ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ КЫРГЫЗСКОГО ОРАТОРСКОГО
ТВОРЧЕСТВА Искендерова Ш.А. Email: [email protected]
Искендерова Шарапат Абыловна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой,
кафедра журналистики, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в отличие от ораторского мастерства других народов, в творчестве кыргызских ораторов не было специальной школы, они не были посвящены в ораторские тайны, никогда не изучали. Ораторство - врождённый талант, который создан только своей способностью, здесь не может идти речь об учителе, мастере.
В статье рассматриваются такие проблемы, как ораторское мастерство кыргызского народа, особенность ораторского творчества, его жанровое разнообразие, связь с устным народным творчеством, художественная сущность и его развитие.
Ключевые слова: ораторское мастерство, творчество, фольклор, родословие, пословицы-поговорки, песни-санаты, загадки, сказительство.
ARTISTIC ESSENCE OF CREATIVITY OF KYRGYZ ORATORY SKILL
Iskenderova Sh.A.
Iskenderova Sharapat Abylovna - Candidate of Philology, assistant professor, HEAD OF THE DEPARTMENT OF JOURNALISM I. ARABAEV, KYRGYZ STATE UNIVERSITY, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: in difference of the oratorical skill of other peoples, there was no special school in the work of Kyrgyz speakers, they were not devoted to oratorical secrets, they never studied. Oratory is an innate talent that was created only by one's ability, here there can not be talk of a teacher or master. The article considers such problems as the oratorical skills of the Kyrgyz people, the peculiarity of the oratorical creativity, its genre diversity, the connection with oral folk art, the artistic essence and its development.
Keywords: oratory skills, works, folklore, proverbs, songs, secret, story.
УДК 398.9; 80:808.5
Ораторское мастерство как одно из древних ремесел, встречается у многих народов мира, и в кыргызском народе встречается, передаваясь через талантливых людей из уст в уста, из поколения в поколение. А носители такого мастерства - ораторы, были редкими талантами среди народов, которые отлично знали историю своего народа, не отказывались от своих слов, были справедливыми, не разделяя на черные и белые, могли постоять за честь народа, умели находить в своё время нужные слова, своим красноречием могли остановить ссоры между двумя народами, словами спасти от смерти. Они в памяти народа сохранились своим остроумием, красноречием, чистой душой, высокой внутренней культурой, образцовой жизнью.
Конечно, ораторами являются не все, кто красиво говорит, так же как и люди, которые владеют этим мастерством, отличаются друг от друга. В зависимости от таких способностей, называли их «красноречивым», «мыслителем», «мудрым», «умным», и оценивались многими людьми, имея высокое звание «оратор», который дал народ.
В отличие от ораторского мастерства других народов, в творчестве кыргызских ораторов не было специальной школы, они не были посвящены в ораторские тайны, никогда не изучали. Ораторство - врождённый талант, который создан только своей способностью, здесь не может идти речь об учителе, мастере. Если учителя, мастера акыны (поэты), ведя за собой учеников, могли обучать особенностям, методам тайн поэтических состязаний, то ораторский навык получали от жизненного опыта, своих знанием, запоминанием историю народа, обогащением информации Но, хотя и не было специальной школы, ораторское мастерство, со своим обычаем, в устной форме передавались из поколения в поколение, от отца сыну. Владеющие ораторским мастерством люди, так как они всегда находились там, где собирался народ, в центре народа, совмещая в себе такие качества, как комичность, «сынчы» они были дальновидными. «Ораторство отличается от других, нахождением нужных слов в своё время, с быстрым освоением ситуации, проницательностью» [1, с. 196]. «Ораторами называли мудрых
людей, которые искусно владели языком, всегда правильно решали крупные проблемы, имели нейтральную позицию» [2, с. 357]. А слова в ораторстве, это те слова, которые произносились людьми ораторами, отличаясь от обычных слов, глубоким содержанием, чёткостью, точностью, остротой, высказанностью в зависимости от ситуации, полностью отвечающими всем требованиям фольклора [3, с. 108].
А загадки, скороговорки, басни, поговорки, сказания, санат, эпос, сказки, небылицы, которые встречаются в ораторском мастерстве кыргызского народа, доказывают, что это большое искусство, которое редко встречается, и соединившись, имеет начало от устного народного творчества [4, с. 64]. Конечно, корень слов в ораторстве лежит в пословицах и поговорках, загадках, сказках, импровизаторстве. У нас об ораторстве в пословицах говорят: «Баатыр жолдо таанылат, чечен доордо таанылат» (досл. богатырь познаётся в пути, а оратор в эпохе). Созвучна и другая пословица: «Баатыр болмок мацдайдан, чечен болмок тацдайдан», «Баатыр кол баштайт, чечен свз баштайт» (досл. богатырство зависит от лба, а ораторство от нёба, богатырство начинается с руки, а ораторство со слов). Это конечно пословицы только об ораторстве. Кыргызский оратор был знаком со всеми видами устного народного творчества. Их задача, становясь образцом и совмещая воспитательные цели, состоит в решении таких задач, как налаживания начиная с маленьких распрей до международных отношений. Поэтому они должны знать, начиная с пословиц поговорок и кончая великих эпосов, и в то же время должен уметь глубоко мыслить, и хорошо знать народную философию. «Под словом красноречивый мы понимаем человека, который прозаической речью, говорит интересно, ясно. В действительности, ораторы встречаются и в поэтах, сказителях, комиках. Ораторское слово пик искусства» [5, с. 316]. Согласившись с мнением учёного С. Закирова, о том, что, если ораторы среди акынов (поэтов) участвовали в самом высоком пике поэтического дарования, в поэтическом состязании импровизаторов, то ораторство среди сказителей (манасчы), когда импровизировали манаса, слушателям казалось, что они находятся внутри этих событий, в некоторых случаях плакали, иногда, приходя в возбуждённое состояние будто чоро (богатырь), прорывались вперёд, забыв, что это произведение. Ораторы среди комиков, не только преподносили людям смех, но и дополняли острыми словами движениями (мимикой, жестом и т.д.). С их помощью интересы, желания одной стороны могли довести до другой стороны.
В ораторском творчестве, как было ранее сказано, используют все виды устного народного творчества, из них основное средство пословицы и поговорки. Каждая пословица является лучшим средством в доходчивом выражении высказанных мыслей в своё время. В некоторых ораторских поэтических состязаниях использовали только пословицы и поговорки. В такие состязания могли участвовать только лучшие из лучших, которые верили в свою способность, объём таких состязаний был не долгим. В большинстве случаев, кто потерпел поражение, уходили с толпы народов или, согласившись, что он потерпел поражение, давал свой черёд противнику.
«Кыргызский народ высоко ценил роль пословиц и поговорок, каждый раз в качестве доказанной науки, высказывали о правильности мысли. В разговорной речи пословицы и поговорки обосновались с определённой целью, используя, в зависимости от условий» [6, с. 44].
Обычно ораторы своё слово начинали с пословиц и поговорок или с тех историй, которые передавались из уст в уста (фольклора), или из родословия. Можно заметить, что в творчестве они использовали это в качестве введения. В народных сказаниях говорится о том, как в одном из султанских больших пиров, где собирался большой народ, казахский оратор, считая не ровным себе кыргызского оратора Токторбай, начинает со вспыльчивостью, сказав следующее: «Сезду- свз келгенде айтпаса, свз атасы влет", - деген, турмуш- тутанган куурай, вмур вчквн от, кыял-кармалбаган куш, айтылган сез-атылган ок. Бул дуйнеден аккан суудай, айкаштагы чуудай, тегулген кумдай бардыгы втер. Бетеге кетет, бел калат. Бектер кетет эл калат. Осмо кетет каш калат, оомат кетет баш калат. Учкан камгактай, уюлгуган куюндай агып, жоголуп турат» (досл. как говорят, если не сказать нужное слово во время, то наступает смерть этому слову, это будто жизнь как загоревший куурай, жизнь как угасший огонь, мечта как невыловленная птица, высказанное слово как выстрелянная пуля. Это всё пройдёт, как вода утекает, как утихает шум после войны, как песок, утекает. Горный перевал останется, трава уйдёт, беки уйдут, народ останется, усьма уйдёт, брови останутся, добро уйдёт, голова останется. Как перекати поле, как вихрь, всё исчезнет). Высказав, поворачивается к сопернику, показав этим, что он закончил. Тогда, Токторбай начинает слово следующим образом: «уккан улама, керген кесем» (досл. услышав, дальше продолжается, увидев, становлюсь мудрым). Это народное сказание, в обычных посиделках, для художественности, мелодичности, ораторы использовали пословицы поговорки, а также, чтобы
образно довести мысль противнику. В то же время, слова наставления, поучения тоже украшают оратора, вызывая приятные чувства. Такие наставительные, поучительные слова в посиделках, пирах, произносили мудрые ораторы, акыны пожилого возраста, а те, которые не могли произнести два слова, не могли быть ораторами. Ораторство встречается, начиная с наследия старшего поколения Асан Кайгы и кончая комика оратора Куйручук. У Асана Кайгы:
Аз дввлвткв семирбе, эл журтуцду кемирбе. Акылдуу адам кептенип, алдыда туруп теминбе. Оцтойсуз свздY былжырап. Обу жок жаман дедирбе. У Калыгула:
Аргымак аттын жакшысы, Азыраак оттоп, квп жуушайт. Азамат эрдин жакшысы, Азыраак сYйлвп, квп тыцшайт.
Среди ораторов часто встречаются загадочные поэтические состязания. Конечно, этот вид импровизации устраивают опытные акыны, которые верят своим силам. Не всем было под силу сразу находить скрытые загадки, и в форме рифм, отгадав, сказать противнику свою загадку. Значит, загадки в загадочном импровизаторстве, были одним из основных средств в ораторском творчестве. В кыргызском народе было много талантливых женщин, но по старинным понятиям, выход женщин перед людьми считалось невоспитанностью. Поэтому, они из-за запрета близких родственников, братьев, вынуждены скрывать свои способности и не выходить открыто в люди. До нас дошедшие поэтические состязания, в которых участвовали девушки, это загадочные импровизации. Это ещё раз доказывает о том, что этот вид является очень важным среди других импровизаций. Этому могут послужить примеры импровизации Талым кыз с Кобок, Байгабыл с Чата кыз и т.д.
Таким образом, загадки выявляли ораторскую способность акынов. Самая крайняя грань ораторства, уметь находить загадки, философские загадки.
В устном народном творчестве встречается много поучительных сказок, имеющих глубокое значение, об ораторах. Если такие сказки, как «Акылдуу бала», «Акылкарачач», «Жээренче чечен» говорили об отношении ко времени хана Жаныбек, то в таких сказках, типа «Чечен келин» отражали повседневную жизнь кыргызского народа. Такие сказки рассказывались доходчивым языком, красноречивыми, мудрыми людьми. Итог таких сказок, был нравоучительным, типа «баш кесмек бар, тил кесмек жок», «буттан жыгылган турат, свздвн жыгылган турбайт», говоря о том, что мудрые всегда побеждают и власть и богатство. Вместе со сказками, народные героические сказания тоже являются как большим океаном. В ораторском творчестве встречаются такие эпосы, как «Манас». Сказители Манаса безусловно были ораторами, которые умели находить нужные слова. Среди ораторов редко встречаются сказители Манаса, но сказители Манаса должны быть не только красноречивым, но и от них требовалось вместе с мастерством импровизаторства, уметь запоминать много слов, притягивать к себе публику, великолепно исполнять.
Таким образом, кыргызское ораторское творчество развивается, расширяется и сохраняется жанровым синкретизмом.
Список литературы / References
1. Очерки истории творчества акынов (на кыргызском языке). Ф.: Кыргызстан, 1973. 640 с.
2. История кыргызкой литературы. 1 том. Б., 2004. 616 с.
3. Адабият терминдеринин тушундурме сездугу. Б., 1994.
4. Ораторское искусство кыргызского народа. Б., 2015. 352 с.
5. Закиров С. Кыргыз санжырасы. Б., 2013.
6. Закиров С. Пословицы-поговорки кыргыского народа. Ф., 1972. 112 б.
7. Айтыштар. 1 том. 49-54 б. Ф.: Кыргызстан, 1972. 308 б.