УДК 373.3:37.034
А. В. Прокофьева (Магнитогорск, Россия), Н. В. Игошина (Магнитогорск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
Аннотация. Актуальность статьи заключается в рассмотрении возможности использовать авторскую песню в качестве средства формирования нравственных ценностей у младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования. Авторы проводит анализ научно-методической и педагогической литературы по проблемам формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения, в частности, у младших школьников и делает вывод о том, что воспитательный потенциал авторской песни как культурного феномена в начальной школе практически не реализован. В статье также кратко исследуется история развития авторской песни в России, говорится о значении авторской песни для российского народа, констатируется факт того, что функция протеста, свойственная долгое время авторской песне, фактически себя исчерпала. Автор разделяет точку зрения исследователей, согласно которой авторская песня стала частью субкультуры и в настоящее время выполняет важную функцию нравственно-эстетического воспитания молодежи. Анализируя результаты студенческих педагогических практик и опыт туристических сплавов студентов, автор отмечает положительное влияние авторской песни на сознание младших школьников: дети не только любят слушать песни, исполняемые под гитару, но и сами с удовольствием принимают участие в их исполнении. В этой связи важен серьезный отбор песенного материала для ребенка, поскольку ценностные ориентиры в младшем школьном возрасте еще не сформированы. В качестве положительного примера автор приводит учебники по литературному чтению, в которых составители программ знакомят детей с некоторыми талантливыми произведениями российских бардов. Новизна данной статьи заключается еще и в том, что в ней делается попытка исследования возможностей регионального компонента: даются ссылки на клубы авторской песни г. Магнитогорска, анализируются наблюдения студентов на педагогических практиках.
Ключевые слова: нравственные ценности, нравственно-эстетическое воспитание, авторская песня, младший школьник.
«Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности» определяется ФГОС НОО как один из важных ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования [14].
Само понятие аксиологии как науки о ценностях было введено в 1902 г. французским философом П. Лапи. В основу современного аксиологического образования легли методологические позиции Г. Лоте, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера, Р. Пери, М. Хайдеггера. Т. Парсонса, К. Клахлона, М. Рокича и др.
Вопросы формирования нравственных ценностей подрастающего поколения неоднократно поднимались в трудах советских и российских ученых: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. А. Асташовой, Н. Г. Апресян, и др. Различным аспектам нравственного воспитания младших школьников посвящены работы Н. А. Амонашвили, О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Л. Г. Гусевой, Л. Г. Бузуновой, И. Ю. Исаевой, Е. Н. Кондрашовой, З. З. Мамышевой, Е. В. Михайловой, Т. Г. Неретиной, Т. Ф. Ореховой и др.
Явление авторской песни «...тесно взаимосвязано в сознании людей с поколением «шестидесятников» и процессами гласности и свободы. На культуре авторской песни воспитано не одно поколение городской интеллигенции в нашей стране» [13, с. 3]. Во главе бардовской песни специалисты традиционно называют три имени: Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий. Однако список талантливых советских и российских бардов можно продолжить: М. Анчаров, А. Городницкий, Ю. Визбор, Н. Матвеева, Ю. Ким, О. Митяев, Л. Сергеев. - творчество этих авторов (и не только) любимо многими россиянами.
Заметим, что в настоящее время в России авторская песня перестала относиться к
контркультуре, ее функция протеста во многом исчерпала себя. В российских городах существуют клубы самодеятельной песни (КСП), членами которых являются не только взрослые, но и школьники. Действовали и продолжают свою работу подобные клубы и в Магнитогорске, например, «Дети ветра» (рук. В. Неретин), «Лабиринт» (рук. Н. Гузынина), «Феникс» (Я. Морозова) и др. [11]. Привычным явлением в России стали и массовые фестивали авторской песни, информацию о которых сегодня можно свободно найти в Интернете. Пройдя «путь от контркультуры к субкультуре» [15], бардовская песня стала выполнять одну из важных социальных функций - функцию нравственно-эстетического воспитания молодежи.
Нравственный, гражданский потенциал бардовых песен, их многоплановость, личностная ориентация, мелодичность, сочетание серьезности и юмора, а также искренность общения автора со слушателем (общение на равных!), особенность индивидуальной манеры исполнителя - все это делает бардовскую песню прекрасным средством для реализации воспитательных задач и как нельзя лучше отвечает концепции гуманизации современного образования. Не случайно многих бардов (В. Берестова, Т. Дрыгину, В. Ланцберга, В. Луферова, Н. Сосновскую, С. Никитина, Ю. Кима, В. Щукина, Ю. Устинова и др.) привлекает наравне со взрослой и детская аудитория.
Отметим также, что «при работе над исполнением песни ее содержание становится материалом для совместной нравственно-этической рефлексии педагога и ученика» [2].
Говоря о воспитательном воздействии авторской песни на учащихся, в первую очередь упоминают подростков и студентов. К сожалению, приобщение младших школьников к данному жанру является фрагментарным явлением. Разумеется, в младшем школьном возрасте существует специфика восприятия авторской песни: мало кто из детей владеет гитарой и сам сочиняет стихи и музыку. Однако дети - хорошие слушатели и необыкновенно чутки к гармоничной мелодии и искреннему печатному слову. А. П. Качалкин, анализируя авторскую песню с позиций нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальных классов, отмечает, что во время летней педагогической практики на концертах, в походе, у костра, на лесной поляне гораздо больший резонанс у ребят имело исполнение самими педагогами и вожатыми (в своем большинстве студентами вузов) песен под собственный гитарный аккомпанемент. Причем положительный нравственно-психологический климат, эмоциональное равновесие присутствующих при этом обеспечивались стилем сотрудничества, доброжелательностью [6]. Мы наглядно имели возможность убедиться в том, с каким вниманием и удовольствием младшие подростки не только слушают, но и сами поют песни под гитару на сплавах, ежегодно проводимых супругами Т. Г. Неретиной и В. В. Неретиным.
Следует заметить, что в отличие от старших подростков, ценностные ориентиры младших школьников полностью не сформированы и во многом зависят от взрослых. Именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, возникают ситуации, требующие проявления активной жизненной позиции [7]. Поэтому при отборе текстов песен следует самое серьезное внимание обращать на их содержание. В круг детских песен не должны попасть грубые, жестокие, пошло-вульгарные песни с сомнительным юмором. В качестве ценностных ориентаций младших школьников педагоги и психологи наиболее важными считают «любовь к своему народу, «малой» и «большой» Родине; толерантность, сочувствие и сопереживание другому, доброта; уважение к старшим; позитивное и творческое отношение к труду и учению; любовь к родному языку, родной культуре, культурным ценностям государства» [9, с. 7].
Примечательно, что произведения некоторых бардов включены в школьную программу. Так, учебники по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, работающие по образовательной программе «Школа 2100», знакомят детей с песнями Ю. Кима «Летучий ковер» (1990 г.), Б. Окуджавы «Весна» (1974 г.), «Король» (1957 г.), «Песенка об Арбате» (1959 г.), А. Башлачева «Рождественская» (1984 г.), В. Высоцкого
«Звезды» (1964 г.), «Он не вернулся из боя» (1969 г.), «Песня Кэрролла» (1974 г.). На уроке дети могут не только прочитать и проанализировать стихотворение, но и послушать в записи авторское исполнение.
Знакомство с авторской песней можно расширить на факультативах, уроках внеклассного чтения, музыки, истории. Например, при изучении темы «Москва - столица нашей Родины» учитель может поставить «Песенку об Арбате Б. Окуджавы», где доступным для детей языком поднимается тема любви к малому отечеству. Темы патриотизма, истинной дружбы, подвига и славы, чести и совести раскрываются в песнях Б. Окуджавы «Король», В. Высоцкого «Он не вернулся из боя», «Звезды». О вечных философских понятиях - добре и зле - упоминает В. Высоцкий в «Песне Кэрролла»: «Добро и зло в Стране Чудес - как и везде встречаются, / Но только здесь они живут на разных берегах»3.
В свое время мы, анализируя фразеологическое своеобразие стихопесен В. Высоцкого, отмечали его великолепный цикл из 30 песен к дискоспектаклю по сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» [12]. В 1970-е годы в среде интеллигентных людей иметь у себя дома эту пластинку было почетно [8]. Важно взаимодействие поколений (дети - родители -бабушки и дедушки) в восприятии явлений культуры, и авторская песня несет в себе такие культурные связи. В. Высоцкий не был детским поэтом, и его песни к «Алисе.» имеют «двойное дно»: одно - для маленького читателя, другое - для взрослого (как, впрочем, и сама сказка Кэрролла). По нашим наблюдениям, а также наблюдениям студентов на педагогической практике в школе (3-4 классы, возраст 9-10 лет), современные дети с удовольствием слушают Кэрролла в интерпретации Высоцкого.
Приведем один из кратких примеров факультативных уроков по песням из дискоспектакля, на котором, выражаясь языком Федерального государственного стандарта, «дети учатся не делить людей на своих и чужих, уважать историю и культуру каждого народа» [14]. У песен к дискоспектаклю немало языковых достоинств и воспитательных возможностей для формирования межличностных отношений [16]. Одна из них - «Марш антиподов» (1974 г.) - яркий образец того, как с помощью небольшой песни можно формировать в детях толерантность, (терпимость к другим взглядам). Занятие выстраивается вокруг двух крылатых выражений, одно из которых Кто не с нами, тот против нас! рефреном звучит в стихотворении, а другое Ребята, давайте жить дружно! (фраза из известного советского мультфильма «Приключения кота Леопольда») приводится в конце урока.
Изначально в песне В. Высоцкого содержался идеологический подтекст, связанный с советскими реалиями: антиподы и антипяты - это люди, живущие на разных сторонах Земли; те, кто имеет противоположные (советские и несоветские) взгляды. Однако сегодня дети сталкиваются с другими примерами: расовая, религиозная нетерпимость, отсутствие уважения к тем, кто думает иначе, приводят к конфликтам и войнам. Воинственные антиподы в песне В. Высоцкого опасны, недаром они маршируют, как на военном параде. Вывод, к которому должны прийти дети вместе с учителем: «антиподы» и «антипяты» должны жить в мире, те, кто не с нами, вовсе не против нас, война - это зло. Фраза кота Леопольда заканчивает урок: люди, независимо от взглядов и убеждений, должны жить дружно.
По наблюдениям студентов, дети на занятиях активно участвовали в обсуждении, «маршировали» ладошками по парте, подпевали автору, рисовали рисунки. Многие изъявили желание послушать весь дискоспектакль и прочитать сказку Л. Кэрролла. Были и такие ребята, кто заинтересовался творчеством В. Высоцкого или сказал, что его песни любят слушать родители (важные культурные связи между поколениями). Некоторые дети захотели научиться играть на гитаре, сочинять и исполнять свои песни.
Существенно упрощает доступ к авторской песне наличие мультимедийных средств
3 Высоцкий В. С. Сочинения в двух томах. Т. 2. Стихотворения. Песни театра и кино. Поэма. Проза и драматургия / Под ред. А.Е. Крылова. Екатеринбург: Изд-во «У-Фактория», 1997. С.275.
обучения: сегодня ребенок и учитель может беспрепятственно найти в Интернете любую запись и послушать ее вместе с классом. Дети могут сравнить исполнение одной и той же песни разными авторами или же прослушать песни разных авторов на одну и ту же тематику (например, тема войны, раскрываемая в песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого). Все вышеназванное способствует совместному плодотворному осмыслению и обсуждению важнейших нравственных вопросов на понятном песенном материале.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.
2. Горина Ю. Н. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностных ориентаций у подростков средствами жанра авторской песни. [Электронный ресурс]. // Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения [Сайт]. URL: http://akcdutik.edu22.info/indexTemplet.php?anch=gorina u n.txt
3. Гусева Л. Г., Бузунова Л. Г. Образованность и духовный мир человека как основа его жизненной стратегии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014.№ 27.С. 42-49.
4. Орехова Т. Ф. Здоровое поколение. Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / авт.-сост. Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина. М. : ФЛИНТА, 2011. 66 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406433
5. Исаева И. Ю. Формирование у младших школьников нравственных отношений как педагогическая проблема // Научная мысль: традиции и инновации: сб. статей студентов и молодых специалистов с междунар. участием. Магнитогорск : МаГУ, 2013. Вып. 2. С. 34-37
6. Качалкин А. П. Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы : дис. ... канд. пед. наук. М. 1998. 217 c.
7. Кондрашова Е. Н., Шестова А. О. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе реализации ФГОС НОО. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 78 с.
8. Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Музыкальная сказка [Звукозапись] / Перевод Н. Демуровой. Исценировка О. Герасимовой. Режиссер О. Герасимов. Звукорежиссер Э. Шахназаров. Слова и мелодии песен В. Высоцкого, Музыка Е. Геворгяна; исп. В. Абдулов, Г. Иванова, В. Высоцкий [и др.]. Мелодия, 1977. Комплект из 2-х пластинок.
9. Мамышева З. З. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис.... канд. пед. наук. Майкоп, 2011. 262с.
10. Михайлова Е. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: дис.. канд. пед. наук. М. 2007. 238 с.
11. Морозова Я. С. История авторской песни в г. Магнитогорске. [Электронный ресурс] // Самиздат. 2010. URL: http://samlib. ru/m/ morozowaj _s/avtorskayapesnyavmagnitogorske. shtml
12. Прокофьева А. В. Факультативный урок по фразеологии. Стихотворение В. С. Высоцкого «Марш антиподов». 3 класс (статья) Начальная школа. № 1. 2010. С. 44-48.
13. Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов: Автореф. дис. / Кафедра политологии и социологии МПГУ. М. 1997. 16 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGQS.NQQ 23 10 09 Minjust 3. 1 .pdf
15. Хомутова Е. Н. Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века: дис..канд. культуролог. наук. Нижневартовск. 2002. 137 с.
16. Jakuszko, J.P., Prokofieva, A. Learning in the environments and relationships context [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук / Под ред. Д. М. Матвеева. № 1. Т. 5. Октябрь, 2016. 264с. С. 142-144. URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2016/11/Mezhdunarodnyj-ZHurnal-1-tom-5.pdf
A. V. Prokofeva (Magnitogorsk, Russia) N. V. Igoshina (Magnitogorsk, Russia)
THE ROLE OF THE BARD SONG IN THE FORMATION OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN'S MORAL VALUES
Abstract: The article deals with the modern issues of the formation of moral values of younger school students with the help of the bard song according to the requirements of the Federal State Standard of elementary education. The authors analyze methodological and pedagogical references on the issue of the formation of a younger generation moral values, especially those of elementary school children, and draw a conclusion that there exists an unrealized potential of the bard song for the moral education in elementary school. The article briefly explores the history of the bard song in Russia and the significance of the bard song for Russian people. It also states that the historical function of protest that has been characteristic of the bard song for a long time, has exhausted itself. The authors shares the view of the researchers who consider that the bard song has become a part of subculture and it now fulfills an important social function of the moral-aesthetic education of the youth. Analyzing the results of students' pedagogical practices and outdoor activities, including rafting, the authors stresses the positive influence of the bard song on junior schoolchildren: children not only like listening to such songs accompanied by the guitar, but also like singing the songs. In this regard, it is important to select songs for children carefully because social values are not formed yet at primary school age. The authors writes about textbooks for reading, which present works of talented Russian bards to schoolchildren, as an example. This article attempts for the first time to study this subject in relation to the Urals region: it mentions the clubs of the bard song in Magnitogorsk and analyzes the observations of students during their pedagogical practice at school.
Keywords: Moral values, moral and aesthetic education, bard song, junior schoolchildren.
REFERENCES
1. Astashova N. A. Uchitel': problema vybora i formirovanie tsennostei. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 2000. 272 p.
2. Gorina Yu. N. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya tsennostnykh orientatsii u podrostkov sredstvami zhanra avtorskoi pesni. [Elektronnyi resurs]. // Altaiskii kraevoi tsentr detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Sait]. URL: http://akcdutik.edu22.info/indexTemplet.php?anch=gorina_u_n.txt
3. Guseva L. G., Buzunova L. G. Obrazovannost' i dukhovnyi mir cheloveka kak osnova ego zhiznennoi strategii // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2014, № 27, pp. 42-49.
4. Orekhova T. F. Zdorovoe pokolenie. Programma urokov zdorov'ya i nravstvennosti dlya uchashchikhsya 1-11 klassov srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly [Elektronnyi resurs] : ucheb. posobie / avt.-sost. T. F. Orekhova, T. V. Kruzhilina. Moscow, FLINTA, 2011, 66 p. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406433
5. Isaeva I. Yu. Formirovanie u mladshikh shkol'nikov nravstvennykh otnoshenii kak pedagog-icheskaya problema // Nauchnaya mysl': traditsii i innovatsii: sb. statei studentov i molodykh spetsialistov s mezhdunar. uchastiem. Magnitogorsk : MaGU, 2013. Vyp. 2. pp. 34-37
6. Kachalkin A. P. Avtorskaya pesnya kak sredstvo nravstvenno-esteticheskogo vospitaniya budushchikh uchitelei nachal'noi shkoly : dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 1998, 217 p.
7. Kondrashova E. N., Shestova A. O. Nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov na uro-kakh literaturnogo chteniya v protsesse realizatsii FGOS NOO. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2015. 78 p.
8. Kerroll L. Alisa v Strane Chudes. Muzykal'naya skazka [Zvukozapis'] / Perevod N. Demurovoi. Istsenirovka O. Gerasimovoi. Rezhisser O. Gerasimov. Zvukorezhisser E. Shakhnazarov. Slova i melodii pesen V. Vysotskogo, Muzyka E. Gevorgyana; isp. V. Abdulov, G. Ivanova, V. Vysotskii [i dr.]. Melodiya, 1977. Komplekt iz 2-kh plastinok.
9. Mamysheva Z. Z. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tsennostnykh orientatsii mlad-shikh shkol'nikov v polikul'turnoi obrazovatel'noi srede: dis.. kand. ped. nauk. Maikop, 2011. 262 p.
10. Mikhailova E. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvennykh tsennostei u mlad-shikh shkol'nikov vo vneurochnoi deyatel'nosti: dis. . kand. ped. nauk. Moscow, 2007, 238 p.
11. Morozova Ya. S. Istoriya avtorskoi pesni v g. Magnitogorske. [Elektronnyi resurs] // Samizdat. 2010. URL: http://samlib.ru/m7morozowa_j_s/avtorskayapesnyavmagnitogorske.shtml
12. Prokof'eva A. V. Fakul'tativnyi urok po frazeologii. Stikhotvorenie V. S. Vysotskogo «Marsh antipodov». 3 klass (stat'ya), Nachal'naya shkola, No 1, 2010, pp. 44-48.
13. Rasputina S. P. Sotsial'no-tsennostnoe i motivatsionnoe svoeobrazie sovetskogo bardovogo dvizheniya 1960 1980-kh godov: Avtoref. dis. / Kafedra politologii i sotsiologii MPGU. Moscow. 1997.
16 p.
14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyi resurs]. 2009. URL: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
15. Khomutova E. N. Fenomen avtorskoi pesni v otechestvennoi kul'ture serediny XX veka: dis....kand. kul'turolog. nauk. Nizhnevartovsk, 2002, 137 p.
16. Jakuszko, J.P., Prokofieva, A. Learning in the environments and relationships context [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук / Под ред. Д. М. Матвеева. № 1. Т. 5. Октябрь, 2016. 264с. С. 142-144. URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2016/11/Mezhdunarodnyj-ZHurnal-1-tom-5.pdf
Прокофьева А. В., Игошина Н. В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников посредством авторской песни // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 61-66.
Prokofeva A. V., Igoshina N. V. The role of the bard song in the formation of elementary school children's moral values. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 1, pp. 61-66
Authors:
Alexandra Prokofeva, associate professor, PhD in Philology, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]
Natalya Igoshina, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]