Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТСКИМ ПЕСНЯМ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТСКИМ ПЕСНЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературный предмет / младшие школьники / детские песни / литературно-теоретическая компетентность / literary subject / junior schoolchildren / children's songs / literary and theoretical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акматова Чынара

Предметом данной статьи является обучение детской песне в начальной школе. Цель – изучение развития литературных и теоретических навыков учащихся при обучении детской песне. Детские песни помогают развивать философские, мировоззренческие и нравственные представления учащихся. В процессе обучения использовались традиционные интерактивные методы и техники преподавания детских песен, а также учитывалась необходимость внушать учащимся народные верования и табу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING THE LITERARY AND THEORETICAL COMPETENCE OF STUDENTS IN TEACHING CHILDREN'S SONGS

The subject of this article is teaching children's songs in primary school. The goal is to develop the literary and theoretical skills of students when teaching a children's song. Children's songs help to develop students ' philosophical, ideological and moral ideas. During the training, traditional interactive methods and techniques of teaching children's songs were used, and the need to inspire students with folk beliefs and taboos was also taken into account.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТСКИМ ПЕСНЯМ»

iti ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 372.8:82-1

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -2-106-109

Акматова Чынара

старший преподаватель

Ошский государственный педагогического университета, Ош, Кыргызстан 723504 Кыргызская Республика, Ош, ул. Н. Исанова, 73 е-mail: ch.akmatova79@gmail.com

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТСКИМ

ПЕСНЯМ

Chynara Akmatova

Senior Lecturer

Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyzstan, 723504 Kyrgyz Republic, Osh, N. Isanov str., 73 е-mail: ch. akmatova79@gmail.com

METHODS OF FORMING THE LITERARY AND THEORETICAL COMPETENCE OF STUDENTS IN TEACHING CHILDREN'S SONGS

Аннотация. Предметом данной статьи является обучение детской песне в начальной школе. Цель - изучение развития литературных и теоретических навыков учащихся при обучении детской песне. Детские песни помогают развивать философские, мировоззренческие и нравственные представления учащихся. В процессе обучения использовались традиционные интерактивные методы и техники преподавания детских песен, а также учитывалась необходимость внушать учащимся народные верования и табу.

Ключевые слова: литературный предмет, младшие школьники, детские песни, литературно-теоретическая компетентность.

Abstract. The subject of this article is teaching children's songs in primary school. The goal is to develop the literary and theoretical skills of students when teaching a children's song. Children's songs help to develop students ' philosophical, ideological and moral ideas. During the training, traditional interactive methods and techniques of teaching children's songs were used, and the need to inspire students with folk beliefs and taboos was also taken into account.

Key words: literary subject, junior schoolchildren, children's songs, literary and theoretical competence.

© Акматова Ч., 2021

РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТ КАК СИСТЕМОЗАДАЮЩАЯ ЕДИНИЦА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Токтогул Сатылганов - один из поэтов, создававших произведения с великими просветительскими идеями кыргызского народа. Философские, светские и нравственные мысли в его стихах и песнях воплощают мудрые идеи народа. В основе произведений великого поэта Токтогула, известного как «Горный соловей», лежат крылатые выражения с острым языком дидактической поэзии. В стихах Токтогула содержатся истинные философские и педагогические концепции добра, зла, непорочности, нечистоты и невежества. Своими произведениями он пробуждает эмоции и чувства человека.

На наш взгляд, в процессе обучения национальной литературе необходимо придавать особое значение методам преподавания. В связи с этим на занятиях по темам стихотворений Токтогула Сатылганова можно применять много инновационных методов. Например, при обучении произведению «Насыят» Токтогула Сатылганова (по учебнику 3-го класса «Литературное чтение») возникает необходимость использования стратегии «мозгового штурма». Этот метод требует от преподавателя не только знаний, но и умений, навыков в использовании проблемных ситуаций. При этом учитель должен прочитать песню несколько раз с использованием движений, так как метод чтения, сопровождающийся двигательными действиями, позволяет быстрее запоминать слова песни. Этот же метод может быть использован при чтении стихотворения «Эхо». Согласно требованию, учитель просит учеников встать и прочитать каждую строчку песни с сопровождающими движениями. При этом учитель просит учеников повторять несколько раз.

Еще один способ попрактиковаться в пении - разделить учащихся на группы (по полу, положению ученика в классе, цвету рубашки и т.д.) и обучить каждую группу двум строчкам. Затем учитель приглашает одного или двух учеников с каждой группы к доске. В таком случае ученики начинают петь песню целиком, сопровождая ее движениями. Таким образом, повторив песню несколько раз, ученики пытаются подобрать нужные рифмующиеся слова. Учащиеся записывают рифмующие слова, которые они находят на доске, и понимают, что рифмующие слова - это слова, которые звучат одинаково. Например: «эринбей - берилбей - дедирбей». При этом ученикам необходимо найти средства рифм. На наш взгляд, ученики, читая этим методом стихотворение, приобретут различные литературные и теоретические навыки. Согласно этому методу, в конце урока необходимо разделить класс на три небольшие группы, чтобы учитель мог выслушивать и дать анализ на освоенность темы.

Столь мощные философские стихи поэта побуждают учеников младших классов с раннего возраста развивать культуру ума, трудолюбия и нравственности, не предаваться праздности, пьянству и лени. Такие жизненные сцены постепенно усилены и разнообразны в объемных стихотворениях поэта Токтогула Сатылганова «Замана». Вся поучительная поэзия великого поэта Токтогула Сатылганова заключается в глубине ее просветительской и всемирно известной сущности. Передавая это понимание,

т1п ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

мудрость и дидактические советы ученикам, учитель расширяет знания детей о мире и повышает их компетентность в изучении литературы.

Еще один замечательный представитель кыргызских детских поэтов -Барпы Алыкулов. Его поэзия переплетается с идеями общественного спроса -воспитанием, образованием, поощрением доброты, призывом к справедливости. Можно сказать, что он является достойным продолжением традиции народной дидактической поэзии. Вместе с тем следует отметить, что поэт твердо придерживался этой модели дидактической поэзии как самостоятельного жанра и передавал ее другим.

Поэзия поэта Барпы также богата афоризмами. Например, слова Токтогула «Когда здоровы, не ленитесь, Безделью не отдавайтесь, Начни трудиться рано утром, Ленивым лодырем не становитесь» стали афоризмом. Такие выражения обычны и используются в самых разных контекстах или обстоятельствах. В основе этих афоризмов - философские и народные педагогические произведения, а дидактическая поэзия усиливает свою действенность с силой этих афоризмов. Попытки ввести дидактическую поэзию Барпы Алыкулова, о которой мы говорим, в школьную программу, продолжаются с начальной школы. Литературные книги для чтения также содержат некоторые из его стихов, богатых философскими и дидактическими афоризмами [2, с. 10].

В творчестве великого поэта Барпы Алыкулова первостепенное значение имеет солидарность, а народная философия «Где гармония, там счастье» ярко отражена в песне «Ынтымак», изучаемой во втором классе на уроке «Литературное чтение»:

«Ынтымагы бар элдин Калага карды ток болот. Ынтымагы жок элдер Бирине-бири октолот. Ынтымагы бар элдин Адил болот улугу. Ынтымагы жок элден, Ичинен чыгат бузугу. Ынтымактуу эл болсо, Душманга тиер ок болот. Ынтымаксыз эл болсо, Дыркырап качып жок болот. Ынтымактуу биригет, Ынтымаксыз бYЛYнeт. Ынтымак элдин баркы бар, Бири-бирине баркы бар»

[1, с. 151].

РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТ КАК СИСТЕМОЗАДАЮГЦАЯ ЕДИНИЦА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ТИ

При обучении младших школьников песне «Ынтымак» учитель сначала задает ученикам следующие вопросы:

«Почему песня называется «Ынтымак»?

Какое имя вы предполагаете?

Какие еще слова близки по значению этому слову?» и т.д.

Прочитав песню полностью, учитель задает ученикам еще один вопрос:

«Что вы можете сказать о содержании песни?

Сбылось ли ваше предсказание?».

Учитель может использовать метод «чтения припева» при обучении песне, то есть он читает первую строчку сам, а следующую строчку вместе с учениками. В результате нравственные ценности формируются только тогда, когда учащиеся знакомятся с содержанием песни, полагая, что «там, где есть гармония, будет процветание, единство, удовлетворенность, взаимное уважение и достоинство».

В учебник «Литературное чтение» включены такие произведения, как «Детские проповеди», «Поучение птицы» и др. Например, произведение «Наставления детям» Барпы Алыкулова представляет собой классический образец дидактической поэзии, от начала до конца наполненной афоризмами. Вы можете научить их, используя соответствующие методы обучения. В конце необходимо дать рекомендации о том, что при изучении таких стихотворений есть возможность усилить понимание учащимися и закрепить знание. В этих целях мы можем предложить составить синквейн и диаграмму Венна. Итак, при преподавании необходимо учитывать особенности читки произведений.

Список литературы

1. Абдухамидова Б. Литературное чтение. - Бишкек, 2016. - 322 с.

2. Рысбаев С., Мицбаева К. Педагогические идеи в произведениях детских поэтов и писателей. - Бишкек, 2015. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.