Я • 7universum.com
A UNIVERSUM:
2016. № 10 (28) /УУ\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ «ЫРЧЫ» И «АКЫН»
Момуналиев Сатканбай Момуналиевич
д-р. пед. наук, доцент Ошского государственного университета, 714000, Кыргызстан, г. Ош, ул. Ленина, 331 E-mail: [email protected]
ABOUT THE NECESSITY OF THE CLARIFICATION THE MEANINGS OF "YRCHY" AND "AKYN"
Satkanbai Momunaliev
doctor of pedagogical sciences, Associate Professor of Osh State University,
714000, Kyrgyzstan, Osh, Lenina St., 331 E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются понятия "yrchy" (певица) и "акына" (чтец), имеющие важное значение в обучении.
ABSTRACT
The article deals with the clarification of the meanings "yrchy" (singer) and "akyn" (reciter) and their importance in teaching.
Ключевые слова: акын, певец, ырчы, поэт. Keywords: akyn, singer, yrchy, poet.
Прежде чем изучать произведения устного народного творчества, учителю литературы необходимо определиться в одном очень важном вопросе. Это такие понятия как «певец» и «акын». В кыргызском литературоведении нет четких разграничений этих терминов и определения им даются довольно общие. Вот некоторые из них:
«Акын. У кыргызов и казахов акынами называют тех, кто путём импровизации создает песни.
Особенностью творчества акына является то, что он песни сочиняет на ходу, без подготовки, устно, исполняет под определенную мелодию, свойственную только ему и под собственный аккомпанемент. Следовательно, творчество акына является прежде всего синкретным искусством" [3]. Молдо Нияз, Кылыч, Алдаш Молдо, Тоголок Молдо - акыны, заложившие фундамент кыргызской национальной письменной литературы.
"В тоже время необходимо отметить и то, что художественное слово кыргызов в основном развивалось в виде устной и песенной поэзии (Калыгул, Ар-станбек, Токтогул, Женижок, Барпы и др.
По другому определению «акын - автор поэтического произведения, поэт». Знаток кыргызского устного народного творчества Таштемиров Ж. пишет: «В действительности, и певец, и акын - от рождения талантливые люди, способные без подготовки складными стихами рассказать об увиденном, о своих наблюдениях в жизни. Если смотреть с этой стороны,
разграничить певца и акына невозможно. Их в народной среде так и называют - певцы и акыны. Сами же исполнители-импровизаторы в зависимости от смыслового содержания песни именовали себя или «певцами», или «акынами». Это встречается у Токтогула, Женижока, Барпы, Калыка» [5].
Согласно определению литературного энциклопедического словаря, «Акын, поэт- импровизатор и певец у казахов и кыргызов. Акын создатель произведений, отличается от ырчи-исполнителя песен, сказителя эпических произведений. Акын импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент добры" [5].
По-разному трактуют эти понятия и видные литературоведы. Так, К.Асаналиев всех представителей устного народного творчества называет акынами. Шериев Ж. и Муратов А. - акынами-импровиза-то-рами, Борбугулов М. - певцами, толковый словарь кыргызского языка представляет акына как «певец-импровизатор, сочинитель песен», Таштемиров Ж. принимает оба толкования. В энциклопедии литературных терминов понятиям «певец» и «акын» дается следующее определение: «у кыргызов и казахов акын - импровизатор и певец». А в школьной программе обучения литературе приоритет отдается названию «акын» - «время, когда жил акын... использование средств художественного слова в песнях акына».
Всё вышесказанное ясно показывает отсутствие точных определений некоторым литературным понятиям. Если нет точного определения названиям или
Библиографическое описание: Момуналиев С.М. О необходимости разделения литературных понятий «ырчы» и «акын» // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 10(28). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/3 711
2016. № 10 (28)
понятиям, то это, без сомнения, приводит к путанице и неразберихе.
Значит, мы не можем уйти от необходимости внесения уточнений понятиям «певец» и «акын» перед тем, как говорить о произведениях устного народного творчества.
Академик Радлов В.В., говоря по-кыргызски «акын», по-персидски - «ахун», отмечает, что «акын, певец, победивший на состязании певцов». Знаток тюркских языков, профессор Юдахин К.К. предполагает, что термин «акын» пришел к кыргызам и казахам как видоизмененное слово уйгур «ахунд», означающее «мудрый, уважаемый» [6].
Свои мнения высказывают В. Бартольд и А.Х. Маргулан. Они говорят, что термин «акын» происходит от слова « ак » - «течь (теки)», с чем не согласен казахский писатель и ученый М. Ауэзов. Он считает, что тогда получилось бы слово «агын» - «течение».
Словом, вышеприведенные определения и уточнения не проливают свет в раскрытии обозначенных понятий, что дает возможность использовать их в одинаковом значении.
Но в то же время, по нашим наблюдениям, они имеют ряд различий. Остановимся на них.
Первое. Еще раз обратимся к определениям кыргызских литературоведов. Так, «ыр» (стих) - ряд слов, построенных в одной форме на основе ритма. Стихи отличаются от прозы устойчивым ритмичным строением, слоговым размером и повторяющейся рифмой. Нас интересует второе значение этого слова - «ыр» (песня). Это самый древний вид лирической поэзии, озвучивающийся голосом под определенную мелодию. В древности песня создавалась вместе с мелодией" [2].
Из истории литературы ясно видно, что «ыр» в значении «стих» вошел в язык вместе с письменной литературой. А в значении «песня» понятие «ыр» бытует с древних времен. И это ни у кого, наверное, не вызывает сомнений. Да и неопровержимые доказательства тому можно найти в самом языке. Так, в эпосе «Манас» читаем «сын-певец Ырамана, Жай-сан-певец», или такие крылатые выражения, как «будь певцом как Токтогул», «кто не стыдится, тот становится певцом», «нет смерти певцу и послу». Кыргызы всех обладателей таланта по роду деятельности называли словами, оканчивающими на аффикс «чы» («чу, чи, чY») - ырчы (певец), комузчу (кому-зист), чоорчу (дударь), жомокчу (сказитель), санжы-рачы (знаток кыргызских родов).
Всё это говорит о том, что представителей кыргызского устного творчества будет правильно называть «ырчы» («певец»), чем «акын». Один из первых ученых-исследователей кыргызского литературоведения. Т. Саманчин еще ранее отмечал, что до революции мастеров художественного слова, исполняющих песенные произведения устного народного творчества, называли «ырчы» - певец. Именно так народ называл, например, самых известных мастеров слова своего времени Арстанбека, Токтогула, Найманбая, Калмырзу, Женижока. Однако в последующие времена это понятие стало чаще передаваться словом
«акын». До появления письменной литературы слово «ыр» (песня), являясь синкретическим понятием, означало и слова, и мелодию песни одновременно. Позже словом «ыр» всё больше стали обозначать песни-импровизации. А появление слова «акын» в кыргызском языке связано с творчеством акынов-письменников, которые так себя и начали называть.
Подобное мнение высказывал не только Т. Саманчин, но и музыковед В. Виноградов, который подчёркивал: «По словам старейших музыкантов, термин «акын» вошёл в жизнь кыргызского народа совсем недавно» [1]. В то же время один из основателей кыргызской письменной литературы, поэт К. Маликов писал: «Импрови-заторов кыргызы называли певцами. Неслучайно Токтогул говорил, что «украшением празднества является певец». В народе до сегодняшнего дня говорят певец Токтогул, певец Ка-лык, певец Осмонкул, певец Алымкул (певец, т.е. импровизатор). А слово «акын» вошло в языковую практику позже. Мы его используем сегодня в значении «поэт». Например, будет правильно называть акынами Тоголока Молдо, Ысака Шайбекова, А. Жутакеева" [4]
В дореволюционное время многие мастера слова называли себя певцами и этому есть немало примеров. Так, в известном айтыше (песенном состязании) Арстанбека и Женижока звучат такие фразы как «Будешь ырчы (певцом), станешь сынчы (знаток качеств людей и лошадей)», «сынок, слушай мнение сынчы, слушай песни ырчы», «о невоспитанном ырчы остаются плохие слова, о хорошем ырчы слава пойдет по всему миру». Они ясно показывают, что термин «ырчы» (певец) означает певцов-импровизаторов. Значит, Арстанбека, Женижока, Токтогула, Барпы следует называть «ырчы-певцами».
Есть еще одна сторона этого вопроса. Искусство импровизации имеет ряд отличий от письменной литературы. Так, певцы-импровизаторы - это представители устного народного творчества. Как нам известно из литературоведения, устному народному творчеству характерна синкретичность, когда певец несет в себе способность создавать, индивидуальную исполнительность и артистичность, свойственные фольклорному творчеству. Ему присущи своя мелодия, стиль исполнения и характер. Всё это оказывает своё влияние на изучение произведений певцов-импровизаторов (ырчы) и акынов-письмен-ников (поэтов). Другими словами, для изучения и обучения творчества певцов и акынов необходим разный подход, нужны другие методики и технологии, что и является одной из причин уточнения и разделения понятий «ырчы» (певец) и «акын» (поэт).
Более чёткие формулировки и определения этих понятий и внесение их в школьные программы избавят учителей и учащихся от всякого рода путаниц и будут способствовать более понятному и доступному усвоению богатого разнообразия произведений устного народного творчества и художественной литературы.
2016. № 10 (28)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
Список литературы:
1. Виноградов В.С. Музыкальное наследие Токтогула. - М.: 1961. - С. 6.
2. Кыдырбаева Р.З., Асаналиев К. Кыргыз адабий илиминин терминдеринин сездугу. Б.: 2004. - 546-б.
3. Литературный энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1987. - С. 17.
4. Маликов К. «Молдобасан» // «Кыргызстан маданияты». - 1974. - 16-май.
5. Таштемиров Ж. Токтогул жана акындык поэзия. - Ф.: Илим, 1980. - 11-бет.
6. Юдахин К.К. О киргизском термине «акын». // Китепте: Таштемиров Ж. Токтогул жана акындык поэзия. -Ф.: Илим, 1980. - 10-бет.