Научная статья на тему 'Размышления Ч. Айтматова об импровизаторском мастерстве поэтического творчества'

Размышления Ч. Айтматова об импровизаторском мастерстве поэтического творчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРОВИЗАТОРСТВО / ПОЭТИЧЕСКОЕ ДАРОВАНИЕ / POETRY TALENT / МАСТЕРСТВО / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ART OF IMPROVISATION / MASTERSHIP / POETRY WRITING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Качкынбай Кызы Айгуль

Данная статья посвящена анализу размышлений выдающегося писателя кыргызского народа Ч. Айтматова об отношении к народному мастерству, об особенностях поэтического мастерства, импровизации. Писателем даётся анализ произведений великого мастера-импровизатора Женижок, а также размышления об изменении поэтического дарования во времени, обновления содержательной сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления Ч. Айтматова об импровизаторском мастерстве поэтического творчества»

«чужих слов» всегда нужно относиться с осторожностью и вниманием, поскольку пополнение языка новыми терминами не всегда является верным путем к его обогащению.

Литература

1. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

2. Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. Выпуск 1. М., 1965.

3. Розенцвейг В. Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Новое в лингвистике. Выпуск 6. М., 1972.

4. Тер-Минасова Н. С. Война и мир языков и культур: Вопросы теории и практики межязыковой и межкультурной коммуникации. М., 2008.

The thoughts of Ch. Aitmatov on improvisational mastership of poetry writing Kachkynbaj kyzy A. Размышления Ч. Айтматова об импровизаторском мастерстве поэтического творчества Качкынбай кызы А.

Качкынбай кызы Айгуль /Kachkynbaj kyzy Ajgul' — научный сотрудник, отдел Кыргызской литературы, Институт языка и литературы им. Ч. Айтматова Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена анализу размышлений выдающегося писателя кыргызского народа Ч. Айтматова об отношении к народному мастерству, об особенностях поэтического мастерства, импровизации. Писателем даётся анализ произведений великого мастера-импровизатора Женижок, а также размышления об изменении поэтического дарования во времени, обновления содержательной сущности.

Abstract: this section is dedicated to analysis of thoughts expressed by the outstanding writer of Kyrgyz nation Ch. Aitmatov about his attitude to national mastership, specific features of poetry mastership, improvisation. The writer provides analysis of creations of a great master -improvisator Zhenizhok and his thoughts about the change in poetry talent through time, update of substantive implication.

Ключевые слова: импровизаторство, поэтическое дарование, мастерство, поэтическое творчество.

Keywords: art of improvisation, poetry talent, mastership, poetry writing.

Устное народное творчество является одним из особо ценных богатств жившего много веков кыргызского народа, изменчивый, в своей истории прошедший долгий путь, оставившему в качестве наследия будущему поколению. Творцами, хранителями, продолжателями устного народного творчества были акыны (певцы-импровизаторы). Их песни, переходя из поколения в поколение, являются сокровищем, которые дают подпитку человеку с ценными мыслями. В нём описаны добрые пожелания завтрашнему дню, сегодняшнее явление жизни, проблемы жизненного пути, изменения во времени и т. д. В числе великих кыргызских акынов стоит один из творцов духовного сокровища, бесценный Женижок.

Место акына в кыргызской поэзии связан с философским творчеством. На какую бы тему не импровизировал акын, пусть это посвящена теме воды, пусть обращена на тему эпохи, пусть поёт в своей песне печаль слабых, во всех темах выявляется личностная особенность. Каждая строка, каждая импровизаторская находка относится только Женижок.

Акын Женижок такими своими личными творческими особенностями заинтересовал великого писателя Ч. Айтматова, что побудило написать предисловие на его книгу. В своё время песни акына собрал и систематизировал молодой акын Асанбай Жусупбеков. Он, собрав из уст народа произведения Женижок, не мог опубликовать, потом встретившись с великим писателем Ч. Айтматовым знакомит с рукописью. Тогда писатель ещё раз доказывая свою выдающую сущность, не только оказал помощь в публикации, но и написал предисловие под

названием «Ак тавдай акындын мурасы» (досл. наследие акына как рассвет). Вот в этом не большом жанре под названием предисловие, охваченные айтматовские идеи, взгляды, мысли глубоко содержательны, оставляя глубокое впечатление. Он начал следующими словами: «вечное мало, где есть начало, там и есть конец, таков путь развития с самого начала» [1, с. 175], открыто доказывая тем самым, что нет ничего не подчиняющееся закономерностям жизни, учитывая, что культурные явления тоже не могут остаться за бортом. Также он делится своим мнением о том, что историческая судьба такого удивительного мастерства, как импровизаторство, с его особой природой и характером, может дойти до состояния исчезновения в связи с изменением общественной функции, в зависимости от научно-технического развития, сознание человечества тоже изменяется попавший в неприятное или тяжёлое положение. Далее он пишет: «исчезающим является один из большого мастерства -импровизаторство, которое в зависимости от художественного сознания, требующего освобождения другим видам вытесняет своё место» [1, с. 175]. Отмечая с одной стороны своё огорчение, с другой стороны, что нет выхода такому закону общеприродного явления. Он показывает действительное положение обстоятельства в литературной науке, в культурном обществе, которое до него не могли говорить открыто: «Народ - нескончаемое сокровище, возможно потомство импровизаторов никогда не исчезнет. Но, тем не менее, я думаю, что рассвет такого мастерства остался в прошлой эпохе, а не впереди» [1, с. 175].

Писатель как художник творчески даёт оценку крупным представителям импровизации: «я напоминаю таких импровизаторов, как Эшмамбет и Токтогул, Тоголок Молдо и Барпы, Калык и Осмонкул, Алымкул и Ысмайыл, они ушли из жизни, словно кучка звёзд, которые светили, которые будто вчера импровизировали день и ночь, как ливень, теперь никто не может заменить их, начиная с прошлой эпохи до сегодняшнего дня, они являются последними великими представителями видных импровизаторов, которые жили среди кыргызского народа, многих имён которых мы не знаем». Действительно, перечисленные авторы являются великими импровизаторами «из кыргызских импровизаторов классического века»

Как писатель, со своим критическим характером, использует разные способы описания, он сначала даёт характеристику природы существования, традиционное исполнение в кыргызском народе устной поэзии. Обращаясь на конкретные и другие задачи, он пишет следующее: «но, не смотря на то, что среди людей вызывает интерес к импровизации, что имена народу хорошо знакомы, до сих пор не опубликована книга, есть читатели, которые не могут свободно ознакомиться с талантливыми импровизаторами, сказителями, с письменными импровизаторами. Один из них - Женижок» [1, с. 175]. Если обратиться к историческим сведениям, то Женижок был грамотным человеком своего времени. Учебно-воспитательный процесс религиозного характера, исламская философия и его личные свободные размышления существенно дополняли его творчеству, давая особый вид и содержание. Поэтому не случайно его вселенная передаётся иначе, само по себе становится ясно, что в какой-то степени это даёт ему привилегию. Об этом Ч. Айтматов, открыто показывая, как один из основных особенностей, пишет следующее: «Женижок, отличаясь от других импровизаторов, глубоко размышляет об отношении человечества с природой, место и роль человечества в жизни, о вселенной, о земле, доказывая тем самым, что он был образованным, самостоятельно мыслящим импровизатором» [1, с. 176].

Такая точка зрения дальше еще усиливается, восхваляя и специально подчёркивая его художественность, руководство.

Читатели Женижок с вдохновением говорят о его произведении «Аккан суу». То, что волнует, тревожит писателя - это философство. Поэтому писатель пишет: «импровизатор своим глубоким крепким взглядом оценивает мир, человека, что такое хорошо, то такое плохо, доброжелательность и зло, каждодневную жизнь, то есть современными словами оценивает с личной философско-эстетической концепцией» [1, с. 177]. Мудро сказанная мысль писателя говорит об особом концептуальном мировоззрении Женижок.

Природа и человек всегда взаимосвязаны. Человек - часть природы. Поэтому об особом взаимоотношении человечества с природой говорят всегда. Но человек не только старается грабить, расходовать, пачкать природу, но и в качестве «подарка», к природе должны относиться с осторожностью, оберегая, любя, зная цену. Вот такие размышления об общем человечестве охватывает содержание произведения «Аккан суу». Такие видные импровизаторы, как Тоголок Молдо, Барпы рассматривая это началом жизни, дали большое значение произведению «Аккан суу» Женижок. Здесь вода не ограничивается только бытовым нуждам, для жизни человечества. Силой художественного слова, с высоким эстетическим методом, в стихотворной форме рассказывает поэтапно, начиная с появления воды, о

необходимости воды для человечества, животных, растений, о необходимости в быту. Затем в конце завершая свою мысль, заканчивает наставлениями, пожеланиями. По мнению литературоведов, произведение «Аккан суу» только отрывок. Возможно, конец мысли мудрого, талантливого импровизатора уходит очень далеко. Так как было записано не из уст собственного сочинителя, трудно говорить, что это полное произведение. Об этом Ч.Айтматов пишет следующее: «Как говорили современники, он только о «течении воды» мог рассказывать семь дней и то, не до конца. Я думаю, что здесь нет преувеличений» [1, с. 177]. Действительно, в этих словах писателя нет сомнений. Потому что Женижок об это сам говорил следующее: «Жети кун, бир тун айтсан да Тугенбеген аккан суу» (досл. ели даже будешь говорить семь дней и ночей, о течении воды, то невозможно рассказать до конца).

Мы приходим к мнению о том, что и в других песнях Женижок, тоже невозможно встретить лёгкие мысли. Анализируя его общий художественный талант, он отметил следующее: «человек сам по себе никогда не относится к слову с пренебрежением, своё мастерство не превращает в виру каждодневной пищи». Некоторые импровизаторы пели, восхваляя интересы баев-манапов, а Женижок так не делал, он всегда пел, описывая в своих длинных строках то, что было на самом деле в эти периоды, точнее говоря его наставления, видимо создал правила о жизни людей: Акында болбойт касиет, Элдин мунун айтпаса, Азамат эрдин бактысы Айтышкан анттан кайтпаса [2, с. 109].

(досл. у акына не будет хорошего качества, если не говорить о печали людей, молодец не будет счастьем народа, если они не держат свою клятву).

В народе говорят: «если народ говорит, значит, не врут». Поэтому, писатель в качестве доказательства, берёт во внимание мнение, взгляды людей, характеризует о том, что степень таланта акына Женижок с никогда не гаснувшим огнём и энергией очень образны и точны. О том, что писатель ставит художника на один уровень с выдающимися знатными акынами, говорит о многом. Особенно «он поёт, будто крутит на ладони всю вселенную», доказывает отличие от других акынов своим творческим мастерством, подготовкой и образованием.

В творчестве Женижок активно отражены те категории, которые с давних времён уму-разуму человечества не давали покоя, оставаясь тревогой, загадкой. Как и другие мыслители-художники, этот акын тоже стремился решать и объяснять вышеназванные проблемы самостоятельно, используя все свои возможности и талант. Такое старание, было не зря, превращаясь на законченную, самостоятельную разработанную концепцию.

Бережное отношение Женижок к слову, вера в его величии, святости и прочности, показывая ещё раз как личное качество, поднимает всю возможность его энергию, тщательность, делая ударение на его прогрессивную просвещённость.

«Пусть он поёт о течении воды, пусть об одиночестве (досл. единственное дерево), пусть это будет поучением, пусть импровизирует на определённую тему, пусть выходит на состязание своим красноречием - какой бы случай не был, он никогда не опускается ниже того уровня, какого он хотел достигнуть, наоборот, отгоняя человеческую слабость, повседневные слабые понятия, поднимает вверх, к небу, окрыляя человеческий дух» [1, с. 175].

В конце статьи писатель ещё раз даёт оценку творчеству акына, и пишет следующее: «Песни Женижок с точки зрения глубокого разума разъясняют вечную борьбу зла и добра, его песни живые, окрылённые, созданный миром, жизнью, начиная с Человека, Отца, Неба, Мать, до единственного дерева, который, только начинает распускать ветви» [1, с. 177].

Литература

1. Айтматов Ч. Чыгармалар жыйнагы. 8-том. Бишкек. 2008. 175 б.

2. Залкар акындар: Женижок Ырлар, айтыштар. Туз. А. Акматалиев, А. Жусупбеков, М.

Мукасов. Б.: Шам, 1999. 320. Б. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.