Научная статья на тему 'ОРЛЁНОК - ПЕСНИ У КОСТРА'

ОРЛЁНОК - ПЕСНИ У КОСТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
721
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕСНЯ / ДРУЖБА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗГРУЗКА / МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ЧАС / SONG / FRIENDSHIP / EMOTIONAL DISCHARGE / MUSICAL PLAY HOUR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Надежда Алексеевна

Педагогика песни и её смысловые характеристики. Организация музыкально-игрового часа в детском лагере. Песни о дружбе. Результаты и способы их оценки. Примерный сценарий музыкально-игрового часа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORLYONOK - SONGS BY THE FIRE

Pedagogy of the song and its semantic characteristics. Organization of music and playing hours in a children’s camp. Friendship songs. Results and methods for their assessment. An approximate scenario of a musical game hour.

Текст научной работы на тему «ОРЛЁНОК - ПЕСНИ У КОСТРА»

УДК 379.83\.84

ОР ЛЁНОК - ПЕСНИ У КОСТРА

Надежда Алексеевна Григорьева,

воспитатель лагеря «Олимпийский» Всероссийского детского центра «Орлёнок»

Песня — неотъемлемый атрибут жизни «Орлёнка». Как правило, с песнями во Всероссийском детском центре знакомят во время беседы о дружбе. Участникам дела предлагается провести время у костра рядом с товарищами и друзьями и вместе исполнить традиционные орлятские песни о дружбе. Замысел таких встреч выбран потому, что многие песни о дружбе исполнялись орлятами во время туристских маршрутов у костра. Подробнее об этом читайте в статье.

• песня • дружба • эмоциональная разгрузка • музыкально-игровой час

Педагогика песни

Дело направлено на сплочение коллектива, на эмоциональную разгрузку. Задача взрослого — актуализация и развитие образовательных интересов и потребностей у подростков к орлятским песням о дружбе посредством вовлечения в музыкально-игровой час. Ребята вместе разучивают или повторяют песни, знакомятся с их историей, формируются взаимоотношения в команде (табл. 1). При подготовке использованы несколько источников1.

Для проведения музыкально-игрового часа понадобятся слова песен, гитара/фонограмма, карточки с заданиями. Как правило, он

1 Откроет целый мир вожатый. Книга отрядного вожатого «Орлёнка». — ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок», 2015; Песни «Орлёнка». — Всероссийский детский центр «Орлёнок», 2001; Поющий «Орлёнок». Сборник песен. — Всероссийский детский «Орлёнок», 2016; http://www.bard.ru; https://www.google.ru/search?q=Ребусы

проводится по следующему плану: чтение стихотворения о дружбе; приветствие (устный анализ стихотворения о дружбе), связь стихотворения и музыки, беседа о том, что такое песня; исполнение песни «Дым костра»; вручение атрибутов музыкально-игрового часа, объявление правил; игра на узнавание следующей песни; исполнение песни «Снег»; история создания песни; игра на узнавание следующей песни «Пойдём от обратного», знакомство с историей создания песен и с авторами; исполнение песни «Ты да я, да мы с тобой»; игра «Ребусы»; история создания песни; исполнение песни «Шепот ветра», история создания песни; исполнение песни «Сплавная» с элементом игры — передача атрибута-символа против часовой стрелки. Завершается музыкально-игровой час беседой о том, что для каждого значит слово «Дружба», какой образ дружбы использует каждый автор в песнях. Проводятся анализ и подведение итогов при помощи игры — передачи атрибута, запись результатов и выводов, мыслей на атрибуте, внесение предложений в дело. Представим примерный сценарий дела.

Таблица 1

Предполагаемые результаты

Формулировка результата Показатели результата Способы оценки и фиксации результата

Дети знают текст и историю песен Команда в пути поёт песни, может спокойно начать огонёк с заданной песни Каждый день по возможности песни повторяются и разучиваются новые по просьбам детей

Дети задумываются о ценности дружбы Отношения между детьми хоть немного улучшаются С периодичностью проводятся беседы о дружбе для закрепления результата

Сценарий проведения

Все участники (как правило, 25 человек) собираются на костровом для проведения мероприятия.

1. Чтение стихотворения о дружбе

Ведущий:

Скала, подставляя под волны грудь, Стоит, всем ветрам открыта. А есть ли на свете хоть что-нибудь, Что было б прочней гранита?

На это ответ был наукой дан Ещё из столетней дали:

— Крепче гранита — металл титан И твёрдые марки стали.

А твёрже? Не щурьте пытливо глаз, Ответ ведь известен тоже:

— Прочнее, чем сталь и титан, — алмаз. Пусть так. Ну а есть на земле у нас Хоть что-то алмаза твёрже?

Да, есть на земле вещество одно, И тут ни при чём наука: Всех крепче и было и быть должно Простая людская дружба.

Э. Асадов

2. Приветствие. Устный анализ стихотворения о дружбе. Связь стихотворения и музыки. Беседа о том, что такое песня

Ведущий. Доброе утро, я благодарна вам, что вы нашли время, чтобы провести его вместе с товарищами, коллегами, а главное — с дру-

зьями. Всем известно, как сильно человек нуждается в дружбе, опоре, поддержке, даже в самом простом «У тебя всё получится!» Не случайно я начала нашу встречу стихотворением моего любимого поэта Эдуарда Асадова про дружбу. Песни, которые мы сегодня будем исполнять, конечно, будут о дружбе. Но прежде хотелось с вами поговорить о том, что такое песня. Это наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтиче-

«а «а

ский текст с мелодией. Согласитесь, как замечательно в нужный момент, в нужное время, в нужном месте понять, что рядом с тобой именно те люди, с которыми можно разделить тепло.

3. Исполнение песни «Мы пройдём сквозь земной простор»

4. Вручение атрибутов. Объявление правил

Ведущий. Хочу вам вручить ладошки для поддержки песни. Если вам понравилась песня, вы можете показать это, используя ладошки. Если вам захочется высказать мысли, задать вопросы, вам достаточно будет поднять ладошку.

Также давайте вспомним правила музыкально-игрового часа. Кто хочет рассказать?

5. Игра на узнавание следующей песни

Ведущий. Мы выяснили, что тепло встречи можно разделить с другом. Но ведь и в стужу, и в снегопад друг

всегда окажется рядом. Предлагаю вам поиграть в игру. Вам необходимо собрать слова песни воедино. Показывать друг другу отрывки песни нельзя. Можно только произносить вслух ту строчку, которая написана у вас на листке. Когда вы готовы будете воспроизвести отрывок песни, нужно вам сесть в том порядке, которое соответствует порядку строчек у вас в руках. После чего хором вы произносите название песни.

Ребята играют в игру.

Ведущий. Верно, это песня «Снег».

6. Исполнение песни «Снег»

7. Информация об авторах песни и годе создания

Ведущий. Автор слов песни «Снег» Игорь Юрьевич Воронцов. Он родился 6 августа 1966 года в Архангельской области, в посёлке Боброво. Место проживания: Москва — Майями — Архангельск. Получил высшее техническое и высшее экономическое образование. Профессия (сегодня): композитор, певец, продюсер. Музыкой занимается со школы, организовывал вокально-инструментальный ансамбль. В студенческие годы играл и пел в ресторанах. Песня вошла в альбом «Рано прощаться» в 2000 году.

8. Игра на узнавание следующей песни «Пойдём от обратного», знакомство с историей создания песен и с авторами

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Подберите антоним, чтобы узнать название песни.

Работа с карточками в парах. Приложение:

Суша —___

Дождь —__

Утро бежит —___

Утренняя — ___

Луна твоя —___

Чёрное животное —__

Зима в «Океане» —__

Я нет ты, нет они с ним — _

Ненавистная твоя — __

Поторопись промолчать о подъёме —

Ответы: Суша — «Море», Дождь — «Снег», Утро бежит — «Вечер бродит», Утренняя — «Вечерняя», Луна твоя — «Солнце моё», Чёрное животное — «Белая птица», Зима в «Океане» — «Лето в Орлёнке», Он нет ты, нет они с ним — «Ты да я, да мы с тобой», Ненавистная твоя — «Милая моя», Поторопись промолчать о подъёме — «Не спеши трубить отбой».

Ведущий. Вы справились с заданием. Давайте попробуем усложнить задание. Выберите из получившихся песни про дружбу.

Ответ: Снег, Вечер бродит, Солнце моё, Ты, да я, да мы с тобой.

Ведущий. Переходим к следующему уровню сложности. Как вы думаете, какая песня была написана раньше? Варианты ответов:

«Снег», слова Игоря Воронцова, 2000 год.

«Солнце моё», исполняют солнечные барды, которые появились только в 2001 году.

«Ты, да я, да мы с тобой». Из

к/ф «Тихие троечники», 1980. Слова В. Потоцкого, музыка В. Иванова. Телефильм рассказывает о весёлых приключениях двух мальчишек-троечников, Вовки и Валерки, которые, увлёкшись поисками подземной речки, пришли к выводу, что без знаний их усилия не могут увенчаться успехом.

«Вечер бродит» Музыка и стихи Ады Якушевой, 1959. Ада Якушева — рос-

сийская поэтесса, бард, радиожурналистка и писательница. Первая жена Юрия Визбора. Интересный факт: песня из рекламы МакДо-налдс: «Ты моё дыхание».

Ведущий. Раньше всех была написана песня «Вечер бродит». Идём от обратного. Из списка песен убираем «Вечер бродит». Теперь нам нужно выбрать песню, год которой сложив — получим число 18.

Ответ: «Ты да я, да мы с тобой».

9. Исполнение песни «Ты да я, да мы с тобой»

10. Игра «Ребусы>

Приложение:

Ведущий. Сейчас предлагаю разгадать ребус. Там, конечно, зашифровано название песни. Верно, «Шепот ветра».

11. История об авторе песни

Ведущий. Андрей Владимирович Волков (г. Саров) — автор песен. Родился 21 сентября 1959 года в городе Малоярославце Калужской области. Окончил Обнинский филиал Московского инженерно-физического института и по распределению приехал в Ар-замас-16 (ныне Саров), успешно работал по специальности инженер. В настоящее время работает в частной фирме программистом. Первую песню «Разбросала косы русые берёза» написал ещё в институте, и именно она стала любимой и родной для многих туристов и «кспшников». В основном Андрей Волков известен как полный автор, но иногда он пишет музыку к стихам любимых поэтов. Он также один из основателей саровского КСП «Поиск» и, конечно же, почётный, бессменный член жюри фестиваля самодеятельной песни «Зимородок».

12. Исполнение песни «Шёпот ветра»

13. История создания песни

Ведущий. Следующая песня, которую мы будем исполнять, — «Сплавная». Автор песни Владимир Александрович Дергунов (г. Казань). Родился в 1959 году. Кандидат педагогических наук. Директор Республиканского центра внешкольной работы Минобразования Татарстана. Вице-президент Общественной организации «Федерация детских и подростковых организаций Татарстана». Почётный работник сферы молодёжной политики РФ, автор популярных программ и проектов для детей подростков и педагогов, в том числе «Путь к наследию», «Спутник следопыта», «Робинзон», «К истокам гражданственности», «Галстучная страна», «Дорога Добра.Ру», «Бинилек», «Лесное чудо».

Ведущий. Прежде чем мы начнём исполнять песню, я предлагаю вам передавать по рукам кораблик бумажный, на котором вы можете писать разные мысли, ассоциации с песней, что для вас значит дружба. После окончания песни тот, у кого в руках останется кораблик, ответит на несколько моих вопросов.

14. Исполнение песни «Сплавная» с элементом игры — передача атрибута-символа против часовой стрелки

15. Беседа о том, что для каждого значит слово «Дружба». Какой образ дружбы использует каждый автор

в песнях

Ведущий. Для того чтобы вспомнить, что дружба — это в первую очередь радостные и счастливые моменты. И в финале я предлагаю вам исполнить песню о дружбе «Оркестр».

16. Подведение итогов. Исполнение песни «Оркестр»

Ведущий. Не забывайте, что дружба — это как оркестр, каждый играет на своём инструменте, а мелодия — одна. Будьте самим собой, но прислушивайтесь к человеку, который рядом с вами.

Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.

Orlyonok — Songs By The Fire

17. Анализ дела. Обмен впечатлениями. Предложение своих идей

Ведущий. Предлагаю вам конструктивно оценить дело и внести идеи и изменения. Делать нам это предстоит в формате «+» « — ». Вам предстоит сказать плюсы дела и то, что вы изменили бы, используя фразу: «если бы я проводил дело, я бы сделал так...». Все ответы мы запишем и постараемся учесть при проведении следующего дела. НО

Nadezhda A. Grigorieva, teacher of the camp «Olympic» of the all-Russian children's Center «Orlyonok»

Abstract: Pedagogy of the song and its semantic characteristics. Organization of music and playing hours in a children's camp. Friendship songs. Results and methods for their assessment. An approximate scenario of a musical game hour.

Keywords: song, friendship, emotional discharge, musical play hour.

Spisok ispol'zovannykh istochnikov

1. Otkroyet tselyy mir vozhatyy. Kniga otryadnogo vozhatogo «Orlonka». — FGBOU Vserossiyskiy detskiy tsentr «Orlonok», 2015.

2. Pesni «Orlonka». — Vserossiyskiy detskiy tsentr «Orlonok», 2001.

3. Poyushchiy «Orlonok». Sbornik pesen. — Vserossiyskiy detskiy «Orlonok», 2016.

4. http://www.bard.ru.

5. https://www.google.ru/search?q=Pe6ycbi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.