Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛЕКСИКА / ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турсунбаева Мухлиса Анваровна

Приведен анализ преподавания английского языка студентам факультета естественных наук в Узбекистане на основе интегративного подхода к предметам специальности. На нескольких примерах показано, насколько важно, чтобы студенты изучали свои профессиональные компетенции на английском языке одновременно с их родным языком посредством интегративного подхода. Также подчеркивается, на что должен обратить внимание учитель при использовании этого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF TEACHING ENGLISH ON THE BASIS OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE NATURAL SCIENCE DIRECTION

The analysis of teaching English to students of the Faculty of Natural Sciences in Uzbekistan on the basis of an integrative approach to the subjects of the specialty is presented. Several examples show how important it is for students to study their professional competencies in English at the same time as their mother tongue through an integrative approach. It also highlights what the teacher should look for when using this approach.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/50

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ

©Турсунбаева М. А., Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Узбекистан, mukhlisatursunboeva.19.12@gmail.com

THE RELEVANCE OF TEACHING ENGLISH ON THE BASIS OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE NATURAL SCIENCE DIRECTION

©Tursunbayeva M., Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Uzbekistan, mukhlisatursunboeva.19.12@gmail.com

Аннотация. Приведен анализ преподавания английского языка студентам факультета естественных наук в Узбекистане на основе интегративного подхода к предметам специальности. На нескольких примерах показано, насколько важно, чтобы студенты изучали свои профессиональные компетенции на английском языке одновременно с их родным языком посредством интегративного подхода. Также подчеркивается, на что должен обратить внимание учитель при использовании этого подхода.

Abstract. The analysis of teaching English to students of the Faculty of Natural Sciences in Uzbekistan on the basis of an integrative approach to the subjects of the specialty is presented. Several examples show how important it is for students to study their professional competencies in English at the same time as their mother tongue through an integrative approach. It also highlights what the teacher should look for when using this approach.

Ключевые слова: естествознание, интегративный подход, профессиональная компетентность, коммуникативный подход, интеллектуальный потенциал, лексика, терминология.

Keywords: natural science, integrative approach, professional competence, communicative approach, intellectual potential, vocabulary, terminology.

Нетрудно понять, насколько актуально изучение и преподавание английского в совершенстве на мировом уровне. Во всех странах, где английский язык считается негосударственным, его преподаванию и достижению ожидаемого результата уделяется как материальное, так и духовное внимание. В том числе и в Узбекистане с первых лет независимости подчеркивается важность преподавания иностранных языков, в частности английского, наряду со всеми предметами, которые необходимо изучать в сфере среднего и высшего образования.

Как известно, увеличение объема учебных дисциплин, конечно, не всегда дает положительный результат. Потому что сегодняшняя современная технология требует не только погони за количеством, но и качественных изменений. В этом отношении следует опираться на опыт развитых стран. 70% из них используют в системе образования учебные программы и учебники интегративного характера [1].

В частности, если в системе образования Великобритании внедрены в основном интегративные дисциплины, то в Корее и Швейцарии в таких блоках, как интегрированные науки, в Венгрии — культурные науки, в Ирландии — наука и техника, все учебные

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

предметы преподаются в унифицированном виде [2].

В современной системе высшего образования преобладают тенденции к политической, культурной и информационной интеграции, однако в ней по-прежнему существует актуальная проблема предметной разобщенности. Решение указанной проблемы, по мнению авторов, можно реализовать за счет использования интегративного подхода в образовательном процессе вуза, который представляет целостную систему обучения [3].

Тот факт, что интегративный подход может применяться наряду с другими подходами, является причиной того, что его применение в процессе изучения английского языка имеет важное значение. В частности, на примере факультета естественных наук, где английский язык преподается как непрофильный предмет в сфере высшего образования, мы учитываем, что уровень владения английским языком играет важную роль для будущих специалистов, чтобы добиться высоких результатов в своей профессии. Специфика предмета английского языка с его коммуникативной составляющей дает возможность поддержать вышеизложенную идею, используя на уроках как технологии, которые считаются традиционными, так и те, которые в современной трактовке называют инновационными. Это само по себе ставит перед преподавателями наук насущные вопросы:

- Определить уровень владения студентами английским языком и сгруппировать их в соответствии с этим;

- Уделять внимание обучению английскому языку с использованием коммуникативного и интегративного подхода на каждом уроке с учетом профессиональных компетенций учащихся;

- Разработка учебных материалов для изучения естественных наук в условиях интеграции с английским языком в сфере высшего образования;

- Систематическое изучение эффективности разработанной и проведенной модели.

Интеграция решает многие задачи: развивает эрудицию, логику мышления и потенциал

учащихся, формирует профессиональные и общекультурные компетенции, активизирует всесторонние знания вместо уже существующей узкой специальности в образовании. Многие преподаватели пытаются преподавать английский язык в сочетании с естественными науками, приветствуя эти аспекты подхода. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию как коммуникативных, так и профессиональных компетенций учащихся.

Проведены исследования в области интегрированного подхода в образовании, в том числе методические предпосылки разработки теоретических основ естественно-научной учебной работы в образовании в условиях интеграции с английским языком (Е. Я. Аршанский, М. Н. Берулава, А. Я. Данилюк, М. С. Пак, Е. А. Соколов, и. М. Титова, М. А. Шаталов, Г. М. Чернобыльская и другие) [1-6].

Согласно исследованиям, необходимо обогатить лексику учащихся терминологией по специальности, научить решать поставленные задачи и задачи на английском языке.

Например:

Match the following terms on the left (1-4) with their definitions on the right): Obesity A uni A unit of energy in the metric system.

Calorie A medical condition in which excess body weight has accumulated to the extent

that it may have an adverse effect on health, leading to reduced life expectancy

_and/or increased health problems._

Randomised control trial A plan of care written by a physician or other health care professional. Prescription A specific type of scientific experiment, and the gold standard for a clinical trial

_[£L_

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

"Substance formulae and chemical reaction equations"

1. Oxides are binary compounds, consisting of two elements, one of which is oxygen.

2. Oxides can be basic (for example, Na2O, CaO), acidic (SO2, CO2), amphoteric (AI2O3, ZnO), salifiable (MgO, P2O5) and non-salifiable (CO, NO, NO2)

3. Oxides are resulted from burning simple and complex substances, oxidation of oxides with intermediate valence or decomposition of insoluble bases and salts.

4. Basic oxides, formed from reactive metals (from Li to Na), react with water and form alkali. Basic oxides react with acids and acidic oxides with formation of salts [5].

Приведем еще пример одного из таких заданий, в котором обсуждается важность научных открытий.

Science and Modern Life

-Which of the following scientific discoveries do you think have been the most important for modern life?

-Individually rank the following scientific achievements from 1 to 10 in order of importance.

Number one being the most important, number 10 being the least important.

-Atomic Bomb

-Wireless technology

-Computers

-Cloning

-Penicillin/Antibiotics -Solar Power -Air Travel -Plastic -Electricity -Robots [6].

Выводы

Учитывая, что использование интегративного подхода для обеспечения профессионального и личностного роста будущего специалиста, имеющего цель, предполагает решение важных задач в изучении иностранного языка, при формировании навыков взаимного и внутреннего общения следует обратить внимание на:

1. раскрытие интеллектуального потенциала личности студента;

2. создание условий для саморазвития и самореализации студента;

3. развитие навыков эффективного построения межличностных отношений и сотрудничества.

Еще одним важным фактором улучшения качественных показателей учащихся является их мотивация. Учителя и ученики ставят перед собой цель и стремятся к ее достижению, а мотивация помогает им в достижении этой цели.

В качестве результата применения интегративного подхода выступает внедрение оптимизации и интенсификации учебной деятельности студентов и преподавателей, формирование ключевых компетенций, развитие и подготовка будущего профессионала.

Список литературы::

1. Москалева И. Интегративный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя иностранного языка. Litres, 2021.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

2. Гвоздева А. В. Дидактические принципы в концепции интегративного подхода к дифференциированному обучению // Знание. Понимание. Умение. 2007. №3.

3. Ширшов В. Д., Романова И. Н. Использование интегративного подхода в обучении иностранному языку курсантов государственной противопожарной службы МЧС России // Дискуссия. 2014. №8 (49).

4. Шевырдяева Л. Н. Английский язык для биологов. Naturally speaking (B1-B2). 2019.

C. 20

5. Бабич И. М., Дич Г. Как повысить эффективность изучения химии на английском языке в 8 классе // Молодой ученый. 2015. №15. С. 563-567.

6. Вострова М. Я., Мазгалина К. Л. Интеграция учебных предметов при изучении английского языка в профильных классах гимназии // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №4. С. 30-32.

References:

1. Moskaleva, I. (2021). Integrativnyi podkhod k professional'no-pedagogicheskoi podgotovke uchitelya inostrannogo yazyka. Litres. (in Russian).

2. Gvozdeva, A. V. (2007). Didakticheskie printsipy v kontseptsii integrativnogo podkhoda k differentsiirovannomu obucheniyu. Znanie. Ponimanie. Umenie, (3). (in Russian).

3. Shirshov, V. D., & Romanova, I. N. (2014). Ispol'zovanie integrativnogo podkhoda v obuchenii inostrannomu yazyku kursantov gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii. Diskussiya, (8(49)). (in Russian).

4. Shevyrdyaeva, L. N. (2019). Angliiskii yazyk dlya biologov. Naturally speaking (B1-B2), 20. (in Russian).

5. Babich, I. M., & Dich, G. 2015. Kak povysit' effektivnost' izucheniya khimii na angliiskom yazyke v 8 klasse. Molodoi uchenyi, (15). 563-567. (in Russian).

6. Vostrova, M. Ya., & Mazgalina, K. L. (2016). Integratsiya uchebnykh predmetov pri izuchenii angliiskogo yazyka v profil'nykh klassakh gimnazii. Eksperiment i innovatsii v shkole, (4). 30-32. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.03.2021 г. 15.03.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Турсунбаева М. А. Актуальность преподавания английского языка на основе интегративного подхода в естественнонаучном направлении // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №4. С. 433-436. https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/50

Cite as (APA):

Tursunbayeva, M. (2021). The Relevance of Teaching English on the Basis of an Integrative Approach in the Natural Science Direction. Bulletin of Science and Practice, 7(4), 433-436. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.