ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ КЫРГЫЗСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА Карыева А.К. Email: Karyeva627@scientifictext.ru
Карыева Анара Карыевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова,
г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривались идейные истоки кыргызского просветительства в народном фольклоре. Несмотря на то, что письменность у кыргызов имеет многовековую историю, в формировании мировоззрения народа, общественного сознания огромную роль сыграли устные народные произведения, фольклор. Пословицы, поговорки, сказки, героические сказания, эпосы, песни-поучения и другие жанры кыргызского фольклора веками исполнялись с высоким мастерством, вышедшими из народа талантливыми санжырачы, жомокчу, дастанчы, манасчы, акынами и другими представителями различных устных жанров. Они были известны в народных устных произведениях не только как впередиидущие исследователи неизведанного, хранители народной мудрости, но и как просветители своего времени. Ключевые слова: кыргызский народ, фольклор, устное народное творчество, просвещение, просветители, культура, идея.
INTELLECTUAL ORIGINS OF THE KYRGYZ ENLIGHTENMENT
Karyeva A.K.
Karyeva Anara Karyevna - candidate (PhD) of Historical sciences, assistant professor, EDUCATION DEPARTMENT PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES, KYRGYZ STATE UNIVERSITY OF CONSTRUCTION, TRANSPORT AND ARCHITECTURE NAMED AFTER N. ISANOV, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article considers the intellectual origins of the Kyrgyz enlightenment about national folklore. Despite the fact that the Kyrgyz language has a long history, the oral folklore and folklore played an important role in the formation of the world outlook of the people and public consciousness. Proverbs, sayings, fairy tales, heroic legends, epics, song-lectures and other genres of Kyrgyz folklore have been performed with great skill by talented sanzhyra tellers, storytellers, dastanchy, manaschy, akyns and other representatives of various oral genres with great skill. They were known in folk oral works not only as the foremost explorers of the unknown, the keepers of folk wisdom, but also as enlighteners of their time.
Keywords: Kyrgyz people, folklore, oral folk art, enlightenment, enlightenment, culture, idea.
УДК 930.85
Пытаясь определить особенности и характер возникновения и развития просветительства в Кыргызстане, мы должны обратиться к прошедшим сквозь века устным произведениям народа и почерпнутым из богатого жизненного опыта народным (традиционным, эмпирическим) знаниям. Исходя из того, что до середины XIX века просветительские мысли кыргызского народа выражались в основном в устном народном творчестве, больших, малых героических эпосах, пословицах, поговорках и произведениях акынов импровизаторов и др.
Несмотря на то, что письменность у кыргызов имеет многовековую историю, в формировании мировоззрения народа, общественного сознания огромную роль сыграли устные народные произведения, фольклор. Пословицы, поговорки, сказки, героические сказания, эпосы, песни-поучения и другие жанры кыргызского фольклора веками исполнялись с высоким мастерством вышедшими из народа талантливыми санжырачы, жомокчу, дастанчы, манасчы, акынами и другими представителями различных устных жанров. Далеко не все исполнители народных устных произведений удостаивались почетных званий. Их заслуживали только прошедшие через сито любви и признания народа и времени. Веками существовала практика, когда поэты и талантливые люди участвовали в разных открытых состязаниях по исполнению своих произведений, и народную поддержку получали сильнейшие из сильных, талантливейшие из талантливых. Они были известны в народных устных произведениях не
только как впередиидущие исследователи неизведанного, хранители народной мудрости, но и как просветители своего времени.
Долгое время в духовной культуры жизни кыргызского народа доминировало устное народное творчество, которое имело для него большое значение и играло особую роль, о чем свидетельствует, в частности, самый большой эпос в мире «Манас». Недаром Ч. Валиханов отмечал, что «Манас» - это «энциклопедия, собрание всех сказок, повестей, преданий, географических, религиозных, умственных познаний и нравственных понятий народа в одно целое...» [1, с. 70]. То, что в дальнейшем стало основой идей просветительства, формировалось в пределах художественного словесного мастерства, высшим проявлением которого является эпос «Манас». Практически во всех кыргызских героических больших и малых эпосах особое место занимают патриотические идеи, как независимость, свобода и народное единство. Помимо этих идей в эпосах содержится множество других, связанных с повседневной жизнью, такие как уважение к старшим, послушание, идеи наставительного характера, приучающие к труду, образованию, терпению, гибкости и т.д.
В устной литературе и традиционной системе ценностей и воспитания кыргызского народа труд являлся самым главным средством воспитания человека. А в кыргызском фольклоре можно найти массу традиционных примеров воспитания, связанных с трудом. Возникшие в ходе песни тесно связанные с трудовым процессом «Бекбекей», «Шырылдан», «Оп, майда» и др. О воспитательной роли труда в формировании личности говорили, в частности, такие известные западные просветители, как Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо. Дж. Локк в «Мыслях о воспитании» (1693 г.) уделил много внимания вопросам воспитания личности. Он говорил о том, что личность должна непременно получить физическое, нравственное и умственное воспитание. При этом огромное значение он придавал физическому воспитанию, которое, обеспечивая телесную сохранность, здоровье воспитываемого, формирует такие его черты, как воля, храбрость и настойчивость. Лозунг - «В здоровом теле - здоровый дух!» [6, с. 412] -является девизом, принципом воспитания. Только в сочетании здорового тела с чистотой внутреннего духа, по мнению Дж. Локка, человек может стать сильным, волевым и смелым. При таком подходе к воспитанию на первое место выходит труд.
В кыргызских народных произведениях нашли свое отражение многовековой опыт воспитания молодого поколения, основывавшийся на жизненно-бытовом укладе, традициях, обрядах. Такие фольклорные песенные жанры, как насаат, санат, YЛГY, впитав себя народную мудрость, долгие годы служили одним из способов, форм воспитания. Еще в глубокой древности эти жанры устного народного творчества основали, а затем веками развивали поэты-импровизаторы, поэтому в народе их с уважением называли «нускоочу», «насаатчы». Наиболее известными представителями этих песенных жанров Токтогул, Женижок, Эшмамбет, Барпы, Коргоол и др. Мысли поэтов-просветителей о труде, о воспитании, о силы человеческого ума почти совпадают основными идеями просветителей других народов. Будучи гуманистами, они обращали внимание на формирование нравственных идей молодого поколения. В песнях-поучениях (насыят) содержится множество идей, мыслей, имеющих отношение к поведению человека, служению народу, формированию нового человека, к согласию, труду, правде, справедливости и т.д.
Подобно тому, как в лозунге И. Канта: «Бареге аМе! - имей мужество пользоваться собственным умом!», в устных произведениях кыргызского народа достижения и успехи личности, общества, народа напрямую связывались с умом. В центре внимания народных просветителей всегда были проблемы умственного воспитания. У кыргызского народа всегда были мудрецы-моралисты, которые, осмысляя реальную жизнь, повседневный опыт, тем или иным образом приводили в порядок, систематизировали правила, нормы поведения, были также учителя-наставники, которые занимались на основе народного опыта воспитательской деятельностью. В истории, народной памяти остались мудрые слова старца-наставника Бакая, бессмертные образы Олуяата и Умай-эне, образчики ораторского мастерства Жээренче Чечен и Акыл Карачач, провидцы Толубай и Санчы Сынчы, превратившиеся в легенду песенного мастерства поэты Асан Кайгы, Кет Бука, Токтогул. Во многих пословицах и поговорках прославляемся мудрость: «Эл - акылсыз болбойт, кел - казсыз болбойт», «Кылыч - курал эмес, акыл - курал», «Жаш - улук эмес, акыл - улук», «Ачууну акыл жецет», «Адамдын керку -акыл», «Акыл байлыгы - азбас байлык» («Народа без мудростей не бывает, как не бывает озера без гусей»; «Меч - не оружие, оружие - ум», «Повелитель не тот, кто стар, а тот, кто умен», «Ум побеждает зло», «Краса человека - его ум», «Умственное богатство - неисчерпаемое богатство»); «Акыл деген алтынбы, / Алтынды тапкан акылбы, / Акылды уткан емYPYЦ, / Арт жагында калсынбы; / вмYP асыл баарынан, / вмYрге акыл байланган, / вмYPДYH тирYYЛYк, /
9myp кетет елсе жан...» («Высшее достижение человека - мудрость, / Величие жизни -мудрость, / Все победы и успехи связаны с мудростью, / Человек прославляется и оценивается через мудрость, / Следующие поколения уважают за мудрость - / Мудрость, по мнению простого народа, дороже золота»). Итак, идеалом всех народных просветителей был, прежде всего, умный человек, мудрый лидер. В устных народных произведениях мудрость рассматривается как форма зрелости людей и как средство к достижению успеха.
Народные просветители считали, что светоч ума человека - это знание, образование. До сегодняшних дней не потеряли своего значения слова, адресованные девушкам и юношам и имеющие воспитательный характер. Например: «Билимсиз мицден болгуча, билерман бирее болсочу. Дуйнеге бекер келгенче, жаралбаган болсочу» («Один знаток лучше, чем тысячи необразованных. В жизни нужно делать достойные дела»). Мудрый, образованный человек, в соответствии с традиционной народной педагогикой, стоит значительно выше необразованного, глупого, неграмотного.
У кыргызского народа есть множество мудрых поучений, пожеланий, клятв, благословений, проклятий, слов благодарности, намеков и т.д., которые в зависимости от ситуации могут влиять, направлять человека и т.д. «Речь умного коротка, а если скажет - образец». «Без старшего не бывает примера». Как писал Женижок: «Адамзатты кор кылбас, Акыл болот турбайбы» («Ум не унизит, не опозорит человечество»).
В устном народном творчестве часто отражались чаяния и желания народа. Так, народ, как это засвидетельствовано в устных произведениях, часто надеялся на умного, образованного, справедливого правителя: «Жакшы чыккан азамат элин билет», Окуп, карап, ойлонуп илим берет» Эчен TYPДYY адамдын тилин билет», «Чыгып турган ал адам чынар болот; Чымчык сайрап, чыгарга; Булбул конот; Ty6y жоон, тамырлуу; Терек болот; КелекесY кеп жанга; Керек болот» («Если правитель умный, то он думает о своем народе, он заботится о своих подданных и обучает их»). Как говорили мудрецы, справедливость - опора жизни; справедливость и равенство - союзники; где справедливость и равенство, там не нарушаются обычаи отцов и гнездится беспристрастность; без беспристрастности нет равенства, без равенства нет справедливости. Такая народная мудрость не утратила своего значения по сей день.
Из памятников народного наследия мы узнаем, что у всех народов, в том числе кыргызского народа, были просветительские взгляды. И это послужило истоком идеи просветительства следующих времен. В конце XIX - нач. XX веков культура кыргызов пережила подъем духовного развития, при этом народная устная литература, составившая сердцевину его духовности, оказала значительное влияние на развитие этой духовности. Это время можно назвать временем национального возрождения кыргызов. В этот период известные мыслители-поэты создали множество произведений, которые содержат глубокие гуманистические, просветительские идеи и являются в настоящее время духовным достоянием кыргызского народа.
Список литературы / References
1. Валиханов Ч. Том 2: В 5 т. / АН Каз. ССР. Алма-Ата, 1985.
2. Гусев В.Е. Фольклор (История термина и его современные значения). / Советская этнография, 1966. № 2. С. 3 - 21.
3. Калыгул. Казыбек. Казалдар. Бишкек, 1992.
4. Кыргыздар. 7 том, Бишкек: «Учкун», 2004.
5. Кыргыз элинин санат-насыят, терме ырлары. ТYзген Т. Абдыракунов. Фрунзе, 1973.
6. ЛоккДж. Сочинения в трех томах Т. 3. М.: Мысль, 1988.
7. Санат, насыят жана эмгек ырлары. «Эл адабияты» сериясынын 24-тому. Бишкек, 2003.
8. ТаштемировЖ. Токтогул жана кыргыз адабияты. Фрунзе: Кыргызстан, 1964.