Научная статья на тему 'Актуальные вопросы диверсифицированной политики и устойчивости экономики Азербайджана'

Актуальные вопросы диверсифицированной политики и устойчивости экономики Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / ДЕВАЛЬВАЦИЯ МАНАТА / ОППОНЕНТЫ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ / ТЕХНОПАРКИ / СОВМЕСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EXPORT DIVERSIFICATION / DEVALUATION OF THE MANAT / OPPONENTS OF THE DIVERSIFIED POLICY / INDUSTRIAL POLICY / IMPORT SUBSTITUTION / STRATEGY AND INDUSTRY DEVELOPMENT / TECHNOLOGY PARKS / INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулиев М.Е.

Выявлено, что резкое падение цен на нефть продемонстрировало существующие проблемы нефтедобывающих стран и создало ситуацию ослабления экономической устойчивости Азербайджанской республики. Установлено, что обеспечение устойчивости экономики является современным вызовом для нефтедобывающих стран СНГ. Приведены результаты анализа макроэкономической ситуации в Азербайджанской республике, на основании которого подтверждено, что Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Азербайджана. Обосновано, что диверсифицированная экономика обладает наиболее высокой степенью устойчивости, именно поэтому диверсификация сегодня является одним из главных направлений экономической политики Азербайджана. Доказано, что промышленная политика и импортозамещение должны быть адекватны глобальным вызовам. В целях повышения экспортного потенциала Азербайджана, роста производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции, привлечения иностранных инвестиций предложено формирование технопарков и промышленных кварталов на новой технологической основе, используя инструменты стимулирования спроса, предложения и продвижения на рынок товаров наиболее приоритетных, с точки зрения обеспечения экономической устойчивости, отраслей. Для реализации конкретных стратегических целей устойчивого развития предложено использование механизма проектного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF POLICY DIVERSIFIED AND SUSTAINABLE ECONOMY OF AZERBAIJAN

It is revealed that the sharp drop in oil prices demonstrated the existing problems in oil-producing countries and created a situation of weakening the economic stability of the Republic of Azerbaijan. It is established that sustainability of economy is the modern challenge for oil-producing countries of the CIS. The results of the analysis of the macroeconomic situation in the Republic of Azerbaijan on the basis of which it is confirmed that Russia is the largest trade and economic partner of Azerbaijan are given. It is proved that a diversified economy has the highest degree of stability, which is why diversification is today one of the main directions of economic policy of Azerbaijan. It is proved that industrial policy and import substitution should be adequate to global challenges. In order to increase the export potential of Azerbaijan, growth of production of competitive import-substituting products, attraction of foreign investment suggested the formation of technology parks and industrial districts based on new technology using incentives of supply, demand and market promotion of products of highest priority from the point of view of ensuring economic stability of the industries. To implement the specific strategic goals for sustainable development the use of mechanism of project financing is proposed.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы диверсифицированной политики и устойчивости экономики Азербайджана»

References

1. Aaker D. Strategic market management. Per. from English. ed. N. Kap-turevskogo. - SPb: Peter, 2003.

2. Alabugina AA Process Control Instrumentation adaptation of sustainable development of the enterprise (organization). Management of a sustainable development of socio-economic systems. - Chelyabinsk: South Ural State University Publishing House, 2001.

3. Idziev GI The role of industrial policy in the development of the region. - Ma-rials All-Russian scientific-practical conference «Problems of formation and implementation of industrial policy in the regio-depressive», 2009.

4. Korchagin EV economic stability of the enterprise: types and structure [Electronic resource]. EV Korchagin. Access: http:? //www.m-economy.ru/art.php3 Artid = 20912.

5. Nikiforov, O. Antipina, Miklashevsky I. Microeconomics: scientific schools, the concept of economic policy: a tutorial. - M., Delo and Service 2008

6. Sazhina MA Company: crisis management - M .: Publishing house «Business», -2004.

7. Strategic management of organizational and economic ustoychi-Eastern company: logistikoorientirovannoe design business. AD Kanchaveli, AA Kolobov, I. Omelchenko, etc.; under. Ed. AA Kolobova, I. Omelchenko. - Moscow: Publishing House of the MSTU. Bauman 2001.

УДК 69.003 Гулиев М. Е.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Guliyev M. Y.

TOPICAL ISSUES OF DIVERSIFIED POLICY AND SUSTAINABLE ECONOMY OF AZERBAIJAN

Аннотация. Выявлено, что резкое падение цен на нефть продемонстрировало существующие проблемы нефтедобывающих стран и создало ситуацию ослабления экономической устойчивости Азербайджанской республики. Установлено, что обеспечение устойчивости экономики является современным вызовом для нефтедобывающих стран СНГ. Приведены результаты анализа макроэкономической ситуации в Азербайджанской республике, на основании которого подтверждено, что Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Азербайджана. Обосновано, что диверсифицированная экономика обладает наиболее вы-

сокой степенью устойчивости, именно поэтому диверсификация сегодня является одним из главных направлений экономической политики Азербайджана. Доказано, что промышленная политика и импортозамещение должны быть адекватны глобальным вызовам.

В целях повышения экспортного потенциала Азербайджана, роста производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции, привлечения иностранных инвестиций предложено формирование технопарков и промышленных кварталов на новой технологической основе, используя инструменты стимулирования спроса, предложения и продвижения на рынок товаров наиболее приоритетных, с точки зрения обеспечения экономической устойчивости, отраслей. Для реализации конкретных стратегических целей устойчивого развития предложено использование механизма проектного финансирования.

Ключевые слова: диверсификация экспорта, девальвация маната, оппоненты диверсифицированной политики, промышленная политика, импортозамещение, стратегия отраслевого развития, технопарки, совместное взаимодействие.

Abstract. It is revealed that the sharp drop in oil prices demonstrated the existing problems in oil-producing countries and created a situation of weakening the economic stability of the Republic of Azerbaijan. It is established that sustainability of economy is the modern challenge for oil-producing countries of the CIS. The results of the analysis of the macroeconomic situation in the Republic of Azerbaijan on the basis of which it is confirmed that Russia is the largest trade and economic partner of Azerbaijan are given. It is proved that a diversified economy has the highest degree of stability, which is why diversification is today one of the main directions of economic policy of Azerbaijan. It is proved that industrial policy and import substitution should be adequate to global challenges.

In order to increase the export potential of Azerbaijan, growth of production of competitive import-substituting products, attraction of foreign investment suggested the formation of technology parks and industrial districts based on new technology using incentives of supply, demand and market promotion of products of highest priority from the point of view of ensuring economic stability of the industries. To implement the specific strategic goals for sustainable development the use of mechanism of project financing is proposed. Key words: export diversification, the devaluation of the manat, opponents of the diversified policy, industrial policy, import substitution, strategy and industry development, technology parks, interaction.

Введение. В условиях глобальной экономической нестабильности резко меняются многие социально-экономические тренды в нефтедобывающих странах. Резкое падение цен на нефть со всей остротой продемонстрировало существующие проблемы нефтедобывающих стран и непростую ситуацию в их экономической устойчивости. Современное состояние экономики Азербайджана,

её участие в международном разделении труда как самостоятельного субъекта международных экономических отношений, а также усиление процессов интеграции в условиях глобализации мирохозяйственных связей, диктует необходимость исследования этой проблемы с учётом национальных интересов. За последние годы в этом направлении были проведены различные экономические исследования, были изучены проблемы устойчивого развития экономики Азербайджана.

Постановка задачи. В таких условиях требуется поиск новых направлений в развитии промышленности: переход от доминирования сырьевых до современных высокотехнологических отраслей. Задача эта непростая.

Методы исследования. Этот вопрос является актуальным для нефтедобывающих стран СНГ, требует глубокого теоретического и практического исследования на основе методов статистического наблюдения и анализа. Мирохозяйственная практика неоднократно доказывала, что диверсифицированная экономика обладает наиболее высокой степенью устойчивости. Повышение внимания к диверсификации сегодня является одним из главных направлений экономической политики Азербайджана.

Обсуждение результатов. Падение мировых цен на нефть приводят к ухудшению ситуации в нефтеэкспортирующих странах СНГ, значительную часть доходов которым обеспечивает экспорт энергоресурсов. Вслед за Казахстаном Азербайджан провел девальвацию национальной валюты. С конца 2014 года резкое падение национальной валюты наблюдались в ряде других странах постсоветского пространства, также в Турции и Иране.

В тоже время в Азербайджане была сохранена макроэкономическая стабильность, продолжена диверсификация экономики, развитие ненефтяного сектора, интеграция страны в мировую экономику. В 2014 г. в стране был достигнут 2,8-процентный рост в производстве ВВП. В недостаточно благоприятный для мировой экономики период это может считаться приемлемым результатом. Экономический рост в ненефтяном секторе страны составил 7 процентов. Удельный вес этого сектора во ВВП достиг 61 процента. В целом, в 2014 г. экономический рост был обеспечен за счет ненефтяного сектора.

Совокупные валютные резервы Азербайджана превысили 50 миллиардов долларов Запасы валюты, накопленные Центральным банком и Нефтяным фондом Азербайджана (ГНФАР), смягчат воздействие внешних экономических угроз, однако рост в одних лишь ненефтяных секторах экономики вряд ли сможет обеспечить устойчивый рост при падающих мировых нефтяных цен. Валютные резервы покрывают почти трехлетний импорт и более чем в 8 раз превышают внешний государственный долг страны [1].

Как показало исследование, такие результаты были достигнуты в период ослабления экономического развития в мире и в условиях давления царящей на международных финансовых рынках неопределенности и ее последствий на экономику страны.

Центральный банк Азербайджана (ЦБА) с 2015 года отменил жесткую привязку курса национальный валюты к доллару и привязал манат к бивалют-

ной корзине, в которую добавил еще и евро. Применение новых операционных рамок позволит проводить более гибкую курсовую политику, а также постепенно адаптировать экономические субъекты к новым условиям.

Следует отметить, что ранее курс маната уже был привязан к бивалютной корзине из доллара и евро, однако в январе 2011 года ЦБЕ заявил о переходе на двустороннее таргетирование обменного курса маната и доллара США. Как показывает мировая практика, государственные регуляторы просто вынуждены проводить политику снижения курса национальной валюты для поддержки экспортеров [2]:

- во-первых, мировые цены на нефть падают и сохраняются экономические нестабильности в еврозоне;

- во-вторых, принятые в отношении России санкции оказывают негативное влияние на все страны региона СНГ и Восточной Европы.

С практической точки зрения, решение Центрального Банка Азербайджана положительно скажется на экспортерах, которые ведут торговлю в долларах и евро. Учитывая то, что бюджет Азербайджана получает доходы преимущество от экспорта нефти и газа, девальвация представляет собой вынужденный шаг.

Объем ВВП Азербайджана в 2015 году составил 54,4 миллиарда манатов, что превышает показатель 2014 года на 1,1 процента. [7].

За указанный период ненефтяной сектор экономики Азербайджана вырос на 1,1 процента по сравнению с 2014 годом, его доля в ВВП страны составила 69,3 процента. Объем производства добавленной стоимости в сфере добычи и переработки нефти и газа составил 30,7 процента от ВВП, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 1,2 процента. В отчетный период 54,73 процента ВВП Азербайджана было сформировано в сферах производства, из которых 36,0 процента (18,44 миллиарда манатов) - в промышленности, 12,5 процента (6,6 миллиарда манатов) - в строительстве, 6,23 процента (3,39 миллиарда манатов) - в сельском, лесном и рыбоводном хозяйствах (рис. 1).

■ Сельское хозяйство

■ Промышленность

■ Строительство

■ Торговля и услуги

■ Транспорт и складское хранение

■ Услуги по размещению туристов

■ Связь

■ Социальные и прочие услуги

■ Налоги, вкл. на импорт

Рисунок 1. - Структура ВВП Азербайджана по добавленной

стоимости

В 2015 году общий объём промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 3,8 % и составил 13,3 млрд.

манат (12,6 млрд. долл. США), (табл. 1) . На добывающую промышленность пришлось 63,3% всего промышленного производства, обрабатывающую - 28,7 %, снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом - 7,2%, водоснабжение - 0,8 %.

Таблица 1. - Основные макроэкономические показатели

(по данным Госкомстата и ГТК Азербайджанской Республики)

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Валовой внутренний продукт:

в текущих ценах млрд. долларов США 63,6 68,8 73,2 74,9 25,0

в % к предыдущему периоду на душу населения, тыс. долларов США 100,1 5,5 102,2 7,5 105,8 7,9 102,8 7,98 105,7 1987,8

Продукция промышленности:

в текущих ценах млрд. долларов США 43,9 43,2 42,9 40,5 12,6

в % к предыдущему периоду 95,0 97,7 101,8 99,3 103,8

Продукция сельского хозяйства:

в текущих ценах млрд. долларов США 5,7 6,1 6,7 6,6 2,5

в % к предыдущему период 105,8 105,8 104,9 97,4 107,3

Инвестиции в основной капитал:

в текущих ценах млрд. долларов США 16,2 19,5 22,8 22,2 7,5

в % к предыдущему периоду 127,3 118,0 115,1 98,3 103,7

Перевозки грузов:

млн. т. 203,5 210,6 218,0 222,0 109,6

в % к предыдущему периоду 103,6 103,5 103,4 101,9 101,5

Розничный товарооборот:

в текущих ценах млрд. долларов США 20,9 22,4 25,1 27,9 11,3

в % к предыдущему периоду 110,6 109,6 109,9 110,0 113,4

Индекс потребительских цен (за период, в %) 107,9 101,1 102,4 101,5 103,5

Товарооборот * (январь - май 2015г.) в текущих ценах млрд. долларов США в % к предыдущему периоду 36,3 103,9 33,6 92,4 34,7 103,4 31.0 94.1 9,35 105,7

Экспорт:

в текущих ценах млрд. долларов США 26,5 23,9 24,0 21,8 5,28

в % к предыдущему периоду 124,4 90,0 100,3 98,0 102,3

Импорт:

в текущих ценах млрд. долларов США 9,7 9,6 10,7 9,2 4,07

в % к предыдущему периоду 145,3 99,0 110,9 85,4 114,9

Международные валютные резервы, млрд. долларов США 40,0 46,0 50,0 54,4 51,2

Официальный курс маната к доллару США (в среднем за период) 0,7864 0,7850 0,7845 0,7844 1,05

*Данные Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики

По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Азербайджана (рис 2). Исходя из этого, представители Азербайджана и бизнес-структур Ев-

ропейского Союза не раз говорили о нецелесообразности санкций на международной арене.

Рисунок 2. - Основные страны-партнеры Азербайджана по импорту

(млн. долл. США)

Сверхзадачей на ближайшую перспективу является диверсификация экономики Азербайджана. Самой актуальной проблемой Азербайджана на сегодняшний день является диверсификация экономики, в которой углеводороды составляют более 90 % от общего объема экспорта страны, т.е. на 50 % больше чем 15 лет назад. Но добыча нефти в стране по данным BP (British Petroleum) уже достигла своего пика. Поэтому экономическая диверсификация стала краеугольным камнем основной концепции развития страны «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» [1]. Особое внимание уделяется укреплению ненефтяной промышленности, переходу страны к экономике знаний и использованию стратегического положения Азербайджана на пересечении международных торговых путей.

В настоящее время в Азербайджане осуществляют деятельность порядка 6,8 тыс. компаний с иностранным капиталом, из которых 40% имеют турецкий капитал. Компании с российским капиталом составляют 8,5% (600 компаний) от общего числа компаний с иностранным капиталом в Азербайджане.

В 2015 году инвестиции в основной капитал выросли на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 7,9 млрд. манат (7,5 млрд. долл. США). Как и прежде, Великобритания занимает первое место (981,1 млн. долл. США), за ней следует Турция (434,8 млн. долл. США), а тройку замыкает Норвегия (368,0 млн. долл. США). Россия с объемом инвестиций в 211,3 млн. долл. США занимает 4 место, (рис.3).

Благодаря успешно проводимой политике диверсификации, экономика страны устойчиво развивается вот уже многие годы, несмотря на продолжающиеся кризисные процессы в мировой экономике.

Прочие страны и МФО

Рисунок 3. - Иностранные инвестиции в основной капитал Азербайджанской Республики

Основным компонентом диверсифицированной политики является реализуемая в стране системная программа новой индустриализации.

Новая госпрограмма промышленного развития акцентирует внимание на формирование в стране высокотехнологичного производства.

План мероприятий состоит из пяти приоритетных направлений: усиление промышленного потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы и методов управления, развитие кадрового и научного потенциалов в этой сфере, организационные мероприятия и меры поощрения.

По данным Министерство экономики и промышленности Азербайджана за последние годы заметно возрос объем производства импортозамещающей продукции. По некоторым товарным позициям сегодня полностью обеспечиваются потребности внутреннего рынка. В частности, это относится к производству цемента, строительных блоков, гипса, гипсокартонных изделий, металлоконструкций, красок и т.д.

Промышленная политика и импортозамещение должна быть адекватны глобальным вызовам. В Азербайджане импортозамещение трактуется, как возможность снизить зависимость национальной экономики от влияния внешнеэкономической конъюнктуры и повысить безопасность страны.

На наш взгляд, при разработке стратегии по импортозамещению необходимо учитывать зарубежный опыт. Многие вопросы импортозамещения лежат в плоскости регулирования рынков.

Наиболее успешный мировой опыт свидетельствует о том, что импорто-замещение, прежде всего, должно опираться на частную инициативу, при этом гибко поддерживаться государством. Чтобы успешно осуществить структурные изменения в промышленном комплексе, необходимо в первую очередь укрепить имеющийся потенциал и поощрять развитие новых направлений.

С этой целью наряду с развитием традиционных отраслей за последнее время по инициативе президента Азербайджана И.Г.Алиева создаются новые направления, применяются новые формы организации промышленного производства - технопарки. Успех реализуемых правительством начинаний по модернизации и диверсификации ненефтяного сектора экономики наиболее наглядно проявляются в одном из крупнейших индустриальных центров страны - Сумгаите. Близость к столице и наличие в городе десятков предприятий нефтехимии, металлургии, пищевой и легкой промышленности и квалифицированных специалистов делают Сумгаит наиболее приспособленным для формирования современного, интенсивно развивающегося промышленного комплекса. Правительство приняло решение создать первый в стране технопарк именно здесь и в целом отводит этому городу роль главного индустриального центра страны.

Сегодня многие международные эксперты признают Сумгаит ключевым промышленным центром не только Азербайджана, но и всего Южного Кавказа. Очередным шагом по наращиванию индустриального потенциала Сумгаита стало открытие здесь крупнейшего в регионе Восточной Европы завода бетонных изделий и швейной фабрики «Альянс Текстил». Применяемые на предприятии бетонных изделий энергосберегающие технологии позволят заметно снизить себестоимость производства и удешевить конечную продукцию. Сырье для швейной фабрики - различные ткани будут поставляться с расположенного поблизости текстильного парка-холдинга «Гилан».

В частности, уже функционируют Балаханский промышленный парк, ведутся работы в других регионах по созданию новых промышленных парков, а также промышленных кварталов. Ведется работа по организации Азербайджанского комплекса по производству стали. Также планируется начать работу по созданию комплекса нефтегазопереработки и нефтехимии.

Формирование технопарков и промышленных кварталов особенно важно с точки зрения повышения экспортного потенциала страны, роста производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции, привлечения иностранных инвестиций и современных технологий. Подобные компактные формы сосредоточения небольших промышленных объектов по модели «технологической платформы» могут обеспечить динамичный эффект для развития экономики регионов страны. Индустриальные парки, обладающие современной разнопрофильной инфраструктурой, создаются с целью диверсификации экономики страны и применении инноваций в промышленности.

Особо можно отметит проделанную за последние годы работу в области обеспечения продовольственной безопасности страны, сокращения зависимости от импорта, роста местного производства, создания новых промышленных предприятий. Важная роль уделяется и продовольственной безопасности, чтобы в течение будущих пяти лет основные продовольственные товары производились в Азербайджане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показало проведенное исследование, достигнуты позитивные перемены в агропромышленном комплексе, являющемся одной из основных отраслей

экономики страны. Производители сельскохозяйственной продукции в очередной раз были на 5-летний период освобождены от всех налогов, за исключением земельного налога. Реализация указанных проектов, применяемые к аграрному сектору налоговые льготы, проводимые комплексные меры, связанные с повышением урожайности, в ближайшем будущем окажут позитивное влияние на обеспечение страны основной продовольственной продукцией и ее экспорт.

Так благодаря поддержке Азербайджанского фонда поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) около четырех лет назад в США была создана импортно-экспортная компания West Coast Connection, посредством которой в ряде престижных магазинов Лос-Анджелеса сегодня реализуется разнообразная продовольственная продукция с маркировкой Made in Azerbaijan. В США и Канаде успешно продвигаются проекты Flavors of Azerbaijan и Wine&Spirits of Azerbaijan, предусматривающие продвижение продукции азербайджанского виноделия, консервной промышленности. При поддержке AZPROMO и частных инвесторов запланировано открытие национальных сельскохозяйственных центров в Москве, регионах России, в перспективе в Беларуси [2].

В качестве инструментов политики диверсификации, необходимо выделить три ключевых направления:

- стимулирование спроса (расширение рынков сбыта, субсидирование НИОКР);

- стимулирование предложения (технопарки, промышленные зоны, субсидирование развития инфраструктуры при создании индустриального парка);

- организация и расширение доступа к информации о рынках (субсидирование участия в выставках за рубежом, торговые представительства). Азербайджан сегодня является инициатором трансрегиональных экономических проектов. Наряду с проектами нефтепроводов и газопроводов, можно назвать транспортные коридоры и инфраструктурные объекты. Все внешнеполитические инициативы построены на региональном экономическом сотрудничестве. Успешная диверсификация экономики Азербайджана в последующие годы может способствовать развитию сотрудничество с соседними регионами, имеющие тесные торгово-экономические отношения с республикой.

В условиях санкций Запада, российская экономика сейчас переживает трудное время, вместе с тем укрепляется сотрудничества РФ с соседними государствами. На наш взгляд, политически мотивированные санкции выпадают из контекста ВТО, они дискриминационные и противоречат духу правил международной торговли. Азербайджанская продукция экспортируется на рынки России, замещая западные аналоги.

Влияние санкций на реальный сектор и ритейл пока выражается, только в том, что закрылись западные рынки финансирования. Россия осваивает новые рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки. Однако сегодня санкции для Европы обернулись серьезными экономическими проблемами. Профессор Института мировой экономики в Киле Р.Лангхаммер, один из ведущих специалистов Германии в области междуна-

родной торговли, подчеркивает что, это политическая аргументация, стороны должны отказаться от санкций. Например, ограничения в поставке технологий для энергетической сферы могут со временем сказаться на поставках энергии. В результате ущерб понесут обе стороны» [3]. При этом важно подчеркнуть, что Россия по-прежнему открыта к инновационному сотрудничеству со своими прежними технологическими партнерами в странах Европы и США.

Между тем, интегрированная индустрия открывает огромные возможности для сотрудничества и инновационного развития. Промышленность позволяет создавать рабочие места - не только на предприятиях, но и в смежных отраслях и других сферах экономики. И каждое новое рабочее место в промышленности создает в среднем 0,5-2 новых рабочих места в других секторах экономики [4].

Реализация проектов индустриальных парков - одно из приоритетных направлений промышленной политики России. По данным Ассоциации индустриальных парков (АИП) на сегодняшний день в России действуют 75 индустриальных парков. В их распоряжении имеется достаточно свободных инфраструктурных ресурсов для размещения нефтехимических производств.

Создание в промышленных парках Азербайджана благоприятных условий создает широкие возможности для сотрудничества с Россией.

В 2014 г. на встрече министра экономики и промышленности Азербайджанской Республики Ш.А.Мустафаева с находящимся в Баку заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В.Каламановым, стороны обсудили возможности двустороннего сотрудничества в области фармацевтики и нефтяного машиностроения [5]. Обеим сторонам следует продвинуть экономическую интеграцию в целях диверсификации. Функционирование промышленных парков придаст импульс росту конкурентоспособности экономики наших стран.

С учетом этого, Азербайджан и Россия планируют развитие сотрудничества в инвестиционной сфере до 2020 года [6]. В частности, речь идет о плане сотрудничества в инвестиционной сфере до 2020 г. в рамках соглашений по синхронизации работ энергетических систем Азербайджана и России, созданию инвестиционной платформы между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Государственным нефтяным фондом Азербайджана.

Вывод. Для поддержания темпов устойчивого экономического роста основной акцент необходимо сделать на создание отраслевой стратегии, промышленную кооперацию на новой современной высокотехнологичной базе с учетом передового опыта в области науки и техники.

В рамках формирования промышленных парков торгово-экономические контакты между Азербайджаном и Россией могут выйти на новый качественный уровень, а также в рамках совместного предпринимательства в аграрной сфере.

Очевидно, что проекты в рамках модели диверсификации потребуют больших инвестиций, развития кадрового потенциала и применения новых технологий.

В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях промышленного производства и поддержки отечественных товаропроизводителей. Финансирование должно предоставляться на проектной основе, для реализации конкретных стратегических целей развития.

Предложенный комплекс мер может поддержать устойчивость экономики Азербайджана, создаст возможность производителю развиваться дальше, совершенствуя технологии и повышая качество продукции. Библиографический список:

1. В Милли Меджлисе заслушан ежегодный отчет Кабинета Министров // Азербайджан, 18 марта 2015 г.

2. Предприятие по переработке граната одним из первых сформировало известную за рубежом торговую марку// Российская газета, 25.11.2014 г.

3. www.dw.de/немецкий-эксперт-санкции-обрекают-на импортозамещение (дата обращения 31.03.2015)

4. Г.Никитин Промышленность - это залог развития во всех сферах // http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 02.04.2015 )

5. Азербайджан приглашает российские компании в промышленные парки, Азербайджанские известия, 19 ноября 2014 г.

6. Россия и Азербайджан договорились об инвестициях до 2020 года// http://mir24.tv/news/economy 11.02.2015

7. Отчет Государственного комитета Азербайджанской республики по статистике, 2015г. / http://www.trend.az/business/economy/2483490.html. (дата обращения 12.04.2015).

References:

1.In the Milli Majlis heard the annual report of the Cabinet of Ministers. Azerbaijan, 18 March 2015.

2.Enterprise pomegranate processing one of the first companies known abroad trademark. The Russian newspaper, 25.11.2015.

3. www. dw.de/немецкий-эксперт-санкции-обрекают-на-импортозамещение (accessed 31.03.2015).

4.G.Nikitin Industry is the key to development in all spheres http://minpromtorg.gov.ru (accessed 02.04.2015).

5.Azerbaijan welcomes Russian companies in the industrial parks of Azerbaijan Izvestiya, November 19, 2014.

6.Russia and Azerbaijan have agreed to invest up to 2020. http://mir24.tv/news/economy 11.02.2015.

7.The report of the State Committee of Azerbaijan Republic on statistics , 2015. http://www.trend.az/business/economy/2483490.html. (accessed 12.04.2015).

УДК 378.1

Султалиева З.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Z.M.Sultalieva

IMPROVEMENT OF QUALITY ASSURANCE SYSTEM ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация. Целью работы является совершенствование системы оценки качества деятельности учреждений высшего образования с точки зрения менеджмента качества. Выявлены и систематизированы проблемы, препятствующие повышению качества деятельности вузов. Проведен анализ существующих критериально-оценочных комплексов, используемых для определения эффективности деятельности учреждений высшего образования. Уточнено содержание компонентов качества деятельности учреждений высшего образования. Предложена структурная модель оценки внутреннего качества учреждений высшего образования. Проведен анализ макросреды деятельности вуза с использованием методики стратегического управления - PEST-анализ.

Результатом проведенного исследования является макрокритери-альная модель системы менеджмента качества учреждений высшего образования, характеризующая управление качеством, новый подход к оценке эффективности вуза и степени его конкурентоспособности, а также деятельности учреждений высшего образования с точки зрения менеджмента качества.

Ключевые слова: образовательное учреждение, система менеджмента качества, управление вузом, качество образовательных услуг, всеобщее управление качеством

Abstract. The aim of the article is the improvement of quality assessment system of higher education institutions in the aspect of management. The problems of quality improvement are revealed and classified. The analysis of criteria assessment sets used to define the efficiency of higher education institu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.