ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
указанной деятельности станет более совер- правовая охрана отношений, складывающих-шенная и эффективная административно- ся в большой и сложной сфере сервиса.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 13 мая 2008 года).
4. Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 (в ред. Закона г. Москвы от 1 апреля 2008 года).
5. Закон Ленинградской области об административных правонарушениях от 2 июля 2003 года № 47-ОЗ. (в ред. Закона Ленинградской области от 6 мая 2008 года № 29-ОЗ).
6. Закон Рязанской области об административных правонарушениях от 6 октября 2003 года № 63-ОЗ (в ред. Закона Рязанской обл. от 9 апреля 2008 года № 36-ОЗ).
7. Закон Орловской области от 4 февраля 2003 года № 34-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» (в ред. Закона Орловской обл. от 4 апреля 2008 года № 754-ОЗ).
8. Закон Смоленской области от 25 июня 2003 года № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» (в ред. Закона Смоленской обл. от 29 сентября 2007 года № 98-З).
9. Закон Костромской области об административных правонарушениях от 31 марта 2003 года № 7-ЗКО (в ред. Закона Костромской обл. от 9 ноября 2007 года № 219-4-ЗКО).
10. Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области».
11. Закон Республики Адыгея от 19 апреля 2004 года № 215 об административных правонарушениях (в ред. Закона Республики Адыгея от 18 декабря 2007 года № 132).
12. Закон Краснодарского края об административных правонарушениях от 23 июля 2003 года № 608-КЗ (в ред. Закона Краснодарского края от 5 июня 2008 года № 1493-КЗ).
13. Закон Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (в ред. Закона от 11 февраля 2008 года № 10-ЗС).
14. Закон Московской области от 30 ноября 2004 года № 161-2004-ОЗ «О государственном административнотехническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (в ред. Закона Московской области от 10 ноября 2009 года № 132-2009-ОЗ).
15. Закон Московской области от 7 октября 2006 года № 171-2006-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области» (в ред. Закона Московской области от 19 октября 2007 года № 181-2007-ОЗ).
УДК 342.9
ГРАЖДАНСКОЕ И СЛУЖЕБНОЕ ОРУЖИЕ:
ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Степовой Р.А., соискатель, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author discusses the definition and the classification parameters for weapons. The article reviews the provisions regulating the legitimate arms trade, as well as theoretical studies and practice in the legal system.
Исследуются проблемы определения оружия и его классификации. Анализируются законодательные положения, регулирующие законный оборот оружия, рассматриваются теоретические исследования и практика применения закона.
22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Гражданское и служебное оружие...
Key Words: law, firearms, martial arts weapon, law enforcement weapon, hunting weapon, cold steel, throwing weapon.
Ключевые слова: закон, огнестрельное, боевое, служебное, охотничье, газовое, оружие, холодное, метательное
Юридические понятия возникают как результат отражения в профессиональном мышлении юридического явления, построения теоретических конструкций либо как результат научного анализа и синтеза, теоретического конструирования. Поэтому понятие нередко представляет собой не описание действительности, а ее концептуализацию посредством существующих теоретических представлений и их синтез в рамках некоторой теоретической идеи [1. С. 159—161].
Понятие оружие очень широкое, в него может вкладываться различный смысл: от знаний до ядерного оружия. Развитие оружия с момента его изобретения до наших дней вызвало необходимость деления на типы и виды с соответствующей классификацией по функциональному назначению и характеристикам с целью отождествления различных образцов [2].
В быту под оружием понимается всякое вещественное и невещественное средство, пособие, рычаг действия, инструмент или снаряд, машина, которое является посредствующим между деятелем (то есть человеком) и делом [3. С. 692], т.е. это любое средство, технически пригодное для защиты и нападения либо совокупность таких средств.
В литературе можно встретить разнообразные термины, касающиеся оружия: «оружие промышленного изготовления», «оружие серийного производства», «старинное оружие», «художественное оружие», «стрелковое оружие», «гражданское оружие», «служебное оружие», «боевое оружие», «оружие нелетального действия», «личное оружие», «самодельное оружие», «оружие кустарного изготовления», «автоматическое и полуавтоматическое оружие», «пневматическое оружие», «оружие самообороны», «огнестрельное и холодное оружие» и т.д.
В юридической литературе должны применяться четкие, лаконичные термины, понятные для всех участников правоотношений, при этом их юридическое содержание не должно допускать неоднозначного толкования [5.С. 297]. Кроме того, по нашему мнению, к терминам должны быть «привязаны»
юридические характеристики, что позволило бы использовать эти термины как правовые дефиниции.
В специальной литературе под оружием обычно понимают предмет, который предназначен либо изготовлен для поражения живой цели и который не имеет хозяйственного или бытового назначения (кроме спортивной и промысловой охоты и стрелкового спорта). Такие предметы, как правило, изъяты из обычного гражданского оборота в интересах общественной безопасности и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, допускаются в обращение на основании специального разрешения органов внутренних дел [6. С. 23; 7. С. 12]. Мы не можем согласиться с таким определением, поскольку, во-первых, оно не учитывает оружие с патронами травматического действия, допущенное в свободное обращение, во-вторых, требуется определить «хозяйственно-бытовое назначение» (вызывает сомнение причисление стрелкового спорта к хозяйственно-бытовому использованию). Интересно определение Д.А. Корецкого: оружие — это предметы и механизмы, обладающие ошеломляющим или убойным действием, специально предназначенные для поражения живой цели или мишеней, изготовленные по типу исторически выработанных образцов, максимально отвечающие этим задачам и не имеющие другого целевого назначения [7]. Приведенное определение, безусловно, заслуживает внимания, однако представляется излишне громоздким для законодательного акта.
Легальное определение оружия дано в Федеральном законе от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее — федеральный закон об оружии): «Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов». Приведенное определение может использоваться только применительно к отношениям, регулируемым законодательством Российской Федерации об оружии [13], страдает неконкретностью и содержит в себе презумпцию единообразного бытового понимания данного термина, которая не годится для
23
ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
разрешения юридических дел. Устройство, конструктивно предназначенное для подачи сигналов, — это фонарь, свисток, флажок, колокол и т.д., но совсем не обязательно стартовый пистолет.
Представляется, что главное требование к дефиниции понятия «оружие» должно заключаться не в том, чтобы «объять необъятное», а в том, чтобы удовлетворить потребности правоприменителя, возникающие при реализации соответствующих правовых норм. Мы должны ограничиться набором только тех юридических признаков оружия, которые имеют значение для установления специального административно-правового режима оборота оружия, для определения объекта этого режима. Тот факт, что данный режим является объектовым, обусловливает повышенные требования к определению объекта. Поэтому понятие «оружие» ни в коем случае не должно включать в себя предметы, которые, хотя и могут использоваться для поражения живой или иной цели, но объектом специального административно-правового режима быть не должны. Кроме того, необходимо исключить из понятия «оружие» предметы, необоснованно попавшие туда по причине наличия у них отдельных признаков, таких, например, как использование энергии порохового заряда. К примеру, сигнальный пистолет назван в качестве оружия, а монтажный пистолет — нет, хотя монтажный пистолет, предназначенный для забивания дюбелей в бетонные стены (за счет энергии порохового заряда, помещенного в патрон калибра 5,65 мм), представляет значительно большую опасность.
Чтобы сформулировать требуемую дефиницию, необходимо рассмотреть виды оружия, названные в федеральном законе об оружии.
Нормы-дефиниции ст. 1 федерального закона об оружии позволяют классифицировать оружие по следующим основаниям:
•по используемому источнику энергии: огнестрельное, использующее мускульную силу — холодное и метательное, использующее механическую энергию (требующую предварительного использования мускульной энергии) — метательное оружие и пневматическое оружие;
•по цели или по назначению: 1) предназначенное для поражения цели (огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое);
2) предназначенное для временного поражения цели (газовое); 3) предназначенное для подачи сигналов (сигнальное) (сигнальное и газовое оружие использует энергию пороховых газов).
Возможны и иные классификации оружия. Например, существуют классификации по способу поражения цели; способу приведения в действие; кратности применения; соответствию требованиям времени (современное и устаревшее); состоянию готовности к применению (неисправное, исправное, в состоянии готовности к бою, в готовности к немедленному применению, упакованное); внешнему оформлению (ординарное и художественно оформленное) [8].
В статье 2 федерального закона об оружии названы три вида оружия в зависимости от целей его использования: гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое, холодное.
Из приведенного перечня можно сделать ошибочный вывод о том, что холодное оружие может быть только боевым. Но дальнейшее раскрытие содержания перечисленных видов оружия показывает, что это не так: гражданское и служебное оружие также может быть ручным стрелковым и холодным. Очевидно, законодатель таким образом всего лишь исключил иные виды боевого оружия (пушки, танки, торпеды и т.д.), кроме ручного стрелкового и холодного, из сферы регулирования федерального закона об оружии.
В статье 3 указанного закона раскрывается понятие гражданского оружия. К нему относится оружие, которое предназначено для использования гражданами России для целей самообороны, спорта и охоты. Соответственно в категорию гражданского оружия включены: оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие. Основной квалифици-рующий признак — назначение оружия.
Дефиниция служебного оружия приведена в ст. 4 рассматриваемого федерального закона. Его основной квалифицирующий признак — целевое назначение для использования должностными лицами государственных органов и сотрудниками юридических лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны либо для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей. Таким образом, служебное оружие
24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Гражданское и служебное оружие...
может быть использовано субъектами, для вооружения которых оно и предназначено.
Рассмотрим юридическое содержание понятий, составляющих гражданское и служебное оружие. К гражданскому оружию федеральный закон относит оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие, т.е. здесь главным критерием выступает целевое назначение оружия.
Оружием самообороны признается: •огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в т.ч. с патронами травматического действия;
•огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия;
•газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в т.ч. патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;
•электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.
Приведенная классификация представляется несколько расплывчатой, так, существует бесствольное оружие, допускающее использование патронов как травматического, так газового или светозвукового действия. По смыслу федерального закона такое оружие в случае применения газового патрона должно относиться к газовому оружию, а не к огнестрельному [9] или бесствольное оружие всегда является огнестрельным, а пистолеты и револьверы — в зависимости от патрона?
Вызывает сомнение также справедливость отнесения механических и аэрозольных распылителей слезоточивых или раздражающих веществ к газовому оружию [10. С. 19—20], а электрошоковых устройств и искровых разрядников — к оружию вообще. В соответствии со ст. 13 федерального закона эти предметы регистрации не подлежат, и граждане Российской Федерации имеют право приобретать их без получения лицензии. Но ч. 1 ст. 20.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пересылку оружия, следовательно, и за пересылку обесточенного, в нерабочем состоянии электрошокового устройства тоже. Пересылка аэрозольных баллонов со слезоточивым газом запрещается соответствующими правилами и в дополнительном запрете не нуждается. В соответствии
со ст. 14 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» названные средства относятся к специальным средствам. Исходя из этого, предлагаем исключить из понятия «оружие» названные предметы и ввести в федеральный закон дефиницию «специальные средства самозащиты».
По нашему мнению, перечень оружия самообороны должен быть следующим:
• огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в т.ч. с патронами травматического действия;
• огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия;
• огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия.
К спортивному оружию относится:
• огнестрельное с нарезным стволом;
• огнестрельное гладкоствольное;
• холодное клинковое;
• метательное;
• пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.
Спортивное огнестрельное нарезное (длинноствольное и короткоствольное) и гладкоствольное оружие, равно как и холодное клинковое оружие, изготавливается специально для участия в спортивных соревнованиях и имеет конструктивные отличия, позволяющие использовать его в биатлоне, стендовой стрельбе и т.д. Боевое оружие в спортивных целях, как правило, не используется. Соревнования, проводящиеся в Вооруженных Силах и в правоохранительных органах, скорее, следует считать конкурсами профессионального мастерства. Метательное оружие предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства, может быть только спортивным. Кроме того, по смыслу ст. 6 Федерального закона к спортивному оружию могут относиться кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударнодробящего и метательного действия. Не ясна принадлежность этого оружия к какой-либо категории, поскольку к метательному оружию
25
ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
можно отнести лишь бумеранги и сурикены, а нунчаки, кистени и кастеты не являются ни метательным, ни клинковым оружием. Как отмечают С.М. Скворцов и Е.Д. Шелковни-кова, в криминалистической практике холодным оружием могут быть признаны предметы, формально не входящие в сферу регулирования Закона, но сохраняющие возможность поражения [2].
Кроме того, не решен вопрос о принадлежности к спортивному оружию (к оружию вообще) луков и арбалетов с низкой начальной скоростью вылета стрелы (игрушки и самоделки). Представляется необходимым каким-то образом ограничить минимальную скорость вылета стрелы, начиная с которой луки и арбалеты относятся к оружию.
Не совсем понятно также указание на величину дульной энергии пневматического спортивного оружия 3 Дж. В соответствии со ст. 13 Федерального закона пневматическое оружие с дульной энергией до 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно обращается свободно. Следует ли указывать на принадлежность к стрелковому оружию оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж при условии соблюдения ограничения его калибра на том только основании, что такие предметы могут использоваться в спорте? Не относим же мы к спортивному оружию лыжные палки.
Полагаем необходимым устранить это противоречие, изменив в соответствующей строке слова: «свыше 3 Дж» словами: «свыше 7,5 Дж и калибром свыше 4,5 мм».
К охотничьему оружию следует относить:
• огнестрельное с нарезным стволом;
• огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
• огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
• пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
• холодное клинковое.
По нашему мнению, необходима иная редакция приведенной нормы закона: «К охотничьему оружию относится огнестрельное и пневматическое, а также холодное клинковое оружие, предназначенное для использования в целях охоты.
В целях охоты допускается использовать огнестрельное оружие с нарезным стволом;
огнестрельное гладкоствольное оружие, в том числе короткоствольное с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) оружие, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое оружие с дульной энергией не более 25 Дж».
В отдельную категорию гражданского оружия законодатель выделил холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации. Перечень типов и моделей такого оружия утвержден постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 года № 648 (в ред. от 1 февраля 2005 года) «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой» [11]: казачья шашка, казачья шашка (кавказская) и кинжал.
К служебному оружию относится огнестрельное короткоствольное оружие отечественного производства как гладкоствольное, так и нарезное, имеющее дульную энергию не более 300 Дж. Кроме того, к нему же относится длинноствольное огнестрельное гладкоствольное оружие. Служебное оружие не должно иметь приспособлений для ведения огня очередями. Нарезное служебное оружие должно отличаться от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского — по следообразованию на пуле и гильзе. При этом ёмкость магазина или барабана в служебном оружии не должна превышать 10 патронов. Отличительной особенностью патронов к служебному огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию является и то, что пули их патронов не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации. В соответствии с прежним Законом РФ «Об оружии» [12] к служебному оружию относилось оружие, боевые характеристики которого на 20% ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия.
С. М. Скворцов и Е. Д. Шелковникова утверждают, что из приводимого в Федеральном законе определения понятия «оружие» вытекают два его основных признака: правовой и целевой. Правовой признак состоит в особом правовом режиме регулирования
26 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1
Гражданское и служебное оружие...
оборота предметов, отнесенных к оружию (отдельным его видам) в зависимости от того, являются ли они объектом разрешительной системы. Целевой признак оружия заключается в его специальной предназначенности (поражение живой или иной цели, подача сигналов) и обусловленных им конструктивных особенностях [8]. По нашему мнению, именно целевой признак является одним из юридических признаков гражданского и служебного оружия — конструктивная предназначенность для поражения цели либо для спорта, а также для ношения в качестве атрибутов национальной одежды. В то же время названный авторами правовой признак имеет определяющее значение, поскольку именно распространение специального правового режима на конкретные предмеры позволяет утверждать, что эти предметы подлежат включению в определенную группу. Другими юридическими признаками оружия, имеющими значение в административном праве, являются: дульная энергия, длина лезвия в сочетании с устройством механизма его извлечения, химический состав (нельзя отнести к газовому оружию аэрозольный баллончик с инсектицидом, несмотря на его сильнейшее раздражающее действие), емкость барабана, возможность ведения стрельбы очередями, калибр, конструктивные особенности пули (наличие сердечника и иные специальные свойства), длина ствола и др. В качестве специального юридического призна-
ка необходимо назвать соответствие (или не соответствие) параметров оружия величинам, установленным Министерством здравоохранения РФ.
Вышеизложенное позволяет нам сформулировать определение понятия «оружие», применимое для целей регулирования федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, связанные с оборотом оружия (в том числе КоАП РФ).
Оружие — предметы или устройства, предназначенные для поражения живых существ или предметов, оборот которых ограничен федеральным законом об оружии и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и другими нормативными правовыми актами в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, имущества, окружающей среды. Данное определение содержит указание на главные юридические признаки оружия:
- цель — поражение людей, животных либо неживых предметов (мишени, тарелки и т.д.);
- режим — специальный административноправовой режим оружия распространяется на оборот определенных предметов, подпадающих под классификацию, данную в федеральном законе об оружии;
- повышенная опасность оружия — один из признаков, имеющий значение только в совокупности с вышеназванными.
Литература
1. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.
2. Скворцов С.М., Шелковникова Е.Д. Некоторые проблемы правоприменения Федерального закона «Об оружии» // Адвокатские вести. 2001. № 9.
3. Даль В.И. Русский язык. Т. 2. М., 1979.
4. http://spravka.gramota.m/difficulties.html?let=%E2&id=46; Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык», 1989.
5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000.
6. СоколовЛ.Ф. Уголовный закон об оружии. Омск. 1976.
7. Тимашев Ю.П. Правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
8. Корецкий Д.А. Основы теории и методологии криминологического исследования тяжких преступлений, совершаемых с применением оружия: дис... д-ра юрид. наук. Москва, 1997.
9. Скворцов С.М., Шелковникова Е.Д. Некоторые проблемы правоприменения Федерального закона «Об оружии» // Адвокатские вести. 2001. № 9.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996 года.
11. Григорьева О.С. Административная деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского огнестрельного оружия. Екатеринбург, 2001.
12. СЗ РФ. 2001. № 37. Ст. 3690.
13. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 860; http://www.consultant.ru/popular/weapon/40_1.html
27