Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и юридических признаках гражданского и служебного оружия'

К вопросу о понятии и юридических признаках гражданского и служебного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
983
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ / СЛУЖЕБНОЕ ОРУЖИЕ / ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ / РЕЖИМ / САМООБОРОНА / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / CIVIL WEAPONS / SERVICE WEAPON / COLD STEEL / MODE / SELF-DEFENSE / OR THE OFFICIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степовой Роман Анатольевич

В статье рассматриваются проблемные аспекты правового регулирования оборота гражданского и служебного оружия в контексте его юридических признаков и существующих в законодательстве и научной литературе определений понятия оружия. На основе детального анализа указанных дефиниций вносятся конкретные предложения по оптимизации законодательных актов, регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the definition and legal signs of the civil and service weapon

The article covers the problem aspects of the legal regulation of the turnover of the civil and service weapons in the context of its legal grounds and in existing legislation and the scientific literature definitions of weapons. On the basis of a detailed analysis of these definitions are made concrete proposals on optimization of legislative acts, regulating the turnover of the civil and service weapons on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и юридических признаках гражданского и служебного оружия»

8.6. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ПРИЗНАКАХ ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ

Степовой Роман Анатольевич, адвокат, Московская областная коллегия адвокатов.

roman-stepovoy@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные аспекты правового регулирования оборота гражданского и служебного оружия в контексте его юридических признаков и существующих в законодательстве и научной литературе определений понятия оружия. На основе детального анализа указанных дефиниций вносятся конкретные предложения по оптимизации законодательных актов, регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданское оружие, служебное оружие, холодное оружие, режим, самооборона, должностное лицо.

TO THE QUESTION OF THE DEFINITION AND LEGAL SIGNS OF THE CIVIL AND SERVICE WEAPON

Stepovoy Roman Anatolievich, lawyer, Moscow regional College of advocates.

roman-stepovoy@mail.ru

Annotation: The article covers the problem aspects of the legal regulation of the turnover of the civil and service weapons in the context of its legal grounds and in existing legislation and the scientific literature definitions of weapons. On the basis of a detailed analysis of these definitions are made concrete proposals on optimization of legislative acts, regulating the turnover of the civil and service weapons on the territory of the Russian Federation. Keywords: civil weapons, service weapon, cold steel, mode, self-defense, or the official.

Легальное определение оружия дано в Федеральном законе от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»: оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Очевидно, что такое определение может использоваться только применительно к отношениям, регулируемым законодательством Российской Федерации об оружии1. Данное определение также страдает неконкретностью. Устройство, конструктивно предназначенное для подачи сигналов, - это фонарь, свисток, флажок, колокол и т.д., но совсем не обязательно стартовый пистолет. Более того, приведенное определение не соответствует законодательным определениям видов оружия. Так, огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Как видим, в этом определении нет ни слова о подаче сигналов, хотя в стартовом пистолете используется энергия порохового заряда, - огнестрельное оружие.

В ст. 3 указанного Федерального закона раскрывается понятие «гражданского оружия» - это оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий

1 Указание на это содержится в ст. 1 названного Федерального закона.

спортом и охоты. Соответственно в категорию гражданского оружия включены: оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие. Основной квалифицирующий признак - назначение оружия.

Вызывает сомнение справедливость ограничения круга лиц, использующих гражданское оружие, гражданами Российской Федерации. Отечественное законодательство не препятствует спортивной охоте иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, более того, охотничий туризм оценивается как достаточно перспективное направление туристического бизнеса2.

Дефиниция служебного оружия дана в ст. 4 Федерального закона. Основной квалифицирующий признак его -это также целевое назначение (использование должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей) или, можно сказать, субъектами, для вооружения которых оно предназначено.

Названный в Федеральном законе «Об оружии» круг субъектов, имеющих право использования служебного оружия детализирован и уточнен Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»3.

Обращает внимание то, что данный закон расширил круг лиц, использующих служебное оружие, дополнив его одной категорией - близкие должностных лиц, не имеющие статуса должностного лица. В связи с этим, полагаем необходимым решить вопрос о том, следует ли дополнить ст. 4 Федерального закона «Об оружии» абзацем, предусматривающим возможность использования служебного оружия близкими должностных лиц, либо считать в таких случаях предоставлямое этой категории субъектов оружие гражданским оружием самообороны. Второй вариант не может быть принят, поскольку, гражданское оружие самообороны не подлежит ношению, тогда как лицам, подлежащим государственной защите, при наличии предусмотренных законом оснований обоснованно выдается разрешение на хранение и ношение оружия. Следовательно, представляется необходимым дополнить ст. 4 абзацем следующего содержания:

«Разрешение на хранение и ношение служебного оружия может быть также выдано гражданам, подлежащим государственной защите в соответствии с федеральным законом».

Целесообразно поместить этот абзац вторым в статье. Рассмотрим более подробно юридическое содержание понятий, составляющих гражданское и служебное оружие. К гражданскому оружию Федеральный закон «Об оружии» относит оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие, то есть здесь главным критерием выступает целевое назначение оружия.

Оружием самообороны признается:

- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия;

2 См., напр.: Поликарпова Н. Проблемы охотничьего туризма. // Российская охотничья газета от 17 декабря 2003 г; Особенности сибирской охоты - специалисты отмечают рост спроса на охотничий туризм в Сибири // http://www.fis.ru 11 октября 2004 г. и др.

3 См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия;

- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;

- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.

Данная классификация представляется несколько расплывчатой, так, существует бесствольное оружие, допускающее использование патронов как травматического, так газового или светозвукового действия. По смыслу Федерального закона такое оружие в случае применения газового патрона должно относиться к газовому оружию, а не к огнестрельному4 или бес-ствольное оружие всегда является огнестрельным, а пистолеты и револьверы - в зависимости от патрона?

По нашему мнению перечень оружия самообороны должен быть следующим:

- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия;

- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия;

- огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия.

К спортивному оружию относится:

- огнестрельное с нарезным стволом;

- огнестрельное гладкоствольное;

- холодное клинковое;

- метательное;

- пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.

Спортивное огнестрельное нарезное (длинноствольное

и короткоствольное) и гладкоствольное оружие, равно как и холодное клинковое оружие, изготавливается специально для участия в спортивных соревнованиях и имеет конструктивные отличия, позволяющие использовать его в биатлоне, стендовой стрельбе и т.д. Боевое оружие в спортивных целях, как правило, не используется. Соревнования, проводящиеся в Вооруженных Силах и в правоохранительных органах, скорее, следует считать конкурсами профессионального мастерства. Метательное оружие предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства, может быть только спортивным. Кроме того, по смыслу ст. 6 Федерального закона к спортивному оружию могут относиться кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие, специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия. Не ясна принадлежность этого оружия к какой-либо категории, поскольку к метательному оружию можно отнести лишь бумеранги и сурикены, а нунчаки, кистени и кастеты не являются ни метательным, ни клинковым оружием. Как отмечают С. М. Скворцов и Е. Д. Шелковникова, в криминалистической практике холодным оружием могут быть признаны предметы, формально не входящие в сферу регулирования Закона, но сохраняющие возможность поражения5.

Кроме того, не решен вопрос о принадлежности к спортивному оружию (к оружию вообще) луков и арба-

4 См., напр.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 г., в соответствии с которым газовые и сигнальные пистолеты и револьверы к огнестрельному оружию не относятся.

5 См.: Скворцов С. М., Шелковникова Е. Д. Указ. соч.

летов с низкой начальной скоростью вылета стрелы (игрушки и самоделки). Представляется необходимым каким-то образом ограничить минимальную скорость вылета стрелы, начиная с которой луки и арбалеты относятся к оружию.

Не совсем понятно также указание на величину дульной энергии пневматического спортивного оружия 3 Дж. В соответствии со ст. 13 Федерального закона пневматическое оружие с дульной энергией до 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно обращается свободно. Следует ли указывать на принадлежность к стрелковому оружию оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж при условии соблюдения ограничения его калибра на том только основании, что такие предметы могут использоваться в спорте? Не относим же мы к спортивному оружию лыжные палки.

Полагаем необходимым устранить это противоречие, изменив в соответствующей строке слова: «свыше 3 Дж» словами: «свыше 7,5 Дж и калибром свыше 4,5 мм».

К охотничьему оружию относится:

- огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

- огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

- пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

- холодное клинковое.

По нашему мнению, необходима иная редакция данной нормы закона: «К охотничьему оружию относится огнестрельное и пневматическое, а также холодное клинковое оружие, предназначенное для использования в целях охоты.

В целях охоты допускается использовать огнестрельное оружие с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе короткоствольное с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) оружие, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое оружие с дульной энергией не более 25 Дж.».

Вызывает сомнения выделение в качестве самостоятельного вида гражданского оружия сигнального оружия. В качестве такового используются стартовые пистолеты и револьверы, которые, по нашему мнению, должны быть отнесены к спортивному оборудованию, пистолеты-ракетницы (СПШ, СП-81 и др.), используемые в качестве гражданского оружия, могут относиться как к спортивному (туризм, альпинизм), так и к охотничьему оружию. Кроме того, законодатель исключает из предмета регулирования данного Федерального закона боевое оружие и боеприпасы, предназначенные для использования в военных действиях, но включает средства, предназначенные для подачи сигналов. По нашему мнению, сигнальные пистолеты и револьверы не могут оказывать поражающего действия, по крайней мере, их поражающее действие не больше (даже существенно меньше) чем действие пистолетов, используемых в строительстве для забивания дюбелей в бетонные стены . В связи с этим, полагаем необходимым исключить п. 4 из ст. 3 Федерального закона.

6 Например, монтажный пороховой пистолет SPIT P230, свободно продающийся в нашей стране, предназначен для забивки дюбелей в строительные конструкции, изготовленные из бетона, железобетона, низкоуглеродистой стали и в кирпичную кладку. Энергия выстрела такого инструмента 520 Дж. Заметим, что дульная энергия служебного оружия ограничена 300 Дж.

В отдельную категорию гражданского оружия законодатель выделил холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации. Перечень типов и моделей такого оружия утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. № 648 (в редакции от 1 февраля 2005 г.) «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой»7: казачья шашка, казачья шашка (кавказская) и кинжал.

В ст. 20.1. Федерального закона «Об оружии», введенной Федеральным законом от 8 декабря 2003 № 170-ФЗ, дается определение наградного оружия - это «гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций». Прежде всего, не понятно, почему данная категория оружия определяется в Особенной части Федерального закона, тогда как в Общей части не упоминается. Кроме того, категория этого оружия не ясна. По своему назначению оно, безусловно, гражданское, поскольку предназначено для хранения и ношения гражданами (даже если гражданин - кадровый офицер Вооруженных Сил Российской Федерации или органов внутренних дел) во внеслужебное время. Основное назначение наградного оружия заключается в выражении признания заслуг награжденного перед обществом и государством, в моральном поощрении, оно не вручается с целью обеспечения безопасности лица. В то же время, в качестве наградного оружия может выступать оружие, по своим характеристикам соответствующее категории боевого стрелкового или холодного клинкового оружия, а также оружие иностранного производства.

В связи с этим, полагаем возможным дополнить ст. 3 Федерального закона «Об оружии» п. 6 следующего содержания:

«6) наградное оружие - огнестрельное или холодное клинковое оружие, вручаемое на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Общими требованиями к гражданскому оружию является исключение возможности ведения огня очередями и ограничение емкости магазина (барабана) 10 патронами.

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации. В соответст-

7 См.: СЗ РФ. 2001. № 37. Ст. 3690.

вии с прежним Законом РФ «Об оружии»8 к служебному оружию относилось оружие, боевые характеристики которого на 20% ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия.

Как совершенно справедливо отмечает О. С. Григорьева, в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» предусматривает возможность выдачи служебного оружия лицам, не названным в Федеральном законе «Об оружии»9. Данное обстоятельство требует внесения дополнений в указанный Федеральный закон.

Интересно, что служебное оружие вправе приобретать юридические лица с особыми уставными задачами и, в то же время, организациям, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 520ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 г,) «О животном мире»1 осуществляют функции охраны объектов животного мира и среды их обитания; территориальным органам и организациям специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ (в редакции от 3 июня 2005 г.) «О гидрометеорологической службе»11 деятельность на труднодоступных станциях, разрешается приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия в качестве служебного. Если охотничье оружие используется в качестве служебного, следует считать его служебным, а не охотничьим. Указанное обстоятельство лишний раз подтверждает необходимость изменения редакции ст. 4 Федерального закона «Об оружии». Полагаем возможным дополнить ее нормой, предусматривающей в исключительных случаях использование в качестве служебного охотничьего оружия.

Не ясен статус луков и арбалетов, предназначенных для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира. Отнести такое оружие к охотничьему нельзя, поскольку данные виды метательного оружия могут быть по смыслу Федерального закона «Об оружии» только спортивным оружием. Но по целевому назначению, обусловливающему конструктивные особенности такого оружия, оно не может быть отнесено и к спортивному оружию. С целью универсализации законодательства необходимо классифицировать метательное оружие. При этом за основу разграничения, можно взять силу натяжения тетива (поскольку от него зависит скорость вылета стрелы)12.

Проведенное исследование терминов, описывающих гражданское и служебное оружие, свидетельствует о необходимости коррекции Федерального закона «Об оружии». Вышеизложенное позволяет нам сформулировать определение понятия «оружие», применимое для целей регулирования Федеральным законом «Об оружии» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, связанные с оборотом оружия (в том числе КоАП РФ).

Оружие - предметы или устройства, предназначенные для поражения живых существ или предметов, оборот которых ограничен Федеральным законом «Об

8 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 860.

9 См.: Г ригорьева О. С. Указ. соч. С. 25.

10 См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

11 См.: СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.

12 См., напр.: Тимашев Ю. П. Указ. соч. С. 35.

оружии» и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и другими нормативными правовыми актами в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, имущества, окружающей среды.

Данное определение содержит указание на главные юридические признаки оружия:

- цель - поражение людей, животных либо неживых предметов (мишени, тарелки и т.д.);

- режим - специальный административно-правовой режим оружия распространяется на оборот определенных предметов, подпадающих под классификацию, данную в Федеральном законе «Об оружии»;

- повышенная опасность оружия - один из признаков, имеющий значение только в совокупности с вышеназванными.

Выводы.

1. Оружие это - предметы или устройства, предназначенные для поражения живых существ или предметов, оборот которых ограничен Федеральным законом «Об оружии» и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и другими нормативными правовыми актами в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, имущества, окружающей среды.

2. Оружие как предмет регулирования законодательством Российской Федерации об обороте гражданского и служебного оружия обладает следующими юридическими признаками:

- цель - поражение людей, животных либо неживых предметов (мишени, тарелки и т.д.);

- специальный административно-правовой режим оружия;

- повышенная опасность оружия.

3. Необходимо внести следующие изменения в Федеральный закон «Об оружии»:

3.1. Дополнить ст. 4 Федерального закона «Об оружии» абзацем следующего содержания:

«Разрешение на хранение и ношение служебного оружия может быть также выдано гражданам, подлежащим государственной защите в соответствии с федеральным законом».

Целесообразно поместить этот абзац вторым в статье.

3.2. Перечень оружия самообороны (п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об оружии» должен быть следующим:

- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия;

- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия;

- огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия.

3.3. Заменить в последней строке п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оружии» слова: «свыше 3 Дж» словами: «свыше 7,5 Дж и калибром свыше 4,5 мм».

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. (Ч. I). Ст. 1.

3. Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. - Киев, 1979.

4. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. - М., 1978.

5. Кошелев А.М. Оборот оружия: понятие и содержание // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сборник статей.

- М.: Моск. ун-т МВД России, 2011.

6. Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Воронеж, 1990.

7. полиции Республики Казахстан. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

8. Масленников М. Я. Применение административных взысканий. Калинин, 1986.

9. Морозов Н.А., Шевцов А.С. Проблема оборота огнестрельного оружия на Дальнем Востоке // Журнал российского права. - М.: Норма, 2010, № 1.

10. Поликарпова Н. Проблемы охотничьего туризма. // Российская охотничья газета от 17 декабря 2003 г

11. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. - М., 1999.

Reference list:

1. Constitution of the Russian Federation. It is accepted by national vote on December 12, 1993. // The Russian newspaper from December 25, 1993.

2. The code of the Russian Federation about administrative offenses from December 30, 2001 of No. 195-FZ//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1. (H. I). Art. 1.

3. Koval L.V. Administrativno-деликтное relation. - Kiev, 1979.

4. Korenev A. P. Norms of administrative law and their application. - M, 1978.

5. Koshelev A.M. Weapon turn: concept and the contents//the Law and order in Russia: improvement problems: collection of articles. - M: Mosk. un-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011.

6. Maslennikov M. Ya. Administrative and jurisdictional process. - Voronezh, 1990.

7. polices of the Republic of Kazakhstan. Avtoref. yew.... edging. юрид. sciences. - M, 2000.

8. Maslennikov M. Ya. Application of official penalties. Kalinin, 1986.

9. Morozov N. A., Shevtsov A.S. A problem of a turn of firearms in the Far East//the Magazine of the Russian right. - M: Norm, 2010, No. 1.

10. Polikarpova N. Problems of hunting tourism.//The Russian hunting newspaper from December 17, 2003.

11. Yakimov A. Yu. Status of the subject of an administrative jurisdiction and problem of his realization. Monograph. - M, 1999.

РЕЦЕНЗИЯ

Проблема оружия, так или иначе, касается каждого живущего на территории современной России. Свидетельством этому являются ежедневные сообщения в СМИ. Поэтому тема, избранная автором, безусловно, является беспроигрышной. Вместе с тем, популярность темы неизбежно поставила перед автором сложную задачу по созданию интересного, запоминающегося и, вместе с тем сугубо научного труда. Думается, что Р.А. Степовой прекрасно справился с этой задачей. Автор проанализировал проблемы правовой регламентации оборота гражданского и служебного оружия, подробно рассмотрел юридические признаки последнего, а также изучил существующие в законодательстве и научной литературе определения понятия оружия. На основе детального анализа указанных дефиниций автором вносятся конкретные предложения по оптимизации законодательных актов, регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.

Постановка проблемы, новизна и актуальность темы статьи, а также смелость и оригинальность выводов свидетельствуют о склонности автора к теоретическому мышлению, глубокому научному анализу правовой материи и теоретических работ. Выводы автора статьи представляют определенный научный интерес, а сформулированные Р.А. Степовым предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях и ведомственных нормативных правовых актов имеют практическую ценность.

Ценность для правоприменительной деятельности этим предложениям придает, прежде всего, то, что необходимость в них устанавливалась не в «тиши кабинета», а в процессе повседневной деятельности юриста-практика.

Вывод: статья Степового Романа Анатольевича «К вопросу о понятии и юридических признаках гражданского и служебного оружия» отвечает предъявляемым требованиям и может быть опубликована.

профессор кафедры

«Уголовно-правовые дисциплины»

ФГБОУВПО «Российский государственный

университет туризма и сервиса»

доктор юридических наук, доцент

А. А. Савостин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.