к к к
ЛИТЕРАТУРА
1. Законодательство о защите свидетелей: 18 и.8.С. 117; 18 и.8.С. 224; 18 и.8.С. 601.
2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства : федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.
3. Закон о борьбе с организованной преступностью США 1970 г. 91-452, 84 81а1. 922, 15 октября 1970 г.
© Мамлеев Р. Р.
© Даянов И. С.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 351.753(470)
У. З. СУЛТАНОВ, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России
А. Ш. ШАРАФУТДИНОВ, преподаватель кафедры административно-правовъа дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы правового регулирования оборота служебного оружия на территории России, Европейская Конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, различные виды оружия (гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное) и т. д.
<ч
<ч а а
и
и Д
В
Ключевые слова и словосочетания: служебное оружие, лицензирование, приобретение оружия, оборот оружия, приобретение оружия.
Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим оборот оружия, можно считать Европейскую Конвенцию о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами, которая была принята 28 июня 1978 года в Страсбурге [1].
Согласно ей, договаривающиеся стороны принимают меры по оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные ор-
ганы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого.
Каждая договаривающаяся сторона вправе издавать законы и инструкции, касающиеся огнестрельного оружия, при том условии, что они не являются несовместимыми с положениями данной Конвенции.
«
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
Таким нормативно-правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [2] (далее - Закон). Он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, боеприпасов и патронов к этому оружию. Этот документ, действующий на территории России с 1 июля 1997 года, направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной
безопасности, охрану природы и природных ресурсов и на борьбу с незаконным распространением оружия, отменил ранее действующий одноименный Закон РФ от 20 мая 1993 года.
Как и любой нормативный акт, затрагивающий различные сферы человеческой деятельности, Федеральный закон «Об оружии» постоянно изменя-<ч ется. Последние на момент публикации, ^ изменения были внесены 10 июля 2012 года. На данный момент вносимые из-
чь
<ч менения в основном касаются введения а ограничительных норм и норм по кон-
£
и
тролю за приобретением, ношением и применением огнестрельного коротко-^ ствольного оружия гражданами Российской Федерации, в том числе касательно запрета на ношение оружия в состоянии опьянения. Необходимо отметить, что вводимые изменения полностью соот-§ ветствуют подписанной Российской Федерацией, упомянутой выше, Европейской Конвенции «О контроле за | приобретением и хранением огне-Ц стрельного оружия частными лицами», Ц а также нормам действующего законо-§ дательства Российской Федерации, в | том числе в области контроля за оборо-| том оружия.
^ В соответствии со статьей 2 За-
« кона «Об оружии» в зависимости от це-| лей использования оружия соответст-^ вующими субъектами, а также по ос-
новным параметрам и характеристикам выделяются следующие виды оружия:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Статья 4 Закона раскрывает понятие служебного оружия, исходя из которого следует, что к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешены ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
В соответствии с законодательством Российской Федерации оборот оружия на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений.
Также применительно к теме публикации необходимо указать, что приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию в случае:
- приобретения оружия государственными военизированными организациями;
- приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными учреждениями;
- приобретения длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия;
- приобретения списанного оружия и охолощенных патронов.
На сегодняшний день в регулировании оборота служебного оружия остается все меньше вопросов. Однако, одно из направлений, а именно - выдача служебного оружия лицам, подлежащим государственной защите, требует более детального рассмотрения его правового регулирования.
В статье 15 Закона «Об оружии» закреплено, что лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости боевое ручное стрелковое оружие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исходя из положений Закона, четко не прослеживается необходимость лицензирования данного направления оборота служебного оружия, в связи с чем, возникает множество коллизий. В свою очередь, в пункте 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 [3], которым утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ указано, что ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, в том числе должностными лицами государственных органов и лицами, подлежащими государственной защите, - в порядке, установленном федеральным законодательством.
Также одним из проблематичных направлений оборота служебного ору-
жия может являться институт выдачи служебного оружия судьям. Федеральным законодательством установлено, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое ему выдается органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом «Об оружии».
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 № 1575 «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям» [4] служебное оружие и патроны к нему, выдаваемые органами внутренних дел Российской Федерации судьям в целях самообороны, являются федеральной <ч собственностью и учитываются на ба- ^ лансе Министерства внутренних дел
Российской Федерации. Также важным <ч
а
положением данного нормативного а правового акта является то, что выдача © органами внутренних дел служебного РД оружия судьям производится при нали- В чии у них разрешений на хранение и в ношение служебного оружия. Для полу- ^ чения разрешения на хранение и ноше- | ние служебного оружия судья представ- § ляет на имя начальника органа внутрен- а них дел по месту нахождения суда | письменное заявление по форме, установленной Министерством внутренних » дел Российской Федерации. Ц
К заявлению судья обязан при- £ ложить:
о
- документы, удостоверяющие ^ личность, должностное положение су- § дьи и его место жительства; ^
- медицинское заключение об « отсутствии у судьи противопоказаний к | владению оружием по форме, установ- ^
ленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимается начальником органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день именно из-за недостаточной регламентации в законодательных актах данная мера практически не работает.
Таким образом, при совершенствовании российского законодательства об обороте служебного оружия следует,
А А А
прежде всего, обратить внимание именно на указанные направления, а также учитывать международный опыт в данной сфере, наглядно показывающий эффективность того или иного механизма или метода регулирования. Исходя из опыта большинства развитых и развивающихся стран в области правового регулирования оборота служебного оружия, можно сделать вывод о наибольшей эффективности метода регулирования данных отношений с точки зрения установления состояния безопасности в государстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (БТ8 N 101) // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.
2. Об оружии : федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.
гц 3. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к
^ нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ^ ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов а к нему» : постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 04.09.2012) // СПС ^ «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013.
4. О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного ору-^ жия судьям : постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 (ред. от 06.12.2012) // ^ СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: февраль 2013. а
| © Султанов У. З
Ц © Шарафутдинов А. Ш.
I _
«
а
§ ФИЛОСОФИЯ
©
и
* УДК 13 С. Н. КУРИЛО, старший научный сотрудник
% научно-исследовательского и редакционно-
Ц исследовательского отдела Уфимского
о
^
0 «
и
1
юридического института МВД России РОЛЬ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ
4 ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Ц Аннотация. В статье анализируется роль детско-взрослых объединений в вос-
§ питании подрастающего поколения в тесной связи с переменами, происходившими в стране. Молодежная организация рассматривается как важный индикатор совер-