Научная статья на тему 'Проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия'

Проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8237
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / НЕЗАКОННОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУЖИЯ / НЕЗАКОННОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ / ХИЩЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / CRIMINAL LAW / ILLICIT MANUFACTURING OF WEAPONS / ACQUISITION OF ILLEGAL ARMS / STEALAGE OF WEAPONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дирютин Игорь Валерьевич

Рассматривается комплекс криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дирютин Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of struggle against circulation of illegal firearms

The article covers the complex of criminological and penal questions related to circulation of illegal firearms.

Текст научной работы на тему «Проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.34 И.В. Дирютин

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Рассматривается комплекс криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту огнестрельного оружия.

Ключевые слова: уголовное право, незаконное изготовление оружия, незаконное приобретение оружия, хищение огнестрельного оружия.

Стрелковое оружие стало одной из главных проблем для международного сообщества и безопасности в мире в связи с его чрезмерным распространением во всех регионах земного шара. В локальных войнах и конфликтах такое оружие пользуется наибольшим спросом. Причина этой популярности заключается в следующем: стрелковое оружие имеет относительно низкую цену, удобно в перевозке и простое в использовании, его легко спрятать, может использоваться в течение длительного срока.

Ни один регион, ни одна страна мира не застрахованы от разрушительных последствий распространения стрелкового оружия. Накопление этого оружия само по себе не вызывает конфликтов, но легкий доступ к нему поощряет насилие как способ урегулирования споров, углубляет и усиливает конфликты, придавая им смертоносный характер. Мир переполнен стрелковым оружием: на сегодняшний день в обращении находится не менее 639 млн. единиц такого оружия - по одной единице оружия на каждого двенадцатого человека на Земле.

Вследствие легкой доступности и простоты в использовании стрелковое оружие выступало главным, если не единственным средством осуществления насилия почти во всех недавних конфликтах, с которыми сталкивалась Организация Объединенных Наций. В связи с большим количеством жертв от стрелкового оружия бывший Генеральный секретарь ООН назвал его «оружием массового уничтожения». Несмотря на это, в отличие от ситуации с химическим, биологическим и ядерным оружием, до сих пор нет ни одного всемирно установленного режима по нераспространению стрелкового оружия.

По проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легким вооружением ООН была организована специальная конференция. Её цель ее заключалась в расширении и укреплении международной координации по активизации борьбы против криминальных торговцев оружием, коррумпированных чиновников, синдикатов, занимающихся незаконной торговлей оружием. По результатам конференции была принята Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легким вооружением и борьбе с ней. Эта Программа стала еще одним из многих шагов на пути сдерживания незаконной торговли оружием. Она включает стратегии национального, регионального и глобального уровней и предусматривает осуществление эффективного и постоянного процесса деятельности на основании решений конференции.

В Программе действий особую роль в решении проблемы незаконной торговли оружием играет Совет Безопасности. Программа подчеркивает важность международного сотрудничества и помощи, особенно в вопросе объявления эмбарго на поставки оружия. Совбез ООН неоднократно вводил эмбарго на поставки оружия в целях сдерживания его распространения в конкретных конфликтных ситуациях. Вместе с тем за выполнением эмбарго на поставки оружия до сих пор не осуществлялось должного контроля, в результате чего оно не имело существенного влияния на сдерживание незаконного оборота вооружения. Для Совета Безопасности проведенная конференция стала еще одним основанием снова проявить решимость и призвать все государства к поддержанию таких видов эмбарго.

Конференция ООН по проблемам незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями не была единственным мероприятием. Почти одновременно с ней в Вене в контексте международной безопасности и разоружения проходил другой переговорный процесс, в ходе которого между государствами-участниками было достигнуто согласие относительно принятия Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Главной целью этого Протокола является содействие развитию, облегчение и укрепление сотрудничества между государствами-участниками по предупреждению незаконной торговли оружием.

Согласно ст. 7, 11 Протокола каждое из государств-участников должно обеспечить в течение не менее 10 лет хранение информации, которая будет необходима для отслеживания и идентификации незаконно изготовленного огнестрельного оружия или оружия, находящегося в незаконном обороте [1. С. 7,10].

В протоколе также были определены общие требования к системам экспортно-импортных и транзитных лицензий или разрешений. Представители большинства стран - участниц ООН, ряд международных и общественных организаций решили выяснить состояние выполнения решений, принятых на прошлой конференции. Эта проверка стала главной темой повестки дня Международной конференции ООН по проблемам борьбы с нелегальным распространением легкого стрелкового оружия, которая собрала в штаб-квартире ООН представителей более чем 100 стран мира.

Несмотря на то что в 2001 г. Программу действий ООН подписали 156 стран, треть из них еще не создали профильных комитетов по борьбе с контрабандой стрелкового оружия. Только 37 государств создали национальные комитеты для координации ответных действий; 65 стран предоставили ООН отчеты о ходе борьбы с незаконной торговлей оружием, и только в 19 странах было пересмотрено национальное законодательство о торговле стрелковым оружием. Самая сложная ситуация наблюдается в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Азии.

На конференции ООН в 2001 г. впервые была названа цифра 500 млн. единиц легкого стрелкового оружия, которое используется сегодня в разных частях света, принадлежит правоохранительным органам, военным формированиям и законным частным владельцам, преступникам, террористам.

Географическое положение России, происходящие в ней социальные, экономические процессы способствуют расширению предпосылок и возможностей контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными группами и переправляется в районы межнациональных конфликтов. В результате наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что с неизбежностью влечет увеличение количества совершаемых вооруженных преступлений.

В России система норм, направленных на регулирование торговли оружием, базируется на конституционных положениях, закрепленных в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в которой провозглашена свобода экономической деятельности, и п. «л» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества является компетенцией Российской Федерации [2]. Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области оборота оружия, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии». В этом Законе содержится и положение о том, что огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным оборотом оружия [3]. В соответствии с указанным Законом оборот оружия включает его производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, ввоз в страну и вывоз из нее.

Незаконный оборот оружия, являющийся предметом нашего рассмотрения, предполагает совершение тех же действий с оружием без разрешения компетентных органов государства, то есть противозаконно. К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Закон РФ от 20 мая 1993 г. «Об оружии» впервые юридически закрепил понятие оружия вообще и огнестрельного оружия в частности. В законе РФ «Об оружии», введенном в действие с 1 июля 1997 г., определение огнестрельного оружия осталось неизменным: «Огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда» (ст.1 Закон РФ «Об оружии»).

Из понятия огнестрельного оружия следует, что в конструкции любого предмета, относящегося к категории «огнестрельное оружие», должно быть реализовано его целевое назначение - поражение цели. Это предопределяет основные конструктивные элементы, присущие любому огнестрельному оружию, а именно: ствол или элемент, его заменяющий, для придания направленного движения сна-

ряду; запирающее устройство, закрывающее в момент выстрела казенную часть ствола; воспламеняющее устройство для приведения в действие метательного заряда.

Наличие этих трех основных элементов конструкции является необходимым условием отнесения предмета к огнестрельному оружию, так как для реализации целевого назначения оружия требуется еще и достаточная поражающая способность снаряда, которая определяется в основном кинетической энергией, приобретаемой им в оружии.

Необходимость детально разработанной классификации ручного огнестрельного оружия вытекает из задач, решаемых судебно-баллистической экспертизой. В настоящее время получили распространение несколько систем классификации огнестрельного оружия.

Закон «Об оружии» подразделяет оружие по его назначению: на боевое, служебное, на гражданское.

Классификация стрелкового оружия, содержащаяся в ГОСТ 18392-73, малопригодна для решения задач судебно-баллистической экспертизы, так как охватывает виды оружия, не встречающиеся в экспертной практике, и в то же время в ней отсутствует деление по основаниям, существенным с точки зрения криминалистики.

Наиболее подробная и полная классификация ручного огнестрельного оружия сформировалась в работах ученых-криминалистов В.Ф. Червакова, Б.М. Комаринца, Е.Н. Тихонова. Она представляет собой систему из 12 оснований, так или иначе обусловленных конструктивными признаками оружия, и содержит более 60 позиций. Рассмотрим основные элементы этой классификации:

по целевому назначению: боевое, служебное, гражданское, охотничье, спортивное, криминальное; по устройству канала ствола: нарезное, гладкоствольное;

по длине ствола: короткоствольное (до 20 см), среднествольное (от 20 до 40 см), длинноствольное (более 40 см);

по калибру: малокалиберное (до 6, 5 мм включительно), нормального калибра (до 9 мм включительно), крупнокалиберное (свыше 9 мм);

по способу заряжания: дульнозарядное (шомпольное), казнозарядное;

по применяемым патронам: центрального боя, кольцевого воспламенения, бокового боя (шпилечные патроны Ле-Фоше);

по количеству стволов: одноствольное, двуствольное, многоствольное; по количеству зарядов: однозарядное, многозарядное;

по действию механизма заряжания: неавтоматическое, автоматическое (самозарядное, самострельное, комбинированное);

по способу изготовления: заводское, самодельное, кустарное.

Приведенная классификация включает в себя наиболее существенные основания и является достаточно полной для характеристики большинства образцов огнестрельного оружия.

На территории Российской Федерации ограничивается оборот:

- в качестве гражданского и служебного оружия: огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;

- огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

- огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

- патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;

- оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов;

- газового оружия, снаряженного нервнопаралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, способного причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра;

- оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

- огнестрельного бесствольного оружия самообороны, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами Российской Федерации и соответствующие нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также подобных видов оружия, произведенных за пределами территории Российской Федерации; холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм;

- хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

- установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа;

- пересылка оружия;

- ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;

- ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия; продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран - импортеров.

За незаконные ношение, хранение, приобретение,изготовление, сбыт или хищение огнестрельного оружия лица подлежат уголовной ответственности.

Криминалистическая характеристика преступлений данного вида состоит из следующих элементов:

- способа совершения и сокрытия незаконных приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения, изготовления огнестрельного оружия; обстоятельств, при которых готовилось и было совершено такого рода преступление (время, место и т. д); особенности оставляемых преступниками следов (механизм следообразования); личности преступника;

- сведений о закономерных связях данного преступления с другими. Отметим, что криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным ношением или перевозкой, хранением, приобретением, изготовлением, сбытом, передачей огнестрельного оружия, не включает элементы, обязательные для многих других видов преступлений - непосредственный предмет преступного посягательства на личность погибшего.

Центральным звеном криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений являются способы их совершения и сокрытия. В широком уголовно-правовом плане они перечислены в

ч. 1 ст. 222, 223 Уголовного кодекса РФ [5. С. 32].

Большинство рассматриваемых преступлений носят очевидный характер, совершаются чаще в одиночку, чем в группе, и складываются обычно из двух-трех противоправных действий: ношение или хранение ранее приобретенного или изготовленного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; реже из одного, хотя и длящегося противоправного действия.

Для ношения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств можно выделить такие криминалистически значимые способы, как ношение указанных предметов непосредственно при себе в предметах одежды; непосредственно на теле; в сопутствующих предметах (портфели, сумки, трости). При хранении — хранение в специально приспособленных тайниках, в доме, в гараже, в подсобных помещениях, при себе, в транспортных средствах. Почти во всех случаях незаконное хранение предметов преступления осуществляется тайно.

Рассматривая такой способ совершения преступления, как изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, можно выделить: а) изготовление, то есть создание оружия заново; б) переделку или приспособление; в) ремонт [10. С. 34].

Отметим, что сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств может осуществляться путем продажи, обмена, дарения, расплаты. Криминалистически значим и такой способ совершения преступления, как передача оружия другим лицам по корыстным или иным мотивам (передача оружия в аренду).

Распространенность сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств путем продажи и расплаты обусловлена тем, что указанные предметы, являющиеся предметом сделки, могут рассматриваться в качестве товара или услуги, имеющих высокую денежную стоимость. Это дает толчок не только законной торговле, но и преступной деловой деятельности.

Необходимо выделить такой криминалистически важный способ совершения преступления, как перевозка огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В последние годы быстро растет число лиц и организаций, занимающихся перевозкой запрещенных товаров. Для перевозки предметов преступления правонарушители используют воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный транспорт.

Как правило, способы незаконного распространения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, как и способы совершения любых преступлений, не выбираются преступниками произвольно, а определяются сложившимися условиями. При этом необходимо учитывать, что совершение преступлений рассматриваемого вида носит тайный характер и нередко включает в себя действия по сокрытию преступных деяний.

Наиболее распространенными способами сокрытия рассматриваемых нами преступлений являются: утаивание самого преступника или соучастников преступления; утаивание источников приобретения либо сбыта предметов преступления.

Исследованиями специфических следов, характеризующих механизм совершения преступления, можно установить интересующие следствие факты ношения, хранения, изготовления, переделки, перевозки, приобретения и сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. На факт ношения предметов преступления данным лицом могут указывать, помимо наличия огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, также следы в виде отложений частиц металлов, ржавчины, смазочных масел или отпечатков деталей оружия на одежде и теле человека.

На факт изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств могут указывать разнообразные объекты, носящие на себе следы преступного деяния: материалы, которые использовались для изготовления или ремонта оружия и элементов патронов, взрывных устройств, снаряжения патронов, специальные приборы для снаряжения ружейных гильз капсюлями («Барклай», «Диана», рикопер), закрутки для заделки картонных корпусов гильз, слитки, полосы свинца, пресс-формы для штамповки и отливки снарядов, куски войлока, картона, бумаги и других волокнистых материалов, высечки для изготовления пыжей, полуфабрикаты, заготовки, чертежи и слепки отдельных частей оружия, боеприпасов и взрывных устройств инструменты, в частности пуансоны для набивания номерных знаков, а также бездымный и дымный порох, его компоненты, масса спичечных головок, химические вещества и реактивы, частицы смазочного материала, частицы металла на инструментах, применявшихся для переделки патронов, оружия, взрывных устройств. Нередко в местах изготовления, ремонта огнестрельного оружия, боеприпасов или в непосредственной близости преступником производятся контрольные выстрелы.

При этом одно материальное следообразование, например внедрение частиц пороха с отложением копоти выстрела на мишени, может служить в качестве объекта в различных по своему содержанию исследованиях для разрешения нескольких вопросов. Во-первых, по его характеристикам как следа-вещества (т. е. по его физическим и химическим свойствам) можно выяснить: дымный или бездымный порох использовался. Во-вторых, по его параметрам как следоповреждения (по глубине и радиусу зон внедрения частиц пороха и отложения копоти) можно определить дистанцию выстрела. В-третьих, по его признакам (по количеству, взаимному расположению и форме зон) можно установить модель применявшегося огнестрельного оружия.

Кроме того, фактические данные об обстоятельствах изготовления, хранения, ношения, перевозки, приобретения, передачи, сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств содержатся в протоколах следственных действий (осмотра, обыска, допроса и др.), заключениях экспертов и в приложениях к ним (фотоснимках, чертежах, фонограммах, видеофонограммах и т. п.).

Передача, сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обычно осуществляются по месту жительства, на улицах, рынках, вокзалах и т. д.

В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы.

При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.

В случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности [5].

Виновные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на основании ч. 4 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ за незаконные приобретение, сбыт, ношение или изготовление газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Федеральным законом «Об оружии».

Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных ст. 16 Федерального закона «Об оружии».

Ответственность по ст. 222, 226 УК РФ наступает за незаконный оборот, хищение либо вымогательство не только годного к функциональному использованию, но и неисправного либо учебного оружия, если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения.

По смыслу закона под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Под добровольной сдачей огнестрельного оружия, его основных частей либо комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, предусмотренной примечаниями к ст. 222 и 223 УК РФ, следует понимать выдачу лицом указанных предметов по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения вышеуказанных предметов [10. С. 36].

Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.

В случае добровольной сдачи указанных предметов лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 222 и 223 УК РФ, независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.

Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по ч. 2 ст. 338 УК РФ. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226 и ч. 2 ст. 338 УК РФ.

При оценке степени общественной опасности содеянного и назначении наказания следует учитывать цели и мотивы действий виновного, источник и способ завладения, вид, количество, боевые свойства и стоимость похищенного огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Особая общественная опасность незаконного оборота оружия состоит в создании им условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в росте так называемой вооруженной преступности. Причем некоторое снижение показателей такой преступности объясняется не ее реальным уменьшением, а увеличивающейся латентностью. Состояние этой преступности, ежегодное совершение 12 - 14 тысяч преступлений с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств вызывают особую тревогу. Увеличение вооруженной преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической ситуации за последнее десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики привели к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь, это повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.

Результативность достижения перечисленных целей во многом зависит от обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей органов государственной власти и управления (в первую очередь материальных), от проведения необходимых общегосударственных мероприятий политического, социально-экономического, правового и воспитательного характера, направленных на искоренение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений. В связи с этим заслуживает серьезного внимания предложение о заключении Россией межгосударственных соглашений со странами-участницами СНГ и странами Прибалтики по выработке законодательной базы, устанавливающей единый порядок оборота оружия и тесное взаимодействие правоохранительных органов этих стран в борьбе с его незаконным оборотом. Для осуществления действенного контроля за незаконным оборотом оружия возможно также создание единого компьютерного банка данных, включающего в себя сведения: об оружии, находящемся в розыске (с подробным описанием его криминалистических характеристик); об изъятом оружии (с результатами его криминалистического исследования); о лицах, у которых изъято оружие, в том числе и о лицах, освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Возможно также создание специальной базы данных с внесением характерных признаков лиц, у которых виновные приобрели оружие. Наличие такого рода информации позволит осуществлять оперативный контроль как за перемещением оружия, так и за лицами, занимающимися его незаконным оборотом, причастными к подобного рода преступлениям. Тем самым значительно облегчилось бы решение задачи установления и устранения источников поступления оружия в незаконный оборот.

В настоящее время следует в первую очередь предпринять усилия по повышению и укреплению деятельности правоохранительных органов государства в целях их более эффективного воздействия на предотвращение глобального развития негативных процессов в сфере незаконного оборота оружия.

Необходимы качественная перестройка всей системы профилактической работы, создание более эффективных средств воздействия как на преступность в целом, так и на преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. В первую очередь, это касается ряда подразделений органов внутренних дел, выполняющих наряду с другими и превентивную функцию. К ним относится лицензионно-разрешительная служба органов внутренних дел, сотрудники которой правомочны выдавать лицензии и разрешения на владение оружием. В каждом случае поступления заявления от граждан либо юридических лиц о выдаче такой лицензии или разрешения сотрудники лицензионноразрешительной системы обязаны тщательно проверить заявителя, его соответствие требованиям, определенным Федеральным законом «Об оружии». Помимо этого, сотрудники лицензионноразрешительной службы также осуществляют систематическую перерегистрацию владельцев гражданского и служебного оружия. Эта деятельность позволяет выявлять лиц, владеющих оружием без соответствующего разрешения, устанавливать факты утраты оружия (с тем чтобы вовремя объявить его в розыск), изымать разрешения у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами, занимающихся токсикоманией.

Обязанностями работников уголовного розыска, подразделений лицензионно-разрешительной службы, участковых уполномоченных милиции являются выявление лиц, незаконно владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной ответственности виновных в незаконном обороте оружия, предупреждение тем самым совершения других, более тяжких преступлений. Одной из важнейших специально-профилактических мер в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и предметов вооружения, являются проводимые органами внутренних дел широкомасштабные комплексные операции типа «Арсенал» и «Гастролер».

Большое значение в предупреждении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, имеют представления прокуратуры и частные определения судов, в которых администрация соответствующих организаций уведомляется об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению. Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с его применением. Нелегальное приобретение, сбыт,

ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт организации и проведения совместных мероприятий органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной системы (органами ФСБ, ФТС и др.) по контролю за сохранностью оружия. В частности, из представителей МВД, Министерства обороны, ФСБ, Федеральной службы охраны, ФТС, Государственной компании «Росвооружение» создан Межведомственный координационный совет по обеспечению взаимодействия в вопросах сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них. Практика работы этого Совета в условиях сложной криминогенной обстановки в стране свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования взаимодействия субъектов правоохранительной системы, осуществляющих контроль за оборотом оружия.

Быстрому пресечению незаконного распространения оружия способствует своевременная постановка на оперативный учет каждого экземпляра похищенного или утраченного оружия. Проверка по данным этого учета каждого изъятого предмета позволила бы выявить и надежно перекрыть каналы утечки оружия.

К специальному предупреждению незаконного оборота оружия и связанных с его использованием преступлений относятся и применение уголовно-правовых мер, осуществление общей и частной превенции.

Таким образом, положения уголовного закона выступают, с одной стороны, в качестве формы социально-политической и правовой оценки преступления, а с другой - как средство предупреждения насильственных, корыстно-насильственных и иных преступлений, в которых использование оружия является одним из способов их совершения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/255 от 8 июня 2001г. М., 2001.

2. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. М.,2010.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (по сост. на 10 февраля 2008 г.) М.: Проспект, 2010.

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (по сост. на 15.02.2010 г.) М.: Омега-Л, 2010.

5. Иванова И. «Черный рынок» оружия // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2002. №1.

6. Шелковникова Е.Д. Изменения организованного криминального рынка оружия и вооруженности организованной преступности // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. М., 2003.

Поступила в редакцию 16.10.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. V. Diryutin

Problems of struggle against circulation of illegal firearms

The article covers the complex of criminological and penal questions related to circulation of illegal firearms.

Keywords: criminal law, illicit manufacturing of weapons, acquisition of illegal arms, stealage of weapons.

Дирютин Игорь Валерьевич, аспирант

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Diryutin I.V., post-graduate student Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.