В основе экспортного потенциала Азербайджана-
Аннотация
В статье, на основе анализа и обобщения фактического материала рассматриваются вопросы по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, в числе которых государственная зашита прав и их интересов, финансовая и материальная поддержка, а также стимулирование форм и методов хозяйствования в деятельности предприятий, выпускающих и реализующих конкурентоспособную продукцию. Кроме того, проанализирована деятельность ряда структур, осуществляющих контроль за качеством продукции в соответствии со стандартами качества. Также сделана попытка утверждать, что в основе конкурентоспособности стоит высокое качество.
Ключевые слова: Предпринимательство, бизнес, рынок, ВВП, цена, манат, потребительная стоимость, инвестиции, экспорт, импорт, качество, конкурентоспособность, патент, стандарт, сертификат, технологии, инновации.
Product competitiveness - the basis for Azerbaijan's export growth
Rauf Mirzoevich DZHABIEV,
Doctor of Economic Sciences, Professor, ^r^sponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Institute of Economics National Academy of Sciences of Azerbaijan -
Chief Researcher, e-mail: [email protected]
In the article, based on the analysis and summary of the facts and figures, the author considers the issues of further development of small and medium-sized businesses, including state protection of their rights and interests, financial and material support, as well as stimulating forms and methods of management in the activities of enterprises producing and selling competitive products. Besides, the activities of a number of entities that supervise product quality in accordance with quality standards are analyzed. An attempt has also been made to assert that high quality is a basis for competitiveness.
Keywords: entrepreneurship, business, market, GDP, price, manat, user-value, investment, export, import, quality, competitiveness, patent, standard, certificate, technology, innovation.
производимой продукции
УДК 339.972 ББК 65.5 Д-400
Рауф Мирзоевич ДЖАБИЕВ,
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, Институт экономики Национальной Академии Наук Азербайджана -главный научный сотрудник, e-mail: [email protected]
Abstract
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
87 Q
Социально-экономические преобразования, осуществляемые в Азербайджане позволили более эффективнее использовать существующий экономический потенциал страны, являющийся одним из важнейших приоритетов политики государства. Поэтому в результате проводимых в Азербайджане экономических реформ были достигнуты большие сдвиги в ненефтяном секторе экономики, который является одним из важных факторов усиления экономического потенциала страны. И как результат- успешно реализованные в течение последних лет госпрограммы и принятые в этой сфере меры придали импульс устойчивому развитию ненефтяного сектора, улучшению бизнес-среды, росту инвестиций, открытию новых предприятий и рабочих мест. Так, удельный вес ненефтяного сектора в ВВП страны в 2017 году составлял 2,5%, а в промышленности 3,5%.
В настоящее время в условиях обострения конкуренции между странами за товарные рынки, ключевым фактором обеспечения устойчивого и эффективного социально-экономического развития страны является, защита прав и интересов предпринимателей. Поэтому приостановление проверок, сокращение числа специальных разрешений (лицензии) и облегчение процесса выдачи разрешительных документов привели к тому, что предприниматели сами смогут более уверенно заниматься бизнесом, выстраивать будущую свою работу, целиком и полностью полагаясь на букву закона.
Принимая во внимание ключевые позиции частного сектора государственная поддержка малых и средних субъектов предпринимательства сегодня стала первостепенной целью структурных преобразований. Примером пристального внимания государства развитию бизнеса в Азербайджане стал Указ главы государства от 28 декабря 2017 года «О дальнейшем усовершенствовании управления в области малого и среднего предпринимательства». Кроме того, при Минэкономики страны создано Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства, призванного содействовать развитию бизнеса.
В целях обеспечения устойчивого развития малого и среднего бизнеса главой государства был подписан Указ от 15 сентября 2017 года «О ряде мер, связанных с государственной поддержкой расширения возможностей выхода предпринимателей на финансовые ресурсы в Азербайджанской Республике». В этой связи создан «Кредитный гарантийный фонд Азербайджанской Республики», который является юридическим лицом, гарантирующим кредиты, полученные предпринимателями из уполномоченных банков и предоставляющим субсидии на часть процентов начисленных по данным кредитам. Лишь в течение двух последних лет Минэкономики в рамках реализации 257 инвестиционных проектов выдало документы о поощрении инвестиций 229 проектам на сумму 2,3 млрд манатов.
Государство, делая ставку на ненефтяной сектор экономики тем самым создает для бизнеса, льготные и выгодные условия для вложения инвестиций и экспорта произведенной продукции. Так, в соответствии с распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 21 сентября 2016 года была создана единая база
^ 88
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
данных товаров, производимых в Азербайджанской Республике. Этим же Указом был создан Центр анализа и коммуникаций экономических реформ. В целях увеличения ассортимента и объема экспортируемой продукции главой государства был подписан указ от 6 января 2006 года «О назначении торговых представителей в посольствах и консульствах Азербайджанской республики в зарубежных странах».
Для формирования в Азербайджанской Республике благоприятной инвестиционной среды Глава государства подписал Распоряжение от 18 января 2018 года «О ряде мер по поощрению инвестиционной деятельности и защите прав иностранных инвесторов». Далее, поддержка местных предпринимателей также вошло в сферу деятельности недавно созданного Агентства продовольственной безопасности в соответствии с Указом Президента страны Ильхама Алиева «О дополнительных мерах по усовершенствованию системы продовольственной безопасности в Азербайджанской Республике» от 10 февраля 2017 года. Данная структура является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное регулирование безопасности продуктов питания (разработку и утверждение санитарных норм и правил, а также гигиенических нормативов), анализ рисков, государственную регистрацию продуктов питания и материалов, их упаковку, предоставление сертификата безопасности на продовольственную продукцию, экспортируемую в зарубежные страны, государственный контроль в сфере продовольственной безопасности и защиты прав потребителей продуктов питания на всех этапах производства пищевой продукции с учетом уровня риска продукции, включая производство, заготовку, упаковку, хранение, транспортировку, в том числе экспортно-импортные операции). Председателям Комиссии по продовольственной безопасности Азербайджанской Республики назначен заместитель премьер-министра Али Ахмедов.
Нужно отметить, что продовольственная безопасность всегда оставалась и остаётся в центре внимания правительства страны, поскольку доступность качественной и калорийной еды является непременным условием полноценной жизни граждан любой страны, и Азербайджан в этом плане не исключение. Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической стратегии политического руководства государства Азербайджан. К тому же, в своём общем виде именно она формирует вектор движения национальной продовольственной системы к идеальному состоянию, представляя собой непрерывный процесс.
Согласно изменениям, внесенным в «Правила санитарной охраны территорий Азербайджанской Республики», проверку с точки зрения продовольственной безопасности продуктов питания, ввозимых в страну через пропускные пункты государственной границы, совместно с таможенными органами будет осуществлять Агентство продовольственной безопасности.
Важным документом направленным на поощрение экспорта ненефтяной продукции стал Указ главы государства от 1 марта 2016 года «О дополнительных
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
89 ^
мерах, связанных с поощрением экспорта ненефтяной продукции». В Указе отмечается, что в зависимости от производимых на территории Азербайджана и используемых в производственном процессе местных компонентов и удельного веса стоимости ненефтяной продукции, создаваемой на территории Азербайджана, а также от вида этой экспортируемой продукции лицам, занимающимся на территории Азербайджанской Республики экспортом ненефтяной продукции, будет выплачиваться экспортное поощрение за счёт средств госбюджета. Базовая сумма выплачиваемого экспортного поощрения по экспортным операциям составляет от 3 до 6% таможенной стоимости, предусмотренной в экспортной таможенной декларации фактически экспортированного товара.
Позже, 6 октября 2016 года Кабинет Министров Азербайджана утвердил «Правила выплаты экспортного поощрения лицам, занимающимся экспортом ненефтяной продукцией», а также «Список ненефтяной продукции, к которой будет применяться экспортное поощрение по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности». В список продукции, подпадающей под поощрение экспорта, входят натуральный мед, сухофрукты, хурма, гранаты, кондитерские изделия (в том числе такие восточные сладости, как пахлава и шекербура), консервированные овощи, фрукты, орехи и фундук, джемы, варенья, фруктовое желе, мармелады, фруктовое, ореховое пюре и паста, фруктовые и овощные соки, в том числе гранатовый сок, соусы и приправы, натуральные или искусственные минеральные воды, газированная вода, безалкогольные напитки, вино и виноградное сусло, вермут или другие ароматизированные натуральные виноградные вина, спиртные напитки (коньяк, бренди, ликер), винные дистилляты, нафталанная мазь, одежда, обувь и другая продукция из натуральной кожи, шелковые ткани, ворсовые и безворсовые ковры ручной работы, одежда из хлопка и пр. Наглядным свидетельством, отражающим государственную поддержку бизнеса, стало внедрение механизма возврата части затрат при экспорте ненефтяной продукции, где азербайджанским экспортерам было возвращено около двух миллионов манатов.
В соответствие с Указом главы государства от 11 января 2018 года был утвержден «Порядок определения и регулирования механизма оплаты части расходов, оплачиваемой за счет госбюджета, на организацию экспортных миссий в зарубежные страны, исследование зарубежных рынков и маркетинговую деятельность, продвижение бренда Made in Azerbaijan на зарубежные рынки, получение местными компаниями сертификатов и патентов в зарубежных странах в связи с экспортом, на исследовательские программы и проекты по развитию экспорта. На эти цели Глава государства из собственного фонда на начало реализации проекта выделил 3 млн манатов.
Согласно вышеназванному указу, также с 20 тыс. до 30 тыс. манатов увеличивается сумма, которую получают специализированные юридические и физические лица на проведение анализа зарубежных рынков. Кроме того, с 10 до 25
^ 90
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
повышается число экспортных миссий, которые можно организовать с участием азербайджанских предпринимателей в течение одного календарного года. С 5 до 10 повышается число международных ярмарок и выставок, где в течение одного календарного года могут принять участие азербайджанские предприниматели в качестве единого стенда.
Предприниматели, которые принимают участие в международных ярмарках и выставках в индивидуальном порядке, смогут получить финансовую поддержку в размере 50% от всех расходов, необходимых для участия, в том числе аренды и создания стенда, транспортных расходов и других. При этом максимальная сумма такой поддержки не должна превышать 10 тыс. манатов. Экспортеры также смогут обращаться за поддержкой для получения международного сертификата. Стоимость поддержки не должна превышать 60 тыс. манатов и составлять не более 50% от общей суммы расходов. Кроме того, с ноября 2016 года были приняты решения о выплатах с целью стимулирования экспорта вина, хлопчатобумажной пряжи, консервов, воды и соков, фундука и другой продукции в Россию, США, Германию, Турцию, Беларусь и другие страны. В последнее время азербайджанские вина вызывают огромный интерес среди потребителей. Если вспомнить, на протяжении многих веков именно виноградарство являлось ведущей отраслью земледелия и основным источником экономического благосостояния народа, причем пик прогресса пришелся на 70-е-начало 80-х годов прошлого века, когда общая площадь виноградников в Азербайджане достигала 286 тыс. га, а валовой сбор урожая в среднем составлял до 2,1 млн тонн в год.
Сегодня эта отрасль сельского хозяйства постепенно возрождается. В 2017 году в Азербайджане было произведено свыше 1 млн декалитров винодельческой продукции, из них 338 тыс. декалитров было экспортировано в Россию, а 27 тыс. декалитров в Китай. В соответствие с государственной программой развития виноделия на 2018-2025 годы экспорт местного «напитка богов» планируется увеличить в пять раз.
Также возрождаются такие отрасли сельского хозяйства как хлопководство, табаководство, закладываются оливковые, ореховые и миндальные сады, расширяются чайные плантации, также предусмотрено расширение сельскохозяйственных угодий, выдача льготных кредитов и расширение агротехнических услуг. С этой целью в регионах страны началась работа по вводу в оборот десятков тысяч гектар посевных земель. Кроме того, для рационального использования земель, обеспечения продовольственной безопасности и увеличения экспортного потенциала продолжаются работы по созданию агропарков.
На сегодняшний день Азербайджан активно продвигает национальный бренд Made in Azerbaijan на зарубежных рынках, расширяя географию вывоза. Внедрение экспортного поощрения лицам, занимающимся экспортом ненефтяной продукции позволило значительно повысить внутреннее производство и экспорт этой
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
91 Q
продукции. Именно с этой целью ранее при поддержке министерства экономики была учреждена ассоциация производителей и экспортеров вина, граната, фундука, фруктов и овощей, хурмы, продукции пчеловодства и др.
Отметим, что отечественная продукция под брендом Made in Azerbaijan уже экспонировалась на выставках Gulfood 2017 в Дубае, Prowein 2017 в Дюсельдорфе и Worldfood Moscow 2017, Белоруссии, США, Японии, Китая. Кроме того, министерством экономики было организовано восемь экспортных миссий в зарубежные страны, принимаются и другие меры для реализации экспортного потенциала страны и продвижения наших товаров на мировые рынки. Сегодня в Азербайджане действуют более сотни компаний с китайским капиталом, участвующих в различных проектах. В 2017 году двусторонний товарооборот вырос на 43% и составил 1,2 млрд долларов. Кстати, в Белоруссии, Украине и в Китае созданы торговые дома Азербайджана. Планируется создание торгового дома и в России.
В последние годы за счет создания современных предприятий, агропарков, крупных фермерских, садоводческих и тепличных хозяйств в промышленных парках и зонах в Азербайджане планируется существенно сократить зависимость от импорта, увеличить уровень самообеспечения, при этом неуклонно наращивая экспортный потенциал страны. Так, по итогам 2017 года по данным государственного таможенного комитета Азербайджана, внешнеторговый оборот Азербайджана составил 22,6 млрд долларов, в том числе экспорт 13,8 млрд долларов и импорт - 8,8 млрд долларов. При этом в 2017 году по сравнению с 2016 годом внешнеторговый оборот Азербайджана вырос на 27,8%, в том числе, экспорт - на 51,1%, а импорт - на 2,9%.
В структуре экспорта, как и в прежние годы, так и в 2017 году основной объём пришелся на нефть - 77,5%.
В структуре импорта в 2017 году основной объём пришелся на машины, механизмы, электрические аппараты, оборудование и запчасти к ним - 21,3%. Структура экспорта и импорта продукции в 2017 году приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура экспорта и импорта продукции в 2017 году, % ,11]
Наименование экспортной продукции Удельный вес в структуре экспорта,% Наименование импортной продукции Удельный вес в структуре импорта,%
Всего 100 Всего 100
в том числе нефть 77,5 в том числе продовольственная продукция 16,0
нефтепродукты 2,5 табак и табачная продукция 1,9
природный газ 18,6 цемент 0,08
Электроэнергия 0,4 фармацевтическая продукция 2,9
& 92
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
Наименование экспортной продукции Удельный вес в структуре экспорта,% Наименование импортной продукции Удельный вес в структуре импорта,%
плодоовощная продукция 3,6 пластмассы и изделия из них 3,62
чай 0,07 дрова и древесная продукция 2,42
масла
растительного и животного 0,12 черные металлы и изделия из них 10,1
происхождения
машины, механизмы,
сахар 0,29 электрические аппараты, оборудование и запчасти к ним 21,26
алкогольная и безалкогольная продукция 0,16 транспортные средства и запчасти 12,28
химическая продукция 0,58 мебель 0,97
пластмассы и изделия из них 0,73 прочее 28,55
хлопок 0,24
хлопковое волокно 0,12
черные металлы и изделия из них 0,6
алюминий и изделия из него 0,85
прочее 3,61
Источник: Статистические показатели Азербайджана. Госкомстат, 2017, с.632-688; Азербайджан в цифрах. - Баку, 2017, с. 118 - 120
Основные экспортные операции Азербайджан в 2017 году осуществлял с Италией - 31,9% от общего экспорта, Турцией - 9,89%, Израилем - 4,63%, Россией - 4,25%, Чехией - 4,03%, Канадой - 3,87%, Грузией - 3,41%. Среди частных компаний, экспортирующих азербайджанскую ненефтяную продукцию за рубеж, отличились: ООО «MTK Istehsalat Kommersiya», ООО «Aqrodoctor», Baku Steel Company, OOO «Metalcilar-2», OOO «RAM Beynalxalg Negliyyat va Ticaret LTD» и ООО «CTS-Agro». Основные импортные операции Азербайджан в 2017 году осуществлял с Россией - 17,7%, Турцией - 24,5%, Китаем - 9,73%, США - 8,21%, Германией - 5,05%, Украиной - 5,24%.
Отметим, что Азербайджан в 2017 году поднялся на две позиции по сравнению с 2016 годом и занял 35-е место среди 137 стран в «Отчете глобальной конкурен-
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
93 Q
тоспособности 2017-2018», ежегодно составляемом Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum - WEF).
Экономические преобразования, проводимые под руководством Главы государства Ильхама Алиева, позволили сегодня использовать новые, более совершенные механизмы устойчивого движения к намеченной цели. В основе этих преобразований - работа по применению современных международных стандартов при сертификации экспортируемой и импортируемой продукции.
В настоящее время контроль над соответствием производства сертифицированной продукции осуществляет Госкомитет по стандартизации, метрологии и патентам, а за соответствием качества продуктов на рынке отвечает Министерство экономики. На стадии производства, растительной продукцией занимается Госслужба фитосанитарного надзора, а пищей животного происхождения - Госслужба ветеринарного надзора. Наряду с этим контроль за поступающим в производство сырьем и производственным процессом лежит на Министерстве здравоохранения и Госстандарте, причем процесс контроля поступившей на рынок продукции обеспечивается в основном Госслужбой антимонопольной политики и защиты прав потребителей, действующей при Минэкономики. Столь большое число контролирующих организацией, порой дублирующих друг друга явилось сложным испытанием для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью.
Как отмечает глава общественной организации Союз свободных потребителей Эюб Гусейнов, «многочисленные ведомства, отвечающие за качество и безопасность продукции, не выполняли в полной мере своих обязанностей, отсылая жалобщиков в судебные инстанции. Иными словами, чтобы еда не стала бедой, требовалась система комплексной защиты потребителя, способная повлиять на динамику решения проблемы продовольственной безопасности. К сожалению, долгое время мы наблюдали ситуацию отсутствия контроля над соблюдением прав потребителей со стороны производителей и бизнес-структур. Поэтому число нарушений потребительских прав имело тенденцию к росту на фоне недостаточного внимания к этой проблеме государственных структур, недостаточно защищавших права граждан от недобросовестных субъектов предпринимательства. Государственные органы слабо реагировали даже на факты реализации опасной продукции, а предприниматели, чувствуя безнаказанность, продолжали реализацию просроченных и некачественных товаров населению». [2]
Поэтому, чтобы выйти на рынки Европы наша продукция должна отвечать европейским стандартом качества, для чего требуется жесткий контроль норм и стандартов, предусмотренных национальным законодательством в части санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, эпидемиологического контроля. Сегодня значительная часть стандартов по продовольственной безопасности, а также санитарных и фитосанитарных норм и правил досталась нам со времен советского прошлого и нуждается в пересмотре. Поэтому важно решить главную задачу -привести стандарты в соответствие с требованиями Евросоюза и соответствую-
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
щих международных организаций, повысить безопасность и качество продукции, а главное на этом пути - устранить дублирование полномочий в деятельности различных контрольных органов. Ещё в 1996 году 16 апреля был принят Закон Азербайджанской Республики «О стандартизации», в котором устанавливались правовые и экономические основы стандартизации. Позже в 2001, 2003, 2004, 2007, 2009, 2014 и 2017 годах вносились изменения и дополнения в указанный закон, что позволило более усилить внимание на качество и безопасность товаров (услуг, работ), предусмотренных для массового потребления.
Одновременно Кабинет Министров Азербайджана внес изменения в «Правила выдачи сертификатов качества на продукцию, экспортируемую в страны Европейского Союза», согласно которым, в ходе экспорта продуктов питания соответствующие документы будут выдаваться не Министерством экономики, как это было ранее, а Агентством продовольственной безопасности. Новая правовая база созданного в стране Агентства продовольственной безопасности, по сути объединившего функции множества действовавших ранее порознь министерств и ведомств, обещает комплексный подход к вопросам контроля качества нашей продукции.
Безусловно, высокий уровень и активное развитие рыночных отношений требует от всех участников обеспечения полного соответствия и надежности изготавливаемой продукции по существующим и действующим стандартам или требованиям. Синонимом уверенности, как в качестве выпускаемых товаров, так и в производителях является сегодня аббревиатура ISO, цель которой заключается в разработке стандартов сертификации.
За последнее десятилетие в различных отраслях экономики Азербайджана появились предприятия, чья продукция и услуги вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Однако, в отличие от большинства развитых стран, ориентирующихся на стандарты ISO, рынок Азербайджана за незначительным исключением по-прежнему регулируется устаревшими ГОСТами советских времен. Далеко не совершенна оставшаяся также от прежних времен система технического регулирования и сертификации продукции. Одна из причин такого положения состоит в том, что процесс предварительной сертификации продукции производится самими предприятиями, компаниями и фирмами, которые должны представлять в орган сертификации целую кучу документов, касающихся потребительских свойствах экспортируемой продукции (физико-химические характеристики, состав, требования по безопасности, срок годности и т.д.) Одна только органометрическая оценка качества продукции включает в себя 19 различных показателей. Поэтому порядок проведения международной сертификации становится для большинства предпринимателей сложным процессом, поскольку изготовителю продукции приходится долго доказывать соответствие его продукции европейским стандартам качества. Кроме того, сроки проведения сертификации составляют довольно длительный период времени. К тому, же процедура международной сертификации является сложным и дорогостоящим мероприятием. Помимо этого производителю
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
95 Q
необходимо постоянно отслеживать и быть в курсе изменений законодательных норм в этой области для своевременного реагирования и соответствующего изменения характеристик и параметров производимой продукции. Поэтому лишь крупные компании и фирмы рассматривают международные рынки как приоритетные, а малые и средние предприятия обходят стороной весь этот длительный и дорогостоящий процесс сертификации продукции по международным стандартам.
С другой стороны, после вступления Азербайджана в ВТО существующее законодательство в области стандартизации и сертификации не позволит использовать эти нормативы в качестве главного инструмента в условиях, когда фиксированные тарифы станут довольно часто меняться, причем исключительно в сторону понижения.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов формирования систем качества, был согласован и обобщен в комплексе международных стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных практически во всех развитых странах мира. И не случайно, что в современных системах управления предприятиями все более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество наряду с ценой, сроками поставки, гарантиями и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать её безопасность, экологическую чистоту и обеспечивать возможность её обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами.
Кроме того, современная практика торговых отношений, как правило, включает в себя проверку и оценку заказчиком существующей у поставщика системы управления качеством, которая рассматривается заказчиком как дополнительная гарантия стабильности качества поставок. При этом, система качества должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000, которые представляют собой современный уровень управления качеством и включают в себя перечень апробированных элементов, необходимых для обеспечения качества. Так, международный стандарт (МС) ИСО 9000, являясь вводным стандартом, устанавливает основные задачи предприятия - изготовителя продукции в области качества и содержит руководящие положения по выбору и применению стандартов ИСО серии 9000.
Состав комплекса международных стандартов ИСО серии 9000 представлен ниже:
□ МС ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.
□ МС ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
□ МС ИСО 9002. Системы качества. Модель для обеспечения качеством при производстве и монтаже.
□ МС ИСО 9003. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
□ МС ИСО 9004 предлагает руководство для построения системы качества.
При формировании системы качества на базе МС ИСО нужно учитывать, что:
□ необходима организация непрерывного обучения методам управления качеством с постоянным чередованием теории и практики среди всех работников предприятия - от руководителя до рабочего с участием всех звеньев;
□ при создании системы качества на базе МС ИСО не следует заранее отвергать или ломать действующую на предприятии систему управления качеством или её элементы. Всё то, что в прежних КС УКП предприятий соответствовала принципам и требованиям МС ИСО, можно и необходимо в полной мере использовать.
Нужно отметить, что процесс сертификации в Азербайджане либерализован с 2012 года и согласно международной и европейской практике сертификация проводится частными структурами, количество которых в стране сегодня достигает тридцати. Каждая из них выдаёт сертификаты на товары и услуги в определенной сфере. Скажем, Azsert специализируется на сертификации продуктов питания, Texnosert - товаров и услуг в сфере строительства и машиностроения.
Предприятие само предоставляет в орган сертификации данные (физико-химические характеристики, состав, требования к безопастности, срок годности и т.д.) на продукцию. т.е сам производитель решает, будет ли его продукция соответствовать международным ГОСТам, европейским и международным стандартам ИСО или нет. Далее, проверяющая сторона проводит лабораторные исследования параметров продукции и, при соответствии их заявленным характеристикам, выдаёт сертификат, с которым можно выходить на внешние рынки. Таким образом вся ответственность за качество продукции ложится на плечи этого сертифицирующего органа, который кстати, строит всю работу по принципу «единого окна», т.е. предприниматель освобождается от обязанности обивать пороги лабораторий разных госструктур. Частная структура, выдающая такой сертификат, сама согласовывает вопрос безопасности производимого продукта для здоровья людей с Министерством здравоохранения.
Если между Азербайджаном и какой-либо страной действует соглашение о взаимном признании сертификатов качества, то органы сертификации выдают предпринимателю сертификат о признании. А при наличии конкретного стандарта страны, куда предприниматель собирается наладить экспорт, то Госкомитет по стандартизации, метрологии и патентам сам найдёт требуемый стандарт и признает его действие и на территории Азербайджана.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в основе конкурентоспособности стоит высокое качество продукции. Между тем, нужно отметить, что в экономической литературе пока не наблюдаются единых подходов к определению
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
97 ^
конкурентоспособности продукции. Ряд авторов характеризуют конкурентоспособность с точки зрения стоимостных показателей- реализации продукции цены, прибыли, рентабельности, т.е. получения дохода. Так П.С. Завьялов пишет: «Конкурентоспособность предприятия можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка» [3] «Конкурентоспособность, - пишут Э.А. Уткин, Н.И. Морозова и Г.И. Морозова, - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка». [4] «Конкурентоспособность продукции предприятия, пишет А.З. Селезнев, можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка». [5]
Как видим, упомянутые выше авторы характеризуют конкурентоспособность продукции с точки зрения получения прибыли, дохода. Между тем, конкурентоспособность продукции - это прежде всего высокое качество произведенной продукции на основе высокотехнологичной, инновационной базе. По этому поводу еще в 30-е гг. австрийский ученый Й. Шумпетер ввел понятие инновации как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств рынков и форм организации в промышленности. [6]
Под инновацией у Й.Шумпетера понимается «осуществление новых комбинаций», являющееся следствием личной предпринимательской активности - это внедрение нового метода производства, нового технического изобретения, нового способа коммерческого использования существующего товара, создание нового блага или нового качества, освоение нового рынка сбыта, нахождение нового источника сырья и организационные новшества. [7]
По мнению М. Портера, автоматизация, компьютеризация, внедрение электроники, новых пластмасс и другие инновации в первую очередь имели место в Соединенных Штатах в 1950-начале 1960-х годов. Продавая на внутреннем рынке товары ведущим производственным фирмам мира, американские фирмы достигли международного преимущества во многих отраслях производства машин и оборудования, инструментов и аппаратуры для контроля за технологическими процессами, вентиляционными и обогревательными установками. [7. с. 43]
Несмотря на то что каждая успешная компания применяет собственную стратегию, основные принципы деятельности являются одинаковыми - компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций, если осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы, используя старые способы. [8. с. 285] Надо отметить что инновации влияют на все факторы конкурентного преимущество. Инновации способствуют динамичной конкуренции между фирмами, влияют на отраслевую структуру экономики и взаимосвязи между отраслями через возможность
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
трансферта технологий, усиливают преимущество, обусловленные факторными условиями производства, способны влиять на потребительские предпочтения и даже создавать новые рынки.
Государство, делая ставку на повышение качества и конкурентоспособности производимой в Азербайджане продукции, по существу, делает ставку на инновационный путь развития экономики. Поэтому грамотно используя отечественные и международные стандарты качества, производитель и поставщик продукции сегодня могут успешно взаимодействовать, увеличивая товарооборот товаров и услуг, качество которых подтверждено системой стандартизации и сертификации продукции, основанной на высокотехнологичной инновационной базе.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Статистические показатели Азербайджана. Госкомстат, 2017. - 812 с., [с. 632-688]
Азербайджан в цифрах. Баку, 2017, с.285, [с. 118 - 120]
2. Газета «Каспий», 7 февраля, 2018 г
3. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг. Российский экономический журнал. №12, 1995, с.50
4. Уткин Э.А. , Морозова Н.И. и Морозова Г.И. Инновационный Менеджмент. М.: Ака-лис, 1996, с.342, [159]
5. Селезнев А.З. К вопросу конкурентных преимуществах на товарных рынках. Вести Московского университета. Серия 6, экономика. №5, 1996, с.15
6. Шумпетер И. Теория экономического развития. М. Прогресс. 1982, с.137, [с.13]
7. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993, с.740 [с. 285]
8. Портер М. Конкуренция / пер. с англ.- М.: Вильямс, 2000. -с.592, [с. 172]
BIBLIOGRAFIYA:
1. Statisticheskie pokazateli Azerbajdzhana. Goskomstat, 2017. - 812 s., [632-688]
Azerbajdzhan v cifrah. Baku, 2017, s.285, [118 - 120]
2. Gazeta «Kaspij», 7 fevralya, 2018 g
3. Zav'yalov P.S. Konkurentosposobnost' i marketing. Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal. №12, 1995, s.50
4. Utkin EH.A. , Morozova N.I. i Morozova G.I. Innovacionnyj Menedzhment. M.: Akalis, 1996, s.342, [159]
5. Seleznev A.Z. K voprosu konkurentnyh preimushchestvah na tovarnyh rynkah. Vesti Moskovskogo universiteta. Seriya 6, ehkonomika. №5, 1996, s.15
6. Shumpeter I. Teoriya ehkonomicheskogo razvitiya. M. Progress. 1982, s.137, [13]
7. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya: Konkurentnye preimushchestva stran. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993, s.740 [s. 285]
8. Porter M. Konkurenciya / per. s angl.- M.: Vil'yams, 2000. -s.592, [s. 172]
Ю
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
99 Q