Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России'

Вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНОЕ ОРУЖИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султанов У. З., Шарафутдинов А. Ш.

В статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России, Европейская Конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, различные виды оружия (гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное) и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России»

к к к

ЛИТЕРАТУРА

1. Законодательство о защите свидетелей: 18 и.8.С. 117; 18 и.8.С. 224; 18 и.8.С. 601.

2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства : федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.

3. Закон о борьбе с организованной преступностью США 1970 г. 91-452, 84 81а1. 922, 15 октября 1970 г.

© Мамлеев Р. Р.

© Даянов И. С.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 351.753(470)

У. З. СУЛТАНОВ, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России

А. Ш. ШАРАФУТДИНОВ, преподаватель кафедры административно-правовъа дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России, Европейская Конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, различные виды оружия (гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное) и т. д.

<ч а а

и

и Д

В

Ключевые слова и словосочетания: служебное оружие, лицензирование, приобретение оружия, оборот оружия, приобретение оружия.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим оборот оружия, можно считать Европейскую Конвенцию о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, которая была принята 28 июня 1978 года в Страсбурге [1].

Согласно ей, договаривающиеся стороны принимают меры по оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные ор-

ганы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого.

Каждая договаривающаяся сторона вправе издавать законы и инструкции, касающиеся огнестрельного оружия, при том условии, что они не являются несовместимыми с положениями данной Конвенции.

«

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

Таким нормативно-правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [2] (далее - Закон). Он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, боеприпасов и патронов к этому оружию. Этот документ, действующий на территории России с 1 июля 1997 года, направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной

безопасности, охрану природы и природных ресурсов и на борьбу с незаконным распространением оружия, отменил ранее действующий одноименный Закон РФ от 20 мая 1993 года.

Как и любой нормативный акт, затрагивающий различные сферы человеческой деятельности, Федеральный закон «Об оружии» постоянно изменя-<ч ется. Последние на момент публикации, ^ изменения были внесены 10 июля 2012 года. На данный момент вносимые из-

чь

<ч менения в основном касаются введения а ограничительных норм и норм по кон-

£

и

тролю за приобретением, ношением и применением огнестрельного коротко-^ ствольного оружия гражданами Российской Федерации, в том числе касательно запрета на ношение оружия в состоянии опьянения. Необходимо отметить, что вводимые изменения полностью соот-§ ветствуют подписанной Российской Федерацией, упомянутой выше, Европейской Конвенции «О контроле за | приобретением и хранением огне-Ц стрельного оружия частными лицами», Ц а также нормам действующего законо-§ дательства Российской Федерации, в | том числе в области контроля за оборо-| том оружия.

^ В соответствии со статьей 2 За-

« кона «Об оружии» в зависимости от це-| лей использования оружия соответст-^ вующими субъектами, а также по ос-

новным параметрам и характеристикам выделяются следующие виды оружия:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

Статья 4 Закона раскрывает понятие служебного оружия, исходя из которого следует, что к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешены ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

В соответствии с законодательством Российской Федерации оборот оружия на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений.

Также применительно к теме публикации необходимо указать, что приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию в случае:

- приобретения оружия государственными военизированными организациями;

- приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными учреждениями;

- приобретения длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия;

- приобретения списанного оружия и охолощенных патронов.

На сегодняшний день в регулировании оборота служебного оружия остается все меньше вопросов. Однако, одно из направлений, а именно - выдача служебного оружия лицам, подлежащим государственной защите, требует более детального рассмотрения его правового регулирования.

В статье 15 Закона «Об оружии» закреплено, что лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости боевое ручное стрелковое оружие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исходя из положений Закона, четко не прослеживается необходимость лицензирования данного направления оборота служебного оружия, в связи с чем, возникает множество коллизий. В свою очередь, в пункте 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 [3], которым утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ указано, что ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, в том числе должностными лицами государственных органов и лицами, подлежащими государственной защите, - в порядке, установленном федеральным законодательством.

Также одним из проблематичных направлений оборота служебного ору-

жия может являться институт выдачи служебного оружия судьям. Федеральным законодательством установлено, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое ему выдается органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом «Об оружии».

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 № 1575 «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям» [4] служебное оружие и патроны к нему, выдаваемые органами внутренних дел Российской Федерации судьям в целях самообороны, являются федеральной <ч собственностью и учитываются на ба- ^ лансе Министерства внутренних дел

Российской Федерации. Также важным <ч

а

положением данного нормативного а правового акта является то, что выдача © органами внутренних дел служебного РД оружия судьям производится при нали- В чии у них разрешений на хранение и в ношение служебного оружия. Для полу- ^ чения разрешения на хранение и ноше- | ние служебного оружия судья представ- § ляет на имя начальника органа внутрен- а них дел по месту нахождения суда | письменное заявление по форме, установленной Министерством внутренних » дел Российской Федерации. Ц

К заявлению судья обязан при- £ ложить:

о

- документы, удостоверяющие ^ личность, должностное положение су- § дьи и его место жительства; ^

- медицинское заключение об « отсутствии у судьи противопоказаний к | владению оружием по форме, установ- ^

ленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимается начальником органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день именно из-за недостаточной регламентации в законодательных актах данная мера практически не работает.

Таким образом, при совершенствовании российского законодательства об обороте служебного оружия следует,

А А А

прежде всего, обратить внимание именно на указанные направления, а также учитывать международный опыт в данной сфере, наглядно показывающий эффективность того или иного механизма или метода регулирования. Исходя из опыта большинства развитых и развивающихся стран в области правового регулирования оборота служебного оружия, можно сделать вывод о наибольшей эффективности метода регулирования данных отношений с точки зрения установления состояния безопасности в государстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (БТ8 N 101) // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.

2. Об оружии : федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.

гц 3. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к

^ нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ^ ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов а к нему» : постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 04.09.2012) // СПС ^ «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.

4. О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного ору-^ жия судьям : постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 (ред. от 06.12.2012) // ^ СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013. а

| © Султанов У. З

Ц © Шарафутдинов А. Ш.

I _

«

а

§ ФИЛОСОФИЯ

©

и

* УДК 13 С. Н. КУРИЛО, старший научный сотрудник

% научно-исследовательского и редакционно-

Ц исследовательского отдела Уфимского

о

^

0 «

и

1

юридического института МВД России РОЛЬ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ

4 ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ц Аннотация. В статье анализируется роль детско-взрослых объединений в вос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ питании подрастающего поколения в тесной связи с переменами, происходившими в стране. Молодежная организация рассматривается как важный индикатор совер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.