декабря 2018 г подчеркнул, что к 2020 г этот показатель надо довести до 20% (https://president.uz/ru/lists/view/2228). Одним словом, институциональные изменения могут серьезным образом повлиять на развитие образования, одаренных детей и в конечном счёте, на прогрессирующий рост человеческого капитала.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Развитие образования и человеческого капитала в политике институционального подхода должно осуществляться в следующих направлениях:

Во-первых, осуществление на основе методологического аппарата институциональной экономической теории, классификация микроэкономических институтов производства новых знаний применительно к уровню хозяйствования, позволяет добиваться снижения неопределенности при анализе и организации производства новых знаний, оценке и прогнозировании развития элементов данной сферы.

Во-вторых, развитие институтов производства новых знаний, управляемых нормами и правилами, создает эффект значительного снижения издержек и рисков. Высокое значение последних затрудняет обеспечение необходимого уровня производства знаний, и соответственно, удовлетворения соответствующих потребностей товаропроизводителей.

Социально-экономический подход. Прежде всего образование — это социальная сфера. А образование меняет человека, оно способствует всестороннему развитию каждого индивида. И социальная справедливость в обществе состоит в том, что растущее поколение имеет право на среднее образование, в том числе, на высшее образование (последнее надо внести как поправку в конституцию государства).

В чём состоит суть социально-экономического подхода? Социально-экономический подход в широком смысле слова означает полную реализацию, способности человека в целях развития человеческого капитала.

Способность как философская категория (здесь не имеются ввиду вундеркинды, хотя это тоже не человеческий фактор индивида) должна учитываться в образовательном процессе. Способные студенты в вузах создают климат для получения глубоких знаний, для его развития в служебной деятельности на многие годы. Для решения этой проблемы в настоящее время специалисты в области образования и науки предлагают создание специальных программ для способных студентов.

В современной литературе квалифицированному труду отводится много места. Дело в том, что автоматизация и роботизация производственного процесса и сфер услуг требует высококвалифицированного труда. Поэтому, в далеком будущем надежда на одни навыки не всегда может дать положительный результат. Отсюда, необходимо обновлять знания, однако, для получения дополнительного образования необходимо произвести определенные затраты. Для решения этой проблемы государство использует свои возможности в целях сохранения имиджа своей продукции на международном рынке и повышения конкурентоспособности государства. В этой связи считается целесообразным разработка дорожной карты через некоторое время необходимо обновлять знания, надо разработать тесты, как это проводится в мировой практике.

В рыночной экономике необходим высококвалифицированный, сложный и простой обслуживающий труд. По теории Маркса все они способствуют развитию производства и создают прибыльную стоимость. Если это так, то государство по достоинству должно оплачивать труд работников во всех отраслях и сферах экономики. Однако, это не всегда реализовывается правильно, в последствие в обществе труд высококвалифицированного специалиста нивелируется. Дело в том, что рыночная экономика привела добавленную стоимость во многократному повешению себестоимости и цены товаров и услуг. В этом отношении правильное решение, принято в Узбекистане, что в новой концепции налогового кодекса НДС будет распространяться для производителей, когда объём производства достигнет одного миллиарда узбекских сумов.

В условиях рынка высокотехнологичные рабочие места должны соответствовать уровню заработной платы, оплата труда высшей квалификации. Ведь в настоящее время

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

стоимость одного рабочего места оценивается в среднем от 10 тыс до 100 тыс и более долларов США. В условиях разумного использования и эффективность производства зависит от работников имеющих высшее образование. В медицине судьба пациента зависит во многом от обслуживающего персонала. Не только хирург должен быть высококвалифицированным, но также и анестезиолог. Даже в самом высококвалифицированном производстве, роботизированном технологическом процессе, хоть основной процесс выполняется роботом управляемым человеком самой высокой квалификации, необходим ручной труд обслуживающего и вспомогательного персонала.

В экономике остается не до конца решённым вопрос эффективного функционирования рынка специалистов. Конечно, в условиях рынка проблема обеспечения работой должна осуществляться в соответствии с законом рынка, спросом и предложением на рабочую силу. В республике ежегодно проводится день открытых дверей, ярмарки рабочих мест. Они в какой-то степени решают проблему занятости специалистов.

Однако, мотивация материальной заинтересованности работников высшей квалификации не обеспечивает желаемого уровня повышения потенциала человеческого капитала.

В XXI веке большинство стран мира переходит на инновационный путь развития. Начинается прорыв в создании новейшей техники и технологий, обеспечивающий новый этап экономического роста для всех развитых и развивающееся стран. В этом процессе еще более усиливается роль человеческого капитала. Современно изменится технология обучения. Будут использованы в учебном процессе работы и другие средства обучения, т.е. в обучении усилится применение нано технологий, инновационных технологий которые станут важным направлением экономического развития и процветания государства.

Правильный выбор и место вложения инвестиций всегда был важной задачей государства. Только в 2019 г в Узбекистане для развития экономики будет направлено 16,6 млрд $ США на 3,0 тыс проектов. Ведь вложения в человеческий капитал приводят к увеличению интеллектуальной собственности. А интеллектуальная собственность, в свою очередь, влияет на развитие человеческого капитала. Таким образом, на основе инноваций появляются новые идеи технологических проектов. За прошедшие годы независимости реализация новых разработок в науке осуществлялась слабо. И трансфер новых идей, изобретений и их коммерциализация был незначительным.

В настоящее время в Узбекистане функционирует более 80 вузов, филиалов высших учебных заведений иностранных государств, в том числе, один филиал американского университета Вебстер. В них обучаются около 400 тыс. студентов, здесь заняты более 25,0 тыс. преподавателей. К 2035 г все эти показатели по расчётом экспертов удвоятся.

Оценочный подход. Это самое уязвимое место в образовании и человеческого капитала. На практике оценка эффективности социального фактора, особенно вузовской деятельности, была самой проблематичной задачей. Известно, что от вузовской деятельности нельзя получить сиюминутную отдачу, она проявляется через определенный период. И в науке ещё не разработана методика определения эффективности деятельности вузов, хотя в этом направлении ведутся исследовательские работы.

Общая эффективность деятельности высших учебных заведений рекомендуется определить по следующей формулы [3]:

ЭВУЗ = ЭМЗ + ЭШЗ + ЭЗЗП + ЭКМ + ЭЗИТ + ЭОУП + ЭИС

где, ЭВУЗ — общая эффективность высших учебных заведений; ЭМЗ — материальные затраты высших учебных заведений; ЭЗЗП — затраты, связанные с оплатой заработной платы персонала высших учебных заведений; ЭКМ — внедрения системы качества менеджмента;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Эзит — затраты, связанные с использование техники в высших учебных заведений; ЭОУп — затраты, связанные с организаций учебного процесса высших учебных заведений; ЭИС — затраты, связанные с осуществлением интеграционных связей высшего учебного заведения.

Проблема оценки эффективности человеческого капитала на сегодняшний день остается очень актуальной. Этой проблемой в свое время усиленно занимались американские, голландские, румынские ученые и ученые Восточной Европы. Были разные подходы к определению размера человеческого капитала, начиная от рейтинговой (балльной) системы и кончая определением социальных и экономических показателей, влияющих на размеры человеческого капитала. Эти подходы в какой-то мере дали положительные результаты, но точного учета не достигнуты. В чем был основной недостаток? Дело в том, что размеры человеческого капитала связаны со множеством социальных и экономических показателей, с потенциальными возможностями и ресурсами государства.

Как было отмечено выше, между образованием и человеческим капиталом существует неразрывная связь. Образование - главный фактор наращивания размера человеческого капитала, и, он влияет на развитие потенциальных возможностей экономики и производства. Формулу (ЧК) с учётом других потенциалов можно выразить следующим образом:

ЧК = ОП + РП + ТП + ПП;

где, ЧК — человеческий капитал; ОП — образовательный потенциал; РП — ресурсный потенциал; ТП — технологический потенциал; ПП — производственный потенциал.

Далее, суммируя социальный потенциал (СП) и экономического потенциал (ЭП) связанный с человеческим капиталом, можно установить общий размер человеческого капитала: ЧК = СП + ЭП.

Таким образом, человек является важным атрибутом экономического роста развития государства.

Дальнейшее развитие и расширение масштабов человеческого капитала зависит от следующих условий и обстоятельств:

- политическая стабильность в обществе и сохранение национальной безопасности;

- рациональное и эффективное использование природных и материальных ресурсов в государстве;

- инновационный прорыв общества, обеспечивающий технологическое развитие производства, роботизация и ноу-хау;

- инвестиционное обеспечение образования, особенно иностранных, в следствие их эффективного и разумного использования можно достичь значительного расширения размера человеческого капитала;

- увеличение ассигнований из бюджета для социального сектора, как главного сектора развития образовательного процесса и образовательных услуг;

- развитие малого бизнеса и частного предпринимательства как сферы увеличения занятости населения;

- совершенствование информационно-коммуникационной системы в образовательном процессе;

- развитие эффективности методов управления во всех структурах государства и отраслях экономики, особенно обратив внимание на внедрение метода качества менеджмента и корпоративного управления.

Реализация этих условий обеспечит в ближайшие годы значительное увеличение размера человеческого капитала, и это в свою очередь, обеспечит экономический рост и процветание государства.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Список литературы:

1. Очилов А. О. Пути совершенствование управления конкурентоспособности, эффективности и финансирование высших учебных учреждений. Ташкент: Финансы и экономика. 2011. 146 с.

2. Bloom D. Globalization and education // Globalization: Culture and education in the new millennium. 2004. V. 56.

3. Hyslop-Margison E. J., Sears A. M. Neo-liberalism, globalization and human capital learning: Reclaiming education for democratic citizenship. Springer Science & Business Media, 2007.

4. Brown P., Lauder H. Education, globalization and economic development // Deregulierung der Arbeit—Pluralisierung der Bildung? VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden, 2001. P. 31-53. DOI:10.1007/978-3-322-97487-7_3

5. Mellander C., Florida R. The rise of skills: Human capital, the creative class, and regional development // Handbook of regional science. 2018. P. 1-13. DOI: 10.1007/978-3-642-36203-3_18-1

References:

1. Ochilov, A. O. (2011). Puti sovershenstvovanie upravleniya konkurentosposobnosti, effektivnosti i finansirovanie vysshikh uchebnykh uchrezhdenii. Tashkent: Finansy i ekonomika. 146.

2. Bloom, D. (2004). Globalization and education. Globalization: Culture and education in the new millennium, 56.

3. Hyslop-Margison, E. J., & Sears, A. M. (2007). Neo-liberalism, globalization and human capital learning: Reclaiming education for democratic citizenship. Springer Science & Business Media.

4. Brown, P., & Lauder, H. (2001). Education, globalization and economic development. In Deregulierung der Arbeit—Pluralisierung der Bildung? (pp. 31-53). VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden. doi:10.1007/978-3-322-97487-7_3

5. Mellander, C., & Florida, R. (2018). The rise of skills: Human capital, the creative class, and regional development. Handbook of regional science, 1-13. doi.:10.1007/978-3-642-36203-3 18-1

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 26.04.2019 г. 30.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Зайнутдинов Ш. Н., Нуримбетов Р. И., Султанов А. С. Глобализация образования и развитие человеческого капитала // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 473-479. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/66

Cite as (APA):

Zainutdinov, Sh., Nurimbetov, R., & Sultanov, A. (2019). Globalization of Education and Human Capital Development. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 473-479. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/66 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.