Научная статья на тему 'Вопросы повышения экспортного потенциала ненефтяных отраслей экономики Азербайджана в инновационной сфере'

Вопросы повышения экспортного потенциала ненефтяных отраслей экономики Азербайджана в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / ВВП / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФОНДООТДАЧА / ИННОВАЦИИ / МАНАТ / АМОРТИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НИОКР / ЦЕНА / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОПАРКИ / ПАТЕНТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / AZERBAIJAN / GNP / INVESTMENTS / MODERNIZATION / CAPITAL PRODUCTIVITY / INNOVATIONS / AZERBAIJANI MANAT / DEPRECIATION / COMPETITIVENESS / SCIENCE-AND-TECHNOLOGY DEVELOPMENTS / PRICE / REPRODUCTION / WORKING ASSETS / TECHNO-PARKS / PATENT / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джабиев Р.М.

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования экспортного потенциала ненефтяных отраслей экономики, в том числе и в наукоёмких отраслях Проанализирована структура отраслей промышленности, выявлены причины низкой активности предприятий ненефтяного сектора экономики в инновационной сфере, даны предложения по дальнейшему повышению эффективности производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving export potential of non-oil branches of Azerbaijan economy in the innovative sphere (Azerbaijan, Baku)

The article discusses question of formation and improvement of export potential of non-oil branches of economy, including scholarship-intensive branches, analyzes the structure of these economic branches, distinguishes the reasons for low activity of non-oil enterprises in the innovative sphere and suggests measures to improve their production efficacy

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения экспортного потенциала ненефтяных отраслей экономики Азербайджана в инновационной сфере»

чения и направления отечественных и зарубежных инвестиций в формирование и развитие человеческого капитала в стране; в-третьих, крупным предприятиям, малому и среднему инновационному бизнесу страны необходимо повысить эффективность капиталовложений и увеличить производство наукоемких и конкурентоспособных товаров и услуг. Также целесообразно определить возможности заимствования и адаптации зарубежного опыта развития инвестиционно-инновационной деятельности с учетом особенностей механизмов ее активизации в условиях Республики Таджикистан. На наш взгляд, назрела необходимость разработки модели инвести-

ционно-инновационного развития отраслей национальной экономики, которая позволит сформулировать методологическую основу для разработки и реализации эффективной государственной политики в сфере инноваций, создания действенной инновационной инфраструктуры, развития эффективной системы взаимодействия вузов и бизнес-структур, активизации процесса коммерциализации инноваций. В сфере развития инвестиционно-инновационной деятельности также следует реализовать политику поощрения иностранных инвестиций как одного из основных условий индустриально-инновационного развития национальной экономики.

Литература

1. Послание Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 января 2016 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.president.tj

2. Комилов С.Дж., Файзуллоев М.К. Основы развития инновационной деятельности предприятий. — Душанбе: Ирфон, 2004. — С.25.

3. Комилов С.Дж., Файзуллоев М.К. Формирование национальной инновационной системы Республики Таджикистан как условие обеспечения модернизации экономики страны // Проблемы современной экономики. — 2011. — №2(38) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru

4. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы /Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2011 года №227. — С.5.

5. Корчагин Ю.А. Модернизация России должна начинаться с модернизации человеческого капитала. — Воронеж: ЦИРЭ. http://www.lerc.ru/; Корчагин Ю.А.Человеческий капитал — что это такое и почему капитал?. — Воронеж: ЦИРЭ./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lerc.ru/

6. См.: Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2016 году. Аналитический сборник /Под общ. ред. Джумъа-хонзода Дж.Дж. — Душанбе, ГУ НПиЦентр, 2017. — С.65-70.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал

8. См.: Зоидов К.Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования. — М.: ИПР РАН, 2006. — 168с. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011.- № 4. — С.277-288; Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть II. // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012.- № 1. — С.271-281. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть III // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012.- № 3. — С.286-295.

9. Бляхман Л.С., ГазизуллинН.Ф. Теоретические основы перехода к социально-инновационной планомерной экономике (Часть 1) // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51).- С.7-14.

10. Дмитренко В.В. Содержательные и интегративные формы инвестирования инновационной деятельности с привлечением иностранного капитала // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 4 (60).- С.41-45.

11. Комилов С.Дж. Кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности национальной экономики // Вестник университета» (РТСУ). — Душанбе. — 2016. — № 2(53). — С.113-118.

12. Комилов С.Дж., Гафаров Ф.М. Развитие кредитных организаций как условие активизации инвестиционных процессов в регионах // Таджикистан и современный мир / Вестник ЦСИ при Президенте Республики Таджикистан. — Душанбе: КВД «Точи-кдипсервис», 2017. — № 2(57). — С.149-159.

13. Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — C.67-80.

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕНЕфТЯНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ИННОВАЦИОННОЙ СфЕРЕ

P.M. Джабиев,

главный научный сотрудник Института экономики Национальной Академии наук Азербайджана, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Азербайджана (г. Баку),

доктор экономических наук, профессор, член-корр. РАЕН,

rjabiyev@mail.ru)

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования экспортного потенциала ненефтяных отраслей экономики, в том числе и в наукоёмких отраслях Проанализирована структура отраслей промышленности, выявлены причины низкой активности предприятий ненефтяного сектора экономики в инновационной сфере, даны предложения по дальнейшему повышению эффективности производства.

Ключевые слова: Азербайджан, ВВП, инвестиции, модернизация, фондоотдача, инновации, манат, амортизация, конкурентоспособность, НИОКР, цена, воспроизводство, оборотные средства, технопарки, патент, экспорт, импорт

ББК 65.9(4/8)

Социально-экономические преобразования, которые произошли в Азербайджанской Республике за годы независимости свидетельствуют о радикальных переменах во многих отраслях народного хозяйства, в том числе в про-

мышленности, где через выстраивание производства под конкретный спрос формируется инновационная продукция, а также экспортный потенциал промышленных предприятий республики.

Необходимо отметить, что инновационная деятельность — наиболее сложный, противоречивый и высокорисковый сектор рыночной экономики. Но, тем не менее, все мировые державы стали великими благодаря тому, что в этих странах высокими темпами внедряется новая прогрессивная техника и технология, соответствующая по своим параметрам мировым стандартам.

Фундаментальной основой лидерства США в мировой экономике является инновационный потенциал страны. Согласно оценкам США, «... на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) приходится 9 долларов роста ВВП». В Германии, почти 100% прироста ВВП осуществляется за счёт использования результатов научных исследований и инноваций. Лидируя в сфере науки и техники, такие государства как США, Япония, Германия, Франция, Китай, Израиль и другие страны, все активнее завоевывают новые и новые рынки и таким образом, сохраняют за собой конкурентоспособность по многим направлениям науки и техники.

Отметим, что за годы Советской власти в Азербайджане был накоплен солидный научно-технический потенциал. Основой развития науки и техники был относительно высокий общеобразовательный и профессиональный уровень населения. По ряду направлений фундаментальных исследований республика лидировала среди союзных республик.

Распад СССР, разрыв хозяйственных связей между бывшими союзными республиками привёл к разрушению единого научно-технического и технологического пространства, объединявшего эти страны. В 90-е годы воспроизводственный цикл создания и внедрения инноваций оказался разорванным, исчезло очень важное связующее звено между разработчиками и потребителями. Неоднократно предпринимавшиеся попытки выстроить новую систему (создать инновационные фонды, возродить отдельные элементы предшествующей советской системы или скопировать западные образцы) ни к чему не привели. В результате процесс включения научно-технического потенциала в структуру рыночной экономики оказался неподготовленным ни теоретически, ни практически.

Кроме того, в процессе приватизации было разрушено множество научно-технических комплексов, строившихся по принципу «институт — экспериментальный завод». Общая схема разрушения была такова: научно-исследовательский институт оставался в рамках государства в виде государственного учреждения, а опытное производство на заводе переходило в частную собственность. В результате сложилась парадоксальная ситуация: завод не знает, что производить, а институт не знает, где будут реализованы их инновации. Поэтому в этих условиях резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в начале 1990-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, составляла около 70%, то в 2015 г. 5-10%.

Нужно отметить, что за последние годы в стране приняты ряд нормативно-правовых актов, направленных на активизацию экспорта конкурентоспособной продукции ненефтяных отраслей промышленности. Среди них законы Азербайджанской Республики «О науке», «Об авторских правах», «О стандартизации», «О патенте» и др.

После избрания Президентом Азербайджана, Ильхам Алиев в 2003 году подписав Указ «О мерах по ускорению социально-экономического развития в Азербайджанской Республике», определил дальнейшее социально-экономическое развитие страны в качестве приоритетной задачи государственной политики. Дальнейший курс на модернизацию и развитие страны в соответствии с задачами и вызовами современного мира подчёркивается в следующих словах Ильхама Алиева: «Мы должны стремиться смотреть на 10, 20, 50 лет вперёд, как будет развиваться мир? За счёт чего будет развиваться Азербайджан»?

В соответствии с распоряжением Президента Азербайджана от 29 ноября 2011 года была принята Концепция развития «Азербайджан-2020 «Взгляд в будущее». Объявленный распоряжением Президента страны Ильхамом Алиевым 2014

год «Годом промышленности» ознаменовался дальнейшим подъёмом промышленности и её отраслей, усовершенствованием структуры управления промышленным производством, увеличением конкурентоспособности производимой продукции, переходу ненефтяного сектора экономики на качественно новый этап развития.

Важное значение для развития промышленности имеет Государственная программа по развитию промышленности вА-зербайджанской Республики на 2015-2020 годы, утверждённая распоряжением Президента Азербайджана Ильхамом Алиевым от 26 декабря 2014 года. В этой программе в предстоящие годы предусмотрены меры по модернизации промышленного производства и усовершенствованию её структуры, повышению экспортного потенциала конкурентоспособной продукции, расширению наукоёмких инновационных отраслей производства, стимулированию привлечения местных и зарубежных инвестиций, усилению промышленного потенциала регионов, созданию промышленных и технологических парков и промышленных кварталов, стимулированию применения технологий инновационной направленности на промышленных предприятиях, усилению государственной поддержки промышленных предприятий в инновационной деятельности.

В целях дальнейшего увеличения и стимулирования производства ненефтяной продукции, важное значение имеет распоряжение Президента Азербайджана от 18 января 2016 года «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта ненефтяной продукции».[5] Ещё одним распоряжением Президента от 18 января 2016 года «О дополнительных мерах по поощрению инвестиций», где было закреплено право, связанное с предоставлением лицам, занимающимся экспортом ненефтяной продукции поддержки обратного платежа за счёт средств государственного бюджета.

В Указе Президента страны от 1 марта 2016 года «О дополнительных мерах по поощрению ненефтяного экспорта» предусматривается выплата в 2016-2020 годах лицам, занимающимся экспортом ненефтяной продукции, экспортного поощрения за счёт государственного бюджета в зависимости от удельного веса стоимости используемых в производственном процессе местных компонентов, производимых на территории Азербайджанской Республики и ненефтяной продукции, а также вида данной экспортируемой продукции.

В этой связи, 20 апреля 2016 года главой государства был утверждён «Порядок выдачи документа поощрения инвестиций». Кроме того, на основании Налогового кодекса Азербайджанской Республики, предприниматели получившие документ поощрения инвестиций, освобождены от налога на прибыль и на 50% от земельного налога, а также от НДС, а по импортируемым ими технике, технологического оборудования и установкам освобождены от уплаты налогов сроком на 7 лет.

Важное значение для дальнейшего развития промышленности и её отраслей в формировании экспортной продукции имеет Указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 6 декабря 2016 года «Об утверждении стратегических дорожных карт по национальной экономике и основным секторам экономики» [4]. Этот Указ имеет важное значение с точки зрения увеличения добавленной стоимости и занятости в сфере промышленности, защиты окружающей среды, устойчивого экономического развития, улучшения уровня жизни населения. Для достижения этой цели, в Стратегической дорожной карте на 2016-2020 годы определены в основных секторах экономики такие стратегические цели, как оптимизация функционирования существующих в республике промышленных предприятий, создание конкурентоспособного сектора, осуществление международного сотрудничества в обеспечении финансовой поддержки этих предприятий и др. В результате реализации Стратегической дорожной карты будет усовершенствована структура промышленности, что станет одной из основных движущих сил экономического роста в ненефтяной промышленности, в том числе тяжёлой промышленности и машиностроении. Это позволит значительно увеличить ВВП страны, а до 2020 года подготовить и привести в действие формы и методы хозяйствования.

В целях анализа нынешнего состояния экономики и подготовки новой стратегии экономического развития для обеспечения устойчивости осуществляемых в стране экономической политики и реформ Распоряжением Президента Азербайджана от 16 марта 2016 года были утверждены «Главные направления Стратегической дорожной карты по национальной экономике» и по её секторам (нефтяной, газовой и химической промышленности, производство переработки агропродукции, производство потребительских товаров на уровне малого и среднегобизнеса, развитие тяжёлой промышленности и машиностроения, развитие индустрии туризма, роста логистики и торговли, рынка жилья и его строительство, развитие профессионального образования и обучения, финансовых услуг, телекоммуникационных и информационных технологий, развитие коммунальных услуг), которые включают в себя стратегию экономического развития и план мероприятий на 2016-2020 годы, долгосрочный взгляд на период до 2025 года и целевой взгляд на период после 2025 года.

Важное значение в Стратегической дорожной карте уделено созданию и развитию промышленных парков, агропарков, технопарков и промышленных кварталов, создаваемых в рамках новых стратегий экономического развития. Так, создание в Сумгаите Парка высоких технологий и химического промышленного парка, в Балаханском, Мингячевирском, Гарадагском и Пираллахинском промышленных парков создают прочную основу для устойчивого развития ненефтяного сектора. Наибольший объём инвестиций предусмотрено на создание к 2019 году металлургического комплекса в Сумгаите, состоящего из пяти заводов (1200 рабочих мест), — он оценивается на уровне 1,225 млрд евро. Проект будет полностью реализован за счёт частных инвестиций, а также коммерческих банков, под государственную гарантию. Считается, что создание комплекса позволит Азербайджану ежегодно экономить около $500 млн на импорте стальной продукции. Продукция, выпускаемая в этом промышленном парке будет направлена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а также будет экспортироваться на внешние рынки под брендом «Made in Azerbaijan».

В ближайшие несколько лет в Сумгаите планируется создание новых бизнес — инкубаторов, промышленных парков и промышленных центров, в которых заработает три десятка заводов. Часть этих новых мощностей также будет задействована в сфере тяжёлой промышленности. Экспорт производимой этими предприятиями продукции будет экспортироваться в Грузию, Узбекистан, Украину, Россию и страны дальнего зарубежья.

Другим приоритетным направлением развития отрасли является Гянджинский автомобильный завод по производству автомобилей и прицепов, сборке машин и оборудования и ремонту, который функционирует с 2004 года. Это предприятие занимается сборкой автомобилей марки ОКА, УАЗ, тракторов марки « Беларусь». С 2007 года по настоящее время на заводе собрано 6300 тракторов марки « Беларусь» 7-й модели. С 2015 года на заводе началась сборка автомобилей марки « МАЗ», «КАМАЗ» и « Урал». В 2015 году завод добился самых высоких результатов, выпустив продукцию на сумму 86,6 млн манатов. Часть продукции экспортирована в различные страны, а часть оставлена для нужды республики.

Флагманом нефтяного машиностроения в республике является ОАО «Азнефтехиммаш». История этого объединения относится к 1935 году, когда на базе объединения предприятий по ремонту и производству нефтяного оборудования и инструментов был создан Всесоюзный Нефтемашиностроительный Трест Азнефтемаш, далее преобразованный во Всесоюзное Промышленное Объединение (ВПО) «Союзнефтемаш», а затем в Госкомпанию Азнефтемаш. С марта месяца 2001 года Госкомпания получила статус Открытого Акционерного Общества (ОАО) Азнефтехиммаш.

ОАО «Азнефтехиммаш» — это машиностроительный комплекс по производству бурового и нефтегазового оборудования, состоящий из 14 дочерних акционерных обществ, в том числе из 10 заводов и 4-х научно-исследовательских и проектных институтов. Основная цель ОАО «Азнефтехиммаш» с его дочерними акционерными обществами-это разработка, производство

и поставка конкурентоспособного бурового, нефтегазового и геологоразведочного оборудования, а также инструментов и запасных частей к ним. В номенклатуру ОАО «Азнефтехиммаш» входят более 127 наименований и свыше 623 типоразмеров бурового нефтегазового и другого оборудования. Азнефтехиммаш также включает в себя 4 научно-исследовательских и проектных институтов с более 500 учёными и инженерно-техническим персоналом, занимающихся научно- исследовательской, опытно конструкторской и проектно-технологической работой.

До распада СССР более 70% оборудования для бурения, текущего и капитального ремонта скважин и добычи нефти и газа для всех нефтедобывающих регионов бывшего Советского Союза производилось на предприятиях нефтяного машиностроения Азербайджана. Продукция нефтяного машиностроения экспортировалась в 35 стран мира.

С первых дней своей деятельности руководство ОАО «Азнефтехиммаш» взяло курс на повышение качества производимого бурового и нефтегазового оборудования. Реализацией этой программы стала подготовка, а затем и сертификация предприятий и производимой продукции по международным стандартам. В результате на 8 заводах — 11 видов и 47 типоразмеров бурового и нефтегазового оборудования производится по сертификации API. Производимая продукция экспортируется в Польшу, Прибалтику, Вьетнам, Россию, Белоруссию, Украину, Грузию, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и др. страны. Кроме того, выполняются также заказы иностранных нефтяных фирм, функционирующих в Азербайджане.

Параллельно с ОАО «Азнефтехиммаш» в республике функционируют предприятия по производству машин и оборудования, изготовлению готовых металлоизделий, по сборке и ремонту машин и оборудования.

Все эти меры, направленные на перевод экономики Азербайджана на инновационный путь развития, свидетельствуют о понимании сути данной проблемы среди политиков, т.е. отношение государства к инновационной сфере. В этом плане политика государства в инновационной сфере является составной частью социально-экономической политики, целью которой является создание правовых, социально-экономических и организационных условий, обеспечивающих повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренние и внешние рынки, замещения импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе ненефтяного сектора в стадию устойчивого экономического роста.

Для реализации указанных мер важная роль отводится ненефтяному сектору экономики важному звену в обновлении и модернизации производства на инновационной основе. Так, в 2016 году удельный вес ненефтяной продукции в ВВП страны составил 65,9%, а в объёме всей промышленности 26,7%. В структуре промышленности больший удельный вес в 2016 году приходился на нефтедобычу- 65,3%, а на обрабатывающую промышленность- 28,3%. В то же время, в структуре обрабатывающей промышленности удельный вес наукоёмких ненефтяных отраслей промышленности за последние годы оказался весьма низкими. Так, удельный вес химической промышленности в структуре обрабатывающей промышленности составил в 2010 г. — 0,45%, а в 2016 г. -1,1%, в металлургической промышленности — соответственно 0,5% и 0,9%, производства компьютеров и другого электронного оборудования 0,2% и 0,3%, электронного оборудования 0,3% и 0,2%, производства машин и оборудования 0,6% и 0,5%, автомобилей, прицепов и полуприцепов 0,01% и 0,5% и т.д.

Как показывают исследования, столь низкий уровень наукоёмких отраслей в объёме обрабатывающей промышленности — результат неравномерного финансирования отраслей, работа предприятий не на полную мощность, что сопровождается высокой степенью морально и физически изношенного оборудования и, как следствие, низкой фондоотдачей. Так, инвестиции направленные в основной капитал промышленности, выросли с 4276 млн манат в 2010 г. до 8500 млнманат в 2015 г., или в 2 раза, в том числе в добывающей промышленности — соответственно в 2,4 раза. Однако в обрабатывающей

промышленности за эти годы наблюдалось снижение инвестиций с 11,9% до 8,4 %.

Что касается наукоёмких отраслей обрабатывающей промышленности, то здесь положение с инвестициями обстоит крайне неудовлетворительно. К примеру, в химической промышленности инвестиции, направленные в основной капитал, составляли в 2010 г. 0,03%, а в 2015 г. 0,1%, в металлургической промышленности — соответственно 0,5% и 0,1%, при производстве машин и оборудования и готовых металлоизделий 3,48% и 1,1%, при производстве компьютеров и другого электронного оборудования 0,03% и 0%, при производстве машин и оборудования 0,003% и 0,2%, при производстве автомобилей и прицепов 0,02% и 0% и т.д.

Нужно отметить, что сегодня государство не в состоянии финансировать отрасли промышленности в необходимых объёмах. Здесь сказывается то обстоятельство, что роль государства в управлении экономикой сокращается. В настоящее время доля государственного сектора в промышленности составляет 23,6%, а негосударственного сектора 76,4%. Следовательно, экономический, в том числе и научный потенциал страны сосредотачивается сегодня в частном секторе. Поэтому сегодня предприятия ненефтяного сектора экономики полностью автономны от государственного бюджета, в то время как в Западных странах бюджетные средства играют важную роль в инновационном развитии предприятий, компаний и фирм. К примеру, в странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объём которого оценивается в 2,5-3 трл-ндолларов, что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Прибыль, получаемая от реализации наукоёмкой продукции огромна. Ежегодно объёмы экспорта наукоёмкой продукции приносят США около 700 млрд долларов, Германии — 530, Япония — 400 млрд долларов.

Сегодня основным источником финансирования предприятий промышленности являются их собственные средства, которых, как правило, не всегда хватает целенаправленно использовать на возмещение морально и физически изношенного оборудования. Так, в 2015 г. 98,8% затрат на технологические инновации в промышленности Азербайджана были осуществлены за счёт собственных средств предприятий, в том числе в обрабатывающей промышленности 98,7%, а в таких отраслях как производство машин и оборудования — 100%, сборке и ремонту машин и оборудованию — 100%. При этом, как в промышленности, так и в её отраслях затраты на технологические инновации в 2015 г. по сравнению с 2005 г. снизились.

Снижение затрат на технологические инновации связанны с тем, что большая часть средств, как правило, уходит на пополнение оборотных средств, уплату процентов за кредиты, различные взносы в бюджет, отчисления в социальные фонды, производственные, бытовые и коммунальные расходы. А на технологические инновации средств не хватает. Что касается затрат на технологические инновации по типам инновации в наукоёмких отраслях промышленности, то затраты как на продуктовые, так и на процессные инновации в наукоёмких отраслях промышленности осуществлялись, в основном, за счёт собственных средств. Эти затраты снизились с 53,3 млн манат в 2005 году до 35,2 млн манат в 2015 году, или в 1,5 раза, в том числе на продуктовые инновации с 53,2 млн манат до 13,7 млн манат, или в 3,9 раза, а на процессные инновации — увеличились с 01,8 млн манат до 21,5 млн манат, или в 26,8 раза.

В целом в обрабатывающей промышленности затраты на технологические инновации по типам инновации за эти годы увеличились в 3,8 раза, в том числе на продуктовые инновации в 1,3 раза, а на процессные инновации в 26,6 раза. Определённые колебания в ту или иную сторону произошли в отраслях промышленности в 2005-2015 гг. по продуктовым и процессным инновациям.

Из вышеизложенного видно, что предприятиям ненефтяного сектора экономики пока не удалось увеличить выпуск инно-

вационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. И главное заключается в том, что практически не ощущается связи между увеличением ВВП и ростом наукоёмкой продукции. Кроме того, не ощущается влияния новой техники и технологии на рост производительности труда, что говорит о слабой восприимчивости экономики к новым разработкам и технологиям. В то же время учёт органами статистики по уровню активности предприятий в инновационной сфере не ведётся. По нашим расчётам, активность предприятий промышленности в инновационной сфере составляет около 15-20%. Впрочем, органами статистики не ведется учёт по многим показателям, характеризующим инновационные процессы на уровне компаний, фирм, которые изложены в Руководстве Осло (Руководство Фраскатти). Это затрудняет проведение сопоставления показателей в инновационной деятельности Азербайджана с другими странами на макро- и микро- уровнях.

В этой связи, на наш взгляд, следовало бы создать систему статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики, чтобы иметь объективную информацию о конкурентоспособности предприятий. В советский период такая информация существовала, но её затем ликвидировали.

Несмотря на то, что за последние 10 лет приняты ряд программ по социально-экономическому развитию республики и его регионов, однако кроме городов Баку, Сумгаита, Гянджи, Мингячевира и др., существенных сдвигов в инновационной сфере как в промышленности, так и в её отраслях не происходит. Сложившаяся ситуация не в состоянии пока обеспечить переход наукоёмких отраслей ненефтяного сектора экономики к ускоренному расширенному воспроизводству в инновационной сфере. Поэтому совершенно очевидно, если не принять соответствующие меры, способствующие структурным и региональным изменениям в пользу увеличения доли наукоемких отраслей, то структура промышленности будет оставаться на достигнутом уровне. Реформирование отраслевой структуры промышленности в республике необходимо осуществлять на основе опережающего развития наукоемких отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс во всех звеньях народного хозяйства, экспортных и импортозаменяющих производствах.

Следует отметить, что эффективность научно-технологической деятельности и инновационной активности предприятий на «выходе» характеризуется объёмом экспорта высокотехнологичной продукции. Азербайджан имеет сравнительно небольшой объём экспорта высокотехнологичной продукции по отношению к технологически развитым странам. Тем не менее, несмотря на слабую развитость инфраструктуры обрабатывающих отраслей промышленности в 2016 году удалось экспортировать хоть и небольшой объём наукоёмкой продукции. Так, в 2016 году экспорт машин и механизмов, электротехнической продукции и аппаратуры составил около 40 млн долларов, что составляет в общей структуре экспорта 0,4%, а импорт этой продукции составлял более 2 млрд долларов, что составляет 23,6% в общей структуре импорта.

В структуре экспорта продукции в 2016 году 87,4% падает на сырьевые ресурсы. На остальную продукцию из 21 наименований падает 12,6%.

В структуре импорта большой удельный вес падает на машины и механизмы, электрическую продукцию и аппара-туру-23,6%, на металлоизделия — 15,4%, химическую продукцию — 8,3%, продтовары — 7,8%, минеральную продукцию-3,8%, растительную продукцию-6,9% и т.д.

В структуре импорта продукции первые три места занимают Турция, Россия и Италия.

В структуре экспорта первые три места приходятся на Италию, Турцию и Тайвань.

Таким образом, как показали исследования, активизация инновационной деятельности требует учёта большого количества неопределённостей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований разработок, испытаний с одной стороны, с другой, государственного управления и координаций действий всех её субъектов, интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, со-

здании условий, способствующих инновационному прогрессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

Для оживления инновационной активности в отечественной экономике необходима интеграция и взаимодействие с различными странами и в первую очередь, со странами СНГ — с Россией, Украиной, Белоруссией и др. Это связано с тем, что экономика Азербайджана по своей структуре, размещению производительных сил, кооперационным связям, использованным технологиям, стандартам и техническим условиям, принципам организации производства и подготовки кадров органически связана с Россией и с другими странами СНГ Поэтому в настоящее время существует объективная необходимость для Азербайджана и стран СНГ и, в частности, России совместного решения многих научно-технических вопросов и других проектов путём объединения финансовых, материальных, трудовых, производственных и других ресурсов. Основание для этого есть. Ещё 3 ноября 1995 года в целях активизации

межгосударственной инновационной деятельности в научной, научно-технической и производственно-технологической сферах было подписано Соглашение о создании общего технологического пространства государств — участников Содружества Независимых Государств.

И последнее, сегодня в Республике, по сути, нет органа, который отвечал бы за науку в целом. Госкомитет по науке и технике, во главе которого долгие годы стоял всемирно известный учёный, академик А. Мирзаджанзаде был упразднен. Новая же структура пока не создана. Между тем, во многих странах СНГ функционируют подобные структуры.

Успех отраслей и предприятий ненефтяного сектора экономики в инновационной сфере в значительной степени зависит от понимания той роли научно-технического прогресса, который в ходе реформирования экономики Азербайджана позволит сформировать и реализовать национальную инновационную систему.

Литература

1. Статистические показатели Азербайджана. Госкомстат Азербайджанской Республики, 2016.

2. Промышленность Азербайджана. Госкомстат Азербайджанской Республики, 2016.

3. Азербайджан в цифрах. Баку, 2017.

4. Указ Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 6 декабря 2016 года «Об утверждении Стратегических Дорожных карт по национальной экономике и основным секторам экономики» // Бакинский рабочий. — 2016, 7 декабря.

5. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 18 января 2016 года «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта ненефтяной продукции // Бакинский рабочий. — 2016, 19 января.

6. Экономика и жизнь. — 2000, 29 сентября.

7. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике. — М.: Изд-во ИЭ РАН, 2008.

8. Общество и экономика. — 2006. — № 11-12. — С.114.

9. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — М., 3-е изд., 2006.

10. Джабиев. Р.М. Государственная политика Азербайджана в инновационной сфере. — Берлин, 2013.

11. Джабиев.Р.М. Проблемы модернизации производства на инновационной основе в промышленности Азербайджана // Общество и экономика. — 2012. — № 2.

12. Российская газета. — 2012, 7 июня.

13. Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — №9.

платформы сотрудничества в ракурсе новых аспектов

РЕГИОНАЛИЗМА И ИНТЕГРАЦИИ

М.Е.Гулиев,

профессор кафедры международной экономики Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку),

доктор экономических наук guliev@mail.ru

В статье показано, что прежняя экспортно-сырьевая модель позиционирования нефтедобывающих стран СНГ на мировом рынке себя исчерпала. Необходимо по-новому взглянуть на постсоветское пространство сотрудничества и его неоднородный политико-экономический ландшафт. Исходя из такой необходимости, поставлен фундаментальный вопрос о том, на какое направление нефтедобывающие страны СНГ, структура экономики которых весьма похожа, должны обратить особое внимание и какими должны быть пространства экономического сотрудничества. Этот вопрос целиком относится к внешнеэкономическому сотрудничеству России и Азербайджана, определяя направление и предмет их взаимодействий в условиях глобальной экономической нестабильности.

Ключевые слова: Азербайджан, Россия, новый регионализм, ЕАЭС, ВТО, ресурсный потенциал региона, диверсификация внешнеэкономических связей, экономическая интеграция, азербайджано-российские отношения.

ББК 65.5 УДК 339

Вызовы и перспективы экономических взаимодействий. Актуальным и важным аспектом экономической политики и стратегии внешнеэкономического развития государств на современном этапе является регионализм. Экономика стран постсоветского пространства крайне уязвима из-за воздействия внешних шоков со стороны международных рынков и глобальных процессов, а также продолжающейся нестабильности мировых цен на энергоресурсы и политизации современных энергетических рынков ведущих западных стран. Экономическая ситуация стала меняться, эффекты столь резкого поворота обусловлены рядом факторов и тенденций, ключевыми из которых стали технологические прорывы и быстрая трансформация

глобального устройства. Краткосрочная перспектива продолжает оставаться сложной. Нужны серьезные экономические реформы, так как прежняя экономическая модель, основанная главным образом на эксплуатации природных ресурсов с целью формировании национальных доходов, полученных в процессе обеспечения глобальной энергетической безопасности Европы, себя изжила. Говоря об экономических связях России со странами СНГ и перспективах их развития, необходимо отметить несколько взаимосвязанных моментов:

Во-первых, внешнеторговое партнерство ограничено структурой экономики, слабыми экономическими взаимодействиями. Показатели таблицы 1 наглядно иллюстрируют природу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.