Вопросы повышения активности машиностроительного комплекса Азербайджана в инновационной сфере
В статье на основе анализа и обобщения фактического материала раскрываются причины низкой эффективности работы машиностроительного комплекса Азербайджана и предлагаются меры по ее повышению.
Ключевые слова: ВВП, себестоимость, доход, прибыль, рентабельность, манат, производительность труда, мощность, фондоотдача, основные фонды, амортизационные отчисления, БРИЗ, инвестиции, инновации.
Р. М. Джабиев,
д. э. н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики национальной Академии наук Азербайджана, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Азербайджана rjabiyev@mail.ru
Социально-экономические преобразования, которые произошли в Азербайджанской республике за годы независимости свидетельствуют о радикальных переменах во многих сферах жизни страны. Благо, богатые минерально-сырьевые ресурсы Азербайджана позволяют успешно развивать все отрасли промышленности. Кроме нефти и газа природа щедро одарила Азербайджан крупными в мире залежами алунитов, филизчайских полиметаллических руд, содержащих более 30 ценных элементов, крупнейшими на Кавказе залежами дашкесанских железных руд, залежами нахчыванской каменной соли, титаномаг-нетитами, бентонитами, цеолитами, золотом и плати-носодержащими породами и многим другим.
Однако нефтяная промышленность, исторически занимавшая важное место в социально-экономическом развитии Азербайджана является той основной базой, на которую опирались все отрасли народного хозяйства. Здесь уместно отметить, что первая в мире добыча нефти промышленным способом была осуществлена в 1848 г. в Баку. Этим было положено начало индустриализации в Азербайджане.
Значительный рост нефтедобычи во второй половине XIX века придал импульс процессу индустриализации, что в свою очередь, привело к созданию в республике инфраструктуры в промышленных отраслях, связанных с нефтью. С середины ХХ века процесс индустриализации проник в регионы, была заложена основа новых промышленных городов.
Широкая индустриализация, произошедшая в Азербайджане в 1970-1980-х гг. связана с именем общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева. В этот период на развитие промышленности
были направлены большие средства, был построен ряд крупных промышленных предприятий союзного масштаба, созданы нетрадиционные для страны новые промышленные отрасли, ускорилась диверсификация промышленности. Наряду с этим, в целях усиления кадрового потенциала промышленности широкий размах приобрела практика массового направления студентов в передовые высшие учебные заведения Советского Союза.
Распад СССР и начавшийся в первые годы независимости Азербайджана кризис затронул спад производства во всех отраслях промышленности республики. В эти годы государства СНГ, в числе которых и Азербайджан в разной степени оказались в системном кризисе сразу по нескольким параметрам: высокие показатели внешнего долга, падение внешних инвестиций, рост инфляции, низкая конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках, размывание, а в ряде случаев полное исчезновение наукоемкой продукции.
С приходом к власти в Азербайджане общенационального лидера Гейдара Алиева в стране установилась политическая и экономическая стабильность, а, начиная с 1997 г., в промышленном производстве наблюдался рост. Решающую роль для возрождения экономики Азербайджана сыграл Гейдар Алиев, подписавший 20 сентября 1994 г. «Контракт века» с международными нефтяными компаниями. Этот договор придал импульс развитию национальной экономики, обогатил его качественно новыми оттенками. Гейдар Алиев, добившийся за короткий период подписания 22 международных соглашений, смог убедить мировую финансовую элиту в реальности и необходимости
о
со
о
оо
<
са О
этих проектов не только для Азербайджана, но и для всей Европы. Гейдар Алиев знал, что только подписав важные международные проекты можно добиться возрождения экономики Азербайджана и повышения благосостояния народа. Поэтому «Контракт века» заложил основу для будущего развития страны, сотрудничеству с ведущими иностранными компаниями, способствовал интеграции в мировую экономическую систему.
Реализация новой нефтяной стратегии Азербайджана открыла широкие возможности для осуществления всех будущих планов. Ввод в эксплуатацию в 2006 г. основного экспортного нефтепровода Баку -Тбилиси - Джейхан, а затем газопровода Баку -Тбилиси - Эрзурум, обновление и диверсификация инфраструктуры экспорта углеводородных ресурсов Каспия обеспечили прямой выход азербайджанской нефти и газа на европейский и мировой рынки, что вошло в число важнейших событий в истории нашей независимости.
Со дня подписания «Контракта века» прошло более двадцати лет. 20 сентября 2014 г. на юбилее, посвященным этой дате с участием руководителей ряда государств и компаний различных стран состоялась церемония закладки фундамента южного газового коридора — другого гигантского транснационального проекта «Шахдениз-2», именуемой «Контрактом XXI века». Этот проект не только привнесет новое дыхание в нефтяную стратегию Азербайджана, но, и изменив энергетическую карту мира, будет способствовать обеспечению энергетической безопасности в Европе.
Однако столь стремительное развитие нефтяной промышленности при высоких ценах на нефть вскоре обернулось для республики стремительным падением цен на нефть, что отразилось на сокращении экспорта и снижение доходов госбюджета. По оценкам правительства Азербайджана и специалистов МВФ, если средняя мировая цена на нефть в течение длительного периода будет на уровне $60 за баррель, то потери Азербайджана от снижения цен в 2015-2016 гг. составят порядка 15% ВВП и около 20-25% экспорта.
Этот факт диктует необходимость развития ненефтяных секторов экономики, в том числе машиностроения на инновационной основе.
Нужно отметить, что принятые за последние годы ряд нормативно- правовых актов — законов, указов и распоряжений Президента Азербайджана Ильхама Алиева придали импульс развитию промышленности как ведущей отрасли экономики, включая машиностроение.
Объявленный распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева 2014 г. «Годом промышленности» ознаменовался дальнейшим подъемом промышленности и ее отраслей, усовершенствованием структуры управления промышленным производством, увеличением конкурентоспособности производимой продукции, переходу не нефтяного сектора экономики на качественно новый этап развития.
Важное значение для развития промышленности имеет Государственная программа по развитию промышленности в Азербайджанской Республике на 2015-2020 гг., утвержденная распоряжением Пре-
зидента Азербайджана Ильхамом Алиевым от 26 декабря 2014 г. В этой программе в предстоящие годы предусмотрены меры по модернизации промышленного производства и ее отраслей, усовершенствованию ее структуры, повышению экспортного потенциала конкурентоспособной продукции, расширению наукоемких и инновационных отраслей производства, стимулированию привлечению местных и зарубежных инвестиций, усилению промышленного потенциала регионов, созданию промышленных и технологических парков и промышленных кварталов, стимулированию применения технологий инновационной направленности на промышленных предприятиях, усилению государственной поддержки промышленных предприятий в инновационной деятельности и т. д.
В соответствие с распоряжением Президента Азербайджана от 6 декабря 2016 г. «Об утверждении стратегических дорожных карт по национальной экономике», определены основные направлении развития азербайджанской экономики. Нужно отметить что, исполнение дорожной карты в данной отрасли будет оцениваться по трем показателям. Первый — сокращение к 2020 г. на 65% импорта комплектующих деталей, необходимых для производства сельскохозяйственной техники. Вторая позиция также содержит в себе снижение объема импорта, но уже на 45% и касается комплектующих изделий, используемых для производства бурового оборудования. Третий показатель — импортозамещение. Речь идет о замене 20% импорта продукции черной металлургии местным производством.
Программа включает в себя выдвижение конкретных предложений зарубежным инвесторам о создании в Азербайджане совместных предприятий по производству современного нефтепромыслового оборудования.
За счет реализации мер в сферах тяжелой промышленности и машиностроения до 2020 г. в Азербайджане планируется создать 7700 новых рабочих мест и обеспечить рост ВВП страны на 1,56 млрд манатов.
В рамках осуществляемых в последние годы мер по индустриализации была расширена диверсификация промышленности, сданы в эксплуатацию новые производственные мощности, созданы основанные на современных технологиях конкурентоспособные предприятия, в том числе приборостроения; машиностроения; предприятия по производству автомобилей, тракторов и сельскохозяйственной техники; электронного оборудования; солнечных коллекторов; кабелей; полимерных изделий; металлоконструкций и др.
Важную роль в ускорении процесса индустриализации страны сыграли созданные в городе Сумгайыте химического промышленного парка и Парка высоких технологий, Мингячевирского парка высоких технологий, Нефтечялинского и Масаллиннского промышленных кварталов, Балаханского и Гарадагского промышленных парков и т. д.
Реализация указанных мер позволит существенно увеличить производство промышленной продукции, создать благоприятные условия для развития ее отраслей, радикально изменить экономические принципы хозяйствования, приступить к созданию
новых и реконструкции старых предприятии, производству альтернативных энергетических установок и оборудования на инновационной основе. Большое место в данной программе отведено развитию машиностроения.
Необходимо отметить, что современное машиностроение представляет собой множество взаимосвязанных отраслей и производств. В настоящее время отрасли машиностроения объедены в единый машиностроительный комплекс, который включает в себя 19 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств.
К комплексным отраслям относятся: тяжелое транспортное и энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, строительное, дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство бытовых приборов и санитарно-технического оборудования, авиационная, судостроительная промышленность и прочие отрасли машиностроения.
Комплексные отрасли, в свою очередь включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль как станкостроительная и инструментальная промышленность входят производство металлорежущих станков, деревообрабатывающего оборудования, кузнечнопрессового и литейного оборудования, инструментальная промышленность, производство искусственных алмазов, абразивных материалов и инструментов из них.
К числу специализированных отраслей машиностроения относятся производство металлических изделий, металлических конструкции, а также ремонт машин и оборудования.
Производство металлических изделий включает в себя два производства: металлические изделия производственного назначения (строительные металлоизделия, скобяные изделия, печное литье, металлическая тара и т. д.) и металлические изделия непроизводственного назначения (металлическая, хозяйственная посуда и кухонный инвентарь, металлические кровати, металлогалантерея и т. д.).
Производство металлических конструкции включает в себя предприятия, изготавливающие стальные конструкции для строительства зданий и сооружений, мостов, ангаров, гидротехнических сооружений и другие металлические конструкции.
Ремонт машин и оборудования включает в себя ремонт металлорежущих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессового и литейного оборудования, прочего промышленного оборудования и приборов.
Таким образом, машиностроение представляет собой, совокупность взаимосвязанных отраслей, производственных объединений и предприятий, обеспечивающих потребности народного хозяйства в машинах, оборудовании и приборах для которых характерны единство технологических производств и однородность производственно-технической базы, широкая
кооперация между отраслями и производствами, специфичность состава кадров и условий труда на выпуск конечной продукции.
Являясь ведущей отраслью промышленности, машиностроение отличается от других отраслей характером применения машин, используемыми предметами труда, своей ролью и значением в народном хозяйстве. Это определяет структуру машиностроения, специализацию производства и связь ее с другими отраслями. От развития машиностроения зависят масштабы и темпы внедрения современного прогрессивного оборудования, уровень промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.
Следует отметить, что перспективы развития азербайджанской машиностроительной отрасли формируются из того потенциала, который удалось сформировать в этой области за последние годы. Ведь в каждой стране та или иная область промышленности зависит не только от наличия сырьевой, добывающей и перерабатывающей промышленности, но и от выбранного и формируемого приоритетного курса. В этом плане правительство под руководством Президента Азербайджана Ильхама Алиева прилагает немало усилий для стимулирования конкурентоспособных отраслей промышленности и продвижения отечественной продукции на мировые рынки. И среди них машиностроительная отрасль имеет особое значение, поскольку в будущем она должна поддержать импортозамещающие производства. Здесь особое значение имеет работа Сумгайытского технопарка (СТП). Запуск первых 6 промышленных объектов, разместившихся на 45 гектарах промышленной зоны технопарка «Азеркимья», состоялся в декабре 2009 г. Однако в отличие от разработанного в 1990-х гг. проекта, предусматривавшего модернизацию старых советских заводов, предприятия СТП создавались с нуля по самым современным технологиям. Первыми были введены в строй производственные линии по выпуску высоковольтных кабелей различного сечения, силового и распределительного оборудования, трансформаторов, водяных насосов, гидротурбин, полимерных труб высокого давления. В числе недавно запущенных на СТП производств значится и рассчитанный на выпуск 50 тыс. т продукции в год завод тяжелого машиностроения. Предприятие специализируется на изготовлении металлоконструкций и различных изделий для электростанций, сборке опор для высоковольтных линий электропередачи, а также текущем ремонте габаритного энергооборудования. Недавно в СТП заработали цеха центра точной обработки, ориентируемые на изготовление деталей машин и механизмов различных заготовок, а также точной обработки рабочих частей оборудования специального назначения. Здесь производится высокоточная обработка частей гидротурбин и валов различного размера, редукторов, а также установок для альтернативной энергетики. В ближайшие несколько лет в Сумгайыте планируется создание новых бизнес-инкубаторов, промышленных парков и промышленных центров, в которых заработает три десятка заводов. Часть этих новых мощностей также будет задействована в сфере тяжелой промышленности. Экспорт производимой этими предприятиями продукции
о
оо
г--о
CN
оо
CN CN
J <
са О
планируется в Грузию, Узбекистан, Украину, Россию и страны дальнего зарубежья.
Другим приоритетным направлением развития отрасли является Гянджинский автомобильный завод по производству автомобилей и прицепов, сборке машин и оборудования и ремонту, который функционирует с 2004 г. Это предприятие занимается сборкой автомобилей марки Ока, УАЗ, тракторов марки « Беларусь». С 2007 г. по настоящее время на заводе собрано 6300 тракторов марки «Беларусь» 7 моделей. С 2015 г. на заводе началась сборка автомобилей марки «МАЗ», «КамАЗ» и «Урал». В 2015 г. завод добился самых высоких результатов, выпустив продукцию на сумму 86,6 млн манатов. Часть продукции экспортирована в различные страны, а часть оставлена для нужды республики.
Флагманом нефтяного машиностроения в республике является ОАО «Азнефтехиммаш». История этого объединения относится к 1935 г., когда на базе объединения предприятий по ремонту и производству нефтяного оборудования и инструментов был создан Всесоюзный нефтемашиностроительный трест Азнеф-темаш, далее преобразованный во Всесоюзное промышленное объединение (ВПО) «Союзнефтемаш», а затем в госкомпанию Азнефтемаш. С марта 2001 г. госкомпания получила статус открытого акционерного общества (ОАО) «Азнефтехиммаш».
ОАО «Азнефтехиммаш» — это машиностроительный комплекс по производству бурового и нефтегазового оборудования состоящий из 14 дочерних акционерных обществ, в том числе из 10 заводов и 4 научно-исследовательских и проектных институтов.
Основная цель ОАО «Азнефтехиммаш» с его дочерними акционерными обществами — это разработка, производство и поставка конкурентоспособного бурового, нефтегазового и геологоразведочного оборудования, а также инструментов и запасных частей к ним.
В номенклатуру ОАО «Азнефтехиммаш» входят более 127 наименований и свыше 623 типоразмеров бурового нефтегазового и другого оборудования. «Азнефтехиммаш» также включает в себя 4 научно-исследовательских и проектных институтов с более 500 учеными и инженерно-техническим персоналом, занимающихся научно- исследовательской, опытно конструкторской и проектно-технологической работой.
До распада СССР более 70% оборудования для бурения, текущего и капитального ремонта скважин и добычи нефти и газа для всех нефтедобывающих регионов бывшего Советского Союза производилось на предприятиях нефтяного машиностроения Азербайджана. Продукция нефтяного машиностроения экспортировалась в 35 стран мира.
С первых дней своей деятельности руководство ОАО «Азнефтехиммаш» взяло курс на повышение качества производимого бурового и нефтегазового оборудования. Реализация этой программы стало подготовка, а затем и сертификация предприятий и производимой продукции по международным стандартам. В результате на 8 заводах 11 видов и 47 типоразмеров бурового и нефтегазового оборудования производит-
ся по сертификации API. Производимая продукция экспортируется в Польшу, Прибалтику, Вьетнам, Россию, Белоруссию, Украину, Грузию, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и др. страны. Кроме того, выполняются также заказы иностранных нефтяных фирм, функционирующих в Азербайджане.
Параллельно с ОАО «Азнефтехиммаш» в республике функционируют предприятия по производству машин и оборудования, по производству машин и оборудования и изготовлению готовых металлоизделий, по сборке и ремонту машин и оборудования. А всего в машиностроительной отрасли Азербайджана в 2015 г. функционировало 143 предприятий, в том числе 96 малых и 45 средних и крупных предприятий. Общий объем продукции машиностроения в 2015 г. составил 1118,7 млн манатов, что в 3,2 раза больше 2010 г. В общем объеме машиностроения в 2015 г. около 60% падает на сборку машин и оборудования и ремонт машин.
Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства составил в 2010 г. 1,4%, а в 2015 г. — 4,5%.
В структуре обрабатывающей промышленности на долю машиностроения приходилось в 2010 г. 6,1%, а в 2015 г. — 14,2%.
Необходимо отметить что, несмотря на то, что объемы машиностроительной продукции ежегодно возрастали, однако удельный вес как в промышленности, так и в обрабатывающей промышленности оставался сравнительно невысоким. Так, объем машиностроительной продукции вырос с 352,9 млн манат в 2010 г. до 1118,7 млн манат в 2015 г. или более в 3,2 раза. Однако удельный вес машиностроения в объеме промышленности в эти годы составлял соответственно 1,4 и 4,5%, а в объеме обрабатывающей промышленности 6,1 и 14,2%. Такие сравнительно низкие показатели машиностроения в объеме промышленного производства, в том числе и в объеме обрабатывающей промышленности свидетельствуют о недоиспользовании тех возможностей, которые имеются в этой отрасли.
Одной из причин низких объемов производства продукции машиностроения в отраслевой структуре промышленности является работа данной отрасли не на полной мощности. Свидетельством тому является низкая фондоотдача. Так, в целом по машиностроению фондоотдача составила в 2010 г. — 60 копеек, а в 2015 г. — 73 копеек на один манат, вложенных средств в основные фонды, в том числе в подотраслях машиностроения:
• при производстве машин и оборудования в 2010 г. — 58 копеек, а в 2015 г. — 28 копеек;
• при производстве машин и оборудования, и изготовлении готовых металлоизделий в 2010 г. — 63 копейки, в 2015 г. — 68 копеек;
• при сборке и ремонте машин и оборудования в 2010 г. — 92 копейки, а в 2015г — 1,18 маната. Как видно из изложенного, кроме сборки и ремонта машин и оборудования, где фондоотдача в 2015 г. составила 1,18 маната, во всех подотраслях, машиностроения в 2010-2015 гг. вложенные средства в основные фонды не приносили отдачу. Одной из причин такого положения является большой удельный
вес морально и физически изношенного оборудования. К примеру, если в обрабатывающей промышленности износ основных фондов возрос в 2010 г. с 56,9% до 57,1% в 2015 г., то при производстве машин и оборудования и изготовлении готовых металлоизделий этот показатель составил, соответственно, 73,6 и 71,1%, при производстве машин и оборудования — 41 и 55,6%, при производстве машин и прицепов — 51,3 и 57,3%.
В нефтяном машиностроении Азербайджана износ основных фондов за эти годы составлял более 60%. Однако, возмещение износа основных фондов с помощью амортизационных отчислений на протяжении десятилетий осуществлялось крайне медленными темпами.
Нужно отметить, что амортизационные отчисления играют важную роль в восстановлении выбывающих морально и физически изношенных основных фондов по истечении срока их службы, а также накопления средств для расширенного воспроизводства. Амортизационные отчисления являются важной частью текущих затрат предприятия и включаются в себестоимость продукции.
В соответствии с Налоговым кодексом Азербайджанской Республики, в статье 114 «Амортизационные отчисления и суммы вычетов из дохода по амортизационным доходам», нормы амортизационных отчислений по машинам, оборудованиям, вычислительной технике и транспортным средствам установлены в пределах до 25%. Однако, за 25-летний период независимости Азербайджана в структуре затрат на производство промышленной продукции (себестоимости), нормы амортизационных отчислений не превышали и половины той нормы, которая была установлена в налоговом кодексе. Так, в структуре затрат на производство промышленной продукции амортизационные отчисления в обрабатывающей промышленности республики составили в целом в 2000 г. 8,1%, а в 2015 г. — 7,2%. В то же время в подотраслях машиностроения этот показатель был намного ниже: при производстве машин и оборудования и изготовлении готовых металлоизделий этот показатель составил в 2010 г. 4,8%, а в 2015 г. — 1,6%, при производстве автомобилей и прицепов — соответственно, 6,3 и 0,8%, при сборке и ремонте машин и оборудования — 3,5 и 8% и т. д.
Конечно, при таких низких нормах амортизационных отчислений и такого большого количества морально и физически изношенного оборудования (более 50%), на практике существенного выбытия устаревших основных фондов и замена их на «молодое» оборудование не произошло. К примеру, в промышленности Азербайджана выбытие основных фондов составило в 2010 г. 0,8%, а в 2015 г. — 0,5%. В отраслях машиностроения также наблюдались низкие показатели по выбытию основных фондов. Так, выбытие основных фондов при производстве машин и оборудования составило в 2010 г. 1,3%, а в 2015 г. — 0,2%, при производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов в 2010 г. вообще не было выбытия основных фондов, а в 2015 г. этот показатель был равен 1,7%.
Такие низкие показатели наблюдаются и в обновлении основных фондов. К примеру, в 2015 г. обновление основных производственных фондов в
обрабатывающей промышленности составило 6,1%, тогда как при производстве машин и оборудования и изготовлении готовых металлоизделий — 0,1%, при производстве машин и оборудований — 2,9% и т. д.
Низкий уровень выбытия устаревших основных производственных фондов и их обновление свидетельствует о том, что в ближайшие 5-10 лет вряд ли удастся обновить изношенное оборудование в ряде отраслей промышленности, в том числе и в машиностроении.
Как уже было сказано, в Налоговом кодексе Азербайджанской Республики установлена норма амортизационных отчислений по машинам, оборудованию, вычислительной технике и транспортным средствам в пределах 25%. При этом, эта норма установлена бессрочно. И как не парадоксально, на промышленных предприятиях, ее отраслях и подотраслях норма амортизационных отчислений формируются по остаточному принципу, т. е. сперва производятся все расходы, а затем, что остается от дохода (прибыли) направляются в амортизационный фонд. Поэтому, во-первых, нормы амортизационных отчислений необходимо на законодательном уровне устанавливать ежегодно — утверждается же ежегодно минимальная заработная плата, прожиточный минимум. Во-вторых, норму амортизационных отчислений на предприятиях, компаниях и фирмах необходимо устанавливать лишь после налоговых сборов в бюджет. Ведь на законодательном уровне устанавливаются же нормы отчислений в бюджет по подоходному налогу, по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, земельному, дорожному, упрощенному и другим налогам. Поэтому, будет правильно, если нормы по амортизационным отчислениям будут устанавливаться на уровне расчетной рентабельности промышленности в целом, ее отраслей и подотраслей (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств за минусом отчислений в бюджет).
По расчетам автора, при средней рентабельности промышленности, ее отраслей и подотраслей (при загрузке производственных мощностей не менее чем на 70-80% и фондоотдачи 1,30-1,50 маната), предприятия обрабатывающей промышленности смогут ежегодно отчислять от своих доходов (прибыли) 15% в амортизационный фонд. При этом, данная норма должна утверждаться не только налоговыми органами, но и министерством экономики.
Рассматривая роль и значение амортизационных отчислений в обновлении основных производственных фондов нужно отметить, что во многих подотраслях обрабатывающей промышленности, в том числе и в машиностроении, по существу, не происходит «чистого» обновления, т. е. обновления оборудования на новой технической и технологической основе. Дело в том, что на протяжении длительного периода времени ряд предприятий, компаний и фирм приобретают из-за рубежа машины и оборудование по дате выпуска «новой», но устаревшей 10-15-летней конструкции. Цена такого оборудования на 35-40% ниже, чем машины производимые на новой технической и технологической основе. Поэтому наши компании приобретая старые в технологическом плане оборудование, по истечении
о
оо
определенного времени за счет амортизационных средств производят многократные ремонтные и наладочные работы, продлевая их срок и думая, что этим они формируют инновационную продукцию.
В то же время обновление мощностей на базе импортируемой техники и технологии дальше третьего технологического уклада не происходит. Кроме того, импортируя «новое» оборудование предприятия вынуждены поддерживать связи с зарубежными производителями для наладки и комплектации машин и оборудований запасными частями, деталями и узлами. В результате «новая» техника и технология так и остается «новой» по дате выпуска и старой по своим технико-экономическим параметрам до конца ее эксплуатации.
Конечно, в процессе заимствования импортных технологий, машин и оборудований, предприятия -потребители этой продукции накапливают опыт их освоения и использования. Однако как видно из практики работы предприятий машиностроения вложения для поддержания работы машин и оборудования за последние годы растут, а фондоотдача, как было сказано, в силу низкого технического уровня и избыточной массы накопленных в отраслях экономики устаревших машин и оборудования — снижается. Отсюда и низкий уровень инновационной продукции.
Так, по данным госкомстата республики вот уже более 10 лет удельный вес наукоемкой продукции в ВВП страны составляет 0,2%. Поэтому на первых порах, на крупных и средних предприятиях следовало бы создать проектно-конструкторские бюро, которые смогли бы квалифицированно оценить технико-экономические параметры и определить новизну продаваемого нам зарубежными компаниями машин и оборудования.
Раньше, до распада СССР на предприятиях различных отраслей промышленности функционировали проектно-конструкторские отделы, различные бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ), работники которых разрабатывали и совершенствовали технику и технологию производства. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости многие эти структуры были ликвидированы.
Что касается малого и среднего бизнеса, то их вклад в инновационной сфере Азербайджана пока незаметен. Между тем, малый и средний бизнес в странах Запада и США являются основной движущей силой в инновационной сфере. Им также принадлежит ведущая роль в финансировании, исследований и разработок. Так, в странах Запада удельный вес во внутренних расходах малого бизнеса на НИОКР возрос с 60,1% в 2005 г. до почти 80% в 2015 г.
Таблица 1
Затраты на технологические инновации в ряде наукоемких отраслях в промышленности Азербайджана
в 2005-2015 гг. тыс. манат
2005 г. 2010 г. 2015 г.
Промышленность, всего 53273 8139 35179
в том числе
за счет собственных средств предприятий 4060 3584 34779
за счет бюджета 43026 - -
за счет внебюджетных фондов 1619 - -
прочие средства 4568 4555 399,9
Обрабатывающая промышленность 8573 8128 32493
в том числе
за счет собственных средств предприятий 2384 3573 32093
за счет бюджета 0,2 - -
за счет внебюджетных фондов 1619 - -
прочие средства 4569,8 4555 399,9
Производство нефтепродуктов - 1635 -
за счет собственных средств предприятий - 1635 -
за счет бюджета - - -
Химическая промышленность 38,8 177,6 -
за счет собственных средств предприятий 38,8 - -
прочие средства - 177,6 -
Производство компьютеров и другого электронного оборудования 0,2 - -
за счет собственных средств предприятий - - -
за счет бюджета 0,2 - -
прочие средства - - -
Производство электрического оборудования 3,4 - -
за счет собственных средств предприятий 3,4 - -
Производство машин и оборудования 57,2 0,7 15872
за счет собственных средств предприятий 57,2 0,7 15872
прочие средства - - -
Сборка и ремонт машин и оборудования 7,3 9,7 3230
за счет собственных средств предприятий 7,3 9,7 3230
Производство машин, оборудования и готовых металлических изделий - 947,5 -
за счет собственных средств предприятий - 497,5 -
прочие средства - 450,0 -
Производство автомобилей и прицепов - 1000 -
за счет собственных средств предприятий - 1000 -
Таблица 2
Затраты на технологические инновации в промышленности и в ее отраслях по типам инноваций, тыс. манат
2005 г. 2010 г. 2015 г.
Вся промышленность, 53273 8139,3 35179
в том числе
продуктовые инновации 53272 7952 13684
процессные инновации 0,8 187,3 21495
Обрабатывающая промышленность 8573 8128,3 32493
в том числе
продуктовые инновации 8572 7941 11157
процессные инновации 0,8 187,3 21336
Химическая промышленность 38,8 177,6 199,5
в том числе
продуктовые инновации 38,8 - 144,6
процессные инновации - 177,6 54,9
Производство компьютеров и другого электронного оборудования 0,2 - -
в том числе
продуктовые инновации 0,2 - -
процессные инновации - - -
Производство электрического оборудования 3,4 - -
в том числе продуктовые инновации 3,4 - -
Производство машин и оборудования 57,2 0,7 15872
в том числе
продуктовые инновации 57,2 0,7 10609
процессные инновации - - -
Производство автомобилей и прицепов - 1000 -
в том числе продуктовые инновации - 1000 -
Сборка и ремонт машин и оборудования 7,3 9,7 3230
в том числе
продуктовые инновации 7,3 - 4,0
процессные инновации - 9,7 3226
В экономически развитых странах продукция малых предприятий в ВВП составляет порядка 5060%. В США свыше 60% малых предприятий заняты в инновационной сфере.
Опросы, проведенные специалистами общества маркетинга Азербайджана среди более 100 малых предприятий показали, что многие из них не имеют достаточных средств для поддержания и расширения своего бизнеса, в том числе и на расходы, связанные с инновациями. Так, инвестиции вложенные в производство машин и оборудование за 2005-2015 гг. выросли вдвое, но так и не произошло ощутимого рывка в отрасли по совершенствованию мощностей на новой технической основе.
Как показали исследования, структура мощностей в промышленности республики по уровню технологичности за последние 15-20 лет практически не изменилась. Доля высокотехнологичных мощностей в общем объеме производственных мощностей в промышленности составляла порядка 8-10%, а удельный вес «новых» мощностей в возрасте 15-20 лет в их общем объеме составлял порядка 25-30%. Это говорит о том, что обновление оборудования на новой технической и технологической основе происходит весьма низкими темпами.
Нужно отметить, что сегодня основным источником финансирования предприятий машиностроения является их собственные средства, заработанные нелегким трудом и которых, как правило, не всегда хватает целенаправленно использовать на возмещение морально и физически изношенного оборудования. Так, в 2015 г. 98,8% затрат на технологические инновации в промышленности Азербайджана были осущест-
влены за счет собственных средств предприятий, в том числе в обрабатывающей промышленности 98,7%, а в таких отраслях как по производству машин и оборудованию — 100%, сборке и ремонту машин и оборудованию — 100%. При этом, как в промышленности, так и в ее отраслях затраты на технологические инновации в 2015 г. по сравнению с 2005 г. снизились — в промышленности на 34%, при производстве машин и оборудования на 72%, при сборке и ремонте машин и оборудования на 55,8% и т. д. Эти данные приведены в табл. 1.
Снижение затрат на технологические инновации связаны с тем, что большая часть средств, как правило, уходит на пополнение оборотных средств, уплату процентов за кредиты, различные взносы в бюджет, отчисления в социальные фонды, производственные, бытовые и коммунальные расходы. А на технологические инновации средств не хватает.
Дело в том, что сегодня машиностроительные предприятия полностью автономные от государственного бюджета, в то время как в западных странах бюджетные ^ средства играют важную роль в инновационном развитии предприятий, компаний и фирм.
Что касается затрат на технологические инновации по типам инновации в наукоемких отраслях промыш- ^ ленности, то они снизились с 53,3 млн манат в 2005 г. до "г"
' ' ^ О!
35,2 млн манат в 2015 г., или в 1,5 раза, в том числе на ^
продуктовые инновации с 53,2 млн манат до 13,7 млн |Е
манат, или в 3,9 раза, а на процессные инновации — ^ увеличились с 1,8 млн манат до 21,5 млн манат, или в
26,8 раз. О
В целом в обрабатывающей промышленности за- ^
траты на технологические инновации по типам инно- ^
Таблица 3
Объем инновационной продукции по уровню новизны и видам экономической деятельности, тыс. манат
Продукция, подвергшаяся значительным изменениям или вновь внедренная Продукция, подвергшаяся усовершенствованию
2005 г. 2010 г. 2015 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Вся промышленность в том числе: добывающая промышленность обрабатывающая промышленность 8531 8531 4384 4384 929,7 929,7 189,4 189,4 2029 2029 589,7 589,7
из них:
Производство пищевых продуктов, включая напитки - - - - - -
Текстильная промышленность - - - - 1717 -
Деревообработка и производство изделий из дерева - - - - - -
Производство нефтепродукции - - - - - -
Химическая промышленность 5915 - - - 311,4 -
Производство строительных материалов - - - - - -
Производство машин и оборудования, а также готовых металлоизделий 95,6 1788 - - - -
Производство компьютеров и электронного оборудования - - - - - -
Производство электрического оборудования - - - - - -
Производство машин и оборудования 2520 1262 - 189,4 - -
Производство мебели - 22,7 - - - -
Сборка и ремонт машин и оборудования - 1311 - - - -
о
оо
<
СО
о
вации за эти годы увеличились в 3,8 раз, в том числе на продуктовые инновации в 1,3 раза, а на процессные инновации в 26,6 раза. Определенные колебания в ту или иную сторону произошли в отраслях промышленности в 2005-2015 гг. по продуктовым и процессным инновациям. Эти данные приведены в табл. 2.
Также пока не происходит заметных сдвигов в объеме инновационной продукции по уровню новизны и видам экономической деятельности. Так, если в целом в промышленности республики продукция, подвергшаяся значительным изменениям или вновь внедренная снизилась за 2005-2015 гг. на 81%, то в таких наукоемких отраслях как химическая промышленность, при производстве машин и оборудования, производстве компьютеров и электрического оборудования, производстве электрического оборудования и др. в 2015 г. продукция вообще не подвергалась каким-либо изменениям. Такая же картина наблюдается и по продукции, подвергшейся усовершенствованию. Если в целом в промышленности наблюдался рост за 2005-2015 гг. в 3,1 раза, то в 2015 г. ни в одной отрасли, продукция не подвергалась усовершенствованию. Эти данные проведены в табл. 3.
В соответствии с опросом, проведенным Госкомстатом республики на ряде предприятий страны показали, что основные факторы, препятствующие развитию компаний и фирм в инновационной сфере являются недостаток собственных средств, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, недостаточная информация о новых технологиях, невосприимчивость предприятий и компаний к нововведениям, недостаточная развитость инновационной инфраструктуры и др.
Между тем, ежегодно в сорока научно-исследовательских институтах Национальной академии наук
Азербайджана проводятся фундаментальные исследования и прикладные разработки. Только в 2016 г. было запатентовано более 50 изобретений. Но, к сожалению, многие из них пока не находят на практике своего применения. Вот, что говорит по этому поводу начальник отдела авторских прав и патентов Национальной академии наук Азербайджана Садых Набиев: «Конечно, мы гордимся любыми изобретениями наших отечественных ученых, особенно в стенах НАНА. Все они важны как результат человеческого труда и интеллекта, однако оценка патента и его перспектив является очень тонким и сложным делом. Есть так называемые патенты в «русле», т. е. содержащие изобретения в таких «модных» направлениях, как электромобили, инфотехнологии, альтернативная энергетика, стволовые клетки и др. Эти патенты сразу становятся «хитом», о них пишут все журналы, показывают по ТВ. А есть патенты, не оцененные и не заинтересовавшие специалистов сегодня, но, возможно, способные изменить жизнь человечества завтра. Сегодня мы можем ошибиться в определении значения изобретения, которые сделал неизвестный миру азербайджанский ученый, поскольку многие изобретения становятся востребованными спустя годы. В НАНА имеется большое количество разработок, патентов, но внедрение явно недостаточно, поскольку от изобретения до промышленного производства довольно непростой путь. Когда предприниматель нуждается в новой технологии, имеется выбор: купить сейчас, уже готовую проверенную иностранную продукцию, или финансировать разработку местной, даже более качественной, но которая появится позже. Выбор бизнесмена очевиден. В этом случае инновационного апробирования идеи не происходит, соответственно, патент не приводит к выпуску промышленной продукции. Вот почему порой
изобретения наших ученых не трансформируются в готовый продукт. Значит, надо идти на опережение, прогнозировать, разработать и предлагать то, в чем экономика будет нуждаться завтра».
Таким образом, получается, что предприятиям ненефтяного сектора экономики, в том числе и машиностроительного комплекса так и не удалось увеличить выпуск инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. И главное заключается в том, что практически не ощущается связи между увеличением ВВП и ростом наукоемкой продукции. Кроме того, не ощущается влияния новой техники и технологии на рост производительности труда, что говорит о слабой восприимчивости экономики к новым разработкам и технологиям. Кроме того учет органами статистики по уровню активности предприятий в инновационной сфере не ведется. По нашим расчетам активность предприятий промышленности в инновационной сфере составляет около 15-20%. Впрочем, органами статистики не ведется учет по многим показателям, характеризующим инновационные процессы на уровне компаний, фирм, которые изложены в Руководстве Осло (Руководство Фраскатти). Это затрудняет проведение сопоставления показателей в инновационной деятельности Азербайджана с другими странами на макро- и микроуровнях.
Несмотря на то, что за последние 10 лет принят ряд программ по социально-экономическому развитию республики и его регионов, однако кроме городов Баку, Сумгайыта, Гянджи, Мингячевира и др., существенных сдвигов в инновационной сфере как в промышленности, так и в ее отраслях, не происходит. Сложившаяся ситуация не в состоянии пока обеспечить переход наукоемких отраслей ненефтяного сектора экономики к ускоренному расширенному воспроизводству в инновационной сфере. Поэтому совершенно очевидно, если не принять соответствующие меры, способствующие структурным и региональным изменениям в пользу увеличения доли наукоемких отраслей, то структура промышленности будет оставаться на достигнутом уровне. В то же время, ежегодное увеличение ненефтяного сектора, как показывает практика, лишь отражается на увеличении ВВП, а не в выпуске наукоемкой продукции. Поэтому реформирование отраслевой структуры промышленности в республике необходимо осуществлять на основе опережающего развития наукоемких отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс во всех звеньях народного хозяйства, экспортных и импортозаменяющих производствах.
Эффективное управление инновационной деятельностью требует учета большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований, разработок, испытаний и т. д. Поэтому активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного
управления и координаций действий всех ее субъектов, а с другой стороны — интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному прогрессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.
В целях глубокого анализа нынешнего состояния экономики и подготовки новой стратегии экономического развития для обеспечения устойчивости осуществляемых в стране экономической политики, в утвержденной президентом страны Ильхамом Алиевым от 6 декабря 2016 г. дорожной карте определены главные направления развития национальной экономики по ее основным секторам экономики, в том числе и по развитию тяжелой промышленности и машиностроению.
Список использованных источников
1. Статистические показатели Азербайджана. Баку, 2016.
2. Промышленность Азербайджана: статистический ежегодник. Баку, 2016.
3. Заседание Кабинета министров Азербайджанской Республики под председательством Ильхама Алиева, посвященное итогам социально-экономического развития Азербайджана в 2016 году и предстоящим задачам//Газета «Бакинский рабочий», 11 января 2017 г.
4. Распоряжение Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 18 января 2016 г. «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта ненефтяной продукции»//Газета «Бакинский рабочий», 19 января 2016 г.
5. Указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 6 декабря 2016 г. «Об утверждении стратегических дорожных карт по национальной экономике и основным секторам экономики».
6. Указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 27 февраля 2014 г. «Об утверждении государственных программ социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2014-2018 гг.».
7. Б. Санто. Инновации как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
8. Р. М. Джабиев. Государственная политика Азербайджана в инновационной сфере. Берлин, 2013.
9. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. М., 2006.
10. И. Дежина, Б. Салтыков. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004.
11. Р. М. Джабиев. Источники финансирования инноваций в Азербайджанской Республике//Материалы IX Международной конференции. София, 2013.
Issues of increasing the machine-building complex in innovation sphere of Azerbaijan R. M. Dzhabiev, doctor of economics, professor, chief researcher of the Institute of economics of the national Academy of sciences of Azerbaijan, chief researcher of the Scientific research Institute of agricultural economics of Azerbaijan.
Based on factual information this article present the reasons for the decline in the efficiency of the machine building complex and has given suggestions to improve it in Azerbaijan.
Keywords: GDP, cost, income, profit, profitability, manats, labor productivity, productive capacity, stock yield, main fund, depreciation deduction, investment, innovation.
ho
CN
oo
CN CN
J <
CQ О