Научная статья на тему 'Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в Российской Федерации и в зарубежных странах'

Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в Российской Федерации и в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1410
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ / ОРУЖИЕ / САМООБОРОНА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ADMINISTRATIVE-LAW MODEL / WEAPON / SELF-DEFENSE GUN / ADMINISTRATIVE LAW REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянов Сергей Михайлович

Принято считать, что в зарубежных странах оборот оружия регулируется государством в минимальном объеме, что приводит к многочисленным жертвам в результате неконтролируемого применения оружия. В действительности законодательство всех стран устанавливает требования к оружию, которое может использоваться в качестве гражданского оружия самообороны, к гражданам, которые могут получить разрешение на использование оружия самообороны, регламентирует порядок получения разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, а также особенности хранения и ношения оружия самообороны. Перечисленные положения, по мнению автора, рассматриваемые в совокупности, определяют ту или иную административно-правовую модель оборота оружия. В статье осуществлена классификация и выделены три типовые модели оборота оружия в зависимости от признания или непризнания государством права граждан на вооруженную самооборону. Кроме того, автор указывает на ряд объективных обстоятельств, игнорируемых законодателями многих стран при выборе той или иной модели оборота гражданского оружия, и приходит к выводу о том, что в основе выбора административно-правовой модели оборота гражданского оружия лежит ошибочная цель повлиять на нелегальный оборот оружия на отношения, выходящие за предмет административно-правового регулирования оборота гражданского оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-LAW MODELS ОF GUN USE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

It is considered that in foreign countries the trafficking of weapons is regulated by the state in a minimal volume and it leads to numerous victims in the result of the uncontrolled use of weapons. In fact, the legislation of all countries establishes the requirements for weapons that can be used as a civilian weapon of self-defense, to citizens who can obtain permission to use self-defense weapons, to the procedure for obtaining permits for storage or storage and carrying of weapons, as well as the storage and carrying of weapons of self-defense. These provisions, according to the author, considered together, define a specific administrative-legal model of arms trafficking. The article presents the classification and identifies three standard models of weapons trafficking, depending on the recognition or non-recognition of government right of citizens to armed self-defense. In addition, the author points to a number of objective circumstances, ignored by the legislator in many countries in the choice of a particular model of the turnover of civilian weapons, and comes to the conclusion that the choice of the administrative-legal model of the circulation of civilian weapons rests with the erroneous order to affect the illegal trafficking of arms on the relationship beyond the subject of administrative-legal regulation of the turnover of civilian weapons.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в Российской Федерации и в зарубежных странах»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ЗЫРЯНОВ Сергей Михайлович, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: [email protected]

Принято считать, что в зарубежных странах оборот оружия регулируется государством в минимальном объеме, что приводит к многочисленным жертвам в результате неконтролируемого применения оружия. В действительности законодательство всех стран устанавливает требования к оружию, которое может использоваться в качестве гражданского оружия самообороны, к гражданам, которые могут получить разрешение на использование оружия самообороны, регламентирует порядок получения разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, а также особенности хранения и ношения оружия самообороны. Перечисленные положения, по мнению автора, рассматриваемые в совокупности, определяют ту или иную административно-правовую модель оборота оружия. В статье осуществлена классификация и выделены три типовые модели оборота оружия в зависимости от признания или непризнания государством права граждан на вооруженную самооборону. Кроме того, автор указывает на ряд объективных обстоятельств, игнорируемых законодателями многих стран при выборе той или иной модели оборота гражданского оружия, и приходит к выводу о том, что в основе выбора административно-правовой модели оборота гражданского оружия лежит ошибочная цель повлиять на нелегальный оборот оружия — на отношения, выходящие за предмет административно-правового регулирования оборота гражданского оружия.

Ключевые слова: административно-правовая модель, оружие, самооборона, административно-правовой режим.

ADMINISTRATIVE-LAW MODELS ОF GUN USE

IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

S. M. ZYRYANOV, leading research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: [email protected]

It is considered that in foreign countries the trafficking of weapons is regulated by the state in a minimal volume and it leads to numerous victims in the result of the uncontrolled use of weapons. In fact, the legislation of all countries establishes the requirements for weapons that can be used as a civilian weapon of self-defense, to citizens who can obtain permission to use self-defense weapons, to the procedure for obtaining permits for storage or storage and carrying of weapons, as well as the storage and carrying of weapons of self-defense. These provisions, according to the author, considered together, define a specific administrative-legal model of arms trafficking. The article presents the classification and identifies three standard models of weapons trafficking, depending on the recognition or non-recognition of government right of citizens to armed self-defense. In addition, the author points to a number of objective circumstances, ignored by the legislator in many countries in the choice of a particular model of the turnover of civilian weapons, and comes to the conclusion that the choice of the administrative-legal model of the circulation of civilian weapons rests with the erroneous order to affect the illegal trafficking of arms on the relationship beyond the subject of administrative-legal regulation of the turnover of civilian weapons.

Keywords: administrative-law model, weapon, self-defense gun, administrative law regime.

DOI: 10.12737/24297

Оружие в силу его высокой опасности всегда рассматривается как объект — носитель специального административно-правового режима его оборота. Именно с таких позиций подходят к изучению отношений, складывающихся в сфере оборота оружия, специалисты1. Вместе с тем под общим термином «оружие» понимается довольно широкий круг предметов, предназначенных для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. И для каждого вида оружия — гражданского, служебного, боевого, огнестрельного, газового, холодного, самообороны, спортивного, охотничьего — устанавливаются собственные административно-правовые режимы, которые, в свою очередь, корректируются в зависимости от того, к какой категории относятся их владельцы. Вся эта совокупность дета -лизированных специальных административно-правовых режимов может быть представлена как определенная модель административно-правового регулирования, сложившаяся в конкретном государстве в тот или иной исторический период. В отличие от административно-правовых режимов, описывающих установленный порядок, в условиях которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, правовая модель, формирующаяся всей совокупностью правовых средств2 и отражающая правовую действительность, в результате абстракции и идеализации3 позволяет раскрыть особенности правового регулирования, выявить внутреннюю структуру сложного правового явления.

Национальные модели оборота оружия в разных странах различаются по многим параметрам, например по степени монополизации производителей оружия, по централизации или децентрализации правовой регламентации оборота оружия в федеративных государствах, по типологии оружия, по регулированию оборота старинного и антикварного оружия и т. д. Однако наибольший интерес представляет об -щий для всех моделей оборота оружия блок элементов, определяющий использование оружия для самообороны.

1 См., например: Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Благов А. Д. Административно-правовой режим оборота оружия в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; ДолгополовА. А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007 и др.

2 См.: Петрушкин В. А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / науч. ред. В. В. Витрянский. М., 2014.

3 См.: Безруков А. С. Правовая модель как инструмент юри-

дической науки и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Влади-

мир, 2008. С. 20.

Данный блок модели правового регулирования оборота оружия включает следующие общие ключевые элементы:

возможность или невозможность использования оружия в целях самообороны в принципе;

типы и виды оружия, разрешенного для использования в целях самообороны;

категории граждан, которым разрешается приобретать оружие самообороны;

порядок допуска к приобретению, хранению и ношению оружия самообороны;

особенности хранения и ношения оружия самообороны.

Административно-правовая модель оборота гражданского оружия в Российской Федерации формировалась в течение длительного времени, и ее трансформация происходила в течение всего периода в одном направлении — в направлении постепенного ограничения легального оборота гражданского оружия, что соответствует общемировой тенденции. До 1906 г. в России оборот оружия не ограничивался. В. П. Полозов характеризует царскую Россию как наиболее либе -ральное в этом отношении государство. Даже крепостные крестьяне имели право на владение и использование оружия4. В 1906 г. была введена разрешительная система, первоначально выполнявшая учетную функцию, но постепенно ограничения на владение оружием усиливались. Советская власть уже в конце 1918 г. запретила свободный оборот оружия. Декрет СНК от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия» обязывал все насе -ление, все учреждения гражданского ведомства сдать находящиеся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца. А за укрывательство оружия, задержание сдачи его или противодействие сдаче виновных подвергать лишению свободы на срок от одного года до 10 лет. Пистолетами и револьверами могли владеть только члены РКП(б).

В соответствии с постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 12 декабря 1924 г. «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ» в гражданском обороте осталось только гладкоствольное охотничье оружие. В 1941 г. с началом войны все граждане должны были сдать всякое имевшееся у них оружие. Некоторое послабление началось после смерти Сталина—в августе 1953 г. постановлением Совета Министров СССР был введен свободный оборот охотничьего гладкоствольного оружия. Но уже в мае 1959 г. было установлено, что право приобретения охотничьего гладкоствольного оружия имели члены общества охотников5.

4 См.: Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе. М., 2001.

5 URL: http://www.online812.ru/2012/06/15/008/ (дата обращения: 15.05.2016).

Очевидно, столь жесткая модель регулирования оборота оружия с распадом СССР обусловила развитие в противоположном направлении — частичной либерализации и признании права граждан на воору -женную самооборону. Все образовавшиеся на постсоветском пространстве государства сразу допустили использование газового оружия самообороны, а Молдова, Литва, Латвия и Эстония даже разрешили своим гражданам ношение огнестрельного короткоствольного нарезного оружия. При этом в странах, в которых тотального запрета на оборот оружия не вводилось, наблюдается процесс дальнейшего ограничения права на владение и, прежде всего, на ношение оружия самообороны.

Интересно, что в Российской Федерации продолжается постепенная либерализация законодательства. Если Закон РФ от 20 мая 1993 г. № 4992^ «Об оружии» в качестве гражданского оружия самообороны допускал использование лишь газового оружия — пистолетов, револьверов, механических распылителей и аэрозольных устройств, снаряженных слезоточивыми раздражающими веществами, разрешенными к применению Минздравом России, то Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» в первоначальной редакции к гражданскому оружию самообороны отнес помимо газового оружия также: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия; электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» было разрешено использовать в качестве гражданского оружия самообороны огнестрельное оружие ограниченного поражения — пистолеты и револьверы с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.

Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане РФ, достигшие возраста 21 года, а также граждане РФ, не достигшие указанного возраста, но прошедшие либо проходящие военную службу, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия самообороны, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

Допуск граждан к приобретению, хранению и ношению оружия самообороны в Российской Федера-

ции осуществляется на основании заявления гражданина, документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, документов о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также об отсутствии в организме заявителя наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Уполномоченный орган самостоятельно проводит проверку наличия или отсутствия сведений об обстоятельствах, препятствующих выдаче лицензии на приобретение оружия, а также возможности обеспечения учета и сохранности оружия по месту жительства гражданина.

Право на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны не может быть предоставлено гражданам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно либо с применением оружия; отбывающим наказание за совершенное преступление; лишенным по решению суда права на приобретение оружия; повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение некоторых административных правонарушений до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; не имеющим постоянного места жительства.

Статья 13 Федерального закона «Об оружии» предусматривает возможность ношения газовых пистоле -тов, револьверов на основании лицензии на приобретение такого оружия с последующей его регистрацией в органах внутренних дел по месту жительства. Данная лицензия является одновременно разрешением на хранение и ношение оружия самообороны.

Разрешение на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения сроком на пять лет выдается органом внутренних дел при его регистрации. Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны не предназначено для ношения.

В Российской Федерации запрещено ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения, а также ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законода -

тельством Российской Федерации охрану указанных организаций. Кроме того, запрещено ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия.

Административно-правовые модели оборота оружия, сложившиеся в постсоветских прибалтийских республиках и Молдове, имеют много общего, что позволяет рассматривать их в рамках общей модели.

Во всех указанных государствах признается право граждан на ношение огнестрельного летального оружия — пистолетов и револьверов. Так, Закон Респуб -лики Молдова от 8 июня 2012 г. «О режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения» относит к категории гражданского оружия, с точки зрения его назначения, в том числе:

оружие для защиты и охраны — короткоствольное огнестрельное оружие, признанное в установленном законом порядке, предназначенное для охраны жизни, целостности и свободы физических лиц, а также имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам;

оружие самообороны — летальное и нелетальное короткоствольное оружие (за исключением пневматического оружия), признанное в установленном законом порядке, специально изготовленное для рассеивания вредных, раздражающих, нейтрализующих газов либо для выпускания каучуковых снарядов или пуль в целях самозащиты.

В Эстонии Закон об оружии от 13 июня 2001 г. относит огнестрельное оружие (ружья, пистолеты и револьверы) к оружию, ограниченному в гражданском обороте, которое может быть приобретено на основании разрешения. Выделяется категория особо опасного огнестрельного оружия, гражданский оборот которого запрещен. Кроме того, в отличие от Российской Федерации и многих других государств в Эстонии запрещен гражданский оборот электрошокового оружия.

В Латвийской Республике Законом от 6 июня 2002 г. «Об обороте оружия и специальных средств» разрешено ношение в качестве оружия самообороны оружия, отнесенного к категории B (полуавтоматическое, повторного действия и одного выстрела короткоствольное оружие, чей калибр не больше чем 9 мм), и боеприпасов к нему, использование этого оружия на тренировочной стрельбе и на соревнованиях по спортивной стрельбе, а также его применение для самообороны.

Во всех случаях установлены ограничения и требования к гражданам, претендующим на приобретение права на ношение оружия самообороны, касающиеся гражданства, состояния здоровья, наличия необходимых знаний и навыков. Кроме того, так же как в Российской Федерации, предусматриваются ограничения для лиц, совершивших преступле-

ния, имеющих судимость, страдающих алкоголизмом или наркоманией.

Интересно, что право ношения оружия самообороны может быть предоставлено и иностранным гражданам. Так, в Латвии разрешение на ношение оружия может получить гражданин Латвии, гражданин страны — члена Европейского Союза и гражданин страны — члена Экономической Европейской зоны получивший постоянный вид на жительство в Латвийской Республике, достигший 21 летнего возраста.

Граждане Эстонии, достигшие 18 лет, получают право владеть газовым оружием и гладкоствольными ружьями для самозащиты и защиты имущества. Лица, достигшие 21 года, вправе приобретать, иметь в собственности и владеть нарезными ружьями, пистолетами и револьверами для обеспечения безопасности.

Закон Литовской Республики от 15 января 2002 г. «О контроле над оружием и боеприпасами» устанавливает такое специфическое требование к лицам, до -пускаемым к ношению оружия самообороны, как обладание безупречной репутацией. Это понятие раскрыто в ст. 18 Закона: лицом с безупречной репутацией не считается лицо, имеющее судимость, а в ряде случаев и в течение определенного времени после погашения или снятия судимости; освобожденное от уголовной ответственности под поручительство или по нереабилитирующим основаниям; подо -зреваемое или обвиняемое в совершении преступного деяния; состоящее на оперативном учете или на которого в установленном Законом о пресечении организованной преступности порядке распространяются возлагаемые судом обязанности; неоднократно привлекавшееся к административной ответственности за совершение отдельных видов правонарушений, в том числе правонарушений, совершенных в состоянии опьянения.

Основные положения законодательства прибалтийских республик и Молдовы об оружии, регламентирующие порядок допуска к приобретению, хранению и ношению оружия самообороны, в общем сопоставимы с соответствующими положениями Федерального закона «Об оружии». Во всех случаях требуется прохождение медицинского освидетельствования, обучения и подтверждения наличия необходимых знаний и навыков. Разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия во всех странах выдают уполномоченные органы. Во всех странах организован учет оружия и его владельцев.

Правовое регулирование ношения оружия самообороны в рассматриваемой модели включает дозволение носить летальное огнестрельное оружие самообороны (пистолеты и револьверы) при условии выполнения процедур по его авторизации и регистрации в компетентных органах. В соответствии со ст. 50 Закона Эстонии ношение оружия в публичных местах должно быть скрытым от окружающих.

В законодательстве прочих республик такое требование не установлено. Статьей 4 Закона Республики Молдова физическому лицу дозволено носить не более одной единицы летального или нелетального оружия самообороны.

В Молдове ношение летального и нелетального оружия запрещается:

в местах скопления людей, а также в других местах, в которых использование оружия запрещено законом;

если владелец находится под воздействием алкогольных напитков, наркотических средств или веществ, лекарств с аналогичным действием, страдает временными недугами, характер которых может представлять опасность в случае, если он имеет при себе оружие;

если владелец оружия не имеет при себе документа, подтверждающего право на ношение и использование оружия.

В Эстонии запрещается ношение оружия и боеприпасов:

в состоянии алкогольного опьянения, под влиянием наркотического средства или психотропного вещества;

на митингах, демонстрациях, в пикетах, на торжествах и иных публичных мероприятиях (за исключением лиц, выполняющих на таких мероприятиях служебные или трудовые задания).

Закон Литвы запрещает собственнику: носить оружие, не имея при себе разрешения на его ношение;

перевозить оружие, не имея при себе разрешения на его ношение или разрешения на его хранение;

носить, перевозить оружие в нетрезвом состоянии (0,4 промилле и больше), в состоянии опьянения, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ или других одурманивающих веществ;

потреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или другие одурманивающие вещества после применения оружия до проверки на трезвость;

носить оружие в готовом для стрельбы состоянии. В США, несмотря на то что вторая поправка Конституции США прямо запрещает ущемление права граждан на хранение и ношение оружия, наблюдается общая тенденция постепенного ограничения права граждан на вооруженную самооборону. Национальный закон «Об огнестрельном оружии» (National Firearms Act—NFA) 1934 г. запрещает владение оружием отдельным категориям граждан и устанавливает систему лицензирования и налогообложения в отношении наиболее опасных видов оружия.

Законом «О контроле над огнестрельным оружием» (Gun Control Act — GCA) 1968 г. было введено федеральное лицензирование производства, импорта и торговли огнестрельным оружием, запрещена пересылка оружия по почте, установлены ограниче-

ния на приобретение оружия, связанные с возрастом и преступным прошлым граждан. Позднее были установлены дополнительные требования по учету длинноствольного стрелкового оружия, запрет частного владения ручным автоматическим оружием (применяется не во всех штатах), запрет бронебойных боеприпасов, запрет пластикового оружия (не определяемого металлодетекторами), запрет ношения огнестрельного оружия в пределах 300-метровой зоны вокруг частных и государственных школ, введена система общенациональной проверки покупателей огнестрельного оружия, запрет производства полуавтоматического оружия, запрет передавать оружие несовершеннолетним и лицам, которым суд запретил хранить и носить оружие на время судебного разбирательства, введены более строгие уголовные наказания за использование оружия в преступных целях, запрет на владение оружием распространился на лиц, осужденных за совершение преступлений любой тяжести, связанных с насилием.

Кроме того, штаты самостоятельно регулируют оборот оружия. В ряде штатов с конца 1970-х гг. запрещено скрытое ношение оружия. Запрещается ношение оружия в местах продажи алкоголя в разлив.

Во многих европейских странах законодательство запрещает ношение огнестрельного оружия самообороны. В Великобритании право на владение оружием было гарантировано в Билле о правах 1689 г. Со временем вследствие широкого распространения оружия это право постепенно ограничивалось. В 1870 г. было введено лицензирование (первоначально учетного характера) ношения оружия «за пределами своего дома». В 1903 г. Pistols Act ввел новые ограничения: в частности, носить оружие запрещалось пьяницам или сумасшедшим (drunken or insane), вводились лицензии на хранение дома оружия со стволом короче, чем девять дюймов. После громкого ограбления банка латышскими анархистами в конце 1910 г. был принят Firearms Act, обязавший регистрировать все оружие и наделивший полицию полномочием отказывать в праве любому, кто, по мнению полиции, не заслуживает доверия. В 1936 г. было запрещено носить оружие на публичных митингах, в 1937 г. — запрещено любое автоматическое оружие. Дополнительные ограничения вводились в 1967, 1968 годах.

Наконец, после нашумевшего случая, когда психически ненормальный Т. Гамильтон в 1996 г. расстрелял школьников и их учителя в шотландском Дан-блэйне, был введен запрет на все пистолеты и револьверы, за исключением моделей калибра 5,6 мм. Вследствие этого за последующие пять лет число пре -ступлений с применением насилия выросло в Великобритании на 88%; удвоилось число вооруженных ограблений и изнасилований; количество убийств выросло на 24%.

Таким образом, в мировой практике регулирования оборота оружия в части правовой регламентации

права на ношение огнестрельного оружия самообороны сформировались три типовых административно-правовых модели:

1) признания права граждан на вооруженную самооборону и регулирование порядка и условий ношения гражданами огнестрельного оружия;

2) отрицания права граждан на вооруженную самооборону;

3) промежуточная модель признания права граждан на вооруженную оборону оружием нелетального действия.

При этом нуждается в специальном исследовании обусловленность принимаемых законодательных решений, определяющих выбор той или иной модели оборота оружия. Данная проблема может быть представлена следующими тезисами.

Не существует абсолютной свободы оборота оружия. Все рассмотренные модели содержат ограничения и запреты, направленные на обеспечение безопасности использования оружия.

В странах, где реализована первая модель, уровень общеуголовной преступности значительно ниже, чем в странах, где право граждан на вооруженную самооборону ограничено.

Ограничение права граждан на вооруженную самооборону влечет резкий рост преступности. В то

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

же время признание права граждан на вооруженную самооборону в странах, где такое право долгое время отрицалось, влечет резкое снижение показателей преступности.

В значительной части преступлений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия, во всех странах, независимо от избранной модели оборота оружия, используется нелегальное оружие. Зарегистрированное оружие используется для совершения преступлений в единичных случаях.

В нелегальном обороте во всех странах мира находится огромное количество оружия, и избрание той или иной административно-правовой модели оборота оружия никак не влияет на эту сферу.

Наиболее громкие преступления с использованием огнестрельного оружия и с многочисленными жертвами совершаются, как правило, в местах, в которых ношение оружия запрещено (учреждения образования, здравоохранения и т. д.). Соответственно, запрет на ношение оружия в такого рода местах также не влияет на преступность.

Несмотря на эти очевидные обстоятельства во всех странах мира законодательные решения, направленные на ограничение права граждан на вооруженную самооборону, объясняются стремлением сократить нелегальный оборот оружия.

Безруков А. С. Правовая модель как инструмент юридической науки и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

Благов А. Д. Административно-правовой режим оборота оружия в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Долгополов А. А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007 и др.

Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Петрушкин В. А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / науч. ред. В. В. Ви-трянский. М., 2014.

Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе. М., 2001.

-о-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.